0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания

Содержание

Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков — детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки — это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух — они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев — это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю не одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года — колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия — нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, — это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго — что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», — и они показывают перекрестно: «Это он», — «Нет, это он». И не потому, что они врут — они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), — ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно — что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей — понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать — это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря — до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму — не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет — это магическое понятие, магическое число)?« — «Мне четыре», — «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа — возраст — они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил — а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик — всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, — конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Читать еще:  Прочитав это письмо, я перестала кричать на детей

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие — «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то — вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же — та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это — огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы — это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И есликто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, иликто-то на улице, — сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Дети-погодки и 5 секретов многодетной мамы

Скрипачка и мама троих детей: проблем нет, есть возможности

Я всегда смотрела на мам троих детей, как на небожительниц-мучениц. Их жизнь представлялась мне вечным подвигом. Я всегда любила поспать, полдня могла расслабленно мечтать и копаться в своих блокнотиках, а вечерами пропадать на концертах и прогулках по Москве. Работала в оркестре, ездила на гастроли и вела активную творческую жизнь.

Когда передо мной возникал образ многодетной мамы, это был сплошной ужастик. Материнство являлось моей мечтой, но когда я забеременела и поняла, что скоро декрет, то испугалась не на шутку. Я приготовилась к сплошным потерям: себя, своей свободы, круга общения, а также сна, свободного времени и удовольствий. Многие мне говорили, что с этого момента и начинается настоящее развитие, но я не верила.

Когда я родила дочку, то почувствовала себя по-настоящему полноценной. Мой дом превратился в целую вселенную, где каждую минуту происходят события, а день просто необъятный. Все эти заботы очень естественно легли на мое нутро и оказалось, что и поспать тоже можно периодически очень неплохо. Я слушала море классической музыки, читала книги, периодически выбиралась на выставки и концерты.

Второй ребенок появился ровно через два года, мы хотели родить дочке дружбана. Декрет продолжался. Я, беременная, отучала дочку от груди, носилась по детским площадкам и волновалась, как буду все успевать дальше. Родился сын, и наступил жуткий кризис в семье и во мне. Я познала все тяготы мам, у которых больше одного ребенка: недосыпы, нервы, когда ты разрываешься постоянно и ничего не успеваешь, никакой личной жизни и сплошной труд. Возникало смятение: что делать дальше, когда выходить на работу и куда двигаться вообще?

Прошел год постижения азов двухдетной жизни, и тут грянул гром посреди моего неясного неба: я беременна третьим. Этого вообще никто не планировал и не ожидал, был шок и ступор. Потом потихоньку выдохнули, продлили декрет, нашли помощницу по хозяйству и затаились в ожидании, что будет. Наступил переломный момент для меня и моей семьи.

Началась перестройка всего: наших отношений с мужем, распределения сил в домашних делах и глубинная работа над собой. Включились механизмы урегулирования всех сфер, чтобы в таком непростом режиме не выживать, а все-таки жить. Мы стали терпимее друг к другу, появилась сплоченность вместо борьбы за власть. Организм и нервная система стали работать над перераспределением своих ресурсов, чтобы хватило еще на одного человечка на нашей орбите. Таким образом, сразу стало спокойнее отношение ко всему, что раньше вызывало панику или споры.

Первый год с тремя детьми стал, конечно, нехилым испытанием на прочность. Но это был год самых больших открытий о себе. Я всегда чувствовала себя ущербной рядом с героическими невыспавшимися мамами, рождение и воспитание троих детей подряд мне казалось недосягаемым подвигом. Теперь же, оказавшись в их рядах, я могу сказать одно: быть или не быть «мученицей» — решать только тебе.

Я не буду приукрашивать свои первые полтора года с тремя детьми: бывало и плохое настроение, иногда накрывало ощущение безысходности и дикая усталость. Этот период я могу назвать самым непростым в своей жизни, но мы справились, и он уже позади. Однако не могу не поделиться, каким плодотворным он стал в плане личностного роста.

Внутри открылся дополнительный ресурс сил, о котором я раньше не подозревала. Появилась интереснейшая учеба онлайн и новое общение. Рядом с домом открыли арт-галерею, и заветные курсы декорирования стали доступными. Сейчас я восстанавливаю профессиональную форму на скрипке — интересно, что за время вынужденных перерывов в голове произошла переоценка не только жизненная, но и музыкальная в том числе.

Сколько счастья мне подарили мои малыши за это время! Оказалось, можно дома устраивать дискотеки и веселиться всей семьей под детскую и недетскую музыку. У нас дома много разных инструментов: фортепиано, скрипка, труба, балалайки и гармонь, штук пять варганов, разновидности дудок и небольших ударных инструментов. Приезжая к моим родителям, дети стихийно вовлекаются в игру на настоящей арфе, под звуки которой они там засыпают и просыпаются. Мы очень любим рисовать, вырезать и лепить все вместе. Давая детям свободу самовыражения, заражаешься их креативом и весельем.

Высшим пилотажем для меня стало то, что я научилась сидеть дома одна с тремя и пребывать в состоянии комфорта. У меня есть время для посиделок за столом, вырезания коллажей и чтения любимых книг. Конечно, это время часто бывает лишь вкраплением в активное общение с малышами, которое сродни жонглированию, эквилибристике или сеансу одновременной игры. Днем мы все ложимся спать, и оказывается, можно быть трехдетной и иногда даже выспавшейся.

Какие ценные лайфхаки я могу сформулировать? Вот без чего, на мой взгляд, невозможна сбалансированная жизнь, к которой я постепенно прихожу:

  1. Если возникают непонимания и вопросы — надо их решать, а не копить. Можно брать тайм-аут, чтобы разобраться наедине с самой собой. Разговаривать друг с другом искренно и чувствами, а не упреками и провокациями. Если не получается договориться, то не надо стесняться таких современных средств, как образовательные курсы или онлайн-консультации у специалистов в любых областях. Это очень эффективно, особенно если не помогают книги, советы или сайты. Можно, конечно, годами наступать на одни и те же грабли, срываться на детей от непонимания их поведения, жаловаться на близких и считать кого-то виноватым. В конце концов, выбор за нами.
  2. Помощи не бывает много. Это жизненно необходимо для нас — переключаться и делать перерывы в общении с детьми, чтобы плодотворно с ними взаимодействовать и не наломать дров от усталости. Ведь то, как мы общаемся с малышами, закладывает фундамент всей их жизни. Если ребенок будет видеть счастливую любящую маму, то у него есть все шансы вырасти счастливым. Мы же нередко тратим время и средства на всякую ерунду, игнорируя свои истинные потребности и таким образом — обделяем и себя и детей. Если осознать, что зачастую помощь — это не роскошь, а необходимость, то и помощники найдутся, и возможности потратить время на себя тоже.
  3. Вдохновлять себя творчеством. Тратить ежедневно время на то, что тебя наполняет и окрыляет. Тогда и силы находятся на рутинную работу, а ребенок чувствует мамино полетное состояние и гармонизируется. Женщина, впускающая в свою жизнь творчество, становится носительницей драйва и вдохновения для всех своих домочадцев!
  4. Мечтать и представлять себя спустя несколько лет. Это придает масштабность маленьким шагам к своим целям, которые можно делать каждый день. Наполняет смыслом действия, кажущиеся незначительными, и, наоборот, приуменьшаем проблемы, которые мы склонны драматизировать. Многие мои мечты и желания сбылись, потому что я их визуализировала в своем сознании и действовала. Это так здорово — читать список своих желаний за прошлый год и ставить галочки напротив многих сбывшихся!
  5. Воспринимать свое настоящее как точку отсчета. Каждый день двигаться из этой точки и начинать с чистого листа. Можно окрашивать все в негатив, прикрывая это налетом «здоровой критики», но, по сути, это не вдохновляющее качество. Позитивный же взгляд на те же вещи открывает глаза на радость и превращает проблемы лишь в отправной пункт.
Читать еще:  Учи матчасть, ничего ты не понимаешь в духовной жизни!

Достаточно посмотреть на мир глазами детей, не переставая удивляться его первозданной красоте, где каждый день наполнен новыми красками. Малыши постоянно учат выходить за надуманные рамки и штампы, которые взрослые сами себе понаставили. Какими же мы становимся счастливыми, когда маленьким воспитателям удается растормошить нас, чтобы заставить радоваться жизни просто так! В такой незамутненной радости часто и наступает момент истины: проблем нет — есть возможности!

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Секреты воспитания погодок — детская психология и развития ребенка

Каждая девушка мечтает о семье. И вот случатся чудо – она выходит замуж, и у неё появляется малыш. И всё бы ничего, но спустя год рождается второй ребёнок. Мама в недоумении: как справиться с двумя малышами? Как воспитывать детей погодок?

Помощь папы в семье

Ясное дело, что для начала молодой мамочке необходимо справиться со стрессом, ведь дети-погодки отнимают всё её время.

И тут на помощь придёт папа. Хоть он и остался единственным добытчиком в семье пока мама в декрете, но его помощь примется с огромной радостью. Пусть это будут даже небольшие мелочи как мытьё посуды или уборка комнат, но супруге станет от этого только радостнее. А если ритуалом станет купание малышей папой, то такой поступок будет супруге высшей наградой.

Пока малыши ещё маленькие трудности касаются только бытовой стороны, но став дошколятами мама пугается, как развивать и воспитывать детей-погодок. Ведь ими считаются не только дети с разницей год, но даже к этой категории относят детей с разницей и два года.

Воспитание старшего и младшего малыша

Чаще всего старшему малышу исполняется год-полтора, и в семье появляется ребёнок младший. В этот период один малыш уже активно ходит и пытается познавать мир с помощью разнообразных вещей, гаджетов, которые родители всё время прячут. Все попытки взять запрещённый предмет заканчиваются громким рёвом. А в комнате в это же время плачет младший. Этот период самый тяжёлый в жизни родителей, ведь оба малыша хотят внимания мамы и папы.

Главное, не отчаиваться и соблюдать несколько принципов. Постараться так вести режим детей, чтоб он максимально совпадал у обоих. Это касается сна и прогулок. Постараться до появления младшего познакомить старшего с тарелкой и ложкой. Пока малыш подрастёт, старший научится самостоятельно есть. Это же касается и сна. Пробовать укладывать старшего в свою кровать если до этого он спал с родителями. Пусть в этот процесс подключатся и папа, тогда всё пройдёт спокойнее и проще. И не забывать о внимании к старшему. Играйте вместе, веселитесь, читайте книжки и разговаривайте, тогда ребёнок не будет одиноким.

Родительская любовь к обоим деткам погодкам

Когда наступает период с года до четырёх лет, в нём тоже присутствуют подводные камни. В это время дети уже достаточно подросли и оба интересуются окружающим миром. Именно в это период перед родителями стоит непростая задача – предотвратить дух соперничества у детей и создать каждому собственное пространство. Проявлять родительскую любовь необходимо к обоим детям и даже на ночёвку к бабушке отправляться должны оба или же никто. Таким образом, дети не будут чувствовать, что выделяют кого-то особенного.

Видео. Дети погодки, мнение молодой мамы.

И немного о личном пространстве малышей. Это очень важный момент этого периода. У каждого малыша должна быть собственная одежда, личные вещи и игрушки. Нарушение же этого правила приведёт к драке. Может быть, иной раз придётся покупать обоим одинаковые игрушки если ссора не может разрешиться.

В этот отрезок времени старшего малыша стараются отдать в детский сад. Это значительно облегчит быт маме, но, к сожалению, ранит чувства старшего малыша. Он в это время может ощутить себя никому ненужным, а потом и неприязнь к младшему брату или сестре. Если адаптация к садику происходит очень тяжело, то стоить повременить и уже отправить в детский сад обоих детей.

И всё же эти возрастные рамки самые продуктивные в плане развития детей. Старший впитывает в себя новые знания, а младший тянется за ним и открывает для себя неизведанный мир. А если молодые родители достаточно внимательны и мудры, то моменты дискомфорта пройдут легко.

Развитие ребенка дошкольного и младший школьный возраст

Следующий этап – это дошкольный возраст и младший школьный. В это время, когда старшему семь, а младшему пять, сравниваются грани психологического развития погодок, иногда тяжело разобраться кто же из них на самом деле старше. В этот период дети срастаются в дружную команду. Они чувствуют себя близкими друзьями, ведь у них много общего: игры, увлечения, интересы.

В это время родителям необходимо не допустить грубейшую ошибку: не воспринимать абсолютно разных детей, как близнецов с одинаковыми желаниями. Каждый ребёнок в силу своего возраста индивидуальность, а таланты каждого должны быть приняты с особым вниманием. К младшему же не стоит завышать требования. Всему своё время. Не навязывайте ребятам одинаковые секции и игры, пусть каждый выберет для себя что-нибудь интересное.

И самый тонкий момент этого возраста: стоит ли их отдавать в школу вмести. Ответ прост – всё зависит от развития детей. Стоит заранее обдумать ситуацию помещения детей в один класс. Младший ребёнок может не успевать за нагрузкой, а старший может плохо чувствовать себя старшим среди всех. Преимущества поступления в школу с разницей в год заключаются в привыкании старшего к школе и его помощи с уроками младшему. Но всё же вопрос о школе решается строго индивидуально.

Вырастить детей-погодок процесс сложный, но если к нему добавить много искренней любви, то такая семья станет прекрасным примером для многих семей.

10 секретов воспитания погодок без ревности: личный опыт мамочки

Как справиться с погодками. Как справиться с погодками в первый год жизни — своим опытом поделилась наша читательница Анастасия Акимова, мама-погодок.

Погодки вместе играют, улыбаются, им никогда не скучно. О такой идиллии мечтают будущие мамы. Но сталкиваются с детской ревностью, соперничеством и агрессией. Как с этим справиться? Нужно грамотно подойти к их воспитанию, тогда вы заложите основу для дружбы и уважения. Опытом поделилась Анастасия Акимова, мама погодок. Как успевать с 2 детьми: три совета для мам

Агрессия

Как проявляется? Старший ребенок толкает, бьет или щипает младшего. Подрастая, тот начинает обижать его за прошлое.

Почему так происходит? У ребенка еще в утробе матери сформировались общие физические и психологические границы. И если физические границы нарушаются после родов, то психологические сохраняются до 3-х лет. Только в этом возрасте происходит его первое отделение от мамы. Если ребенку ещё нет 3-х лет и у него появляется брат или сестра, то в его единое с мамой психологическое пространство входит третий, и он пытается избавиться от лишнего.

Ревность

Как проявляется? Старший привлекает к себе внимание истериками, капризами, нередко и порчей имущества, он может взять запрещенную вещь или высоко залезть, чтобы мама подошла к нему и оставила младшего. Порой наблюдается «регрессивное поведение» — например, он может забыть, как проситься на горшок или самостоятельно есть. Негативная реакция со стороны матери лишь усиливает ревность к младшему. Приучение к горшку и как реагировать на визги ребенка: мнение детского психолога

Почему так происходит? Как правило, старший ребенок, единственный в семье. Его обожали, уделяли много внимания. И вот появляется новорождённый. Старший чувствует, что у него отняли принадлежащее ему место. Это наносит психологические травмы и порождает ненависть к младшему, а порой и к маме – она одна из причин этих изменений в его жизни. Старший пытается привлечь к себе внимание матери, так самым доказать, что он лучше.

Отбирание игрушек

Как проявляется? Старший ребенок отнимает у малыша игрушку, которая понравилась, в том числе и те, которыми он давно не играл, например, погремушку.

Почему так происходит?

Жизнь погодок – это постоянное вмешательство в личное пространство друг друга. В то время как наличие в руках игрушки подтверждает целостность личных психологических границ. К тому же, всегда кажется, что лучше то, чего нет в руках. Вообще дети склонны отбирать игрушки друг у друга, но у погодок это стремление обострено. Оно может сохраняться до 10 лет. Укрощение разбросанных игрушек: подборка советов для мам

Дисциплина

Как проявляется? В ряде случаев погодки демонстрируют единство целей. Если один разыгрался и возбуждён, то другой тоже заводится не на шутку (подобрать другое слово). Они могут вместе разбрасывать, синхронно плакать или что-то просить.

Почему так происходит? Вместе дети чувствуют силу над родителями, которым с двумя не справиться. Поведение детей-погодок напоминает сообщающиеся сосуды. Если один спокойно играет, то другой истерит, разбрасывает игрушки и вовсе не хочет ничего делать, или наоборот, если один буянит, то другой старается быть хорошим.

Соперничество

Как проявляется? Дети часто спорят, хвастаются или перебивают друг друга. Если выполняют задания, то стремятся сделать это быстрее брата или сестры. Соперничество становится заметно, когда младшему исполнится 3-4 года.

Почему так происходит? Каждый из погодок стремится быть первым во всем. И если не получается быть первым, то отказывается от дела, например, рисовать, собирать игрушки или выполнять учебные задания. Чем больше настаивать на выполнении задания, которое у него не получается, тем сильнее негативные эмоции у малыша.

Читать еще:  Общее каноническое положение Православной Церкви в Италии

Будьте готовы!

Первые несколько месяцев — это период адаптации детей друг к другу, и родителей к новым обстоятельствам. Вы легче с этим справитесь, если заранее подготовитесь. Декретный ад или 13 причин эмоционального выгорания мамы

Ещё до появления новорождённого сделайте:

  1. Поставьте отдельную кровать.
  2. Приобретите коляску для погодков, она повысит вашу мобильность.
  3. Купите необходимую бытовую технику, она облегчит домашние дела.
  4. Подготовьте дом для исследования его старшим ребёнком, например, уберите все острые и опасные предметы.
  5. Отучите первенца от соски и бутылочки, чтобы он не отнимал их у новорождённого.
  6. Постарайтесь приучить ребёнка к раздельному сну и горшку.

Если не успели чему-то научить старшего ребёнка, то подождите два-три месяца. Не заставляйте его, помните, он будет вести себя как маленький.

Объясните малышу, что теперь ваша семья станет больше. Появится малыш, за которым нужно ухаживать, потом ему будет с кем играть.

Вы можете использовать арт-терапию на животе. Купите пальчиковые краски или медовую акварель и предложите ребенку нарисовать на животе подарок младшему. Скажите ему, что он все чувствует и от этого рисунка у него улучшится настроение.

На все праздники предлагайте старшему что-то нарисовать или слепить из теста для младшего. И все время объясняйте, что малыш все чувствует и радуется этим подаркам. Поставьте эти работы так, чтобы все могли их видеть.Так формируется бондинг или незримая связь. Она устанавливается между детьми. Если она будет сильна, то и дети — ближе друг к другу. Стоит ли отдавать ребенка в детский сад: плюсы и минусы

Секреты воспитания погодок без ревности

Вам придется столкнуться со многими проблемами. У вас не получится избежать их всех. Однако их можно минимизировать. Для этого соблюдайте эти важные советы.

1. Не ограничивайте общение детей

Не запрещайте старшему ребенку общаться с новым членом семьи, но всегда находитесь рядом. Если он обидел младшего, то не кричите на него. Спокойно объясните, что так делать нельзя, и покажите, как можно.

Старайтесь, чтобы у детей не сформировалась монопривязанность к вам, а множественная привязанность к другим членам семьи. Привлекайте родственников к общению с детьми, они могут ухаживать за ними. Посмотрите на итальянские семьи.

2. Уделяйте внимание старшему

Новорождённый требует много внимания. И все же, постарайтесь свободное время отдавать старшему ребёнку хотя бы в первые месяцы. Он должен понять, что вы по-прежнему любите его. Как это сделать? Играйте, разговаривайте с ним, или просто обнимите или поцелуйте.

Чаще всего приступы ревности проявляются, когда мама кормит грудью младшего. Не гоните от себя первенца, вероятно, он тоже хочет грудь. Дайте ему попробовать молоко. Возможно, он сам откажется от него.

Вам поможет ритуал, например, пока кормите грудью одного ребёнка, то с другим — читайте книгу или отвлеките красивой игрушкой.

3. Приучайте старшего ухаживать за младшим

Он может принести вам памперс или подать бутылочку. Дайте ему ложку, пусть он кормит игрушку. Хвалите его за это, говорите ему, что он хороший помощник. Так он будет знать, что вы гордитесь им. Можно подарить ему куклу, например, Baby Born, так у него будет свой малыш. Пусть он о нем заботиться. Чем может помочь по дому ребёнок: это надо знать!

Научите детей приходить на помощь друг другу. Если один упал или ударился, то покажите другому, как он может пожалеть пострадавшего или поддержать его, например, дать ему игрушку. Будьте настойчивы, и это войдет в привычку, а дети научатся сочувствую друг к другу.

4. Вводите совместные игры

До 3-х лет лучше не знакомить ребенка с телевизором. После – максимум полчаса в день. Лучше приучите их играть вместе. Представьте детям игрушки, покажите, как в них лучше играть. Обучайте детей не драться и разрешать конфликты мирным путем.

Постепенно вовлекайте младшего ребенка в совместные игры. Если он еще мал, то пусть лежит рядом или сидит. Старший должен привыкнуть к новому члену семьи.

Если дети перевозбудились, то их можно развести по разным комнатам на 5-10 минут. Так они успокоятся, и им будет снова интересно вместе.

Выбирая игрушки, ориентируйтесь на развитие детей. Пусть старший составляет пазлы, когда младший строит башню из кубиков.

5. Выстраивайте грамотное отношение к игрушкам

Не дарите детям много игрушек, но и не обделяйте ими. Старайтесь не посещать с детьми гипермаркетов и магазинов с игрушками – это серьезное испытание для неокрепшей детской психики.

Научите детей ценить игрушки. Если игрушек будет много, то дети быстро потеряют интерес к ним. Им будет нужны новые игрушки. Пусть у каждого будет свое место для хранения игрушек, за чистоту которого он отвечает.

Если у вас уже много игрушек, то вы можете спрятать часть из них и потом показать, так же полезно спрятать те игрушки, которые уже надоели. Приучайте погодок делиться игрушками, как друг с другом, так и с другими детьми. Электровеник: уборка без лишних усилий

6. Погодки, как близнецы

Теперь, если вы что-то делаете или даете одному, то и второму — тоже. Так делите любую вкусность на две части. Или, если покружили младшего, но этого просит старший, то не отказывайте ему. Даже если просьба кажется смешной. Он будет считать себя хуже. Это ещё один повод для ревности.

Не сравнивайте детей друг с другом, лучше отмечайте достижения каждого с его прежними достижениями и поощряйте за это. Научите погодок радоваться успехам друг друга.

7. Ваши дети — две разные личности

Уже сейчас определите личную зону для каждого ребёнка. И начните с кровати. Это не только место, где спит ребенок, это островок безопасности. Лучше, чтобы кровати были отдельными. И так во всем.

Пусть у них будут свои: ящик с вещами, коробка с игрушками, чашка с ложкой, кружка и т. д. Для старшего ребенка важно понимать, где только его вещи. Важно покупать погодкам одинаковые игрушки. Так вы отмечаете их приватность. Ее нужно усиленно уважать у погодок и близнецов.

Приватность – это личные интересы, дорогие сердцу вещи, чувства, которые ребенок не хочет делиться с другими, то, что относиться к его внутреннему миру.

8. Установите режим погодок

Справиться с погодками вам поможет режим. Не расстраивайтесь, если не устанавливали его с первым ребёнком. Это получится сейчас. Вы и сами не заметите, как будете сначала укладывать в одно время, а потом и кормить их. Это намного удобнее.

Установите режим сна. Наберитесь терпения и не заставляйте детей. Когда они привыкнут друг к другу, то станут засыпать одновременно. Важность сна для мамы или как высыпаться с маленьким ребенком

Вы можете облегчить себе задачу, если в дневной сон вынесете новорождённого в коридор или на балкон. Таким образом, он не будет мешать спать старшему и наоборот.

9. Научитесь справляться с детьми самостоятельно

Не просите помощи у родственников первые 3 месяца, иначе вы не научитесь делить ваше внимание между двумя детьми. Более того, возникнет ощущение, что вы не справляетесь.

Научиться все делать, когда погодки только с вами: играть вместе, гулять, кормить, и укладывать спать. Распределяйте домашние дела. Какие-то из них делайте, пока дети спят. Другие — уборка или приготовление еды — делайте, когда они бодрствуют.
Принимайте помощь от родственников и друзей, когда вы научились справляться сами.

Когда дети будут подрастать, то привлекайте их к домашним делам. Если готовите, то позовите их помочь, они могут, например, помешать тесто для блинов или помыть овощи. После еды должны сами убирать свою посуду.

Так вы не только воспитаете в них трудолюбие, ответственность, но и улучшите отношения внутри семьи. Это поможет смягчить соперничество между погодками. Метод якорей в бушующем море быта: научный подход

10. Определите семейные роли

Сразу скажите детям, кто из них старший и младший ребенок. Воспитывайте детей, ориентируясь на такое распределение ролей.

Старшего научите заботиться о младшем, пусть он старается стать образцом для подражания. Младшего приучите слушаться старшего и учиться у него.

Распределение ролей снижает соперничество между погодками, потому что у каждого будет свое место. Кроме того, это развивает ответственность и прививает уважение к старшим.

10. Создавайте семейные традиции

Семейные традиции укрепляют семью, формируют чувство единства ее членов и усиливают близость отношений. Не путайте их с поездкой на море или с другим способом проведения каникул или выходных.

Пока дети еще маленькие, то семейной традицией может быть чтение им книжки на ночь. Когда маленький сможет сидеть за стульчиком, то устраивайте ежедневные ужины за столом без телевизора. Пусть каждый расскажет свои новости за день. Здесь можно обсуждать все, что угодно. Прекрасный помощник маме по уходу за малышом – кресло-качалка

Еще традицией можно сделать:

  • поход в театр или музей в выходные
  • совместное украшение елки игрушками
  • изготовление подарков своими руками на праздники
  • оформление семейного альбома
  • и многое другое.

Главное, чтобы это стало ритуалом и приносило всем удовольствие.

Не все так плохо…

Если дети капризничают и не слушаются, то не старайтесь переделать нарушенное поведение. Постарайтесь наладить свои отношения с каждым ребенком. Задайте себе вопрос: «Чем недоволен ребенок?» Проанализируйте ситуацию.

Вы встретите много трудностей. Не пугайтесь. Дети быстро вырастут, и жизнь наладится. Сейчас важно показать им, как нужно общаться. Поселите в их сердцах любовь вместо ревности и соперничества. И тогда погодки станут друзьями, и будут радовать вас.

Начните прямо сейчас. Вы уже сталкивались с детской ревностью? Поделитесь в комментариях личным опытом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector