0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интернет в нашей жизни: как слово наше отзовется

Интернет в нашей жизни: как слово наше отзовется

20 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Васса (Лариной) «Церковность и современный мир интернета и социальных медиа». Инокиня Васса — доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой». «Правмир» предлагает читателям краткое изложение этого выступления.

Церковность или Церковное Предание и интернет

Церковное предание состоит из двух частей:

1. Неизменяемая часть — содержание нашей веры. Откровение Бога о Своей Церкви и о Себе вне времени.

2. Изменяемая часть — тот способ как передается неизменяемое содержание Церковного предания в культурном и историческом контексте.

Что меняется в нашем восприятии друг друга и в нашем отношении к Богу из-за технологий? Приведу два примера изменения восприятия из-за технологий.

Первый пример: алфавит. Сегодня мы не можем представить, как люди воспринимали Божественное Откровение до изобретения алфавита. Сначала Откровение передавалось только устно, затем люди начали чеканить знаки на камне, наконец, появился алфавит, и мысль стала передаваться письменно. В середине XV появилось книгопечатание, которое несомненно повлияло на христианский мир. Невозможно представить Реформацию на Западе без развития книгопечатания.

Второй пример: механические часы. В XIII веке в Европе произошел переход от солнечных часов к механическим. Мы никогда не задумывались, но наше богослужение предполагает использование солнечных часов. А сегодня мы потеряли восприятие суточного круга богослужения. Механические часы предполагают другое восприятие длины дня и ночи, другое отношение к точности времени и т. д. На Западе монахи ввели механические часы для того, чтобы точнее извещать о времени суточного богослужения. И само слово «сlock» происходит от кельтского слова, означающего «колокол», так как часы, как колокол сигнализировали о времени молитвы.

В появлении технологий в нашей жизни есть и плюсы, и минусы. Церковь находится и в мире сем, и одновременно она не от мира сего. Поэтому нужно соблюдать это равновесие. Было бы абсурдом считать, что Христос призывает нас не пользоваться технологиями. Он ходил среди нас, Он не прятался от мира, Он сказал: «дерзайте, ибо Я победил мир». И наша задача в том, чтобы все данное нам Богом, в том числе технологии, служило Богу.

Четыре аспекта, показывающие как изменилась наша жизнь из-за интернета

Были проведены неврологические исследования, которые подтвердили, что человеческий мозг перестраивается, и наш подход к жизни меняется с появлением таких технологических явлений как например интернет.

1. Нам сложно присутствовать, находиться в данном, в настоящем моменте

Вся наша духовная жизнь требует присутствия в данном моменте – «Live in the now», «живи сейчас», «и ныне, и присно, и во веки веков» — всегда акцент ставится на нынешнем моменте. Наша евхаристическая жизнь дает нам способность быть благодарным за этот момент.

А теперь, просто надев наушники, мы можем не слышать транспорт, птиц, уйти от окружающего мира. Мы можем не полностью присутствовать в данном моменте. Или, например, сидя за столом всей семьей, смотреть каждый в свой телефон. Мы можем быть alone together, вместе наедине.

Мы теряем свободу. Например, даже присутствуя где-то, и, наблюдая что-то прекрасное, красивое, мы думаем только о том, чтобы заснять это на телефон и выложить в интернет. Даже в этот момент мы не присутствуем здесь, мы уносимся в другое пространство.

Человек должен научиться совершать это бегство из настоящего по желанию и здравому выбору. Любая книга — это бегство из нынешнего момента. Даже литургия, богослужение – сакральное действо, куда мы совершаем благочестивое бегство, добровольно закрывая себя от всех развлечений. Нам нужен храм, чтобы внутренне находить дистанцию и ходить перед Богом.

2. Опасность все воспринимать поверхностно.

У нас есть доступ к большему количеству излишней информации. Конечно, если мы живем там, где нет катехизации, то мы можем найти очень много полезных материалов в интернете. Или мы можем иметь ежедневный доступ к Священному Писанию и так далее.

В то же время, мы не можем, как пчелы выбирать только то, что нам на пользу. У нас начинается перенасыщенность словами и картинками, и даже важна информация становится нам неинтересна и скучна. Слова теряют свою силу, мы их не осваиваем, мы привыкаем безразлично относиться к слову, в том числе к слову Божию. Мы теряем способность долго сосредотачивать свое внимание на слове. Например, мы читаем, просматриваем тексты, статьи, книги по диагонали.

3. Культура диалога

У нас есть возможность участвовать в интернет-общении, общаться с единомышленниками. Но анонимность отделяет наше мнение от ответственности за него. Связь между нашим словом и ответственностью за него естественна для нормальной христианской жизни, которая называет стояние за правое мнение, за право-славие, исповедничеством.

А при интернет-общении анонимность создает условия и дает возможность не отвечать за свои слова. Человек может говорить что угодно, и это разрушительно влияет на него. Человек теряет осознание, что подобное поведение не избавляет его от ответственности перед Богом.

Слова имеют силу даже если мы не обращаем внимание на них и могут быть разрушительны для церковного единства. Поэтому так важно не позволять себе безответственно выступать в интернете. Даже когда мы просто празднословим, мы должны отвечать за это.

4. Распределение времени, тайм-менеджмент

Из-за нашей постоянной связанности с друг другом, доступности друг для друга благодаря интернету, мы теряем способность быть наедине с Богом.

Где бы я ни был, даже во время молитвы, когда я слышу, что пришло сообщение, только одно это знание отвлекает меня, мой ум раздваивается.

Проводились исследования, что при умственной работе, простое знание о существовании письма, на которое надо ответить, снижает IQ человека на 10 пунктов. Получается, человек все время знает, что у него есть недоделанное дело, ему надо что-то решить, и это мешает ему. Мы не можем отключиться от проблем, и вместо того чтобы сохранять наше время, технологии лишают нас времени.

Читать еще:  Бургундский треугольник, или Как один монах в Европе «веру продавал»

Еще один минус — мы забываем о ценности времени других людей. Например, посылая картинки, статьи, надоедая другому человеку в интернете, при этом не задумываясь нужно ли это ему.

Важно сначала осмыслить и оценить что с нами происходит, найти стратегию подхода к интернету, чтобы интернет укреплял наше церковное бытие и позволил нам возрастать в духовной жизни.

Как противостоять опасности изменения нашей жизни из-за интернета

1.Нужно обратиться к древней практике Церкви и многих подвижников прошлого -молитвенное чтение или lectio divina.

Каждый день уделять какое-то небольшое время, буквально пять минут, практике глубокого чтения. Проделать следующее упражнение: молитва перед чтением Евангелия, чтение нескольких стихов пока что-то не западет в сердце, а затем этот стих, который запал в сердце, переписать и носить с собой. Это стратегия глубокого чтения, введения ума в сердце.

2.Отключать интернет на какое-то время каждый день. Это может быть раннее утро, хотя бы полчаса и вечер – какое-то время до сна. И определить для себя, что если мы это преступаем, это грех, преступление правила.

3.Быть наедине с Богом, молиться в то время, когда мы отключены от интернета.

4.Когда мы исповедуемся включать в исповедь наши интернет-грехи. Мы пока не задумываемся об этом, так как культура нашей церковной жизни не включает интернет в пространство этой жизни. Но нужно включить интернет в нашу духовную жизнь, так как очень большая часть нашей жизни проходит в интернет-пространстве.

Интернет в нашей жизни: как слово наше отзовется

Церковность или Церковное Предание и интернет

Церковное предание состоит из двух частей:

  1. Неизменяемая часть — содержание нашей веры. Откровение Бога о Своей Церкви и о Себе вне времени.
  2. Изменяемая часть — тот способ как передается неизменяемое содержание Церковного предания в культурном и историческом контексте.

Что меняется в нашем восприятии друг друга и в нашем отношении к Богу из-за технологий? Приведу два примера изменения восприятия из-за технологий.

Первый пример: алфавит. Сегодня мы не можем представить, как люди воспринимали Божественное Откровение до изобретения алфавита. Сначала Откровение передавалось только устно, затем люди начали чеканить знаки на камне, наконец, появился алфавит, и мысль стала передаваться письменно. В середине XV появилось книгопечатание, которое несомненно повлияло на христианский мир. Невозможно представить Реформацию на Западе без развития книгопечатания.

Второй пример: механические часы. В XIII веке в Европе произошел переход от солнечных часов к механическим. Мы никогда не задумывались, но наше богослужение предполагает использование солнечных часов. А сегодня мы потеряли восприятие суточного круга богослужения. Механические часы предполагают другое восприятие длины дня и ночи, другое отношение к точности времени и т. д. На Западе монахи ввели механические часы для того, чтобы точнее извещать о времени суточного богослужения. И само слово «сlock» происходит от кельтского слова, означающего «колокол», так как часы, как колокол сигнализировали о времени молитвы.

В появлении технологий в нашей жизни есть и плюсы, и минусы. Церковь находится и в мире сем, и одновременно она не от мира сего. Поэтому нужно соблюдать это равновесие. Было бы абсурдом считать, что Христос призывает нас не пользоваться технологиями. Он ходил среди нас, Он не прятался от мира, Он сказал: «дерзайте, ибо Я победил мир». И наша задача в том, чтобы все данное нам Богом, в том числе технологии, служило Богу.

Четыре аспекта, показывающие как изменилась наша жизнь из-за интернета

Были проведены неврологические исследования, которые подтвердили, что человеческий мозг перестраивается, и наш подход к жизни меняется с появлением таких технологических явлений как например интернет.

  1. Нам сложно присутствовать, находиться в данном, в настоящем моменте

Вся наша духовная жизнь требует присутствия в данном моменте – «Live in the now», «живи сейчас», «и ныне, и присно, и во веки веков» — всегда акцент ставится на нынешнем моменте. Наша евхаристическая жизнь дает нам способность быть благодарным за этот момент.

А теперь, просто надев наушники, мы можем не слышать транспорт, птиц, уйти от окружающего мира. Мы можем не полностью присутствовать в данном моменте. Или, например, сидя за столом всей семьей, смотреть каждый в свой телефон. Мы можем быть alone together, вместе наедине.

Мы теряем свободу. Например, даже присутствуя где-то, и, наблюдая что-то прекрасное, красивое, мы думаем только о том, чтобы заснять это на телефон и выложить в интернет. Даже в этот момент мы не присутствуем здесь, мы уносимся в другое пространство.

Человек должен научиться совершать это бегство из настоящего по желанию и здравому выбору. Любая книга — это бегство из нынешнего момента. Даже литургия, богослужение – сакральное действо, куда мы совершаем благочестивое бегство, добровольно закрывая себя от всех развлечений. Нам нужен храм, чтобы внутренне находить дистанцию и ходить перед Богом.

2. Опасность все воспринимать поверхностно.

У нас есть доступ к большему количеству излишней информации. Конечно, если мы живем там, где нет катехизации, то мы можем найти очень много полезных материалов в интернете. Или мы можем иметь ежедневный доступ к Священному Писанию и так далее.

В то же время, мы не можем, как пчелы выбирать только то, что нам на пользу. У нас начинается перенасыщенность словами и картинками, и даже важна информация становится нам неинтересна и скучна. Слова теряют свою силу, мы их не осваиваем, мы привыкаем безразлично относиться к слову, в том числе к слову Божию. Мы теряем способность долго сосредотачивать свое внимание на слове. Например, мы читаем, просматриваем тексты, статьи, книги по диагонали.

3. Культура диалога

У нас есть возможность участвовать в интернет-общении, общаться с единомышленниками. Но анонимность отделяет наше мнение от ответственности за него. Связь между нашим словом и ответственностью за него естественна для нормальной христианской жизни, которая называет стояние за правое мнение, за право-славие, исповедничеством.

Читать еще:  Редкое имя для ребенка – признак гордости родителей?

А при интернет-общении анонимность создает условия и дает возможность не отвечать за свои слова. Человек может говорить что угодно, и это разрушительно влияет на него. Человек теряет осознание, что подобное поведение не избавляет его от ответственности перед Богом.

Слова имеют силу даже если мы не обращаем внимание на них и могут быть разрушительны для церковного единства. Поэтому так важно не позволять себе безответственно выступать в интернете. Даже когда мы просто празднословим, мы должны отвечать за это.

  1. Распределение времени, тайм-менеджмент

Из-за нашей постоянной связанности с друг другом, доступности друг для друга благодаря интернету, мы теряем способность быть наедине с Богом.

Где бы я ни был, даже во время молитвы, когда я слышу, что пришло сообщение, только одно это знание отвлекает меня, мой ум раздваивается.

Проводились исследования, что при умственной работе, простое знание о существовании письма, на которое надо ответить, снижает IQ человека на 10 пунктов. Получается, человек все время знает, что у него есть недоделанное дело, ему надо что-то решить, и это мешает ему. Мы не можем отключиться от проблем, и вместо того чтобы сохранять наше время, технологии лишают нас времени.

Еще один минус — мы забываем о ценности времени других людей. Например, посылая картинки, статьи, надоедая другому человеку в интернете, при этом не задумываясь нужно ли это ему.

Важно сначала осмыслить и оценить что с нами происходит, найти стратегию подхода к интернету, чтобы интернет укреплял наше церковное бытие и позволил нам возрастать в духовной жизни.

Как противостоять опасности изменения нашей жизни из-за интернета

1.Нужно обратиться к древней практике Церкви и многих подвижников прошлого -молитвенное чтение или lectio divina.

Каждый день уделять какое-то небольшое время, буквально пять минут, практике глубокого чтения. Проделать следующее упражнение: молитва перед чтением Евангелия, чтение нескольких стихов пока что-то не западет в сердце, а затем этот стих, который запал в сердце, переписать и носить с собой. Это стратегия глубокого чтения, введения ума в сердце.

2.Отключать интернет на какое-то время каждый день. Это может быть раннее утро, хотя бы полчаса и вечер – какое-то время до сна. И определить для себя, что если мы это преступаем, это грех, преступление правила.

  1. Быть наедине с Богом, молиться в то время, когда мы отключены от интернета.

4.Когда мы исповедуемся включать в исповедь наши интернет-грехи. Мы пока не задумываемся об этом, так как культура нашей церковной жизни не включает интернет в пространство этой жизни. Но нужно включить интернет в нашу духовную жизнь, так как очень большая часть нашей жизни проходит в интернет-пространстве.

Как наше слово отзовется

27 февраля 1869 поэт Федор Иванович Тютчев создает знаменитое стихотворение:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
От этих строк мы и оттолкнемся, начиная разговор о силе слова.
По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, всем что нас окружает. Вспомним у Н. Гумилева (стихотворение написано в 1921 году):
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Словом можно ранить, а можно исцелить человека. «Доброе слово и кошке приятно».
Но, к сожалению, человек часто не ценит дара слова или пользуется им в корыстных целях. Вспомним недавние «группы смерти» в соцсетях, когда с помощью дистанционного вербального воздействия, с помощью слова молодых людей подталкивали к самоубийству.
Мы часто не задумываемся над тем, какой великой силой может обладать слово, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому Тютчев призывает быть осторожными просчитывать последствия сказанного. И наш ограниченный разум порой не в состоянии всех этих последствий оценить. Стихотворение Гумилева заканчивается словами:
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Мертвые слова… как часто мы их произносим! Говорим бездумно, безответственно, безапелляционно. И в этом случае слово превращается в игрушку, теряет свою благодать, возвышенность, силу. Человек сам перестает верить в эту силу, а значит, теряет дар произносить слова откровения.
Как бы разрушая высокий пафос стихотворения Гумилева, позднее поэт Николай Глазков пишет стихотворение, в котором есть такие строчки:
И я сказал:
— Дождь! Не иди!
Ты видишь: я иду!
С любимой я, а не один,
Имей её в виду!

Поэта дождь послушался
И капать перестал,
Лишь ручейки да лужицы
Омыли тротуар.

Тогда любимая, смеясь,
Спросила вдруг:
— Какая связь
Между дождём и словом? —
И я хотел ответить ей,
Что я, поэт, сильней дождей.
Но дождь закапал снова.
И в этом, на наш взгляд, трагедия современного человека, утратившего способность говорить так, чтобы слово выражала суть понятий.
Возьмем, к примеру, слово «любовь», слово, которое в силу частоности употребления кажется нам истертым, потерявшим свой глубокий смысл. В этимологическом словаре Л.В. Успенского читаем: «Любо;вь. Начало слова в прилагательном «любъ» — «милый», «желанный».
Словарь Ожегова дает нам шесть значений:
Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. 2. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. 3. Постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-н. Л. 4. Предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение). 5. Пристрастие, вкус. 6. Интимные отношения, интимная связь (прост.). Даже этот перечень значений показывает, как нивелировалось понятие, как обесценивалось слово в процессе употребления.
Но и сейчас внимательный к слову человек способен увидеть глубинный его смысл, понять, почувствовать его красоту и мощь. В этом смысле показательно слово «чаять», которое если вдуматься, содержит в себе несколько семантических пластов: это и ждать, и надеяться, и уповать, и полагаться, и верить в лучшее, причем все это – с радостью и воодушевлением (ср.: нечаянная радость, нечаянная встреча). Отнюдь не случайно «Символ веры» православных христиан заканчивается словами: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь».
Прежде, до «девальвации» в языке (в которой виновны его носители, то есть мы с вами) любое слово имело более высокую цену. Человек до грехопадения с помощью слова мог повелевать миром: Адаму Господь Бог дал право назвать всех животных и птиц с Земли. Этим даром совершения чудес с помощью слова обладали ветхозаветные пророки.
Но тогда возникает вопрос, чьей силой и во имя кого человек мог с помощью слова управлять миром, определять, систематизировать все, что его окружает? Очевидно, что во имя Того, Кто создал человека, то есть во имя Творца. Гумилев пишет:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог.
Вот об этом мы не следует забывать. Слово – дар Творца человеку. Более того, в Евангелии сам Господь называется словом (по-гречески «Логос»). Словом Господь создал Вселенную, и людям было принесено благое слово, благая весть (по-гречески «Евангелие»). И этот дар исцеления словом, благим воздействием на человека и окружающий мир обладали апостолы.
Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.3,2). «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф.12,36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12,37).
Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.
А.С. Шишков возводил этимологию слова «человек» непосредственно к понятию «слово»: слово — словек — цловек — чловек — человек. И дело не только в том (хотя и это немаловажно). Вот на какую неизмеримую высоту поднимает нас эта мысль, какое высокое достоинство придано всем нам. Вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1-3).
И еще: слово, русский язык, русская речь являются ниточками, соединяющими нас с культурой, традициями своего народа, с нашими предками. Слово выполняет объединяющую, скрепляющую нас как нацию функцию. Известный писатель, филолог-языковед Василий Давыдович Ирзабеков пишет: «Подлинное взросление человека нередко наступает с момента, когда он начинает понимать себя, подлинную мотивацию собственных мыслей и поступков, их происхождение. Наверняка родословные древа заключают в себе, помимо иных, еще и эту функцию. Насколько же важно в этом контексте осознание своих подлинных корней — а значит, и духовных корней целой нации».
Таким образом, человек, плохо знающий родной язык, не желающий его изучать, добровольно отказывается от своих корней, а значит, теряет источники, питающие его силы, становится похож на перекати-поле.
У нас должен быть общий язык, великий и могучий, благодаря которому мы будем понимать друг друга, находить компромиссы, благодаря которому мы будем оставаться сильными, способными достойно пережить не только радостные моменты, но и трудные времена. Скажу больше, сохранение родного языка есть задача государственного масштаба, средство сохранения нации, путь выживания россиян.
В этой связи закончить мне бы хотелось стихотворением Анны Андреевны Ахматовой «Мужество», которое (что очень символично) написано в самые страшные для нашей страны времена – в 1942 году:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Читать еще:  Как вернуть любовь, если кажется, что она ушла. Пять советов психолога

Нам не дано предугадать

Ф. Тютчев.
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. «

Нам не дано предугадать,
судьбы крутые повороты
её падения и взлёты
Нам не дано предугадать.

Нам не дано себя понять,
какими будем через годы,
как не познать каприз природы.
Нам не дано себя понять.

Нам не дано, увы, узнать,
чем наше слово обернётся,
когда последний день прервётся.
Нам не дано, увы, узнать.

Нам не дано вернуть назад
весны прелестное дыханье
и детских лет воспоминанье
нам не дано вернуть назад.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло.
Коль не дано, так будем ждать.

А так ведь хочется узнать.

Рейтинг работы: 152
Количество рецензий: 15
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 71726
© 28.02.2010 Мартемьянов
Свидетельство о публикации: izba-2010-151985

Индрик 29.12.2019 04:11:59
Отзыв: положительный
Наше слово

Нам не дано предугадать
Как слово наше отзовётся,
И нам молчание даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.Тютчев

«Нам не дано…»
бессилья крик
И крик Души исторгнул Тютчев.
Дано ли нам познать Могучий,
Великий, Вечный наш язык?

Да, нам дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Когда оно от Бога вьётся –
Осмысленна и благодать.

Пока духовные отцы
И мы
о Сути слов гадаем,
Их Сокровенный Смысл не зная,
Все мы – Духовные слепцы.

Да, нам дано предусмотреть,
Как наше слово воплотится –
Уйдёт в песок? Взлетит, как птица?
Что в Мир несём мы – Жизнь иль Смерть?

Словесной твари высший долг –
Распознавать Язык Небесный
И с ним сверять наш строй словесный,
Чтоб понимать в Природе Толк.

Чтоб знать, не веря наобум, —
В начале был Язык у Бога,
Устроенный порядком строгим,
И Слово первое – о, Ум!

И Белосветный сей Язык
Созвучен с Русской дивной речью,
Что Правду Бого-Человечью
Хранит в листах Священных книг.

Русь! В Слове
Истины держись
И знай, как отзовётся Слово!
Живи и нравно и толково,
Ведь в Слове Русском
дышит Жизнь!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector