0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иностранный язык в зрелом возрасте – миссия выполнима

Содержание

Статьи / полезное

Мы часто ссылаемся на возраст: «в моём-то возрасте», «доживи до моих лет», «я уже не в том возрасте, чтобы. ». Сложившиеся в обществе стереотипы навязывают людям предпенсионного и пенсионного возраста определенный стиль поведения, являются источником предубеждений и неправильных установок у них самих и у окружающих. Ссылаясь на возраст, мы зачастую отказываемся от интересных занятий, считая их ненужными или не соответствующими нашему возрасту. Это касается и обучения: посещения лекций, семинаров и разнообразных курсов.

Исследования в европейских странах показали, что люди в возрасте «50+» отказываются от обучения потому, что не видят в нём смысла, считают свой возраст неподходящим, из-за проблем со здоровьем, отсутствия времени и нежелания «снова ходить в школу». При этом на долю тех, кто ссылается на состояние здоровья, приходится 8%, а на долю тех, кто ссылается на возраст, 17% I . Даже при наличии мотивации многие сомневаются в своих силах и испытывают опасения, связанные с возрастом, как действительные, так и мнимые.

Неправильно отказываться от изучения нового иностранного языка только потому, что у Вас возраст «неподходящий», ибо такого «неподходящего» для изучения иностранного языка возраста нет. Но и полностью игнорировать возраст, в котором Вы начинаете учить иностранный язык, также неправильно. Есть факты, которые надо учитывать при обучении в возрасте «50+», если Вы хотите учиться эффективно и добиться нужных результатов.

1. Возраст — величина относительная.

Под возрастом часто подразумевается «календарный возраст» — количество прожитых лет. По классификации Всемирной организации здравоохранения пожилым человеком считается человек, достигший 65-летнего возраста. Однако большая часть исследователей подчеркивает относительность понятия «возраст» и, говоря об обучаемых в зрелом и пожилом возрасте, подразумевает возраст от 50 до 75 лет.

С научной точки зрения в понятии «возраст» можно выделить минимум 3 аспекта: биолого-физиологический, проявляющийся во внешних и внутренних физиологических изменениях человека, психическо-интеллектуальный, характеризующийся личными склонностями и способностями, в том числе и способностью к обучению, и социальный, основанный на принятых в конкретном обществе нормах и традиционном распределении ролей, связанных с календарным возрастом II . Говоря о возрасте, мы часто сосредотачиваемся на биолого-физиологическом аспекте («здоровье уже не то. », «сил не хватает. » и т. п.) и на социальном, прислушиваясь к мнению окружающих и решая, что подобает и что не подобает делать в определенном возрасте. Про интеллектуальный аспект мы часто необоснованно забываем.

С 80-х годов прошлого века появилось новое определение возраста — «функциональный возраст», под которым понимается сочетание таких факторов как состояние здоровья, стиль жизни, социальная принадлежность, личная (семейная) ситуация и уровень образования. Насколько легко дается иностранный язык, зависит от привычки учиться, количества уже выученных иностранных языков и уровня образования. «80-летний человек, который постоянно что-то учил, может учиться лучше, чем немотивированный 30-летний, который прекратил учебу в 18 лет». Именно «функциональный», а не «календарный» возраст влияет на эффективность обучения в зрелом возрасте.

Собственно, количество лет не играет такой важной роли, как кажется. На что мы способны, определяет наш «функциональный» возраст. Для изучения иностранного языка важна мотивация, привычка и готовность учиться; дополнительными положительными факторами являются уровень образования и уже выученные иностранные языки.

2. Обучение с точки зрения нейробиологии * III

Два фактора являются основополагающими для обучения: кора головного мозга и нейроны. Сам процесс обучения и запоминания представляет собой процесс образования новых систем (сетей) нейронов в коре головного мозга.

В центре головного мозга находится лимбическая система (Limbus) — комплекс структур, который получает информацию из внешней среды и оценивает поступающий сигнал-раздражитель по критериям: знакомо — не знакомо, важно — не важно, приятно — не приятно. С одной стороны, поступающая информация сравнивается с уже имеющейся, с другой стороны, оценивается эмоционально. Если лимбическая система оценивает поступивший сигнал как «неважный», он не передается в другие отделы головного мозга и не обрабатывается.

При поступлении сигнала-раздражителя между отдельными нейронами образуется связь. Эта связь осуществляется при помощи биологически активных химических веществ, так называемых нейромедиаторов (нейротрансмиттеров).

Для обучения особенно важны:

Ацетилхолин — концентрация внимания;

Норадреналин — обработка информации, страх, эмоции;

Дофамин — система «поощрения» мозга, вызывает чувство удовлетворения и удовольствия;

Гамма-аминомасляная кислота — участвует в процессах торможения, «успокаивает»;

Серотонин — регулирует многие процессы, в том числе, болевую чувствительность организма;

Глутамат — возбуждающий нейротрансмиттер.

При повторном поступлении сигнала активируются те же нейроны и связи между ними усиливаются, особенно если поступившая информация соотносится с имеющимися знаниями и если она связана с положительными эмоциями. При частом повторении связи становятся стабильны и неизменны, информация поступает в кору головного мозга и хранится в долгосрочной памяти, при отсутствии повторений связи ослабевают и разрушаются IV .

Процесс изучения иностранных языков позволяет поддерживать мозг в работоспособном состоянии. Важно постоянно активировать клетки головного мозга, повторять новый материал как можно чаще. По мнению нейробиологов информацию нужно повторить (использовать) 80 раз, прежде чем она действительно запомнится (перейдет в долгосрочную память).

3. Что происходит с возрастом?

С возрастом количество нейронов уменьшается: с детского до старческого возраста в различных участках коры происходит снижение плотности нейронов на 10-60% V . Количество нейронов начинает сокращаться примерно после 55-60 лет во всех областях мозга. Этому процессу можно частично противостоять. Сегодня известно, что новые нейроны могут образовываться до глубокой старости (нейрогенез), этому способствует обучение, и особенно изучение иностранных языков, при котором активно задействуются все отделы коры головного мозга.

С уменьшением количества нейронов и связей между ними уменьшается и количество некоторых нейротрансмиттеров, а количество гормона стресса, кортизола, наоборот, возрастает. Готовность «рисковать», которая необходима при изучении иностранного языка, уменьшается. С возрастом нам все меньше хочется «экспериментов», непредсказуемых ситуаций, все сложнее сделать первый шаг и решиться приступить к занятиям, которые как раз и помогают поддержать работоспособность головного мозга.

Читать еще:  Педиатр Сергей Бутрий: «Родителей нельзя принуждать к вакцинации силой»

То, что обучение и в пожилом возрасте может быть успешным, подтверждает теория интеллекта Рэймонда Кэттелла, согласно которой различают два вида интеллекта: подвижный интеллект (англ. fluid intelligence, нем. fluide Intelligenz) и кристаллизовавшийся интеллект (англ. crystallized intelligence, нем. kristalline Intelligenz) VI .

Подвижный интеллект включает в себя способность анализировать и решать задачи независимо от предыдущего опыта. Подвижный интеллект использует рабочую память и несет ответственность за скорость и «точность текущего оперирования информацией» VII .

Кристаллизовавшийся интеллект определяется объемом и глубиной накопленного опыта, словарным запасом и вербальными способностями, включает в себя способность использовать усвоенные знания и навыки, извлекая их из долговременной памяти.

Эти два вида интеллекта развиваются до 25 года жизни параллельно. С возрастом подвижный интеллект ослабевает, на восприятие и обработку информации требуется больше времени. Кристаллизовавшийся интеллект продолжает (при постоянных тренировках) «расти» и компенсирует некоторые проблемы, связанные с ухудшением подвижного интеллекта.

Никогда не поздно учить английский язык

Решили освоить английский «с нуля» в зрелом возрасте? Отличная идея! Сомневаетесь в собственных силах? Зря. Мы расскажем, на какие особенности обучения обратить внимание и избавим вас от психологических ограничений. Поверьте в себя, английский вам по плечу!

Верьте в себя, иначе у других не будет повода поверить в вас. Английский язык все больше проникает в нашу жизнь. Если раньше им пользовались только путешественники и переводчики, то теперь ситуация изменилась. Без знания языка сложно не только получить высокооплачиваемую должность, но и научиться работать на компьютере, прочитать инструкцию к бытовой технике и т. п.

Школьники и студенты, как правило, вынуждены заниматься английским на курсах или в учебном заведении. Но тех, кто достиг 25-летнего возраста и не овладел английским, сложно убедить взяться за учебу. Мы находим миллион отговорок, вспоминая, как бездарно потратили 10 лет в школе на изучение английского! Спешите записать себя в «негуманитарии»? Конечно, опустить руки легче всего. Но мы предлагаем эффективный подход к решению этой проблемы.

Для начала нужно разрушить мифы и избавиться от воображаемых преград, которые мешают нам приступить к изучению английского. О некоторых из них можно почитать в статье «6 главных «преград», стоящих на пути изучения английского языка». Меняем деструктивные мысли на конструктивные! Давайте выясним, какие установки мешают нам изучать английский во взрослом возрасте.

Негативные установки, которые мешают учить английский взрослому человеку

1. Языки легче изучать в детстве

Распространенное заблуждение, которое с раннего возраста вбивают нам в голову. Некоторые учителя английского запугивают школьников: «Не будешь учить язык в школе, вообще никогда не выучишь. Старайся, пока есть возможность что-то понять. Ты же не хочешь быть дворником?». Согласитесь, совсем не воодушевляющая мотивация. Но, тем не менее, в голове откладывается: учиться надо, пока молодой, в зрелом возрасте ничего не получится.

На самом деле: Все получится! И в 20 лет, и в 30, и в 80. Забудьте о том, что слышали в школе. По всему миру люди доказывают: учиться никогда не поздно. Хотим привести пример из нашей практики: около 80% студентов нашей школы — взрослые люди в возрасте от 25 до 50 лет. А самому старшему студенту 86 (!) лет, он захотел улучшить свой английский для общения с внуками, проживающими в США. Дети не знали русский, поэтому дедушке пришлось спешно изучать английский. И он достиг своей цели! Конечно, наш ученик не сдавал экзамены, не овладел языком в совершенстве, но научился разговаривать на общие темы без особых затруднений.

Взрослые замечательно справляются с изучением английского, свободно общаются с носителями языка и сдают международные экзамены на отлично. В чем их секрет? Они обычные люди, просто взрослому человеку проще сконцентрироваться на занятии, понять сложные правила. Современные методики обучения учитывают все особенности нашей памяти и позволяют овладеть английским языком в любом возрасте. Пока есть желание, есть возможность.

2. Что обо мне скажут окружающие?

Люди, которые считают что-то невозможным, не должны мешать людям, которые делают это возможным. (китайская пословица) К сожалению, друзья и близкие не всегда поддерживают наши стремления к знаниям. Одни начинают говорить о потерянном времени, другие — о пустой трате денег, самые вредные — о том, что у нас ничего не получится. Чужое мнение порой играет для нас решающую роль, мы отказываемся от своих желаний в угоду чьим-то капризам.

На самом деле: Для того вы и взрослый человек, чтобы принимать решение самостоятельно. Не всегда стоит слушать близких и идти по течению. Объясните родным, что знание английского позволит вам больше зарабатывать, даст почувствовать себя другим человеком. Все возможно, пока вы этого хотите!

3. Я буду самым старшим/старым на курсах

Звучит смешно, но так размышляют люди в возрасте 25-30 лет. Такие мысли часто возникают у тех, кому предстоит начинать осваивать английский язык с первой ступени. Они думают, что придут на занятие, а их соучениками будут 8-9-летние школьники, юные и активные.

На самом деле: Учеников в группы набирают согласно возрасту и уровню знаний. Поверьте, среди начинающих полно ваших сверстников. Если вы испытываете некоторое смущение от сравнения с другими студентами, рекомендуем учить английский с персональным преподавателем. Заниматься наедине с учителем комфортно и эффективно.

4. У меня нет склонности к языкам

Мы не устаем напоминать: нет людей, неспособных учить английский, есть те, кто не желает это делать по каким-то причинам. Почему-то некоторые считают, что человеку нужно иметь особенный склад ума, иметь лингвистические способности, быть филологом по образованию, чтобы хорошо знать язык.

На самом деле: И «технари», и гуманитарии отлично справляются с изучением английского языка. Более того, среди полиглотов много людей с математическим складом ума, они умеют анализировать информацию, способны усваивать большие объемы материала. Нужно подобрать правильный подход, использовать интересные методы обучения.

5. Я работаю, у меня нет времени на учебу

Это одна из самых популярных установок. Мы привыкли жить в спешке, куда-то опаздывать, ругать быстро текущее время. Да, работа отнимает у нас много сил, но ведь есть еще и выходные дни. Можно выделить немного времени на обучение в субботу и воскресенье. Конечно, в выходной хочется отдохнуть, но мы не задумываемся о том, что, достигнув необходимого уровня знания языка, получим возможность занять более перспективную должность, сменить сферу деятельности, улучшить условия труда.

На самом деле: Каждый человек может уделять английскому языку 3-4 часа в неделю. Советуем заняться тайм-менеджментом, в Интернете можно найти много статей и книг по этой теме. Для начала почитайте интересную статью на нашем блоге «Управление временем, или Trying to find time for… time», она кратко расскажет вам об основах тайм-менеджмента. Можно попробовать простой метод: в течение недели записывайте все дела в ежедневник. По прошествии семи дней посмотрите, куда утекают драгоценные минуты. Возможно, вы непродуктивно используете свободное время, и ваше расписание нуждается в доработке? Думаем, у каждого найдутся свои «поглотители времени», от которых можно избавиться. Замените бесполезные дела изучением английского языка.

Читать еще:  После фильма «Нелюбовь» хочется пойти и обнять своего ребенка

6. Учиться скучно

При слове «учиться» многие вспоминают, как засыпали на лекциях в университете. Мы даже не можем допустить мысли, что учеба может быть не только полезной и нужной, но и увлекательной. Наши стереотипы часто совсем не обоснованы, вы можете в этом убедиться самостоятельно.

На самом деле: Действительно, зубрить словарь и часами сидеть над грамматикой очень скучно. Неинтересные учебники, сухие формулировки, разучивание оторванных от реалий диалогов и текстов — все это осталось в далеком прошлом. Современный подход в обучении предполагает использование разнообразных материалов. На занятиях английским студенты говорят на интересные им темы, смотрят видео, слушают песни, изучают увлекательные тексты. Девиз современного учителя английского: учеба в радость, а не в тягость.

7. Я не знаю с чего начать, вдруг ничего не получится

Отпустите свои предрассудки на волю и будьте открыты новым знаниям. Вас ждет успех! Неофобия (страх перед всем новым) живет в каждом человеке. Мы боимся учить язык, поехать в путешествие, поменять работу. Задумайтесь, много ли вы потеряете, если попробуете? А если не воплотите свою мысль в действие, рискуете потерять способность мечтать и верить в мечту.

На самом деле: В изучении английского языка нет ничего сложного. Миллионы людей во всем мире учат и будут учить его. Не знаете, за что взяться в первую очередь? Для вас мы составили подробную пошаговую инструкцию «С чего начать учить английский язык самостоятельно» и написали статью «Учебники английского языка для начинающих: какие пособия взять новичку». А если вы хотите, чтобы грамотный преподаватель помог вам быстрее достичь поставленной цели, предлагаем учить английский через Скайп в нашей школе. Не бойтесь воплощать мечты в реальность.

Неоспоримые преимущества изучения английского языка взрослыми

1. Хорошая мотивация

Взрослый человек понимает, чего и зачем он хочет. Вас не нужно уговаривать делать домашние задания (о том, почему это так важно, читайте в статьях «Домашнее задание по Скайпу: зачем его делать и как выполнять» и «Домашняя работа по английскому: необходимость или прихоть преподавателя?»), объяснять, зачем учить английский, как он вам поможет в жизни, вы и так все знаете. Вряд ли плохое настроение или дождь за окном заставят вас не явиться на урок. Вы не бросите занятия «просто так», ведь прекрасно понимаете, для чего пошли по этой дороге и почему стоит идти до конца.

Мотивированные ученики ВСЕГДА добиваются успеха в изучении английского.

2. Самодисциплина

В юности человека трудно усадить за парту и заставить слушать, из-за этого и возникают пробелы в знаниях. Взрослого никто не отвлекает, на занятии вы занимаетесь английским, а не посторонними делами. Вы легко концентрируетесь на учебе, умеете планировать свое время, понимаете необходимость самостоятельной работы.

3. Способность к обучению

Мнение о том, что язык легко дается в возрасте до 13-15 лет, ошибочно. Ученые выяснили, что с возрастом у человека начинают формироваться нейроны, отвечающие за лингвистические способности высшего уровня. То есть вам легче обобщить информацию, установить семантические связи, понять грамматику. Кроме того, у взрослых в процессе обучения работает долговременная память, а у детей кратковременная. Ваши знания хорошо усваиваются и надолго закрепляются.

4. Работа над ошибками

Детей не особо расстраивает сильный акцент или грамматические ошибки, они редко работают над их исправлением. Взрослые относятся к этому ответственно, с завидным рвением стремятся писать и говорить грамотно. Но не впадайте в крайность: ошибки совершают все, ничего страшного в этом нет, главное, вовремя исправлять все недочеты.

5. Хорошие аналитические способности, жизненный опыт

Вы умеете анализировать информацию, знаете свои слабые и сильные стороны. Жизненный опыт позволяет вам четко сформулировать требования к преподавателю и процессу обучения.

6. Учимся правильно с самого начала

К счастью, за последние 20 лет методика преподавания английского претерпела значительные изменения в лучшую сторону. Поэтому сегодня вы можете заниматься с опытными преподавателями (в том числе с носителями языка) так, как вам удобно. Вы самостоятельно выбираете время уроков, учитель подбирает интересные материалы, хорошее учебное пособие. Вы совершенствуете одновременно навыки говорения, аудирования, чтения и письма.

7. Финансовые возможности

Вы можете заниматься на лучших языковых курсах или с персональным преподавателем английского. Вы не ограничены школьной программой, старыми учебниками или финансовыми возможностями родителей. С каждым годом английский язык становится все более доступным как по методике преподавания, так и по цене.

Вы можете себе позволить погружение в языковую среду. Совершите путешествие за рубеж, приятные впечатления и использование английского на практике воодушевят вас. Можно отправиться учить английский за границей по специальной программе, это довольно дорого, но эффективно.

8. Понимание собственных сил и возможностей

В зрелом возрасте вы уже все о себе знаете, понимаете, какая нагрузка вам подходит, можете точно пояснить преподавателю, что хотите получить в результате обучения. У вас нет страха перед личностью учителя. Вы не боитесь, что он назовет вас неспособным, порвет вашу тетрадь, будет отчитывать за ошибки (как бывает в школе), поэтому можно заниматься спокойно и плодотворно.

Полезные рекомендации для тех, кто учит английский «с нуля» в зрелом возрасте

Подводя итоги, мы можем с уверенностью сказать, что изучение английского языка во взрослом возрасте эффективно. Это шанс вновь почувствовать себя энергичным студентом, потренировать память и получить яркие впечатления. Английский откроет вам дверь в новый мир, где вас ждут интересные знакомства и путешествия, работа над собой и самореализация. Сделайте первый шаг!

Как выучить иностранный язык во зрелом возрасте

Этот способ на собственной шкуре проверил Дэвид Бэйли, генеральный директор амбициозного проекта Spotnight. Дэвид смог выучить несколько языков уже будучи вполне состоявшимся, взрослым и занятым мужчиной. Элементарный уровень французского, достаточный для общения с носителями, этот парень освоил всего за 17 дней — и вот, как он это сделал.

Безысходность

Летом 2005 года Дэвид успешно завершил один из своих французских проектов. Решив немного отдохнуть от работы, он отправился погостить к своему другу: небольшая деревушка в районе Божоле, где ни один человек не говорит по-английски. В первый же вечер Дэвид (по его признанию, это произошло под влиянием пары-другой бутылок сухого красного) заключил с приятелем пари: начать говорить на местном наречии за оставшиеся пару недель. Разбили руки, приятель тут же отказался поддерживать общение на английском языке — пари есть пари, выбирайся сам.

Ручка и рутина

Первое, что сделал Дэвид, так это настроился на рутину. Он прекрасно понимал: без ежедневно пополняемого словарного запаса выучить ничего не получится. Каждое утро начинающего полиглота стартовало с письменных упражнений. В течение двух часов Бэйли выписывал в блокнот намеченный с вечера список правильных и неправильных глаголов. Сейчас, когда цель достигнута, он утверждает, что записывать слова и выражения чужого языка от руки — лучший способ запомнить их надолго.

Стимуляция спортом

Два часа за разбором слов незнакомого языка способны перегреть любой мозг. Дэвид решал эту проблему просто: закончив с глаголами, он отправлялся на часовую пробежку по окрестности. Саундтреком служил сборник лекций французского преподавателя, записанный прямо в аудитории. Оказалось, что слышать ошибки студентов, которых поправляет лингвист — прекрасный способ начать ориентироваться в базовых правилах языка.

Читать еще:  Мама мальчика-аутиста: Не выгоняйте нас из автобуса

Еда и музыка

К обеду Бэйли был полон новых знаний, будто горшочек трезвого лепрекона — золотом. Но, вместо того, чтобы сбавить обороты и отдохнуть, Дэвид продолжал тренироваться. Первые два ланча в компании французских знакомых прошли ужасно: англичанин не понимал ничего, а условия пари не позволяли ему даже обратиться за переводом местного меню. На третий день организм голодать устал: Дэвид с удивлением понял, что способен вполне сносно объясниться с официантом самостоятельно. Отсутствие «костылей» — отличный стимул для мозга.

Литература

Досуг Дэвид проводил за чтением книг. Он выбирал детские сказки, которые уже читал раньше на родном языке. Простой тип изложения и короткие предложения помогали будущему лингвисту держать фокус на тексте, а знание общей канвы истории позволяло понимать значение даже незнакомых ранее слов, ориентируясь на общий смысл.

Домашние заготовки

Еще час своего времени Дэвид посвящал фразам-заготовкам, которые часто используются в разговорах при знакомстве. Это очень логичный шаг, ведь когда вы встречаете нового человека, то общение строится по известному алгоритму: «Вы откуда?», «Кем работаете?», «Чем занимаетесь?» — и тому подобным. Заучив базовый набор таких фраз, Дэвид смог без труда поддерживать начавшуюся беседу уверенно; уверенность, в свою очередь, гарантировала ему лучший уровень восприятия новой информации.

Слова-паразиты

Неожиданно пригодились слова-паразиты, которых хватает в любом языке. Перемежая речь необязательными, но активно использующимися словечками (alors, en fait — затем, на самом деле), Дэвид мог выигрывать время прямо в ходе разговора, чтобы подыскать лучший ответ. Кроме того, подобные слова обычно эксплуатируют как раз носители языка, что приближало Бэйли к местной культуре.

Долгожданные выводы

Резюмируя, можно вывести из опыта Дэвида несколько основных правил, которые позволят вам выучить любой язык в максимально короткое время. Итак, для начала, настройтесь на рутину. Распланируйте свой день с учетом лингвопрактики. Записывайте новые слова и глагольные формы от руки: записываем утром, повторяем вечером. Перемежайте умственную нагрузку физической — ученые давно доказали, что именно так человек усваивает новые данные лучше всего. Забейте все информационные каналы: слушайте музыку только на одном языке, смотрите фильмы с оригинальными субтитрами, читайте детские книги без переводчика. Тренируйте и вербальное общение, заранее готовясь к беседе с помощью «домашних заготовок». Конечно, идеальным способом будет полное погружение в языковую среду — если есть такая возможность, не стоит ею пренебрегать.

Выучить иностранный язык в зрелом возрасте

Очень многие спрашивают меня, КАК я учила иностранные языки? Почему-то люди продолжают верить, что языки выучить во взрослом возрасте поздно и практически не реально.

В нашем сознании очень прочно укоренилась мысль, что изучение иностранных языков подвластно только молодым и подвижным умам.

Уверяю вас, это в корне ошибочное мнение!

Например, когда я переехала в Турцию, у меня имелось знание английского языка на уровне забытой школьной программы. То есть почти никакого знания у меня не было)

Я, конечно, готовясь и планируя переезд в другую страну усиленно слушала в машине аудио-курсы английского языка, стоя в бесконечных московских пробках, но, как оказалось, этого было ничтожно мало)

Особенно если учесть, что в школе я просто ненавидела уроки английского языка, а даже однажды мою маму вызывали в школу, потому как за год у меня выходила «двойка».

Но, как говорится, было бы желание!

Спустя семь лет жизни в Турции я говорю на трех языках — родной и любимый русский язык, английский и турецкий.

Конечно, грамматика и словарный запас английского и турецкого языков не идеальны, но сам факт!

Я спокойно общаюсь с нашими друзьями англичанами, которые частенько заходят к нам в гости поболтать и попить турецкий кофе, который я научилась варить очень даже прилично.

Турецкий язык у меня слабее, но это только потому, что мне самой не очень хочется его практиковать).

Я могу без напряга объясниться на бытовые темы, но поддержать высокие разговоры о политике — у меня уже не хватит языка.

И, кстати, я научилась извлекать выгоду из своего положения «иностранки» в Турции — если мне не интересен собеседник или просто я не в настроении болтать с местными товарищами, я всегда могу сказать — я иностранка, по-турецки не понимаю. Очень удобно!)

Итак, как же я справилась с данной проблемой.

Сначала было очень смешно — я была как собачка, все понимала — но сказать было очень сложно, говорила прямо через «не могу»)))

Было стыдно и неловко произносить фразы на английском, но еще сложнее было их формулировать. Училась я таким образом — сначала формулировала фразы у себя в голове, и только потом озвучивала их вслух.

Уставала первое время безумно))) К тому же я после переезда в Турцию оказалась полностью погруженной только в англоязычную среду и было полное отсутствие общения на родном, русском языке.

С моим будущим мужем мы общались вообще оригинально — если повседневное общение еще как-то мы осилили при помощи жестов и эмоций, то серьезные темы мы писали и переводили через Google переводчик)))

А учитывая то, КАК И ЧТО переводит Google, было много смешных и не очень ситуаций.

С турецким языком было несколько иначе. У меня все эти годы практически отсутствовала практика на турецком. Дома мы общались на английском, со всеми знакомыми-друзьями турками я общалась исключительно через мужа — т. е. я ему говорила на английском, а он уже переводил на турецкий. И я настолько привыкла к такому общению, что я даже не пыталась учить турецкий) Знаю, многие скажут — это не серьезно, живя в Турции обязательно нужно учить местный язык.

Я согласна, нужно.

Но у меня как-то со временем он выучился сам собой))

Постепенно накапливался словарный запас, я начала потихоньку общаться на улице, в магазине))

Теперь вполне могу обсудить с соседями насущные проблемы, погоду и просто поболтать «за жизнь».

А недавно была вообще комичная ситуация. Я утром выхожу на парковку, чтобы забрать машину, а там наши английские друзья пытаются объясниться с новыми турецкими соседями.

У англичан исключительно английский язык (и пара слов на-турецком), а у турков — только турецкий!

И мне пришлось выступить у всей их веселой англо-турецкой компании переводчиком с английского на турецкий и обратно)))

Намахались руками мы все, конечно, от души.

Но все всё поняли и расстались довольные друг другом!

В заключение могу сказать только одно — возраст не играет роли в изучении иностранных языков.

Играет роль только практика и желательно полное погружение в языковую среду. Никакие курсы не заменят вам реального общения с носителями языка.

Частенько меня спрашивают — а на каком языке ты думаешь? Смешно, но я думаю на всех трех языках, в зависимости от ситуации…

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector