0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анимизм; это, rогда и почему возник анимизм

Начинать разбираться в любой теме необходимо с обозначения ее понятий. Ведь часто бывает достаточно просто узнать значение главного слова, чтобы понять, о чем будет идти речь. Так, в данном варианте подобным термином является такое понятие, как «анимизм». В переводе с латинского языка оно звучит как «animus», что означает «дух, душа». Теперь можно сделать несложный вывод, что анимизм — это вера в различные нематериальные существа, такие как духи или души, которые могут находиться в самых разнообразных вещах, явлениях или предметах, согласно нюансам верований определенных племен или обществ.

В науку это понятие ввел философ Ф.Тейлор еще в конце XIX века. Сам же термин «анимизм» термин ввёл в обращение немецкий учёный Г.Э. Шталь. Тейлор считал данную форму верования слишком уж простой, присущей только самым древним племенам. И хотя это одна из архаических форм религии, в теории Тейлора было много несправедливого. Согласно его мнению, верования у древних народов развивались в двух направлениях. Первое: это желание размышлять над снами, процессами рождения и смерти, рассуждения после различных трансовых состояний (в которые входили благодаря разным галлюциногенам). Благодаря этому у первобытных людей складывались определенные мысли по поводу существования душ, которые несколько позже переросли в раздумья об их переселении, загробной жизни и т.д. Второе же направление было связано с тем, что древние люди готовы были одушевлять все их окружающее, анимировать его. Так, они считали, что деревья, небо, бытовые предметы — все это имеет также душу, чего-то желает и о чем-то думает, у всего этого есть свои эмоции и мысли. Позже, по мнению Тейлора, данные верования перерастали в политеизм — веру в силы природы, могущество умерших предков, а далее и вовсе в монотеизм. Вывод из теории Тейлора можно сделать следующий: по его мнению, анимизм — это минимум религии. И эту мысль за основу часто брали многие ученые различных направлений. Однако ради правды необходимо сказать, что его теория также имеет и слабые стороны, о чем могут свидетельствовать этнографические данные (далеко не всегда первые религии включают в себя анимистические верования). Современные же ученые говорят, что анимизм — это основа большинства сегодня существующих верований и религий, а элементы анимизма присущи многим людям.

Анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и магия

Добрый день, эта публикация посвящена первобытным верованиям.

Важной частью культуры человечества на протяжении ее развития являются верования и мифы.

Здесь я хочу обратить Ваше внимание, на то, что первобытная культура синкретична, т.е. взаимосвязана. В современном мире художник рисует картины, т.е. занимается чистым творчество. Но в представлениях человека традиционной культуры мир не делится на сферы, он целый, а у рисунка есть практическая польза. Например, для тренировки меткости или для выполнения мистического обряда который сделает охоту удачной.

К ранним формам верований относятся:

1. Анимизм (от лат. «анима» – дух, душа) – это вера в существование души у человека и у других природных объектов. По мнению английского этнографа Эдварда Бёрнетта Тайлора, который ввел в науку это понятие, представления о душе возникли у древних народов в результате попыток понять разницу между сном и бодрствованием, а также желанием объяснить, что такое галлюцинации и видения.

Тайлор считал анимизм самым древним верованием, которое лежит в основе любой религии. Однако сейчас известны его предшественники: аниматизм — безличное одушевление природы в целом, дологический мистицизм и магия. В наше время анимизм распространен в Африке, Америке, Океании, Азии. В России анимистами остаются нанайцы, саамы, ханты, якуты, манси, ненцы и др.

2. Магия (от греч. «мегея» – волшебство) – вера в то, что на объект можно воздействовать при помощи особых потусторонних сверхъестественных сил. Джеймс Джордж Фрезер, английский исследователь истории религии, разделял магию подобия и магию заражения:

— магия подобия. Например, делаем фигурку человека. С помощью сверхъестественных действий связываем ее с конкретным человеком, потом втыкаем булавку в сердце и ждем, когда вам расскажут, что у того случился сердечный приступ;

— магия заражения. Берем предмет, который принадлежал вашему недоброжелателю достаточно долгое время, например, топор, набедренная повязка, а еще лучше волосы или ногти, особым образом на них воздействуем и ждем, когда побежит к жрецу за лекарством.

В современном мире магию практикуют всем известные колдуны вуду, но не только. К такой магической практике, как гороскоп прибегают очень многие. Еще верят в наведение порчи и сглаза, обращаются за помощью к колдунам. У вас наверняка есть знакомые, которые трижды стучат по дереву и плюют через плечо — это магические ритуалы.

3. Тотемизм (от сев.-инд. «ототем» – его род) – чаще всего это вера в происхождение человека от какого-то животного. Им поклонялись, в большинстве случаев их запрещалось убивать и есть, хотя периодически могло совершаться ритуальное убийство и поедание. Однако тотемом мог стать: ветер дождь, голова черепахи или стебель маиса. Дж. Фрезер считал, что именно тотемизм стал причиной для одомашнивания животных и окультуривания растений. Выращивали рядом с собой тотемных предков, время от времени совершая заклание. Тотемизм, оказал большое влияние на формирование более поздних религиозно-мифологических представлений, особенно, на культ предков. Сейчас тотемизм сохранился в Австралии, Америке, Африке.

4. Фетишизм (от фр. «фетише» – волшебство) – поклонение неодушевленным предметам с особыми сверхъестественными свойствами. Это амулеты, обереги: кусок камня, лапка кролика, зубы акулы. Можно сказать, что сказочная волшебная палочка — это тоже фетиш. Религиозный фетишизм сохранился и сегодня. Так для привлечения удачи нужно надеть украшение с подходящим камнем. Почитание мощей в христианстве и буддизме и Черного камня в исламе, тоже фетишизм.

Читать еще:  В с соловьев основные произведения. Соловьев Владимир, философ: биография, сочинения

5. Шаманизм (от эвенкийского слова «шаман») – это способ общения с потусторонним миром посредством особенного человека, обладающего способностью к такому общению. Ритуальные действия шамана – это камлание, в результате которого либо духи вселяются в тело шамана, либо его душа отправляется в мир духов для решения насущных проблем. Сейчас шаманизм есть на Алтае, в Бурятии, Якутии, Корее, Мексике, Перу и др.

В следующей публикации я продолжу рассказ о первобытных верованиях, причинах их возникновения и источниках информации о них.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Полную версию рассказа о Первобытной культуре смотрите в видео на моем ютуб-канале:

Характеристика анимизма

Анимизм — это вера в существование духов, души, в одухотворённость природы. Термин «анимизм» происходит от латинского слова anima и означает в переводе «дух, душа». Впервые этот термин предложил английский этнограф Э.Б. Тейлор. По словам Тейлора, анимизм — начальная форма религии. Религиозные верования анимизма заключаются в том, что существуют некие божества, которые управляют процессом менее развитых живых существ, существуют духи, души, а также множество жизней, через которые нечто неразрушимое проходит, меняя формы. По словам учёного, анимизм берёт своё начало в «философствовании первобытного дикаря», который стал интересоваться такими явлениями, как сон, сновидение, смерть и так далее.

Здесь следует разобрать вопрос: чем, собственно, человек отличается от животного?

На школьных уроках по биологии нам часто доводилось слышать, что человек является царём среди зверей. Это мнение активно поддерживают и многие современные учёные. Лишь бегло оглянув результаты «правления», мы легко убедимся, каких успехов достиг человек за время своего царствования. Огромный вред, нанесённый окружающей природе, сотни истреблённых видов животных и ещё столько же на грани вымирания… Сложно представить, что какой-либо правитель способен намеренно изводить своё царство, поэтому логичным становится вопрос, а чем человек отличается от животного, и так ли мы отличаемся от наших меньших братьев? И если да, то чем?

По большому счёту, отличий этих не так много, и одно из них — человек осознаёт свою смертность. И это заставляет его искать ответы на вопросы. И это ещё одно отличие человека от животного: его не устраивает инстинктивное существование, заложенное природой, он стремится к самопознанию. И именно зарождение такого качества, как стремление к самопознанию, скорее всего, когда-то и стало началом эволюции человека, когда в нём пробудилось некое духовное начало.

Итак, с точки зрения анимизма всё имеет свою душу. Как человек, так и камень — оба являются живыми существами. И как могли убедиться вышеуказанные учёные, это утверждение не лишено истины. Так Е.Ф. Карский говорил о том, что причина появления такой начальной формы религии, как анимизм, в том, что, когда славянин осознал себя не только физическим телом, но и душой, он по аналогии наделил этим качеством и весь окружающий мир.

И можно ли сказать, что славянское представление о том, что всё вокруг является живым, ложно? Исходя из выводов учёных, например, о том, как вода и растения реагируют на слова. А сколько уже есть подтверждений тому, что растения способны слышать, видеть, думать и общаться между собой?

Исходя из этого, можно сказать, что анимизм — это не просто первобытная религия, это одна из первых ступеней духовного становления человека. Ведь если человек начинает понимать, что вокруг него не просто куски материи, которые можно использовать по своему усмотрению, а живые существа, то это выводит его отношения с окружающим миром на качественно новый уровень. Главный принцип жизни наших предков гласил: «Жить по совести, в ладу с природой». И в философии анимизм — это не просто какая-то вера в духов, это именно понимание того, что материальный мир далеко не так материален, что называется, до мозга костей.

Термин «анимизм» открывает перед нами более глубокую философию, более глубокое восприятие реальности. Да, в какой-то мере можно сказать, что понятие анимизма и его зарождение во многом связано, например, с недостатком понимания некоторых явлений, когда обычной грозе приписывалось свойство «гнева богов» и так далее.

Развитие общества и науки, понимание многих процессов дали нам ответы на многие вопросы, но это не отменяет актуальности основной идеи анимизма, которая заключается в том, что мир вокруг нас живой, тем более, что современные научные открытия только подтверждают это.

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм — это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.
Читать еще:  Тайм-менеджмент Страстной седмицы – как все успеть?

Анимизм

Одним из распространенных верований и, связанных с ними символических действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima — дух, душа) — вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен английским этнографом Э. Тайлором. Он считал, что анимизм — это исходная, элементарная форма религии, которая развивалась затем в более сложные религиозные представления и действия. Однако такое утверждение противоречило фактам, поскольку этнографами было установлено, что многие древние верования, не содержат в себе анимистических представлений, таинственные силы, с которыми связаны эти представления, не мыслятся как душа.

По моему мнению, анимизм — это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.

Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Этнографы склонны объяснять появление этого мира духов вполне естественными причинами. Появление этого мира обусловлено, по их мнению, своеобразным истолкованием первобытным человеком целого ряда оптических и акустических явлений: теней, эха, отражений, шумов, в реальности которых он не имел никаких оснований сомневаться, поскольку об их существовании свидетельствовали его чувственные восприятия. Эти восприятия заставляли его прийти к заключению, что в окружающем мире наряду с обычными телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности. Эти существа — духи. Для первобытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак — способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов — это невидимый мир. Позднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов. Высшей формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельное существование души. По мнению этнографов, различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, а также явления сопутствующие смерти) привели к мысли, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли которых зависела вся жизнь человека. Эти души могут быть самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание составляют видимые части или функции тела, другие, как душа, покидающая тело во время сна и вновь возвращающаяся к нему, представляют собой все признаки духа. Эта душа может переселяться в других людей, животных, в растения, предметы. В конце концов, развитие анимистических верований привело к признанию существования души как двойника конкретного человека, как той части его организма, которая оживляет его, а в последствие было признано, что и одухотворяет его.

Таким образом, анимистические и тотемистические верования и обряды сливались в практике первобытного коллектива в единый не расчленяемый комплекс, в рамках которого суровые реалии повседневного быта и нелегкой борьбы коллектива за существование находили свое отражение. Это отражение было иллюзорно-фантастическим, причем функция приведения его в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

религия первобытный тотемизм фетишизм

Религиозные верования и анимизм

Интернет

Где же следует искать корни такого рода верований? Конечно, как и все другие верования, они являются фантастическим отражением в головах людей их бытия, их бессилия. Современный немецкий историк первобытной культуры Г. Эйльдерман, который пытается анализировать и проблемы первобытной религии, считает, что корни анимизма и фетишизма следует искать в разделении труда. Но такая постановка вопроса грешит механицизмом.

Вопрос о древнейших формах религиозных верований неотделим от вопроса о развитии мышления, сознания человека в ходе его трудовой деятельности, общественной практики. Без разрешения вопросов, связанных с первобытным мышлением, разобраться в характере древнейших религиозных верований нельзя.

Однако именно в вопросе о первобытном мышлении современные философские идеалистические школы создали, пожалуй, наибольшую путаницу. Как мы уже упоминали, сторонники новейших идеалистических школ утверждают, что мышление первобытного человека коренным образом отличается от мышления современного человека будто бы своим «иррационализмом», своей «мистической ориентированностью».

Это, разумеется, неверно. Вся история труда, вся деятельность человека опровергают этот нелепый тезис.

Вопреки идеалистическим предположениям Леви-Брюля, первобытное мышление не было иррациональным. «Человек, — говорит В. И. Ленин, — в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». Но это, разумеется, не значит, что первобытное мышление ничем не отличается от мышления современною человека.

Впадая в грубый антиисторизм, сторонники анимистической гипотезы утверждают, что мышление первобытного человека качественно ничем не отличается от мышления современного человека. Развитие мышления они толкуют лишь как цепь количественных изменений: у первобытного человека невежество преобладает, у современного — господствует научный взгляд.

Сторонники преанимизма, утверждая, что мышление первобытного человека «иррационально», конструируют различные «мистические категории» и «законы» этого мышления, вырывая непроходимую пропасть между «первобытным» и «современным» мышлением. Между тем правильное понимание развития первобытного мышления опровергает идеалистические вымыслы и анимистов, и преанимистов.

В процессе становления человеческого общества развитие труда идет от полуживотных, полуинстинктивных форм деятельности к производству общественного человека; в процессе труда развивается и сознание. Маркс говорит, что человечество начало сиоп путь с первых «животнообразных инстинктивных форм груда». Этим формам соответствовали и зачаточные формы «мышления в действии», как говорил И. П. Павлов.

Совершенно очевидно, что у примитивного, «инстинктивного человека» мы не можем предположить существование мышления понятиями. Энгельс указывает, с чего началось развитие сознания человека: «Но вместе с развитием руки шаг за шагом развивалась и голова, возникало сознание — сперва условий отдельных практических полезных результатов, а впоследствии, па основе этого, у народов, находившихся в более благоприятном положении, — понимание законов природы, обусловливающих эти полезные результаты».

Читать еще:  Пастырь добрый. О чем может рассказать архиерейское облачение

Совершенно ясно, что образование понятий предполагает развитие общественной практики, развитие воздействия человека на природу. Образование понятий есть историческая ступень мышления общественного человека. Вначале был долгий период осознания практических, полезных действий. Отвлеченные понятия — результат долгой работы мысли, развивающейся в труде, на основе обогащающейся общественной практики человека.

Не с появления отвлеченных понятий началась история мысли. Наглядные, образные представления отнюдь не сразу превратились в отвлеченные понятия.

История языка показывает нам следы процесса развития мышления от представлений к понятиям. Идеалистические установки Леви-Брюля не помешали ему собрать прекрасный материал примитивных языков, характеризующий их первоначальную конкретность, образность. 142 Эти свойства языка отражают наиболее древнюю стадию мышления — мышление представлениями.

Результатом этой наглядности, образности языка и мышления является не раз отмеченное нами ранее отсутствие обобщенных, родовых понятий —слов для обозначения понятий «рыба», «птица», «дерево», «цвет» и пр., при множестве слов, точно обозначающих свойства какого-либо предмета.

Леви-Брюль думает даже, что при переходе к развитым языковым формам, связанным с появлением обобщающей работы мысли, под влиянием этого нового фактора исчезает красочность, образность языка, уступая место схематическим, обобщенным формам.

Многочисленные исследователи подчеркивают превалирующую роль наглядных представлений в мышлении современных первобытных народов. Все эти наблюдения указывают, что вначале мы должны предположить мышление наглядными живыми представлениями, отражающими многокачественный мир, который познает человек в труде.

Первобытное мышление конкретными представлениями вместо абстрактных понятий отмечали многие исследователи задолго до Леви-Брюля и Кассирера. Так, например, в XVIII в. обосновывая свою теорию фетишизма, де Бросс отмечал, чт ( развитие мышления состоит в «переходе от чувственных пред метов к отвлеченному мышлению». К этой мысли приходил и ряд исследователей XIX в.

И при всем этом нельзя забывать, что развитие сознания человека — это процесс развития отвлеченного мышления. Уже на первых этапах речь как бы подытоживает сумму конкретных, живых представлений, которые отражаются в голове человека. Объединение чувственных образов достигается в процессе самой практики, создается некоторая «отвлеченность образа», явившаяся первым шагом абстракции, отлагается устойчивый образ из разновременных восприятий.

Этот процесс нельзя сбрасывать со счета, нельзя забывать, что происходит обобщение образов, представлений.

Припомним, как Ленин характеризует начальный этап раз-питии сознания: «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, — потом развиваются понятия качества (определения нощи или явления) и количества». Только затем, отмечает Ленин, «изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы — сущности versus явления, — причинности etc».

Эта характеристика начального этапа познания дает ключ к истории мышления, к проблемам так называемого первобытного мышления. Не так ли развивалось и сознание человечества? В результате долгой работы мысли, развившейся в труде, появилась категория качества. Умение же отличать сущность от явления появилось сначала лишь в зародышевой стадии, в ходе создания некоторой отвлеченности образов, как понимание некоторой качественной устойчивости предметов, явлений природы.

Ленин указывает на исторический характер категорий, моря, что они появляются не вдруг, что эти категории суть ступени развития мышления. Ленин показывает путь развития мышлении «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктив-ныП человек, дикарь, не выделяет себя из природы. В труде развивается сознание первобытного человека.

Сначала мелькали впечатления, затем выделилось нечто, человек в процессе труда познавал все больше и глубже многокачественный мир, его окружающий. Категории качества и количества, определение вещи или явления — первая важнейшая ступень познания и овладения миром.

Этим характеризуется развитие сознания на ранних ступенях. «Сознание, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами…». «… Животное не,, относится» ни к чему и вообще не,, относится»; для животного его отношение к другим не существует как отношение».

Маркс указывает далее, что вначале происходит «чисто животное осознание природы». Затем в труде инстинкт животного заменяется сознанием человека. Переход от «инстинктивного человека» к «сознательному человеку» — длительный процесс. С развитием труда появляются наглядные конкретные представления, которые дают «определения вещи или явления». Энгельс так характеризует этот процесс: «Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека.

В предметах природы on постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства». Такова основная характерная черта мышления, познания первобытного человека. Он обнаруживал новые свойства вещей и явлений природы, его сознание в форме наглядных конкретных представлений отражало этот многокачественный мир, открывающийся человеку в труде, в практике. С развитием сознания появляется речь, «формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу.

Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась…» В этом медленном процессе преобразования неразвитой глотки обезьяны животный выкрик становился словом, развивалась, согласно учению И. П. Павлова, вторая сигнальная система. Потребность что-то сказать друг другу явилась результатом длительного процесса труда и развития общественных связей.

Энгельс считает, что выработка этой потребности явилась главнейшим результатом периода низшей ступени дикости, периода первобытного человеческого стада.

Приведенные соображения относительно первобытного мышления, таким образом, показывают, что принятие анимизма как древнейшего этапа в развитии религиозных верований совершенно обходит проблему развития познания и сознания общественного человека эпохи дикости, его переход от чувственных представлений к образованию понятий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector