0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон

Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон

Портал «Православие и мир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?

— Священник должен использовать то небольшое время, которое у него есть для общения с приходящим ко Крещению, для катехизации, а не для выяснения мотивов.

Не вполне понятно. Значит, если человека послала креститься «бабка», это совсем неважно, главное чтоб он зачет сдал по катехизису? Выучить пару молитв и в общих чертах освоить Символ веры вполне можно и без всякой веры. Неужели это не важно?

Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?

— Если в результате катехизации человек не воцерковился, а ушел из храма озлобленным и разочарованным, значит был избран не тот путь катехизации. Катехизатор должен очень чутко относиться к тому, что в душе человека совершается Духом Святым, а не пытаться всех выстроить под один шаблон.

Вот у меня буквально вчера был случай. Пришили крестить ребенка с фотиками, камерами, ничего слушать не хотели, хотели просто развлечься. Все слова обращенные к ним слушали с кислой миной: чего ты нам тут втираешь? Какое такое Евангелие, Какой такой Символ Веры?
Потом стали мне доказывать, что я невежда, потому что не знаю, что такое сглаз и как с ним бороться.

Я-то ребенка покрестил, но родители и крестные ушли явно разочарованными.

Так вот вопрос: стоит ли бороться за симпатию тех, кому на Церковь, мягко говоря, плевать?

— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?

— Священник должен использовать то небольшое время, которое у него есть для общения с приходящим ко Крещению, для катехизации, а не для выяснения мотивов.

Не вполне понятно. Значит, если человека послала креститься «бабка», это совсем неважно, главное чтоб он зачет сдал по катехизису? Выучить пару молитв и в общих чертах освоить Символ веры вполне можно и без всякой веры. Неужели это не важно?

Потом стали мне доказывать, что я невежда, потому что не знаю, что такое сглаз и как с ним бороться.

Я-то ребенка покрестил, но родители и крестные ушли явно разочарованными.

Так вот вопрос: стоит ли бороться за симпатию тех, кому на Церковь, мягко говоря, плевать?

Я-то ребенка покрестил, но родители и крестные ушли явно разочарованными.

Так вот вопрос: стоит ли бороться за симпатию тех, кому на Церковь, мягко говоря, плевать?

Отец Александр, замечательно, что вы покрестили малыша, ему это только поможет. А разочарование родственников — ведь посмотрите какой замечательный смысл — мы опять победили.

А вот «бороться» за симпатии подобных людей стоит, но только не их методами. А методы вы, я верю, знаете лучше меня. И, кстати, катехизацией таких не спасёшь. Тут нужны средства пожёстче, примеры в Евангелии.

Отец Александр, замечательно, что вы покрестили малыша, ему это только поможет. А разочарование родственников — ведь посмотрите какой замечательный смысл — мы опять победили.

А вот «бороться» за симпатии подобных людей стоит, но только не их методами. А методы вы, я верю, знаете лучше меня. И, кстати, катехизацией таких не спасёшь. Тут нужны средства пожёстче, примеры в Евангелии.

Я думаю, мы не должны выбирать — что хуже. На это уже нет времени. Мы просто должны искать правильный вариант. Нужно крестить ребенка и вместе с этим помогать семье воцерковиться. Это очень трудно, но с помощью Божией — вполне возможно.

Поэтому очень важно огласительные беседы планировать таким образом, чтобы они вызывали интерес и в них могли участвовать не только взрослые крещаемые, но в первую очередь — родители и восприемники младенцев.

Извините, отец Александр, но это путь к большевизму. Пару раз встречал подобный стиль суждения. Так можно дойти до мысли, что может вообще не крестить, или только перед смертью или рукоположением? Насколько я знаю, церковь не молится за некрещеных, их не причащают, не отпевают. Это противоречит вашим словам о тот, что думать о том, что оно поможет само по себе не надо. Такими словами любую молитву можно обесценить.

Может я чего-то не знаю, или не понимаю. Если не сложно объясните, дайте ссылку на литературу или страничку в интернете.

Отец Михаил, мною выделены очень странные для меня в церковной жизни слова. По моему скромному мнению Бог прекрасно осведомлён кого крестят, а кого нет. Он знаёт всё. Поэтому я не вру на исповеди, ведь это же глупо. Но вот подобный формализм сводит на нет все усилия по катехизации. Люди думают: «Какие беседы если деньги уплочены и бумаги оформлены. Ещё и за хор заплатили.» Они, конечно, и пару бесед высидят, но толку будет маловато. Не бойтесь сломать формальности и отказать в оплаченном крещении тем, кто по вашему мнению, мнению священника, кстати, к нему в данный момент не готов. И деньги можно вернуть. Вот этот подход, мне кажется, заставит людей задуматься получше всяких бесед. Младенцев только жалко, только их и так крестят с некрещеными крестными.

Читать еще:  Смотреть в темноту и находить в ней радость. За что мы любим «Тоторо»

Прошу прощения если что-то неправильно написал, но мне хочется лучше понять процесс, помочь людям. Буду благодарен за ответ.

renardetraisin

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии

Трудно обобщить и подвести к одному разряду всех катехизаторов. Среди них есть люди разных взглядов и, возможно, встречаются православные. Это само по себе составляет проблему, потому что таким образом догматы преподаются как мнения.

С другой стороны, нетрудно установить, что катехизаторов сегодня повсюду готовят модернисты, в разной степени радикальные или консервативные. Не говоря о таких специалистах в области катехизации как секта о. Кочеткова, можно указать для примера Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации (Санкт-Петербург), Курсы катехизаторов во имя сщмч. Фаддея (Москва) и им подобные, где действуют отборные деятели Церковной реформы.
Полностью эта статья здесь.

Теперь обратим внимание на катехизируемых.

Начнем с того, что катехизация неслучайно требует вопросно-ответной формы. Сегодня, как и в прошлом, у людей возникают разные вопросы к Церкви, но, в отличие от прошлых веков, на них нет ответа в катехизисе.

Катехизис свт. Филарета самым вопиющим образом не отвечает на вопросы современности. И слава Богу за то, что не отвечает, потому что это не вопросы религиозные, а вопросы по поводу религии, и это большая разница. Религия — это преподобный Серафим, святитель Филарет, а Достоевский, Толстой и Розанов — это только разговоры по поводу.

Данный пункт важнее, чем кажется на первый взгляд. Смотрите сами: у православных или еще только приходящих к вере людей появились вопросы, на которые не отвечает главная символическая книга Православной Церкви. При этом нельзя сказать, что на эти вопросы сегодня никто не отвечает. Напротив, на них способен ответить кто попало, и это с неприличной легкостью делают оо. Ткачев, Кухта, Федосов и т.п.

Конечно, и до революции люди задумывались: купить сушеные грибы на Красной площади или поехать в другое место. Но они почему-то не горевали, что не находят на эти вопросы ответы в Катехизисе.

Теперь не то. Откуда же появились вопросы не религиозные, а только «по поводу» религии? Почему люди обращают их к Церкви, а не в справочное бюро? Как людям избавиться от страсти задавать такие вопросы, и кто им в этом поможет?

Лозунг катехизации предполагает, что где-то есть лица, которые очень хотят узнать о вере, но никак не могут этого сделать, если им не помогут оо. Кочетков, Усатов, Геннадий (Войтишко) и им подобные.

А ведь это не так. Люди, которые хотят узнать о вере, разумеется, существуют. Но такое их желание является благодатным, то есть не бесплодной и неосновательной надеждой на неизвестное. Это желание чего-то определенного: узнать, что такое спасение, кто их Спаситель. И это желание появляется сразу вместе со средствами его исполнить.

У того, кто действительно хочет научиться истинам веры, уже есть внутренний Учитель, и если он его слушается, то, возможно, не без ошибок, но найдет Священное Писание и св. Иоанна Златоуста. В этом можно не сомневаться. В это нужно верить.

И вот этот благодатно просвещенный человек пойдет к современным катехизаторам? Да он сбежит от них как от огня.

Итак, мы взяли современный лозунг катехизации и разобрали его существенные стороны, которыми он соприкасается с действительностью или от нее отталкивается. Благодаря этому мы примерно оценили масштабы реформы Церкви.

Уже одно то, что в Церкви нет власти учительства, является катастрофой. Но и это еще не все:

истинный катехизис прямо отвергнут или опорочен;
катехизацию, как правило, проводят люди не православные;
катехизируемые подбираются из тех, кто не имеет интереса к религиозным вопросам и по этой причине не может в них разобраться.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.
Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед.

Распространенные ошибки катехизаторов

Во время проведения огласительных бесед катехизатору необходимо стараться избегать следующих наиболее часто встречающихся ошибок.

Изложенные в данной работе наблюдения и выводы явились результатом осмысления опыта девятилетнего проведения автором огласительных и катехизических бесед в Кафедральном соборе и иных приходах г. Ростова-на-Дону, преподавания на курсах подготовки катехизаторов при Донской Духовной семинарии, а также изучения подходов московских и донских катехизаторов.

В статье показаны отрицательные проявления одной из самых глубинных и духовных форм человеческого общения – встречи ради научения вере и передачи религиозного опыта от сердца к сердцу. Боль и разочарование обычных людей, поделившихся своими впечатлениями от катехизических бесед, общение с будущими и практикующими катехизаторами – всё это побудило автора осмыслить негативный опыт катехизации и предостеречь от искажений в этом церковном служении.

Приведенные здесь тезисы ранее были изложены в книге автора «Оглашение на современном этапе», получившей гриф «Рекомендовано» в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и изданной в 2013 году.

Как видится, рассматриваемые нами ошибки бывают обусловлены причинами богословского характера, когда катехизатор неправильно себе представляет основы эклессиологии и путь спасения человека, отсутствием навыков воплощать высокие истины Православия на практике, а также же особенностями духовного устроения самого катехизатора, иными словами, его грехами.

Принципиальной богословской ошибкой, относящейся к теме катехизации, является убеждение, будто присоединение к Церкви и сама принадлежность человека к Церкви проявляется формально и без личных усилий самого человека. В таком случае возникает идея об «абстрактном христианстве», к которому человек принадлежит лишь в силу совершения Таинства Крещения. Понятно, что такая парадигма не подразумевает необходимости научения человека, его личного подвига и приобщения к тому, что мы называем опытом духовной и церковной жизни.

Придерживающиеся этой мысли люди не видят смысла в катехизации и всячески препятствуют ее осуществлению. Стремление крестить всех подряд они часто прикрывают жалостью к людям (на самом деле это равнодушие к участи конкретного человека в земной жизни и в Вечности).

Читать еще:  Как преодолевать проблемы детей из детских домов?

Приверженцы противоположного подхода видят в катехизации фундамент для возрастания и восхождения христианина по ступеням духовной лестницы. Посткрещальная катехизация осуществляется при таком видении постоянно и во всех формах церковной жизни.

Если жизнь конкретной православной общины формируется вокруг Евхаристической Чаши, если прихожане любят богослужение и обращаются к Евангелию как к Книге Жизни, если богословие для них не сухая схоластика, а систематическое изложение законов духовной жизни, то и человек, участвующий в подготовительных беседах перед Таинством Крещения, будет чувствовать значимость обозначенных аспектов церковной жизни и стремиться приобщиться к каждому из них.

В значительной степени осознание важности катехизации на приходе связано с уровнем духовной жизни и собственным отношением настоятеля, клириков и активных прихожан прихода к церковным Таинствам. Если они позволяют оглашенным или родителям крещаемого младенца лишь формально и «ради галочки» готовиться к участию в Таинствах Церкви, то, по всей видимости, и свою личную духовную жизнь они рассматривают как формальную принадлежность к Церкви.

Такие люди, скорее всего, сами не участвовали в катехизиции и не серьезно относятся к тайне спасения. Идея абстрактной принадлежности к Церкви не позволяет им прочувствовать ту истину, что в любом Таинстве благодать Божия или просвещает душу верующего и покаявшегося человека, или же опаляет, если тот не готов её принять.

Эти причины в первую очередь затрудняют выход огласительной практики в церковной среде на принципиально иной уровень.

Кроме указанной принципиальной проблемы, к ошибкам катехизаторов можно отнести некоторые заблуждения практического характера.

1. Подмена воцерковления внешней церковностью (точным исполнением церковных чинов и обрядов).

В этом случае катехизатор подробно рассказывает оглашенным о важности освящения куличей на Пасху, а также посещения церковных богослужений, не раскрывая побудительных мотивов, а также умалчивая о том, что церковная обрядность раскрывает веру человека в Воплотившегося Бога, а вовсе не подменяет внутреннее внешним.

2. Подмена христианской нравственности внешней аскетикой, делая из нее «бремена тяжелые и неудобоносимые, и возлагая [их] на плечи людям» ( Мф. 23:4 ).

Порой катехизаторы излишне озабочены идеей достижения оглашенными высокого аскетического уровня, ради чего им преждевременно навязывается, например, практика строгих постов или сугубого супружеского воздержания.

Неофитский импульс, порой, позволяет оглашенному подъять такие непосильные подвиги. Однако с течением времени христианин может вместе с неразумно взятыми тяжкими бременами подвигов оставить и саму Церковь. «Кто толкует, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — о последних степенях совершенства для новоначальных, и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять».

Катехизатор должен помнить, что христианские подвиги – это не геройство, а кропотливый и смиренный труд.

Процесс духовного возрастания неофита удачно описал протоиерей Александр Ильин: «Человек как почка: если попробуешь её развернуть раньше времени, то погубишь, а придет время, она раскроется. Так и сердце человеческое».

Наставляя неофита, всегда необходимо учитывать его душевное состояние, степень духовного возраста и постигать ту меру подвигов и добродетели, которую он сможет понести: «Кто прежде надлежащего времени предлагает людям высокое учение, тот и в свое время не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными» (святитель Иоанн Златоуст).

3. Представление греха как набора поступков и обрядовых нарушений.

Эта ошибка также связана с неправильным восприятием греха и пути спасения. Приходилось слышать об одном печальном случае из огласительной практики, когда единственное занятие пред Крещением катехизатор посвятил рассказу о недопустимости содержания собаки в доме христианина, а также запрету на посещение женщиной храма в «женские дни».

4. Отрицательный характер проповеди (установка «всё нельзя»).

Если катехизатор находится в ситуации внутреннего разлада, если он разочарован в самой возможности наполнения своей жизни светом Христовой благодати, то и своим ученикам он передает неверный вектор воцерковления.

Как бы капитулируя перед необходимостью преображения жизни, такой горе-катехизатор старается оградить своих подопечных от всяческих «опасностей» и искушений мира сего, требуя отсечь фактически всё, связывающее оглашенного с реальной жизнью: телевидение, музыку, чтение светских книг, общение с нецерковными людьми и т.д.

5. Категоричность и чрезмерный либерализм.

Неопытные в духовном плане люди зачастую проходят этап (иногда на нём надолго «застревают» даже катехизаторы) «ревности не по разуму» ( Рим.10:2 ). Это путь ригоризма — строгого проведения своих принципов в поведении и мысли, исключающего какие-либо компромиссы, учет других принципов, и пуританства — стремления во всем достигать идеального результата. Но даже стремящимся к достижению идеала людям стоит помнить, что «без меры обращается во вред даже почитаемое прекрасным» (святитель Василий Великий).

Либерализм лишь на первый взгляд выглядит как противоположность излишней категоричности. Ведь в обоих случаях их сторонники выявляют свою внешнюю, половинчатую принадлежность Церкви.

Если катехизатор не уверен в возможности преображения человека под влиянием благодати Божией, он с легкостью снижает «планку требований» для иных людей. Такой человек не видит призвания христианина, не верит по-настоящему в образ Божий в человеке и в возможность преодоления греха.

6. Формальный отказ допустить человека к Крещению без стремления помочь преодолеть сложившиеся препятствия к принятию этого Таинства.

Степень готовности оглашенного к участию в Таинстве в некоторых случаях весьма низкая. Понимая это, некоторые катехизаторы вместо терпеливой помощи в преодолении возникших препятствий просто отказывают в допуске к Крещению.

В таком случае общение далекого от церковных реалий человека с катехизатором оборачивается не пользой, а очевидным духовным вредом. Отверженный оглашенный обижается на катехизатора, а вместе с ним, зачастую, на всю Православную Церковь.

Если в процессе оглашения катехизатор столкнулся с непреодолимыми, как ему кажется, препятствиями к Таинству Крещения, он обязан передать «эстафету» оглашения духовенству прихода.

Читать еще:  Не так страшен кит, или Во что еще может заиграться подросток

Предложение отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства4 может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

К ошибкам третьего рода относятся те, в которых человеческое «Я» катехизатора чрезвычайно выпячивается. Это проявления страстей гордости и тщеславия.

1. Стремление катехизатора «привязать» оглашаемых к себе вместо указания им пути ко Христу.

В таком случае самолюбование и тщеславие катехизатора проявляется в стремлении «блеснуть» своими познаниями. Такие законоучители «уверены о себе, что [являются] путеводителем слепых, светом для находящихся во тьме, наставником невежд, учителем младенцев, имея в законе образец ведения и истины» ( Рим.2:17-20 ). Поэтому оглашенным они стараются дать понять, что вне их круга общения последним будет весьма трудно или даже невозможно найти путь спасения. Такие катехизаторы ревниво запрещают оглашенным читать книги других проповедников и обращаться к опыту иных катехизаторов.

2. Подмена катехизации пастырством (попытка катехизатора-мирянина исполнять функции пастыря-священника).

Предлагая оглашенным основы так называемого «Морального катехизиса», некоторые катехизаторы, порой незаметно для себя, начинают интересоваться их греховным прошлым. Иногда они прямо предлагают оглашенному рассказать про свои грехопадения, надеясь дать советы в сложившихся жизненных обстоятельствах.

Несомненно, искренний человек во время подготовительной беседы может раскрывать перед катехизатором-мирянином свой жизненный путь. Но катехизатор не может ожидать от людей такой открытости, и уж, тем более, требовать исповедания ими своих грехов. Катехизатору не следует давать оглашаемым советы по разрешению семейных и иных глубоко личных ситуаций, предоставив это священнику-пастырю.

3. Стремление к «подстраиванию» катехизатора под слушателей, заискивание, чрезмерное упрощение Православия и его редукция до уровня оглашенных.

«Неверие» в своих учеников, в их способность подняться до уровня высокой планки совершенства христианской мысли и жизни, а также боязнь потерять возможность общения с оглашенными порой приводит к стремлению катехизатора говорить угодное своим слушателям, «льстить [их] слуху» ( 2 Тим. 4:3 ).

Несомненно, что такая уступчивость катехизатора означает или его подверженность страсти тщеславия и греху человекоугодия, либо является признаком внутренней догматической беспринципности.

4. Превращение беседы в монолог катехизатора

Даже во время катехизации порой проявляется отсутствие взаимопонимания между людьми. Катехизатор должен быть не только знатоком богословских книг и хорошим оратором. Во время беседы кроме передачи вероучительной информации он призван молитвенно вслушиваться в опыт новоначального человека, дать возможность тому высказаться и открыть свою душу. Многократно приходилось слышать отзывы оглашенных о «духовных беседах», во время которых им было трудно вставить даже слово в проповедь законоучителя. Печально, когда катехизатор или священнослужитель воспринимает свое служение как способ самовыражения, как бы забывает о пришедшем человеке и превращает общение с новоначальными в свой монолог.

Замечая в своей катехизической деятельности проявление указанных ошибок, катехизатору следует прилагать особые духовные усилия для их преодоления, призывая благодатную помощь Божию, молясь о своих подопечных (оглашенных) и обращаясь за советом к своему духовнику.

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

  • Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
  • В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

  • В качестве примера автор рассматривает…
  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/. об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать.
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector