0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

К Родительской субботе. Мысли о себе самом

Родительская суббота: что нужно делать в этот день

Очень часто интересуются вопросами, что означает родительская суббота, и что именно нужно делать в это день. Православная церковь установила по меньшей мере 8 дат календаря, когда можно помянуть умерших родителей и вообще близких людей, которые при жизни были крещены.

Однако культура поминания сочетает в себе весьма интересную палитру церковных и народных традиций. И если отделить одни от других, можно понять, как правильно поминать, и чего делать не стоит.

Родительские субботы в 2020 году — когда будут

Мы всегда храним память об умерших предках, близких, друзьях и просто хороших знакомых. Вместе с тем, по православной традиции у христиан принято особо поминать усопших несколько дней в году. Они называются родительскими субботами и в большинстве случаев даты выпадают именно на шестой день недели, хотя и не всегда это так.

Если говорить о том, какого числа будут родительские субботы и особые дни поминания усопших в 2019 году, то получается такой список:

  1. Вселенская Мясопустная родительская суббота — отмечают 22 февраля.
  2. Во время Великого поста выпадает сразу 3 родительских субботы – на 2, 3 и 4 неделях (т.е. в этом году — 14, 21 и 28 марта).
  3. А дальше делается перерыв, связанный со Страстной неделей и празднованием Пасхи. Следующий день – Радоница (его часто называют родительским), которая выпадает на 28 апреля.
  4. Затем вспоминают всех павших, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, т.е. 9 мая.
  5. После этого поминают усопших в день Троицкой субботы – 6 июня. Это вторая Вселенская родительская суббота, которая является особо почитаемой.
  6. Затем отдают честь всем павшим воинам за Царя и Отечество — 11 сентября.
  7. Последняя родительская суббота в 2020 году отмечается 7 ноября (ее называют Димитриевская).

Даты этих дней тесно связаны с важнейшими церковными событиями (Великим постом, Пасхой и праздником Святой Троицы). Поэтому все даты являются переходящими – они меняются из года в год. Исключение составляет только день памяти 9 мая, который по понятным причинам отмечается только в эту дату.

Что нужно делать в храме и на кладбище

Прежде всего, верующие люди непременно отправляются в ближайшую церковь, чтобы принять участие в заупокойной службе. Как правило, накануне подают записки, в которых указаны имена усопших людей (на старославянском языке, без фамилий и отчеств).

Во время службы можно поставить зажженную свечу за упокой на специальный панихидный столик. Если не увидите его сразу, вам всегда помогут найти его.

Далее можно послушать песнопения и вознести искреннюю молитву за ушедшего в мир иной человека. Можно молиться своими словами или произнести вслух или про себя простую фразу:

Это особые минуты, когда боль утраты озаряется светлым чувством, подобно тому, как огонь свечи хоть и немного, но все же освещает мрачное помещение.

Христианское вероучение (как и многие другие религии) исходит из того, что истинная природа человека бессмертна. А значит, душа его живет и в посмертном мире. Более того – верующие в Христа однажды воскреснут, поэтому мы расстались с близким только на время, но не навсегда.

После этого можно еще несколько минут побыть в церкви и отправиться по своим делам – на кладбище или же домой, чтобы побыть со своими близкими.

Если поминание происходит в родительский день (второй вторник после Пасхи), в церковь можно принести практически любые продукты и напитки, кроме алкогольных. Также не следует приносить мясо и продукты на его основе (колбасы, копчености и т.п.).

Еда обычно просто отдается нуждающимся. Вкусить ее могут и священнослужители, которые одновременно поминают усопших. Кстати говоря, каждый человек может оставить не только продукты, но и положить туда записку с именами покойных близких – их помянут особо.

Интересно, что такой обряд называется «принести пищу на канун». В народе традиция переплетается с принесением продуктов и водки на могилу, однако это далеко не одно и то же. На самом деле церковь неодобрительно относится к возлияниям на кладбище, равно как и дома, в день поминовения.

Зачем нести еду на канун и подавать милостыню

Иногда верующие испытывают определенное стеснение, сомнения и другие неприятные эмоции, связанные с этим обрядом. Возникает сразу несколько вопросов, например:

  1. Нужно ли нести пищу?
  2. Действительно ли она достанется нуждающимся?
  3. Не употребит ли ее кто-то в корыстных мотивах – т.е. просто бесплатно покушать, а не помянуть покойных?

Как и во многих житейских ситуациях, на эти вопросы следует отвечать исходя из совести и здравого смысла. А еще полезно прислушаться к духовно зрелым людям и священнослужителям, которые обязательно помогут разрешить духовные сомнения.

Если поминальный день выпадает на пост (например, 4 суббота Великого поста), приносить можно только постные продукты – фрукты и овощи в любом виде, несладкая выпечка, грибы и т.п.

Что не следует делать в памятный день

Существует довольно много народных традиций. связанных с поминанием. Наиболее известная из них – трапеза на могиле, оставление продуктов и водки на столике. Если говорить о том, что надо делать в родительскую субботу, можно сказать: почти все, но только не это.

Православие не считает нужным организовывать поминки, как принято в народе, с помощью пищи и алкоголя, которые приносят и ставят на могиле. Эта традиция имеет давние языческие и отчасти советские корни, когда на место захоронения погибших воинов ставили граненый стакан водки, на который клали кусочек хлеба. В самом этом жесте нет ничего предосудительного, ибо люди таким образом выражают свое уважение – они поминают близкого человека.

С другой стороны, не секрет, что если рюмка налита, ее непременно кто-то выпьет. Возможно, алкоголь употребит сам наливший, а после поминовения на могилу вообще может заглянуть посторонний человек. К тому же на еду могут прибежать собаки или хуже того – крысы.

Получается, что мы стараемся поступить от всего сердца – помянуть человека, отдать ему последнюю дань уважения. Но последствия использования пищи и особенно алкоголя (к тому же крепкого) на могиле не вполне соответствуют нашей благородной цели.

Впрочем, это не лишает возможности пожертвовать всю еду нуждающимся, которые могут быть в том числе и на кладбище. Отдайте яйца и пасочку любому человеку, как подскажет сердце. Возможно, он и сам об этом попросит, а может быть, все будет понятно и без слов – это самая удобная ситуация.

Конкретных рекомендаций и правил тут нет, вот только одно условие: милостыня подается от чистого сердца. И конечно, речь не идет об алкоголе. Мы ведь говорим именно о нуждающемся, т.е. о его нужде. А алкоголь, как ни крути – это ложная потребность: то, без чего вполне можно прожить здоровым и счастливым.

Официальные представители церкви охотно делятся православной точкой зрения о том, как правильно поминать усопших. Священники единодушны в том, что традиция поминовения с помощью алкоголя и оставления на могиле еды не имеет отношения к православию.

Поэтому лучше прислушаться к православной точке зрения, если есть желание правильно помянуть усопшего человека.

Таким образом, светлая память об ушедших не должна омрачаться житейскими страстями, которым лучше уделять как можно меньше времени. Есть простой и правильный способ помянуть человека – помолиться о нем и сотворить добро (подать милостыню).

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Главное меню

Навигация по записям

Вселенская родительская суббота : история, смысл, содержание ( + ВИДЕО )

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту.

22 февраля 2014 года — Вселенская родительская суббота.

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Читать еще:  «У Василины нет ручек, но Бог не делает ошибок». Рассказ приемной мамы

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому — накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и — притом — приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова — и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… — внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, — предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Смысл

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано «Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви».

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших, ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Особенности богослужения

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним — свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, — упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех — царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, — всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота — безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний — всякий человек. — Ред.), и лягания (здесь — ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь — наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии

Кутия, иначе — коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их — в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Читать еще:  Это то, чем мы должны быть. На меньшее Господь не согласен

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.

( приведенные ссылки — кликабельные. При нажатии на название статьи, выделенной цветом — читатель попадает на соответствующую статью на портале «Православие и мир» )

Родительская суббота: вспомним о живых

Великий пост – это не только возможность сосредоточиться на душе и попытаться подняться еще на одну ступеньку своей духовной лестницы, но и время подумать о родителях. По субботам мы идем в храм на панихиду и вспоминаем всех своих близких, покинувших нас – давно или недавно.

И если о мертвых принято говорить только хорошее, то на живых родителей это правило – увы! – в последнее время совершенно не распространяется. Я постоянно слышу обвинения в адрес родителей от их выросших детей. Причем не только от подростков (это еще как-то можно объяснить незрелостью личности), но и от взрослых – 30-40-летних. И своих ровесников я не понимаю. Состоявшиеся женщины и мужчины, у которых есть уже и свои дети, начинают с незабытой обидой рассказывать о скверном характере их родителей – о нетерпимости или гиперопеке, о недополученном от них внимании или их авторитарности – в общем, о всевозможных неправильностях поведения.

Да, все это правда, все это есть в нашей жизни. И это мешает нам жить – безусловно! Но мне лично совсем не нравится, что это стало модным – ругать советское воспитание, говорить о травмах поколений, психологии бедности и прочей «выученной беспомощности». Вам не кажется, что это попахивает замаскированным хамством?

Во всем виноваты родители?

Вот как Хам не умел и не хотел скрыть грех отца, причем поступил, по нынешним меркам, честно, не прикрыв наготу пьяного, так и современные великовозрастные «дети» продолжают копить и вынашивать обиды на своих родителей, чтобы, в конце концов, «родить» модные психологические термины, да еще и гордиться при этом своей честностью, бескомпромиссностью и откровенностью.

Нас пытаются убедить, что это нормально – обличать своих родителей

На мой взгляд, это очень тревожный и неприятный симптом. Нас пытаются убедить (и убеждают многих!), что это нормально – вот так открыто и без прикрас обличать своих родителей. «У них травмы поколений!» Но позвольте, если все в вашей логике верно и наши родители глубоко травмированы всеми событиями российской истории, начиная с революции, то не заслуживают ли они снисхождения и понимания как больные люди? Это раз. А во-вторых, почему, собственно, мы говорим только о русском народе? Разве Запад не пережил всякие буржуазные революции и две мировые войны в свое время? Посмотрите «Осеннюю сонату» Бергмана, вышедшую в 1978 году. Благополучная, казалось бы, Швеция. Но что мы видим?

«Осенняя соната» и травмы поколений

Разве это не классическая психологическая травма вот этой конкретно семьи, причем в трех поколениях? Разве ненависть дочери и эгоизм матери не следствие оставленности и нелюбви по отношению к последней со стороны ее собственных родителей, очевидно переживших войну? Разве не страшную картину одиночества и несчастья представляет собой Ева, которая не способна полюбить мужа, но способна безответно и на грани ненависти продолжать любить свою мать? За что? Ведь последняя ничего, кроме горя и разрушения, в ее жизнь не принесла. Ева с ужасом вспоминает свои подростковые обиды, свою первую любовь, которая закончилась абортом по настоянию матери, свои отношения с мужчинами – разрушенные навсегда. А Шарлотта, мать? Разве она так уж счастлива в вечном своем кружении по гастролям-концертам-поклонникам? Разве это не способ уйти от действительности – от того же несчастья и одиночества? И с чем она осталась на склоне лет? С пятью миллионами? С новым автомобилем? С очередным недолговечным поклонником?

В фильме, как водится, жалко всех. И нелюбимого мужа Евы, сельского пастора, потерявшего веру вместе с потерей сына, и ее саму, оплакивающую утонувшего мальчика уже много лет, и ее мать – успешную, но неглубокой души пианистку, и ее тяжело и давно больную младшую дочь. Но, как ни удивительно, самой счастливой из всех оказывается именно она – разбитая параличом Елена, единственная из них способная простить и оправдать. И, наверное, единственная, кто готов любить без условий, без взаимности, без всех этих уловок. В принципе, это подтверждает мое глубокое убеждение: любовь лечит все. И в слабости – сила. Или так: «Сила Божия в немощи совершается».

«Наш ответ Чемберлену»

Им нужно было накормить нас и «выходить» – просто выжить. Тут не до душевных тонкостей

Нам не надо перегибать палку! Не стоит обвинять родителей во всех своих бедах и несчастьях. Да, пусть травма эта действительно существует: им было тяжело нас растить, они испытывали такой сильный дефицит самых простых чувств, что не могли дать своим детям порою не только ласки и любви, но даже элементарного внимания и понимания. Им нужно было накормить нас и «выходить» – просто выжить. А вы требуете, чтобы они в таких условиях еще и задумывались о нашей тонкой душевной организации!

Ну уж нет. По-моему, это задача следующего поколения, то есть наша с вами задача. Давайте вспомним, что пришлось пережить «советским» родителям, но вспомним без истерики, без заламывания рук, а спокойно, с любовью и сочувствием.

Историю своей семьи я знаю очень хорошо. Мой прадед был красным командиром, потом начальником электростанции на Сахалине. А потом врагом народа со всеми вытекающими последствиями. Его семью – жену с двумя детьми – просто выгнали на улицу, когда прадеда «забрали». Если бы не помощь знакомых, эти трое замерзли бы и умерли от голода. Но мир не без добрых людей. Они выжили, и один из них дал жизнь моим родителям.

А трагическая сцена последней встречи моей бабушки со своим отцом, которого расстреляли в 1937-м! Я ее вижу так отчетливо и ясно – будто это я сама, боясь произнести хоть слово, глядела в суровые глаза своего прадеда в последний раз. Мама и бабушка по-разному, но до ужаса правдиво рассказывали о голодном и холодном своем детстве, о всех тех лишениях, которые пришлось пережить в годы гражданской и Великой Отечественной. Я не думаю, что страшная и кровавая история наших предков прошла для нас безболезненно, никак не аукнулась, не отразилась и на нас. Но я знаю и о своей прапрабабушке, которая была очень верующей, прожила больше 100 лет и всю жизнь постилась, молилась и ходила в храм, пока была такая возможность. И ее духовную поддержку я ощущаю и сейчас – иначе чем объяснить, что в 20-летнем возрасте девочка из абсолютно атеистической семьи уверовала и крестилась? Да, история наших предков была замешана на таких крайностях и противоположностях, что нам и не снилось.

Нам самим отвечать за свои действия. Не стоит перекладывать эту ношу на плечи стареющих родителей

Вспомним это. И не будем забывать. Осмыслим и попытаемся сделать правильные выводы. По-моему, мы достаточно выросли, чтобы отвечать за свои действия, за свою жизнь. И не перекладывать эту ношу на плечи стареющих родителей, какими бы неправыми они ни были в своих педагогических опытах. Не мамы виноваты в том, что мы не хотим уживаться с людьми и строить нормальные отношения в семье. Не родители вложили в нас неумение терпеть и прощать. Не они настроили целое поколение исключительно на комфортное потребление товаров, услуг и друг друга.

Конечно, легче всего обвинить во всем этом воспитание – родителей, учителей и вообще советский строй, а то и российскую историю со времен Рюриковичей. Но так мы далеко зайдем. А в дебрях недолго и заблудиться. Именно заблуждением я считаю это современное хамство по отношению к родителям.

Исповедь или психотерапия?

На Западе Бог умер давно – об этом еще Ницше писал. И весь этот гуманизм, который поставил в центр Вселенной человека, давно уже искал утешения измученной душе вне таинства исповеди. Тогда и появилась потребность в психоанализе: есть спрос, есть и предложение. Психология как наука во всем разнообразии течений и форм начала развиваться там давным-давно.

Духовники, окормлявшие не одно поколение семьи, отлично знали все ее «травмы»

Но почему у нас именно сейчас так много говорят об этих самых психотравмах? Думается мне, потому, что сейчас об этом можно говорить, – в советское время психология считалась буржуазной псевдонаукой и никакой реабилитации после стрессов и трагедий просто не предусматривалось. Предположу, что в традиционном русском обществе утешение находили у мудрых опытных духовников, которые окормляли не одно поколение прихожан и знали все их проблемы в ретроспективе иной раз лучше, чем они сами, а потому могли и утешить, и приструнить, и направить в нужное русло семейную лодку. Поэтому в дореволюционное и даже революционное время острой потребности в психотерапии у русских не было. Но шло время, церкви разрушались, традиции убивались, а на место духовника не мог претендовать комиссар или парторг. Так и получилось, что все эти так называемые травмы накапливались, передавались из поколения в поколение, вплетались в судьбы целых династий уже накрепко. Почитайте П. Санаева «Похороните меня за плинтусом». Жуткая по своей правдивости и узнаваемости вещь. И только любовь может исправить (или хотя бы попытаться исправить) все эти страшные искажения психической реальности.

Читать еще:  Чем чаще исповедуешься — тем ты благочестивее?

Любовь, глубокая вера или психологическая терапия. Иногда человеку, действительно, надо просто высказаться, излить всю свою горечь и обиду, как это сделала Ева в фильме Бергмана. Быть услышанным – это почти что быть исцеленным. Именно в этом смысле я думаю о психотерапевтическом эффекте неформальной исповеди. Когда я смотрю все эти современные сериалы, ни один из которых не проходит без личного психотерапевта главного героя, я понимаю: измученному и загнанному человеку порою не хватает простого участия, доброго слова, элементарного внимания к его «стыдным» и не очень трудностям и проблемам, иногда запрятанным глубоко в подсознании. Недавно в интернете широко обсуждался случай: подросток просто заговорил с человеком на мосту и тем самым предотвратил самоубийство.

Я думаю, что это очень хорошо. Хорошо, что – слава Богу! – мы тоже заинтересовались собой и своим внутренним миром. Хорошо, что мы стали осознавать свои проблемы и болезни. Хорошо, что мы начали их обсуждать. И лично меня греет мысль о том, что нам не нужно изобретать собственное колесо в этом вопросе – просто надо воспользоваться успешным опытом западных психологов, взять на вооружение какие-то приемы, которые работают на нашей почве, может, лишь немного их подкорректировав. И раз они с этим справляются, так и мы справимся. Не так уж страшны все эти травмы поколений, если взяться за них хорошенько, по-русски.

Родители все равно нуждаются в нашей заботе, каким бы плохим характером они ни обладали

К тому же у нас есть еще и вера. У нас в России Бог не умер, Он продолжает стоять у постели роженицы и тяжелобольного человека, Он прислушивается к нашим бедам и страданиям на исповеди, Он вкладывает в уста духовника нужные советы. У нас теперь есть возможность читать душеполезные книги и статьи, причем бесплатно – в интернете, а не гоняться за едва видными машинными перепечатками Евангелия и «Лествицы». Мы имеем прекрасную возможность строить свою жизнь, сообразуясь со своей собственной волей и не противореча воле Божией, а это очень большое достижение. Сегодня нам никто не мешает быть любящими, добрыми, честными – и по отношению к собственным родителям. Принять их – со всеми ошибками и трудностями их непростой жизни, помочь им справиться с быстро меняющейся современной жизнью, выстроить такие границы отношений, когда обеим сторонам будет комфортно жить друг с другом. Да, это бывает порою очень трудно – жить с родителями. Давно исчезли из массового сознания семьи, где три поколения живут под одной крышей. Мир, безусловно, изменился, и традиционное устройство общества потихоньку сменяется современным: каждая новая семья строит свое отдельное гнездо. И пусть, если так удобнее. Но все же, все же… не будем сердиться на родителей, не будем забывать, что они становятся все старше, все беспомощней, все больше нуждаются в нашей заботе, каким бы плохим характером они ни обладали. Не будем оставлять их гнездо без присмотра.

Да, есть такие старики и такие характеры, с которыми очень трудно ужиться, да что там – трудно даже общаться недолгое время. Но грош цена нам как христианам, если мы предпочтем временный комфорт души вечной заповеди о почитании родителей.

Родительская суббота – это не только возможность помолиться об умерших, но и доброе время, чтобы вспомнить о живых.

К Родительской субботе: Мысли о себе самом

Есть две непререкаемые истины. Первая ― все умрем; вторая ― неизвестно, когда. Со вторым утверждениям постоянно спорят, исходя из очередных статистических данных о средней продолжительности жизни. Этих спорщиков унять можно лишь одним способом: пригласить их на кладбище. Там, на плитах и памятниках обязательно стоят две цифры, которые напрочь опровергают все статистические выкладки.

Не ведает человек число будущих лет своих, потому что не он решал, когда ему рождаться, и не ему решать, когда ему умирать.

Казалось бы, все понятно, ясно, известно и нечего повторять банальности, но здесь именно тот случай, когда за «дважды два» не следует «четыре».

Неизбежность смерти отнюдь не становится главным в нашей жизни. Знаменитая «память смертная» даже в православной среде стало обиходным выражением, никак не отражающимся на повседневных заботах и делах. Лишь вечером, когда внимательно читаем вечерние молитвы, напоминается: «се ми гроб предлежит: се ми смерть предстоит». Остальное же время, дела и мысли определяются с точки зрения нашей земной вечности. Недаром у «Свидетелей Иеговы» столь много последователей, ведь там именно благополучная вечность на земле ― цель верования.

Трагические события ― единственный, по сути, способ заставить задуматься о собственной смерти. На любых похоронах, за исключением, наверное, только погребений знаменитости, где не похороны, а спектакль, мы вольно или невольно примеряем гроб на себя.

Мера нашего «не христианства» перед лицом смерти

Все крики тех, кто обвиняет Бога в жестокости и попустительстве трагедий и смертей ― вопли собственного страха. Иначе ведь не проймешь, не заставишь, что не вечно это бытие. Иных средств вразумления сегодня уже практически нет. Ведь праведность и святость подвижников определяются как благоприятные условия и особые обстоятельства или просто считаются легендой. Чудеса и знамения, в коих нет недостатка, исследуются научными методами и, при понимании, что объяснить их невозможно, объявляются низким уровнем развития той же самой науки. Пророков же в своем отечестве как не было, так и нет. Да и как их признать! Ведь тогда надо уничижить себя любимого!

Говорить о «жестокостях» Бога при собственной обезбоженности, безответственности и безалаберности не только неправомочно, но и просто некультурно. Христос не жесток, Он просто стоит в стороне и плачет, видя, на что мы используем свою свободную волю…

Вот и остается один метод заставить задуматься о вечном. Фраза: «Его (её) смерть меня изменила (вразумила)» при всей своей трагичности имеет вполне прикладное воспитательное значение.

Очень часто при виде смерти знакомого или близкого к тебе человека возникает состояние неуместности многих, на вид вполне естественных и привычных, поступков, мыслей, разговоров, то есть всего того, что обычно и принято для нас в повседневной жизни. Это чувство растерянности, непонятности и неловкости как раз и есть мера нашего «не- христианства». Именно в этот «разрыв» и попадают столь знаменитые нынче похоронные суеверия.

Вольно или невольно понимая, что все твои земные материальные приобретения тщетны пред смертью, а духовные столь слабы и малы, что не могут даже победить рвущийся вопль «почему?» и «за что?», ― мы пытаемся чем-то заполнить образовавшуюся брешь.

Тут же появляется лукавый – в виде очередных «правил» поведения и действий. Цель единственна ― заставить и здесь плясать под дудку язычества. Не молитва и сокрушение сердца, не церковное поминовение, а придуманный врагом «порядок», главная цель которого ― забыться в делах, отвлечься от мыслей как о покойном, так и о самом себе в недалеком будущем.

Почему священник на отпевании не в черных траурных одеждах, а в светлом облачении?

Церковь в своих повседневных молитвах всегда напоминает, что надобно быть готовым к обязательному для каждого событию – переходу в Вечность. Это далеко не значит, что христианин будет всюду угрюм, не радостен, мрачен и траурен. Отнюдь! Веселость и жизнерадостность не умаляются памятью о смерти, они, напротив, становятся ценнее и дороже. Именно поэтому священник на отпевании не в черных траурных одеждах, а в светлом облачении будущего воскресения. Этим же объясняется и то, что верующий охотно рассуждает и говорит о собственной смерти, а живущий без Бога философствует по схеме: «Все там будем» и старается не думать о неизбежном.

Я навсегда запомнил фразу старенькой 90-летней женщины, до конца дней своих сумевшей сохранить светлое отношение к миру и окружающим. Пережила она все катаклизмы истории, похоронила немереное число родных и близких, но даже в болезненной старости не унывала.

В ответ на мой вопрос, как же так можно «Жить – не тужить», бабушка вытащила из видавшего виды ридикюля такой же старинный синодик еще царского теснения и, раскрыв его, сказала: «Я вот за покойничков своих молюсь, а они меня здесь хранят, да и там встретить обещались».

Так что не тщетна наша молитва об ушедших, и Церковь своими родительскими поминальными субботами несколько раз в году об этом напоминает. Просит помнить именно сейчас, не откладывая на грядущий день, о тех, кто уже предстал пред судом Божиим. Наши молитвы об усопших ― мысли о себе самом, ведь время столь скоротечно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector