0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каяться по-русски: рваная рубашка и разбитый лоб

Иосиф Бродский. Стихотворение Прощевайте, хохлы!

«Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит»-
стихотворение Иосифа Бродского,
написанное в 1991 году

Когда-то стихотворение Иосифа Бродского «На независимость Украины», написанное в 1991 году и впервые прочитанное публично в 1994-м, вызвало бурную реакцию в среде украинской интеллигенции. А теперь. Ванга отдыхает…

Вот оно, читайте:
.

Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
время покажет – кузькину, руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.

То не зелено-квитный, траченый изотопом,
– жовто-блакитный реет над Конотопом,
скроенный из холста: знать, припасла Канада –
даром, что без креста: но хохлам не надо.

Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,
по адресу на три буквы на все стороны четыре.

Пусть теперь в мазанке хором Гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще?

Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
кожаными углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
нам – подавись мы жмыхом и потолком – не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!
Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.

Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.
Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,
Нет на нее указа ждать до другого раза.

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.
.

Это написано в конце 91-го года, а впервые прочитано в 94-м
.
« ….если бы Бродский ничего больше не написал, а только это стихотворение, то он бы был уже гениальным поэтом. ».

Моё стихотворение, посвященное И.Бродскому (2010г.):
.

Евангелие слов. Величайшему Поэту И. Бродскому

Как льётся речь, по неземному просто.
Из прозы жизни – рифм рождая строки…
Не размышляя, что подходят сроки…
Не замечая радости юродства.

И вдруг запахло всё в округе миррой,
Как будто Души призваны к причастью…
А голос человека «сего мира» –
К иному миру, словно бы, причастен.

И ворожит Душа в пространстве рифмы…
И купол облаков уже надорван…
А свет, пролившись, станет, может – нормой…
И приживутся в жизни даже мифы.

Мечтать не вредно…столь ли нам он важен,
Миг откровенья в жизни нашей мнимой.
А камни Набережной Неисцелимых
В Венеции и нынче так же влажны.

Жизнь истекает, словно день до ночи…
Свеча горит… но миг – и свет истает…
Иосиф… небо… в небо прорастает
Евангелие слов… и откровенье строчек…

Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем русский народный язык жестов.

Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем русский народный язык жестов.

1. Чесать затылок.
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, покровителя рода.

2. Рвать на груди рубаху.
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

3. Бросать оземь шапку.
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

Читать еще:  Святитель Лука Крымский: Георгий Победоносец не боялся ничего

4. Бить себя в грудь.
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

5. «Коза».
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы, эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

6. Кукиш.
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen» (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.

7. Щелчок по шее
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX — начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — «немного подшефе» (chauff). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

Каяться по-русски: рваная рубашка и разбитый лоб

Нужно ли нам каяться за те грехи, которые были совершены в прошлом веке? Например, за убийство Царской семьи, или депортацию крымских татар? Нужно ли приносить всенародное покаяние? Размышляет протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове, внук священномученика Владимира Амбарцумова.

Каяться с надрывом и рвать на груди рубашку

Периодически поднимается вопрос о проблеме народного покаяния за те преступления и грехи, которые были совершены в прошлом, двадцатом столетии в отношении отдельных людей и целых народов. Например, крымских татар или других народов, которые подверглись переселению или иным репрессиям.

Обычно мы, русские люди, покаяние воспринимаем именно в том смысле, какой заложен в слове «каяться» в русском языке. Покаяние представляется нам в первую очередь так, что необходимо сказать: «Вот такой я нехороший, простите меня». При этом сказать лучше с надрывом, порвав на себе рубашку. Можно пойти к церкви и бить лбом о порог, и так далее.

Но это, как раз, только внешнее и малая доля истинного покаяния. Потому что слово «покаяние» на греческом языке звучит как «метанойя» и обозначает изменение ума. Если человек действительно кается, он меняет свой взгляд на жизнь и меняет ее саму.

Предтеча Господа нашего Иисуса Христа Иоанн Креститель призывал не только покаяться, но и принести достойные плоды покаяния (Мф. 3:8). То есть мы должны не просто осознать свой грех, свою ошибку, но должны изменить наше сознание и даже жизнь.

К великому сожалению, сейчас мы лишь слышим о покаянии в его значении в русском языке. Когда надо сказать, какой я плохой, уничижить себя, умалить, и всё будет хорошо. Причем на этот путь нас часто толкают люди, которые в общем-то не очень готовы нас любить и разделять с нами те труды, которые нужно было бы принести как результат нашего покаяния.

Заявление Василия Гатова в фейсбуке как раз относится к декларации такого внешнего, с битьем лба, покаяния. Да, переселение крымских татар – действительно преступление, злодеяние, и ничего тут другого не скажешь. Я согласен, что действительно это сделано было Советским Союзом, но совсем не согласен в том, что этот грех ложится, как позор, на Россию, что русский народ должен нести за это такой вот ответ.

Если мы внимательно будем изучать нашу историю, то мы поймем, что депортация крымского народа была совершена по приказу и подписана Сталиным. Этот приказ был подготовлен на основании докладной записки, написанной Берией. И руководили этой операцией Кобулов и Серов.

Соответственно, если мы посмотрим по национальности, то трое из четырех названных мною лиц являются грузинами. Но разве придет нормальному человеку в голову говорить о том, что Грузия и грузинский народ ответственны за то, что произошло с крымско-татарским народом? Конечно, нет.

Читать еще:  Мозг поврежден. Без аппаратов Вера ничего не слышит

Совершенно очевидно, что обозначенные грузины были оторваны от той, глубоко православной христианской традиции, культуры грузинского народа, отпрысками которого они были. Это были люди, отдавшие себя в волю противника рода человеческого и совершавшие преступления.

Меня удивляет, почему уважаемый Василий Гатов не вспоминает о том, что русский народ также подвергся переселению и геноциду. Причем масштаб был гораздо больше. Если крымских татар было переселено около 190 тысяч, то только в период раскулачивания было переселено русских крестьян 1 млн 800 тыс. человек.

А условия жизни в местах переселения как русских крестьян, так и крымских татар и других народов были одинаковые. Как одних, так и других бросали в безлюдные степи, где они гибли. Если не погибали по пути.

И поэтому всё сваливать просто на Россию, на русских, наверное, нельзя.

Сбросили иго коммунизма, но не покаялись

Но, говоря о нашей трагической истории, о двадцатом веке, всё-таки уместно задаваться вопросом, а вообще наш народ принес покаяние за всё случившееся? Причем я имею в виду народ не русский по национальности, а российский народ в современной терминологии, то есть всех, кто живет в России, а по большому счету надо говорить про те народы, которые жили в Советском Союзе. К великому сожалению, серьезного покаяния в греческом значении этого слова не было.

Хотя, слава Богу, эти народы осознали, что они не могут больше жить в условиях господства коммунистической идеологии и в начале 90-х годов сбросили этот вредный груз. Да, за освобождение от коммунистического безбожного ига заплатили дорогую цену – огромное государство распалось.

Однако, если мы посмотрим на граждан России и на граждан других государств, которые возникли на территории бывшего Советского Союза, то увидим, что всё равно, по большому счету, покаяния нет. Подавляющее большинство населения вообще плохо знает историю, и ему, мягко говоря, наплевать на то, что было несколько десятилетий назад.

Они не хотят ворошить это действительно страшное прошлое и пытаются как-то обустроить свою настоящую жизнь, которая сейчас непростая. Они не понимают, насколько опасно забывать уроки истории и говорить, как хорошо было при Сталине. Они ходят с портретами этого «отца народов» и предлагают восстанавливать то, что было тогда.

А было-то как раз уничтожение народов не только путем переселения, но и вообще просто путем уничтожения множества конкретных личностей всех национальностей, которые жили на территории Советского Союза.

Другие, тоже не извлекая никаких уроков, пытаются найти какого-то врага, чтобы оправдать свое положение. Нередко врагами объявляются те народы, которые в составе СССР страдали от репрессий. Такое мнение можно услышать и от россиян, и от граждан соседних ближайших стран.

Замечу, что странно слышать поучения от человека, который находится за океаном. Потому что плоды покаяния должны быть не абстрактными, а реальными: в России, на Украине, в Молдавии, в Узбекистане и так далее.

А вообще каяться за грех другого человека – странное предложение. Даже пусть это будет твой близкий предок. Мы должны не каяться за его грех, нам следует молиться о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные прегрешения. Вот это наша обязанность. А все эти чины всенародного покаяния, которые иногда пытались у нас проводить, представляют собой просто бутафорию.

На земле построить рай невозможно

Мы должны осознать то, что допустили возможность преступления, допустили возможность совершения греха, вероотступничества. И не только мы, но и другие представители христианской конфессии. Это относится и к мусульманским народам, и ко всем, жившим на территории России, которые также стали отказываться от своей веры.

Понятно, всем было нелегко. Но ведь нашлись те носители духа, которые потаенно, в деревенских домиках молились, сохраняли веру. Они понимали, что Господь попустил это лихолетье за грех народа, за то, что люди стали отходить от Бога.

Сейчас мы имеем возможность строить храмы, свободно проповедовать слово Божье. Но мы должны четко осознать то, что невозможно строить рай на земле. Даже в отдельно взятой стране, как это пытались сделать коммунисты или как иногда пытаются это представить «патриоты», которые хотят, чтобы мы жили так же, как жила Россия в XIX столетии. А мы живем уже в XXI столетии.

Тот урок, который был преподан нам в XX столетии, говорит о том, что отечество наше не здесь, на земле, а нужно искать Небесного града. И тогда наши земные дела будут устроены. Потому что если мы будем искать Царствия Небесного, то всё остальное приложится к нам.

Иначе мы снова будем обвинять друг друга в различных преступлениях, которых в нашей общей истории, к сожалению, очень много. Вместо этого лучше постараться возлюбить наших близких, тех, кто живет рядом с нами: и единоверцев, и иноверцев. Я в первую очередь говорю о православных людях, перед каждым из которых должна стоять такая задача. И тогда действительно мы сможем достичь Царствия Небесного.

Читать еще:  «Апостол интеллигенции» и его младшие братья

Каяться по-русски: рваная рубашка и разбитый лоб

Василий Гатов попросил прощения за преступление своего деда, который был командующим «операцией» по депортации целого народа. Прот. Кирилл Каледа увидел в этом «странность». Странна позиция самого священника, внука священномученика. Чувство вины и покаяния всегда субъективно, и Василию Гатову виднее, чем о. Кириллу, надо ли эти чувства испытывать и публично их выражать. Если человек ощущает груз вины и греха своих предков, если он воспитывался с детства на героизации или обелении этого греха («время было такое»), и только со временем осознал его ужас, то само нравственное чувство влечет его высказать новое отношение к прошлому, включая акт покаяния за себя и, возможно, за предков. Кстати, утверждение о. Кирилла «Мы должны не каяться за его (деда) грех, нам следует молиться о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные прегрешения» несет некоторое противоречие, потому что просить Бога о прощении кого-либо предполагает признание, а часто и конкретное название вины и греха этого кого-то. А в случае Василия Гатова эта вина, как можно судить из его текста, осознается как коллективная, родовая (не генетически, а биографически, конечно). И такие формы покаяния известны со времен Ветхого Завета.

И еще. Протоиерей Кирилл «совсем не согласен в том, что этот грех ложится, как позор, на Россию». Не на Россию, батюшка, а на СССР (продолжением которого юридически и фактически себя считает Россия).

Василий Гатов попросил прощения за преступление своего деда, который был командующим «операцией» по депортации целого народа. Прот. Кирилл Каледа увидел в этом «странность». Странна позиция самого священника, внука священномученика. Чувство вины и покаяния всегда субъективно, и Василию Гатову виднее, чем о. Кириллу, надо ли эти чувства испытывать и публично их выражать. Если человек ощущает груз вины и греха своих предков, если он воспитывался с детства на героизации или обелении этого греха («время было такое»), и только со временем осознал его ужас, то само нравственное чувство влечет его высказать новое отношение к прошлому, включая акт покаяния за себя и, возможно, за предков. Кстати, утверждение о. Кирилла «Мы должны не каяться за его (деда) грех, нам следует молиться о том, чтобы Господь простил его вольные и невольные прегрешения» несет некоторое противоречие, потому что просить Бога о прощении кого-либо предполагает признание, а часто и конкретное название вины и греха этого кого-то. А в случае Василия Гатова эта вина, как можно судить из его текста, осознается как коллективная, родовая (не генетически, а биографически, конечно). И такие формы покаяния известны со времен Ветхого Завета.

И еще. Протоиерей Кирилл «совсем не согласен в том, что этот грех ложится, как позор, на Россию». Не на Россию, батюшка, а на СССР (продолжением которого юридически и фактически себя считает Россия).

Коллективная, родовая вина. Хорошо. В таком случае правомерно поставить вопрос о покаянии крымских татар за деяния своих предков в ВОВ на территории Крыма перед народами СССР.

http://www.c-inform.info/news/id/22733 Это про концлагерь «Красный», где охранниками и экзекуторами были крымские татары.

Вот еще:
«9 января 1942 г. в районе г. Старый Крым отдельным парашютным батальоном Крымского фронта была выброшена спецгруппа парашютистов под командой сержанта К. П. Юргенсона. Грузовые парашюты унесло за г. Агармыш и группа осталась без радиостанции, продовольствия и боеприпасов. 10 суток 12 парашютистов пытались найти партизан или перейти линию фронта, но выполнить это не удалось. «НЗ» закончился и Юргенсон решил спуститься к морю достать продуктов. Зашли (мокрые, голодные, измученные) в крайний от гор дом в дер. Ворон и попросили продать еду. Хозяин пригласил в дом обогреться, а дочерей отправил за полицией. Дом был окружён самооборонцами из села. Послали в Кутлак за немцами, но те ехать отказались: «Делайте с ними что хотите». К вечеру в Вороне собралось до 200 татар из Ай-Сереза, Шелена. Десантники отстреливались. Тогда татары решили сжечь их живьём. К татарам прибыла подмога ещё из Капсихора. Общиной решили собрать хозяину дома деньги на строительство нового дома, собрали в сёлах керосин, мазут, солому и дом сожгли. Все десантники сгорели или задохнулись в дыму, отстреливаясь до последнего патрона. Погибли: младший сержант К. П. Юргенсон, рядовые красноармейцы: А. В. Зайцев, Н. И. Дёмкин, М. Г. Кохаберия, Л. И. Нетронькин, Н. Х. Трегулов, А. В. Богомолов, В. С. Быков, А. К. Борисов, Б. Д. Адигиезалов, К. А. Колясников и Г. Г. Казарьян.»

К февралю 1942 года число вооружённых коллаборационистов из числа крымских татар достигло около 19 тыс. человек: части 11-й армии и ротах СД (около 10 тыс. человек), участники отрядов самообороны (около 4 тыс. человек) и около 5000 резервистов. Со второй половины января по июль 1942 года крымскотатарские подразделения были главной антипартизанской силой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector