0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как не пропустить душевную травму у ребенка

Содержание

Психологическая травма у ребенка и что с ней делать

Тема детской психологической травмы всегда на группах вызывает массу чувств у родителей: кто-то испытывает гнев, кто-то возмущение, кто-то чувствует сочувствие к ребенку. Но больше всего в группе преобладает такое чувство как страх. Родители очень боятся этой темы. Не только потому, что они не понимают как помочь ребенку, а потому что зачастую после того, как родители узнают как с ней справляться, они все равно чувствуют страх и бесспомощность. И именно эти чувства, возникающие у родителей, делают эту тему сложной.

В связи с тем, что тема непростая, я хотела бы выделить три аспекта, которая поможет эту тему лучше понимать.

  1. Почему родителям с этой темой сложно?

Для того, чтобы помогать травмированным детям, родителям необходимо самим хорошо понимать, что происходит с ними: что они ощущают, чувствуют и что в следствии чувств они делают, когда ребенок ведет себя, с точки зрения родителей, трудно. У нас очень большой процент людей, которые не могут осознать своих чувств, и не могут озвучить, что же они в данный конкретный момент чувствуют. Как заметила, моя коллега психолог, «наши русские люди чувствуют гнев и что-то неприятное». И вот это что-то неприятное и чувства гнева (а за гневом, на самом деле, стоит наше чувство беспомощности, бессилия) влияют на наши поступки в момент «трудного» поведения ребенка.

Более того, если нам самим сложно понять свои эмоции и сложно их называть, то нам также сложно (а, может быть, сложнее вдвойне) понять, что чувствует наш ребенок. Нам сложно понять, что за детской агрессией так же могут стоять чувства беспомощности и тщетности. И когда мы не можем понять чувства ребенка, то нам сложно ему помочь. И даже сама мысль о травмированном ребенке вызывает страх. И обычные вопросы родителей, которые возникают на этом этапе: «А что мне делать, если он начнет драться с домочадцами, резать нам мебель, ругаться матом и т.д.?» То есть, другими словами, они говорят: а справлюсь ли я со своими чувствами в момент его агрессии.

И последнее, но тоже очень важное. Родители сами приходят порой с трудным детством. И в этом травмированном ребенке они могут видеть себя в своем детстве. Ребенок может для них только выступать как напоминание о собственном травматическом опыте. И тогда родителям очень сложно контролировать свое эмоциональное состояние и что-то анализировать. Они просто погружаются в свои травмы. И начинают злиться вместе с детьми и плакать вместе с ними, и винить себя тоже вместе с ними.

Поэтому на своих занятиях мы учим родителей, прежде всего, осознавать то, какие эмоции вызывает у них та или иная тема. Почему им сложно или легко с этим. Учим осознавать свои чувства, называть и это обеспечивает половину успеха. Мы учим их признавать свои чувства. Что родители имеют права злиться на ребенка и чувствовать себя беспомощными и иногда не всемогущими.

  • Что такое психологическая травма?

Есть множества определений, что же это за зверь такой и с чем его едят. Но мне больше всего нравится определение, которое дают немецкие психотерапевты — переживания ребенка в ситуации, где была угроза жизни или личности, или так им воспринимаемая. Очень важна вторая часть, что угрозы жизни объективной не было, но ребенок именно так себе это воспринимает. Например, если родители день за днем игнорируют потребность ребенка в принятии, одобрении и любви, то с точки зрения ребенка это будет считаться эмоциональным насилием, восприниматься как витальная угроза для жизни.

Когда ребенок страдает от насилия (физическое, психологическое, пренебрежение нуждами ребенка и тд), то личность как бы раскалывается на две части.

А) Первая часть — в этой части личности много искаженной вины и гиперконтроля. Искаженная вина: «Я виноват, что меня оскорбляют, потому что я вовремя не ложусь спать». Гиперконтроль: » Если я все и всех буду контролировать, то ничего подобного не случится».

Б) Вторая часть личности — в этой части много агрессии. Дети, как и все нормальные люди, злятся на то, что с ними так поступают. Но злость выразить на того, кто меня обижает небезопасно (потому что он старше, сильнее и это просто мои родители), то злость будет выражаться с теми, кто слабее: животные, пенсионеры, младшие дети и т.д. И ребенок идентифицируется с тем, кто причинил ему боль: «Чтобы меня никто больше не обижал, я буду таким же, как он, потому что он сильный и поэтому его никто не может обидеть»

Читать еще:  Владимир Познер спросил у Бога, как Ему не стыдно

В психологической травме злость никогда не бывает направленна на кого-то, то есть ребенок может резать шторы, но не выражать злость на кого-то; второй признак (самый важный) — эмоции всегда сильнее и не сопоставимы с ситуацией. Например, Вы попросили ребенка помыть посуду, а злость такая, как будто бы Вы его ударили.

Нашими мишенями будут: искаженная вина (когда не будет вины, то контроль снизится) и агрессия.

Дорогие родители, необходимо понимать, что если Ваш ребенок способен вам демонстрировать свою злость, то знайте, что ему с вами безопасно он доверяет Вам! А так же важно помнить, что такое поведение пройдет (если родитель создаст все условия для этого).

А) Необходимо осознавать, называть для ребенка и принимать агрессию ребенка. Родители называют ребенку, что с ним сейчас происходит. Если ребенок дошкольного возраста, то вся коррекция проходит опосредованно, то есть через игру. Если Вы видите, что ребенок рисует агрессивные картинки или в играх присутствует много агрессии, то не надо останавливать ребенка или пугаться этому, а надо помочь ему осознать, что ребенок сейчас чувствует (потому что ребенок может и не знать, что это называется злостью или обидой или еще как-то). Когда мы помогаем ребенку быть с его чувствами и помогаем их выразить, то агрессия, которая присутствует во второй части личности «вытаскивается» из ребенка. Например: ребенок может рисовать, а Вы в это время сидите рядом с ребеночком и озвучиваете действия , которые происходят на рисунке, а так же озвучиваете эмоции персонажей на этом рисунке.

Аналогичным образом Вы поступаете и в игре с игрушками. Вы можете, как пассивно озвучивать действия и эмоции персонажей, так и быть инициатором. Например, самому задать игру ребенку, в котором будет присутствовать «бой». Но обязательно, чтобы ребенок либо был сторонним наблюдателем, либо был супергероем, который борется со злом.

Б) искаженная вина — ребенок не знает, что в отношениях всегда виноваты оба. И поэтому ему этому необходимо учить. Важно: начинать должен всегда родитель! А выглядеть это, может быть, следующим образом, например: «Я виноват в том, что я не разобравшись в ситуации стал(а) кричать на тебя, и я за это прошу у тебя прощения, но твоя ответственность в том, что ты мне нагрубил». Таким образом, мы показываем ребенку, что всегда виноваты оба, и показываем, что необходимо извиняться и нести ответственность не только за свои поступки, но и за свои эмоции.

Дорогие родители, если вы приняли решение пробовать такой способ, то важно помнить, что такое поведение должно быть последовательным, систематическим и предсказуемым. С первого раза ничего не исправится, и со второго тоже. Но необходимо терпение и стойкость. Если вы поняли, что по каким-то причинам вы не справляетесь с эмоциями ребенка, то позаботьтесь о себе и обратитесь за помощью к психологу, не оставайтесь наедине с трудными эмоциями, разделите это со специалистом. Помните предупреждение в самолете: «Сначала маску на себя, а потом на ребенка»

Три психологические техники для лечения детских травм

Последствия детских психологических травм часто продолжают сказываться и во взрослом возрасте и даже могут передаваться следующему поколению. Пережитые в детстве издевательства, насилие, тяжелые потери или пренебрежение со стороны родителей повышают риск развития зависимостей, депрессивных расстройств и других психических проблем. О том, как с этим можно справиться, рассказывает психиатр Дэвид Сэк.

Психотерапевты часто говорят о том, что для лечения психических травм крайне важно, чтобы пациент установил контакт со своим «раненым внутренним ребенком». Под этим ребенком имеют в виду весь психологический и эмоциональный багаж, оставшийся с детства и продолжающий создавать проблемы во взрослом возрасте. Термин «внутренний ребенок» обрел популярность благодаря авторам книг по самопомощи, в первую очередь Джону Брэдшоу и его бестселлеру «Возвращение домой».

Архетип «раненого ребенка» обычно проявляется так: в жизни взрослого человека снова и снова повторяются те же негативные переживания и проявления неадекватного поведения, которые он перенял в детстве, глядя на окружающих. К примеру, если девочка в детстве регулярно наблюдала, как отец жестоко обращался с матерью, то во взрослом возрасте она может постоянно вступать в отношения с мужчинами, склонными к жестокому обращению.

Проблемы с зависимостями и психическим здоровьем, уходящие корнями в детство, поддаются лечению. Вот несколько техник, которые могут помочь распознать заученные в детстве негативные шаблоны и «перевоспитать» внутреннего ребенка.

1. Техника пустого стула

Применение этой техники выглядит так: терапевт ставит перед вами пустой стул и предлагает представить, что на нем сидит значимый для вас человек — например, один из родителей. Вы «общаетесь» с воображаемым собеседником, рассказываете о своих мыслях и чувствах или объясняете ему, что вы хотели, но так и не смогли получить от него в детстве. Терапевт может предложить вам «поменяться ролями» и самому занять место воображаемого собеседника.

Такая работа особенно полезна, когда люди, много для вас значившие в прошлом, не могут или не хотят принять участие в терапии. Она помогает восстановить контакт со своими переживаниями о прошлом и с теми частями себя, которые вы пытались скрыть или подавить с помощью зависимости или другого деструктивного поведения. Наладив контакт с собственными чувствами и воспоминаниями, вы сможете осознать, как они влияют на ваше нынешнее поведение, и понять, как можно изменить ситуацию.

2. Схематическая терапия

Этот метод подходит пациентам, испытывающим трудности в социуме, а также тем, кто не может справиться с последствиями детских психотравм. У детей, выросших во враждебной или нездоровой среде, часто формируются такие способы совладания с трудностями, воспоминания, эмоции, представления о себе и о других, которые чреваты проблемами и приводят к неадекватным реакциям и поведению во взрослом возрасте.

Схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и помогает преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций

Схематическая терапия объединяет подходы и принципы когнитивно-поведенческой терапии, теории привязанности и других методов. В ходе лечения терапевт использует техники «перевоспитания», чтобы помочь уязвимому внутреннему ребенку пациента научиться удовлетворять свои основные эмоциональные потребности здоровыми методами.

Читать еще:  И тут он спросил, почему в Библии ничего нет о динозаврах

С помощью различных методов: диалогов, ролевых игр, ведения дневников, обучения важным навыкам — схематическая терапия учит пациента иначе смотреть на себя и других и помогает ему преодолеть стремление избегать неприятных ситуаций и избавиться от других неадекватных реакций.

3. ДПДГ

Десенсибилизация и переработка движением глаз (ДПДГ) — техника, основанная на обработке мозгом информации. Она может помочь ослабить неприятные переживания, связанные с травматичными событиями прошлого и проявляющиеся в виде навязчивых мыслей, внезапных тяжелых воспоминаний, тревоги, страха, панических атак.

В ходе работы пациент следит глазами за движущимися объектами (например, за пальцами терапевта), одновременно стараясь сосредоточиться на внутренних негативных образах, мыслях и ощущениях, связанных с травмами. Подобная техника одновременно задействует оба полушария мозга, позволяя клиенту избавиться от привычной реакции на травму. Быстрые движения глаз и концентрация на внешних раздражителях помогают ему вызвать в памяти, переработать и «разрядить» болезненные воспоминания, которые создают или усугубляют его проблемы.

Эти и другие виды терапии могут помочь вам удовлетворить те ключевые эмоциональные потребности, которые остались неудовлетворенными в детстве, и исцелить старые раны, которые мешают полноценно жить.

Об авторе

Дэвид Сэк (David Sack) — психиатр, главный врач сети реабилитационных центров для алкоголиков и наркозависимых Elements Behaviour Health. Подробнее на его сайте .

Когда ребенку пора к психологу?

Тревога, приступы ярости, ночные кошмары, проблемы в школе или со сверстниками… Все дети, как когда-то их родители, проходят непростые этапы развития. Как отличить мелкие трудности от настоящих проблем? Когда набираться терпения, а когда беспокоиться?

Экстраверт? Интроверт? Амбиверт!

Они любят бывать в компании, но не прочь вечером посидеть дома с книжкой. Они не любят долго находиться в центре внимания, но охотно могут поддержать светскую беседу. Они — амбиверты. И возможно, среди нас их не так уж мало.

Как избавиться от детской душевной травмы?

В статье пойдет речь о детских душевных травмах. Что происходит с человеком, когда он избавляется от травмирующей ситуации?

Самым уязвимым периодом в жизни является детство, когда человек полностью зависит от родителей, не знает окружающего мира, не может за себя постоять и абсолютно доверяет тем, кто его опекает. Именно в детском возрасте человек получает некую душевную травму, которую обычно проносит через всю жизнь.

Она может забыться. Она может не осознаваться. Однако при возникновении ситуации, которая вызывает непонятные негативные переживания, которые человек не способен контролировать, душевная травма напоминает о себе, мешая взрослому и умному индивиду действовать разумно.

Переживание травмирующей ситуации

Психотерапевты говорят о необходимости переживать свои детские травмы, которые теперь являются ограничителями для человека: «куда не следует ходить, с чем не нужно сталкиваться, каких ситуаций избегать». Когда индивид прорабатывает свою детскую травму, тогда переживает массу положительных моментов:

  • Он ощущает, как уходит страх, комплексы и прочие негативные психологические зажимы.
  • Он понимает, что происходит. Вырабатывается стратегия действий, которая будет помогать эффективно выходить из любой подобной ситуации.
  • Он ощущает свободу действий, ведь раньше он не позволял себе даже подумать о том, чтобы чувствовать что-то другое.

Детская душевная травма – это сильное эмоциональное переживание, которое вызвало негативные ощущения у ребенка. Здесь формируется страх, комплексы, модель поведения, которую человек никогда не меняет.

Действия происходят автоматически. Человек реагирует, не думая. Все происходит быстро, поскольку когда-то в голове ребенка была сформирована конкретная картина того, что с ним произошло, его это напугало, вызвало неприятные эмоции, после чего он использовал конкретный алгоритм поступков.

Избавляемся от душевной травмы

Что значит избавиться от детской душевной травмы? Это значит понять, что произошло когда-то. Здесь осознаются причины поведения других людей, которые в этом участвовали. Здесь разбираются выводы и ошибки человека, который теперь несет их через всю жизнь. Чтобы избавиться, нужно понять ситуацию и устранить переживания.

Когда-то возникла проблема, которую человек, будучи ребенком, неправильно воспринял. Но что такое проблема? Это ситуация, которую человек не смог разрешить таким образом, чтоб остаться довольным достигнутыми результатами. Проблемы нет, как таковой. Просто есть ситуация, задачку которой нужно решить.

Фото Mario Azzi on Unsplash

Избавиться от душевной травмы – значит научиться ее решать. Это возможно лишь путем понимания ситуации и азартного отношения к ней. С интересом отнеситесь к ситуации, которая требует действий, решений и активности. Более того, необходимо подбирать несколько вариантов действий, наблюдая за тем, какой вариант к какому результату приводит.

Человек должен научиться в травмирующей ситуации действовать так, чтобы выходить победителем (или просто достигать того результата, который ему нужен, приятен). Только в таком случае травма души будет проработана и оставлена в прошлом.

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

Читать еще:  Как исследовали иконы «Звенигородского чина»

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector