0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как будущий старец Паисий в разведке служил

Знаком с Богом

Жизнь преподобного Паисия Святогорца на фоне истории начала XX века

Жизнь старца Паисия затронули два важных события в истории Греции XX века. Это Малоазийская катастрофа – поражение греков во Второй греко-турецкой войне 1919–1922 гг., следствием которой стало выселение греков Малой Азии, и Гражданская война 1944–1949 гг., когда будущий старец Паисий служил в армии. И то и другое могло бы стоить ему жизни, если бы не его «связи на высшем уровне», как шутили сослуживцы, или «знакомство с Богом», как пояснял сам старец.

Греко-турецкая война и Малоазийская катастрофа

Предыстория Греко-турецкой войны 1919–1922 гг. такова: после поражения Османской империи в Первой мировой войне державы-победительницы приступили к разделу ее территории, в том числе собственно турецких земель. Греции, как союзнице стран-победительниц, были обещаны Восточная Фракия (кроме Стамбула) и Западные районы Малой Азии, где компактно проживало греческое население. Ради этих земель Греция, поддерживаемая странами Антанты, начала активные военные действия против Турции.

Война закончилась для Греции полным разгромом и греко-турецким обменом населением.

По Лозаннскому мирному договору с Турцией Греция и страны Антанты полностью отказывались от претензий на Западную Анатолию и Восточную Фракию. Из Турции принудительно были выселены около 1,5 млн греков в обмен на выселение (также принудительное) 600 тыс. мусульман из Греции.

Греческая армия полностью была разгромлена. Погибли также десятки тысяч мирных жителей. Все это позволило грекам назвать поражение в Греко-турецкой войне и насильственное выселение греков Малой Азии – Малоазийской катастрофой.

Почти все греки Малой Азии должны были переехать в Грецию. Среди них была и семья старца Паисия. На корабле, плывшим в Грецию в порт Пирея, в давке и толчее кто-то наступил на младенца, но тот чудом остался жив. Потом сам старец по смирению говорил: «Если бы я умер тогда – только что получив Благодать Святого Крещения, то меня бросили бы в море и мое тело съели бы рыбы. Какая-нибудь рыбешка сказала бы мне за это, по крайней мере, «спасибо», и моя душа пошла бы в рай». Приплыв в Грецию, семья старца обосновалась в Конице.

Юношеские годы старца Паисия – тогда еще носившего имя Арсения, пришлись на период Второй мировой войны, оккупацию Греции Германией, Италией и Болгарией и гражданскую войну внутри страны между сторонниками Коммунистической партии Греции и силами сопротивления, поддержавшими греческое правительство во главе с королем Георгом II, находившихся после вторжения немцев в изгнании. Гражданская война длилась пять лет – с 1944 до 1949 г.

Старший брат старца Паисия воевал в группировке Наполеона Зерваса, основателя Народной республиканской греческой лиги, сражавшейся как против оккупантов, так и против Демократической армии Греции (вооруженного крыла компартии). Территория, на которой проживала семья старца, была на какое-то время подконтрольна коммунистам, в результате Паисий, тогда еще носивший имя Арсений, угодил в тюрьму как младший брат противника Демократической армии Греции. На допросе следователь спросил Арсения:

– За что тебя взяли?
– За то, что мой брат воюет в отряде у Зерваса
– А почему он воюет у Зерваса?
– А кто из нас старше: я или мой брат? По-вашему, я могу требовать у брата отчета в том, что он делает?
Оценив искренность и смелость молодого человека, его отпустили на волю.

Радист Матери Церкви

В дальнейшем Арсений был призван в правительственные войска, но молил Богородицу уберечь его тяжкого греха убийства, что и произошло – будущий старец Паисий по его молитвам служил радистом.

– С кем у тебя высокие связи, что ты получил такую хорошую воинскую специальность? – выпытывали у Арсения сослуживцы.
– Да нет у меня никаких связей, – отнекивался он.
– Да ладно тебе… – не верили те, и тогда он отвечал:
– Я знаком с… Богом.

И впоследствии старец всегда говорил, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от «радиопомех» мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».

Из военных случаев старец рассказывал: «Однажды наш полубатальон попал в окружение, против нас было 1600 мятежников. Все мои сослуживцы быстро подтаскивали к скалам боеприпасы, и командир приказал мне помогать другим, а рацию бросить. Я присоединился к ребятам, стал носить ящики с боеприпасами, а в промежутках бегал к рации, пытаясь соединиться с главным штабом. После многих попыток я установил связь и сообщил, что мы находимся в опасности. На следующий день, когда мятежники приблизились к нам так близко, что мы уже слышали их брань, – прилетела наша штурмовая авиация и разбила их в пух и прах».

Впоследствии старец приводил этот случай в пример тем, кто спрашивал его:

– Какую пользу приносят монахи, сидящие в пустыне и не желающие выйти в мир, чтобы помочь людям?
– Монахи, – отвечал старец, – это радисты Церкви. Они своей молитвой устанавливают связь с Богом, Он спешит на помощь и помогает более действенно. Лишний одиночный выстрел погоды не сделал, а вот когда прилетела авиация – это решило судьбу сражения.

Жизнь и пророчества афонского старца: 25 лет памяти преподобного Паисия Святогорца

Житие старца Паисия Святогорца – важный пример, наставление и предупреждение для всех православных христиан XXI века

Житие старца Паисия Святогорца – важный пример, наставление и предупреждение для всех православных христиан XXI века

Русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что одна треть турок станет христианами, одна треть погибнет и одна треть – направится в Месопотамию. В Константинополе произойдёт великая война между русскими и европейцами, и прольётся много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения.

В конце ноября 2015-го, когда турецкая авиация сбила российский военный самолёт Су-24 и мир оказался на грани чудовищного конфликта, многие православные христиане вспомнили эти слова, пророческие предостережения афонского старца Паисия Святогорца, произнесённые им несколько десятилетий назад. В те дни в России и Турции, а также в Греции и многих других странах мира сотни миллионов людей осознали шаткость и лёгкость наших временных «царств», которые ещё ветхозаветный пророк Даниил предсказал вавилонскому царю Валтасару.

Читать еще:  Василий Розанов. «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти»

Но четыре года назад мудрость русского и турецкого лидеров оказалась выше военно-политических провокаций. Подобно тому, как жители древней Ниневии, услышав предсказания пророка Ионы о скором разрушении их города, раскаялись, и эти пророчества не сбылись, так и в наше время серьёзного конфликта между Россией и Турцией удалось избежать. Конфликта, который вполне мог привести к самым страшным последствиям на всём евразийском континенте.

Преподобный Паисий Святогорец. Фото: www.pravoslavie.ru

Но кто же был тот современный Иона, чьи предостережения современному миру не теряют актуальности и сегодня? Особенно, когда пагубные либерально-обновленческие тенденции начали всё шире распространяться не только в западном христианстве, но и в Православии. О чём, к слову, этот афонский старец тоже предупреждал:

К сожалению, сегодня в богословие проталкиваются люди, не имеющие отношения к Церкви и с абсолютно мирским мудрованием, которые говорят разные вещи и совершают непозволительные действия, с целью сознательно удалить своей позицией христиан от веры. Они будут строить многие козни, но через гонение, которое последует, христианство всецело объединится. Однако не так, как хотят те, кто махинациями устраивает всемирное объединение церквей, желая иметь во главе одно религиозное руководство. Объединится, потому что при создавшемся положении пройдёт отделение овец от козлов. Каждая овца будет стремиться быть рядом с другой овцой и тогда осуществится на деле «едино стадо и един Пастырь».

Всё это – преподобный Паисий Святогорец, наш современник. Со дня его блаженной кончины, наступившей в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля 1994 года, прошло всего 25 лет, но уже в январе 2015-го старец Паисий был причислен к лику святых и очень скоро был внесён в святцы (православный календарь) Русской Церкви. Исключительный случай. Обычно от кончины христианского подвижника до его прославления проходит по меньшей мере несколько десятилетий, но здесь святость преподобного была несомненна для всех, кто знал его лично, и тех, кто не знал, но по его молитвам получал помощь и исцеления.

Так, ещё задолго до земной кончины отца Паисия знали и почитали во всём православном мире. И особенно в России, которую этот афонский подвижник особенно любил. И русские православные христиане всегда отвечали ему тем же: ещё до канонизации старца во многих домашних иконостасах можно было встретить его изображение. Обычную фотографию монаха в простой иноческой скуфейке с пронзительным, немного строгим, но лучащимся особой теплотой и лёгкой грустью взглядом.

Особенно почитают старца Паисия в стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Исследователь и популяризатор наследия преподобного игумен Киприан (Ященко) вот уже несколько лет осуществляет программу «Преподобный Паисий Святогорец: прославление и просвещение», в рамках которой вышли 7 серий фильма о святом, его житии, деяниях и наследии. Наследии, актуальном как в духовно-нравственном, так и в политическом отношениях, а потому требующем внимательнейшего изучения.

Путь на Святую гору

Жизненный путь будущего старца начался в 1924 году в малоазийской Каппадокии. Эта местность в древности прославилась тем, что именно отсюда в первые христианские века вышло множество святых, включая Великих каппадокийцев – Святителей Василия Великого, Григория Нисского и Григория Богослова. Уже в XI столетии от Рождества Христова сюда проникли сельджуки и началась исламизация этих земель, однако вплоть до первой четверти XX века в Каппадокии проживало немало христиан: греков и армян.

До активизации националистов-младотурков в Османской империи сохранялись относительная веротерпимость и отсутствие межэтнической вражды. Всё радикально изменилось с началом Первой мировой войны: геноцид армян 1915 года – лишь самая яркая, кроваво-алая страница этнической истории тех лет. Пострадали и турки, в итоге лишившиеся своей многовековой империи, и греки, также подвергшиеся, хотя и в меньшей степени, геноциду.

Более того, в результате греко-турецкой войны 1919 – 1922 годов состоялся принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии. Миллионы людей, как христиан, так и мусульман покинули места, где жили десятки поколений их предков.

Так, практически все греки были вынуждены покинуть Малую Азию, включая колыбель восточного христианства Каппадокию (после 1924 года на территории Турции православным грекам разрешалось проживать только в границах старого Константинополя и на эгейских островах Имброс и Тенедос). В греческой историографии эти события именуются «Малоазийской катастрофой».

Итогом этой катастрофы для простой греческой семьи Евлампии и Продромоса Эзнепидисов, у которых 7 августа (по новостильному гражданскому календарю) 1924 года родился сын Арсениос (Арсений), будущий старец Паисий, стало их вынужденное переселение в маленький городок Коницу на Севере Греции близ албанской границы. А вместе со своей паствой отправился и известный старец тех лет, ныне также прославленный в лике святых преподобный Арсений Каппадокийский. Именно он крестил младенца Арсения и предсказал ему монашеское будущее. Вот как описывает эти годы Житие преподобного Паисия:

Уже с детских лет Арсений жил как подвижник. Он наслаждался чтением Житий Святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и с удивительной бескомпромиссностью стремясь подражать их подвигам. Он отдавался непрестанной молитве и одновременно с этим старался развить в себе любовь и смирение. В юношеском возрасте будущий Старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа.

А между тем как итог Второй мировой войны началась кровопролитная гражданская война между просоветскими повстанцами и прозападными правительственными войсками. Будущего старца призвали в действующую армию, где он три с половиной года служил радистом, не проливая братской крови, но учась смирению и послушанию, проявить которые ему в полной мере довелось уже совсем скоро.

Вскоре после демобилизации, в 1950 году, Арсений Эзнепидис ушёл на Святую гору Афон, где стал послушником геронды Кирилла, будущего игумена афонского монастыря Кутлумуш. Начался путь к старчеству.

Отец Паисий в молодости. Фото: www.pravoslavie.ru

Через испытания к спасению

Житие монаха – не биография политического деятеля. Оно не изобилует множеством публичных встреч и заявлений. Того, что мы именуем «мероприятиями». Но оно поистине «событийно», подлинно сопричастно дарованному Богом бытию. В ежеминутном молитвенном общении с Господом, в несении чужих тягот, в смирении и послушании.

Таково Житие и старца Паисия Святогорца, в 1954 году постриженного в рясофор, а в 1957 году принявшего малую схиму с именем в честь Святителя Паисия Кесарийского в известном своим консерватизмом афонском монастыре Эсфигмен. А в 1958-м вернулся в места своего детства, где возродил монастырь Рождества Богородицы, также известный как Стомион.

Здесь он активно проповедовал, успешно противопоставив православную проповедь активно распространявшейся в то время протестантской пропаганде. А с 1962 по 1964 год – подвизался на Синае.

Как впоследствии вспоминал старец Паисий, Сама Богородица указала ему этот путь:

Я попросил Матерь Божию, чтобы Она Сама показала мне место, куда идти. И Она сказала мне: «Иди на Синай».

Здесь, в египетской пустыне старцу довелось сразиться с бесовскими силами. Не именуя имени нечистого вслух, он шутя называл его «тангалашкой». Но смешного было мало, это только многим из нас кажется, что враг рода человеческого – это нечто из голливудских «страшилок». В реальности всё куда страшнее, неописуемо страшнее.

Читать еще:  «Похоронить своих детей и просто жить дальше». Почему матери Беслана в очередной раз унижены и оплеваны

Так, в Житии преподобного Паисия есть рассказ о том, как одна девушка, впоследствии ставшая монахиней, спросила старца:

– Дедушка, а вы его видели?

– Да! Знаешь, какой он «красивый»! Насколько велика любовь Господа, не позволяющая увидеть дьявола! Умерло бы всё человечество со страха!

А о своей духовной борьбе с врагом рода человеческого говорил так:

Диавол действительно преображается в человека, в животное и тому подобное. Он действительно осязаем. Это некая иная сущность, которой мы не знаем. Ты видишь его, осязаешь его, связываешь его молитвой, и он тут же исчезает прямо на твоих глазах.

Прожив два года в знаменитом синайском монастыре Святой Екатерины, ещё относительно молодой отец Паисий проявил высочайшую аскезу. Поселившись в маленькой келье в башне, в которую ранее селили ссыльных, он тут же выкрутил электрическую лампочку и убрал с кровати матрас. А затем ушёл в пещерную келью святой Епистимии, где питался только чаем с сухарями.

Монашеское служение преподобного Паисия на Синае. Фото: www.pravoslavie.ru

В 1964 году отец Паисий вернулся на Афон и поселился в скиту Иверского монастыря. Тяжело больным: открылась астма, приведшая к тяжелейшей лёгочной болезни и страшным мучениям. Мучениям, которые привели к подлинному старчеству и чудотворению.

Широко известны евангельские слова Спасителя о том, что «Царство Небесное нудится», то есть – добывается с трудом, с усилиями, потом, а порой и кровью. Об этом же нередко говорили и светские мыслители.

Так, французский философ румынского происхождения Эмиль Чоран утверждал, что только страдание по-настоящему изменяет человека. Но есть одно существенное добавление: страдание, перенесённое с христианским смирением.

В случае со старцем Паисием физические страдания стали вечным спутником его земной жизни. В 1966-м после тяжелейшей операции он лишился значительной части лёгких. Но Господь даровал ему ещё 28 лет монашеского служения. Служения, исполненного страданий и. подлинно христианской любви. Старец, превозмогая боль, постоянно принимал в своей келье паломников и каждому помогал в его беде. В том числе – в буквальном смысле перенимая их мучения на себя. Вот как просто и мудро это описывается в его Житии:

Он проводил свою жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который, в Свою очередь, явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная любовь преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной Благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали Старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.

Старец Паисий на Святой Горе Афон. Фото: www.pravoslavie.ru

Скончался старец Паисий, как уже было сказано, 12 июля 1994 года в монастыре апостола Иоанна Богослова в греческом селении Суроти близ Салоник. Здесь же и был погребён, после чего к его могиле сразу же стали стягиваться многие и многие тысячи паломников.

И сегодня, когда Православный мир, в первую очередь, Константинопольская и Русская Церковь, пребывает в разделении, молитвы этому великому старцу могут помочь исцелить эту рану. Ну и, конечно, не стоит забывать о его пророчествах – важнейшем предупреждении всему миру.

Преподобный отче Паисие, моли Бога о нас!

Старец Паисий

Старец Паисий: «Помочь можно только добротой.»
Получите совет прозорливого Старца перед принятием важного решения в жизни.

По свидетельству паломников, в храме деревни Очево царит особая благодать. Дело не только в том, что это старейшая церковь, которая никогда не закрывалась — история Введенского погоста начинается с 1673 года, не в абсолютной чистоте и уникальном убранстве. Несколько десятков лет служит здесь настоятелем батюшка Паисий. В Московской Епархии он — один из старейших служителей, имеет чин Архимандрита.

Путь к священнослужению

Родился отец Паисий (Петр) в городе Ставрополе, в большой семье Столяровых. После того, как он, его две сестры и четыре брата осиротели, воспитывался в детдоме. Петра с детства тянуло в православный храм, он часто заходил на службу, слушать церковный хор, мечтал стать певчим. Во время всеобщего атеизма отказывался вступить в партию по убеждениям, часто подвергался угрозам и травле. Два раза его дом пытались поджечь, однако в вере он лишь укрепился.

После окончания ремесленного училища, будущий священник работал на секретном заводе слесарем-инструментальщиком в Королеве, затем настало время для церковного образования. Отучившись в семинарии при Сергиевом Посаде, начал служить при Ивановской епархии. В 1989 году митрополитом Ювеналием был назначен в храм настоятелем.

Батюшка Паисий Введенского Храма

Став настоятелем Введенского храма, отец Паисий первым делом отремонтировал дорогу. Затем восстановил древнюю роспись, привел в порядок здание церкви: перестелил полы, вставил новые окна, провел отопление. Сам плотничал, возделывал огород, косил траву. На колокольне установлены новые колокола, один из которых весит более 2 тонн. Прихожане знают его как прозорливого, доброго, скромного и очень трудолюбивого человека. Несмотря на почтенный возраст, старец Паисий проводит богослужения, помогает всем нуждающимся.

По его молитвам и при его помощи в Дмитрове восстановили Борисоглебский монастырь и храм Покрова Пресвятой Богородицы. Высшими чинами Православной Церкви отец Паисий Столяров удостоен многих наград. Он вдохновляет и на служение: половина его алтарников стали священниками. На службу к настоятелю едут издалека. Едут за добрым советом, по его молитвам происходит исцеление людей.

Дни благословения Отца Паисия Дмитровский район село Очево

Батюшка относится к людям с пониманием и считает, что можно помочь людям только добротой. Исповедоваться к нему идут даже люди, совершившие страшный грех. Скрыть от о.Паисия или не досказать на получится, так как он видит людей насквозь. Но, после перенесенного недуга и в силу преклонного возраста (в этом году ему исполняется 94 года), принять он может не каждого. С нашей помощью можно обратиться к нему за наставлением и советом в трудной ситуации. Его мудрость и прозорливость помогают людям обрести надежду и встать на правильный путь.

yarodom

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Святой Паисий Святогорец: «Монахи — это радисты Церкви»
Русская Православная церковь включила имя афонского старца в святцы / РПЦ причислила Паисия Святогорца к лику святых

Днями памяти святого Паисия Святогорца в православном месяцеслове будут 29 июня и 12 июля — даты его рождения и кончины. Такое решение принял во вторник, 5 мая 2015 года, Священный Синод РПЦ. © По теме: Предсказания Паисия о Константинополе / О будущем Турции и освобождении Константинополя | Фильм о Паисие | И китайцев покрестим.

Преподобный Паисий Святогорец причислен к лику святых Константинопольской церковью в январе этого года. «Русская планета» вспоминает, чем прославился старец — монах, чудотворец и наш современник.

При крещении ему хотели дать имя «Христос». Но местный священник возмутился и сказал бабке младенца: «Я окрестил столько твоих детей и внуков. Неужели ты не дашь одному из них мое имя?» Священника звали Арсений, позже он сам станет святым, войдя в историю как Арсений Каппадокийский. Арсением назвали и будущего святогорца. Это имя стало первым из тех, которое он носил в своей долгой жизни.

Читать еще:  Время генома: Как анализ ДНК помогает предсказать будущее

Будущий святой родился в 1924 году в Каппадокии, центральной части Турции, издревле бывшей центром христианства. Однако пребывать в Каппадокии ему выпало недолго. Начался обмен населением между Турцией и Грецией — результат трехлетней греко-турецкой войны, по которому христиан греческого происхождения обязали переселиться на историческую родину.

В 11 лет он раздобыл Священное Писание, и каждый день читал Святое Евангелие. Также где-то доставал Жития Святых и читал их. Собрал целую коробку с Житиями. Возвращаясь из школы, не хотел даже есть — бежал к своей коробке, доставал какое-нибудь Житие и зачитывался. Его старший брат, несмотря на то, что был человеком благоговейным, прятал от него Жития. Брат опасался, что Арсений слишком увлечется церковными книгами и это плохо отразится на его учебе», — так говорит о детстве святого его житие, составленное афонским иеромонахом Исааком.

Прочитанное в Житиях старался применить к себе — уединялся, молился, по примеру Христа осваивал плотницкое ремесло. В селении пошла молва про необычного отрока, говорили, что Арсению было видение Святого Георгия, после которого юноша постился много дней. По легенде, которую сам старец, впрочем, не подтверждал, его приглашали в дома сельчан, и те верили, что одно присутствие богобоязненного юноши даст дому благополучие и счастье.

Арсений хотел быть монахом с детства. Священник, крестивший его, предрекал: «Разве не хочу я, давая младенцу свое имя, оставить на земле еще одного монаха, который пошел бы по моим стопам?»

В планы монашеской жизни вклинилась война. В 1945 году Арсения призвали в армию, правительство Греции пыталось подавить восстание партизан-коммунистов. «Бог смилостивился, — вспоминал он. — Меня сделали радистом, избавив от необходимости стрелять по людям».

Позже, уже обретя всемирную известность, он не раз обращался к своему армейскому прошлому. «Монахи, — говорил он, — это радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, то Он спешит на помощь и помогает более действенно».

Впервые Арсений попал на Афон в 1950 году, еще одетый в воинскую форму, придя туда сразу после получения увольнительной.

Святая гора встретила его испытаниями. Старцы, к которым он хотел пойти в послушание, не принимали его. Зилоты — монахи-ревнители, порвавшие с Константинопольским Патриархатом, пытались перекрестить его заново. Потрясенный юноша вернулся домой.

«Будучи новоначальным, я очень устал и измучился, пока не нашел того, чего желал. Конечно, причиной этого были мои многие грехи. Но второй причиной страданий была моя деревенская неотесанность, из-за которой я вверял себя всякому встречному», — вспоминал старец.

Арсений вернулся на святую гору, спустя три года, поселившись в монастыре Эсфигмен. Там же принял рясофор, первую степень монашества, и получил свое второе имя — Аверкий.

В 1965 году монастырь Эсфигмен отказался поминать Константинопольского Патриарха на богослужениях. Причиной стала встреча патриарха с римским папой и отмена взаимных анафем 1054 года. В знак протеста монахи Эсфигмена заперлись в обители и вывесили на стене черный флаг «Православие или смерть». К тому моменту Аверкия уже давно не было в монастыре, он ушел в монастырь Филофей, где принял малую схиму. Его новым и последним земным именем стало имя Паисий.

«До тех пор, пока я духовно не оперился, никто мне не помог, все меня отталкивали. Потом на Афоне я встретил Святых», — вспоминал он.

«Вначале диавол «поджаривал» меня воспоминаниями о моих родных. Он приносил мне воспоминания то о матери, то о других родственниках. Иногда показывал мне их во сне больными, а иногда — умершими», — рассказывал святой Паисий.

В монастыре старец спал на голом полу, а вместо подушки использовал полено. Круглый год он постился, не беря в рот еды до трех часов дня. Но и после он, по его собственным словам, «много дней подряд ел какой-то один вид овощей, до тех пор, пока эта пища не надоедала, так что я ел ее уже без желания».

Ночами он совершал бдения. Спал по два-три часа в сутки, иногда вовсе обходился без сна.

«От аскезы я стал похожим на скелет, но однажды ночью я вновь почувствовал искусителя. Когда я исповедал происшедшее духовнику, он мне сказал: «Должно быть, в тебе есть тайная гордость». И действительно, исследовав себя, я убедился, что иногда мой помысел говорил мне, что я что-то из себя представляю, и будто бы делаю, как бы это сказать, ну, якобы делаю что-то значительное…»

В конце 50-х старец перебрался в монастырь Стомион, откуда затем совершил путешествие на Синай. Вернулся на Святую гору в 1964 году, пережил серьезную болезнь — в результате операции ему удалили часть легких — и наконец обосновался в келье Панагуда монастыря Кутлумуш.

К тому времени слава его стала повсеместной. За аскезу, за особую благодать, испытываемую от общения с ним, к Паисию ехали люди со всего мира. Житие старца, составленное его учеником, приводит более сотни свидетельств посетителей, которым так или иначе помог святой Паисий.

«В 1993 году мы с мужем поехали в монастырь, чтобы встретиться со старцем. Собралось около 3 тыс. человек. Было очень холодно. С девяти утра до пяти вечера мы стояли в очереди желавших встречи. Увидев, что мой муж побледнел, я испугалась, потому что недавно он перенес операцию на сердце.

Вдруг я увидела, как из домика, где принимал старец, выходит монахиня и кричит: «Будьте добры, кто здесь господин Аристидис, у которого больное сердце? Пройдите со мной, вас зовет батюшка». Я поняла, что старец услышал мою молитву и увидел нас не обычным зрением, а как-то по-другому».

Ученики старца утверждают, что он мог видеть будущее и прошлое тех, кто обращался к нему за помощью.

Сам святой объяснял этот дар прозорливости так: «Часто я нахожусь в необычном состоянии, все мои чувства остаются при мне, однако нельзя сказать, что я бодрствую. Находясь в таком состоянии, я отвечаю на вопросы какой-то души, просящей меня о помощи, и при этом чувствую ее рядом с собой, тогда как в действительности испытывающая нужду душа находится далеко».

В последний год жизни старец оставил Святую Гору и перебрался в монастырь святого Иоанна Богослова близ Салоник. Здесь он и скончался 12 июля 1994 года. Здесь же находится его могила, ставшая местом массовых паломничеств.

«Седой, немощный и беззубый старик и одновременно лев, — описывает облик старца автор его жития. — Взгляд его был живым, выразительным. Ладони больше обычного, сильные, чувствовалось, что этот человек занимается физическим трудом. И было в нем что-то сильное, решительное — Божественное».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector