1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История человечества, или какой иконостас правильный?

Как правильно читать иконостас?

В православном храме иконостасом называется алтарная перегородка с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Согласно православному календарю, иконостас состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. Классическим иконостасом принято считать пятиярусный иконостас, в котором сюжеты икон и их порядок имеют определенное значение.

Иконостас может читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, но, как говорят священнослужители, его лучше воспринимать как единый образ. «Иконостас воспринимается целиком. Он очень символичен, поскольку рассказывает всю историю. Смысл каждого ряда в иконостасе определен каноном, а его содержание и наполнение зависит от конкретного храма. Вся содержательная часть иконостаса служит напоминанием о становлении церкви, охватывая все времена, и включая все символические значения отдельных икон», — рассказал АиФ.ru протоиерей, настоятель Храма святого Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин (отец Игорь).

Пять рядов икон носят следующие названия: верхний ряд — праотеческий, ниже — пророческий, праздничный, деисусный и самый нижний ряд — местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы. С середины XVI века, как сказано в Православной энциклопедии обязательными были Северные и Южные врата, но, их как правило, устраивали только в больших храмах.

Самый нижний ряд икон в иконостасе описывает земную жизнь и подвиги святых, выше изображены земной путь Христа, его жертвоприношение и Страшный суд, а наверху изображены пророки и праотцы, которые встречают праведников.

Что символизируют ряды иконостаса?

Местный ряд

Самый нижний ряд в иконостасе — местный. Здесь обычно располагаются местночтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме. В центре местного чина располагаются Царские врата, которые символизируют двери рая, символ входа в Царство Божие. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка из заменяют на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Над Царскими Вратами располагается икона «Тайная Вечеря» и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Деисус (деисис)

За местным рядом следует деисис (в пер. с греч. — «моление», в русском языке слово закрепилось в форме «деисус»). Здесь в центре икона Спасителя. Справа и слева от Него изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, то есть весь сонм святых, представленный всеми чинами святости. Смысл этого ряда — моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда повернуты в три четверти оборота ко Христу и показаны молящимися Спасителю.

«В храмах нет строгого расположения деисуса. Как правило, он располагается над Царскими вратами. Иконография деисуса разнообразна и отличается по составу святых, количеству фигур. Минимальное количество икон в центральном ряде иконостоса — три — это Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. В этом ряду также могут быть иконы святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, мучеников. В своем порядке они располагаются или справа или слева. Так что строгого ряда у деисуса нет. Он может быть и вторым и третьим», — говорит отец Игорь.

Праздничный ряд

Праздничный описывает события земной жизни Спасителя. В этом ряду стоят иконы двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников — Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери).

Пророческий ряд

Пророческий ряд иконостаса являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков с развернутыми свитками в руках. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже — Богоматерь с Младенцем.

Праотеческий ряд

Верхний ряд назван праотеческим. Этот ряд располагается над пророческим и представляет собой галерею ветхозаветных праотцов с соответствующими текстами на свитках. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов — явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова и даже иногда жен-мироносиц. Крест (Голгофа) над пророческим рядом является символом искупления человечества.

Читать еще:  Иммунолог Белла Брагвадзе: Оставьте свой иммунитет в покое!

История человечества, или какой иконостас правильный?

Иконостас возник в Византии, но сплошной высокой стеной с иконами, расположенными в определенном порядке он стал только в России. Русский иконостас превратился в национальный символ, перекочевав из России в православные храмы других стран.

Сегодня он играет не просто большую — огромную — роль, являясь ключевой скрепой православного богослужения и православного богословия.

Отказ от него неизбежно повлечет за собой изменение сознания как прихожан, так и священников.

Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года, она звучала особенно сильно.

Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или хотя бы уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века.

Низкие иконостасы появились во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и других храмах.

Сегодня – в восстанавливаемых и вновь строящихся храмах появляются чудные низкие воздушные иконостасы, например, в храме святого Николая с.Кленово Подольского района

В низком иконостасе выражена иная идея, чем в традиционном, идея единения священника и прихода, их общей жизни.

Приход развивается, меняется, становится грамотным, богословски более образованным , стремящимся не просто приходить и уходить на службы и со службы, но еще и участвовать в литургической жизни церкви .

Процесс этот остановить невозможно, а значит и отношение к иконостасу неизбежно будет меняться, критика старых традиционных подходов будет продолжаться. Новые реалии требуют нового отношения и переосмысления многих давно сложившихся, но устаревших стереотипов. Поэтому вопрос об отношении к иконостасу является одним из программных пунктов всех выступающих за церковную реформу.

Но сначала поймем, почему так важен вопрос сохранения иконостаса с точки зрения традиционалистской, какая в нем заложена идея. Потом надо понять, почему высокий русский иконостас подвергается критике со стороны реформаторов, почему одни так яростно его защищают, а другие, столь же яростно, его критикуют. Наконец, надо рассмотреть структуру традиционного иконостаса. И тогда будет понятна глубина проблемы и необходимость компромиссных решений: не отказ от традиции, а ее развитие.

В православном богослужении нет ничего лишнего. Все его части объяснены исторически как жизнь Иисуса Христа, начиная от рождения, до Вознесения, и символически, как действия, разворачиваемые в Царстве Небесном. Алтарь, храм, притвор, действия священнослужителей – все имеет смысл, не только телесный, физический, но и символический.

Иконостас, как неотъемлемая часть православного храма, тоже имеет богослужебное назначение, а значит, явные и скрытые смыслы, заложенные в него по умолчанию. По словам о. Павла Флоренского, иконостас разъединяет два литургических пространства — мир видимый и невидимый. Горний – алтарь, в котором обитают небесные силы, святые, Иисус Христос и Богородица , и дольний — среднюю часть храма (нёф), где стоит народ. Но одновременно иконостас соединяет эти миры, являя видимому миру мир невидимый.

Невидимый мир является через образы, изображенные на иконостасе, через его ритм, упорядоченность, содержание. Это — огромная икона, в которой сплетено несколько смыслов, не таких простых, как кажется, и не так легко прочитываемых, как на единичной иконе. Иконостас — образ того мира, который нам, стоящим в храме, может являться только приближенно, как сквозь мутное стекло.

Иконостас есть воплощенное единство церкви живых и мертвых, тех, кто видимо участвует в богослужении, и тех, кто невидимо сослужит в алтаре. Образы иконостаса, по выражению Павла Флоренского, окна, свозь которые мы можем видеть святых и небожителей.

Убрав иконостас, мы сделаем храм слепым и глухим, потому что исчезнет свет, по которому духовно незрячие могут видеть телесным взором мир иной. Иконостас – проповедь Царства Небесного, по нему можно прочитать всю церковную историю от праотцов до сегодняшнего дня.

Но, несмотря на все достоинства и духовные смыслы иконостаса, остается вопрос: иконостас создан для «духовных младенцев» или в расчете на духовное возрастание и взросление паствы? Флоренский считает — на духовных младенцев.

Тогда иконостас превращается в «консервант» младенчества, являясь инструментом сознательного превращения прихожан в пассивный материал, который постоянно нуждается в «разжиженной пище». Но такое состояние выгодно только одной стороне, а духовное возмужание прихода неизбежно порождает потребность в другом.

Вспомним, что икона появилась как библия для неграмотных, но неграмотность давно ушла, а на прилавках — множество прекрасных богословских книг. Верующие выросли из коротких штанишек, как это было в X-XVI веках, когда христианство пришло в Россию.

И критика касается не самого иконостаса как носителя икон, но идеи, неявно присутствующей в таком иконостасе: верующие всегда будут пребывать в младенческом состоянии и чем дольше они в нем пребывают, тем лучше, тем легче ими управлять и создавать мифы, оправдывающие сложившийся статус-кво богослужебной и церковной практики.

Читать еще:  20 фотографий первых дней Великой Отечественной войны

Но верующие все больше и больше нуждаются в открытости литургической жизни, в живой связи алтаря и нёфа, в том, чтобы к ним относились как к взрослым и достойным чадам Церкви.

Иконостас в храме

В православных храмах всегда особенно красивое убранство, но многочисленная утварь на самом деле подчинена строгой системе внутреннего убранства церкви и выполняет свои особенные роли. Так и иконостас — это не просто красиво украшенная подставка под иконы, он имеет определенное устройство и значение.

Что такое иконостас

Слово «иконостас» пришло с Греции, где оно сложилось с двух частей: «εἰκών» — образ и «στάσις» — место стояния. Точное значение данного слово означает перегородку с образами, которая отделяет алтарь от средней части храма.

Чаще всего он представляет собой большую, до потолка стену, на котором в 3-5 ярусов расположены иконы. Изредка встречаются низкие перегородки и не сплошные — они позволяют рассмотреть все, что происходит в алтаре.

Чины располагаются сверху вниз и последовательно рассказывают прихожанину историю сотворения Богом человека, и всю историю их взаимоотношений. Образа и их расположение отличаются от храма к храму, но традиционно они делятся на 5 ярусов:

  1. Самый верхний, пятый ярус — Праотеческий.
  2. Четвертый чин — Пророческий.
  3. Третий ярус — Праздничный.
  4. Второй ярус — Деисус.
  5. Нижний чин или первый ярус называется Местный ряд.

Важно! Разделяя средний храм от алтаря, иконостас позволяет сохранить таинство молитвы священнослужителей и их подготовку к проведению богослужения. Устройство такой перегородки имеет и духовный смысл — особое расположение картин на ней рассказывает прихожанину историю создания человека Господом.

На вершине всегда располагается крест, как символ кульминации Божьей любви к человеку — именно на кресте умер Иисус Христос за все человечество, потому что Бог настолько возлюбил этот мир, что пожертвовал за него Своего Сына. Изредка вместо распятия на вершине перегородки может быть икона «Распятие».

История происхождения

Ранняя христианская история не содержит упоминаний об иконостасах — изначально они просто не существовали, ведь христианам запрещали собираться в зданиях и они были вынуждены проводить богослужения в пещерах.

Впоследствии, когда христианство стало официальной разрешенной религией и количество прихожан увеличилось, богослужения перенесли в здания, а место подготовки священников стали отделять колоннами, на которых изредка размещали иконы. Только в 4 веке н.э. появились упоминания о специально построенных алтарных преградах в храмах.

Изначально преграды были невысокими, не позволяющими полностью скрыть происходящее в алтаре. Но по мере украшения церкви изображениями святых их расширяли и делали более высокими. Первое появление 4-ярусного иконостаса относится к началу 15 столетия.

Развитие свое иконостасы получили в Древней Руси — в Греции богослужения проходили в каменных храмах, которые украшали обильно фресками, а на территории современного СНГ церкви были преимущественно деревянными, поэтому появилась потребность в подставках для святых образов. С начала 15 века повсеместно стали устанавливать иконостасы в 4 яруса, сегодня же классическим вариантом считается 5-ярусный.

Как устроен иконостас в православном храме

Иконостас имеет строгую каноничность — нельзя нарушать порядок расположения икон на нем, но при этом стиль сооружения не имеет строгих рамок, поэтому существует достаточно много видов алтарных преград.

Нижний ряд

Здесь центральное место занимают Царские врата — двери, которые ведут в алтарную часть (расположены напротив Престола) и символизируют собой двери в Рай. На створках дверей, обращенных к залу, находятся иконы «Благовещения» и четырех евангелистов. Над вратами — «Тайная вечеря», а слева и справа по краям чина — дьяконские двери, через которые в зал проходят все священнослужители.

Главным изображением нижнего ряда является образ Христа и Богородицы, они располагаются справа и слева от Царских врат соответственно. После них установлены местные иконы — изображения святых, в честь которых назван храм или которые тут особо почитаются.

Второй ряд

Этот чин содержит меньшие по размеру иконы, чем первый, но их больше в целом. Главная тема ряда — второе пришествие Иисуса Христа на землю, поэтому его называют Деисусом. Главный образ чина — это изображение Спасителя на престоле, а в целом собрание подчинены одной тематике — моление Христу о милости.

По правую и левую сторону от главной картины располагаются изображения Иоанна Крестителя и Богородицы «Заступница».

Третий ряд

Третий ярус или Праздничный собирает все образа, которые изображают двунадесятые праздники — великие события, произошедшие в жизни Христа и Девы Марии. Изредка его называют Историческим, поскольку он рассказывает краткую историю Евангелия, показывая людям самые значимые события: Рождество, Крещение, Благовещение и пр.

Четвертый ряд

На четвертом ярусе располагаются пророки, поэтому он и называется пророческим. Главная его цель — познакомить и ввести людей в историю ветхозаветной Церкви. Поэтому тут представлены все те Божьи люди, которые пророчествовали о пришествии и смерти Иисуса. Кроме них, ярус содержит картину Богородицы «Знамение».

Читать еще:  Любовь к деньгам — главная страсть современного человека

Пятый ряд

Праотеческий чин в центре содержит образ Святой Троицы, показывая, что во главе всего стоит Господь и Он изначально был еще до создания Вселенной. В обе стороны от Святой Троицы располагаются образа праведников Ветхого Завета: праотца Авраама, Исаака и Иакова. Четкого правила, кто именно должен быть представлен на иконах нет — это определяет тот, кто заказывает всю перегородку.

Символика

Построение и структура иконостаса регулируются церковными традициями, но при этом их архитектура, стиль и вид могут различаться. При этом все равно прослеживается определенная символика:

  1. Распятие — это символ смерти Христа, благодаря которой человек имеет вечную жизнь. Оно всегда располагается на вершине перегородки, венчая всю историю взаимоотношений человека и Бога.
  2. Каждый чин — это определенный этап в истории Церкви, начиная с сотворения мира и заканчивая Небесным Царством.
  3. Центральная икона в ярусе является определяющей тематику, именно по ней можно понять, какой это чин.
  4. В центре каждого чина находятся образы Иисуса Христа и Святой Троицы — именно Господь является центром Вселенной и человеческой жизни. Поэтому в любом иконостасе прослеживается четкое расположение этих образов один под другим сверху вниз.
  5. Тематика образов Богородицы на каждом ярусе соответствуют общей теме, так на Деисусе это «Заступница», молящая о милости для грешников, а на Пророческом — это «Знамение», подтверждающее все пророчества о пришествии Мессии.

При этом стиль иконостаса в целом, а также стиль икон и их наполнение могут существенно отличаться от храма к храму. Так, изображение Тайной Вечери могут заменить «Воскресением Христовым», а образа праздников — картинами из цикла «Страсти Христовы».

Домашний и походный

Иконостас можно увидеть и в обычном доме православного христианина — красный угол, который отведен под святые образа.

В нем также должны соблюдаться определенные правила размещения. Сегодня для этого используют специальные подставки из дерева или полочки, на которых размещают иконы.

В Древней Руси были распространены походные иконостасы — миниатюрные подставки под иконы, которые складывались и были сделаны специально облегченными, чтобы их удобно было транспортировать на далекие расстояния. Обычно их брали с собой в далекие походы, на войну или в торговое путешествие, чтобы была возможность молиться перед иконами.

Как устроен иконостас?

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.

Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.

Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.

Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.

В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.

Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.

Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector