0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как я не постился в монастыре в Великий пост

Содержание

Cтать монахом на время поста

Накануне Великого поста о смысле многодневных постов, способствующих возвращению на путь в Царствие Небесное, слушателям ВБК и читателям журнала «Покров» рассказывает духовник Донской обители иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Храм сердца

Во время многодневных постов все миряне призываются приобщиться к монашескому житию. Ведь по Уставу все члены Церкви в этот период должны поститься. Если в браке состоят, то – воздерживаться от супружеского ложа. Когда монаха постригают, спрашивают: «Почто пришел еси, брате?» Он отвечает: «Постнического жития желаю». То есть постническое житие – это есть иноческое житие.

Постническое житие – это воздержание не только от определенных видов пищи, но и от других требований и похотей нашей сластолюбивой натуры, предпринятое для исполнения заповеди всецелой и нераздельной любви к Богу, что ведет к блаженному воссоединению Бога с человеком. Блаженному, потому что Бог есть полнота жизни. Бог есть Любовь, безбрежный океан Любви и Милосердия. Единение с Ним доставляет блаженство, которое превосходит всякое земное утешение, в том числе и брачное. И покой непоколебимый. Человеку, живущему без Бога, постоянно сопутствуют тревоги, страхи, ибо он всегда находится в опасности. Князь мира сего – сатана – сильнее и умнее человека. Он был самым талантливым из Ангелов. Ему ничего не стоит в любой момент повредить человеку, обмануть и поработить его. В то время как Богу ничего повредить не может: Он сильней сатаны. И если единство человека с Богом восстановлено, тогда и человеку ничто повредить не может. Поэтому вместо тревог и страхов наступает непоколебимый покой. Покой Царствия Небесного. Которое внутрь нас есть.

Все стремления людей при единении с Богом достигают своей высшей, исчерпывающей реализации, причем тогда имеет место совокупность всех компонентов счастья. Богатство Отца Небесного превосходит богатство всех земных миллиардеров, власть Его больше власти всех земных императоров и президентов, всеведение Его превышает всю земную науку, Его Божественная красота превосходит все земные красоты и художества, Его Божественное творчество несравнимо с творчеством всех земных гениев.

Предназначение человека

Бог создал человека для того, чтобы обитать в его сердце, чтобы жить в нем, как в доме Своем, как в храме. Человек – нерукотворенный храм, жилище Самого Бога. Только тогда, когда это так, человек является полноценным.

Но первозданные люди однажды поступили по своей воле, пренебрегли своим Создателем, Творцом, Который даровал им райскую блаженную жизнь. Тогда Господь отступил от человека, оставил его опустошенным.

Для человека эта пустота нестерпима, и он пытается «убить время», чтобы преодолеть скуку. Образовавшуюся в нем пустоту он пытается заполнить всем, что находит на земле. Здесь и богатство, и власть, и науки, и искусства, и различные наслаждения, и развлечения, и хобби, и спорт, и телевизор, и компьютер, и алкоголь, и наркотики. Люди даже придумывают какие-то особые виды потребления, навязывают их с помощью рекламы. Изобретают все новые наслаждения, которых даже в природе нет, – всевозможные уродливые извращения…

И не может человек, оставленный Богом, наполнить эту образовавшуюся в нем, по выражению святителя Феофана Затворника, «бездонную пропасть». Созданный по образу и подобию Божию, он ни в чем земном не находит удовлетворения.

Взять, например, богатство, ставшее наряду с комфортом главным кумиром «постхристианского» времени. Поскольку деньги как «всеобщий эквивалент» могут, как будто, доставить их обладателю все остальные блага. Однако сколько бы он ни копил богатств, он не может остановиться и, кроме того, находится в постоянном страхе, что его кто-то обманет, ограбит или опередит. В Канаде, в вилле на берегу океана, живет один производитель компьютеров. Он про себя говорит, что даже в океан не может окунуться, потому что стоит только расслабиться – и обойдут конкуренты. У богатых людей, как правило, масса влиятельных врагов, которые могут их отравить или пристрелить. У них могут выкрасть детей и потребовать выкуп. Богатым требуется дорогостоящая охрана – и соответствующие заботы и тревоги о ее надежности.

Да и у всех остальных людей, живущих на земле и порабощенных страстями, – непрестанные тревоги, сомнения, смятения; то, чем они увлечены, не доставляет им счастья и удовлетворенности. Потому что Бога ничто заменить не может.

Условия обожения

Господь Иисус Христос сделал все необходимое для того, чтобы возникла возможность воссоединения человека с Богом. Со стороны человека для этого требуется покаяние и исполнение заповеди безраздельной любви к Богу всеми силами человеческого естества. Этому делу обожения содействует исполнение двух требований Господа, без которых оно не может быть осуществлено. Во-первых, Господь сказал: «…кто не будет есть Мою плоть и пить Мою кровь, не войдет в Царствие Небесное» (см. ср.: Ин. 6:53). И во-вторых, мы имеем в виду Его заповедь о непрестанной молитве (Лк. 18:1; 1 Фес. 5:17), на которой основана практика умного делания, удобнее всего позволяющая стяжать покаяние и достичь нераздельной любви к Богу.

И вот именно против этих двух необходимых христианину условий обожения враг и ополчился. Мы знаем, что в свое время в России возобладал обычай редкого причащения, а с другой стороны, заглохло умное делание. В результате, оставшись без этих необходимых средств Богообщения, народ оказался незащищенным перед лицом собственных страстей, соблазнов со стороны общества грешников и невидимого врага. И оказалась возможной богоборческая революция.

Об этом пишет владыка Аверкий Таушев: «на почве таких настроений», как забвение умного делания, «и мог иметь успех коммунизм-большевизм». С другой стороны, такие священники, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, перед самой революцией, а также Алексий Мечев, стояли именно за частое причащение. И сами они каждый день служили и причащались. Иоанн Кронштадтский говорил: «Если я не приобщаюсь, я умираю». Они жили благодатной, самоотверженной жизнью, полностью отдавая себя служению людям. Что невозможно было бы без повседневного приобщения. Такой, в принципе, и должна быть жизнь христианина.

Устав Телемской обители

Современная цивилизация вытесняет Господа, отвергает покаяние и молитву. Она противится посту, ибо основана на угождении плоти, цель ее развития – предоставить свободу всем страстям, исполнить все желания людей. Для человека, оставленного Богом, «человека обезбоженного», «человека постхристианского» богом стал комфорт, идеалом – исполнение всех желаний его испорченного естества. Поклоняющимся комфорту свойственно нежелание утруждать себя, трудиться. Нежелание, чтобы их кто-то «грузил», – они бегут от многодетности. Потому что младенцы имеют обыкновение плакать по ночам, они спать не дают. Не дают отдохнуть. Отроки – вообще сплошная «головная боль». Поэтому у нас жены не хотят спасаться чадородием, мужи не хотят в поте лица землю пахать (у нас поля не паханы, и скотины нет, даже петухи не поют; а средства к жизни часто добываются различными обманными путями), монахи не хотят молиться. Идеальный образ жизни сегодня – это «делай что хочешь», так сказать, «устав Телемской обители». Человек хочет – едет, хочет – летит, хочет – спит, хочет – ест, хочет – пьет. А лучше всего – лежать с телефоном в кармане. Потому что встать к телефону – это тоже потрудиться надо…

Немощи в благодеяние

И даже приходя в возраст, становясь уже престарелыми, люди всеми способами стараются продлить привычные плотские радости.

Немощи старости, когда ослаблены телесные силы, хотящему спастись помогают, поскольку «взыграния плоти» уже не отвлекают его внимания от «Единого на потребу». Также и ослабление зрения помогает ему «не видети суеты». Один афонский схимонах, утративший зрение, по этому поводу говорит: «Бог для того лишил меня зрения, чтобы через него не рассеивался мой ум. Тем самым Господь сохранил меня от многих искушений, которые приходят через зрение. В жизни мне пришлось увидеть много всего, но перед исходом в мир иной мне дана возможность лучше видеть свое греховное состояние». Господь милостив; в конце жизни, когда уже немного осталось человеку жить, Он отнимает его телесную красоту. Когда человек состарится, у него выпадают зубы, волосы, он становится морщинистым, непривлекательным. Обезображивание внешности стариков – утрата свежести и обаяния юности – ограждает от соблазнителей противоположного пола. Оглохшее ухо также ограждает спасающегося от непотребных звуков и ритмов века сего, непотребство которых достигает уже крайности, от «ненормативной лексики», наконец… Лишение зубов делает недоступным множество гастрономических услад. Вместо свиных отбивных он будет, подобно младенцу, кашки протертые есть, как бы возвращаясь в детство. Немощи старости – величайшее благодеяние Божие. Все эти ограничения преклонного возраста «хотящим спастися» облегчают сосредоточение на «Едином на потребу», на любви к Богу – в течение уже небольшого срока, оставшегося до перехода в Вечность. Хотящему спастися «вся поспешествуют во благое» (ср.: Рим. 8:28).

Читать еще:  Обязанность ненавидеть. Как она делает человека «своим» в Церкви

Мечта сатаны

Но люди противятся своему спасению. Они вставляют себе зубные протезы, чтобы не расставаться с гастрономическими усладами. Чтобы смотреть телевизор, они прибегают к помощи глазного хирурга, вставляют себе искусственные хрусталики. Зубы вставляют, глаза, уши. И груди «вставляют», и все остальное; прибегают к пластическим операциям, к новейшим способам омоложения. Чтобы, в сущности, просто продолжать грешить…

И существует настойчивая тенденция создать такое общество, в котором с помощью уже возникающих ультратехнологий должно быть реализовано бессмертие грешной плоти. Чтобы все его члены вечно услаждались удовлетворением своих страстей. Это вместо Царствия Небесного, о котором мы говорили, – Блаженства неизъяснимого, несказуемого.

«Смелый новый мир» всеобщего благоденствия, который должен быть построен без Бога, – это давняя заветная мечта древнего змия, сатаны, который давно замыслил построить свое царство вопреки и в противовес Царству Небесному – царство свободы от Бога и совести.

Цель поста

Во время поста дается благоприятная возможность покаяния, то есть искоренения в себе страстей воздержанием от греха. С помощью Божией, потому что своими силами мы это сделать не можем. Если мы прекратим грешить, будем воздерживаться, то первое время нам будет трудно, а потом, поскольку мы не станем повторять грех, понуждающие ко греху страсти увядают. Как мышцы атрофируются, когда их не упражняют, так и страсти увядают, если мы не будем грешить.

Таким образом происходит покаяние. Покаяние – по-гречески метанойя – буквально «изменение ума». Мы покаемся, то есть изменимся. И тогда Господь сможет найти место в нашем сердце. Потому что оно будет освобождено от страстей. Очищая свое сердце от страстей, мы становимся способны к Богообщению. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

И вот здесь как раз можно говорить о посте. Когда Бог ушел от человека в момент грехопадения прародителей, у человека осталась его животная часть, телесная. Раньше его душа была предана Богу, Высшему, и из любви и преданности всецело Ему повиновалась. Теперь же, поскольку Бога она давно забыла, она полностью сочувствует телу, его желаниям и находится в пленении у страстей. С душой осталось только тело, биологическое существо, которое имеет свои инстинкты: самозащиты, самосохранения и другие, свойственные животному. Оно хочет плотно покушать, получить другие утешения. Как говорят, рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Оно хочет хорошо выспаться, отдохнуть, ищет комфорта, телесного покоя. И не остается места высшим духовным запросам, которые полностью вытесняются желаниями и требованиями плоти. И когда мы вдоволь питаем наше тело, утучняем его, все эти его требования и тенденции усиливаются.

Для того чтобы ослабить действие страстей и требований плоти, препятствующих и вытесняющих Богообщение, и установлены посты, когда путем воздержания от известных видов пищи, от утучнения и усиления плоти, становится возможным с большим успехом приобрести добрые навыки молитвенного Богообщения с целью достичь спасительного единения с Богом. Душа освобождается от ига плоти и вспоминает свое божественное предназначение. И тело освящается. «Разве не знаете, что вы храм Божий. » (1 Кор. 3:16), – напоминает апостол.

О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав

Т ак сложилось, что в наше время очень многие верующие ориентируются в том, как питаться в пост, на монастырский устав. Он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?

К примеру, в первый день поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо (в некоторых монашеских общинах — молочные и все прочие продукты животного происхождения). И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые.

Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы?

На эти и другие вопросы отвечает игумен Алипий (СВЕТЛИЧНЫЙ) — настоятель храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.

О том, что монастырский устав — не единственный в своем роде

Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.

Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. е. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав — собора Римских пап, Влахернский устав. Известны уставы Храма Воскресения Господня, что в Иерусалиме, Софиевского собора в Новгороде, Киевского Софиевского собора устав, устав Успенского собора Московского Кремля и прочие. Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств. Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь — больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.

Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.

Таким образом, вся жизнь Русской Православной Церкви ориентируется, как на идеал, на Иерусалимский Устав — Типикон, или Типик. Но это, повторюсь, — идеал.

Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции.

О том, как и почему постились в разных христианских странах

Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

О том, как изменился мир и отношение к посту

Но в современном мире всё с тех пор изменилось. Изменилось и отношение к посту. Перво-наперво, люди стали безудержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.

Во-вторых, отношение к традициям претерпело изменение: они стали носить слишком поверхностный, этнический характер.

В-третьих, наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые ломают правильное представление о том, зачем нужен пост.

В-четвёртых, новые «открытия» в области медицины произвели в умах людей революцию, и теперь для многих традиционная аскеза выглядит не как положительное «умерщвление плоти», а как архивредное занятие, которое губит здоровье.

О том, нужен ли пост сегодня

Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.

Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!

О разнице в традициях

Идея поста важнее Устава. И сама разница в Уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.

Так, Устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (только не рыбой).

Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

Читать еще:  Две духовности. Как мы стремимся к идеалу, проскочив общечеловеческое

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

О том, что нельзя упускать из виду главную идею поста

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!

Православная Жизнь

Main menu

10 правил Великого поста

Мы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: это время более длительной молитвы, ограничении себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию.

Чтобы провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты, «Правмир» публикует 10 важных правил.


«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), – мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.

Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.

Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.

С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.

Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…

Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.

Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.

Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.

«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», – скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».

«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идут с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

«Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!

Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»

И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.

Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.

За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий завет.

Небесполезно будет почитать Святых Отцов – «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…

Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.

Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле, никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!

«Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.

Читать еще:  Нобелевская премия за биоритмы — что открыли три американца

Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.

Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

Весна постная: что тулякам важно знать о Великом посте

Перед началом Великого поста «Комсомолка» отправилась в Богородичный щегловский мужской монастырь, чтобы узнать, каких правил придерживается братия в этот период.

Есть – чтобы жить

Надо сказать, что монастырский устав достаточно суров. И не случайно, ведь пища – это единственная из всех радостей, оставшаяся монаху от мира. Поэтому воздержание в пище помогает насельникам монастыря лучше почувствовать грань между утолением чувства голода и угождения прихотям плоти.

Помимо ограничений в меню монахи придерживаются правила не наедаться досыта. Пища не должна отягощать желудок, потому что это будет отвлекать от духовной жизни и молитвы. Чтобы избежать искушений, соблюдают простые правила: пища должна быть простой, питательной, здоровой. Еда служит для насыщения и поддержания сил, не более того. В течение недели монахи едят один раз в день, по субботам и воскресеньям – два раза, в обед и вечером.

Монастырский устав Великого поста — строгий

Благочинный Богородичного щегловского мужского монастыря игумен Феогност в монашестве 25 лет. Он рассказал о существующем в обители уставе Великого поста:

— В эти дни нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты на его основе. Исключаются из рациона выпечка и другие продукты, включающие запрещенные ингредиенты. Разрешается употребление фруктов и овощей, грибов , маринованных и соленых заготовок, орехов, каш на воде, киселя, чая, компотов. В этом году был богатый урожай яблок, мы заготовили моченые яблоки, компоты, которые будут присутствовать на нашем постном столе.

Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям.

В дни Великого поста подготовка к Пасхе идет как духовная, так и телесная. Духовная подготовка заключается в том, что во время поста больше времени уделяется молитве и освобождению от всего греховного. Пост призван очищать как духовно, так и физически. Но если вы по каким-либо причинам не в состоянии придерживаться строгих ограничений в пище, лучше работайте над своим внутренним состоянием: контролируйте гнев, раздражение, не ссорьтесь с окружающими и учитесь жить в смирении, обходя гордыню и злость стороной.

Духовная подготовка к Пасхе

— Великий пост является одним из четырех многодневных постов православной церкви. Это духовная подготовка к празднику Пасхи — Христова Воскресения. Нам предстоит единственный из четырех постов, который фактически установлен был самим Господом нашим, Иисусом Христом. По достижении 30 летнего возраста, как то приписывал закон Моисеев , Спаситель мог выйти на самостоятельную проповедь, быть учителем. И дабы себя подготовить духовно к несению этого подвига, он удалился в пустыню и сорок дней постился. В пример этого Святыми апостолами, его верными учениками, было постановлено для всех христиан соблюдать сорокадневный пост перед Пасхой, — рассказал иеродиакон Евлогий (Харитонов), насельник Богородичного щегловского мужского монастыря о духовном смысле Великого поста. — Это нужно, чтобы мы доказали самим себе, что не наши пристрастия главенствуют над нами, а что мы стоим выше них, что можем во имя достижения духовных целей отказаться от самого малого – пищи. Быть независимыми в этом, не являемся рабами своих привычек и достойно встретить Светлое Христово Воскресенье. Главное смысл Пасхи в том, что мы встречаем Спасителя мира, который победил грех, а вовсе не куличи и яйца. Хотя это тоже приветствуется.

В период поста нужно усугубить молитвы, причастится святых христовых тайн, побывать на исповеди. Просто привести в порядок внутреннее свое состояние, свою душу через отказ от земных благ на короткий срок. Через отказ от пищи мы совершенствуемся духовно.

Великий пост – самый строгий из всех. Все шесть недель и страстная седмица, которая стоит особняком, связаны со строгими ограничениями. Все это время ведутся богослужения по великопостному чину, облачения на священнослужителях — темные.

С понедельника по пятницу на трапезе разрешается постная пища без постного масла. По Уставу, исключается полностью пища животного происхождения и рыба. Ее можно употреблять — дважды в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и праздник Входа Господня в Иерусалим .

Есть, конечно, дни больших торжеств. Например, 22 марта, мы будем отмечать праздник Сорока мучеников Севастийских. В этот день разрешается пища с растительным маслом.

Как нужно поститься детям

«Детей к посту приучать нужно постепенно, — пояснил иеродиакон Евлогий. — Можно предложить воздержаться ненадолго от мяса, на следующий год — не есть еще и яйца, например. Так поступательно, можно приучать ребенка в Великому посту. Надо понимать, что в это время ребенок должен еще и молиться».

Монастырская трапеза

Через воздержание от пищи, от тяжелой животной в первую очередь, человек обращает больше внимания на молитву, чтобы угодить Богу и с открытым сердцем встретить Христово Воскресенье.

— На первой седмице у нас меню очень скромное – первое блюдо вариться два раза в неделю, когда служиться в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб. Обычно верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин, — поделились секретами монастырской трапезы обитатели монастыря. — В остальные дни запекаем картошку «в мундире», на столе — вареная свекла, соленые огурцы, грибы, хлеб. Со второй седмицы на трапезу готовятся горячие блюда – тушеный картофель с грибами, каши, макароны. При приготовлении пищи используются варка, тушение, запекание, жарить нельзя. Только в праздники на стол подают рыбные котлеты, заливное или рыбу под маринадом, уху, салаты с маслом.

Возможны варианты в соблюдении поста

— В пост допускается употребление морепродуктов – мидий, кальмаров , креветок. Традиция идет от греков, поскольку именно от них мы приняли православие. Они считали, что беспозвоночных в пищу употреблять в пищу можно. Разрешается также небольшое количество вина в выходные и праздники.

— Понятие сухоядение – старая традиция, имеющая отношение к аскетам. В древности это были отшельники, которые свое существование поддерживали в воздержании. Они отказывались от всего людского, жили в пустыне. Из-за того, что молитва ими совершалась практически круглосуточно, приготовить пищу не было возможности. Поэтому ели монахи не обработанную термически пищу – овощи, фрукты, корнеплоды. Сейчас сухоядение соблюдать не обязательно. Поста нужно придерживаться посильно придерживаться, если позволяют обстоятельства жизни и здоровье.

— Если человек занят тяжелым физическим трудом, служит в армии, МЧС , разрешаются послабления в посту. Вплоть до того, что иногда даже благословляем молоко, если это относится к детям, больным, вынужденным соблюдать особую диету.

Читайте также

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector