0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Иисус Христос. Жизнь и учение

Книга 1: Начало Евангелия

В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева).

Первая книга — «Начало Евангелия» — покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне. Отдельные главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Ним и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Рассказывает митрополит Иларион: «В своей книге я говорю, что для того, чтобы понять Евангелие и ту Личность, Которая стоит за ним, — Личность Иисуса Христа — мы должны всегда использовать два ключа. Это как сейф, который закрыт на два замка: если у вас есть только первый ключ, вы его не откроете, если только второй — дверь все равно останется закрытой.

Первый ключ — это уверенность в том, что Иисус Христос был реальным историческим персонажем, что Он был человеком со всеми присущими человеку чувствами, эмоциями, переживаниями, то есть так называемыми бесстрастными страстями, как говорили святые отцы. Человек, Который был способен радоваться и плакать, уставать, гневаться, — все это в Евангелии есть. Иисус Христос — реальный живой человек, и это первый ключ.

Второй ключ — это вера в то, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. И только в этом свете приобретает смысл и значимость все то, о чем мы читаем в Евангелии: чудеса Христа, Его притчи, а самое главное — история Его страданий, смерти и воскресения. Ведь мы знаем, что очень многие люди в течение истории были распяты на крестах. Историки, например, пишут о том, как трех тысяч человек распяли после восстания Спартака — помню, нам еще в школе рассказывали об этом. Очень многие люди умерли смертью насильственной, несправедливой, но ни одна смерть не оставила такого следа в человеческой истории, как смерть Иисуса Христа.

Если бы Он был просто человеком, одним из многих и многих несправедливо осужденных, распятых на крестах, тогда, конечно, Его жизнь не оставила бы такого следа. Весь смысл евангельской истории заключается в том, что это история воплотившегося Бога. Того Бога, Который стал человеком, принял на Себя человеческую плоть для того, чтобы пройти весь жизненный путь, описанный в Евангелиях.

Этому пути, собственно, и посвящена моя книга. Я действительно задумал ее как биографию Иисуса Христа; то есть это не исследование православной христологии, не исследование того, как на Вселенских Соборах понимали соединение двух природ в Иисусе Христе. Конечно, попутно в книге эти богословские вопросы затрагиваются, но для меня основным фокусом, основным центром этой книжной серии является личность Иисуса Христа, Его облик. В первой книге серии я даже попытался набросать некий Его психологический портрет, рассказать о чертах Его характера, особенностях речи.

Книга называется “Начало Евангелия”, потому что посвящена начальным главам четырех Евангелий, то есть это предыстория рождения Иисуса Христа, Благовещение, история Его Рождества. Затем — проповедь Иоанна Крестителя, появление Иисуса на берегах Иордана, Крещение, искушение в пустыне, выход на проповедь, призвание учеников и начало конфликта с фарисеями и книжниками. На этом заканчивается первая книга».

Серия будет продолжена следующими изданиями: «Нагорная проповедь», «Чудеса Иисуса», «Притчи Иисуса», «Агнец Божий. Иисус в Евангелии от Иоанна», «Смерть и воскресение».

Содержание

  • Предисловие
  • Глава 1. В поисках «исторического Иисуса»
    • 1. Существовал ли Иисус?
    • 2. Авторитет свидетелей
    • 3. Был ли Иисус Богом?
    • 4. Поиск «исторического Иисуса»и Его керигмы
  • Глава 2. Источники
    • 1. Евангелия и их изучение
      • Феномен четырех Евангелий
      • Происхождение Евангелий
      • Синоптическая проблема
      • Роль устной традиции
      • Демифологизация новозаветной науки
      • Время написания Евангелий
    • 2. Евангелие от Матфея
    • 3. Евангелие от Марка
    • 4. Евангелие от Луки
    • 5. Евангелие от Иоанна
    • 6. Послания Павла
    • 7. Канон Нового Завета и апокрифические евангелия
    • 8. Текст Евангелий в рукописной традиции
    • 9. Интерпретация источников
  • Глава 3. Сын Человеческий
    • 1. Народ, страна, язык
      • Народ и страна
      • Язык
    • 2. Годы жизни
    • 3. Проблема двух родословных
    • 4. События, предшествовавшие рождению Иисуса
    • 5. Рождение от Девы
    • 6. Обстоятельства рождения
    • 7. Место рождения
    • 8. «Родители», «братья и сестры»
    • 9. Детство и отрочество. Воспитание и образование
    • 10. Два предания — два свидетеля?
  • Глава 4. Сын Божий
    • 1. «В начале было Слово»
    • 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне»
    • 3. Крещение Иисуса
    • 4. Искушение от диавола
    • 5. Иисус и Иоанн Креститель
    • 6. «Галилея языческая»
    • 7. Иисус и Его родственники
    • 8. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
  • Глава 5. Пророк из Назарета Галилейского
    • 1. Ветхозаветные пророки
    • 2. «Пророк, сильный в деле и слове»
  • Глава 6. Иисус и ученики
    • 1. Призвание первых учеников
    • 2. Избрание двенадцати
    • 3. Непонимание
    • 4. Иисус и Петр
    • 5. Другие ученики из числа двенадцати
      • Иаков и Иоанн
      • Фома и Филипп
    • 6. Наставление двенадцати
      • «На путь к язычникам не ходите»
      • «Даром получили, даром давайте»
      • «Мир дому сему»
      • «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
      • «Ученик не выше учителя»
      • «Не бойтесь»
      • Публичное исповедание веры
      • «Не мир пришел я принести, но меч»
      • «Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»
      • «И кто не берет креста своего. »
      • Награда
    • 7. Ученики не из числа двенадцати
      • Семьдесят
      • Тайные ученики
      • Закхей
      • Женщины
      • Неудавшиеся ученики
  • Глава 7. Иисус и его противники: начало конфликта
    • 1. Кто состоял в оппозиции Иисусу?
    • 2. Начало полемики с книжниками и фарисеями
      • Можно ли есть с мытарями и грешниками?
      • Можно ли есть неумытыми руками?
      • «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его»
      • Можно ли срывать колосья в субботу?
  • Глава 8. Иисус: образ жизни, черты характера
    • 1. Внешность
    • 2. Дистанции
    • 3. Рацион
    • 4. Безбрачие
    • 5. Черты характера
      • Эмоциональность
      • Удивление
      • Жалость и сострадание
      • Радость
      • Чувство юмора
      • Наблюдательность
      • Гнев
      • Кротость и смирение
      • Слезы, смущение, скорбь, тоска
      • Любовь и дружба
    • 6. Особенности речи
  • Заключение
  • Библиография
  • Список сокращений
  • Именной указатель
  • Указатель цитат из Священного Писания
  • Указатель иллюстраций, вошедших в книгу

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Начало Евангелия. Книга 1

Содержание

Предисловие

В истории нет человека, о котором было бы столько написано. Библиография о Нем включает в себя Евангелия, послания апостолов, творения отцов Церкви, литургические тексты Восточной и Западной Церквей, многочисленные христологические трактаты разных эпох, сочинения православных, католических и протестантских теологов, размышления об «историческом Иисусе» авторов нового времени, художественную и научную литературу. Эта библиография состоит из сотен тысяч томов, миллионов страниц, ознакомиться с которыми не под силу не только одному человеку, но даже целому научно-исследовательскому институту. Спустя две тысячи лет после пришествия в мир Иисуса Христа мы ощущаем пророческую силу слов, завершающих корпус Четвероевангелия: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ).

Читать еще:  Леонид Рошаль: В Минздраве должны работать профессионалы!

В истории нет другого человека, которому посвящено такое количество произведений живописного искусства. Лик Иисуса и отдельные события из Его жизни запечатлены для нас в многочисленных изображениях, начиная от фресок римских катакомб II-IV веков, равеннских мозаик V-VI веков, бесчисленных византийских и русских икон, западных средневековых картин и статуй, творений художников эпохи Возрождения и кончая произведениями, появившимися в новое время и продолжающими появляться на наших глазах.

Иисусу Христу посвящены музыкальные произведения, начиная от раннехристианской литургической музыки, включая многочисленные кантаты и величественные «пассионы» Баха, вплоть до рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и произведений современных композиторов, работающих как в классических, так и в популярных жанрах.

В обширный список произведений художественного творчества, посвященных Иисусу, следует включить появившиеся уже в XX веке экранизации Его земной жизни и отдельных ее эпизодов,

а также огромное количество документальных фильмов об истории Иисуса и Его учеников, о местах, где протекала Его земная жизнь, о различных аспектах Его деятельности и учения, о становлении и развитии основанной Им Церкви.

Ни об одном человеке не было столько сказано устно, сколько сказано и говорится об Иисусе Христе. В течение нескольких десятилетий после смерти и воскресения Иисуса информация о Нем распространялась преимущественно устным путем, и лишь на каком- то этапе своего развития Церковь начала письменно фиксировать устные предания. Но и после того, как были написаны Евангелия, христианское богослужение непременно сопровождалось устной проповедью епископа или священника. Так продолжается в течение почти двух тысяч лет. И ныне в сотнях тысяч христианских храмов, существующих практически во всех частях света, за каждым богослужением звучит проповедь об Иисусе, и каждый раз православный или католический священник, протестантский или баптистский пастор старается сказать что-то об этом Человеке.

Ни одна другая фигура в человеческой истории не стала предметом столь многих научных исследований. Целый раздел христианской теологической науки – христология – посвящен осмыслению феномена Иисуса Христа. Тысячи профессоров со своих университетских кафедр рассуждают об Иисусе, о различных чертах Его личности и аспектах Его учения, об эпизодах из Его жизни, и сотни тысяч студентов пишут на эти темы сочинения и диссертации. Во многих странах жизнь и учение Иисуса изучается в рамках школьного курса, и миллионы детей слушают учителей, рассказывающих им историю Иисуса из Назарета.

К настоящему времени об Иисусе написано и сказано столько, что, казалось бы, прибавить к сказанному давно уже нечего. И тем не менее каждая новая эпоха рождает новые попытки осмыслить Его личность, и в каждом новом поколении к этой личности обращаются священнослужители, богословы, писатели, поэты, художники, композиторы, не говоря уже о миллионах простых людей, верующих и неверующих, каждый из которых пытается найти своего Иисуса и свой ответ на вопрос: кто Он?

Предлагаемая вниманию читателя серия книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» не является

Спас. Икона. XIV в.

жизнеописанием Иисуса, Его биографией в привычном для нас смысле этого слова. Многие факты Его жизни нам неизвестны. В биографии Иисуса имеются существенные лакуны, которые нечем заполнить. Достаточно сказать, что, кроме одного эпизода ( Лк. 2:41–52 ), мы не знаем ничего о Его детстве и юности: не знаем, чем Он занимался до тридцатилетнего возраста.

И тем не менее вся серия носит биографический характер, поскольку ее центральной темой является человеческая история Иисуса. В задачу настоящей серии книг не входит изложение

православной христологии – учения об Иисусе как Боге и Человеке с описанием имевших место ересей и их опровержения Церковью. Такое описание было нами сделано в книге «Православие», где христологии посвящен большой раздел. Здесь мы ставим иную задачу – воссоздать живой образ Иисуса на основании имеющихся источников и представить Его учение так, как оно отражено в Евангелиях.

Пристальное внимание будет уделено чертам Его характера и мировосприятия, особенностям Его манеры общения с людьми. Однако Иисус не был обычным человеком: Он был воплотившимся Богом. И все детали Его человеческой истории имеют прямое отношение к тому Откровению, которое Бог дал людям через Него как Своего Единородного Сына. Сквозь Его человеческие черты проступают черты лика Божия; Его человеческое слово является словом Божиим, обращенным к людям. Именно это придает Его личности и учению совершенно особую, исключительную значимость.

Основным источником для нас послужили четыре канонических Евангелия, материал из которых рассматривается с привлечением широкого круга дополнительных источников, включая Ветхий Завет, произведения древних историков, комментарии на Евангелие отцов Церкви, современную научную литературу.

Научно-критическое изучение Нового Завета ведется уже более двух столетий; за это время накоплен огромный материал. Однако весь существующий поистине безбрежный массив информации сам по себе требует критического подхода. Из обширного наследия ученых, занимавшихся исследованием Нового Завета, необходимо вычленить то, что способствует лучшему пониманию текста, одновременно отбросив те гипотезы и домыслы, которые вводят дополнительные, ненужные сложности в его изучение.

Эта серия книг об Иисусе – не столько для укорененных в Предании Церкви православных христиан, сколько для неверующих, сомневающихся и колеблющихся. Она, во-первых, может дать некоторые ответы тем, кто считает, что Иисус вообще не существовал. Во-вторых, она для тех, кто признает, что Иисус существовал, но не верит, что Он – Бог. В-третьих, для тех, кто, может

быть, и считает себя христианином, но относится к евангельским рассказам скептически или воспринимает Евангелие через призму той критики, которой оно подверглось в трудах западных специалистов по Новому Завету XIX-XX веков.

Мы не намерены последовательно разбирать идеи этих специалистов, хотя и будем к ним обращаться, иногда соглашаясь с ними, иногда полемизируя. Наша главная задача по отношению к этим идеям – попытаться отделить пшеницу от плевел, добросовестный анализ текстов от спекуляций и домыслов, исходящих из тех или иных идеологических предпосылок.

Общее заглавие серии указывает на ее главного героя – Иисуса Христа. В евангельских повествованиях и других привлекаемых для исследования источниках мы будем отыскивать прежде всего то, что относится непосредственно к Его личности, характеру, биографии, учению. Прочие персонажи евангельской истории будут затрагиваться лишь постольку, поскольку это необходимо для воссоздания образа Иисуса.

В конечном итоге нам бы хотелось ответить на главный вопрос: что Иисус принес людям и зачем Он нужен современному человеку? Прошло две тысячи лет с тех пор, как Он жил и учил: почему Его образ и проповедь по-прежнему актуальны? Что Иисус может дать нам, живущим в XXI веке, со всеми его сложностями, вызовами, проблемами и трагедиями?

Читать еще:  «Выражения, пропахшие нафталином, мы сейчас слышим каждый день»

Евангельскую историю Иисуса Христа с точки зрения интерпретации можно сравнить с коллекцией сокровищ двухтысячелетней давности, находящейся в сейфе под двумя замками. Чтобы прикоснуться к этим сокровищам, необходимо прежде всего открыть сейф, а чтобы его открыть, требуются два ключа. Один ключ – это вера в то, что Иисус был полноценным человеком со всеми свойствами реального человека из плоти и крови. Однако необходим еще второй ключ – вера в то, что Иисус был воплотившимся Богом. Без этого ключа сейф не откроется, и сокровища не засверкают изначальным блеском: евангельский образ Христа не предстанет перед читателем во всей своей сияющей красоте.

В нашем исследовании будут использованы оба ключа. Каждое из содержащихся в сейфе сокровищ мы будем вместе с читателем распаковывать и рассматривать.

Четыре евангелиста. Икона. XVI в.

Православного читателя может удивить, что и в этой, и в последующих книгах серии мы будем называть нашего главного героя тем именем, которое было дано Ему при рождении, не заменяя это имя на более привычные для церковной традиции эпитеты: Господь, Спаситель, Сын Божий. Мы делаем это сознательно, по нескольким причинам. Во-первых, именем «Иисус» Его называют все четыре Евангелиста. Во-вторых, наши книги обращены не

Уверение Фомы. Фреска. Дуччо. 1311г.

только к тем, кто «по умолчанию» считает Иисуса Господом, Спасителем и Сыном Божиим: для нас важно доказать читателю, что Иисус был именно Тем, за Кого Его принимает Церковь. В-третьих, как было сказано, нас интересует прежде всего человеческая история Сына Божия, Его земная биография, которая начинается с Его рождения и наречения Ему имени Иисус ( Мф. 1:25 ).

В одном из заключительных эпизодов этой истории, как она изложена в Евангелии от Иоанна, апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении воскресшего Иисуса, отказывается поверить в Его воскресение. Восемь дней спустя Иисус вновь является группе апостолов; на этот раз Фома – среди них. Иисус показывает ему раны на Своем теле и говорит: Не будь неверующим, но верующим ( Ин. 20:27 ). Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! ( Ин. 20:28 ).

Иисус становится Господом и Богом для тех, кто из неверующих превращается в верующих. И нашим горячим желанием является то, чтобы каждый, кто прочитал Евангелие, закрывал книгу с теми же словами, которые произнес Фома. Этой цели в конечном итоге подчинено и наше путешествие по страницам евангельского текста, которое мы начинаем в настоящей книге.

Будучи первой в шеститомной серии, эта книга покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне.

Спас. Икона. Прп. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Отдельные тематические главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Иисусом и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги мы попытаемся набросать портрет Иисуса, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Разбору евангельских текстов в книге предшествует краткая история и анализ современного состояния новозаветной науки, а также описание источников, с которыми мы будем работать в этой и последующих книгах серии.

Вторая книга серии будет посвящена Нагорной проповеди ( Мф. 5–7 ). Третья и четвертая книги посвящены, соответственно, чудесам и притчам Иисуса. В пятой книге мы обратимся к тем сюжетам из Евангелия от Иоанна, которые не имеют параллелей в синоптических Евангелиях. В шестой книге будут рассмотрены повествования о последних днях земной жизни Иисуса, Его страданиях, смерти и воскресении. Именно в свете этих повествований, составляющих кульминационный пункт каждого из четырех Евангелий, в полной мере раскрывается значение личности и дела Иисуса Христа – Сына Божия и Сына Человеческого.

Видео / всего 69159

Иисус Христос. Жизнь и учение

Цикл исследований епископа Русской православной церкви, известного богослова митрополита Илариона.

Фильм 1-й. «Начало Евангелия»

Где, на самом деле, родился Иисус Христос? Кто были его родители? Как он учился и почему нет никаких сведений о почти двадцати годах его жизни? Эти вопросы всегда занимали людей. В первом фильме 8-серийного цикла «Иисус Христос. Жизнь и учение» рассказывается о том, кем был этот самый известный человек на Земле, ведь именно от даты его рождения ведут сегодня летоисчисление все календари мира. Исследования подтверждают, что Иисус Христос был исторической личностью. А для верующих людей нет сомнения и в том, что он был сыном Божьим. Как это возможно и что это значит? В чем состоит соотношение божественной и человеческой природы Иисуса Христа? Что такое на самом деле Благая весть и почему существуют расхождения в четырех Евангелиях? Епископ Русской православной церкви, известный богослов, митрополит Иларион посвятил годы жизни изучению этого. Ответы – в его новом документальном телевизионном исследовании.

Фильм 2-й. «Выход на проповедь»

Фильм рассказывает о важнейшем событии в жизни Иисуса Христа – крещении. Именно после крещения о неизвестном сыне плотника узнают, благодаря рассказам Иоанна Крестителя – важнейшей фигуре в истории Церкви. Кем был Иоанн и почему он вошел в историю церкви под названием Предтечи? В чем был смысл крещения для Иисуса и почему, оно понадобилось для его выхода на проповедь? А также – зачем Иисусу понадобилось пройти через искушения и в чем суть его конфликта с дьяволом? Что, на самом деле, значит слово «покайтесь» и где оно – «царство небесное»? В этой серии рассказывается откуда взялись ученики Иисуса, почему апостолов было именно двенадцать, и зачем Христос нарушал иудейскую субботу. Все эти сложные вопросы автор цикла митрополит Иларион излагает просто и понятно, что делает фильм доступным для любой аудитории.

Фильм 3-й. «Иисус и его нравственное учение»

Центральное место в фильме занимает рассказ о нравственном учении Иисуса Христа, основные положения которого он изложил в Нагорной проповеди. Произнесенное им меняло смысл известных вещей, раздвигало рамки мышления современников, а его учение, частично заимствованное из Ветхого завета, теперь приобретало универсальный характер.
Из этой серии мы также узнаем много нового о личности Иисуса Христа. Узнаем, как он получил образование, где жил и чем питался, как нашел своих учеников. Был ли Иисус женат? Умел ли он шутить? Давал ли выход своему гневу? Иисус-человек становится нам более понятным, что очень важно для тех зрителей, кто начинает свой путь к Богу.

Фильм 4-й. «Чудеса Иисуса Христа»

Этот фильм посвящен чудесам Иисуса Христа. Для Иисуса совершить чудо было также просто, как для врача выписать лекарство. И именно это его свойство еще при его жизни вызывало наибольший интерес окружающих.
Почему Иисус совершал чудеса? Какая была цель у всех этих волшебных исцелений и превращений? Автор фильма – епископ Русской православной церкви, известный богослов, митрополит Иларион – объясняет, что только истинная вера является условием совершения чуда: чудеса являются следствием, а не причиной веры В фильме показаны исторические места, где это происходило.

Читать еще:  Как христианин христианину, или о «Любви и РПЦ»

Фильм 5-й. «Притчи Иисуса Христа»

Этот фильм посвящен притчам Иисуса Христа. В истории человечества не было никого другого, кто использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус. Между тем, именно притчи – наиболее сложны для понимания. Даже для современников они были по большей части непонятны. С какой же целью Иисус говорил с окружающими именно таким языком? Какого результата он ждал и достиг ли его? Вы сами сможете стать свидетелями многих чудес, переместившись вслед за нашей камерой на землю Палестины и в Иерусалим.

Фильм 6-й. «Тайная вечеря»

Что бы подумали вы, если бы пришел человек, долго говорил бы о вещах духовных, а потом бы предложил есть его плоть и пить его кровь?
Так начинается этот фильм, в котором автор объясняет, почему многие ученики Иисуса в конце его жизни отошли от учителя и почему сильно возросло и достигло апогея напряжение между Иисусом и иудеями, твердо стоящими на принципах своей веры. Тайная вечеря – центральное событие фильма. В нем подробно излагается суть и смысл евхаристии. Описываются вход Иисуса в Иерусалим, его растущее одиночество и другие истории, предшествующие его аресту и казни.

Фильм 7-й. «Смерть Иисуса»

Мы видим Иисуса в Гефсиманском саду. Его будущее предопределено и известно ему. Он готов пройти свой путь до конца. Однако автор фильма показывает нам не сверхчеловека, не бесстрашного героя, а того, кто скорбит, страдает, боится и нуждается в сочувствии. Предательство Иуды, суд у Каифы, попытки Понтия Пилата спасти пленника, отречение Петра, трудный путь на Голгофу и смерть на кресте – все эти хорошо известные нам события ярко показаны в фильме и сопровождаются пояснениями автора, епископа Русской православной церкви, известного богослова, митрополита Илариона, его размышлениями о смысле человеческих страданий и о безграничной любви Иисуса к людям, не ведущим, что творят.

Фильм 8-й. «Воскресение»

Воскресение Иисуса Христа – центральное событие евангельской истории, к которому вело все предшествующее повествование. В фильме приведены все случаи, когда ученики видели Иисуса воскресшим. Автор подробно рассказывает о Туринской плащанице, в подлинности которой многие продолжают сомневаться. Воскресение Христа представлено в фильме, как и в Евангелиях – событием космического масштаба. Оно касается всех людей. Почему именно воскресение, а не нравственное учение или что- либо другое – смысл и сердцевина христианства? В чем искупительное значение смерти Иисуса Христа. Об этом подробно идет речь в этом фильме, который завершает цикл о жизни и учении Иисуса Христа.

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Иисус Христос. Жизнь и учение. В 6-ти книгах.

Автор: Митрополит Иларион (Алфеев)

Издательство: Издательство Сретенского монастыря, Эксмо, Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия.

Год: 2016, 2016, 2017, 2017, 2017, 2017.

Книга I. Начало Евангелия

Будучи первой в шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение», книга митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия» покрывает материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий: в книге рассматриваются повествования о рождении Иисуса и связанных с ним событиях; о крещении Иисуса и Его взаимоотношениях с Иоанном Крестителем; об искушении от диавола в пустыне. Отдельные главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Ним и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, как он вырисовывается из Евангелий, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Книга II. Нагорная проповедь

Будучи второй в шеститомной серии исследований о жизни и учении Иисуса Христа, книга митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» посвящена самой длинной из всех речей, приведенных в синоптических Евангелиях. Текст проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Иисуса, рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения. Делая основной акцент на толковании проповеди в творениях древних отцов Церкви, автор книги в то же время нередко обращается к комментариям современных философов и богословов.

Книга III. Чудеса Иисуса

Третья книга шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева) посвящена чудесам Иисуса, описанным в четырех Евангелиях. Чудеса — тот аспект деятельности Иисуса Христа, который при Его жизни вызывал наибольший интерес окружающих. Каждое из евангельских чудес рассмотрено отдельно. При этом все чудеса, в соответствии с принятым в научной литературе принципом, сгруппированы в четыре категории: исцеления; изгнания бесов; чудеса, связанные с природой; воскрешения мертвых. Отдельные главы посвящены первому чуду Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, и Преображению, о котором повествуют все три синоптических Евангелия.

Книга IV. Притчи Иисуса

Четвертая книга шеститомной серии исследований «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева) посвящена притчам Иисуса, содержащимся в трех синоптических Евангелиях — от Матфея, Марка и Луки. И две тысячи лет спустя притчи Спасителя звучат так же выразительно, как звучали для Его современников, погружая мысль читателя в бездонные глубины веры.

Притчи в книге разделены на три категории: относящиеся к галилейскому периоду служения Иисуса; произнесенные на пути из Галилеи в Иерусалим; произнесенные в Иерусалиме в последние дни Его земной жизни.

Книга V. Агнец Божий

Будучи пятой в шеститомной серии исследований о жизни и учении Иисуса Христа, книга митрополита Илариона (Алфеева) «Агнец Божий» посвящена тому, как образ Иисуса раскрывается в Евангелии от Иоанна. Как и другие евангелисты, Иоанн выступает прежде всего как свидетель тех событий, о которых говорит. В то же время это свидетельство особого рода: оно содержит не просто рассказ о событиях, но и их богословское осмысление. Уникальность четвертого Евангелия обусловлена тем, что его автор — любимый ученик Иисуса, прошедший с Ним весь путь Его общественного служения вплоть до креста и воскресения.

В книге рассматриваются те части Евангелия от Иоанна, которые составляют оригинальный материал, не дублирующий синоптические Евангелия. Автор книги показывает, как на протяжении всего четвертого Евангелия раскрывается образ Иисуса Христа — Бога воплотившегося.

Книга VI. Смерть и Воскресение

Будучи шестой, завершающей цикл исследований о жизни и учении Иисуса Христа, книга митрополита Илариона (Алфеева) «Смерть и Воскресение» целиком посвящена событиям, разворачивавшимся в течение нескольких дней и знаменовавшим собой окончание земной истории Иисуса Христа — Сына Божия и Сына Человеческого.

Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему их повествования об этих событиях столь существенно разнятся и насколько они достоверны? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? В чем значение смерти Иисуса для христиан и почему Воскресение Христово остается главным праздником христианской Церкви, центральным пунктом христианского богословия? Почему история последних дней земной жизни Христа продолжает двадцать веков спустя оказывать столь мощное духовно-эмоциональное воздействие на миллионы людей? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector