0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь

Монастырь

Кирилло-Белозерский Успенский монастырь был основан в 1397 году представителем знатного боярского рода Вельяминовых монахом московского Симонова монастыря Кириллом (в миру ‒ Козьма). Преподобный Кирилл Белозерский был учеником и последователем идей Сергия Радонежского и одним из наиболее выдающихся христианских подвижников средневековой Руси. Тридцать лет своей жизни Кирилл провел в Белозерье, заботясь об обители. Он установил в монастыре строгий общежительный устав, который сыграл важную роль в развитии монастыря и содействовал формированию внутреннего устройства монашеской жизни.

Удалившись на север, Кирилл Белозерский стал оказывать бо́льшее влияние на решение политических вопросов, чем в период жизни в московском Симоновом монастыре. Именно в этот период он вёл переписку с князьями – сыновьями Дмитрия Донского. Многочисленные ученики и последователи преподобного не только основывали новые обители, но и, в свою очередь, оказывали влияние на политику. Высокий духовный авторитет Кирилла Белозерского стал основой для превращения далекого северного монастыря в крупный культурный и духовный центр, в место паломничества представителей многих русских аристократических фамилий. Среди богомольцев и вкладчиков Кирилло-Белозерского монастыря ‒ сыновья великого князя Дмитрия Донского, великие князья Василий II Тёмный и Василий III, цари Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, бояре Воротынские, Шереметевы, Палецкие, Голицыны, Воронцовы, Головины, Одоевские, Морозовы и многие другие.

История Кирилло-Белозерской обители охватывает большой исторический период. С 1397 по 1924 год обитель возглавляли 78 настоятелей, многие из них были яркими и неординарными людьми. Некоторые кирилловские игумены и архимандриты становились впоследствии епископами, архиепископами, митрополитами. Нередко кирилловские настоятели принимали активное участие в самых значимых событиях своего времени. Игумен Трифон (1435‒1447) в период феодальной войны между князьями московской династии освободил сосланного в Вологду Василия Темного от клятвы не претендовать на великое княжение, данной им Дмитрию Шемяке, чётко определив позицию крупнейшей северной обители в междоусобице. Игумен Феодосий (1525‒1532) принимал в обители великого князя Василия III и великую княгиню Елену, которые приехали молиться о даровании наследника. Игумен Матфей (1606‒1615), возглавлявший обитель в Смутное время и руководивший обороной монастыря от польско-литовских отрядов, зарекомендовал себя как незаурядный организатор и мудрый распорядитель, в феврале 1613 года участвовал в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова.

На протяжении двух с половиной веков во главе монастыря стояли игумены. В 1649 году статус обители изменился. 1 августа 1649 года благодаря покровительству знатного вельможи, ближайшего советника и воспитателя царя Бориса Ивановича Морозова, монастырю было пожаловано архимандритство, поднявшее обитель по лестнице церковной иерархии. Периоды настоятельства кирилловских архимандритов отмечены не менее яркими событиями. Архимандрит Никита (1661‒1664, 1667‒1681) был духовником патриарха Никона, в период его ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь, затем участвовал в переводе патриарха в Новый Иерусалим, а после его смерти, случившейся в пути, сопровождал его тело до ярославского Толгского монастыря, и 16 августа 1681 года он, вместе с братией ярославского Спасского монастыря, отпевал Никона. Архимандрит Иринарх (1705‒1732) принимал деятельное участие в возрождении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на только что отвоеванной в ходе Северной войны территории, принимал в обители императора Петра I (февраль 1722 года) и его жену императрицу Екатерину I (март 1722 года). Отец Иринарх, вероятно, присутствовал и при похоронах Петра I (в ризнице долгое время хранилась золотая медаль с изображением императора, вручаемая после кончины Петра I), а позже, в 1730 году ‒ на коронации императрицы Анны Иоанновны.

Во второй половине XIX века настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря был Иаков Поспелов ‒ кандидат богословия, кавалер орденов Святой Анны, святого Владимира, почётный член Московской духовной академии, церковный писатель. Отец Иаков принял в управление обитель святого Кирилла, когда многие её здания и храмы пришли в ветхость, хозяйство и нравы монашеской жизни находились в значительном упадке. За 30 лет настоятелю удалось провести в обители грандиозные изменения. Под его руководством развернулись ремонтные работы, поновлялись интерьеры храмов, перестраивались иконостасы, велось благоустройство территории, но главной заботой настоятеля было восстановление в монастыре истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского.

Духовные подвиги основателя и настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря стали весомым поводом для их почитания и возведения в сан святых. Русской православной церковью были канонизированы основатель обители преподобный Кирилл Белозерский, игумены Кассиан и Трифон, архимандрит Иаков (Поспелов) и епископ Варсонофий (Лебедев). Согласно известным данным, Кирилл Белозерский впервые назван преподобным в 1448 году в окружной грамоте митрополита Ионы и поставлен в один ряд с Сергием Радонежским. Канонизацией Кассиана следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определён в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 1970‒1980-х годах. Трифон почитался как местночтимый святой Ростовской епархии. В книге «Русские святые: 1000 лет русской святости» отмечено, что память святителя Трифона празднуется 1 февраля в день тезоименитства со святым мучеником Трифоном и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), его имя было включено в Собор Тульских Святых. В 2009 году преподобный Иаков (Поспелов) включен в Собор Вологодских святых. Епископ Варсонофий, расстрелянный в 1918 году вместе с игуменьей Ферапонтовой обители Серафимой и четырьмя мирянами, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Память их исполняется 2 (15) сентября.

Читать еще:  Dragon age inquisition специализации мага. Dragon Age: Inquisition – предположения о специализациях спутников

В 1924 году монастырь был закрыт. Возрождение монашеской жизни началось в 1997 году, когда часть территории обители, именуемая Малым Ивановским монастырём, была передана в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Из Москвы — в пещеру

Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

Структура архитектурного ансамбля

(1) Успенский собор (1497 г.)(20) Церковь Иоанна Предтечи (1531-1534 гг.)
(2) Церковь Введения с трапезной палатой (1519 г.)(21) Церковь Сергея Радонежского с трапезной палатой (1560-1594 гг.)
(3) Церковь архангела Гавриила (1531-1534 гг.)(22) Малая больничная палата (1732 г.)
(4) Колокольня (1757-1761 гг.)(23) Каменные сени над часовней и крестом
(5) Церковь Кирилла (178-1784 гг.)(24) Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 г.)
(6) Церковь Владимира (1554 г.)(25) Деревянная мельница (XIX в.)
(7) Церковь Епифания (1645 г.)(26) Вологодская башня (XVII в.)
(8) Святые врата (1523 г.) с церковью Иоанна Лествичника (1569-1572 гг.)(27) Кузнечная башня (XVII в.)
(9) Церковь Евфимия (1646 г.)(28) Глухая (Котельная) башня (XVI в.)
(10) Церковь Преображения, Водяные ворота (1595 г.)(29) Свиточная башня (XVI в.)
(11) Домик Келаря (XVII в.)(30) Хлебенная башня (XVII в.)
(12) Поварня (XVI-XVII вв.)(31) Поваренные кельи (XVII в.)
(13) Архимадричьи кельи (XVII-XIX вв.)(32) Поваренная башня (XVII в.)
(14) Казенная палата, сушило (XVI-XVII вв.)(33) Мереженная башня (XVI в.)
(15) Монашеские кельи (XVII в.)(34) Большая Мереженная (Белозерская) башня (XVII в.)
(16) Священические кельи (XVII в.)(35) Грановитая башня (XVI в.)
(17) Кельи (XVII в.) («Монастырский архив»)(36) Косая башня (XVII в.)
(18) Большие больничные палаты (1643-1644 гг.)(37) Ферапонтовская (Московская) башня (XVII в.)
(19) Кельи (XVII в.) («Духовное училище»)(38) Казанская башня (XVII в.)

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Его структура впечатляет масштабом и включает в себя Старый город, состоящий из ансамблей Большого Успенского и Малого Ивановского монастырей, Новый город и территорию не сохранившейся крепости Острог между ними.

Часть ансамбля «Старый город»

Главным зданием ансамбля Успенского Большого монастыря несомненно является Успенский собор, который считается одной из первых каменных построек Русского Севера. Позже с северной стороны собора был пристроен придел Владимира, что представляет собой бесстолпный храм, своды и купол которого держатся только за счет наружных стен. В облике этого храма легко прослеживаются черты Успенского собора, так как собор в миниатюре.

На южной стороне от Успенского собора над захоронением основателя монастыря по инициативе Ивана Грозного была выстроена Церковь Кирилла, которая простояла не долго.

Справа от Успенского собора располагается церковь Архангела Гавриила, построенная Василием III в благодарность за рождение у него сына — Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня, которая в настоящее время не имеет колоколов и используется как смотровая площадка для туристов.

К колокольне с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения, считающейся второй каменной постройкой Успенского Большого монастыря. Наличие большого холодного собора и огромной теплой трапезной палаты было продиктовано внутренними потребностями богатого общежительного монастыря.

Вокруг комплекса Успенского собора по периметру размещаются хорошо сохранившиеся строения XVI — XVII веков: казенная палата, архимандрические (Настоятельские кельи) и монашеские кельи (Братский корпус). В 1523 году было положено начало строительству архитектурному ансамблю, располагающемуся между двумя башнями северной крепостной стены, состоящему из казенной палаты (здание для хранения монастырской казны), сушила, Святых ворот с церковью Иоанна Лествичника. Первоначально казенная келья или палата представляла собой небольшое квадратное в плане здание, вплотную примыкавшее к западной стороне ворот. Возможно, она имела второй этаж, сломанный уже в XVI веке.

К сожалению, не полностью до нашего времени сохранились и Святые ворота, над которыми в 1572 году была выстроена церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов. Стены и своды ворот покрыты живописью. Как свидетельствует надпись на правой стороне меньшего пролета, выполняли её «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично находится под поздними записями.

На территории Успенского Большого монастыря располагаются также больничный комплекс в юго-восточной части Успенского Большого монастыря, келарский корпус почти без изменений сохранившийся между церквями Преображения и Введения, поварня.

Малый Ивановский монастырь не так богат памятниками, как Большой Успенский монастырь, но именно здесь началась история монастыря и продолжается сегодня. На территории монастыря сохранились только каменные постройки: 2 церкви (Церкви усекновения главы Иоанна Предтечи и Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой), малые больничные палаты (1730-е годы — самое новое хозяйственное помещение Кирилло-Белозерского монастыря) и каменные сени над часовней и крестом.

Читать еще:  Весы анубиса. Анубис – бог-проводник в загробный мир Древнего Египта

Часть ансамбля «Новый город»

С возведением крепости под названием «Новый город» после появления в 1653 году царского указа о строительстве новых крепостных сооружений территория монастыря увеличилась вдвое (12га), протяженность стен составила почти два километра, высота стен составила около 11 метров, толщина 7 метро в. Строительство «Нового города» было масштабно по тем временем, так как не было ей равной в русском государстве по величине и огневой мощи, и длилось строительство около 30 лет. Руководил строительными работами городовой старец Кирилл Иванович Серков, происходивший из подмонастырской деревни Шедьеро.

С 1958 года на территории Нового города сохраняется деревянная церковь Ризоположения (1485 г.) из села Бородава, которая является древнейшим деревянным сооружением Севера, сохранившемся до наших времен. Недалеко от церкви располагается ветряная мельница ХIХ века, которая была перевезена, вероятно, из деревни Горка. В ХIХ веке таких мельниц в Кирилловском уезде было великое множество, сейчас сохранилась только одна.

Что посмотреть на территории монастыря

Иконостас Успенского собора. Он сохранился практически полностью. Историки считают это уникальным фактом в истории русского искусства. Правда, иконы были разрознены: 33 находились в Кириллове, остальные 27 — в нескольких музеях: Русском, Третьяковской галерее и музее имени Андрея Рублева. Образа вернули в монастырь в 2009 году.

Трапезная палата. Она стала вторым после Успенского собора каменным зданием на территории монастыря. По описи 1601 года, в Кирилло-Белозерском мужском монастыре в Вологодской области проживали около 180 монахов, а также большое количество послушников. Устав предполагал ежедневные совместные молитвы иноков и общую трапезу, на которую нередко приглашались монастырские гости и паломники.

Церковь Ризоположения из села Бородава. Деревянный храм перенесли на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Это самый старый памятник деревянного зодчества Руси.

Монашеская келья. Реконструкция ее обстановки основана на сведениях из монастырских описей и хозяйственных документов. На полке в «красном углу» стоят иконы, перед ними — раздвижной аналой с раскрытой книгой и четками. В келье сохранились стены и своды, которые тут построили изначально.

Какие святыни хранятся

В храме преподобного Кирилла Белозерского хранятся мощи Кирилла Белозерского – это главная святыня обители. У мощей верующие просят уберечь их от зла, от врагов, а дом — от разорения и пожаров. Молятся также о сохранении здоровья и счастья в семье.

nord_ursus

Cogito ergo sum

Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

4. Часовенка рядом:

5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

Читать еще:  Писарь божий имя. Архангел метатрон - значение

12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».

По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

17. Иконостас XVIII века:

18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

19. С западной стороны — пристройка 18 века:

20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.

26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

29. Домик келаря (XVII век):

30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

35. Колокола побольше — церковные.

36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

38. Белозерская башня:

39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

41. А за озером — леса:

43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.

Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector