Библейские сюжеты в русской живописи
Содержание
- 1 Библейские сюжеты в русской живописи
- 1.1 Библейские сюжеты в русской живописи
- 1.2 Как Христа изображали русские художники
- 1.2.1 1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857
- 1.2.2 2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е
- 1.2.3 3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863
- 1.2.4 4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872
- 1.2.5 5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888
- 1.2.6 6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909
- 1.2.7 7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е
- 1.2.8 8. Николай Ге. Что есть истина? 1890
- 1.2.9 9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901
- 1.2.10 10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871
- 1.2.11 11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888
- 1.2.12 12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906
- 1.3 Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев.
- 1.4 Как нарисовать рождение иисуса. Библейские сюжеты в русской живописи
Библейские сюжеты в русской живописи
- О книге
- Об авторах
- Список художников
СОДЕРЖАНИЕ:
- Ветхий завет
- Бытие
- Сотворение мира
- Грехопадение
- Каин и Авель
- Всемирный потоп
- Явление трёх ангелов Аврааму
- Содом и Гоморра
- Агарь
- Жертвоприношение Авраама
- Иосиф
- Исход
- Моисей
- Противостояние с фараоном
- Переход через Красное море
- Числа
- Медный змий
- Книга Судей израилевых
- Самсон утоляет жажду
- Самсон и Далида
- Самсон разрушает храм
- Книги Царств
- Давид у Саула
- Давид и Голиаф
- Аэндорская волшебница
- Суд царя Соломона
- Пророк Илия
- Книга Эсфири
- Пиры царя Артаксеркса
- Книга Иова
- Иов и его друзья
- Книга пророка Даниила
- Отроки в печи огненной
- Пир Валтасара
- Бытие
- Новый Завет
- Благовещение
- Рождество Господа Иисуса Христа
- Рождение Иисуса
- Поклонение пастухов
- Поклонение волхвов
- Сретение Господне
- Бегство в Египет
- Возвращение из Египта
- Детство Иисуса
- Крещение Господне
- Предтеча Христов
- Рождество Иоанна Крестителя
- Служение Иоанна Крестителя
- Усекновение главы Иоанна Крестителя
- Христос в пустыни
- Служение Иисуса Христа
- Призвание апостолов
- Изгнание торгующих из храма
- Христос и богатый юноша
- Учение Христа
- Марфа и Мария
- Христос и самарянка
- Христос и грешница
- Притчи
- О милосердном самарянине
- О десяти девах
- О богаче и Лазаре
- О блудном сыне
- О мытаре и фарисее
- Чудеса
- Чудо в Кане Галилейской
- Чудесный улов рыбы
- Хождение по водам
- Укрощение бури
- Исцеление слепорождённого
- Исцеление прокажённого
- Исцеление двух слепых
- Овчая купель
- Воскрешение дочери Иаира
- Воскрешение Лазаря
- Преображение Господне
- Вход Господень в Иерусалим
- Страсти Христовы
- Тайная вечеря
- Омовение ног
- Гефсиманский сад
- Предательство Иуды. Взятие Иисуса стражей
- Отречение Петра
- Суд и поругание
- Раскаяние Иуды
- Путь на Голгофу
- Распятие
- Снятие с креста. Положение во гроб
- Воскресение Христово
- Вознесение Господне
- Деяние Святых Апостолов
- Сошествие Святого Духа на Апостолов
- Исцеление хромого
- Изведение апостола Петра из темницы
- Апостол Пётр наказывает Ананию и его жену
- Суд над апостолом Павлом
Как Христа изображали русские художники
1. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857
Александр Иванов/Третьяковская галерея
Над этой картиной художник работал в течение 20 лет. Ее масштабы (5.4 × 7.5 м) не позволяли выставить ее ни в одном зале Третьяковской галереи, так что пришлось даже сделать небольшую пристройку.
2. Карл Брюллов. Христос во гробе. 1840-е
Карл Брюллов/Русский музей
С этой картиной связан громкий скандал. Брюллов написал ее по заказу одного графа, который вывез ее в Германию. После смерти владельца творение передали в один из православных храмов в Европе, на ней не было подписи и никто не знал, что это шедевр.
В 2002 году община церкви продала картину коллекционерам, которые вывезли ее на экспертизу в Русский музей. Там признали авторство Брюллова и ФСБ конфисковало ценное произведение искусства. Правда, верховный суд постановил вернуть картину владельцам-коллекционерам.
3. Николай Ге. Тайная вечеря. 1863
Николай Ге/Русский музей
Николай Ге писал много религиозных сюжетов, особенно известен его «Страстной цикл», повествующий о последних днях жизни Христа, распятии и воскресении. Художник отходит от канонов в изображении последней трапезы Христа с учениками. Критики ругали Ге за неубедительность, но картину купил император Александр II, и сейчас она хранится в Русском Музее в Петербурге.
4. Иван Крамской. Христос в пустыне.1872
Иван Крамской/Третьяковская галерея
Одно из самых известных изображений Христа в русской живописи и одна из первых попыток показать его как человека. Он не святой, которого искушают со всех сторон злые силы, он обычный сомневающийся человек. Особенно искусствоведы отмечают центр картины — собранные в замок напряженные руки Христа.
5. Василий Поленов. Христос и грешница. 1888
Василий Поленов/Русский музей
Эту картину Поленов считал работой всей жизни. Для того, чтобы правдоподобно изобразить и Христа и пейзажи Иудеи, художник несколько лет путешествовал по Ближнему Востоку и делал десятки эскизов и зарисовок. Основная задача была показать Христа как обычного человека.
6. Василий Поленов. Исполнялся премудрости. 1896—1909
Василий Поленов/Нижегородский государственный художественный музей
Позже напишет целую серию картин «Из жизни Христа», проследит его путь от мальчика, который набирается мудрости у старейшин — и до Нагорной проповеди, когда он сам принимается учить.
7. Иван Айвазовский. Крещение. 1890-е
Иван Айвазовский/Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Мы привыкли видеть у Айвазовского сплошное море, шторм и корабли. Но и он не прошел мимо религиозных сюжетов.
8. Николай Ге. Что есть истина? 1890
Николай Ге/Третьяковская галерея
Еще одно дерзкое отхождение от традиций религиозной живописи Ге продемонстрировал в сюжете разговора Христа с Понтием Пилатом после ареста. Ге помещает сына божьего во тьму (когда обычно он светится), а также изображает потрепанным, невыразительным и даже жалким. В то время как Пилат явно выглядит победителем.
9. Архип Куинджи. Христос в Гефсиманском саду. 1901
Архип Куинджи/Воронцовский дворец-музей
Куинджи более всего известен как пейзажист и его картины можно отличить по невероятной работе со светом. В этой библейской композиции он подсвечивает Христа лунным сиянием, противопоставляя тьме вокруг него.
10. Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871
Илья Репин/Русский музей
Это дипломная работа на заданный сюжет, которую Репин писал в Академии Художеств. Художнику удалось передать напряженный момент за секунду до того, как случится библейское чудо воскрешения. За картину, кстати, он получил золотую медаль. Позже образ Христа эволюционирует у Репина до более реалистичного и даже постимпрессионистского.
11. Михаил Врубель. Христос в Гефсиманском саду. 1887–1888
Михаил Врубель/Третьяковская галерея
Известный изображением темных демонов, модернист Врубель писал и святых духов, пророков и даже расписывал храмы. В Третьяковской галерее в Москве хранится вот такой угольный рисунок художника.
12. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1901-1906
Михаил Нестеров/Русский музей
Михаил Нестеров также много расписывал храмы и оставил многочисленные эскизы на библейские сюжеты. Из-под его кисти выходили архангелы, Богоматерь, святые, монахи и конечно, Иисус Христос. На его программной работе “Святая Русь” Спаситель благословляет нуждающихся и страждущих русских.
Рождество ИИСУСА ХРИСТА на полотнах знаменитых живописцев.
Друзья, поздравляю вас Рождеством Христовым!
Это радостный, светлый, любимый праздник! Давайте, друзья, вознесемся мыслями своими в Вифлеем, простим все огорчения и обиды и полетим в светозарную пещеру, где, окруженный Ангелами, лежит в яслях маленький Христос. Торжественная святая тишина царит в Божием небе и на земле!
О Рождестве Христовом!
С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, и свободных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за городом, в вертепе, где пастухи укрывали свой скот от грозы.
Альбертинелли, Мариотто — Поклонение младенцу Христу, Эрмитаж,
В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)
Бонифацио Веронезе — Поклонение пастухов, Эрмитаж
В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).
Гирландайо, Ридольфо — Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом, Эрмитаж
И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.
Pietro Orioli — The Nativity with Saints Altarpiece, Национальная галерея Лондон
Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).
Pieter Bruegel the Elder — The Adoration of the Kings, Национальная галерея Лондон
Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds,
Follower of Jacopo Bassano — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон
Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Джорджоне — Поклонение младенцу, Эрмитаж
Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.
Italian, Neapolitan — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея,Лондон
The Le Nain Brothers — The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон
Vincenzo Foppa — The Adoration of the Kings, Национальная галерея,
Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов»,
2-я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант
Ботичелли Мистическое Рождество
Корреджо Рождество Христово
В.Шебуев Рождество Христово
Леонардо да Винчи Поклонение волхвов
Рождество … Ожидание чуда,
Всеобъемлющей, светлой любви.
В эту ночь верить в сказку не трудно,
К небесам ты свой взгляд подними!
Пусть рождественской звёздочкой яркой
Осенит твою душу тепло,
И роскошным чудесным подарком
Как нарисовать рождение иисуса. Библейские сюжеты в русской живописи
Очень важная деталь — практически всегда в сюжете Рождества присутствует фигура согбенного, тревожного, отягощенного думами Иосифа. Он все еще не может в себя вместить великую тайну и чудо Рождества от непорочной Девы.
И любопытно, что рядом с Иосифом изображен старец в косматой шкуре с кривой палкой — он выглядит как пастух, и его часто истолковывают как одного из пастухов. Но, возможно, это искушающий дух, нечто темное и злое, что внушает Иосифу недобрые мысли. Неслучайно рядом или между ними — сцена омовения Того, Кто омоет всякую тьму.
Итальянский мастер Беноццо Гоццоли при дворе Медичи считался одним из лучших мастеров. В длинных вереницах гостей он запечатлел своих современников, заказчиков, могущественных герцогов-правителей Флоренции. Художник позволил всем стать участниками торжественного шествия к родившемуся Спасителю.
Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе.
Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов.
Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой.
И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения.
Наступают трагические события. Царь Ирод, который славился своей жестокостью и жаждой власти, не дождался волхвов и приказал своим солдатам истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев младше двух лет.
Сцена бегства Святого Семейства в Египет тоже нередка в живописи и иконописи.
Немец Адам Эльсхаймер — признанный мастер так называемых ноктюрнов, то есть ночных сцен. Небольшая по размеру картина наполнена светом звезд и луны, здесь даже различима полоса Млечного Пути. Через этот мрак, через эту ночь в тишине следует Иосиф и дева Мария с Младенцем, и они успевают уйти из Вифлеема до начала страшных событий.
Да, младенца Христа спасли, но наступает жертвенное время для матерей Вифлеема. Сцены избиения младенцев художники изображали с давних времен.
Повествования о детстве Христа в каноническом Евангелии практически нет — никаких подробностей, которые бы говорили, как Он рос и что с Ним происходило. Известно, что вернулся Иосиф с Девой Марией и Христом обратно в Назарет, где они жили, только после смерти царя Ирода.
В восточной христианской традиции старались не изображать то, чему не было прямого подтверждения в канонических текстах. Очень часто на эту тему писали западноевропейские мастера, у них более свободный, мечтательный, сказочный язык.
«Христос среди учителей» — работа итальянского мастера Джотто. Это момент, когда в тревоге разыскивающие отрока Мария и Иосиф находят его в одном из помещений иерусалимского храма, где собирались почитаемые мудрецы и книжники. Они увидели, что Христос сидит посреди учителей и учит их, а они дивятся разуму Его.
Джотто избегает резких жестов — у фигуры юного Христа здесь, скорее, жест обращения и разъяснения, а мудрецы застывают в раздумье, изумлении, как будто пытаются из собственной косности извлечь эмоции. Они с трудом поворачиваются друг к другу и вглядываются в юного Иисуса.
Эта сцена провозвещает в будущем учительство Христа.
Симоне Мартини — итальянский мастер XIV века, один из тех, кто в средневековое декоративное суховато-резкое изобразительное искусство вносит ренессансные черты, эмоции, выразительные жесты. Своего рода биение сердца, которое все чаще будет ощущаться в канонических сакральных сценах.
Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?».
Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди.