0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иуда, блудница и Зигмунд Фрейд: по следам Великой Среды

Иуда в книге Бытие, случай с Фамарью, «выведите и сожгите».

Бытие 38 глава. Меня эта глава как-то возмутила. Иуда оказался ревнителем нравственности.

Ну давайте посмотрим что произошло. Иуда взял себе жену. Она родила ему детей. Потом первенец его подрос и Иуда берет ему в жены некую Фамарь. Только этот первенец, что-то там сделал неугодное богу и бог его убил. Иуда говорит второму сыну, чтобы тот взял Фамарь в жены и восстановил потомство умершего брата. Онан не захотел, стал избегать зачатия. Бог разозлился и убил Онана. Тогда Иуда говорит Фамари: жди, пока подрастет 3-й сын, Шела. Ну а что делать Фамари? Она сидит годами и ждет. И так долго ждала, что уже и жена Иуды умерла. Так написано в этой главе. Я ничего не придумал, только читаю.

Фамари ждать надоело, детей нет, а хочется. Все женщины восточные, бесплодие – это ж как проклятие у них. Ну а налево пойти она не может. Точнее, как увидим, могла бы, но за это сразу смерть. И что ей делать?

Она решила пойти на хитрость. Переспать с самим Иудой, главой этой семейки. По восточным законам это ещё возможно. Странно, что не с его сыном, Шелой.

Она взяла, прикрыла лицо, пошла и села у него на пути, когда он куда-то там пошел. Иуда подумал, что это проститутка (блудница) и решил скоротать вечерок. Ну это женщинам нельзя, а мужикам, видимо, иногда можно…

Они стали договариваться об оплате. Сами понимаете, никаких контрацептивов, очень велика вероятность зачатия. Тут маленькой оплатой не отделаешься. У Иуды при себе особо ничего нет, а к проститутке хочется. Ну он и оставил в залог свою печать, перевязь и даже какую-то трость. Обещал потом это забрать и обменять при этом на козленка. Видимо печать была именная, личная.

Потом они расслабляются, после Иуда посылает с другом этого козленка. Но тот не может найти эту женщину. Иуда боится разоблачения.
А месяца через три ему доносят, что Фамарь-то беременна! И обвиняют её в блуде, мужа-то у неё нет. И тут этот Иуда (вот уж правда Иуда), ревнитель нравственности, посетитель проституток, говорит: «выведите её и сожгите».

Я аж удивился, когда прочитал. Начало инквизиции?

Ну а дальше происходит следующее: когда её уже собираются казнить, то она показывает вещи, которые поборник нравственности у женщин оставил у неё когда развлекался.

А что делать этому Иуде? К стенке приперли, да ещё и публично. Пришлось признать ему, что Фамарь-то права была, но вот только ни в каком грехе Иуда не кается. Ну а Фамарь родила аж двойню.

А теперь по поводу сожжения. Такое ощущение, что я читал об инквизиции. Я сначала не поверил даже. Полез ссылки смотреть. На стих Бытие 38:24. Посередине столбик есть в библии, там какие-то похожие стихи указаны. Нашел два места: Левит 21:9 и Левит 20:14.

Процитирую их тут:

Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее.

Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.
В первом случае – одну женщину, во втором – всех троих.

Недавно читал, что какую-то женщину муслимы в стране шариата закидали до смерти камнями по решению их суда за использование аккаунта в Facebook-е. Это тоже какое-то средневековье. Но поборники нравственности не перевелись и сегодня. Насколько я знаю, в ряде мусульманских культур (и не только) многоженство – даже узаконено в их странах. В Америке мормоны практиковали, и по-моему, тоже практикуют.

Но здесь ещё вопрос не только в двойной морали, а ещё и в сожжении. А сам Иуда, и женщину, по сути, обманул, которая годами сидела и ждала от него милости, как от бога, и к проститутке захаживал, как-то мораль ему не мешала.

А еще, если вернуться на одну главу назад, то увидим, что именно этот Иуда предложил не убить Иосифа, а продать его за 20 серебрянников. Уж не отсюда ли в христианство попал предатель Иуда? Ну вот цитата Бытие 37:26,27

26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его?

27 Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались.

Прагматик. Зачем брата убивать, если можно денег выручить. Предприимчивый был. Ну и брата Иосифа любил, конечно.
Вот такая показательная глава про Иуду, сожжение блудников и блудниц и обманутую Фамарь.

Кстати, по поводу Фамари. Из главы видно, что она тоже была довольно сообразительной. И, видимо, мальчик Шела, третий сын Иуды, ей, в силу возраста и положения, был не особо интересен. Да и от чего умерли предыдущие два сына Иуды и почему он явно боялся, что и третий сын может умереть, мы тоже не знаем. То ли суеверия были у Иуды насчет таких женщин, то ли подозрения. Но ведь Шелу он отдавать не стал Фамари в мужья. И сам больше с ней не спал после того случая. Хотя от него уже были дети у неё.

Великая среда: Иуда ищет удобного случая предать Христа

Идет третий день Страстной недели (22 — 27 апреля), называемый Великая среда. Какие события происходили два тысячелетия назад в Иерусалиме? Что в Великую среду происходит в храмах? Откроем Евангелие.

Глава Евангелия от Матфея, рассказывающая о событиях Великой среды, начинается словами Иисуса, которые Он сказал Своим ученикам — апостолам. «Вы знаете, — предупреждает апостолов Иисус, — что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий будет предан на распятие». Странно, но двенадцать последователей Христа будто не слышат этого страшного предостережения. Почему? С одной стороны, прошло всего четыре дня, как Иисуса торжественно, с царскими почестями, приветствовали жители Иерусалима, апостолы люди, а нам всем хочется верить в лучшее.

Читать еще:  Чтобы отличать добро от зла, разве нужна религия?

С другой стороны, события последней недели земной жизни Иисуса развиваются так стремительно, что их просто не успевали осознать. В это же время, когда Иисус произносит перед Своими учениками слова предупреждения о том, что Он будет распят, во дворе первосвященника Каиафы собираются иерархи церкви и старейшины народа — на совет. Они обдумывают, как им погубить Христа. В итоге решают взять Иисуса хитростью и убить. Только не в праздник иудейской Пасхи, когда будет много народа — первосвященникам и старейшинам не хочется доводить дело до смуты. Но ведь для того, чтобы подлый план осуществился, кто-то должен предать Спасителя.

Евангелие очень сдержанно, но предельно точно описывает механизм предательства: только факты. Предатель нашелся — его имя станет для человечества символом подлого поступка. Но до того, как Иуда пришел к первосвященникам с предложением выдать Иисуса, произошло еще одно знаковое событие, и о нем тоже говорят в храмах в Великую среду.

В третий день Страстной недели во время богослужения вспоминают, как в доме Симона прокаженного, куда Христос пришел в гости, грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила Христу на голову драгоценное миро. Миро — по-гречески «благовонное масло», представляет собой особую смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол, всего 50 компонентов. Миром в те времена не только помазывали царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению.

Ученики, увидев, что грешница возлила на голову Иисуса драгоценное миро, вознегодовали. «К чему такая трата? Это миро можно было бы продать за большую цену, а деньги отдать нищим!» Но, читаем дальше в Евангелии: «Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

Так и случилось: мы вспоминаем эту безымянную грешницу, сердцем почувствовавшую, предстоящую смерть Христа.

И дальше в Евангелие от Матфея стоит многозначительное слово «Тогда…». «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам, — читаем мы, — и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».

Вот и все, что сказано о предательстве Иуды. Можно строить множество предположений, почему ученик Иисуса, один из двенадцати, пошел на это. Но если мы внимательно отнесемся к хронологии событий, изложенных в Евангелиях, мы поймем, что Иудой двигали два порока — зависть и сребролюбие. Вот что читаем в Евангелии от Иоанна: Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще жестче: то слово, которое переведено на церковнославянский, а потом и на русский, как «носил» может быть употреблено и в значении «крал». Иуда был казначеем апостольской общины, в его руках оказывались значительные суммы денег. Это были пожертвования, например, из Евангелия известно, что деньги могли давать женщины, которых Иисус исцелил от неизлечимых болезней, а из кого-то и изгнав злых духов. Иисус был к деньгам и богатству абсолютно равнодушен: часть средств шла на нужды маленькой общины его учеников, остальные раздавались нищим. Ящик для денег «имел при себе» Иуда. По-видимому, никому и в голову не приходило его контролировать. Так, начав с воровства у своих же товарищей, Иуда закончил предательством. Его имя тоже живет в веках — как символ подлости и того, что она не приносит предателю счастья. Как известно, Иуда удавился — на осине. Но об этом в другие дни Страстной недели.

Кроме описанных отрывков из Евангелия, в Великую среду во время Божественной литургии в последний раз читается знаменитая молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются — это тоже имеет свой смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи, и напоминает нам о том, что Воскресение Христа стало прообразом будущего века. Исключение делается только для поклонов перед Плащаницей, полотном, на котором изображено снятое с Креста Тело Христа.

На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться. Завтра Великий, или Чистый четверг — день напряженных и долгих богослужений. В Чистый четверг, когда вспоминают то, как Христос установил Таинство Причащения, все стараются причаститься, поэтому и исповедуются в среду накануне.

himmelhoh

И долго буду тем любезен я народу, что в руки взяв перо, ему не дал я ходу.

По выходным так хочется в разведку!

Евангельские воры на деревьях: Иуда и Закхей

ИЕРОМОНАХ ДИМИТРИЙ (ПЕРШИН) | 27 АПРЕЛЯ 2016 Г.
В Страстную среду, когда Иуда предал Христа, иеромонах Димитрий (Першин) рассматривает Иуду в сравнении с другим евангельским героем – мытарем Закхеем.
Евангельские воры на деревьях: Иуда и Закхей
Иуда, блудница и Зигмунд Фрейд: по следам Великой Среды
Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя
Ад Иуд
Кофе с сестрой Вассой: Бесстрашный Закхей (+видео)
Искра нелицемерного желания исправиться (+аудио)
Закхей и Спаситель – разговор жестов
Оба предали, но один Учителя, а другой – родину, переметнувшись на сторону оккупационной римской власти.

Оба одержимы богатством, но один после, а другой до встречи со Христом.

Оба презираемы, но один после, а другой до этой встречи.

Оба следуют за Ним, но один до, а другой после своей смерти.

Оба умирают на деревьях, но один, повесившись, умер для светлой вечности, а другой, откликнувшись на просьбу Спасителя, умер для ветхого прозябания в корысти.

Оба изменяют себе раньше, чем вскарабкались на деревья. Один давно вынашивал предательство, будучи учеником. Другой, будучи коллектором, давно намозолил себе душу и мечтал расстаться, по слову Уильяма Шекспира, с худшей ее половиной («Гамлет»).

Оба тосковали по справедливости. Одного обломали с драгоценным миром, продав которое, можно было и нищих облагодетельствовать, и себя не забыть. И он, конечно, кипел праведным гневом и на Иисуса, и на других апостолов. Другому до смерти надоело обирать свой народ в пользу язычников, не забывая и себя, другое дело, что он не знал, куда приткнуться, где – та правда, что не меркнет в суете.

Читать еще:  Протоиерей Сергий Адодин: Я нажал нужную кнопку и спас человеку жизнь

Оба самоутверждают себя.

Иеромонах Димитрий (Першин)
Иеромонах Димитрий (Першин)

Один – став предводителем спецподразделения по нейтрализации опасного террориста. Сравним:

«Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием» (Ин. 18:31).

«В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (Мф. 26:55).

Другой – став посмешищем в глазах толпы, окружающей Праведника. Низкорослого Закхея народ оттирал от Спасителя. Его ненавидели тихой ненавистью за вымогательство. А он уже не мог позвать братков-коллекторов, чтобы распихать всех. Не для того вышел навстречу. И превозмогая позор и общественное порицание, он лезет на смоковницу, сдирая об ее сучки свои драконьи шкуры – как Юстэс в «Покорителе зари» Клайва Льюиса.

В своем посмертии оба встречают Христа.

Иуда в аду, куда нисходит душа Спасителя, осиянная великой славой. Но боюсь, что оный висельник, подобно Вольдеморту (глава «Кингс-Кросс» в «Дарах смерти»), пребывал там в кромешной обиде на всех и на вся. И лишь перебирал в адской пустоте свои не оцененные ни апостолами, ни первосвященниками достоинства. И как шиллеровский разбойник, гляделся в расколотые зеркала своего мнимого прошлого величия, утратив слух, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, а главное – сердце, чтобы отдать его Богу.

Напротив, навсегда разорвавший с партией жуликов и воров ее основоположник Закхей встречает Спасителя в своем доме, угощает Его и становится Его учеником. Просто потому, что начинает поступать по Его заветам, возвещенным еще в проповеди на горе, примиряясь с обиженными и оскорбленными, раздавая им свое неправедное богатство, свидетельствуя самой своей обновленной жизнью о Христе.

Оба обрели известность. Им посвящены страницы Нового Завета и книжные шкафы их толкований и пересказов.

Оба предостерегают нас от слишком поспешных выводов. Пока человек жив, есть опасность, что он может поскользнуться и не встать, и есть надежда, что, даже увязнув по макушку в болоте, он выберется из него. Растопчет босыми пятками главу древнего змея и станет родным тому Царствию, что приближается к нам со скоростью нашего покаяния.

Закхей уже умер, разменяв свою мертвую душу на новую жизнь. В эти дни он раздает имущество от него же потерпевшим и, вероятно, собирается в Иерусалим на Пасху.

Иуда уже умер, вынашивая планы по приумножению начального капитала. Остались считанные часы до его сговора с первыми духовными лицами Израиля о бартере: 30 серебряных монет за Чудотворца.

А мы идем за Христом, внимая себе, чтобы не стать Иудами и уподобиться Закхею.

А Господь наш идет на Крест.

Всё зная, Он нигде прямо не именует Иуду предателем. Но лишь проговаривает раз за разом, что предательство имеет место в кругу Его учеников. Обличает само предательство вообще, как общий случай беды, стремясь достучаться до его совести, чтобы пробудить Иудину душу.

Умывает ему ноги. Причащает его, как и иных учеников. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, почему: чтобы тот не мог сказать в свое оправдание, что был чем-либо обделен, что его обошли дарами и милостью.

Бог, явивший Себя в веянии тихого ветра, ни трости надломленной не преламывает, ни льна курящегося не угашает (ср. Мф. 12:20).

Вот почему и преподобный Марк Подвижник так советует исправлять чьи-либо промахи: «Что говорится (вообще) в числе множественном, то бывает всем полезно; ибо каждому свое укажет совесть» (О тех, которые думают оправдаться делами, 179).

Бог Нового Завета деликатен и тактичен, вежлив и скромен. Как нищий, Он стоит у наших дверей и стучит. Кто отворит Ему? У Закхея это получилось. Так что наши заботы и зависимости не послужат нам оправданием, если мы пропустим этот тихий стук мимо своих ушей.

Теги: Закхей, иеромонах Димитрий (Першин), Иуда, Новый Завет, предательство Иуды, Страстная седмица

Кто такой Иуда Искариот? Почему Иуда предал Христа и как он умер

Иуда Искариот – один из 12 апостолов, ближайших последователей Христа, которых тот сам выбрал из числа своих учеников. Согласно Библии, он предал Иисуса, поспособствовав его аресту, и получил за это 30 сребреников (иудейских серебряных монет).

Сумма была достаточной, чтобы купить участок земли в окрестностях Иерусалима, что и было сделано. Но по поводу того, кто именно распорядился «кровавыми» деньгами, библейские рассказы расходятся.

Как умер Иуда. Библейские противоречия

Согласно Евангелию от Матфея, Иуда раскаялся, когда понял, что Христа осудили на казнь. Он вернул монеты подкупившим его священникам, оставив их в храме, после чего повесился. Поскольку деньги, которые использовались в нечестивой сделке, не годились для церковной сокровищницы, священники приобрели на них кусок поля под кладбище для чужеземцев. Это место стало называться «землей крови».

Однако в «Деяниях апостолов», написанных евангелистом Лукой, говорится, что Иуда сам потратил деньги, добытые предательством, на покупку земли. А «землей крови» ее назвали местные жители после того, как Иуда «низринулся» (т.е. рухнул вниз) и из лопнувшего тела вывалились внутренности.

Фреска Джованни Канавезио «Повешенный Иуда», 1491. Wikimedia

Слово «низринулся» («ниц быв» по-церковнославянски, «[fell] headlong» по-английски) смущает читателей и некоторых исследователей. Они предполагают, что в данной версии Иуда не повесился, а сбросился с высоты или вообще погиб случайно.

Но большинство ученых и христианских толкователей все-таки считают, что Матфей и Лука пишут об одном и том же способе самоубийства: первый констатирует сам факт («удавился»), второй описывает последствия (тело рухнуло с дерева какое-то время спустя).

То, что тело при падении буквально треснуло пополам, вывалив внутренности, как раз подтверждает, что перед этим оно висело на жарком солнце, активно разлагаясь и раздуваясь.

«Дерево Иуды»

Хотя ни один библейский источник не указывает, на чем повесился Иуда, во многих народных мифах фигурирует «Иудино дерево». Восточные славяне отвели эту роль осине, очевидно, не зная, что в Палестине она не растет.

В словаре Даля середины XIX века написано: «Осина проклятое дерево, на нем Иуда удавился, и с тех пор на нем лист дрожит. На осине кровь под корою; кора, под кожицей, красновата».

Изображение «Иудиной медали», отлитой в 1709 году по приказу Петра I для вручения гетману Мазепе за предательство в Северной войне

В Англии, Франции, Польше считали, что это бузина. У Шекспира в комедии «Бесплодные усилия любви» (акт V, сцена 2) есть строчка «Judas was hang’d on an elder» (буквально: «Иуда повесился на бузине»; в переводе Корнеева: «Древний Иуда тоже повесился на древе»).

Читать еще:  Алексей Кортнев: Я пока никак не могу примириться со смертью

Но и бузина не росла в местах евангельских событий, так что впоследствии в Западной Европе «Иудиным деревом» прозвали багряник, который распространен на Ближнем Востоке. Он обильно цветет лилово-розовыми цветками, а его зрелые плоды напоминают фигуру висельника.

Цветы и плоды багряника. Kurt Stüber / Wikimedia

Поцелуй Иуды

В Евангелиях сцена предательства и ареста описана довольно подробно. Иуда привел воинов и служителей в Гефсиманский сад, где Христос находился с остальными апостолами, подошел к нему, поцеловал и назвал Равви́ (учитель). Тем самым он указал пришедшим, кого именно надо арестовать.

Почему он выбрал поцелуй, а не другой, менее «сентиментальный» способ предательства?

Дело в том, что в античности поцелуи в щеку или губы были распространены между мужчинами как знак приветствия и почтения, это встречается у многих древних авторов, от Гомера до Вергилия. Евангелисты (кроме Иоанна) неспроста акцентируют внимание на поцелуе: это подчеркивает двуличность и вероломство Иуды и усиливает драматизм происходящего.

Фреска Джотто в капелле Скровеньи, Падуя, Италия

Сюжет «Поцелуй (Лобзание) Иуды» входит в систему храмовой росписи, поскольку с него начинаются Страсти Христовы – физические и моральные терзания Спасителя перед смертью на кресте и последующим воскрешением.

Само выражение стало обозначать любой предательский поступок, лицемерно прикрываемый проявлением любви и дружбы.

Почему Иуда предал Христа?

Из Евангелий мотивация Иуды не вполне ясна. Самый простой вывод – что он соблазнился деньгами.

Матфей и Лука дают понять, что прежде чем пойти на предательство, Иуда прямо потребовал вознаграждения. Иоанн отмечает, что Иуда «был вор» и при этом заведовал ящиком для пожертвований.

В то же время у Иоанна и Луки говорится, что перед предательством в Иуду «вошел сатана». Причем описание Тайной вечери у Иоанна оставляет впечатление, что Иуду чуть ли не «зомбировали», превратив в безвольного исполнителя того, что предначертано.

Так, Христос подает ему кусок хлеба, «после сего куска» в него входит сатана, и тут же Иисус велит Иуде: «Что делаешь, делай скорее». К недоумению остальных апостолов, Иуда уходит в ночь – они думают, что Учитель дал ему задание что-то купить.

«Последняя трапеза», Карл Блох, 1870-е. Wikimedia

Значит ли все это, что Иуда был «одержим» и не осознавал, что творит? Ведь тогда его отчаяние и самоубийство нелогичны, как и обвинения в предательстве.

Судя по библейским текстам, Иуда хотел предать, и потому виновен. Непростительность его греха подчеркивается неоднократно. Словами самого Иисуса: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться».

Между тем ряд философов, историков и литераторов скорее сочувствуют Иуде как трагической фигуре и обреченной жертве.

По одной из версий, Иуда выдал Иисуса «из чувства патриотизма»: он якобы рассчитывал, что Христос поможет его стране избавиться от римских захватчиков, но разочаровался, решив, что тот использует его народ для каких-то своих целей.

У Леонида Андреева в повести «Иуда Искариот» библейский сюжет представлен словно в зазеркалье, где все наоборот: в нем Иисус «предает» искренне любящего его Иуду, обрекая на душевные муки и подталкивая к предательству.

Иисус (Тед Нили) и Иуда (Карл Андерсон) в мюзикле «Иисус Христос Суперзвезда», 1973

В рассказе Хорхе Борхеса «Три версии предательства Иуды» вымышленный автор исследования рассуждает, что именно Иуда принес величайшую жертву ради спасения человечества. Он согласился принять на себя позор и быть проклятым до конца времен, тогда как Христос «всего лишь» провел несколько часов кресте. В конце концов исследователь делает монументальный вывод, что Иуда был Богом в человеческом обличье.

«Евангелие Иуды»

Исключительным персонажем, превыше всех апостолов, Иуда представлен и в неканонической раннехристианской рукописи, известной как «Евангелие Иуды». Полуистлевший папирус впервые всплыл в конце 1970-х в Египте, радиоуглеродный анализ датировал его примерно III веком нашей эры.

Одна из страниц рукописи. Wikimedia

Текст на коптском языке, скорее всего, является переводом с древнегреческого и, вероятно, был написан последователем одной из раннехристианских сект. Современная церковь считает его «ересью», но он несомненно представляет научный интерес.

В противоположность Новому Завету, Иуда показан в манускрипте как лучший из учеников Христа. Якобы он единственный понял истинную суть его учения, так что только ему Христос открыл тайные знания. Иуда выдал Иисуса врагам только потому, что послушно и жертвенно выполнял его указания.

«Иуда», Эдвард Окунь, 1901. artchive.ru

Более того, согласно «Евангелию Иуды», Христос умер не ради искупления человеческих грехов, а чтобы задобрить богов нижнего порядка. Потому что истинный Бог милостив и не требует никаких жертв, тем более таких кровавых.

«Послание Иуды»

А вот каноническое короткое «Послание Иуды», которое входит в Новый Завет, не имеет отношения к Иуде Искариоту. Его автором считается апостол Иуда Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат апостола Иакова). В начале послания автор сам обозначает себя: «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова».

Однако в Евангелиях упоминается еще и брат самого Иисуса по имени Иуда. Одни исследователи считают, что апостол Иуда и брат Христа – это разные люди, другие – что это один и тот же человек. Степень родства при этом непонятна: то ли это сводный брат Иисуса (от предыдущего брака отца), то ли двоюродный или даже более дальний родственник.

Православная церковь признает, что апостол Иуда – это брат Господень, сын Иосифа и его первой жены, которая была до Марии. То, что он не подписался так в послании, объясняют скромностью.

Святой апостол Иуда. Икона из ризницы Троице-Сергиевой лавры

Что значит «Искариот»?

Чтобы отделить Иуду-предателя от других, евангелисты добавляют к его имени прозвище Искариот.

Русский православный богослов второй половины XIX – начала XX веков Митрофан Муретов тщательно разобрал написание этого слова в разных источниках (греческих, латинских, еврейских, славянских и др.) и заключил, что оно означает: «кто/который из Кариот», «Кариотянин». Прочие варианты трактовки он отбросил как несостоятельные или натянутые.

Кариот – это буквально «города» (мн. ч), но в данном случае имеется в виду конкретное место Кириаф (Кериоф) на юге Иудеи.

Иудея в эпоху Христа и примерное расположение Кириафа (к югу от Хеврона)

На руинах Кириафа. Фото с сайта Biblewalks.com

По мнению Муретова, прозвище Искариот не просто указывает на происхождение Иуды, но и характеризует его личность.

Из всех апостолов только он был из Иудеи, а ее население в те времена отличалось наибольшим религиозным фанатизмом и радикальным национализмом. Они считали врагами не только римлян, но и своих соплеменников с умеренными взглядами. Если Иуда был одним из непримиримых «радикалов», то закономерно, что он быстро разочаровался в пацифизме Христа и решил его предать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector