0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Кино» и «Лето»: искренний фильм о выдуманной истории

Все хулиганы при кастетах. «Лето» Кирилла Серебренникова

Фильм Кирилла Серебренникова, основанный на воспоминаниях Натальи Науменко, жены лидера «Зоопарка», о ее романе с юным Цоем, оказывается трогательной историей полудетской любви, щедро сдобренной режиссерскими фантазиями о буйном мире рок-н-ролла

8 июня 2018 17:24

П осле смерти Цоя журнал «Юность» напечатал письмо, где некто, называвший себя Избранником по имени Акриаро, 147, предлагал свою версию гибели солиста «Кино». Якобы Виктор Робертович Цой принадлежал к темным силам и пал смертью храбрых в параллельном пространстве, спасая товарищей от коварных воинов света. Было в этой истории что-то от лукьяненковских «Дозоров», тогда еще не написанных, и мне всегда хотелось узнать, что стало с автором, человеком явно небесталанным, но дело даже не в этом конкретном фанфике. Просто русский рок вообще и Цой в частности почему-то вызывали у всех подозрение, будто за ними скрывается нечто большее, чем мы видим на поверхности.

Всегда было понятно, что все эти песни, весь этот бунт, все эти героические позы должны были откуда-то браться. Что там, за сценой, должна была кипеть какая-то таинственная жизнь — вроде той, что показывали в «Игле», с наркотиками, мафиози и уходящей вдаль заснеженной аллеей. Поэтому чуть ли не треть фильма «Лето» составляют фантазии режиссера Серебренникова — о драках музыкантов в электричке (фанат Брюса Ли, Цой, разумеется, бьет врага пяткой в нос) или прогулках по крыше троллейбуса. На то, что показанные сцены далеки от реальности, прозрачно намекают пассажиры общественного транспорта, которые поют на дурном английском, словно актеры провинциального мюзикла, однако Серебренников на всякий случай каждый раз ставит перед камерой персонажа по прозвищу Скептик, который держит в руках табличку «Этого не было». Скептика при этом играет Александр Кузнецов — Куница из «Скифа», — из-за чего кажется, что табличку ему вручил еще Рустам Мосафир, режиссер той исторической фантазии. Одну из ключевых сцен фильма Серебренников и вовсе вырезает, предлагая зрителям самим представить себе весь этот секс и рок-н-ролл. То, что происходило с героями на самом деле, режиссер покажет почти в самом конце: разумеется, в действительности все было трогательно и невинно.

Вообще, если убрать из картины весь этот мюзик-холл, «Лето» окажется трогательным детским фильмом в духе раннего Соловьева — кажется, не случайно в электричке произносит свой очередной истерический монолог Баширов, а в рок-клубе Цой, утомленный нотациями, порывается встать и уйти, словно в финале «Ассы». Андрей Зайцев («14+») несколько лет назад снял на основе ранних песен Цоя трогательный, но, кажется, мало кем замеченный фильм «Бездельники», где Шагин, Шибаршин и Тюфтей разыграли незамысловатую историю о юношеской любви и предательстве. Реалистичная часть «Лета» чем-то напоминает эту картину: у Серебренникова тоже появляется любовный треугольник, состоящий из Майка Науменко (Роман Билык из группы «Звери»), его жены Наташи (Ирина Старшенбаум) и совсем юного Цоя (Тео Ю). И хотя герои курят «Беломор» и пьют портвейн, похожи они на старшеклассников из какого-нибудь «Розыгрыша», то и дело вспоминающих в разговорах своих мам — Майк даже предлагает вставить слово «мама» в рефрен песни «Бездельник». Правда, у Майка с Наташей уже есть ребенок, однако и они не кажутся слишком взрослыми, особенно сам лидер «Зоопарка», старательно переписывающий в специальные тетрадки тексты иностранных песен.

«Лето» начинается с того, что Витя и его друг Леня (символизирующий Алексея Рыбина, одного из соучредителей группы «Кино») оказываются в прозрачном лесу на берегу Финского залива и, благополучно избежав столкновения с миром взрослых, куда их пытаются забрать чудесные толстые женщины, знакомятся с Майком и его компанией. Майку нравятся песни Цоя, Наташе нравится сам мальчик Витя, а Вите нравятся и Майк, и Наташа, так что он становится едва ли не членом семьи, днюя и ночуя в их коммуналке. Майк прекрасно видит, что происходит между его женой и его учеником (тем более что Наташа честно просит разрешить ей поцеловать Цоя), но благородно отходит в сторону: днем он помогает группе «Кино» начинать свою профессиональную деятельность, а ночью рыдает и пьет портвейн в телефонной будке.

В полной мере наслаждаться происходящим несколько мешает оборонительная позиция Серебренникова. Тот, словно заранее решив, что его начнут нещадно критиковать, начинает иронизировать сам над собой с помощью все того же персонажа Кузнецова, который сразу говорит зрителям, что Цой «не похож», а потом начинает агрессивно нападать на Майка (а похоже, на самого режиссера), обвиняя того в отсутствии гражданской позиции. Желание перехватить инициативу, оставив критиков не у дел, вполне понятно, но толку от всего этого мало. Тео Ю действительно не похож на солиста группы «Кино» — удивительно, как вообще можно было найти корейца, так мало напоминающего Цоя и к тому же не знающего русский язык (говорит он голосом Дениса Клявера, а песни за него поет Петр Погодаев, уже давно копирующий Цоя на ютьюбе). Но оправдываться тут совершенно не стоило: никто и не требовал от Серебренникова портретного сходства — не хватало нам еще маски, как в «Высоцком» (хотя, если подумать, в случае с каменным лицом Цоя это могло быть неплохой идеей). В «Лете» вообще мало кто похож на своих прототипов — разве что Никита Ефремов довольно неожиданно оказывается чуть ли не копией молодого Гребенщикова. Ну, а про гражданскую позицию в случае Серебренникова говорить просто неловко. В результате ближе к концу фильма очень хочется попросить режиссера вернуть на место четвертую стену и не мешать людям смотреть кино.

Читать еще:  «Матроны.Ру», которые должны были случиться

К тому же все эти утомительные эффекты никак не помогают разрешить главную загадку — откуда взялся русский рок-н-ролл и куда он, собственно, делся. Ответ предлагает разве что Майк, вполуха слушающий телевизор, где идут «Приключения Шерлока Холмса», и рассуждающий о том, что актеры, которые изображают в выборгских болотах британцев, создают какую-то третью реальность, не напоминающую ни Англию, ни Советский Союз, но в целом вполне симпатичную. Точно так же советские дети, взяв в руки гитары, чтобы рассказать о своей первой невинной любви и заодно почувствовать себя Марком Боланом или Дэвидом Боуи, выдумали свою параллельную вселенную, не похожую ни на что вокруг. И наверное, в конце концов ушли туда, как персонаж Александра Горчилина, нежнейшего из серебренниковских актеров: его Панк — пожалуй, единственный из героев, кто отказался взрослеть, — не ломится в четвертую стену, а сбегает через заднюю дверь. Повернувшись к зрителям спиной, он снимает трусы и бежит к морю на киноэкране, чтобы прыгнуть туда и навсегда остаться в этом лете, — даже Скептик на этот раз не поднимает свою табличку. Все так и было, чего уж тут спорить?

«Я бездельник»: о чем на самом деле фильм «Лето» Кирилла Серебренникова

В российский прокат выходит « Лето » Кирилла Серебренникова — фильм трудной судьбы. Со съемочной площадки картины Серебренникова прошлым летом увезли и арестовали по обвинению в хищении бюджетных денег. Несмотря на то, что съемки «Лета» не завершились полностью, Серебренников лично смонтировал отснятый материал, находясь под домашним арестом. Мировая премьера ностальгической ленты о молодых героях советской рок-сцены — Викторе Цое, Майке Науменко, Борисе Гребенщикове и других — прошла на Каннском кинофестивале, где фильм, несмотря на опасения остаться непонятым из-за локальности темы, был тепло принят международной прессой. Рассказываем, почему «Лето» — универсальная картина о рок-н-ролле, молодости и рвении к свободе.

«Лето» — читаешь название фильма и автоматически продолжаешь строчки из самой известной песни Майка Науменко. Восьмидесятые, финский залив. Здесь проводят ленивые деньки главные бездельники Ленинграда: кочегары, дворники и сторожи, они же — музыканты, поэты и художники. Пробраться к аудитории они могут только через одобрение руководства рок-клуба, который, с одной стороны, провозглашает свободу и новую волну, а с другой — все равно существует под колпаком, как и вся страна.

Но среди них есть Майк, который научился разговаривать с важными людьми на Рубинштейна, 13. Именно он выведет на сцену застенчивого Витю Цоя, несмотря на то, что видит в нем соперника за внимание собственной жены Натальи. Это — лишь канва фильма, который наполнен музыкальными зарисовками, живыми выступлениями, витальной энергией ленинградских квартирников и прочими атрибутами романтического флера эпохи. Даже пресловутые партийные контролеры рок-клуба в фильме не выглядят полными людоедами — с ними вполне можно договориться «за компот». Даже соседи по коммуналке чуть-чуть поворчат на рокеров за курение и шум — и мирно разойдутся по своим углам. Даже пламенные коммунисты в электричке сделают дерзким битникам замечание про внешний вид — и сойдут на своей станции. Черно-белое «Лето» Серебренникова — утопическая мечта о светлом прошлом, которого не было.

Разумеется, «Лето» — никакой не байопик, потому и претензии к историческим огрехам выглядят абсурдно.

«Не такой Майк», «не такой Цой», «не такой город» — какое значение имеют эти слова, если художественный (!) фильм Серебренникова — лишь фантазия по воспоминаниям Натальи Науменко?

Окончательный разрыв с реальностью в «Лете» очевиден в моменты, когда фильм превращается в мюзикл, и пассажиры электричек и автобусов вдруг хором запевают песни Talking Heads и Игги Попа. Впрочем, для тех, кто недоволен вольностями по отношению к фактам, у Серебренникова есть еще один ответ. Его несет зрителю персонаж Скептик. В нужные моменты он, невидимый для других героев, появляется на экране и сообщает: расслабьтесь, ничего этого не было. Наслаждайтесь фильмом.

Важно понимать, что фильм Серебренникова — это не памятник героям рок-н-ролла, ведь его персонажи героями еще не стали.

«Лето» — фильм именно про лето. Про красоту момента, про молодость, которой безразличны любые лишения, про неубиваемое желание быть свободным и говорить с миром на своем языке. Про то, что время есть, а денег нету. Но им на это наплевать.

Потому фильм и полюбился зрителям со всех уголков мира.

Эту свободу с бешеным драйвом проживает и передает неугомонный ансамбль актеров «Гоголь-центра» — Филипп Авдеев, Александр Горчилин, Никита Еленев, Александра Ревенко и другие.

Кастинг «Лета» был предметом споров со дня его объявления — консерваторам сложно выносить обезоруживающую смелость Серебренникова. Майк — кумир двухтысячных Рома Зверь, далекий от актерства. Цой — ни слова не понимающий по-русски кореец Тео Ю (имя человека, который его озвучил, пока держится в секрете). Борис Гребенщиков — Никита Ефремов. Наталья Науменко — заложница слащавого амплуа Ирина Старшенбаум. И если Рома Зверь действительно выглядит в картине чуть-чуть инопланетянином, то остальные актеры полноценно проживают свои роли и раскрываются с удивительной стороны.

В «Лете» Серебренников транслирует бесконечную нежность к своим героям, но не обходится и без легкой насмешки над тем, что весь русский рок — даже его лучшие, классические образцы — по сути вторичны. Что не лишает возможности любить их всем сердцем.

«Рассказ»: автобиографический триллер о кошмаре, который стерся из памяти

26 мая на телеканале HBO состоялась премьера фильма «Рассказ». Автобиографическая драма режиссера Дженнифер Фокс рассказывает зрителю историю маленькой девочки и наглядно демонстрирует, насколько ловка наша память, которая спустя годы может превратить детскую травму, связанную с изнасилованием, в милую романтическую историю.

Читать еще:  Рождество Пресвятой Богородицы в 2020 году — 21 сентября

Сюжет разворачивается в наши дни. Дженни Фокс (играет Лора Дерн) сожительствует в квартире-студии с мужчиной, коих у нее, к слову, за всю жизнь было немало. Она бездетна, но не страдает от этого, поскольку полностью отдается творчеству и живет в свое удовольствие.

У Дженни есть мать, которая однажды звонит ей и заявляет, что им срочно нужно поговорить. Причиной внезапного звонка стал обнаруженный матерью рассказ Дженни, который та написала в 13 лет. В рукописи девочка говорит о том, что во время летних каникул она познакомилась с двумя самыми красивыми и милыми людьми в мире — Биллом, тренером по бегу, и миссис Джи, учительницей верховой езды. При этом в тексте имеются недвусмысленные намеки на то, что отношения троицы не ограничивались платонической любовью.

Маленькая Дженни и миссис Джи

Взрослая Дженнифер начинает вспоминать и раскручивать историю. После того, как то лето кончилось, она еще долгое время переписывалась с Биллом, при этом письма были нежны и невинны. По крайней мере, именно так это помнила Дженни, однако перечитав переписку, она была уже не так уверена в этом.

Решив разобраться с этой историей, Дженнифер отправляется на то самое ранчо, где она гостила летом, и застает там пожилую миссис Джи, которая не очень-то рада приезду знакомой. Пока Дженни пытается все выяснить, окружающие пейзажи оживляют в ее памяти былые деньки, однако теперь воспоминания выглядят не так как прежде.

Вот красавчик Билл приносит плед и нежно укрывает ей плечи. Правда, теперь воспоминания дополняются, ведь Билл после этого никуда не ушел, как это запомнила Дженнифер, а подсел к ней и как-то уж слишком тесно прижался. Ей всю жизнь казалось, что это была настоящая любовь, просто мужчина был несколько (гораздо) старше. Прокручивая то лето в голове, Дженнифер постепенно приходит к выводу — никакой романтикой тут никогда и не пахло. Пахло другим — чем-то потным, липким и точно не детским.

«Рассказ» — очень откровенная картина, в которой режиссер Дженнифер Фокс открывает зрителям личную драму — в реальности с ней произошло нечто похожее. При этом подается история в весьма интересном ключе. Фокс делает главную героиню не забитой жертвой, всю жизнь переживающей из-за детской травмы, — все гораздо тоньше, поскольку добрую половину фильма персонаж Лоры Дерн вспоминает то злосчастное лето с теплотой и нежностью. И лишь взрослый в ее голове бьет тревогу — что-то было не так.

Отдельно следует отметить художественные решения в фильме. Переходы от сцен с воспоминаниями к реальной жизни выстроены блестяще, а маленькие неточности в интерьере и поведении героев, которые память Дженни потихоньку восстанавливает, вообще сделаны выше всяких похвал.

Что касается интересных находок, в «Рассказе» под весьма нестандартным углом подан злодей-извращенец. Педофил здесь — не жуткий маньяк и насильник, а ловкий манипулятор, который растлевает ребенка в первую очередь психологически. Он делает это постепенно, тонкими уловками снимая с девочки «ненужные и навязанные обществом комплексы».

На первый взгляд «Рассказ» — это обычная «девчачья» история, созданная для выжимания слезы у зрителя. Но это только на первый взгляд. Фильм получился настолько сильным в эмоциональном плане, что после просмотра вам непременно захочется помыться. Чего стоит одна только сцена с Биллом и маленькой Дженни, занимающихся любовью. Они улыбаются, играет милая музыка, а зритель в этот момент сидит с отвалившейся челюстью и съеживается от уровня неловкости. Сцена совращения малолетней, даже если в ней нет физического насилия, не должна быть милой, но именно такие сцены делают картину настоящей драмой, приближающейся по накалу к фильму ужасов.

Фильм настолько мощный, что после просмотра в голове остается только одна мерзкая и беспощадная мысль — может быть счастье в неведении?

12 легких, но душевных фильмов, чтобы расслабиться и обо всем забыть

Лето — пора, когда не хочется лишний раз напрягаться, даже во время просмотра кино. Но как все-таки трудно найти легкий и в то же время неглупый фильм, где можно и посмеяться, и задуматься, а может, даже и всплакнуть. Мы постарались и нашли-таки бриллианты среди киношной шелухи, так что заваривайте чай и устраивайтесь поудобнее.

Каждый из этих фильмов любой вечер сделает теплым. AdMe.ru желает вам приятного просмотра!

Красотка на всю голову, 2018

В главных ролях: Эми Шумер, Мишель Уильямс, Том Хоппер, Рори Сковел

Добрая сказка на современный лад о том, как из заурядной дурнушки девушка превратилась в сногсшибательную красотку по воле несчастного случая. Но самое интересное, что внешне она никак не изменилась, зато ее жизнь перевернулась с ног на голову.

Типичная, на первый взгляд, комедия с легким, но не сортирным юмором несет в себе серьезный посыл: этот мир полюбит тебя сразу же, как ты полюбишь себя сама.

Собачья жизнь, 2017

В главных ролях: Джош Гад, Деннис Куэйд, Пегги Липтон

Автор романа, по которому сняли фильм, придумал интересную теорию, что собачья душа каждый раз воплощается в нового пса — другой породы, другого пола, на другом конце планеты. Но каждый раз она находит счастье в служении человеку.

Это один из тех случаев, когда выдуманной истории хочется верить просто потому, что она вселяет надежду и согревает сердце.

Я худею, 2018

В главных ролях: Александра Бортич, Ирина Горбачева, Сергей Шнуров, Евгений Кулик

Российская комедия без пошлости и грязных шуток рассказывает о том, с чем сталкиваются все девушки, решившие похудеть. Когда-то Аня пленила Женю точеной фигуркой, но сейчас запустила себя и не видит в этом проблемы, поставившей ее отношения с парнем под угрозу. Девушке предстоит разобраться не только с лишним весом, но и с самой собой, семейными проблемами, старыми и новыми друзьями и, главное, с новым чувством, которое поселилось в сердце.

Это первый в истории кинематографа фильм, где актриса сначала поправилась на 20 кг для роли, а затем худела на протяжении работы над фильмом.

Читать еще:  Можно ли пить святую воду из грязной реки?

Мадам, 2017

В главных ролях: Тони Коллетт, Харви Кейтель, Росси де Пальма, Майкл Смайли, Том Хьюз

Семья аристократов ждет гостей на званый ужин, и суеверная хозяйка вдруг замечает, что на столе 13 приборов. Ей ничего не остается, как попросить одну из своих служанок присоединиться к трапезе, прикинувшись богатой мадам. За ужином в простушку влюбляется известный коллекционер, и теперь скрыть правду будет очень сложно.

Это не молодежный романтический фильм, но добротная драма, которая заставляет и посмеяться, и вместе с тем задуматься.

Безумная свадьба, 2014

В главных ролях: Кристиан Клавье, Шанталь Лоби, Эри Абиттан

Французские комедии отличает тонкий и взрослый, интеллектуальный юмор с хорошей долей иронии и сарказма. Главные герои этого фильма — буржуазная французская пара, родители четверых дочек, трое из которых вышли замуж за еврея, араба и китайца. Отец очень обрадовался, что жених младшей дочери француз, да еще и католик, но только вот дочка не осмелилась рассказать родителям перед первой встречей одну маленькую деталь о нем.

Фильм хочется пересматривать, даже зная его развязку, чтобы просто насладиться красочными видами, блестящей игрой актеров и, конечно, юмором на вечные темы.

Отель «Мэриголд»: Лучший из экзотических, 2011

В главных ролях: Дев Патель, Джуди Денч, Билл Найи, Том Уилкинсон, Мэгги Смит

Средний возраст актерского состава — 68 лет, однако это вовсе не делает «Отель „Мэриголд“» фильмом для стариков. Группа британских пенсионеров, незнакомых друг с другом, отправляется встретить старость в дешевую, но экзотическую Индию. Однако покой им только снился: оказалось, что пансионат не имеет почти ничего общего с роскошными апартаментами из рекламного буклета, а вместо спокойного отдыха их ждут невероятные приключения в незнакомой стране.

Это легкая комедия с оригинальным сюжетом и качественным исполнением, после которой понимаешь, что жизнь прекрасна, даже на ее закате.

Одаренная, 2017

В главных ролях: Крис Эванс, Маккенна Грейс, Линдси Дункан, Октавия Спенсер

У Мэри врожденный талант к математике, она умеет считать большие числа в уме, извлекать из них корень, но совершенно не знает, как дружить с одногодками. Фрэнк, присматривающий за племянницей, обещал перед смертью своей сестры, что у малютки будет обычная жизнь. Но планы нарушила Эвелин — строгая, властная бабушка, у которой натянутые отношения с сыном и свое видение ситуации.

Эта комедийная драма не расскажет нам ничего нового, но ее сентиментальность, позитив и динамичность покоряют. Отличное кино для уютного семейного вечера.

Охота на дикарей, 2016

В главных ролях: Сэм Нил, Джулиан Деннисон, Рима Те Вьята

Рикки Бэйкер — трудный подросток, которому социальная служба нашла очередных приемных родителей — деревенских жителей, живущих в глуши новозеландских лесов. Белла не сразу, но постепенно располагает к себе парня, а вот ее нелюдимый муж Гек, похоже, не особо рад дерзкому чужаку в доме. И без того сложная ситуация внезапно делает лихой поворот, когда Белла внезапно умирает. Рикки не хочет возвращаться в интернат и сбегает в лес, Геку ничего не остается, кроме как отправиться за ним.

Фильм повествует о семейных ценностях, но довольно жестко, саркастично и не всегда цензурно.

Перед классом, 2008

В главных ролях: Джеймс Волк, Трит Уильямс, Доминик Скотт Кэй

Эта душевная и теплая картина, основанная на реальных событиях, оставляет в памяти неизгладимый след. Автобиографические фильмы про пианистов или футболистов могут быть 100 тысяч раз хороши, но, увы, не всегда интересны широкой аудитории. «Перед классом» — это история о парне с синдромом Туретта, который мечтает стать учителем, и может показаться, что это хоть и мотивирующее кино, но слишком далекое от каждого из нас. Однако это не так.

Фильм необходимо смотреть всем, у кого есть мечта, всем, кто растерял свои силы или просто устал. Эта картина воодушевляет, окрыляет и наполняет сердце добротой.

Будка поцелуев, 2018

В главных ролях: Джоуи Кинг, Джоэл Кортни, Джейкоб Элорди

Эль и Ли родились в одном роддоме, и с тех пор друзья детства неразлучны. У Ли есть старший брат Ноа: однажды, встретившись с ним в будке поцелуев, Эль влюбляется в парня, и между ними вспыхивает роман. Добрая, наивная девочка без памяти влюблена в красавчика-хулигана и не сразу понимает, чем это все может кончиться для нее и для их дружбы с Ли.

Писательнице Бет Риклз было 15 лет, когда она выложила свой рассказ на литературный сайт, где он и привлек внимание издательства Penguin Random House.

Чудо, 2017

В главных ролях: Джейкоб Трамбле, Оуэн Уилсон, Изабела Видович, Джулия Робертс

Еще один пример того, как картина с узкой тематикой может понравиться всем без исключения, независимо от того, есть у вас дети или нет, чувствовали ли вы себя когда-нибудь изгоем и знакомы ли вам братско-сестринские отношения. Огги — обычный мальчик с необычным генетическим заболеванием, которое изуродовало ему лицо. Теперь ему предстоит пойти в самую рядовую школу и выстоять перед ожидаемой реакцией сотен незнакомых людей. Фильм трогает не столько душещипательной темой, сколько глубиной характеров персонажей, даже второстепенных, тем, как они раскрываются и меняются на протяжении фильма.

По-настоящему честный, трогательный и вдохновляющий фильм. На такое кино совсем не жалко потраченного времени.

Ты водишь!, 2018

В главных ролях: Эд Хелмс, Джереми Реннер, Джон Хэмм

Обычно фильмы, основанные на реальных событиях, рассказывают о любви, карьерном росте или мистике, но это картина о том, как четверо друзей на протяжении 30 лет играли в салочки. В этом году «догонялки» приходятся на свадьбу Джерри — единственного непобежденного игрока, которого за все время еще ни разу не осалили.

Это простое, местами наивное, но очень трогательное кино о вечной молодости и настоящей дружбе. После него так и хочется подурачиться со своими друзьями.

А вы часто рекомендуете друзьям фильмы? Какой вы добавили бы в этот список?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector