0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как преодолевать проблемы детей из детских домов?

Содержание

Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность

Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 17395 раз

Библиографическое описание:

Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/48/5852/ (дата обращения: 27.05.2020).

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью, проведенные исследования (работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения [8].

Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: домов ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов, до сих пор не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Можно выделить несколько проблем, мешающих или тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблема 1. Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов.

К сожалению, необходимо констатировать факт, что в нашей стране нет специальности «воспитатель детского дома» и нет учреждений, которые готовят педагогов к работе в условиях этого специфического вида детских учреждений. Поэтому многие воспитатели и педагоги оказываются психологически не готовыми к данным условиям работы и очень часто уходят. Дети вынуждены привыкать к тому, что взрослые вокруг них – это временщики, которые постоянно меняются, что является фактором, негативно влияющим на развитие и социализацию ребенка.

Проблема 2. Эмоционально-личностные деформации.

Деструктивное влияние социальной ситуации, усиленной материнской, коммуникативной, эмоциональной и сенсорной депривацией на общее развитие ребёнка является одной из существенных причин социальной дезадаптации воспитанников интернатных учреждений. Специфический социально-психологический облик ребёнка, жизнь которого протекает вне семьи, обусловлен сочетанием ограниченных социальных влияний с неблагополучным биологическим фактором развития.

Хотя круг общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции. Реально существующий широкий круг общения при эмоционально поверхностном стиле отношения к конкретному ребёнку в условиях детского дома не может восполнить дефицит эмоционального тепла. При широком круге общения адекватные поведенческие стереотипы вырабатываются у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с большим трудом. Опека нескольких взрослых сосредоточенная в раннем детстве на уходе за ребёнком, а позже — на контроле за ним, многочисленные контакты со сверстниками, перегружающие и истощающие психику ребёнка, не могут иметь позитивного значения для формирования личности и её безболезненной социальной адаптации.

Проблема 3. «Закрытость» пространства детских домов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции – позиции сироты – проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не дорожат своей жизнью, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

Проблема 4. Межличностные отношения.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени. Возможно поэтому детдомовские дети часто используют в общении клички и прозвища, а мир делят на «своих» (детдомовских) и «чужих» (живущих в семьях), на «мы» (своеобразный психологический феномен детей из детского дома) и «они». Потребности в любви, признании, уважении свойственные любому человеку, у воспитанника детского дома фрустрированы и чаще реализуются через физическую силу, агрессию, другие асоциальные формы поведения, отсюда «особые» отношения к «чужим», от которых детдомовцы не ожидают ничего «хорошего» и чаще всего стремятся извлечь хотя бы выгоду.

Проблема 5. Негативное отношение к детям из детских домов.

Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере.

Проблема 6. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома.

Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений. Об этом свидетельствуют самооценки профессиональных перспектив воспитанников в детских учреждениях в сравнении с обычными детьми. В частности, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее популярными являются специальности автомеханика, автослесаря, повара, водителя транспортных средств, парикмахера, швеи-мотористки и т.п. Воспитанники сиротских учреждений выбирают профессии, которые сегодня не являются престижными и не требуют обязательного высшего образования. Возможности подростка-сироты формировать свои профессиональные планы, в значительной мере снижены из-за жёсткой распределительной системы, ограничивающей круг выбираемых профессий [7].

Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни.

Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализции и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне — это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в детском доме на сегодняшний день не способствует успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И хотя в последние годы в России всё больше внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения. Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом. Но надо считаться с тем, что далеко не всегда удаётся использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Детские дома будут существовать ещё значительное время. В связи с этим важно продолжать поиск путей модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования процессов их социализации. Для обеспечения успешной социализации выпускников детских домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями. Для профессионального ориентирования должен быть тесный контакт между детскими учреждениями и профессиональной структурой, чтобы была возможность более верно определять возможности в профессиональной ориентации конкретного воспитанника и тем самым помогать ему в его самоопределении. В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо заложить и работу по преодолению причин самого явления – сиротства, и работу по развитию института приемной семьи, и систему механизмов по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на уровне самих интернатных учреждений нашло бы свое отражение в создании программ социализации для данной категории детей.

Арамов И. А. Изучение ребенка в детском доме. // Дет­ский дом, 2005, № 1.

Байбородова Л. В. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. — Ярославль, 1997.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д. И. Фельдшейна. 2-е изд. М.: Воронеж, 1997.

Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004.

Детский дом и борьба с беспризорностью. // Под ред. С. С. Тизанова и др. М. Го c издат, 2005, № 3.

Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-социально-психологические проблемы). — М., 2005

«За этих детей надо бороться»: психолог – о подростках в детдомах и усыновлении

Читайте также

Подросток в приемной семье и в детском учреждении. Запись вебинара Натальи Степиной

Усыновление подростка: личный опыт

Форум фонда «Измени одну жизнь»: Как воспитывать подростков — опыт приемных семей

Правдивая история из жизни детей-сирот, для тех, кто боится «плохих генов»

Сложные ситуации для приемных семей в программе на ОТР

Пять вещей, которых боятся будущие усыновители

Ребенку нужна обычная мама. Приемная семья Антоновых

Как помогать фонду «Измени одну жизнь» на портале Добро.мейл.ру

Семья Крапивиных: Они все наши, родные, кровные

10 заповедей Януша Корчака для родителей

По официальным данным, за последние четыре года число детей-сирот в Москве уменьшилось на 20 процентов. При этом в прошлом году на 76 процентов выросло количество приемных семей в столице. Однако большинство людей берет в семьи маленьких детей. Те, кто попадает в детский дом в более старшем возрасте, имеют гораздо меньше шансов быть усыновленными или взятыми под опеку.

Читать еще:  «Вечери Твоея Тайныя днесь». Литургия Великого Четверга

Об этой проблеме, стереотипах восприятия подростков-сирот, а также о том, к чему должны быть готовы потенциальные родители, m24.ru рассказала педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Южный» Дарья Данилкина.

Фото: ТАСС/Руслан Шамуков

О центре

«Центр содействия семейному воспитанию «Южный» – это учреждение, образованное путем объединения двух московских детских домов в июне 2015 года. Его миссия заключается в том, чтобы каждый из ребят, проживающих в нашем Центре, нашел свою семью.

Сначала мы разыскиваем кровных родственников наших детей и, если это имеет смысл, делаем все, что в наших в силах, чтобы восстановить семейные связи с ними. Если же работа с родственниками невозможна или неперспективна, то мы ищем других кандидатов в замещающие родители, ведем работу по подготовке принимающих семей к детям, а детей к замещающим семьям. Своих детей мы не бросаем и ведем их даже после выпуска из центра, сопровождаем их на всех стадиях адаптации к семье. Детский психолог, семейный психолог, социальный педагог, юрист – они всегда на связи».

О воспитанниках

«Наши воспитанники – это мальчики и девочки от 9 до 18 лет, которых органы опеки и попечительства изъяли из семей, потому что домашняя ситуация угрожала их жизни и здоровью. Есть дети, чьи родители погибли или находятся в местах лишения свободы. Но чаще всего родители наших детей страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Так дети и оказываются в нашем центре.

Младших детей хорошие люди забрали в семьи, так что сейчас у нас живут в основном подростки. За подростками приходят редко. И это, на мой взгляд, ужасно несправедливо. Все они так же мечтают обрести семью и совершенно точно этого заслуживают! Несмотря на тот тяжелый путь, который они прошли, они остаются детьми, так же хотят ласки и заботы».

О том, что приходилось пережить

«Наши дети трудные, с травматическим опытом жизни и воспитания в семье или в сиротских учреждениях. Им приходилось быстро учиться, чтобы выжить в условиях угнетающего индивидуальность режима казенного заведения, в условиях пренебрежения их чувствами и потребностями. Когда не знаешь, кто свой, а кто чужой, а доверять нельзя ни детям, ни взрослым. Ты одинок, наедине со своими переживаниями и мыслями, а за стенами учреждения – огромный опасный мир, готовый проглотить тебя. Им пришлось научиться скрывать свои чувства, чтобы никто не посчитал слабым, научиться врать, чтобы избежать наказания. Это надо понимать.

Так что встречается многое: воровство, агрессия, ложь, зависимости. Но нужно понимать, что трудное поведение ребенка – это всегда и всего лишь реакция на что-то или вопрос привычки. Ведь ребенок ведет себя агрессивно не потому, что он рожден злым. Злым никто не рождается, никаких плохих генов не существует. Всегда за этим скрывается что-то другое, например, неумелые попытки самому не стать жертвой насмешек.

Трудное поведение – это то, что на поверхности, то, чему научил горький опыт, а внутри прячутся искренние чувства, которые все эти годы копились и береглись, потому что их некому было доверить. И еще таланты, которые невозможно было реализовать, потому что все силы тратились на то, чтобы не сойти с ума от тоски и чувства вины.

Получается, что не дети трудные, а жизнь у них была трудная. Спустя год или два, проведенных в заботливой семье, готовой вместе с ребенком справляться с трудностями и залечивать душевные раны, дети расцветают. Конечно, это происходит не сразу. Но проверено и доказано, что в благоприятных условиях дети показывают потрясающую динамику роста и развития».

О стереотипах

«Многие ошибочно вешают на этих детей ярлыки наркоманов, потенциальных преступников и пропащих людей, опасаются генов и диагнозов. В самом деле, тут редко можно встретить абсолютно здорового ребенка. Встречается и социально-педагогическая запущенность, и задержка психического развития, и аутоагрессия, а также психосоматические заболевания.

Но имеют ли отношение к этому гены? Или это всего лишь очевидные последствия пренебрежения в сиротских учреждениях, последствия жестокого обращения со стороны собственных родителей или травмы в результате утраты своей семьи? Опыт семейного устройства подтверждает, что через несколько лет жизни в любящей и заботливой семье порой проходят даже хронические болезни.

Для разрушения этих стереотипов мы проводим различные мероприятия совместно с детьми и потенциальными приемными родителями: дни открытых дверей, игры и мастер-классы. Для того чтобы была возможность в непосредственной обстановке пообщаться и увидеть за навешенными ярлыками маленького человека. И у детей есть возможность узнать потенциальных родителей, задать им свои вопросы. На этих встречах мы играем в игры, все вместе печем что-нибудь, пьем чай, общаемся, узнаем друг друга.

Я сама часто сталкиваюсь с этими стереотипами. Часто спрашивают: «Зачем ты там работаешь? А муж за тебя не боится?». Работаю, потому что всем сердцем и душой верю в этих детей и в каждом из них вижу спрятанные сокровища, нужно только найти карту и ключ. Работаю, потому что знаю, как сделать их жизнь лучше».

Об отношении к потенциальным родителям

«Наши дети, подростки прежде всего, очень осторожно относятся к тем, кто хочет их усыновить и взять под опеку. И это понятно. Если родные мать или отец бросили ребенка в роддоме или не бросили, но регулярно пренебрегали его потребностями, как он может относиться к посторонним людям, которые хотят принять его в свою семью, помочь? С непониманием.

Но у нас реализуется специальная программа, направленная на обеспечение психологической готовности детей к устройству в семью и на формирование адекватных представлений о том, что такое семья. Ведь у многих детей представление о семье либо искажено, либо вовсе отсутствует. Так и идут по жизни с уверенностью, что родители, бьющие друг друга или того же ребенка в пьяном угаре, – это нормально, такое проявление любви. Или, наоборот, живут с иллюзиями, что семья – это место, где все покупают, где получаешь все, что хочешь, полная свобода, никаких границ, каждый день проводишь в зоопарке или в кино.

Но не только детей нужно готовить к устройству в семьи, в большей степени нужно готовить потенциальных родителей. Ведь многие считают, что они примут ребенка в семью, предоставят возможность начать все с чистого листа, будут любить его как своего, а он начнет хорошо учиться, бросит курить и перестанет ругаться матом и каждое утро за завтраком будет благодарить их и судьбу за такой подарок. Но это невозможно.

Этот ребенок не чистый лист, у него в прошлом была огромная боль, потери, ошибки, сиротские учреждения. Чтобы выжить в этих условиях, ему пришлось обрасти защитой, броней, надеяться на себя, не верить никому – именно так формировался его характер. Он не может и не должен соответствовать ничьим ожиданиям. Этих детей мало просто любить как своих – за них нужно бороться и воевать. Иногда с ними же самими. Именно для того, чтобы потенциальные приемные родители это понимали, были организованы школы приемных родителей».

О школе приемных родителей

«Школа приемных родителей – это программа обучения для тех, кто стоит на пороге этого важного решения – принять ребенка в свою семью. Когда мы говорим об обучении, многие представляют себе скучные лекции за разрисованными партами о том, как воспитывать детей. На самом деле занятия проводятся в формате тренинга. Кроме очевидного формирования реалистичного представления об особенностях детей-сирот и повышения воспитательных навыков потенциальных приемных родителей, задача школы в том, чтобы люди адекватно оценили себя и возможности своей семьи, а также собственную мотивацию.

Очень важно, чтобы люди осознанно и зрело шли на этот шаг, а не в порыве жалости, посмотрев какую-нибудь социальную рекламу с голубоглазой светловолосой девчушкой, которая со слезами на глазах просит забрать ее в свою семью.

Помимо этого в группе создается принимающая и поддерживающая среда единомышленников, болеющих идеей принять чужого ребенка в свою семью. Мы иногда с приемными родителями в шутку называем это клубом анонимных приемных родителей.

Конечно, бывает, что люди приходят к мысли, что в решении принять ребенка в свою семью ими движут неосознанные мотивы, например, желание заменить умершего ребенка или заполнить свою внутреннюю пустоту и одиночество. И это хорошо, потому что лучше понять это сейчас, в этом нет ничего предосудительного. Я вообще рекомендовала бы проходить эту школу всем, кого не оставляет равнодушным эта тема, ведь это чудесный способ оценить свои силы и узнать больше об особенностях наших детей».

О том, что после

«Иногда ребенку не удается найти семью. Тогда по достижении 18 лет дети получают квартиру и начинают жить самостоятельно. Ну как самостоятельно… Недавно из нашего центра выпустился один мальчик. Увлеченный такой мальчик, занимался спортом, ходил на бокс, обожал футбол, бегал по вечерам, не пил, не курил. Получил квартиру, вместе мы ее обустроили, переехал. Первое время после колледжа каждый день к нам приезжал.

Однажды приехал в странном состоянии, не мог говорить, еле ноги передвигал. Думали – передозировка наркотиками. Вызвали скорую. Врачи передозировку сразу отвергли. После медицинского обследования выяснилось, что мальчик совершенно истощен, психически и физически, несколько дней не ел и практически не спал. Просто забывал. Теперь с коллегами по очереди каждую неделю ездим к нему в гости. Вместе ходим в магазин, учим делать покупки, готовить еду.

Мальчик оказался совершенно не готов к жизни. А как можно быть готовым к этому в условиях, когда на завтрак повара приготовят еду, за покупками в магазин сходят воспитатели, одежду постирают прачки, строгий режим учреждения определит, чем тебе заняться, когда пообедать и во сколько лечь спать.

Мальчик вырос, не узнав, что такое семья, остался одиноким и никому не нужным в таком большом городе. Что будет с этим мальчиком? Как долго он будет стучаться в закрытые двери? Как скоро он начнет пить или принимать наркотики, чтобы заполнить внутреннюю пустоту и забыть неудачи? Какую он создаст семью? Как он будет воспитывать своих детей? Не окажутся ли они в таком же центре? Как много можно изменить сейчас, даже когда осталось несколько лет до выпуска! Показать им, что мир может быть добрым, семья – крепкой, а ребенок – счастливым».

Ребенок после детского дома: Исправить можно многое, но далеко не все

Как пребывание в детских домах влияет на развитие мозга у детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбня

Статью о том, как пребывание в сиротских учреждениях влияет на развитие мозга у маленьких детей, мы попросили прокомментировать экспертов: клинического психолога Татьяну МОРОЗОВУ и детского невролога Святослава ДОВБНЯ. Святослав и Татьяна работают вместе около 20 лет, являются международными экспертами по вопросам психического здоровья младенцев и раннего вмешательства. В качестве тренеров и консультантов принимают участие в проектах, посвященных развитию эффективных услуг для уязвимых семей с маленькими детьми в России и других странах.

Читать еще:  Некоторым из нас позарез нужен свет Фавора

Татьяна Морозова, Святослав Довбня: Прежде, чем комментировать статью, хотелось бы сказать, что нам очень повезло: мы в течение последних нескольких лет работаем вместе с авторами этого исследования в различных проектах. Вопрос влияния окружения на развитие детей интересует нас очень давно, и мы очень благодарны нашим коллегам за возможность обсуждать, делиться опытом и вместе строить программы помощи семьям с детьми.

Первые годы жизни – невероятно важный период для развития ребенка. Это время, когда дети обладают огромным потенциалом для развития. При этом мы также знаем, что маленькие дети не только пластичны и адаптивны, но и очень уязвимы, плохо защищены от стрессов и негативного влияния окружения. Именно этим вопросам – уязвимости и возможности для восстановления и был посвящен Бухарестский проект по раннему вмешательству (BEIP).

— Проводились ли в России исследования, подобные тому, о котором идет речь в статье?

Т.М.: Подобные проекты очень затратные и занимают много времени, поэтому проводить такие исследования под силу только очень серьезным исследовательским центрам. Очень похожие результаты были получены и в России в ходе исследовательского проекта, который проводился в домах ребенка Санкт-Петербурга силами ученых СПбГУ и Питтсбургского университета (США). Однако необходимо понимать, что Бухарестский проект по раннему вмешательству (The Bucharest Early Intervention Project (BEIP)) стал первым из рандомизированных исследований, посвященных данной теме, и одним из наиболее известных исследований, соответствующих «золотым стандартам» доказательной медицины. Это исследование было начато в 2000 году и продолжается до сих пор.

— В статье речь идет о развитии мозга детей. По всей видимости, столь масштабное и долгосрочное исследование касалось и многих других аспектов?

С. Д.: В исследовании, которое проводилось в рамках проекта, также анализировалось влияние проживания в учреждении на следующие аспекты:

  • Показатели физического развития
  • Проявление эмоций
  • Показатели интеллектуального развития
  • Показатели внимания
  • Развитие привязанности
  • Изменения, которые происходят на генетическом уровне
  • Уровень активности различных зон мозга
  • Частота встречаемости различных проблем психического здоровья и многое другое.

Одной из целей исследования было также понять, какие существуют сензитивные периоды для развития отдельных психических функций, а также какие факторы, связанные с историей развития ребенка (длительность проживания в учреждении, пол ребенка, вес при рождении, недоношенность и т.д. ), могут позитивно или негативно влиять на развитие детей в учреждении и замещающих семьях.

— Как отражается пребывание в учреждении на физическом развитии ребенка?

С.Д.: По данным исследования, в среднем за каждые 3 месяца, проведенные в учреждении, физическое развитие ребенка (рост, вес и окружность головы) отстает приблизительно на 1 месяц. Похожие данные были получены и в России: отставание на 1 месяц за 5 месяцев проживания в доме ребенка ( исследование Р. Мухамедрахимова и О. Пальмова).

— И насколько быстро дети могут преодолеть это отставание, будучи помещенными в семью?

С.Д.: Через год 100% детей, помещенных в семьи, имели нормальные показатели роста, а 94% — веса и окружности головы. Некоторым из них понадобилась специальная медицинская помощь, чтобы лучше расти. Негативно на восстановление физического развития влияют низкий рост и вес ребенка при рождении, употребление матерью во время беременности алкоголя, а также длительность пребывания в доме ребенка. Возраст, в котором ребенок был помещен в семью, имеет важное значение не только для его физического развития, но также для эмоционального, улучшения познавательных функций и т. д.

— Руководитель Бухарестского проекта Чарльз Нельсон говорит, что, возможно, некоторые дети были помещены в семьи слишком поздно: «то, без чего они росли до этого, слишком сильно отразилось на их развитии». Он имеет в виду, в первую очередь общение, игру, наличие близкого человека. Привязанность — категория психологическая. Как она способна повлиять на развитие мозга ребенка?

С.Д.: Вопрос влияния привязанности на развитие мозга очень непростой. Стресс, переживаемый ребенком, у которого нет близкого человека, вызывает выделение специальных веществ, так называемых гормонов стресса, которые негативно влияют на развитие мозга. Об этом можно говорить очень много, и такие исследования, как, например, Бухарестский проект, по раннему вмешательству, помогают нам понять механизмы формирования и развития мозга.

Т.М.: Без опыта раннего социального взаимодействия с мамой или близкими людьми у ребенка отсутствует необходимая точка опоры для развития общения с окружающими. Дети кажутся пассивными: они неактивно реагируют на происходящее вокруг, их внимание к игрушкам не задерживается надолго. Создается впечатление, что детям не хватает любопытства, ведущего в обычных обстоятельствах к изучению окружающего мира. Интеллектуальное развитие детей часто страдает. Дети, проживающие в учреждении, имеют в среднем более низкие показатели IQ, чем их сверстники, живущие в семьях. Дети, помещенные в замещающие семьи, показывают выраженное увеличение IQ по сравнению с детьми, остающимися в учреждении. Страдает и эмоциональное развитие: маленькие дети, находящиеся длительное время в учреждениях, по сравнению с детьми, проживающими в семьях, проявляют позитивные эмоции в гораздо меньшей степени. Разницы в проявлении негативных эмоций не установлено.

— С чем это связано по-вашему?

Т.М.: Во-первых, с меньшим опытом позитивного общения со взрослыми, а во-вторых, с тем, что в сиротских учреждениях не только детям приходится сталкиваться с эмоциональными трудностями, но и персоналу. По данным исследования, проведенного в Санкт-Петербурге Р. Мухамедрахимовым и О. Пальмовым, у сотрудников практически нет времени на эмоциональное общение с детьми – они постоянно занимаются выполнением своих обязанностей: кормят, собирают на прогулку, переодевают, моют и т.д. Сотрудники часто не готовы устанавливать эмоциональные отношения с детьми. Причинами этого является большое количество детей одного возраста в группе, а также опасение, что чувство привязанности к отдельному ребенку может привести к серьезным переживаниям при разлуке с ним. Нередким явлением среди персонала является эмоциональное выгорание и депрессия.

— Восполнимы ли эти эмоциональные утраты для ребенка?

Т.М.: Результаты бухарестского исследования показывают, что помещение в семью способно довольно быстро исправить многие трудности. Однако есть дети, которым для лучшего восстановления может понадобиться довольно интенсивная и длительная помощь.

— Вы упомянули еще об одном аспекте Бухарестского проекта – исследовании изменений, которые происходят у находящихся в учреждения детей на генетическом уровне. Очень часто препятствием для усыновления ребенка из детдома является страх перед «плохой генетикой». При этом имеются в виду лишь кровные родители ребенка — с их вредными привычками, асоциальным поведением, нездоровым образом жизни. Неужели даже сами стены «казенного дома» способны как-то влиять на гены?

С.Д.: В данном исследовании ученые пытаются выяснить, как проживание в групповой системе отражается на ребенке, и сейчас появилась абсолютно новая область знаний, она называется «эпигенетикой». Эпигенетика изучает влияние внешней среды на структуру и возможности экспрессии генома человека. Так у каждого человека в хромосомах есть концевые участки, называемые теломерами. Они в частности отвечают за правильность воспроизводства при делении клеток. С возрастом длина этих теломеров уменьшается, что приводит к сбоям при воспроизводстве хромосом, запуская процессы старения, а также становится причиной некоторых заболеваний. По данным BEIP, длина этих участков хромосом у детей, проживающих в семьях и в учреждении, различаются. И чем дольше ребенок находится в «приюте», тем короче теломеры.

— А чем объясняется то, что выпускникам сиротских учреждений часто приходится труднее на работе? Вот цитата из дискуссии на данную тему в Фейсбуке: «Обычные люди, работающие рядом с выпускниками-сиротами, не понимают, почему они не хотят и не могут работать. «Они же на вид нормальные, пусть в детдоме их ничему не научили, что же они потом за столько лет так и не научились быть, как все?»

Т.М.: Человек формируется не только в раннем детстве. Чем старше конкретный человек, тем сложнее сделать однозначные выводы о том, почему он стал именно таким. Если не углубляться в нейрофизиологию, можно поговорить и о том, как жизненный путь человека влияет на его успешность в работе. В жизни детей в детских домах не очень много возможностей пробовать что-либо и добиваться успеха; очень немного индивидуального внимания и поддержки, немного доверия и возможности делать что-то осмысленное вместе с другими людьми; зато довольно много принуждения. Кроме всего прочего, у ребенка, который растет в детском доме, не очень хорошие возможности для получения образования, и, следовательно, небольшие возможности для профессионального выбора. Все это и многое другое может негативно влиять на успешность человека на рынке труда, и его мотивацию работать.

— Какие основные выводы можно сделать из проведенного в Румынии исследования?

С.Д.: Во-первых, дети, живущие в сиротских учреждениях, испытывают огромный дефицит общения и стимуляции, поэтому у них развивается целый спектр проблем.

Во-вторых, семья необходима не только для выживания, но и для нормального развития детей.

В-третьих, проблемы, связанные с отлучением от семьи, возникают очень быстро, являются очень глубокими, с возрастом прогрессируют, а в некоторых случаях остаются на долгие годы.

В-четвертых, эти проблемы наблюдаются в важных областях развития ребенка: социальное общение, психическое здоровье, поведение, способность регулировать эмоции.

В-пятых, отставание в развитии и дефициты, возникающие у детей, проживающих в интернатах, происходят из-за нарушений в развитии мозга. Для правильного формирования связей мозгу необходима стимуляция; ее отсутствие приводит к недоразвитию нервных связей и неправильному замыканию нейронных цепей.

И, наконец, в-шестых, раннее помещение ребенка в семью критически важно. Замещающие семьи способны скорректировать некоторые, но не все дефициты, связанные с ранней депривацией.

— Ваша статья в ИА REGNUM, посвященная системе домов-интернатов в России, называлась «У детей, лишенных близких, отмирают участки мозга». Она вызвала бурю негодования. В чем, по-вашему, причина такой реакции? Ведь вы основываетесь на данных научных исследований – в том числе и на данных Бухарестского проекта по раннему вмешательству?

С.Д.: подавляющее большинство читателей благодарят нас за публикацию и просят публиковать больше материалов по данной теме, так что я бы лучше сказал не «бурю негодования», а неоднозначную реакцию.

По-видимому, одной из причин неприятия нашего мнения некоторыми читателями, является недооценка важности раннего опыта для развития человека, это очень новые для России знания, и чтобы осознать и принять их обществу, наверное, требуется время. Но однажды осознав факт того, что ранний опыт является важнейшей составляющей здоровой психики, дороги назад у общества уже не будет. Нужно будет прекращать любые формы группового проживания для младенцев и поддерживать только семейные формы жизнеустройства.

— Многие сочли ваши слова оскорбительными для детей, которые живут в детских домах и всех выпускников этих учреждений.

Т.М.: Мы никоим образом не хотели никого обидеть – это данные, которые получены в исследованиях. Кроме того, эти данные применимы только к детям, которые провели в учреждении первые годы своей жизни. Первые годы жизни – это период, когда мозг ребенка активно формируется, и ранний опыт очень сильно на формирование мозга. Многие дети, находящиеся в детских домах, попадают туда в более позднем возрасте, имея другой ранний опыт, поэтому трудно сравнивать их с детьми, которые жили в учреждении с самого начала.

Хотелось бы также отметить, что мы прекрасно понимаем, что все люди очень разные, у них разные способности и разная уязвимость, разная личная история. Статистика никогда и ничего не может рассказать о конкретном ребенке, она лишь дает возможность увидеть тенденции. Так и в этом случае — данные, на которые мы опирались, касаются не конкретного человека, а нашего понимания того, что важно для развития маленького ребенка, и что может существенно затруднять это развитие. Это очень важно для того, чтобы развивать службы помощи детям и семьям.

Читать еще:  Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме

Чего ждать от ребенка из детского дома

Любая семья, которая планирует принять ребенка из детского дома, сталкивается со стереотипами: вам будут говорить, что «после детского дома невозможно жить в семье», «а что если он будет курить и воровать», «вдруг у него плохая генетика». Воспитывать приемного ребенка — не то же самое, что воспитывать родного, но в этом нет ничего страшного. Вместе с психологом ресурсного центра «Отрадное» Светланой Даниловой, которая работает с приемными родителями и их детьми, мы разобрались, чего ожидать в период адаптации, какие особенности стоит учитывать и какие упражнения можно делать, чтобы установить доверительную связь с ребенком. Многое из этого списка пригодится и родителям неприемных детей

26 сентября 2019 15:15

Они не доверяют взрослым

Главное, чем отличаются дети из детского дома, — у них нет базового доверия к взрослым и вообще к миру. Оно формируется в первые годы жизни, и если в этот момент ребенок оказался без попечения родителей, задуманная природой схема нарушается. Младенец должен удовлетворять свои базовые потребности мгновенно: как только родитель слышит, что ребенок закряхтел или заплакал, он подлетает и разбирается, в чем дело, помогает справиться с проблемой — меняет памперс, кормит, укачивает. Когда это происходит изо дня в день, ребенок усваивает, что он в безопасности, о нем обязательно позаботятся. В учреждении детей тоже кормят, пеленают и купают, но там все происходит в определенные часы, по расписанию нянечек. Младенцы же испытывают потребности не одновременно и не по часам, поэтому часто получается, что ребенок получает необходимое уже после того, как он поплакал и заснул в одиночестве. К сожалению, так ребенок усваивает, что никому не нужен.

Человеческая психика устроена так, что обида и злость переносится на того, кто находится в поле зрения. Хотя ребенка оставила родная мама, сердится он на воспитателей или приемных родителей. Казалось бы, что они могут помнить, такие маленькие, до года? Но это не интеллектуальное знание, а чувственное. Оно закладывается еще внутриутробно, а накапливается после рождения. Младенец хорошо запоминает тот ужас и холод, которые он испытывал, когда лежал в кроватке и плакал один. Это очень трудно компенсировать, когда ребенок уже подрос, но возможно.

У них могут быть проблемы с границами

Когда с ребенком мало взаимодействуют взрослые, не берут на руки, не обнимают, у него плохо формируется понимание границ собственного тела — и это сказывается на поведении в дальнейшем. Чтобы человек понял, что хорошо, а что плохо, он должен для начала осознать свои собственные границы — телесные. Обычно новорожденные все время находятся в контакте с мамой, а сироты этого лишены, и образ тела у них формируется позже. У них не «плохая генетика» — просто они не прошли необходимые этапы эмоционального развития.

В школе приемных родителей учат, как компенсировать эти пробелы и как бы заново пройти период, когда ребенок не получил поддержки родителей. С помощью разговоров это сделать сложно, поэтому психологи придумывают разные игры и метафоры для процессов, которые происходят между родителями и ребенком.

Упражнение первое — знакомство с собой. Посмотрите в документах, какой у ребенка был вес и рост при рождении (обычно эти данные есть у опеки). Чтобы восстановить свою историю и заново прожить ее с вами, ребенку важно узнать о себе всю эту информацию и, например, потрогать бирочку из роддома. Психологи предлагают показывать, а не проговаривать словами: вместе с ребенком отмерить 50 сантиметров, сделать сверток из одеяла, объяснить: «Смотри, вот такой ты был, когда родился». Отмерить вес младенца на кухонном безмене, дать подержать этот сверток ребенку. И маме тоже: «Мамы же с тобой тогда не было, но давай представим, как бы это было, она бы очень хотела уже тогда тебя обнять и о тебе позаботиться». Многие родители смущаются, говорят, что ребенок уже большой и в этих играх нет смысла, но на деле и 7–8-летних, и язвительных подростков, и даже совсем взрослых людей интересуют такие вещи.

Иллюстрация: Рита Морозова

У него есть биологические корни, их нужно принять

Приемным родителям важно почувствовать благодарность к биологической матери ребенка. Ведь, какой бы она ни была и где бы она ни находилась, она родила человека, который теперь стал частью их семьи. Если бы эта мама жила благополучно и отлично справлялась, ее не лишили бы родительских прав, и сына или дочери у вас бы не было. Ребенок тоже должен принять свои корни — тогда он не будет срываться на родителей. Иногда в приемной семье плохо отзываются о биологических родителях: «Понятно, в кого ты такой!» Это недопустимо. Детская психика устроена так, что в любой ситуации ребенок будет винить себя: родители разводятся — значит я сделал что-то не так, мама оставила меня в детдоме — значит я плохой. А когда ребенок считает себя плохим, он и вести себя будет плохо — подтверждать свою идентичность.

Задача приемных родителей — избавить ребенка от чувства вины и злости на биологическую мать. Одно из упражнений, которое предлагают психологи, называется «домики жизни»: вся семья садится вместе и рисует домики, в которых успел побывать ребенок, и на каждом этапе благодарит тех, кто о нем заботился. Первый домик — у мамы в животе: даже если у биологической мамы не получилось заботиться о малыше, она его как минимум родила, и это уже хорошо. Нужно не реабилитировать родителей, а показать ребенку, что это не он плохой, а просто взрослые не справились, не смогли о нем как следует заботиться, ведь быть мамой и папой трудно. Потом нужно вместе вспомнить и нарисовать другие домики — детский дом, другой детский дом, а в конце приемная семья. Это отличная профилактика любых проблем с воспитанием: родители понимают, сколько всего пережил ребенок, а он осознает, что семья принимает его со всей предысторией.

Им труднее сформировать привязанность

Механизмы привязанности формируются в первые месяцы и годы жизни, но если в это время ребенок находится в учреждении, у него нет близкого взрослого, который о нем постоянно заботится. Нянечки, врачи и воспитатели мелькают перед младенцем, как вагоны проходящего поезда, сформировать привязанность к кому-то из них невозможно. А чтобы научиться доверять вообще, надо сначала довериться хотя бы одному человеку — обычно это мама.

Все дети проходят через возрастные кризисы — не стоит винить в этом генетику. Однако проблемы с привязанностью могут усугубить проблемы в отношениях подростка с родителями и сделать их по-настоящему невыносимыми. Воспитание детей — это педагогический процесс, одной любви тут недостаточно, нужно знание. Многие родители говорят, что любят своего ребенка, но при этом не знают особенности возраста, не могут описать характер ребенка, не играют с ним. В чем же тогда заключается любовь — в дорогих игрушках и секциях? К сожалению, этого недостаточно, чтобы появилась доверительная связь.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они привыкли к подаркам

Воспитанники детских домов, особенно столичных, неплохо обеспечены и часто получают подарки от спонсоров и благодетелей — неудивительно, что дети привыкают компенсировать недостаток любви материальными благами. В эмоциональную дыру можно «забросить» не только подарок, но и вкусную еду — часто приемные дети удивляют родителей своим аппетитом. И дело не в том, что малыши голодали — они привыкли так получать положительные эмоции. В этом нет ничего хорошего: удовольствие от шоколадки или новой игрушки мимолетно, и настоящую проблему они не решают. Эффект примерно такой же, как от импульсивной покупки: новое платье у вас появится, а стресс никуда не денется.

Ребенка нужно учить, что любовь проявляется не только через подарки. Когда мама любит ребенка, она обнимает его, заботится о нем, следит, чтобы он был тепло одет и хорошо ел. Это звучит странно, но дети из детских домов не умеют обниматься. Подростки могут даже отпрыгивать, когда вы пытаетесь к ним прикоснуться. Оставаясь в семье, понемногу они учатся и оттаивают. Можно прямо так и говорить: в нашей семье принято обнимать маму утром, когда проснешься, днем, когда придешь из школы, и перед сном. Сначала придется внедрять эти правила искусственно, а потом все привыкнут, и объятия будут абсолютно естественными и искренними.

Им нужны понятные правила и рутина

Понятный распорядок дня и режим нужны всем детям, да и взрослым, в общем-то, тоже. Приемного ребенка очень важно сразу же познакомить с правилами, по которым он будет жить в вашей семье, и рассказать, как все устроено. Некоторые семьи во время гостевых визитов (это «пробный период», когда ребенок приезжает на время пожить в семье потенциальных родителей) хотят позволить ребенку все, чтобы он почувствовал себя хорошо, но это ошибка. Ведь потом, в обычной жизни правила будут другими, и ребенок почувствует себя обманутым. Лучше сразу выяснить, впишется ли воспитанник в правила вашего дома, чем решать эту проблему позже и отдавать его обратно в детский дом. Психологи школы приемных родителей советуют не препираться с ребенком по вопросам, которые находятся вне вашего контроля: например, когда подросток кричит, что не хочет ходить в школу, родители могут лишь объяснить, что получать образование все равно придется, ведь это не их личный каприз, а требование государства. Вы не можете отменить домашние задания, но всегда можете посочувствовать — это ребенку и нужно.

Иллюстрация: Рита Морозова

Они будут проверять вас на прочность

После «медового месяца» обычно наступает менее радостный период адаптации, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и отстаивать свои границы. Пока происходит притирка, ребенок может провоцировать родителей, делая разные вещи, за которые его теоретически могут вернуть в детдом. По логике ребенка, раз собственная мама когда-то его оставила, значит, и новая семья может поступить так же. И, чтобы довериться взрослым, ребенку нужно быть уверенным в том, что его не вернут, что его готовы принять любым. Тут родителям важно дать понять, что в жизни ребенка будут определенные запреты и правила, но вообще-то они рассчитывают жить с ним вместе долго и счастливо: «Играть в футбол в квартире мы, конечно, не разрешаем, но и отдавать тебя за это никуда не собираемся».

Они будут бороться за ваше внимание

В любой семье братья и сестры борются за внимание родителей — и это нормально. Главное, чтобы в семье были одинаковые требования к детям и логичная иерархия: главный ребенок тот, кто появился в семье первый. Если вы сначала взяли ребенка из детдома, а потом родили второго, старший не должен чувствовать себя брошенным и ненужным. Хорошее упражнение, которое поможет семьям с любым составом: договориться, что у каждого ребенка есть 15 минут или полчаса, когда мама полностью принадлежит ему. В это время можно заниматься чем угодно, главное — не уроками и не делами по хозяйству. Даже очень короткий промежуток времени каждый день или каждую неделю, проведенный с мамой наедине, даст ребенку уверенность в том, что он не менее нужен и важен, чем его братья и сестры.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector