0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Религия Чехии

Дело в том, что до 9 века Чехия, Венгрия и Словения входили в состав одной страны под названием Великая Моравия и именно оттуда христианство и начало распространяться по всей Европе.

В странах, где католическая религия занимает господствующее положение в общественной жизни, практически, церковь, а не светская власть управляет государством. В период раннего Средневековья именно католическая церковь защищала своих прихожан по времена междоусобиц, во время эпидемий и голода, церковь несла и просветительскую миссию, в католических храмах народ мог укрыться во время набегов чужеземных племен, поэтому трудно переоценить значение религии.

Но начиная с 15 века, когда католическая церковь, обладая и так уже огромными богатствами, требовала все большую плату за требы и совершение обрядов, в период всеобщего обнищания простого народа, появилось реформаторское движение, требующее упрощения церковных обрядов и отказа от роскоши и богатства.

История религии Чехии: становление католицизма

Из Великой Моравии, в состав которой до начала XII века входила и Чехия, началось распространение христианства по всей Европе. К этому времени изначально созданная православно-католическая вера разделилась на разные течения. В этой части Европы господствующее положение занимала католическая церковь.

За всю свою историю религия оказывала большое влияние на жизнь каждого государства: не светская власть, а именно церковь управляла страной, принимала важнейшие решения, начинала войны, совершала суды и т.д. На плечи церкви легли и проблемы простых граждан – защита во время голода, эпидемий, междоусобиц. Более того, католические храмы служили надёжной защитой от совершающих набеги чужеземцев.

Церковные служители проводили и просветительскую миссию: значение церкви во времена Средневековья было важным, а сама церковь – необходимой.

Но шли времена, и всё менялось – к XV веку католические священнослужители обладали огромными богатствами. Это уже была не церковь-защитница, а церковь-вымогательница: всё дороже обходились проведённые обряды, требы. Народ обнищал и не хотел платить большие деньги.

Всеобщее недовольство народа привело к появлению реформаторского движения. Реформаторы требовали, чтобы церковь отказалась от богатства и роскоши, упразднила церковные обряды, прекратила продажи индульгенций, уменьшила платы за требы.

Читать еще:  Наш христианский шаг должен быть решительным, но не глупым

Основателем реформаторского движения был проповедник Ян Гус. За ним пошло много народа, считавшего, что католическая церковь отошла от истинной веры. Таким образом, Чехия стала колыбелью реформаторского движения, обладая при этом огромным влиянием католицизма.

Когда к власти пришли коммунисты, в стране только 39% населения были католиками. Коммунисты упразднили церковь, объявили её вне государства, отобрали храмы, разрушили культовые сооружения.

Religion in the Czech Republic — Wikipedia

Религия в Чехии (2011)

Римский католицизм (10,5%)

Другие христианские церкви (в т.ч. православные и Свидетели Иеговы) (1,1%)

  • Верующие, не исповедующие другие религии (6,8%)
  • Верующие, исповедующие другие религии (0,7%)
  • Другое / неизвестно (0,7%)
  • Не указано / нет ответа (44,7%)

Собор Святого Вацлава в Оломоуце

В религии в Чешской Республике доминировало христианство, по крайней мере, до начала 20 века, но сегодня Чешская Республика характеризуется как одно из наименее религиозных обществ в мире.

После битвы на Белой горе в 1620 году религиозная сфера сопровождалась широко распространенными антикатолическими настроениями, даже когда все население номинально принадлежало к католической церкви. В целом христианство неуклонно приходило в упадок с начала 20 века и сегодня остается лишь меньшинством.

Чешская Республика имеет одно из старейших наименее религиозных народов мира. Начиная с битвы на Белой горе в 1620 году , чешский народ исторически характеризовался как «терпимый и даже безразличный к религии».

По словам Яна Спусты, среди нерелигиозных людей, составляющих подавляющее большинство современных чехов, не все являются атеистами ; действительно, отмечается все большее дистанцирование как от христианского догматизма, так и от атеизма, и в то же время идеи дальневосточных религий получили широкое распространение.

Христианизация IX и X веков ввела римский католицизм . После Bohemian Реформации , большинство чехов (около 85%) стали последователями из Яна Гуса , Петр Chelčický и других региональных протестантских реформаторов . Табориты и утраквисты были основными группами гуситов . Во время гуситских войн утраквисты встали на сторону католической церкви.

После совместного Utraquist-католической победы, Каликстинцы был принят в качестве отдельной формы христианства практиковаться в Чехии в католической церкви в то время как все остальные группы гуситские были запрещены. После Реформации некоторые богемы последовали учению Мартина Лютера , особенно судетские немцы .

Читать еще:  Интеллектуал с биографией супермена. Памяти Теодора Шанина

После Реформации утраквисты-гуситы заняли обновленную, все более антикатолическую позицию, в то время как некоторые из побежденных гуситских фракций (особенно таборитов) были возрождены.

Поражение Bohemian Estates в битве у Белой горы привело к радикальным религиозным изменениям и положило начало серии активных действий Габсбургов, направленных на возвращение чешского населения в католическую церковь. После того, как Габсбурги восстановили контроль над Богемией, все население было насильно обращено в католицизм — даже утраквисты-гуситы.

Все виды протестантских общин, включая различные ветви гуситов , лютеран и реформатов, были либо изгнаны, либо убиты, либо преобразованы в католицизм. Забегая вперед, чехи стали более настороженно и пессимистично относиться к религии как таковой. Последовала долгая история сопротивления католической церкви.

Она пережила раскол с неогуситской чехословацкой гуситской церковью в 1920 году, потеряла большую часть своих приверженцев в коммунистическую эпоху и продолжает проигрывать в условиях современной, продолжающейся секуляризации . Протестантизм так и не возродился после того , как в 1620 году австрийскими Габсбургами была введена Контрреформация .

С 1991 по 2001 год доля населения Римско-католической церкви снизилась с 39,0% до 26,8%. Протестантизм снизился с 4% до 2%.

Согласно переписи 2011 года, из-за изменений в категориях вопросов, каждая категория сократилась: доля людей, не исповедующих религию, снизилась с 59% до 34,5%, католиков — с 26,8% до 10,5%, а протестантов — уменьшилось.

От 2% до 1%, 0,9% — члены других христианских церквей, 6,8% — верующие, но не исповедующие религию, 0,7% — верующие и члены других определенных религий. Число людей, не ответивших на необязательный вопрос, выросло с 8,8% до 44,7%.

Религия в Чехии

Чехия довольно необычна с точки зрения религии. С одной стороны — это типично католическая страна, в которой церковь долгое время играла важнейшую роль. С другой — это один из исторических центров православия и родина реформаторского движения гуситов (день Яна Гуса — 6 июля — является национальным праздником), а также один из крупнейших европейских центров иудаизма. В итоге столь сложное смешение конфессий привело к формированию уникального религиозного поля, а Прага давно и заслуженно носит титул «готической и мистической столицы Европы». Неудивительно, что и Голем, и гусит, и робот — понятия, тесно связанные с этой страной. А интерьеры, архитектура и отделка местных храмов поистине великолепны.

Читать еще:  Великий вторник – толкования, проповеди, песнопения

Большинство местных верующих (27%) принадлежат к римско-католической церкви, 2% — протестанты, около 3% — приверженцы Чешской реформатской и Гуситской церквей, а также православные (около 3%, причем это число неуклонно растет за счет эмигрантов). При этом, согласно последней переписи населения (2001 год), 59% граждан Чехии вообще не относят себя к какой-либо религии или церкви, поэтому действительная статистика далека от официальной.

Хотя большинство чехов сложно назвать очень религиозными людьми, они действительно с уважением относятся к вере (причем необязательно только к своей) и соблюдают множество правил культа. Газеты регулярно издают списки дней святых и люди празднуют свои именины наравне с днем рождения, церковные праздники отмечаются по всей стране, а многие храмы восстановлены и активно действуют. При входе в церковь действуют те же правила приличия, что и у нас.

Народные же чешские обычаи, как правило, основываются не на христианской, а на языческой, исторической или этнической традиции. Причем, в отличие от многих прилегающих стран, чехи постепенно уравнивают их статус с официальными праздниками. И сейчас такие древние обряды, как «Шествие королей», пасхальные «Помлазки» (языческий обычай «охаживания» женщин плетеными из вербы плеточками, проводится в Пасхальный понедельник) и колядки, «Сожжение ведьм» и «Вальпургиева ночь» (с 30 апреля на 1 мая), «Время любви» (1 мая) с украшением «майских деревьев» (по-чешски — «майки»), осенний праздник сбора урожая «Дожинок», День поминовения усопших (1 и 2 ноября) и «Барборки» (День святой Барбары, 4 декабря), приобретают все большую популярность. Неудивительно, что сохранились и многие древние языческие символы, вроде изображений языческих богов (Радегаста в первую очередь) и сакральных знаков, присутствующих даже на торговых логотипах, а также традиции, такие как праздник середины лета (Иван Купала).

При этом сказки, старинные легенды и предания занимают в местной культуре весьма почетное место. Даже многие вполне исторически достоверные события здесь довольно вольготно переложены на поэтический язык и давно превратились во что-то подобное былинам — сами чехи свято верят в их правдивость.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector