1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как журналисты Льва Толстого от школы отлучили

«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой

«Чем труднее учителю, тем легче ученику». Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой

Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знанием, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. Мы узнали историю старой школы и поговорили с нынешними преподавателями о том, как в ней меняются поколения и какие традиции удалось сохранить.

«Я хочу образования для народа»

Яснополянская школа, открытая Львом Толстым в 1859 году, в то время сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её создании писатель руководствовался лишь одной идеей — теорией свободного воспитания. Он был убеждён, что дети будут заинтересованы в обучении лишь в том случае, если учителя будут относиться с уважением к ученикам и их творческим интересам.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель», — писал Толстой.

С 1859 по 1862 год Яснополянская школа Тульской области бесплатно работала для учеников от 7 до 15 лет. Всего было около 40 школьников и четырёх преподавателей, одним из которых был сам Лев Николаевич. Он учил старших ребят математике, истории и физике. Занятия начинались в 08:30 утра и заканчивались под вечер.

Во время уроков все ученики сидели в классах так, как им было комфортно. Школьники изучали русский язык, чтение, письмо, этику, труд, математику, черчение, физику, историю, естествознание, пение, рисование, гимнастику и религию.

Домашних заданий не было. Если ученик опаздывал на занятия или не приходил вовсе, его никто не наказывал

Преподаватели понимали: во внеучебное время ребёнок мог быть по уши загружен помощью родителям в крестьянской работе. В школе также было запрещено любое насильственное действие по отношению к ученикам, как моральное, так и физическое. После уроков учителя вместе с учениками могли вместе ходить купаться или кататься на санях.

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе» — так писал о целях своей школы сам Толстой.

Порой могло показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам. Педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Должны были развивать их творческие стороны. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде.

В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.

Летом 1862 года на Льва Толстого поступил донос. Писателя обвиняли в том, что он содержит подпольную типографию. Это дало жандармам право прийти в дом писателя с обыском. Кроме того, жандармского полковника возмущало положительное отношение Толстого к крестьянам. В итоге писатель был вынужден закрыть школу.

В письме родственнице он писал: «Школы не будет, народ посмеивается, дворяне торжествуют, а мы волей-неволей, при каждом колокольчике, думаем, что едут везти куда-нибудь. У меня в комнате заряжены пистолеты, и я жду минуты, когда всё это разрешится чем-нибудь».

Вновь Яснополянская школа заработала только в 1928 году. В этот раз её открыла младшая дочь писателя — Александра Львовна, которая и стала её первым директором. Во время Великой Отечественной войны школу сожгли, от неё остались лишь стены. Только в 1948 году она была вновь открыта и работает по сей день.

С 1948 года ведёт свою историю и детский дом, воспитанники которого также учились в Яснополянской школе. Был период, когда их даже объединили в единую структуру под общим названием «Яснополянская школа-интернат». В 2014 году детский дом перестал существовать из-за аварийного состояния здания.

«Это сельская школа, где можно получить качественное образование»

Александр Сухоруков, заместитель директора по научно-методической работе

«В 2018 году по инициативе губернатора были созданы два класса для одарённых детей, куда были набраны дети с разных концов Тульской области. Именно они живут в бывшем здании детского дома, которое было полностью отремонтировано. А наша школа получила название «Яснополянский образовательный комплекс имени Л. Н. Толстого», где сегодня учатся 235 человек. Что вполне нормально для сельской школы.

Долгое время в школе шёл эксперимент по возрождению педагогической идеи Толстого. Для него был важен принцип преподавания, который основывался на учёте личного опыта ребёнка, на отношениях между учениками и учителями. Большое внимание всегда уделялось сотворчеству. Учителя должны были не только делать что-то вместе с учениками на общих мероприятиях, но и вместе участвовать в исследовательской работе, спортивной и внешкольной жизни. Чтобы учитель всегда остался примером. Это одна из главных особенностей толстовской педагогики, которая актуальна и сегодня.

Читать еще:  «Ночлежка»: наша задача – помочь человеку выбраться с улицы

Кроме того, в нашей начальной школе существует большая игра под названием «Вселенная», где каждый класс — это планета. На ней есть премьер-министр, министр финансов, министр здравоохранения, министр спорта. Весь год ребята участвуют в мероприятиях, где получают метеориты — денежные единицы. Два раза в год класс может обменять все полученные метеориты во время аукциона, например, на канцтовары или игрушки. Детям это очень нравится. Здесь есть одновременно возможность для реализации творческих способностей, основы экономической теории и соуправления.

С 2003 года мы проводим спортивную олимпиаду для учеников и учителей. Она включает в себя семь туров.

Школьники соревнуются со своими учителями в футболе, волейболе, настольном теннисе, баскетболе, киберспорте и шахматах

Она пользуется популярностью, потому что каждый ребёнок готов сразиться с учителем, будь то в составе команды или в личном первенстве. Вообще, когда мы устраиваем такие общие мероприятия, будь то КВН, спектакли или день рождения школы, то всегда делаем так, чтобы в командах были и взрослые, и дети. Для нас важно сотворчество в каждом аспекте школьной жизни.

Ключевой момент всё же — появление центра поддержки одарённых детей. Благодаря этому Яснополянская школа пережила кардинальные изменения. Прежде всего материально-технические. Отремонтировано само здание, проведён ремонт всех кабинетов, завезено оборудование. Лабораторией пользуются абсолютно все ребята, не только из специализированных классов. Это очень правильно для сельских школ, где у детей не всегда есть возможность получить качественное образование. В Яснополянском комплексе она есть.

В школе существуют два музея — литературный имени Л. Н. Толстого и музей истории школы. Туда часто приходят воспитанники детских садов, школьники, иностранные гости. Посмотреть саму школу тоже может любой желающий, предварительно согласовав этот вопрос с администрацией школы.

В нашей школе существует крепкая связь поколений. Дети учатся здесь, поступают в университет, потом приходят к нам работать. Здесь учатся дети детей. К нам часто приезжают, чтобы перенять опыт толстовской педагогики. Мы всегда рады. Естественно, ощущение исторической значимости у наших учителей тоже есть. Все прекрасно понимают, в какой школе они работают. И всем это нравится».

«Мне всю жизнь помогает Лев Толстой»

Марина Кубарькова, выпускница Яснополянской школы и учительница английского языка

«Моё знакомство с Яснополянской школой началось в качестве школьницы. После получения среднего образования я поступила в педагогический университет имени Льва Толстого. В 1984 году директор школы пригласил меня к себе работать. Сначала я четыре года была пионервожатой, потом стала преподавать английский язык.

В школьные времена я была активной ученицей. Прошла весь путь: октябрёнок, пионер, комсомолец. Яснополянскую школу любила безумно. Всегда хотела учиться. Уже с августа начинала мечтать о 1 сентября. Даже когда поступила в университет, каждое утро хотела свернуть по дороге в школу.

У нас были отличные педагоги. Самым любимым был директор — Дориан Михайлович Романов. Всю свою жизнь он посвятил разным школам, в том числе Яснополянской. Человек-легенда, который имел несколько высших образований. Преподавал русский язык, литературу и географию. Он много путешествовал, вёл туристический клуб. Общался с великими людьми и нас с ними знакомил. Например, с Иваном Папаниным.

В 1986 году Романов покинул школу. Но я продолжала навещать его дома. Он писал книгу про декабристов, читал мне свежие главы и говорил: «Марина, ты у меня первый слушатель». Дориан Михайлович ушёл из жизни в 2009 году.

За все годы, которые я провела в школе, изменилось многое. Недавно в ней сделали ремонт. Теперь Яснополянская школа свежая, комфортная, уютная.

Мне бывает горько и досадно, когда кто-нибудь из бывших выпускников школы забирает детей от нас и отдаёт другую в школу. Такое случается редко, но случается. Конечно, я уверена, что существует много хороших школ. Но мне кажется, что наша самая лучшая. Мы трепетно бережём традиции.

К нам часто приезжают люди из правительства или гости из других стран для обмена опытом. Однажды я проводила урок для Валентины Матвиенко

Мы всегда находимся на виду, поэтому нам постоянно приходится развиваться. Но самое ценное здесь — взаимоотношения учителя и ученика. Для хорошей учёбы нужно, чтобы всё было без давления. Если мы научим их учиться, тогда они сами горы свернут. Вот наша главная задача.

В своей работе я всегда ставлю на первое место то, что интересно детям. Нужно, чтобы всё было понятно, тогда интерес не будет пропадать. Ещё важно, чтобы всё было посильно. Тогда у учеников будет хорошая мотивация.

Я всегда говорю: «Мне всю жизнь помогает Лев Толстой». Я училась в его школе. Окончила институт его имени. Познакомилась со своим супругом в Никольско-Вяземской школе имени Л. Н. Толстого. Потом позвала его работать в Яснополянскую школу. Мы ездим в Берлин по обмену, потому что там есть школа Льва Толстого. Мы ездили в болгарскую Ясную Поляну. Так что да, Лев Толстой — мой покровитель, всегда мне помогает».

Лев Толстой как зеркало русского общества

Лев Толстой как зеркало русского общества

Почему снова поднимается вопрос о его отпадении от церкви

Есть какая-то безысходность в том, что спустя сто лет после смерти Толстого вопрос о его отлучении от церкви и конфликте с ней все еще остается актуальным.

Как будто ничего за эти сто лет не изменилось. Как будто в ХХ веке церковь не пережила такие гонения, в сравнении с которыми ее критика со стороны Толстого и «толстовцев» кажется детским лепетом. Как будто сам Толстой в ХХ веке не приводил своими произведениями безбожников к вере и даже к церкви, а не наоборот. Как будто мы опять оказались в ситуации начала прошлого века.

Но сначала разберемся с терминологией. Отлучили его или нет?

Для современников Толстого не было ни малейшего сомнения в том, что Толстого отлучили. Все газеты писали именно об «отлучении» Толстого. Когда Толстой после бегства из Ясной Поляны приехал в Оптину пустынь, он спросил гостиничного монаха, может ли он принять на постой «отлученного» графа Толстого.

Но дело, конечно, не в словах.

Главное — суть того, что произошло более чем сто лет назад. 24 февраля 1901 года, с небольшим отрывом от Дня Торжества Православия, в который традиционно предавали анафеме еретиков и бунтовщиков, в «Церковных ведомостях» было опубликовано «Определение Святейшего Синода», согласно которому граф Л. Н. Толстой больше не являлся членом православной церкви. Государственной, напомним, церкви. Таким образом «Определение» было не только церковным, но и государственным актом. Собственно, здесь-то и была заложена «бомба», которая немедленно взорвалась в российском обществе после публикации «Определения». Формальный «развод» Толстого и церкви явился еще одним поводом для отнюдь не формального «развода» Толстого и государства Российского и, увы, еще одним предвестием будущей революции и гражданской войны.

Читать еще:  Анатолий Данилов: Россия глазами создателя «Правмира»

Чем это грозило Толстому? Конкретно Толстому это не грозило ничем. Он был слишком знаменит. Фактически Толстой оказался первым неприкасаемым «диссидентом», что не мешало власти поступать довольно жестоко в отношении его поклонников: сажать, высылать за границу, ссылать в Сибирь и на Кавказ, отнимать у них детей, которых они отказывались крестить, и отдавать этих детей на воспитание в монастыри. Для Толстого эта ситуация была гораздо худшим наказанием, чем если бы его за его убеждения, например, повесили. Он-то как раз мечтал пострадать, оказаться в тюрьме. Вместо этого жил в Ясной Поляне, из газет и писем узнавая об очередных гонениях на тех, кто шел за ним и кто реально страдал за его, Толстого, взгляды.

«Определение» составлялось очень умными и образованными людьми, в частности Победоносцевым и митрополитом Антонием (Вадковским). В «Определении» констатировался несомненный факт личного отпадения Толстого от православия и того, что по отношению к церкви он ведет себя так, что церковь этого больше молчаливо терпеть не может. Все «пункты», по которым Толстого «отлучали» от церкви, были справедливы на 100%. Он не признавал церковные таинства и откровенно глумился над ними. Отрицал Апостольскую Церковь как факт. Он не признавал Божественности Христа. Автор романа «Воскресение» не признавал Воскресения Иисуса.

Сравнение не самое удачное, но зато понятное. Вообразите себе члена КПСС, который отрицает позитивную историческую роль Октябрьской революции, публично глумится над Марксом, Энгельсом, Лениным и открыто издевается над процедурой партийных собраний, называя их «суевериями». Наконец, его формально исключают из партии. И вот общество возмущено! Газеты возмущены!

Невозможно представить. Не будем забывать разницу между той Россией, которую мы потеряли, и той, которую мы потом обрели. «Определение» Синода было документом, написанным в самых мягких и уважительных по отношению к Толстому формулировках. Констатируя факт отпадения, церковь признавала его выдающийся литературный талант и даже призывала молиться (!) за Толстого.

И все-таки бомба взорвалась! В Москве толпы верующих, завидев Толстого, кричали «Еретик!», хотя в «Определении» этого слова не было, как не было и слова «анафема». В Ясную Поляну присылали в посылках веревки с мылом, чтобы Толстой повесился, как Иуда. Это с одной стороны. С другой стороны в Ясную Поляну шли нескончаемые письма и телеграммы, в которых Толстого радостно поздравляли с отлучением. Студенты устроили манифестацию в его честь возле Казанского собора, которую разогнала полиция. На выставке передвижников картину Ильи Репина «Толстой на молитве» украшали цветами.

«Определение» Синода, сколь бы мягким и сострадательным оно ни было, оказалось элементарной политической ошибкой. Умный Победоносцев понимал это до того, как «Определение» появилось. Он этого акта не хотел. Он считал, что «трогать» Толстого опасно и даже вредно для России. Есть косвенные свидетельства, что это «Определение» возмутило и Николая II, который счел, что Синод сделал это в обход Его Императорского Величества.

Наконец — сам Лев Толстой. Он был явно обескуражен этим «Определением». Он больше месяца готовил свой «Ответ» Синоду. Ответ вышел дерзким, в толстовском вкусе, но это еще ни о чем не говорит. Толстой, как никто из великих русских писателей, был связан с церковью самыми интимными, в буквальном смысле семейными узами. Глубоко верующей была его мать, Мария Николаевна Толстая, которую он почти не застал при жизни (она умерла, когда Лев был младенцем), но которую боготворил. Младшая сестра Толстого, самый близкий ему человек, Мария Николаевна, была монахиней Шамординского монастыря близ Оптиной пустыни. Толстой часто к ней ездил, и насельницы этого монастыря (а их было более 700 человек) очень любили Толстого. В самой Оптиной пустыни он бывал не менее пяти раз и поехал туда перед самой смертью.

С какой стороны ни посмотри, никто этого «Определения» вроде бы не хотел. Все хотели как лучше. А вышло как всегда. И сто лет спустя выходит как всегда. Конфликт не исчерпан. Толстой вне церкви. И непонятно: то ли он великий русский писатель и светоч России, то ли еретик и вечно горит в аду.

Нераскаявшийся грешник: за что Льва Толстого отлучили от Церкви

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Анафема» состоит в лишении церковного общения, анафеме предавали еретиков и нераскаявшихся грешников. При этом отлучение от церкви подлежит отмене в случае покаяния отлученного. Однако в акте об отлучении Льва Толстого термин «анафема» не употреблялся. Формулировка была куда более деликатной.

Газеты опубликовали Послание Священного Синода, в котором говорилось: «Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной». По сути, это была констатация отречения от церкви самого писателя.

Лев Толстой действительно в течение длительного времени проповедовал идеи, кардинально расходившиеся с православным учением. Он отвергал веру в Святую Троицу, считал невозможным непорочное зачатие Девы Марии, подвергал сомнению божественную природу Христа, называл мифом Воскресение Христово – в целом, писатель пытался найти рациональные объяснения основным религиозным постулатам. Его идеи имели такое влияние в народе, что они даже получили свое наименование – «толстовщина».

В ответ на определение Священного Синода Лев Толстой опубликовал свое послание, в котором писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. …И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же – собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающего совершенно весь смысл христианского учения. …То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».

Читать еще:  Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?

Толстой не был единственным писателем, открыто выступавшим против Церкви. Чернышевский, Писарев, Герцен также высказывались критично, однако в проповедях Толстого видели больше опасности – у него было много последователей среди тех, кто был в числе убежденных христиан. Больше того, он сам считал себя истинным христианином и пытался изобличить «ложное» учение.

Реакция общества на отлучение Толстого была неоднозначной: кто-то негодовал на Синод, кто-то публиковал в газетах заметки о том, что писатель принял «сатанинский облик». За этим событием последовали заявления в Синод с просьбой об отлучении от разных лиц. Толстой получал как сочувственные письма, так и письма с призывами опомниться и покаяться.

Сын Толстого, Лев Львович, говорил о последствиях этого события: «Во Франции говорится часто, что Толстой был первой и главной причиной русской революции, и в этом есть много правды. Никто не сделал более разрушительной работы ни в одной стране, чем Толстой. Отрицание государства и его авторитета, отрицание закона и Церкви, войны, собственности, семьи. Что могло произойти, когда эта отрава проникла насквозь мозги русского мужика и полуинтеллигента и прочих русских элементов. К сожалению, моральное влияние Толстого было гораздо слабее, чем влияние политическое и социальное».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Гениальные двоечники: от Льва Толстого до Билла Гейтса

Многие выдающиеся ученые и писатели в школе считались выдающимися бездарями. За примерами не надо далеко ходить. Автор «Вишневого сада» Антон Чехов поначалу заработал репутацию отпетого двоечника. В третьем классе он не смог сдать арифметику и географию. А в пятом получил неуд по греческому. Правда, надо добавить, что до шестого класса Антон Павлович учился в греческой школе. В этом специфическом учебном заведении на пять классов (они помещались в одной большой комнате) был один учитель, который очень плохо говорил по-русски. Затем Антошу перевели в классическую гимназию. Учитель словесности Мальцев выше тройки Чехову за сочинения не ставил. Это не помешало увлеченному театром Антону Павловичу стать последним классиком русской литературы.

Величайшего изобретателя всех времен и народов Томаса Эдисона школьные учителя считали умственно отсталым. Он продержался в первом классе четыре месяца, затем затюканного ребенка мать забрала из школы и сама занималась его образованием. Впоследствии человек, которого отторгла школьная система, изобрел фонограф (предшественника всех звукозаписывающих устройств), лампочку накаливания, усовершенствовал телефон и телеграф.

Создатель романа «Война и мир» Лев Толстой в школу не ходил, он получал образование под руководством гувернеров. Однако при поступлении на философский факультет Казанского университета гигант мысли получил «двойку» по географии. Попечитель учебного округа и друг семьи Мусин — Пушкин на экзамене попытался выручить Левушку и задал простой дополнительный вопрос: «Назовите приморские города Франции ». Граф не смог ответить. К счастью, благодаря хлопотам родственников ректор Лобачевский (тот самый математик) разрешил пересдать предмет. Учеба графа не слишком увлекала. Первокурсник Толстой отбывал наказание в университетском карцере за прогуливание лекций. А на первой же сессии не смог сдать российскую историю и немецкий язык. Второй курс Лев Николаевич не стал заканчивать и уехал в деревню самосовершенствоваться.

Отец космонавтики Константин Циолковский не смог окончить даже начальную школу. В детстве Костя переболел скарлатиной и частично потерял слух. Проблемы с успеваемостью начались с первого класса мужской гимназии Вятки. Мальчик почти ничего не понимал из того, что бубнили себе под нос учителя. Во втором классе его оставили на второй год. А после третьего отчислили из гимназии. Больше знаменитый ученый с мировым именем нигде не учился и занимался только самообразованием.

Гениального автора теории отногсительности Альберта Эйнштейна считали тупым ребёнком. Он очень поздно заговорил, был букой , чурался сверстников. «Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет», – сказал ему учитель гимназиума в Мюнхене . Профессор физики (!) в федеральном высшем политехническом училище в Цюрихе говорил, что у него достаточно усердия и доброй воли, но не хватает способностей. И ничего, Эйнштейн написал тридцать страничек своей великой теории, перевернувшей мир.

Основатель Microsoft Билл Гейтс в детстве был настоящим кошмаром для учителей. Благодаря обеспеченным родителям он имел возможность учиться в самой привилегированной школе Сиэтла . Но идиотские выходки Гейтса так бесили окружающих, что отчаявшиеся мама с папой обращались за помощью к психиатрам. Чтобы хоть как-то стимулировать сына родители пообещали ему платить по 25 центов за каждую пятерку. Они осознали, что эксперимент провалился, когда подсчитали: за год Билли заработал всего 5 долларов. Все изменилось, когда в школе появился первый компьютер. По иронии судьбы этот двоечник затем долгие годы удерживал титул самого богатого человека планеты.

Поэтому если с началом учебного года вы обнаружили, что ваше чадо не оправдывает возложенных на него надежд, не убивайтесь. Возможно ребенок просто ищет себя?

Из «пятерки» шубу не сошьешь!»

— Действительно, очень часто в систему общего образования, которая требует от детей послушания и повиновения, не вписываются ребята с лидерскими качествами, творческие личности, обладающие сильным характером, — считает психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова . — Если к таким детям нет индивидуального подхода их часто записывают в отстающие. При этом они, как правило, очень увлекающиеся личности. Кстати, Пушкин тоже плохо учился, но русскую словесность и французский язык знал великолепно.

Что же касается способности «двоечников» добиваться успеха в жизни.

Есть сферы деятельности, где шансов у них практически нет. Например в финансовой сфере, потому что здесь требуется скрупулезное соблюдение правил и специальные знания. Но там где успех приносит не следование правилам, а умение сломать стереотипы, посмотреть на проблему под неожиданным углом — там бывшие «двоечники» могут добиваться выдающихся результатов. В первую очередь это касается изобретательства, бизнеса и творчества.

И наоборот среди отличников очень часто встречаются неудачники. В школе они привыкли быть первыми, их всегда ставят в пример. Но нередко, сталкиваясь с сопротивлением, к которому они не привыкли, отличники пасуют и сходят с дистанции. Среди «двоечников» много людей, которые преобразовывают мир. Не удивительно, что они не вписываются в средний уровень. Таких «революционеров» было бы больше, если бы у них не формировали комплекс учеников второго сорта. Так что если ваш ребенок плохо учится, особенно в начальных классах, это не говорит о том, что он не талантлив.

Читайте также

Пожары в Сибири отравят Европу: западные ученые напуганы потеплением в России

Из-за аномальной зимы, по прогнозам, тайга будет гореть еще сильнее, чем в прошлом году

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector