1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как жить, чтобы не стать предателями Господа?

Православная Жизнь

Main menu

Страшнее всего предать самого себя

Пожалуй, самая сложная и страшная вещь, которая может произойти во взаимоотношениях человека с Богом и людей друг с другом, — предательство. Когда оно случилось, бывает уже поздно что-то изменить. Как жить и поступать, чтобы в нужный момент найти в себе силы простить того, кто нас предал? Как, даже не замечая того, не оказаться предателем самому? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Немощь или умысел?

Каждый раз, когда нам случается пережить то, что мы воспринимаем как предательство, нам бывает очень больно. Мы испытываем разочарование не только в конкретном человеке, но и в людях как таковых. Нам начинает казаться, что отношения между людьми — это что-то до крайности зыбкое и неверное, и мы начинаем от людей закрываться, защищаться, остерегаться их. Безусловно, это очень сильно обедняет нашу жизнь и, на мой взгляд, делает ее в принципе совершенно другой. Конечно, никак не реагировать на то, что тебя предают, тоже нельзя, но мне видится очень важным разобраться, что же такое предательство вообще и как можно к нему по-христиански отнестись.

Во-первых, возникает серьезнейший вопрос: что предательством на самом деле является, а что не является? Зачастую бывает так, что в какой-то конкретной ситуации происходит столкновение интересов — наших и другого человека. И человек, с которым мы дружим, с которым, может быть, являемся даже близкими людьми, поступает, исходя не из наших интересов, а из своих. Мы можем по этому поводу переживать, расстраиваться и считать, что это и есть самая настоящая подлость, но при этом мы не сможем дать объективного ответа на вопрос: а почему этот человек должен был предпочесть наши интересы, а не свои? Да, наверное, если бы он предпочел наши, мы были бы ему благодарны, но то, что он предпочел свои, не должно нас травмировать. В жизни всё порою бывает гораздо сложнее, не столь линейно, но принцип остается тот же самый: нельзя ожидать от других, что они в первую очередь будут делать что-то необходимое для нас, а не для себя. Иначе во многих случаях мы можем счесть предателем человека, который совершенно не собирался предавать нас. Недопустимо в таком случае человека винить, недопустимо что-то требовать от него на будущее. Нужно просто сделать вывод: этот человек может ровно столько, сколько он может. Если бы он любил нас больше, чем любит самого себя, то поступил бы иначе, но мы в принципе не вправе ожидать от него, чтобы он нас любил. И наверное, даже обиды в нашем сердце не должно остаться — просто нужно пересмотреть свои взаимоотношения с людьми и не полагаться в такой степени на то, что всё непременно сложится в нашу пользу.

«Предательство Иуды или отречение Петра?»

Если же говорить о поступках, в которых человек не просто, скажем так, приносит пользу себе, но и от наших с ним взаимоотношений отступает, каким-то образом подводит нас, здесь обязательно нужно вспомнить о двух ситуациях евангельских — предательстве Иуды и отречении апостола Петра. В случае с апостолом Петром это немощь, овладевшая им вследствие колоссального потрясения. Господь на его глазах исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов, шел по воде — и вдруг Его берут и влекут стражники, и Петр понимает, что всё это закончится неправедным судом и убиением. Мы знаем, что апостол Петр не был трусливым и малодушным человеком: он не просто любил Христа — он был готов умереть за Него, он напал на стражников, понимал, что его могли убить прямо на месте. И только когда он ничего уже сделать не мог, вложил, по велению Спасителя, меч свой в ножны, на него нахлынули слабость и отчаяние. И Господь не воспринял это отречение как предательство, только сам Петр в нем до конца жизни себя винил.

А вот с Иудой всё совершенно иначе: он прямо называется предателем, и мы видим, какова была подоплека этого, какова была его жизнь: у апостола Иоанна Богослова говорится, что Иуда носил с собою ящик с деньгами, то есть некую казну, существовавшую для общих повседневных нужд, и был вор. Возможно, он совершил предательство потому, что разочаровался во Христе — хотел, следуя за Ним, вкусить славы, могущества, власти, но понял, что ничего этого не будет. Возможно, он раньше всех остальных учеников осознал смысл слов Господа о том, что с Ним произойдет в Иерусалиме, и решил, пока не поздно, избавить себя от опасности. А может быть, это был целый комплекс очень разных, противоречивых чувств и соображений, но тем не менее, очевидно одно: в основе его решения лежал расчет. Он совершил то, что совершил, вполне обдуманно и сознательно — не по немощи, не под давлением, не потому, что назад пути уже не было: он мог в любой момент отказаться от всего этого и, в крайнем случае, сбежать. И именно потому итог всего этого был таким страшным.

Мы читаем у многих отцов, что Господь простил бы и Иуду, если бы он покаялся, но человек, предавший сознательно, умышленно, как правило, покаяться не может. И дело не в самом факте совершенного им греха, а в том, что осознанное, хладнокровное предательство является следствием сложившегося внутреннего устроения, и оно будет проявлять себя еще и еще. Ни об одном человеке нельзя изречь суд до наступления Страшного Суда, и в любом самом закоренелом грешнике могут произойти совершенно поразительные перемены. Но есть духовные закономерности, о которых мы должны знать и на которые не должны закрывать глаза. И одна из них заключается в том, что предатель переходит некую черту, за которой просто так затормозить уже не удастся, — подобно тому, как автомобиль, двигаясь по дороге, проходит некий скоростной предел, за которым нельзя уже просто ударить по тормозам, чтобы он остановился. Когда человек выстраивает в голове предательский замысел, он как раз берет тот разгон, который не дает ему потом вернуться к самому себе. Поэтому с человеком, нас предавшим, нужно либо, простив его, прекращать близкое общение, либо, если мы приняли решение общение продолжать, быть готовым к тому, что всё повторится, и уже не испытывать от этого шока и постараться заранее минимизировать ущерб. И что лежит в основе этого — немощь или умысел — тоже, конечно, нужно учитывать.

Не скрыться от Бога

Я убежден, что человеку не нужно бояться того, что кто-то его умышленно предаст или по немощи подведет — нужно просто всегда иметь где-то в сознании мысль, что это в любой момент может случиться. Никто не обязан быть нам верным, к тому же человек очень изменчив и легко поддается влиянию обстоятельств и страстей. Думаю, что очень мало кого в жизни никто и никогда не предавал, не отступал в трудный момент, а значит, мы это пережили и еще переживем. Гораздо больше нужно беспокоиться о том, чтобы самому на месте предающего не оказаться. И пусть большинство из нас не совершит поступков, подобных предательству Иуды, но нечто подобное тому, что произошло с апостолом Петром, с нами может случиться вполне. И здесь самым важным бывает не скрыться, не спрятаться от Бога — в этом является и сила человека, и его вера.

Можно заметить, насколько разным при отступлении от Бога было поведение апостола Петра и поведение Адама: один, увидев свою наготу и устыдившись, спрятался в кусты, а другой, увидев наготу своей души и устыдившись ее, тем не менее пошел навстречу Богу. Ему было больно, ему было трудно, но для него не существовало другой дороги: он понимал, что как бы он себя ни обвинял, у него, кроме Христа, никого нет. И это еще задолго до того, как произошло отречение, воплотилось в замечательных словах, которые, как мне кажется, каждому верующему человеку нужно вспоминать постоянно: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин. 6, 68 ). В общем-то он потому и обретает прощение — даже раньше, нежели успевает о нем попросить, — что чувствуя себя недостойным быть рядом со Христом, тем не менее находит в себе силы и решимость восстать и быть Его апостолом. И Господь откликается на это внутреннее движение, протягивает ему руку.

Жить или выживать?

Один из самых распространенных мотивов предательства, с которым мне доводилось сталкиваться в жизни, в разговорах с людьми: «А как мне иначе было выжить?». Что можно по этому поводу сказать? Я когда-то для себя понял: есть люди, которые в любых обстоятельствах живут, и есть люди, которые в любых обстоятельствах выживают. И эта психология выживания формирует определенное мировоззрение, которое отражается в жизни человека буквально во всём. Выживание становится неким идолом, ради которого можно переступать рамки совести. И не только совести — элементарной разборчивости: порой можно встретить людей, которые, образно говоря, ведут себя как умирающий от голода человек, заблудившийся в лесу и вынужденный есть то, что нормальные люди не едят: мышей, древесную кору, неизвестные грибы… Конечно, это состояние очень плачевное. А чтобы до него не дойти, нужно иметь очень сильную основу внутри себя и почву у себя под ногами. Я бы сказал, что это вера и это здравый смысл, а также понимание того, к чему человек предназначен.

Читать еще:  3 принципа церковной реабилитации наркозависимых

Что делать, если мы обнаруживаем это «стремление выживать» в ком-то из наших ближних? Мне вспоминается в связи с этим пример афонского старца Иосифа Исихаста. Он много претерпел клеветы и обвинений от некоторых живших в то время на Афоне других отцов, и когда кто-то из его учеников по поводу этой ситуации возмущался, неизменно говорил: «Оставьте их, они просто так видят». Но вместе с тем он не жил вместе с этими людьми, он не объединялся с ними, он понимал, что они смотрят на вещи иначе, нежели он, и лучше эти различные видения не совмещать. Наверное, что-то мы можем из этого опыта почерпнуть, за исключением ситуаций, когда речь идет о наших близких, от которых нам никуда не деться. В таких ситуациях остается только одно: покрывать любовью. Выражение для слуха довольно чудное, но притом очень верное: любовью действительно можно покрыть всё, если ее достаточно. А если ее не хватает, то что-то мы покроем, но это будет как с одеялом, под которым можно замерзнуть, потому что оно слишком короткое.

«Но я ведь не стану подлецом!»

Бывает иногда, что предателем вдруг оказывается человек, который живет настолько порядочно, настолько благопристойно, что все окружающие очень долго не могут поверить, что он на самом деле способен на такое зло. Как такое возможно? А возможно это бывает тогда, когда человек, усыпленный представлением о том, что его жизнь добродетельна и благополучна, разрешает себе ради выгоды маленькую, едва заметную подлость. И всё — очнуться он может уже тогда, когда летит в бездну.

«Когда человек предает самого себя, он совершенно теряет почву под ногами»

Мне вспоминается в связи с этим одна из моих любимых книг — роман Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». В советские времена считалось, что там говорится о социальной несправедливости в капиталистическом обществе, но на самом деле там рассказывается очень личная и трагическая история человека, который жил в небольшом американском городке и был выходцем из некогда богатой, а впоследствии обедневшей семьи. Его уважали, его любили, он был героем войны, у него была замечательная семья — жена и двое детей, у него была работа в магазине и хорошие отношения с его владельцем. Но одна лишь мысль: «Ты занимаешь в этом городе слишком низкое положение, ты достоин совершенно другого», — изменила всю его жизнь. А началось всё с житейского вроде бы дела: он принес своему другу-алкоголику ящик виски, чтобы тот подписал дарственную на участок земли, которая ему самому была уже без надобности. Друг всё подписал, выпил, не сдержавшись, весь этот ящик виски и умер. А через некоторое время арестовали итальянца — владельца магазина и начальника главного героя, за то, что тот нелегально жил в США, и потому, что кто-то донес об этом в миграционную службу… В итоге герою (а донес именно он!) достался магазин, но достался совершенно неожиданным образом: когда итальянца выдворяли из страны, он, питая большое уважение к своему бывшему наемному работнику, подарил ему свой бизнес. Целый ряд еще подобных обстоятельств был, и мне запомнилось, как главный герой говорил себе всё время: «Я был на войне и убивал, но я же не стал убийцей. А сейчас я совершаю подлость, но я ведь не стану подлецом!». И он это себе повторяет, а потом идет и топится, потому что не может со всем этим жить. А последней каплей становится то, что он в своем сыне видит такую же подлость, какую сознает в себе самом. И если внимательно рассмотреть этот сюжет, то можно увидеть, что герой не просто прошел за какое-то короткое время путь от жизни добродетельной до глубины ада — он промелькнул по нему как тень. Это стало возможным потому, что он в определенный момент предал самого себя.

Как только человек отступает от самого себя, он совершенно теряет почву под ногами — почву не только для жизни христианской, но и для жизни как таковой. В каждого из нас Бог вложил что-то удивительное и неповторимое, и каждый из нас, по большому счету, где-то в глубине души знает, что есть в нем лучшего — что есть в нем такого, что особенно любит в нем Господь. И когда человек ради чего-то от этого в себе отказывается, это и есть предательство самого себя. И вопрос здесь не в том, кто нас за это осудит, кто нас простит или не простит — тут просто есть риск потерять абсолютно всё: потерять свою неповторимую человеческую личность, потерять тех людей, которые нас окружают, и потерять связь с Богом. И Господь, и люди остаются рядом, но мы становимся уже не самими собой, а кем-то еще, и поэтому общение прекращается. И единственное, что тогда может нас спасти, — это непостижимая милость Божия, когда Господь каким-то неведомым образом прикасается к тому, что в нас еще осталось хорошего, и это хорошее иногда воскресает, откликнувшись, а иногда нет. Это тайна нашего сердца, в котором всё заключено.

Как пережить предательство?

Легко ли пережить предательство? А ведь в той или иной степени это испытание приходится проходить практически каждому. Одних предает супруг, иных бросают в трудный момент друзья, третьих обманывают в бизнесе. А кому-то приходится пережить жестокое разочарование в собственных родителях. Как же справиться с болью и начать жить заново, не закрывшись навсегда от внешнего мира? Где взять силы избавиться от чувства обиды и несправедливости?

Что такое предательство?

Неверность, измена, жадность, лицемерие – все это ассоциируется с предательством. У многих, когда говорят о предательстве, в памяти возникает образ Иуды Искариота, который за 30 серебряных монет предал праведного Сына Божьего Иисуса Христа. Особенно вспоминают Иуду в тех случаях, когда тот, кто совершил предательство, притворялся другом.

Предательство называют одним из самых распространенных сегодня злых дел. И это не удивительно. Говоря о признаке «кончины мира», Иисус предупреждал: «Многие будут предавать друг друга». А апостол Павел подчеркивал, что в последние времена «люди будут неверными… и предателями» (2Тим.3:1-2,4).

Предательство – одна из самых разрушительных форм боли в жизни человека. Страдания, вызванные предательством, часто усиливаются чувством уязвимости, ущербности и отверженности. Для многих вероломство и измена даже хуже, чем физическое насилие. Ведь предают всегда самые близкие люди, которым мы безоговорочно доверяли. И чем ближе отношения, тем острее боль. «Предательство – это удар, которого не ждешь» – дал определение этому подлому человеческому поступку бразильский писатель Пауло Коэльо.

Как же пережить боль предательства?

1. Излить печаль Богу

Тот, кого предали, как правило, переживает целую гамму негативных эмоций: от обиды, беспомощности до ненависти и депрессии. В период острой боли нам кажется, что мир рухнул и жизнь остановилась. Мы можем чувствовать себя растоптанными, униженными и осмеянными.

Чего точно делать не стоит, так это впадать в крайности. Нельзя поддаваться негативным эмоциям — обиде, жалости к себе, депрессии, чувству вины. Но и сразу перешагивать через нанесенную обиду тоже бессмысленно. «Затолкав» свои переживания в «дальний угол», мы не избавимся от них, а еще долго будем страдать от последствий. Поэтому нужно излить печаль и освободить сердце. Можно поделиться своей болью с близким другом, но лучше всего рассказать обо всем Богу в молитве. Например, как это делал царь Давид, когда открывал свою душу перед Господом: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему» (Пс.141:2).

Господь поймет наше горе, потому что Сам не раз пережил боль от предательства. Он не только может нас понять, но способен поддержать особенным образом. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» – говорится во Втором послании Коринфянам (2Кор.1:3-4).

Уединитесь с Богом, расскажите Ему все, что чувствуете, не утаивая даже самые негативные эмоции.

Господь знает все, что происходит в нашем сердце. Но важно выговориться, довериться Ему как Самому близкому и родному. И мир Божий наполнит ваше сердце. Чудесный мир, который превыше всякого человеческого понимания и который приходит как подарок свыше. Этот мир поможет пережить вам боль предательства и отверженности: «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:7).

Читать еще:  Диета для мозга и совместное чтение. О подготовке детей к школе за лето

2. Попытаться простить

Второе, что необходимо сделать, это простить предавшего вас человека. Конечно, на это потребуется время и терпение. Скорее всего, некоторым будет нелегко простить, ведь пережили они действительно сильную душевную боль. Но Христос простил. Всех. И предавшего Его Иуду; и отрекшихся Апостолов; и тех, кто приговорил Его к казни; и тех, кто распинал Его на кресте.
Мы – люди. Неимоверно трудно простить предавшего. Но, подумайте: а мы бы хотели, чтобы простили нас? «Прости нам, Отец, как и мы прощаем должникам нашим», – произносим мы в молитве «Отче наш». Поэтому оставаться в обидах – не вариант для последователей Христа. Мы прощаем, потому что сами прощены Богом за наши грехи (Кол.3:13). Мы прощаем, чтобы освободить другого человека от нашего суда, но, в основном, чтобы освободить самих себя от рабства непрощения. Как Льюис Смидс, американский философ, однажды сказал: «Простить — значит освободить узника и осознать, что узником были вы сами».

Здесь важно помнить, что силу для прощения дает Бог.

3. Не обвинять себя

Не менее важно также не погрязнуть в самокопании, обвиняя себя и обстоятельства. Зачастую у того, кого предали, появляются негативные мысли такого рода:

. со мной что-то не так;

. это все из-за меня;

. меня невозможно любить;

. я не достоин нормальных отношений;

. в этой жизни все против меня.

В противовес таким разрушающим мыслям нужно напомнить себе простую истину: дело не в нас, а в той подлости, которая проснулась в душе предавшего. Ведь предают всех. Предают даже Бога.

4. Попытаться

понять предателя

Кроме того, необходимо помнить, что пердавшему тоже приходится несладко. Не бывает счастливых предателей. В большинстве случаев все хорошо понимают, когда поступают подло. Только вот признаться себе в этом не могут, иначе невыносимо станет жить. И в некоторых особо тяжелых случаях предатели заканчивают свой земной путь так, как закончил его Иуда.

5. Посмотреть

на ситуацию иначе

Что есть предательство? Разрушение наших ожиданий относительно другого человека. Мы наделили его качествами, которых, как оказалось, в нем не было. На тот момент он поступил так, как считал правильным, исходя из своих представлений и картины мира. Вероятно, разрушил какие-то ценности, не являющиеся для него важными. Отсюда напрашивается вывод – нужно менять свое отношение к случившемуся.

Не стоит возлагать больших надежд на других людей. Люди не идеальны, а лишь стремятся такими стать. Возлагать свои надежды лучше только на Бога: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.

Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:5-8).

6. Принять решение

не мстить за себя

Еще один шаг к преодолению боли предательства – принять решение не мстить за себя. Мы должны отдать это дело Господу: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:9).

Вспоминайте пример Христа. Иисус не стал мстить, Он не озлобился и не рассердился. Как раз наоборот: после поцелуя предателя Христос назвал Иуду другом (Матф. 26:50).

Наша греховная природа будет побуждать нас «отплатить злом за зло», но Иисус учил иначе: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… молитесь за обижающих вас» (Матф. 5:39,44). Христос «будучи злословим…не злословил взаимно» (1 Пет. 2:23).

Мы должны следовать Его примеру, не воздавая злом за зло: христиане стараются делать добро даже тем, кто причиняет им вред.

7. Восстановить

доверие

Только духовно зрелые люди способны дать аванс доверия предателю. Например, простить измену в браке и снова построить добрые отношения с супругом. Иногда наше доверие может помочь самому предавшему человеку измениться в лучшую сторону. Так получилось, например, с Петром, который трижды отрекся от Христа. Господь, видя сердечное раскаяние Петра, помог ему восстановиться духовно именно через доверие. «Любишь Меня? Паси овец Моих!» – сказал Христос Петру. Впоследствии бывший предатель Иисуса сделался одним из самых известных апостолов.

Те, кто сам испытал Божью любовь, понимают, что означает быть любимым безусловной и незаслуженной любовью, что значит прощать и давать аванс доверия. Только с помощью Духа Божьего мы можем любить и молиться за тех, кто предал нас и нанес нам обиду. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», – призывает Евангелие (Рим. 12:21).

Как пережить предательство?

Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как предательство близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого.

А свои. Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру.

Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл. Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое.

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145, 3). И паки: «Проклят всяк надеющийся на человека» (Иер. 17, 5). И еще: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117, 8-9).

Но ведь уже понадеялись, уже возуповали. И теперь не просто разочаровались, обманулись, а именно что проклятию подверглись! И как справиться с обуревающими нас чувствами, как исцелить сердечные раны, как, в конце концов, простить?! Ведь точно ждет от нас Господь, чтобы примирились мы внутренне — и с происшедшим, и с людьми, чтобы не осталось в нас ни удрученности, подавленности пережитым, ни озлобленности, ни ожесточения.

Мне кажется, что в подобных случаях мы практически всегда совершаем одну и ту же ошибку, в основе которой, конечно же, наше неправильное отношение к своему «я». Откуда это ощущение — предательства, измены? Оттуда, вероятно, что мы прежде считали, что нас связывают с человеком те отношения, которые налагают и на нас, и на него определенные обязательства. Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него – другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего.

Горько нам от того, что мы переживаем как предательство, неуютно на душе. Но хорошо бы разобраться все же — отчего именно. Если оттого, что нас предали, нам не были верны, то есть ли у нас на самом деле основания требовать этой верности и осуждать того, в ком ее не обрели? Пожалуй, что и нет: люди и Богу верности не хранят, что уж о нас говорить. Если же оттого горько, что обманулись в человеке, думали о нем лучше, чем он оказался, а теперь узнали его и словно потеряли, то что ж. Он свободен быть таким, каким хочет, а нам остается лишь отойти в сторону, но опять же — не осуждая.

Читать еще:  Самое тяжелое — уходить. Но ты не можешь заменить им маму

Трудно это? Да не то слово! Настолько, что вообще редко когда удается сразу так настроиться и так поступить. Трудно, но возможно — с помощью Того, Кто и подлинные предательство и отступничество так часто прощает, и наши — в том числе. И если не растравлять намеренно в сердце рану, не превращать ее в медленно, мучительно разъедающую его язву, а прибегнуть к бесконечное число раз Преданному и Оставленному, но никого не Предающему и не Оставляющему, то Он, конечно, научит нас, как и из этой беды и скорби извлечь пользу для своей души. И больше того — как через это приблизиться к Нему, стать хоть чуть-чуть похожим, хотя бы немного сродниться.

Как не предать

Душевная боль, одиночество, обида, страх, разочарование – горький след, который остается в душе человека после предательства. Этот вероломный поступок имеет разрушительную силу. Достаточно всего одного предателя – и самое сильное и многочисленное войско может потерпеть фиаско. Высокие стены не уберегут город, если в нем находится изменник. Предательство способно во мгновение ока разрушить многолетние отношения как дружеские, так и семейные, но самое страшное заключается в том, что предательство может сломить даже самый сильный человеческий дух и лишить человека главного – веры… веры в справедливость, веры в людей, веры в самого себя…

Если спросить – с чем было тяжелей всего справиться в жизни, у большинства людей ответом будет именно предательство. У этого качества много лиц, форм и проявлений, но понятно одно – с честью, искренностью, добротой, благородством – у него нет ничего общего.

Предательство – некая форма нравственного и духовного падения, когда человек возводит достижение своих собственных материальных или нематериальных благ или желаний превыше всего остального, когда достижение этих целей ослепляет, оглушает и лишает сопереживания по отношению к окружающим людям.

Кто такие предатели и можно ли их разглядеть? Что толкает человека предавать? Можно ли защитить себя от предательства? – вопросы, ответы на которые хотелось бы получить каждому человеку.

Кто такие предатели?

Чаще всего предают люди, которые лишены или у которых притуплено чувство эмпатии. Эмпатия – способность человека сочувствовать, понимать и сопереживать эмоциональным переживаниям другого человека. Человек, который в полной мере способен осознать всю силу страданий, которые он может нанести своими действиями другому человеку, вряд ли решится на предательство.

Чаще всего предают люди с циничным взглядом на мир, эгоистичные натуры, а так же материалисты (люди у которых материальные блага стоят на первом плане). От подобных людей часто можно услышать следующие утверждения:

Для достижения целей все средства хороши.

Меня ничто не способно остановить.

Доброта и сентиментальность – это проявление человеческой слабости.

Лучше я предам весь мир, чем буду смотреть, как мир предает меня.

Если от ваших деловых партнеров, друзей, сотрудников или близких вы периодически слышите подобные утверждения – знайте, есть вероятность, что в определённых жизненных ситуациях они способны предать.

Можно ли защитить себя от предательства?

На 100% невозможно, но можно попытаться не создавать для этого инцидентов. Если речь идет о деловых отношениях, то во-первых, ответственно подходите к выбору партнеров, с вниманием отнеситесь к характеристикам, которые высказывают люди, имевшие ранее с ними дело. Если мнения будут негативными, то хорошо подумайте, стоит ли вам рисковать, вступая в партнерские отношения с людьми, которые ранее уже проявляли нечистоплотность в делах.

Во-вторых, будьте дотошны в правильном документальном оформлении сделок, заключении договоров, одалживая крупные суммы денег, даже самым верным друзьям и близким родственникам. Нет ничего зазорного в том, чтобы конкретней прописать пункты договора. Лучше детальней оговорить риски предстоящего предприятия, потратить больше времени и средств на надлежащее нотариальное оформление бумаг, чем потом потерять покой и сон, понимая, что оформив «на быструю руку» сделку. Таким образом вы не поставили себя в зависимость от того, на сколько честно компаньон решит с вами поступить. Уж лучше пусть у окружающих сложиться о вас мнение, как о дотошном и педантичном в делах человеке, чем как «глупце, которого можно развести».

В-третьих, если вы не хотите проблем, запомните – в делах, связанных с финансами или имуществом нет понятия «лучший друг», или «родственник», выбирая их в качестве бизнес-партнёров, оформляйте документацию, так, как если бы делали это, будь на их месте посторонние люди. В будущем это поможет не лишиться не только вашего капитала, но и друга или члена семьи.

«Все мы преданы кому-то или кем-то

Все напоены нектаром или горьким ядом

Все надеемся, что где-то ждет нас кто-то,

Забывая тех, кто с нами рядом»,

Фриц Ин

Сложнее предвидеть предательство в личной жизни

Отпуская свои чувства и открывая свое сердце для другого человека, мы добровольно подвергаем себя риску быть преданными. В этом нет ничего постыдного, потому, что наравне с этим риском, мы даем себе шанс построить настоящую любовь и приобрести в лице партнера родственную душу, опору и поддержку в жизни, и шансы здесь 50/50. Нужно ли так рисковать? У нас нет выбора. А как пережить предательство любимого человека, если все же с вами это произошло? Прежде всего, не стыдиться и не отрицать своей душевной боли. Понять, что случившееся – не ваша вина, никто не заслуживает быть преданным! Пережив предательство любимого человека, вы чувствуете себя надломленными и разочарованными в людях и чувствуете себя разбитыми, но вы рискнули, вы дали шанс настоящей любви прийти в вашу жизнь, но оказалось, что это была еще не она! Не стесняйтесь своих слез – плачьте, со слезами выходит тяжесть, скопившаяся в душе. Вам обязательно понадобится поддержка близких людей – родственников или друга, изливайте им свою скорбь и примите их помощь. Будьте сильными и противостоите разрушительным мыслям на подобие: «без него/нее я не смогу жить дальше», «никогда больше никого не полюблю», «моя жизнь закончилась». Сопротивляйтесь желанию причинить себе физический вред – не наказывайте себя за слабость или подлость, которую совершил ваш бывший возлюбленный. Вы поправитесь, вы восстановитесь, вы станете лучше, вы станете мудрее, вы станете сочувственней к людям. Пережив предательство, вы получите прививку от него, вы вряд ли сможете предавать сами, если сумеете отпустить обиды и не позволите своей душе огрубеть…

Как не стать предателем?

Предателем может стать практически любой, даже не осознавая этого, достаточно нескольких опрометчивых субъективных фраз о другом человеке, чтобы он расценил их как нож в спину. Позволяя себе утверждать вещи, основанные на недоказанных или неподтвержденных фактах, вы запросто можете испортить человеку репутацию, разрушить карьеру или настроить против него других людей. Помните, что так же, как нелегко будет справиться обиженному вами человеку со своими горькими чувствами, так же нелегко будет и вам восстанавливать перед людьми свою репутацию, запятнанную однажды предательством.

Итак, что нужно помнить, чтобы не пополнить ряды человека, который слывет предателем?

1) Быть благодарным. Не воспринимайте доброту людей как слабость и не используйте доверие, оказанное вам, как возможность решать «за спинами» доверявших вам людей свои собственные проблемы.

2) Быть честным. Скажите правду партнеру, к которому чувства так и не проснулись или угасли. Решитесь на откровенный разговор, и это будет достойней, чем оставляя человека «про запас» строить отношения с другим, тем самым предавая чувства доверившегося вам человека.

3) Нести ответственность за свои обещания. Объясните все как есть другу, которому вы не можете отдать одолженные деньги, это будет выглядеть достойней, чем трусливое бегство от него. Возьмите на себя ответственность за свои невыполненные деловые обязательства и лучше потратьте энергию на поиск возможностей вернуть долги, чем на позорное укрывательство.

4) Расставить для себя жизненные приоритеты и бороться с искушениями предать их. Не позволяйте корыстным мыслям в вашем разуме поддаться на сиюминутные соблазны и идти у них на поводу, тем самым толкая вас на поступки, способные причинить боль близким вам людям.

5) Соблюдать кодекс чести Возьмите за правило, в любой жизненной ситуации не идти на компромисс со своей совестью, не делать вещей, противоречащих общечеловеческим моральным ценностям, какой соблазнительной не была бы при этом цель! Не предавайте и не изменяйте себе! Помните замечательные слова Николая Заболоцкого: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому».

Предательство – удар, которого никогда не ждешь и от которого невозможно застраховаться. Излечиться от нанесенной боли можно только простив. Прощая, мы получаем не только свободу от нанесенных обид, но и способность вновь доверять людям, тем самым давая себе шанс на новое счастье.

И, напоследок, хочется вспомнить «избитую» истину – как мы хотим, чтобы с нами поступали, так и нам нужно поступать с людьми. А тем, кто пережил несправедливое отношение к себе, важно вспомнить о подвиге Иисуса. Он был предан всеми – близкими друзьями, один из которых продал Его жизнь за горсть монет, людьми, судьбы которых Он изменил, подарив им исцеление и показав чудеса. Когда Иисус был распят на кресте, казалось, Сам Отец забыл о Нем. Только Господь может понять и исцелить израненное предательством сердце.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector