5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Содержание

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»: описание, фото и значение

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» заметно выделяется среди прочих важных, так как на ней изображена земная людская жизнь. Хоть и не запечатлено какое-то конкретное значимое праздничное событие, но она пронизана интимными деталями, приоткрывающими бытовые нюансы. Икона Рождества Богоматери знакомит нас с семьей Анны и Иоакима, вовлекая в происходящее священное событие.

Что изображено на иконе

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

Каким образом икона защищает

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», описание которой изложено выше, помогает каждому, кто обращает свои молитвы к ней, так как она слышит всех. Она отводит беду и защищает. К ней приходят с самыми разнообразными просьбами, но в первую очередь просят о спасении души человеческой, об искоренении в ней сомнений, разрушающих ее соблазнов, о наставлении на путь истинный, который непременно приведет к спасению и исцелению.

Исполнению каких просьб способствует икона

Справиться со многими земными бедами помогает икона «Рождество Пресвятой Богородицы». Фото молящихся еще раз показывает, какое огромное количество людей уповают на ее защиту и поддержку.

Ведь с ее приходом в этот грешный мир в него же приходит надежда на спасение, на жизнь в лучшие времена, но уже вместе со спасителем Иисусом Христом. Если прочитать внимательно молитвы, обращенные к Царице небесной, становится ясно, что для нее нет неисполнимых просьб.

Но чаще всего к ней взывают с мольбами о спасении заблудшей души, лишенной силы и веры. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (фото представлено в статье) помогает бездетым семейным парам, долгое время страдающим от этой беды, а также тем, в чьих семьях конфликты и разлад. Как правило, просящие обращаются не только к Деве Марии, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

В начале 16 века эта икона предстала перед пчеловодами, занятыми в лесу установкой ульев. В 1648 году на том самом месте появилась Глинская пустынь, получившая свое название в честь боярского рода Глинских, владеющих местными землями. Икона исцелила очень многих людей, вследствие чего стала известной, но, как ни прискорбно, до наших дней она не дожила. На ней изображена арка с тремя пролетами, на фоне которой разместилась на высоком ложе святая Анна, только что родившая младенца, и ее муж.

Читать еще:  Жалею ли я, что усыновила? – Иностранная мама о ребенке из России

Справа внизу находится купель, а рядом с ней — повивальная бабка, держащая на руках новорожденную. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы», написанная в Глинском стиле, отличается от классического варианта присутствием на ней Бога Саваофа. С 1994 года Глинская пустынь принадлежит церкви и находится на територии Украины.

День празднования Рождества Божьей Матери

Примерно в 4-ом веке впервые состоялось празднество в честь Рождества Богородицы, и с тех пор ежегодно 21 сентября (8 сентября по старому стилю) люди, радуясь и ликуя, продолжают восхвалять Деву Марию.

Этот день вдвойне значим для русского народа, ведь именно 8 сентября 1380 года русские войска выиграли битву с ханом Мамаем на Куликовом поле. Это событие стало началом формирования единого русского государства и положило конец междоусобным войнам и распрям между князьями.

5 удивительных икон Рождества от Дмитрия Трофимова

28 ноября у православных христиан начался путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его вместе с «Фомой» и нашим Рождественским онлайн-календарем. Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день — один подарок от наших сотрудников, героев и друзей.

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград», расскажет о 5 удивительных иконах Рождества.

1. Мозаичная композиция в Сан Апполинаре Нуово

Мозаичная композиция в Сан Апполинаре Нуово интересна, в первую очередь, тем, что она продолжает традицию изображения Рождества как вселенского события — на это указывают волхвы с дарами. Для первых веков христианства это главный символ общечеловеческого масштаба. Это мозаика VI века. Волхвы упоминаются в Евангелии от Матфея, но без имён, а здесь они уже подписаны (возможно, позже).
Интересно, что у блаженного Августина говорится, что волхвов было двенадцать. К V-VI веку их становится три — по количеству даров. Фото Wikipedia/Jbribeiro1 CC BY-SA 4.0

2. Икона VI-VII в. из монастыря св. Екатерины на Синае

Она интересна тем, что здесь сформирован весь тот образный ряд, который потом мы увидим в иконах. Здесь и волхвы, и ангелы поклоняются Христу. И пастухи, и женщины подписаны. Появляются животные в яслях, которые не просто находятся рядом, но и лобызают Христа. Фото orthodoxartsjournal.org

3. Икона XV века из Пскова (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее)

Это «Собор Пресвятой Богородицы», икона постпразднества Рождества. Богородица здесь снова на троне. Мы видим поклонение всей Вселенной этому событию. Здесь есть пророки Давид и Соломон в одежде поющих диаконов. И, по словам стихиры праздника Козьмы Маюмского, здесь мы видим двух женщин: одна олицетворяет землю, дающую вертеп, другая — пустыню, дающая ясли. Св. Козьма Маюмский изображен читающим книгу. В верхней части — пастухи и ангелы без крыльев. Это точная цитата стихиры, в которой есть и литургическая символика, и символика народно-языческая — персонификация сил природы.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Пресвятая Богородица пользуется особым почитанием в православном христианстве. На данный период существует немало вариантов икон рождества Богородицы, где изображается дева Мария во младенчестве и благочестивые Анна и Иоаким. Празднование рождества Богородицы имеет существенное значение, включен в двунадесятые праздники ведь благодаря именно этому событию смог воплотиться и Спаситель на земле.

История Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.

Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Читать еще:  Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы иконе рождества Пресвятой Богородице

Молитва первая Рождеству Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас тойже

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рожде­стве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегреше­ний избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Бого­родицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Рождество Богородицы

«Рождество Богоматери», — середина XIV века, — 115х78 сантиметров. Государственная Третьяковская галерея, — Москва. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», — 2012 года издания.

Эта же икона «Рождество Богородицы» из книги, — «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году», — там её описание более полно и интересно.

Изображение этого священного события своеобразно по переводу. В середине, на ложе, покрытом желтоватого тона пологом, полулежит праведная Анна в красном мафории и синей тунике. За прав. Анной стоить прав. Иоаким в светло-коричневом гиматии и синем хитоне. Внизу изображена Богородица, в виде спеленатого младенца, сидящей в белой ризке на коленях служанки. Далее другие служанки с сосудами воды и другими предметами обихода. Все изображаемое событие происходить под открытыми небом, среди палат греческого типа. Икона писана в пределах России и может быть отнесена к XIII веку. Как в архитектурном стафаже, так и в костюмах персонажей чувствуется классическое влияние, переданное Византией. Икона написана широкими мазками, что замечается в стенной фресковой росписи XII-XIII века. Вверху иконы киноварная надпись:

Размер иконы: 25х17 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя накладными шпонками, прибитыми деревянными гвоздями. Из собрания С.П. Рябушинского, Москва.

Рождество Богородицы — двунадесятый праздник, отмечается православной церковью 8 сентября по старому стилю или 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Новый Завет почти ничего не рассказывает нам о жизни Пресвятой Богородицы. Все, что мы знаем о событиях Ее рождения и успения, основано на «Протоевангелии Иакова» — апокрифе, книге, не вошедшей в состав Библии, но воспринимаемой Церковью как часть Священного Предания.

Пресвятая Богородица родилась в годы правления Ирода Великого в пригороде Иерусалима. Ее родители Иоаким и Анна — происходили из рода царя Давида, были людьми уважаемыми, но не слишком богатыми. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство: прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка.

Возможно, в начале семейной жизни отсутствие детей не сильно тяготило их: пока ты молод, то не особо задумываешься о таких вещах. Однако на пике зрелости, когда у окружающих сверстников начали появляться внуки, Иоаким и Анна стали все сильнее и сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Каждый день супруги ожидали чуда, но оно не спешило совершаться. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И однажды, после очередной молитвы, Иоаким и Анна смирились. Пожилые люди с благодарностью приняли свой крест, прося теперь лишь одного — чтобы их оставшаяся жизнь была еще более благочестивой, чем ранее. Добродетельных супругов начали уважать еще больше, но находились и злые языки. Поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом, что с ними нельзя общаться, а добрые дела, творимые ими, приносят людям горе. Дошло до того, что, когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека. Такое отношение некоторых людей покажется странным, но оно вполне логично и объясняется не только злыми нравами некоторых иудеев, но и одной особенностью ветхозаветного религиозного мышления.

Еще в самом начале человеческой истории Бог дал нашим падшим прародителям Адаму и Еве обетование, что в положенное время среди их потомков родится Избавитель и Спаситель. Это пророчество было сказано в виде обращения к дьяволу-обольстителю, которого Господь проклял буквально следующими словами: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).

Уже праматерь Ева отнесла высказывания о жене и ее семени к себе и посчитала, что именно она родит будущего победителя зла. Но вышло иначе: ее старший сын Каин стал не спасителем, а первым убийцей, лишившим жизни своего брата Авеля. Немногим лучше оказались и более отдаленные потомки Адама: они отошли от Бога. И лишь небольшая часть людей продолжала, как умела, почитать Единого Бога и хранить память о былых временах, когда рай еще не был закрыт для человека.

Читать еще:  «Духовный» туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится

Эти же верные Господу поколения веками передавали и Божье обетование о семени жены, которое победит древнего змея-сатану. Каждая благочестивая девушка понимала, что именно она может стать этой женой, а каждый мужчина в глубине души надеялся быть причастным этому чуду. Поэтому среди избранного народа брак и продолжение рода считались делом чести, а наличие детей расценивалось как благословение Божье. И наоборот — если супруги не имели потомства, то подвергались всяческому поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за какие-то страшные грехи.

Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, чье семя упоминается в эдемском обетовании. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть: они станут родителями. И точно так же, как много лет назад пожилая чета смиренно приняла жребий своей бездетности, с таким же смирением приняли старики и ту радость, которая выпала на их долю. Иоаким и Анна не стали спорить с ангелом, не стали благочестиво отнекиваться, ссылаясь на почтенный возраст и невозможность иметь детей.

В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Через три года Марию привели в Иерусалимский храм.

Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, она сама, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Видя происходящее и прозревая будущую судьбу Девочки, первосвященник принял Ее, благословил и совершил ранее невиданное: он повел Марию во внутренние помещения Храма — туда, где могли находиться лишь священники.

В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище и Ей предстоит совершить нечто очень важное.

Православный журнал «Фома», — краткий ликбез по иконографии сюжета «Рождество Богоматери».

Характерной чертой написания образа Пречистой Богородицы является изображение Ее с нимбом (хотя на иконе Она еще младенец). Здесь нимб символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Своего Рождества и до Успения.

Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу — это значит, что на иконе изображено сразу несколько сюжетов, посвященных одному событию.

Примерно с ХV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы появляется еще один сюжет: это изображение отца Марии — праведного Иоакима. Он изображается либо один, либо (что гораздо чаще) со всей своей семьей — праведной Анной и младенцем Марией.

По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от двух до шести женщин — это служанки, помогавшие при родах и в первое время после рождения ребенка.

Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны — матери Пречистой Богородицы. Здесь красный цвет — символ праздника, каковым впоследствии для христиан и стало это знаменательное событие.

В нижней части иконы, как правило, изображается сцена купания младенца Марии. В этой сцене Марию купает либо одна Ее мать — праведная Анна, либо ей в этом помогает одна из служанок.

«Рождество Богоматери с избранными святыми», — конец XIV — начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, — Москва. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», — 2012 года издания.

«Рождество Богоматери с избранными святыми», — первая половина XV века, — 80х61,5 сантиметров. Музей-квартира художника П.Д.Корина, — Москва. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», — 2012 года издания.

Рождество Пресвятой Богородицы древнего перевода, где изображена праведная Анна сидящая на ложе; далее две служанки. Ниже другие две служанки, — одна сидящая с Младенцем, другая льет в сосуд воду. На иконе изображен также момент умиления Иоакима и Анны. Все изображение дополняет архитектурный стафаж. Свет иконы золотой. Икона Новгородских писем, конца XV века. Размер иконы: 11х8 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания Д. И. Силина. Москва. Из книги, — «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».

Икона «Рождество Богородицы» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

«Рождество Богоматери», — начало XVI века, — 61х52,7 сантиметров. Государственный русский музей, — СПб. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», — 2012 года издания.

Икона «Рождество Богородицы» с акафистом в клеймах, — новгородский север, — 1560-е годы, — из собрания Константина Воронина.

Икона «Рождество Богородицы», — конец XVI века, — Псков. Дерево, темпера; 34,5х27 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.

Рождество Богородицы. Конец XVI века. Новгород. Музей русской иконы.

«Рождество Богоматери», — первая половина XVII века, — 107х78 сантиметров. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», — 2012 года издания.

Икона «Рождество Богородицы», — Россия, Москва, около 1698-1699 года. Художник круга Кирилла Уланова. Музеи Московского Кремля.

Икона «Рождество Богородицы», — 1799 год. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Икона «Рождество Богородицы со святыми на полях», — первая треть XIX века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Икона «Рождество Богородицы» и «Введение Богородицы во Храм», — первая треть XIX века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Икона «Рождество Богородицы со сценами жития», — XIX век. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Икона «Рождество Богородицы» с мучениками Андрианом и Наталией, — 1801 год, Москва. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Фреска «Рождество Богородицы», — первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

«Рождество Богородицы», — конец XIX — начало XX века, Мстера. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Икона «Рождество Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector