1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение

Содержание

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в 15-й год по Вознесении Господнем (48 г. н.э.), в Гефсимании, и была первой из 70 икон Богородицы, созданных святым Евангелистом Лукой. Предназначалась икона для иерусалимской общины. По некоторым свидетельствам, именно этот образ, находившийся некогда в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, явился той чудотворной иконой Богородицы, от которой изшел глас к преподобной Марии Египетской, обративший ее от греховного пути.

В 463 году, при византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», (греч. «Источник»). При императоре Ираклии (575—641), когда на Константинополь напали скифы, по всенародной молитве перед Иерусалимской иконой, произошло чудо избавления города и он не был взят. В память об этом образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий, до царствования Льва VI Философа.

В 988 году, Иерусалимская икона была перенесена в крымский город Херсон, или Корсунь, и передана в дар великому равноапостольному князю Владимиру, покорившему этот город и крестившемуся в нем. Князь Владимир взял икону в Киев. Но не долго хранился чудотворный образ в Киевском княжестве. Когда святое крещение и обращение в христианство приняли в Новгороде, князь Владимир даровал сей образ новгородцам.

Более 400 лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В 1571 году царь Иоанн Грозный перенес икону в Московский Успенский собор. Икона была помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года.

Во время нашествия Наполеона в 1812 году Иерусалимская икона исчезла. По некоторым источникам, чудотворная икона была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день. Однако в 1977 году главный инспектор по памятникам истории Франции на запрос о судьбе Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы ответил, что такая икона в инвентаре собора не значится.

Сейчас в Успенском соборе Московского Кремля, за патриаршим местом хранится старинный список с Иерусалимской иконы, принесенный сюда из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях. На полях этого списка помещены изображения святых апостолов Петра и Павла, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея и святых мучеников Прокопия, Георгия и Меркурия.

Чудотворные списки с иконы

После 1812 года на утешение москвичам остались два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый, как уже отмечалось выше, был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, располагавшейся в жилых палатах московских царей, и помещен за патриаршим местом в алтаре Успенского собора.

Второй чудотворный список Иерусалимского образа Божией Матери находится в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове.

Иерусалимская Икона Божьей Матери. Измайловский список

Он был написан во второй половине XVII века в Оружейной палате Кремля. Кроме исцелений во время чумы 1771 года, эта икона помогла остановить эпидемию холеры, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители сёл, находящихся на территории современного Южного округа, попросили отпустить к ним чудотворную икону для совершения общественных молебнов, что и было сделано 15 сентября 1866 г. После молебнов перед образом Иерусалимской Божией Матери в Коломенском, Дьякове, Сабурове и остальных селах ни один человек больше от холеры не умер. Икона пребывала в Покровском соборе до 1932 года, когда закрытый пятью годами ранее собор был разорен. Удалось сохранить лишь несколько икон. Среди них была и «Иерусалимская», которая была передана в храм Рождества Христова в Измайлове. После восстановления Покровского собора икона была возвращена на прежнее место, где почерневший образ вскоре чудом обновился. По бокам ковчега чудотворной иконы изображены апостолы и трое мучеников.

Другие местночтимые списки с Иерусалимской иконы

Древние списки с чудотворной иконы находятся также:

— в церкви Воскресения Словущего на Иерусалимском подворье,

— в церкви Живоначальной Троицы в Вешняках (г. Москва),

— в Новом Иерусалиме, г. Бронницах (Московская епархия) и других местах.

На Афоне, в русском Афонском Пантелеимоновском монастыре («Русике»), над царскими вратами соборного Покровского храма также есть чтимый Иерусалимский образ Божией Матери. Икона эта представляет собой точный список с Кривоезерской Иерусалимской иконы. Написан этот образ в 1825 году Никоном, иеромонахом Нило-Сорской пустыни.

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Божией Матери Иерусалимская Гефсиманская находится в непосредственной близости от Гефсиманского сада, в гробнице Божией Матери, где три дня пребывало пречистое её тело.

Гробница Божией Матери

Гроб Божией Матери — небольшая купольная часовня с очень низким и узким входом.

Позади гроба Божией Матери, в каменном киоте – чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская русского письма в каменном киоте в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим)

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская

Икона Богоматери Иерусалимская Гефсиманская, находящаяся в православном храме Успения Богородицы в Гефсимании (Иерусалим) была написана относительно недавно (100-120 назад) русской
монахиней-иконописицей одного из монастырей Иерусалима, которой явилась Пресвятая Дева и повелела написать Ее образ. Образ и был написан и Богородица изображена на нем такой, как предстала в видении.

Иконография

Образ Иерусалимской иконы схож с ГРУЗИНСКОЙ иконой Божией Матери и принадлежит к иконографическому типу «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница).

Одигитрия (греч. «Путеводительница») — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Споручница грешных и др.

Это поясное изображение Богоматери с Младенцем на правой или левой руке. Единственное различие состоит только в положении Христа: Он обращен и фигурой и лицом к Божией Матери и, подняв к Ней голову, держит на левой руке на коленях свиток, а правой благословляет двуперстным сложением. В силу этого обращения Младенца к Матери, и Она сама, склонив голову и обратившись к Нему лицом, смотрит на Него, слегка прижимая одну руку к груди.

Пропись Иерусалимской иконы Божией Матери

Различные варианты Иерусалимской иконы Божией Матери

Существует несколько различных вариантов Иерусалимской иконы. Наиболее распространены два вида: икона, на полях которой помещены изображения святых апостолов и мучеников, и икона с предстоящими святыми праведными Иоакимом и Анной – родителями Пресвятой Богородицы.

Икона Богоматери «Иерусалимская» считается целительной. Известны многие случаи избавления от различных болезней, но более всего молитва перед Иерусалимским образом помогает при заболеваниях глаз, вплоть до слепоты, от паралича (его в старину называли расслаблением). В годы эпидемий холеры общая молитва перед Иерусалимской иконой Божьей Матери помогала остановить наступление болезни. Молитва перед ней избавляет от пожаров, от вторжения врагов в пределы Отечества.

Празднование иконы Божией Матери Иерусалимская совершается Церковью 12/25 октября.

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь
Твоего предстательства уверение / и милосердия Твоего явление / икона Иерусалимская нам, Владычице, показася / пред нею же души наша в молитве изливаем / и верою Тебе вопием: / воззри, Милосердая, на люди Твоя, / вся скорби наша и печали утоли, / утешение благое в сердца наша низпосли / и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Кондак, глас 5
Не отрини, о Милосердая Мати, слез и воздыханий наших, но прошения наша милостивно приимши, пред Иерусалимскою иконою Твоею молящихся людей веру укрепи, умилением сердца их исполни, и крест земнаго жития нести им помози, елика бо хощеши можеши.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва первая
О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Пречистая Приснодево Богородице Марие, Покровительнице и Заступнице наша! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и чудотворною Иерусалимскою иконою и смиренно молимся Тебе, вонми гласу молитв наших от души приносимых Ти, виждь скорби и искушения наша, и яко воистинну любвеобильная Матерь потщися помощи нам безпомощным, унылым, во многия грехи впадающым и присно прогневляющым Господа и Создателя нашего. Егоже умоли, Владычице, да не погубит нас со беззаконии нашими, но ради Твоего предстательства явит нам человеколюбную Свою милость, испроси нам, Всеблагая, здравие душевное и телесное, покаяние во гресех совершенное, преспеяние в добродетелех христианских, благодатное, мирное и благочестное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша. Сохрани и соблюди ны в мире и благоустроении, и споспеши всем нести иго Христово благое и легкое в терпении и смирении, во спасение душ наших, ограждая нас Матерним покровом Твоим от искушений диавольских и всякого зла.

О, Царице всепетая, Мати Божия всеблагая! Простри богоноснии руце Твои на умоление к возлюбленному Сыну Твоему, Господу нашему Иисусу Христу и приемь сомолитвенники к Нему, вкупе с Тобою на иконе Твоей изображенная, праведныя родители Твоя, Иоакима и Анну, с ними умоли Его помиловати нас и избавити от погибели вечныя, и якоже иногда в скорби велицей пред сею иконою Твоею молившемуся Нилу утешение и обетование благое даровала еси, тако и ныне нас смиренных и грешных молящихся, услыши и яви нам великия Твоя щедроты: болящий исцели, скорбящыя уте-ши, бедствующыя от бед избави, путешествующыя и мореплавающыя невредими сохрани, и вся ны сподоби благочестно житие наше земное скончати, благую христианскую кончину получити, Святых Тайн при-частницы быти, и небесное царствие унаследовати: да во свете и радости святых поем и величаем милосердие Твое и Рождшагося от Тебе Господа нашего Иисуса Христа. Емуже со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери Иерусалимская

По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

Читать еще:  Однажды мне пришлось оправдываться, что я не жду шестого

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Иерусалимская икона велика в своих размерах и потому тяжела. Во время крестных ходов ее с трудом могут нести восемь человек. По бокам ее ковчега также изображены апостолы и трое мучеников. В отличие от прочих списков, на измайловском персты благославляющей десницы Спасителя сложены именословно.

Особенной любовью москвичей Иерусалимская икона из Измайлова была окружена с 1866 года, когда крестный ход с ней избавил от холеры жителей сел Нагатино, Новинки и Дьяково близ Коломенского. В прежние годы от Пасхи до 12 октября эту икону носили крестным ходом по всей московской округе. 12 октября совершался праздник Иерусалимской иконе. Ныне в измайловском храме ежевоскресно читается акафист Иерусалимской иконе Богородицы.

Еще один местночтимый список Иерусалимской иконы находился в Иерусалимском приделе московского храма Троицы в Вишняках, однако следы его утеряны. Такова же судьба и чудотворного списка Иерусалимской иконы из Троицкой Кривоозерской пустыни, что располагась прямо напротив города Юрьевца, близ устья реки Унжи (ныне Ивановская область). Эта обитель давно уже скрыта под водами Горьковского водохранилища. Кривоозерский список был написан в 1709 году иноком Корнилием, до пострижения известным под именем царского иконописца Кирилла Уланова. Список этот прославлен многими чудесами. Чудотворные списки Иерусалимской иконы имелись также на Волыни (село Онышковцы близ города Дубно), над царскими вратами Покровского собора русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, в Гамалеевом Рождественно-Богородском монастыре близ города Шостка, в подмосковных Бронницах.

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора.

Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска.

Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска.

Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

Читать еще:  Когда муж стал давиться обычной водой, мы не знали, что делать

В 1911 году обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Монастырь быстро приобрел в Подольском крае славу духовного, благотворительного и образовательного центра. После переворота 1917 года власти запретили крестный ход с Иерусалимской Бронницкой иконой. Недалеко от Крестовоздвиженского монастыря располагалось имение Горки, в котором поселился Ленин. Не удивительно, что обитель вскоре закрыли, а всякое упоминание о ней исчезло из печати. Но промыслительно, что она одной из первых будет вновь открыта в начале 1990-х годов. Ныне это ставропигиальный монастырь, пребывающий под прямым управлением Патриарха Московского и всея Руси. Вновь звучит здесь молитвенное пение, обращенное к Иерусалимской иконе — Наставнице, Путеводительнице всех православных христиан.

Богорадованная Владычице, препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, всемилостивая о всем мире Ходатаице! Прилежно раби Твои ко Твоему предстательству прибегаем и ко пречудному образу Твоему со умилением, припадающе, молимся: молитву теплую Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о Всепетая Царице Богородице, да от всяких болезней и печалей нас Тебе ради избавит, и от грехов всяких свободив, Царствия Своего Небеснаго наследники ны покажет: велие бо и неизреченное яко Мати к Нему дерзновение имаши и вся от Него испросити можеши, едина во веки Преблагословенная.

Твоего предстательства уверение и милосердия Твоего явление икона Иерусалимская нам, Владычице, показася. Пред нею же души наша в молитве изливаем и верою Тебе вопием: воззри, Милосердая, на люди Твоя, вся скорби наша и печали утоли, утешение благое в сердца наша низпосли и спасение вечное душам нашим, Пречистая, испроси.

Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, упование всех уповающих на Тя, Заступнице печальных, Прибежище отчаянных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас праведный гнев Свой, да простит грехи и беззакония наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь.

Икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская»

Одной из самых известных и наиболее почитаемых икон является Иерусалимская икона Божией Матери. На образе запечатлен прижизненный Лик Богородицы, и в точности воплощены черты Ее лица. Матушка помогает верующему люду абсолютно во всем: будь то любовные или семейные отношения, тяжкие недуги, катастрофы.

Изначально этот образ был призван оберегать Иерусалимскую общину. Он считается чудотворным, чему есть множество подтверждений в церковных архивных книгах. Празднование образа совершается ежегодно 25 октября.

История священного образа

Автор Иерусалимской Богородицы — евангелист Лука.

Икона была создана по прошествии 15 лет по Вознесению Христа на Небо. К тому времени христианская община в Иерусалиме была полностью сформирована, поэтому Иерусалимский Лик предназначался именно для нее.

По своей типологии он имеет сильное сходство с образом Одигитрии-Путеводительницы. А согласно Преданию, Мария Египетская, находившаяся в мольбе у этой иконы, неожиданно услышала величественный глас, повелевающий ей оставить греховную, неправедную жизнь и оставшиеся годы земного жития посвятить служению Богу.

Предание о том, как икона попала в храм Пигий

Ранее неподалеку от Золотых Константинопольских врат существовала раскидистая роща. Она считалась священной и носила имя Богородицы. Посреди рощи бил святой источник. Но со временем роща разрослась и загустела, а родник затерялся среди зеленых и густых зарослей и почти иссяк.

Но в это время Лев I, будучи простым солдатом царской армии, прогуливался по роще и неожиданно повстречал путника. Тот был стар, обессилен и совсем слеп. В душе воина горело желание помочь человеку, но он не знал, как это сделать. Тут он услышал ласковый женский голос, который подсказал ему местонахождение источника и объяснил, что нужно предпринять.

Тот же голос пророчил Льву вскоре быть императором, а когда это событие произойдет, он должен будет очистить Богородичный источник от зарослей, возвести рядом с ним храм и освятить его в честь Царицы Небесной.

Вскоре Лев I исполнил свое обещание: очистил родник, построил храм Пигии и перевез в его стены иконы Иерусалимской Богородицы.

Историческое путешествие иконы

Во времена правления императора Ираклина скифские кочевники пытались завоевать Константинополь. Вокруг чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери собрались в пламенной молитве практически все горожане.

Царица Небесная услышала клич верных и умолила Сына Своего избавить город от нападения. После этого события икона была перевезена во Влахернскую церковь. Здесь она почивала три года.

В 988 году Лев Мудрый, император, перевез ее в Корсунь, который позже был завоеван князем Владимиром. Ему была подарена Иерусалимская икона, он же ее перевез в град Киев, где она пробыла совсем недолго. Князь Владимир передал ее в собор святой Софии в Новгороде, где она покоилась целых 4 столетия.

Позже, в 1571 году, Иоанн Грозный пожелал перевезти образ в московский Успенский собор. Но военные события 1812 года негативно сказались на столице: город был разрушен и разграблен, множество реликвий было вывезено за границу. В их числе оказалась Иерусалимская икона Божией Матери.

С тех пор и по сей день она находится во Франции.

Отличительные черты

Икона по своей иконографии схожа с Грузинским образом, да и многие иконы написаны по ее подобию: Иверская, Казанская, Споручница грешных. Богоматерь показана в поясном изображении, десницей Она поддерживает Сына, Ее голова склонена. Богомладенец Ликом обращен к Матушке, в левой руке удерживает свиток, а правая поднята в благославляющем жесте.

Лицо Сына, повернутое к Матери, означает всеобъемлющую любовь и внимание к Ней. На иконе показан беззвучный диалог, единение Бога и человека.

Полностью вобрав в Себя человеческую природу, Иисус так и остался Богом, одним из лиц Пресвятой Троицы. Но Царица Небесная стала для Сына проводником в мир людей. Ее душа пронзена множеством острых мечей в день распятия Сына, но Мать с достоинством прошла свой жизненный путь на земле.

Важно! И если каждый человек терпеливо и смиренно пройдет через все невзгоды, то его в конце жизни будет ожидать великая награда — вечность со Христом.

Иерусалимский образ имеет несколько разновидностей:

  • на полях иконы изображены апостолы, святители, мученики, но они не являются частью композиции, а просто парят в воздухе слева и справа;
  • рядом с Марией предстоят Ее родители — святые праведные Иоаким и Анна.

Помощь с Небес

Молитва перед Иерусалимской иконой Богоматери поможет:

  • получить выздоровление от недугов, даже самых тяжелых;
  • защитит от неприятностей в дороге, в путешествии;
  • предотвратит стихийные бедствия;
  • оградит дом от посягательства воров;
  • утешит в скорби и унынии;
  • поможет отчаявшимся женщинам обрести радость материнства;
  • воссоединит семью, находящуюся на грани развода.

О чем еще молятся Богородице:

Правила моления

Перед тем как произнести молитву, следует изучить незамысловатые правила:

  • перед началом моления следует расслабиться, некоторое время постоять молча перед иконой;
  • нельзя представлять в своем сознании никаких образов святых, тем более Господа и Богородицы (подобное представление не отражает реальность, а только искажает ее);
  • следует помнить, что через обращение к Божией Матери и святым мы просим предстательства у Всевышнего;
  • молиться можно вслух (только тихо) или про себя;
  • для молитвы необходима крепкая вера, а не моление из разряда «поможет — не поможет»;
  • потребности должны быть земными: дарование любви, надежды, смирения, веры, духовной мудрости;
  • негоже просить о богатстве, славе и возмездии;
  • молиться можно не только за себя, но и за родных, близких людей, важно в молитве упомянуть их имена.

В церкви можно заказать водосвятный молебен с акафистом пред иконой Божией Матери Иерусалимская. По окончании молебна прихожанам раздается освященная вода. Принимать ее нужно по утрам натощак с молитвой.

Совет! Для того чтобы чудо, испрашиваемое в молитвах, свершилось, необходима твердая вера во Христа, непреложное следование Его заповедям, житие по церковным канонам, частая исповедь, причастие. И тогда Матерь Божия обязательно услышит мольбы и непременно поможет.

Помощница в сложных обстоятельствах — Иерусалимская икона Божьей Матери

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Среди многих почитаемых икон есть особенные, как бы пронизанные благодатью первых лет молодой христианской церкви. Такова и первая икона Богородицы, появившаяся еще во время Её земной жизни.

Икона Божьей Матери Иерусалимская

Содержание страницы

Автор святого образа

С этой точки зрения, опыт создателя Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы уникален.

Мы не знаем обстоятельства появления образа. Предание, идущее от первых веков истории Церкви, сохранило лишь место написания иконы – Гефсимания, и год ее создания – 48-й после Рождества Христова. После Вознесения Господа прошло 15 лет.

Читать еще:  Митрополит Иларион: Бутово — это Русская Голгофа

В Святом Городе

Первым местом пребывания образа, очевидно, был Иерусалим. Но где был образ на протяжении первых трех веков истории Церкви, во время гонений, точно не известно. Предполагается, что местом его нахождения были христианские общины римской провинции Антиохии.
Более ясно место пребывания святыни с IV в., когда прекращаются гонения на христиан, а Иерусалим восстанавливается после разрушения римлянами в 70 г.

Полезные материалы

В 330-е гг., при императоре Константине, в Святом Городе были обретены многие христианские реликвии: Крест Господень, Терновый венец Спасителя, найдено место Распятия Спасителя и Гроб Господень. На месте, где случились события, определившие весь ход истории мира, с 335 г. появился храм Воскресения Христова. Его закладка и строительство – дело матери императора, царицы Елены. Сюда переносятся многие христианские святыни. Считается, что так оказался здесь и образ кисти св. Луки.

Смиренная Мария

Одно из самых известных чудес в эти годы – обращение прп. Марии Египетской. Мария, ведшая жизнь, далекую от христианской, пришла на поклонение Кресту Господню. Но раз за разом неведомая сила не допускала ее войти в храм. Тогда-то грешница возопила с покаянием к Богородице, икона Которой была при входе. Пречистая не только приняла покаяние Марии, но и стала ее руководительницей на дальнейшем иноческом пути. Многие считают, что этой иконой была Иерусалимская.

В столице Византии

Шло время. На востоке Римской империи возникла новая столица – город Константинополь, затем образовалась Византийская империя. В отличие от Рима, имевшего языческое прошлое, «Новый Рим» строился как христианский град. Сюда со времен Константина Великого начали собирать христианские реликвии.
Известно, что с 463 г. царь Лев Великий даровал своей столице чудотворный Иерусалимский образ Богородицы. Этот император особо почитал Пресвятую Деву: ведь, согласно сохранившемуся преданию, Она Сама благословила на царствование Льва, когда он был еще простым воином. Первое время святыня была в храме, называемом «Источник», на месте явления Богородицы будущему императору. Затем местом нахождения иконы стала Богородичная церковь во Влахернах.

Чудо при осаде Константинополя

В начале VII в. вновь записано чудесное знамение. Тогда Византийская империя постоянно сталкивалась с варварскими племенами, появившимися на ее северных границах. В 626 г. Константинополь осадили племена, которых византийский историк определяет как «скифов». Упоминается, что, кроме скифов в осаде участвовали воины разных племен, среди них были и славяне.
Количество нападающих было огромно, силы защитников городе невелики. С последней надеждой народ бросился в храмы. Много молящихся было во Влахернской церкви.

Огромное количество варваров двинулись на город с моря и суши. Но штурм не просто провалился: врагов ожидал ужасающий разгром. Под стенами города количество убитых было таково, что язычники не сумели похоронить всех. А на море и вовсе произошло странное. Корабли нападающих атаковали византийские суда. Те начали поспешное отступление. Но внезапно варварский флот были разметан и потоплен, причем случилось это рядом с Влахернским храмом – местом пребывания чудотворной иконы.

Иерусалимская икона на Руси

В 988 г. в Корсуни, греческой колонии Причерноморья, принял святое Крещение великий князь Руси – Владимир. Его путь к Христу не был простым: здесь и сомнения, и трудный личный выбор. Язычник, князь-воитель, любимец дружины, непросто воспринимал христианские истины. Но как знамение помощи Божией он получил из Константинополя дорогой подарок – Иерусалимский образ Богородицы. По-видимому, икону привезла ему нареченная невеста, византийская царевна Анна. Отправляясь на Русь, она взяла с собой образ на благословение как себе, так и Русской земле.

Возможно, одним из первых чудес Иерусалимской иконы на Руси стало преображение ее великого князя. Из язычника он стал христианином глубокой и сильной веры. Одним из первых дел Владимира по приезде из Корсуня домой стала посылка Иерусалимской иконы Новгороду. Новгородцы всегда противостояли Киеву в политической борьбе на Руси. Им-то, своим противникам, князь послал святыню, которая была так ему дорога –как благословение и примирение во Христе.

С тех пор Иерусалимский образ находился в соборе Св. Софии Премудрости Божией Новгорода, а северные области Руси особенно любили именно эту икону. Образ находился в Софии Новгородской четыре века.

Собор Святой Софии в Новгороде был построен в 1045-1050 гг. по приказу новгородского князя Владимира.

А вот Ивана IV Грозного почитание образа новгородцами не остановило. После печально знаменитого похода 1571 г. царь забрал святыню в столицу. В Кремле, в Успенском соборе, он установил ее на почетном месте, среди других святынь.
Впрочем, из Новгорода царь не стал забирать красивый и богатый оклад, когда-то сделанный благочестивыми горожанами. Впоследствии новгородцы изготовили точную копию образа. Теперь в Софийском соборе под дорогим окладом находился список святыни.

Война 1812 г. и исчезновение образа

Когда в 1812 г. Москва была захвачена французским императором Наполеоном, войска его учинили грабеж русской столицы. Дело довершил знаменитый пожар. Тогда разорению подверглись многие храмы, утрачены святыни и реликвии. Пропала из разграбленного французами собора и Иерусалимская икона. Как свидетельствовали современники, образ увезли во Францию. Его отправили в знаменитый Нотр-Дам, Собор Парижской Богоматери.

Где сейчас подлинник иконы

Судьба подлинника святыни до сих пор не известна. Около столетия считалось, что она находится в Париже. Однако, попытки найти образ в Нотр-Дам не увенчались успехом. По данным французских властей, икона не значится среди исторических реликвий и святынь собора. В 1970-е гг. попытки разыскать образ предпринимал Л.А. Успенский — известный историк, богослов. Однако и его усилия не принесли результата. Вопрос о месте нахождения подлинника кисти св. Луки остается открытым.

После исчезновения из Успенского собора икона была заменена списком, который можно видеть и сейчас за т.н. Патриаршим местом в алтарной части храма.

Чтимые списки образа в России

Всего до 1917 г. было известно около 40 списков иконы, многие из них почитались как чудотворные. Некоторые из них дошли до наших дней. Наиболее известные копии образа находятся:

  • В Успенском соборе Москвы. Это копия, сделанная в XVII в. для церкви Рождества Богородицы при царском дворце. Она заменила оригинал в 1812 г.
  • В Рождественском храме столичного района Измайлово, также бывшей царской резиденции. Эта копия конца XVII в.
  • В Покровском храме Измайлово. В 1866 г. икона прославилась чудом прекращения холерной эпидемии, которая свирепствовала по окрестным селам. Тогда появился обычай крестных ходов со святыней от Пасхи до 12 октября, дня празднования иконы. С 1932 г. собор был закрыт, но образ удалось сохранить. После возвращения в восстановленный храм произошло еще одно чудесное знамение: обновление изображения.

Существуют также списки с Иерусалимского образа и в других городах страны.

Иконография

Иерусалимский образ относится к типу «Одигитрия», или «Путеводительница». Особенность таких икон – то, что Богоматерь указывает правой рукой на Своего Сына, стремясь привести людей к Богу.
Есть также варианты с различными изображениями по сторонам от Богородицы и Христа. Обычно изображаются:

  • апостолы и другие святые, как на иконе в Успенском соборе и в Покровской церкви Измайлова;
  • правв. Иоакима и Анны, родители Богородицы.

О чем молятся перед иконой

  • о помощи в сложных обстоятельствах;
  • о преодолении уныния;
  • о благополучии семьи;
  • о рождении детей;
  • о благословении на путь.

Празднование

Празднование совершается 12/25 октября.

Иерусалимская икона, написанная «самовидцем и свидетелем» Евангельских событий не просто доносит до нас дыхание Апостольского времени. Она – свидетельство неоскудевающей милости и поддержки Богородицы верующим во все времена.

Автор: Наталья Сазонова

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

глас 4
Богоpа́дованная Влады́чице,/ пpепpосла́вленная Ма́ти Щедpо́т и человеколю́бия,/ всеми́лостивая о всем ми́pе Хода́таице!/ Пpиле́жно pаби́ Твои́ ко Твоему́ пpедста́тельству пpибега́ем,/ и ко пpечу́дному о́бpазу Твоему́ со умиле́нием пpипа́дающе мо́лимся:/ моли́тву те́плую Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему сотвоpи́,/ о Всепе́тая Цаpи́це Богоpо́дице,/ да от вся́ких боле́зней и печа́лей нас Тебе́ pа́ди изба́вит,/ и от гpехо́в вся́ких свободи́в,/ Ца́pствия Своего́ Небе́снаго насле́дники ны пока́жет:/ ве́лие бо и неизpече́нное я́ко Ма́ти к Нему́ деpзнове́ние и́маши,/ и вся от Него́ испpоси́ти мо́жеши,// Еди́на во ве́ки пpеблагослове́нная.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»

Не отри́ни, о Милосе́рдая Ма́ти,/ слез и воздыха́ний на́ших,/ но проше́ния на́ша ми́лостивно прии́мши,/ пред Иерусали́мскою ико́ною Твое́ю/ моля́щихся люде́й ве́ру укрепи́,/ умиле́нием сердца́ их испо́лни,/ и крест земна́го жития́ нести́ им помози́,// ели́ка бо хо́щеши мо́жеши.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской»
Пресвята́я Госпоже́, Влады́чице Богоро́дице, упова́ние всех упова́ющих на Тя, Засту́пнице печа́льных, прибе́жище отча́янных, вдов и сиро́т Пита́тельнице! Услы́ши и поми́луй ны, гре́шныя и недосто́йныя рабы́ Своя́, со умиле́нием ко пречи́стому Твоему́ о́бразу припа́дающия: умоли́, Милосе́рдая Влады́чице, Сы́на Твоего́ и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да отврати́т от нас пра́ведный гнев Свой, да прости́т грехи́ и беззако́ния на́ша, я́ко да сподо́бимся бла́гостию Его́ сконча́ти житие́ на́ше в покая́нии и получи́ти ми́лость Его́ со все́ми избра́нными Его́, я́ко благослове́на и препросла́влена еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector