4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К вопросу о духовном содержании рассказа А. П. Чехова «Студент»

Духовное прозрение героя «Студент» (Чехов А. П.)

Как неожиданно быстро меняется душевное состояние Ивана Великопольского, студента духовной академии. Одна незначительная встреча в жизни человека смогла его изменить.

Очень неуютно чувствует себя студент в этом мире. Темнота, холод, ветер, мрак сковали природу, душу Ивана. Замерзший, голодный, он с тоской на душе возвращается после охоты в свою семью, где мать и отец живут в нужде. Ему даже кажется, что холод, голод сковали весь мир, что так было и так будет всегда, во все эпохи: «и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре», и сегодня, и завтра.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Жизнь никогда не станет лучше. Тоска и уныние разъедают душу молодого человека.

Встреча с Василисой и Лукерьей преображают Ивана. Эти две одинокие женщины выслушивают евангельскую историю про апостола Петра, которую им рассказывает Иван. История о том, как Петр в такой же холодный и неласковый вечер в далеком Иерусалиме трижды отрекся от своего учителя Христа, а потом горько заплакал. Все рассказано по Евангелию. От себя студент добавил только, что представляет сад, тишину и глухие рыдания.

История потрясла женщин. Василиса плачет, Лукерья ошеломлена.

Отогревшись у огня, студент двинулся опять в путь, в тот же мрак и холод. Он постоянно думает о женщинах: почему же они так взволновались от рассказа? Ответ находит быстро: Петр им близок, они смогли понять человека, его страх перед смертью, страх обычного человека, его боль, его отчаяние.

Смогли понять и простить Петра. А значит, и Ивана простить. Ведь Иван в своей тоске тоже отступник от веры. Поэтому он сам походил на Петра в ту страшную ночь. Уныние и разочарование – это грех. Тем более что события происходят накануне Пасхи.

Неграмотные женщины открыли глаза Ивану. Он испытал радость от понимания, что «прошлое и настоящее неразрывно связаны». Это произвело переворот в душе студента. Он понял: не холод и голод, как он думал сначала, а «правда и красота» живут вечно. Смысл жизни открылся герою. Иван, молодой и энергичный, почувствовал радость существования, понял свое назначение: нести людям свет через божье слово. Он ведь духовное лицо.

Писатель А.П. Чехов любил это свое небольшое произведение. Он считал, что оно полно оптимизма, веры в жизнь.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id84437

Анализ «Студент» Чехов

Рассказ А. П. Чехова «Студент» отличается от других произведений писателя глубоким философским смыслом, отсутствием сарказма. Школьники знакомятся с ним в 10 классе. «Студент» поражает мастерским сплетением библейских и повседневных мотивов, колоритными образами. Предлагаем анализ рассказа, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Студент.

Год написания – неизвестен, вероятно, 1894

История создания – Исследователи считают, что в основе рассказа воспоминания А. П. Чехова о детстве. Антон Павлович работал в церковной лавке отца, пел в церковном хоре.

Тема – В произведении раскрывается традиционная тема смысла жизни, связи между прошлым, настоящим и будущим.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр – Рассказ, в котором есть признаки проповеди и притчи.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Год написания «Студента» точно неизвестен. Исследователи предполагают, что произведение появилось в том же году, что и было опубликовано – в 1894. Тогда писатель пребывал в Ялте, писал книгу «Остров Сахалин».

Исследователи жизни и творчества писателя предполагают, что толчком к написанию стали воспоминания А. П. Чехова о детстве, проведенном в церковной лавке отца, о пении в церковном хоре.

Посмотрите, что еще у нас есть:

В рассказе «Студент» анализ следует начинать с характеристики основных мотивов.

Мотив взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего традиционен для русской и мировой литературы. Тем не менее, не каждый писатель брался за него, так как дело это не из легких. Удивляет, насколько оригинально подошел к раскрытию вечной темы сатирик А. П. Чехов. В проблематике произведения отобразились библейские, философские и повседневные вопросы человеческого бытия.

События рассказа разворачиваются весной в деревне. Сама атмосфера вдохновляет на размышления о вечном. В первых абзацах читатель знакомится со студентом духовной семинарии. Молодой человек возвращается домой. Хмурая погода не радует его, а грусть-тоска усиливается, когда герой вспоминает о бедности своей семьи. Он осознает, что так было и будет всегда. Безысходность угнетает парня.

Невеселые мысли улетучиваются, когда студент замечает на огороде вдову Василису и ее дочь Лукерью. Между героями завязывается разговор. Студент рассказывает женщинам библейскую историю об апостоле Петре. Он замечает, что его рассказ задевает души собеседниц. В душу студента пробивается лучик светлых мыслей. Молодой человек вдруг осознает, что все эпохи связаны одной ниточкой, а он способен прикоснуться и к прошлому, и к настоящему, да еще и приоткрыть этот занавес другим. В этом и есть, по его мнению, смысл жизни.

В произведении реализуется идея о том, что все события прошлого и настоящего связаны, память о минувшем может уберечь от многих ошибок.

Читать еще:  Повысят ли новые меры Владимира Путина рождаемость? — эксперты

Основная мысль – каждый из нас должен помнить, что он пришел в этот мир не просто так, что его жизнь – дар Божий.

Композиция

Смысловая и формальная организация рассказа А. П. Чехова «Студент» имеет особенности. Сюжет линейный: все его элементы расположены в правильной последовательности. Начинается рассказ пейзажной зарисовкой, которая постепенно подводит читателя к главным проблемам. В центре рассказа диалог студента и вдовы. Посредством этого разговора вводятся библейские мотивы.

Жанр «Студента» – рассказ. В произведении раскрывается одна сюжетная линия, система образов неразветвленная. Исследователи считают, что в произведении есть признаки притчи и проповеди. Автор учит человека помнить о смысле жизни, а делает он это посредством пересказа библейского сюжета. А. П. Чехов был представителем реализма, в этом направлении написан и «Студент».

Анализ рассказа «Студент» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.10.2019 · Обновлено 05.10.2019

Рассказ «Студент» отличается от всех произведений Антона Чехова глубоким философским замыслом. Чехов убрал сарказм и иронию в этом рассказе, оставив лишь духовное прозрение героя. Многомудрый Литрекон представляет разбор этого произведения.

История создания

История написания рассказа «Студент» — это очень интересные факты, которые раскрывают замысел А.П. Чехова:

  • «Студент» написан в Ялте в 1894 году и опубликован в журнале «Русские ведомости». Рассказ относится к позднему творчеству автора.
  • Литераторы считают, что в основе сюжета лежат воспоминания самого автора о его детстве. На этом сказалось влияние отца Чехова — Павла Егоровича. Отец заставлял своих детей петь в церковном хоре, а также на постоянной основе работать в его лавке. На основе такого детства, помимо «Студента», Чехов написал еще такие рассказы, как «Святой ночью», «Святые горы», «Архиерей», «Убийство».
  • Автор не раз говорил, что «Студент» — его любимое произведение. Он не раз приводил его в пример, когда получал упреки в пессимизме.

Направление и жанр

Произведение «Студент» создано в рамках реалистического направления в литературе, так как Чехов был представителем реализма.

Но это не просто рассказ, он связан и с другими жанрами – притча и проповедь. Об этом говорят и библейские отсылки, и сам сюжет. Перед нами небольшая поучительная история, которая имеет ярко выраженную мораль, что является признаком притчи. С помощью пересказа библейского сюжета, автор учит читателей помнить о духовном содержании жизни, а не только о ее материальных заботах.

Композиция и конфликт

Структура рассказа «Студент» носит название «рассказ в рассказе». Герой повествует своим слушателям библейскую притчу, образуя в художественном пространстве новое художественное пространство. Произведение совмещает в себе две сюжетные линии: встреча студента с двумя вдовам и евангельская история об отречении Петра

В рассказе «Студент» присутствует и зеркальная композиция: в начале и в конце повествования события совпадают. В тексте нет напряженного сюжета и конкретной детализации. Главная роль дается не персонажу, а именно духовному прозрению.

  1. Экспозиция начинается с пейзажа, который определяет характер главного героя. В начале погода была хорошая и тихая, но затем картина меняется – подул холодный, пронзающий ветер. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается с охоты в мрачном настроении.
  2. Начинается завязка внутреннего сюжета. Иван встречает двух вдов: Василису и ее дочь Лукерью. Иван останавливается около них и вспоминает библейскую историю, которая происходила в точно такую же ночь. Студент начинает рассказывать вдовам об отречении Петра.
  3. Развязка внутреннего сюжета. Студент продолжил свой путь, осознавая, что двенадцати вековая история, рассказанная им, имеет прямое отношение к его реальности.
  4. Кульминация, в которой обе линии переплетаются и в сознании героя сливаются в одну. К Ивану приходит душевное озарение, и он с абсолютно другими мыслями отправляется домой.

Смысл названия

Студент – это ученик высшего учебного заведения. Обычно студенты — небогатые молодые люди, которые все свое свободное время уделяют учебе. А у Чехова студент – это человек, который стремится получать духовные знания. Он находится на сложном и долгом пути приобретения. Он осознает, как связаны прошлое и настоящие, благодаря своим знаниям. Двигаясь от частного к общему, студент выходит на новый уровень познания. Чехов подчеркнул, что Иван учится в духовной академии, что объясняет движение главного героя к получению божественной истины.

Неспроста выбрано имя Иван (Иоанн). В переводе с древнееврейского означает «Бог милует».

Суть: о чем рассказ?

Молодой студент Иван Великопольский поздно вечером возвращается домой после охоты. Он размышляет о своей никчемной жизни, которая со времен Рюрика не изменилась к лучшему. По пути он встречает двух вдов Василису и ее дочь Лукерью, которые пытаются согреться от костра. Иван завел с ними беседу и начал рассказывать об апостоле Петре, который отрекся от Иисуса. Повесть затрагивает вдов до глубины души: Василиса начала плакать, а Лукерья — смущаться.

Простившись с девушками, герой начинает размышлять о реакции Василисы. Он понял, что вдова растрогалась не потому, что Иван хорошо повествовал. Она искренне начала переживать за Петра, будто это имеет прямое отношение к ней. Студент осознает, что события из прошлого напрямую пересекаются с событиями настоящего. Это настолько воодушевляет Ивана, что он снова обрел веру в жизнь и ее смысл.

Главные герои и их характеристика

простые и малообразованные женщины. именно эмоции этих девушек – слезы – заставляют юношу по-новому взглянуть на мир. и несмотря на то, что они в общем-то ничего не смыслят в библейском тексте, они смогли его прочувствовать и понять на уровне ощущения.

Тематика в произведении «Студент» – это вечные вопросы человечества:

  1. Историческая память. Связь времен – это основная тема в рассказе «Студент». Благодаря пониманию прошлого, Иван обрел себя в настоящем. Он почувствовал единение с Христом. Главный герой становится участником событий недели перед Пасхой. Ведь неспроста выбран именно этот праздник – он связан с очищением души.
  2. Религия. Ставится ключевой вопрос: что такое настоящая религия? Главный герой родился и вырос в религиозной семье. Казалось бы, он знает наизусть Библию, ходит в церковь и знаком со всеми православными обрядами. Но достаточно ли этого? В пасхальную неделю Иван возвращается с охоты, а не с церкви, где по правилам должен был молиться. Автор говорит о том, что религию нужно осознать самостоятельно, а не молиться вопреки своей воли.
  3. Вера. Благодаря слезам Василисы, повествование приобретает не просто драматизм, но и приводит героя к логическому пониманию своей роли в мире. Иван наконец-то обретает истинную веру в себя и в свое призвание, а для него это гораздо важнее религиозности.
  4. Радость жизни. Из-за нищеты и многочисленных бытовых трудностей Иван потерял радость существования, но смог снова почувствовать ее, когда осознал, как важно для людей то, чему он посвятил себя.
Читать еще:  Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Проблема

Проблематика рассказа «Студент» не менее увлекательна. Если этот раздел нужно дополнить, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Основная проблема — уныние. Каждый человек приходит к разочарованию, когда не находит своего места в мире. Особенно этому подвержены молодые люди, которым не хватает терпения для достижения целей.
  2. Эта проблема связана со следующей – отчаяние. Иван теряет всякую надежду на лучшее. Он не хочет возвращаться домой, ведь уже ничего нельзя изменить.
  3. Не менее важна проблема бедности. Сам рассказ начинается с того, что студент впадает в отчаяние из-за материального благополучия. Отец болен, а мать пытается тянуть на себе все хозяйство. Можно сказать, что охота для студента – это не развлечение, а нужда для выживания.
  4. Проблема малодушия. Евангельский Петр казался трусом, но не для Ивана. Студент словно вынырнул из своих раздумий, которые происходили в предыдущих событиях. Иван начинает понимать всю ценность жизни. С этого момента он переходит на новый уровень понимания библейского текста. Петр был обыкновенным человеком и боялся умереть, поэтому отрекся от Христа. Но потом он смог перебороть страх.
  5. Неувереность в себе. Иван не верил в себя и не видел ценности своего призвания. Но проповедь двум женщинам открыла ему необходимость духовного призвания для русского народа.

Таким образом, автор затронул в рассказе несколько остросоциальных и нравственных проблем о понимании жизни и ее ценности.

Главная мысль

Основная идея рассказа «Студент» заключается в том, что каждый может обрести просветление, несмотря на огромные проблемы в жизни. Чехов хотел, чтобы любой, кто прочитает этот рассказ, обрел свое призвание так же, как и Иван через библейскую историю. Эта книга учит верить и надеяться на то, что жизнь может измениться в лучшую сторону.

Смысл произведения «Студент» в том, что каждый может обрести счастье и неважно, в каком социальном статусе он находится и какие проблемы окружают. Даже повествование о Петре оборвалось на трагичной ноте, чтобы читатель вспомнил только радостный финал. Иван обрел счастье и покой, когда до недавнего времени этого и не ждал. А теперь жизнь для него кажется прекрасной и восхитительной.

Чему учит?

Рассказ «Студент» учит не отчаиваться даже тогда, когда в жизни происходит кромешный ад. Всегда нужно понимать, что все трудности временны и непостоянны. Автор призывает верить и надеется на спасение. Человек должен почувствовать гармонию, осознав, что его дело полезно для людей, и в этом заключается его главное богатство — внутреннее, а не внешнее. Обрести как внутреннюю гармонию, так и с собой и внешним миром. Тогда она принесет умиротворение. Чехов призывает последовать примеру главного героя – посмотреть на жизнь под другим углом и найти в себе силы двигаться дальше.

Рассказ «Студент» заставляет задуматься о важности призвания. В мире нужен и ценен каждый человек, у каждого своя роль. Это и есть ценность жизни, которая измеряется не деньгами, а тем, насколько она важна для людей.

Критика

«Студент» вызвал малый интерес у критиков. С.А. Андреевский в своей рецензии написал:

«Вдохновленный, поэтический образ юноши в толстовском вкусе, с живою и радостною верою в силу евангельской проповеди»

А вот В.М. Лавров восхитился талантом Чехова, так остро затронувшего социальные проблемы общества:

«В Ваших рассказах находят то, что всех мучает, чего многие ещё и не сознают, а только чувствуют и не понимают, почему им так тяжело и скверно. И к Вам все прислушиваются, но никто не ждёт ответа, но как дорог всем Ваш студент, возвращающийся домой с охоты в холодную ночь».

М.Н. Альбов утверждал, что в рассказе увидел переломный момент автора в своей творческой деятельности. Теперь Чехов превращается в драматурга:

«Всё сильнее слышится что-то новое, бодрое, жизнерадостное, глубоко волнующее читателя и порой необыкновенно смелое», — «эти новые черты уже заметно и, кажется, впервые сказались в маленьком рассказе». Перемену же он видит в том, что главному герою, студенту Великопольскому, первому из персонажей Чехова, жизнь показалась полна высокого смысла. Альбов отождествляет автора с его персонажем: «Итак, правда, справедливость, красота как элементы самой жизни и притом основные, главные — вот, наконец, ответ на вопрос — в чём смысл жизни, чем люди живы. Что студент Великопольский и Полознев в данном случае высказывают мысли самого Чехова или близкие и дорогие ему мысли — в этом не может быть сомнения». Альбов же видит новую главную задачу Чехова — «открыть это неизвестное, то, о чём люди тоскуют, найти в самой жизни элементы правды, справедливости, красоты, свободы».

По мнению Ф.Д. Батюшкова, в Чехове виден новый творческий потенциал:

«Новизна эта, в перемене миросозерцания Чехова, которое тесно связано с особенностями его поэтики. Чехов с самого начала вступил на путь аналитической проверки тех широких обобщений и принятых норм общественной и индивидуальной жизни, которые были выработаны предшествовавшими поколениями. Новая форма искусства естественно вылилась из потребности его духовной организации, из стремления личности выразить своё непосредственное отношение к действительности — в сфере творчества и в области отвлечённых принципов. Не принимать ничего на веру, сомневаться даже в том, что кажется общепризнанным, пока внутренне не ощутишь его истинность, это — то же, что в искусстве доверять лишь личным впечатлениям, принять их за исходный пункт творчества и только под углом личного настроения воспроизводить действительность».

Читать еще:  Режиссер Ольга Синяева: Астахов вернулся, а я хочу уехать из страны

Духовное наследие по рассказу А.П.Чехова «Студент»

Мне кажется, человек должен

быть верующим или должен искать веры,

иначе жизнь его пуста, пуста.

«… Чехов – один из наиболее ясных, простых, писателей, но расшифровать его подлинные мысли и образы оказывалось непосильной задачей для критиков четырех поколений», — так писал К. И. Чуковский в книге «О Чехове» /М., 1967/. Действительно, чеховская «простота» во многом сродни пушкинской. «В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно…

По свидетельству Ивана Алексеевича Бунина, Антон Павлович однажды высказался:

«Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят :» а то вот еще есть писатель Чехов: нытик…» А какой я нытик? Какой я хмурый человек ? Какая я холодная кровь, как называют меня критики ? Какой я пессимист? Ведь из моих вещей любимый мой рассказ- «Студент»

Первоначально рассказ назывался “Вечером”. Сумерки и ночь — движение в темноту, пустоту, безжизненность.
“Студент” — это стремление познавать и познать.. Герой рассказа — студент именно духовной семинарии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

Студент Иван Великопольский вечером ,после дня, проведенного в лесу, возвращается домой. Ощущение дискомфорта физического :»У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо…, по случаю страстной пятницы, дома ничего не вар или , и мучительно хотелось есть «- перерастает в ощущение дискомфорта душевного. Душевный дискомфорт рождает у студента тягостные мысли о вечной и неизбывной неустроенности жизни: « студент думал о том, что такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

Среди мрачной темноты и пустынного окружающего пейзажа выделяется огонь-костер. К этому огню и устремляется студент:»У костра он встречает двух вдов, мать и дочь, которые, видимо, работали на своих огородах, располагающихся вдали от села, и задержались здесь. Обогреваясь у огня, студент вспоминает событие, произошедшее девятнадцать веков назад. В каких отношениях находятся они друг с другом? Это органическое единство. Холод осеннего вечера напомнил студенту историю отречения Петра. Работники «развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь», — говорит герой рассказа.

Много раз слышанная история в этот раз производит на слушательниц особое впечатление . Чехов об этом говорит так: «Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Почему плачет Василиса? Ее слезы – неожиданность для рассказчика. Как он объясняет себе ее реакцию? Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое – то отношение…».! Василиса смогла почувствовать боль и вину Петра, который смалодушничал.

Плача, она предвидит его будущие муки и раскаяние, жалеет его по – матерински. Ведь позади у нее долгая жизнь, свои пережитые горе и страдания, которые, однако, не убили в ней жалость к другим, ошибающимся и заблудшим, что является традиционным для русской литературы XIX века. Внимание к чужой душе.

Василиса жалеет не преданного Христа, обреченного на муки, а отступника Петра! Почему?! Как известно, Петр отрекся от Иисуса трижды. Почему в первый раз?

«Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть и его нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Петр, в отличие то Иуды, совершил не добровольное (за тридцать сребреников), а невольное предательство, потому что испугался за себя, за свою жизнь, то есть из трусости, хотя во время тайной вечери сам говорил Иисусу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть».

Второе и третье отречение были потому, что теперь уже невозможно отказаться от прежних слов. История Петра – история запутавшегося и несчастного человека, который страдает.

Мир, изображенный Чеховым в рассказе, несовершенен и безрадостен: «… лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». И все же, мастерски владея композицией, Чехов ведет своего героя и читателя от тоски и безысходности к свету, радости и надежде.

Как и природа в начале рассказа, переменчиво настроение героя. Поняв причину слез Василисы, студент зашагал дальше и «невыразимое сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало – помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Герой рассказа еще очень молод, здоров, полон сил, его слово нашло своего слушателя, а впереди – целая жизнь«…думал о том, то правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и , по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле .

Почему же Чехов так высоко ценил своего «Студента»? Видимо, он выразил в нем что – то важное для себя.

Тайна раскрытия и возрождения доброты, ума, бескорыстия и духовности свершается именно здесь — в русском селе, между простыми русскими людьми, двумя бедными вдовами и сыном дьячка, который готовится стать простым сельским батюшкой.
На видимом уровне ничего заметного или значительного не произошло. И, однако, что-то важное произошло. Только произошло это на духовном уровне.

Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector