0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Библейские сюжеты в русской живописи

Библейские сюжеты в русской живописи

  • О книге
  • Об авторах
  • Список художников

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ветхий завет
    • Бытие
      • Сотворение мира
      • Грехопадение
      • Каин и Авель
      • Всемирный потоп
      • Явление трёх ангелов Аврааму
      • Содом и Гоморра
      • Агарь
      • Жертвоприношение Авраама
      • Иосиф
    • Исход
      • Моисей
      • Противостояние с фараоном
      • Переход через Красное море
    • Числа
      • Медный змий
    • Книга Судей израилевых
      • Самсон утоляет жажду
      • Самсон и Далида
      • Самсон разрушает храм
    • Книги Царств
      • Давид у Саула
      • Давид и Голиаф
      • Аэндорская волшебница
      • Суд царя Соломона
      • Пророк Илия
    • Книга Эсфири
      • Пиры царя Артаксеркса
    • Книга Иова
      • Иов и его друзья
    • Книга пророка Даниила
      • Отроки в печи огненной
      • Пир Валтасара
  • Новый Завет
    • Благовещение
    • Рождество Господа Иисуса Христа
      • Рождение Иисуса
      • Поклонение пастухов
      • Поклонение волхвов
    • Сретение Господне
    • Бегство в Египет
    • Возвращение из Египта
    • Детство Иисуса
    • Крещение Господне
    • Предтеча Христов
      • Рождество Иоанна Крестителя
      • Служение Иоанна Крестителя
      • Усекновение главы Иоанна Крестителя
    • Христос в пустыни
    • Служение Иисуса Христа
      • Призвание апостолов
      • Изгнание торгующих из храма
      • Христос и богатый юноша
    • Учение Христа
    • Марфа и Мария
    • Христос и самарянка
    • Христос и грешница
    • Притчи
      • О милосердном самарянине
      • О десяти девах
      • О богаче и Лазаре
      • О блудном сыне
      • О мытаре и фарисее
    • Чудеса
      • Чудо в Кане Галилейской
      • Чудесный улов рыбы
      • Хождение по водам
      • Укрощение бури
      • Исцеление слепорождённого
      • Исцеление прокажённого
      • Исцеление двух слепых
      • Овчая купель
      • Воскрешение дочери Иаира
      • Воскрешение Лазаря
    • Преображение Господне
    • Вход Господень в Иерусалим
    • Страсти Христовы
      • Тайная вечеря
      • Омовение ног
      • Гефсиманский сад
      • Предательство Иуды. Взятие Иисуса стражей
      • Отречение Петра
      • Суд и поругание
      • Раскаяние Иуды
      • Путь на Голгофу
      • Распятие
      • Снятие с креста. Положение во гроб
    • Воскресение Христово
    • Вознесение Господне
    • Деяние Святых Апостолов
      • Сошествие Святого Духа на Апостолов
      • Исцеление хромого
      • Изведение апостола Петра из темницы
      • Апостол Пётр наказывает Ананию и его жену
      • Суд над апостолом Павлом

Как Христа изображали русские художники

1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857

Александр Иванов/Третьяковская галерея

Над этой картиной художник работал в течение 20 лет. Ее масштабы (5.4 × 7.5 м) не позволяли выставить ее ни в одном зале Третьяковской галереи, так что пришлось даже сделать небольшую пристройку.

2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е

Карл Брюллов/Русский музей

С этой картиной связан громкий скандал. Брюллов написал ее по заказу одного графа, который вывез ее в Германию. После смерти владельца творение передали в один из православных храмов в Европе, на ней не было подписи и никто не знал, что это шедевр.

В 2002 году община церкви продала картину коллекционерам, которые вывезли ее на экспертизу в Русский музей. Там признали авторство Брюллова и ФСБ конфисковало ценное произведение искусства. Правда, верховный суд постановил вернуть картину владельцам-коллекционерам.

3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863

Николай Ге/Русский музей

Николай Ге писал много религиозных сюжетов, особенно известен его «Страстной цикл», повествующий о последних днях жизни Христа, распятии и воскресении. Художник отходит от канонов в изображении последней трапезы Христа с учениками. Критики ругали Ге за неубедительность, но картину купил император Александр II, и сейчас она хранится в Русском Музее в Петербурге.

Читать еще:  Молитва на яблочный спас чтобы выйти замуж. Лучшие заговоры и обряды на яблочный спас

4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872

Иван Крамской/Третьяковская галерея

Одно из самых известных изображений Христа в русской живописи и одна из первых попыток показать его как человека. Он не святой, которого искушают со всех сторон злые силы, он обычный сомневающийся человек. Особенно искусствоведы отмечают центр картины — собранные в замок напряженные руки Христа.

5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888

Василий Поленов/Русский музей

Эту картину Поленов считал работой всей жизни. Для того, чтобы правдоподобно изобразить и Христа и пейзажи Иудеи, художник несколько лет путешествовал по Ближнему Востоку и делал десятки эскизов и зарисовок. Основная задача была показать Христа как обычного человека.

6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909

Василий Поленов/Нижегородский государственный художественный музей

Позже напишет целую серию картин «Из жизни Христа», проследит его путь от мальчика, который набирается мудрости у старейшин — и до Нагорной проповеди, когда он сам принимается учить.

7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е

Иван Айвазовский/Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

Мы привыкли видеть у Айвазовского сплошное море, шторм и корабли. Но и он не прошел мимо религиозных сюжетов.

8. Николай Ге. Что есть истина? 1890

Николай Ге/Третьяковская галерея

Еще одно дерзкое отхождение от традиций религиозной живописи Ге продемонстрировал в сюжете разговора Христа с Понтием Пилатом после ареста. Ге помещает сына божьего во тьму (когда обычно он светится), а также изображает потрепанным, невыразительным и даже жалким. В то время как Пилат явно выглядит победителем.

9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901

Архип Куинджи/Воронцовский дворец-музей

Куинджи более всего известен как пейзажист и его картины можно отличить по невероятной работе со светом. В этой библейской композиции он подсвечивает Христа лунным сиянием, противопоставляя тьме вокруг него.

10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

Илья Репин/Русский музей

Это дипломная работа на заданный сюжет, которую Репин писал в Академии Художеств. Художнику удалось передать напряженный момент за секунду до того, как случится библейское чудо воскрешения. За картину, кстати, он получил золотую медаль. Позже образ Христа эволюционирует у Репина до более реалистичного и даже постимпрессионистского.

11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888

Михаил Врубель/Третьяковская галерея

Известный изображением темных демонов, модернист Врубель писал и святых духов, пророков и даже расписывал храмы. В Третьяковской галерее в Москве хранится вот такой угольный рисунок художника.

12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906

Михаил Нестеров/Русский музей

Михаил Нестеров также много расписывал храмы и оставил многочисленные эскизы на библейские сюжеты. Из-под его кисти выходили архангелы, Богоматерь, святые, монахи и конечно, Иисус Христос. На его программной работе “Святая Русь” Спаситель благословляет нуждающихся и страждущих русских.

Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев.

Друзья, поздравляю вас Рождеством Христовым!

Это радостный, светлый, любимый праздник! Давайте, друзья, вознесемся мыслями своими в Вифлеем, простим все огорчения и обиды и полетим в светозарную пещеру, где, окруженный Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная святая тишина царит в Божием небе и на земле!

О Рождестве Христовом!

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось мно­жество народу, и свобод­ных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за горо­дом, в вертепе, где пасту­хи укрывали свой скот от грозы.

Альбертинелли, Мариотто — Поклонение младенцу Христу, Эрмитаж,
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младе­нец Иисус, которого Ма­терь Божия, спеленав, по­ложила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)

Бонифацио Веронезе — Поклонение пастухов, Эрмитаж
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).

Гирландайо, Ридольфо — Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом, Эрмитаж
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Pietro Orioli — The Nativity with Saints Altarpiece, Национальная галерея Лондон
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Pieter Bruegel the Elder — The Adoration of the Kings, Национальная галерея Лондон

Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds,
Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Джорджоне — Поклонение младенцу, Эрмитаж
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

Italian, Neapolitan — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея,Лондон

The Le Nain Brothers — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон

Vincenzo Foppa — The Adoration of the Kings, Национальная галерея,

Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов»,
2-я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант

Ботичелли Мистическое Рождество

Корреджо Рождество Христово

В.Шебуев Рождество Христово

Леонардо да Винчи Поклонение волхвов

Читать еще:  Святая мученица Татиана — 25 января день памяти: житие, икона, молитва

Рождество … Ожидание чуда,
Всеобъемлющей, светлой любви.
В эту ночь верить в сказку не трудно,
К небесам ты свой взгляд подними!
Пусть рождественской звёздочкой яркой
Осенит твою душу тепло,
И роскошным чудесным подарком

Как нарисовать рождение иисуса. Библейские сюжеты в русской живописи

Очень важная деталь — практически всегда в сюжете Рождества присутствует фигура согбенного, тревожного, отягощенного думами Иосифа. Он все еще не может в себя вместить великую тайну и чудо Рождества от непорочной Девы.

И любопытно, что рядом с Иосифом изображен старец в косматой шкуре с кривой палкой — он выглядит как пастух, и его часто истолковывают как одного из пастухов. Но, возможно, это искушающий дух, нечто темное и злое, что внушает Иосифу недобрые мысли. Неслучайно рядом или между ними — сцена омовения Того, Кто омоет всякую тьму.

Итальянский мастер Беноццо Гоццоли при дворе Медичи считался одним из лучших мастеров. В длинных вереницах гостей он запечатлел своих современников, заказчиков, могущественных герцогов-правителей Флоренции. Художник позволил всем стать участниками торжественного шествия к родившемуся Спасителю.

Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе.

Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов.

Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой.

Читать еще:  Я «вывалил» на жену Пастернака и хотел, чтобы она была моим идеалом

И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения.

Наступают трагические события. Царь Ирод, который славился своей жестокостью и жаждой власти, не дождался волхвов и приказал своим солдатам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев младше двух лет.

Сцена бегства Святого Семейства в Египет тоже нередка в живописи и иконописи.

Немец Адам Эльсхаймер — признанный мастер так называемых ноктюрнов, то есть ночных сцен. Небольшая по размеру картина наполнена светом звезд и луны, здесь даже различима полоса Млечного Пути. Через этот мрак, через эту ночь в тишине следует Иосиф и дева Мария с Младенцем, и они успевают уйти из Вифлеема до начала страшных событий.

Да, младенца Христа спасли, но наступает жертвенное время для матерей Вифлеема. Сцены избиения младенцев художники изображали с давних времен.

Повествования о детстве Христа в каноническом Евангелии практически нет — никаких подробностей, которые бы говорили, как Он рос и что с Ним происходило. Известно, что вернулся Иосиф с Девой Марией и Христом обратно в Назарет, где они жили, только после смерти царя Ирода.

В восточной христианской традиции старались не изображать то, чему не было прямого подтверждения в канонических текстах. Очень часто на эту тему писали западноевропейские мастера, у них более свободный, мечтательный, сказочный язык.

«Христос среди учителей» — работа итальянского мастера Джотто. Это момент, когда в тревоге разыскивающие отрока Мария и Иосиф находят его в одном из помещений иерусалимского храма, где собирались почитаемые мудрецы и книжники. Они увидели, что Христос сидит посреди учителей и учит их, а они дивятся разуму Его.

Джотто избегает резких жестов — у фигуры юного Христа здесь, скорее, жест обращения и разъяснения, а мудрецы застывают в раздумье, изумлении, как будто пытаются из собственной косности извлечь эмоции. Они с трудом поворачиваются друг к другу и вглядываются в юного Иисуса.

Эта сцена провозвещает в будущем учительство Христа.

Симоне Мартини — итальянский мастер XIV века, один из тех, кто в средневековое декоративное суховато-резкое изобразительное искусство вносит ренессансные черты, эмоции, выразительные жесты. Своего рода биение сердца, которое все чаще будет ощущаться в канонических сакральных сценах.

Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?».

Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector