0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кальвинизм (учение Кальвина). О духовной основе западной цивилизации – кальвинизме и о том почему это учение способствовало бурному росту новой экономики Учение кальвина способствовало развитию капитализма

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) – одно из главных направлений Реформации, основанное Ж.Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная иерархия и ее посредничество в деле спасения; отрицается свобода воли человека; грех признается явлением неизбежным; спасает только личная вера (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический культ. Отличительной чертой кальвинизма является доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения «избрал» одних людей к спасению, других – к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на развитие не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое движение, игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю «небесных мстителей», чтобы сокрушить «кровавые скипетры тиранов», т.е. противников Реформации. Эта идея давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность «железного канцлера» О.Кромвеля и шотландского проповедника Дж.Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина оценка профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов – как косвенного свидетельства «избранности». Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в противоречие с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты, квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла полемика относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, что вызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия, евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Читать еще:  «Христос – просто человек» и все ли попадут в рай. 5 мифов о Боге

Основные идеи Жана Кальвина

Основой взглядов Кальвина является учение об абсолютном (Божественном) предопределении, по которому судьба каждого человека предопределена Богом.

Кальвинизм прижился во многих странах Западной Европы (Швейцария, Франция, Нидерланды), потому что провозглашал главными ценностями христианства: неустанный труд, осторожность в делах, сведение к минимуму расходов.

Если следовать положениям теории кальвинизма, то каждый верующий служит своим трудом Богу, и своими стараниями он должен раскрыть в полной мере предначертания Бога.

В своих религиозных идеях Кальвин убрал из церкви всё, что не определено Библией. Он призывал соблюдать морально-этические принципы мирского аскетизма, что требовало от человека посвящать свою земную жизнь труду.

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений протестантизма.

Ис­то­рия кальвинизм бе­рёт на­ча­ло в середине XVI века Каль­вин, по­лу­чив­ший в Па­ри­же, Ор­леа­не и Бур­же хо­ро­шую под­го­тов­ку в об­лас­ти тео­ло­гии, пра­ва и ли­те­ра­ту­ры, под влия­ни­ем М. Лю­те­ра и др. про­тес­тант­ских дея­те­лей вклю­чил­ся в борь­бу за ре­фор­ми­ро­ва­ние ка­то­лической Церк­ви. Вы­ну­ж­ден­ный по­ки­нуть Фран­цию, Кальвин пе­ре­ехал в Ба­зель, где в 1536 году из­дал на латинском языке своё основное тео­ло­гическое сочинение «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре», ко­то­рое мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ва­лось с вно­си­мы­ми ав­то­ром из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми. В этом тру­де, за­ду­ман­ном как сво­его ро­да вве­де­ние к Биб­лии, про­воз­гла­ша­лись прин­ци­пы Ре­фор­ма­ции в их по­ни­ма­нии Каль­ви­ном, да­ва­лось из­ло­же­ние важ­ней­ших дог­ма­тических по­ло­же­ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль­вин пе­ре­ехал в Же­не­ву, где впер­вые бы­ли реа­ли­зо­ва­ны его ре­фор­ма­тор­ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Южной Фран­ции, Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах (смотрите в статье Ни­дер­ланд­ская ре­во­лю­ция XVI века), ря­де об­лас­тей Гер­ма­нии (Рейн­ский Пфальц, Гес­сен, Бре­мен), Шот­лан­дии, Анг­лии (смотрите в статье Пу­ри­та­не), Венг­рии. В конце XVI — начале XVI века с кальвинизмом сли­лось цвинг­ли­ан­ст­во, ока­зав­шее на не­го зна­чительное влия­ние. Док­три­ны кальвинизма бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны с не­боль­ши­ми ва­риа­ция­ми в не­сколь­ких ис­по­ве­да­ни­ях: Гал­ли­кан­ском (1559 год), Бель­гий­ском (1561 год), Вто­ром Гель­ве­ти­че­ском (1566 год), Вест­мин­стер­ском (1647 год), а так­же в Гей­дель­берг­ском ка­те­хи­зи­се (1563 год) и др. до­ку­мен­тах. В начале XVII века от кальвинизма от­ко­ло­лось уче­ние Я. Ар­ми­ния (ар­ми­ни­ан­ст­во), осу­ж­дён­ное по­сле­до­ва­те­ля­ми стро­го­го кальвинизма на Дор­д­рехт­ском (Дорт­ском) си­но­де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых германских зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х годов кальвинизм рас­про­стра­ня­ет­ся в Северной Аме­ри­ке (смотрите Но­вая Анг­лия), со 2-й половины XVII века в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В XVIII-XX веках бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чительное чис­ло по­сле­до­ва­те­лей кальвинизма поя­ви­лось в ря­де стран Северной и Южной Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Вероучение кальвинизма

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в кальвинизме, как и в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центральное ме­сто в тео­ло­гии кальвинизма за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, — гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла.

Читать еще:  А где Христос? Христа нет.  Главное — что бы такого освятить

Из этих по­ло­же­ний в кальвинизме ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих — к веч­ным му­кам в аду. Кальвинизму чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (например, пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

В дог­ма­тическом уче­нии о Еди­ном в трёх Ли­цах Бо­ге кальвинизм унас­ле­до­вал за­пад­нох­ри­сти­ан­ский прин­цип filioque (латинский — «и от Сы­на»), со­глас­но ко­то­ро­му Свя­той Дух ис­хо­дит не толь­ко от От­ца, но и от Сы­на. Боль­шин­ст­во каль­ви­ни­стов при­зна­ёт Апо­столь­ский, Афа­нась­ев­ский и Ни­кей­ский (Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский c fi­l­ioque) Сим­во­лы ве­ры, а так­же вы­ра­бо­тан­ное на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (смотрите в статье Все­лен­ские со­бо­ры) по­ни­ма­ние Ии­су­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и ис­тин­но­го че­ло­ве­ка в од­ном Ли­це.

В со­от­вет­ст­вии с уче­ни­ем о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию трак­ту­ют­ся в кальвинизме и цер­ков­ные та­ин­ст­ва как не имею­щие са­ми по се­бе спа­си­тель­ной си­лы. Та­инств в кальвинизме два — кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня (при­ча­ще­ние). Кре­ще­ние счи­та­ет­ся ини­циа­ци­он­ным зна­ком член­ст­ва че­ло­ве­ка в Церк­ви и его ос­во­бо­ж­де­ния от гре­хов, ко­то­рое да­ёт ве­ра в Хри­ста. До­пус­ка­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев ве­рую­щих ро­ди­те­лей как чле­нов «об­щи­ны спа­сён­ных». Свое­об­раз­но по­ни­ма­ет­ся каль­ви­ни­ста­ми и при­ча­ще­ние. Каль­вин, в от­ли­чие от Лю­те­ра, счи­тал, что во вре­мя Ев­ха­ри­стии Те­ло и Кровь Хри­ста при­сут­ст­ву­ют в эле­мен­тах при­час­тия не фи­зи­че­ски, а ду­хов­но. В на­стоя­щее вре­мя многие каль­ви­ни­сты при­ня­ли нес­коль­ко от­лич­ную от точ­ки зре­ния Каль­ви­на трак­тов­ку при­ча­ще­ния, пред­ло­жен­ную У. Цвинг­ли, со­глас­но ко­то­рой при­ча­ще­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как уве­ко­ве­чи­ва­ние па­мя­ти о Ве­че­ре Гос­под­ней, вос­по­ми­на­ние об ис­ку­пи­тель­ной жерт­ве Хри­ста.

Цер­ков­ная ие­рар­хия в кальвинизмн прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в кальвинизме при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны — как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (например, в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и несколько ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, кальвинизм от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

Современный кальвинизм су­ще­ст­ву­ет в 3 фор­мах: ре­фор­мат­ст­во, пре­сви­те­ри­ан­ст­во (смотрите Пре­сви­те­риа­не) и кон­гре­га­цио­на­лизм (смотрите Кон­гре­га­цио­на­ли­сты). Пер­вые две ма­ло от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га: ре­фор­мат­ство воз­ник­ло в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе (Фран­ции, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии), пре­сви­те­ри­ан­ст­во — на Бри­тан­ских островах. Кон­гре­га­цио­на­лизм от­ли­ча­ет­ся от ре­фор­мат­ст­ва и пре­сви­те­ри­ан­ст­ва тем, что в нём от­сут­ст­ву­ют пре­сви­те­рии и ка­ж­дая кон­гре­га­ция впол­не са­мо­стоя­тель­на. Тер­мин «кальвинизм» са­ми каль­ви­ни­сты, как пра­ви­ло, не ис­поль­зу­ют, от­ка­зы­ва­ясь свя­зы­вать се­бя с к.-л. др. име­нем, кро­ме Хри­ста. Ино­гда тер­мин «каль­ви­ни­ст­ский» по­ни­ма­ет­ся рас­ши­ри­тель­но: его от­но­сят не толь­ко к каль­ви­ни­ст­ско­му те­че­нию про­тес­тан­тиз­ма, но и ко всем др. церк­вам, при­ни­маю­щим каль­ви­ни­ст­скую док­три­ну об аб­со­лют­ном пре­до­пре­де­ле­нии, например к боль­шин­ст­ву бап­ти­ст­ских церк­вей (смотрите Бап­тизм).

Читать еще:  Преподобный Силуан Афонский. Адамов плач

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 году в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­народного кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В начале XXI века в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны — в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся основным сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. специальные об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Со­глас­но док­три­не Каль­ви­на, куль­то­вая му­зы­ка мо­жет быть толь­ко во­каль­ной и од­но­го­лос­ной. В 1539 году в Страс­бур­ге под на­блю­де­ни­ем Каль­ви­на бы­ли из­да­ны «Не­ко­то­рые псал­мы и гим­ны для пе­ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же­не­ве бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пол­ная Псал­тирь, т. н. Же­нев­ская, или Гу­ге­нот­ская, со­дер­жа­щая 125 про­стых ме­ло­дий, на­пи­сан­ных ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми (в от­но­ше­нии многих ме­ло­дий ав­тор­ст­во не ус­та­нов­ле­но); в даль­ней­шем она бы­ла пе­ре­ве­де­на на др. ев­ропейские язы­ки. Вско­ре по­сле смер­ти Каль­ви­на в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие. Ком­по­зи­то­ры со­чи­ня­ли мо­те­ты на тек­сты и ме­ло­дии Же­нев­ской Псал­ти­ри (а так­же и на свои собственные ме­ло­дии) не толь­ко в про­стом го­мо­фон­ном, но и в раз­ви­том по­ли­фо­ническом сти­ле; сре­ди ав­то­ров — К. Гу­ди­мель, Я. П. Све­линк. В современном кальвинизме ис­пол­ня­ют­ся как тра­диционные од­но­го­лос­ные, так и мно­го­го­лос­ные пес­но­пе­ния (главным образом ком­по­зи­то­ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся бо­го­сло­ви­ем. Это так­же ре­лигиозно-фи­лософская сис­те­ма, вклю­чаю­щая оп­ре­де­лён­ные взгля­ды на об­ще­ст­во, нау­ку, куль­ту­ру и го­су­дар­ст­вен­ность. Сам Ж. Каль­вин на­стаи­вал на ав­то­но­мии Церк­ви от свет­ской вла­сти, но на прак­ти­ке соз­дал в Же­не­ве свое­об­раз­ную мо­дель тео­кра­тического го­су­дар­ст­ва. Каль­ви­ни­ст­ские церк­ви яв­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ны­ми в ря­де стран (Ни­дер­лан­ды, б. ч. швейцарских кан­то­нов, американские шта­ты Но­вой Анг­лии и др.), но ны­не они ут­ра­ти­ли преж­ний ста­тус, лишь Цер­ковь Шот­лан­дии со­хра­ни­ла по­ло­же­ние «на­цио­наль­ной» Церк­ви, хо­тя и она яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­но от­де­лён­ной от го­су­дар­ст­ва. В современном кальвинизме при­зна­ёт­ся не­об­хо­ди­мость пол­ной сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния (за ис­клю­че­ни­ем ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ных по сво­ей су­ти уче­ний) и ра­вен­ст­ва всех кон­фес­сий пе­ред го­су­дар­ст­вом.

Иллюстрация:

Служ­ба в церк­ви Вес­тер­керк (Ам­стер­да­м). Архив БРЭ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector