0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иерей Даниил Сысоев в воспоминаниях близких

Иерей Даниил Сысоев: «Скорее бежать в Небо!»
Сегодня 40 дней со дня убиения священника Даниила Сысоева

Ольга Гуманова, журналист:

– Еще до встречи с отцом Даниилом Сысоевым я слышала романтическую историю его женитьбы на матушке Юлии. Будучи семинаристом, двадцати одного года от роду, он решился похитить из-под «домашнего ареста» любимую девушку, дочь крупного бизнесмена, и обвенчался с ней, не побоявшись угроз со стороны родственников невесты. А уже через пять минут общения с отцом Даниилом у меня не осталось сомнений: да, этот человек мог так поступить. Батюшка такой. Он бесстрашный.

Сегодня многие вспоминают его критику ислама, национализма, коммунистической идеологии, советского патриотизма, Сталина. Но была еще одна тема, на которую отец Даниил высказывался со всей прямотой, – это семья и брак. Помню, как в одной компании зашел разговор о молодом человеке, который мечтает жениться непременно на девственнице. Над ним единодушно смеялись, говорили, что в наши дни его желание невыполнимо, а даже если он и встретит девственницу, то это будет девушка с такими «тараканами в голове», что мало не покажется. В ответ отец Даниил строго сказал: «Ничего смешного не вижу. Мы с матушкой Юлией вступили в брак девственниками, в ее жизни никогда не было другого мужчины, а в моей – другой женщины». И шутники стыдливо потупили глаза. Потом один из присутствующих признался: «Ну, мы с женой, в общем-то, тоже поженились девственниками», другой согласился с ним: «Да, это и правильно». Желание смеяться над чьей-то чистотой вмиг пропало.

В то же время отец Даниил не был бездушным моралистом. Десятки, если не сотни счастливых православных семей сложились при его непосредственном участии. Он не уставал знакомить людей, помогал им стать друзьями, мирил поссорившихся. И хотя был строгим поборником целомудрия, но в своих лекциях и статьях постоянно напоминал, что православная семья должна быть союзом любящих людей, а не автоматическим воплощением в жизнь Типикона. Из-за этого умения сочетать благочестие с человечностью его статьи вызывали потоки критики как «слева», так и «справа».

Говорят, незаменимых нет, но отец Даниил был явно из их числа. Раньше, когда кто-либо из нецерковных знакомых выражал желание разрешить свои сомнения в вопросах веры, креститься, исповедаться, причаститься, да просто пообщаться с живым священником, вердикт выносился однозначный: «Это к Сысоеву!» Теперь приходится искать иное решение: «Вот найти бы для этого священника». Конечно, найти священника в Москве – где батюшек больше тысячи – не проблема, но в том-то и дело, что отца Даниила никогда не приходилось искать. Он всегда оказывался рядом с теми, кто в священнике нуждался. Его отличительной чертой была мобильность, готовность быть везде, от соседнего с храмом вуза до далекой Киргизии. Даже когда два года назад отец Даниил сломал ногу, это не заставило его изменить обычное расписание. Все намеченные встречи состоялись, хотя и привозили батюшку туда в гипсе и на костылях.

Отец Даниил рассказывал, что пропускал воскресную Литургию всего несколько раз в жизни, когда был тяжело болен, и помнит каждый из этих случаев, начиная с трехлетнего возраста. Однажды он сказал во время всенощной вечером в субботу: «Я не понимаю, почему в домах светятся окна. Сейчас все должны быть в храмах, а в домах – пусто».

О Господе батюшка говорил как о самом близком, родном Человеке, а о святых – как о своих близких друзьях. Однажды я неудачно пошутила о праведном Ное и ковчеге, а отец Даниил тут же строго на это ответил: «А когда ты встретишься после смерти с нашим святым праотцем Ноем, ты сможешь повторить ему в лицо то, что ты сейчас сказала?» И в его словах звучала реальность предстоящей встречи.

На свадьбу отец Даниил подарил нам с мужем пуд соли – шестнадцать пачек по килограмму – с пожеланием этот пуд вместе съесть. С тех пор мы вспоминаем его всякий раз, когда солим дома еду. Наверное, вспоминать его без слез я смогу не скоро – даже если подаренная соль закончится.

Екатерина Степанова, корреспондент «Нескучного сада»:

До сих пор я была уверена, что мученики бывают только в книгах и их нет здесь, в реальной жизни, тем более так близко. Всем известно, что сейчас другое время и христианский подвиг – это понятие из прошлого. Современные городские люди рождаются слабыми и немощными, поэтому им трудно даже просто ходить в храм, трудно молиться Богу, нет сил на дела милосердия и нет времени изучать Писание.

Но смерть отца Даниила расставила все по своим местам – христианство то же, что и две тысячи лет назад. Наше «расслабленное время» не подразумевает компромиссов, не отменяет христианского подвига, самоотвержения и даже мученичества. Списать свое нерадение на «особенности» современной жизни, к сожалению, не удастся.

Моя первая встреча с отцом Даниилом прошла как раз в беседе о современных исповедниках, македонских христианах, которые подвергались страшным гонениям. Отец Даниил интересовался храмом-палаткой для них. Такой храм можно быстро поставить в любом месте, послужить литургию и снова собрать, не опасаясь, что противники успеют среагировать и сравнять его с землей. Мы опубликовали объявление о сборе средств в журнале «Нескучный сад» , спустя некоторое время палатка была куплена и отец Даниил сам отвез ее в зону военных действий.

Отец Даниил пригласил меня к себе в Библейскую школу, изучать Священное Писание. Но, к сожалению, я приехала только через год или полтора и то по заданию редакции – писать репортаж о курсах уличных миссионеров, действовавших при храме ап.Фомы. Встречи-лекции проходили прямо в храме, так как других помещений не было. Миссионеры изучали историю религий, сектоведение, Библию. Отец Даниил объяснял как строить разговор с представителями разных конфессий, какие приводить аргументы, как задавать вопросы. Обычно он говорил быстро, торопясь и проглатывая окончания. Остроумно и тонко шутил, не меняя при этом выражения лица, так что не сразу было понятно шутка это или он серьезно.

К миссионерам отец Даниил относился как к боевому отряду Церкви, оружием которого было знания Слова Божия. После занятий миссионеры еще долго пили чай и продолжали слушать неутомимого батюшку. Расходились, бывало и заполночь.

Вокруг храма всегда кипела миссионерская деятельность. Например на праздник Крещение, когда многие люди единственный раз в году приходят в храм за святой водой, бойцы отца Даниила обрабатывали каждого стоящего в очереди. В обязательном порядке, всем желавшим набрать в бутылочку агиасмы, выдавали памятки почему нужно ходить в храм, рассказывали о Таинствах, призывали приходить на беседы для новоначальных и на исповедь.

Кроме обычных служб в храме, отец Даниил часто служил молебны о разных нуждах. Однажды, когда мы с группой миссионеров летели в Киргизию, отец Даниил предложил вместе помолиться перед посадкой на самолет. Он собрал нас в терминале аэропорта, там где пассажиры закупаются спиртным и духами и начал служить молебен. Миссионеры, такие же бесстрашные как сам батюшка, нисколько не смущаясь, подпевали ему, крестились и молились. Зрелище было таким необычным, что пассажиры других рейсов оторвавшись от своих газет и ноутбуков, глядели на нас во все глаза. Я не знала, куда себя деть – я тогда постеснялась отца Даниила, миссионеров и всего своего христианства, стоя рядом с человеком, которого теперь убили за Христа.

Отец Даниил был очень прост в общении. Он всегда был доступен по телефону и почти круглые сутки находился при храме. Ему смело можно было задавать любые вопросы, даже самые сложные и каверзные, он сходу находил блестящие ответы, подкрепленные цитатами из Священного Писания – очень ценное качество для миссионера.

Помню, у отца Даниила была Библия с комментариями, карманного формата, изданная Библейским обществом. Книга была очень потрепанная, синего цвета, с рыбкой на обложке (он говорил, что это «оружие миссионера» и перед чтением Писания всегда призывал молиться Богу). Сам отец Даниил знал Библию наизусть, чем приводил в изумление сектантов, которые даже боялись вступать с ним в дискуссии. Самым страшным для пасторов было оказаться несостоятельными в беседе о Библии с православным священником, особенно перед лицом своих прихожан. Поэтому они прятались от отца Даниила. Несколько раз за время нашей миссионерской поездки в Киргизию, сектанты даже меняли время и место своих обычных собраний, чтобы мы не смогли к ним наведаться.

Читать еще:  Женись на ней, она церковная! — Но я же ее не люблю!

Там же в Киргизии нам пришлось поехать в одну горную мусульманскую деревню, известную своими радикальными настроениями. У нас было задание тайно покрестить умирающую женщину – это было ее собственное желание. Перед вылетом отец Даниил радостно нас напутствовал: «Не волнуйтесь нисколько, если вас там убьют я походатайствую, чтобы вас прославили как мучеников. Ваши фотографии у меня есть, так что напишем иконы! Ничего не бойтесь!»

Во время поездок отец Даниил проводил беседы и с православными христианами, прихожанами местных храмов. Он говорил о Любви, говорил о близости Бога, о Царствии Небесном, призывал торопиться и «скорее бежать в небо!« Он был серьезен и спокоен, но его глаза искрились радостью. Эти беседы произвели на меня ничуть не меньшее впечатление, чем встречи с сектантами. Несомненно, у отца Даниила был дар от Бога, он умел говорить и убеждать. Слушатели выходили из зала другими людьми, я сама вышла восторженной и полной решимости изменить свою жизнь. Правда, воплотить эту решимость мне пока не удалось. Может, поэтому я до сих пор живу?

О смерти отец Даниил говорил много и всегда радостно. Он и не мог желать себе лучшей участи, чем мученичество за Христа – тем более в храме во время исполнения таинства, служа Богу с крестом и Евангелием в руках! Последняя книга отца Даниила – «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы все-таки умерли». Не удивлюсь, если он смотрит на все это сейчас с неба, куда он так спешил, и улыбается – как же ловко все получилось!

У одной моей православной подруги есть знакомая адвентистка седьмого дня – она больше 15 лет состоит в секте. О Боге между собой они не говорят, чтобы не ругаться, да и смысла нет, все равно каждый при своем остается. Когда по телевизору прошла новость об отце Данииле – они как раз вместе сидели. И моя подруга, первый раз за много лет не сдержалась и высказала все, что думает об этом чудовищном дерзком убийстве, о трех монахах в Оптиной Пустыни, о священнике, которого несколько лет назад сожгли вместе с семьей. Адвентистка, раньше очень бурно реагировавшая на все православное, молчала весь вечер. А на следующий день позвонила и попросила почитать что-нибудь о православии.

Отец Даниил уже начал действовать в новом качестве!

иерей Даниил Сысоев

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

иерей Даниил Сысоев (12.01.1974–20.11.2009)

Биография

На пути к пастырству

Священник Даниил Сысоев — известный проповедник, миссионер, писатель, богослов.

Родился в Москве, 12 января 1974 года, в интеллигентной семье. Отец Данила, А. Н. Сысоев, и мать, А. М. Амирова, были учителями, художниками.

В 1977 году Даниил принял Крещение. Этот решение со стороны его родителей было ответственным, взвешенным и обдуманным. Отныне они более или менее регулярно участвовали в храмовом богослужении. Главным образом, семья посещала церковь святителя Николая Чудотворца, располагавшуюся в Кузнецкой слободе.

В период, когда отец Даниила, А. Н. Сысоев, трудился алтарником в храме села Афинеево, он часто брал сына с собой. Даниил с интересом следил за ходом развития служб, всматривался в действия священнослужителей, вслушивался в песнопения, чтения, молитвы, иногда сам пел на клиросе, иногда помогал отцу в алтаре. Так он приобщился к вере Христовой.

В 1988 году он принимал живое, деятельное участие в работе по восстановлению Оптиной Пустыни, возрождению храма бывшей Новоалексеевской обители. Кроме того там он пел на клиросе. Тогда священник Артемий Владимиров, видя в нем искру Божию и ревность о Господе, благословил его поступать в Московскую духовную семинарию.

В семинарию он попал сразу по окончании средней школы. Шёл 1991 год. Учился Даниил увлеченно, много читал. Помимо учебы, исполнял послушание уставщика хора Регентской школы и певца, и, как отмечают, делал это с радостью. В 1994 году был посвящен в звание чтеца.

22 января 1995 года, взяв надлежащее пастырское благословение, соединился узами христианского брака с Юлией Брыкиной. В том же году в молодой семье родилась дочь. По взаимному согласию супругов её назвали Иустиной.

Весной 1995 года, незадолго до завершения обучения в семинарии, Д. Сысоев был возведен епископом Верейским Евгением в сан диакона. Успешное окончание семинарии дало возможность продолжить образование в Московской духовной академии, что он и сделал, поступив на Заочное отделение.

В тот период он служил в качестве штатного клирика церкви Успения Пресвятой Богородицы, располагавшейся в Гончарах; это служение он совмещал с преподавательской деятельностью: обучал старшеклассников гимназии «Ясенево» Закону Божьему.

С 1996 года трудился при Крутицком Патриаршем Подворье, оказывая помощь людям, пострадавшим от рук представителей оккультизма и деструктивных сект. Со времени начала функционирования Душепопечительного центра, возглавлявшегося иеромонахом Анатолием (Берестовым), входил в состав его коллектива.

В период с 1998 по 2007 год состоял членом редакционной коллегии издания «Благодатный огонь». Журнал изначально позиционировался как православный. Отец Даниил опубликовал на его страницах множество богословских, миссионерских, просветительских статей.

В 2000 году закончил МДА со степенью кандидата богословия. Тема его диссертационного исследования была очень важна и актуальна. Она касалась учения и деятельности Общества Сторожевой Башни, Адвентистов седьмого дня. С распадом СССР и крушением марксистско-ленинской идеологии роль всевозможных сектантских течений в нашей стране, в том числе упомянутых в диссертации, росла с каждым днём.

Пастырство

В январе 2001 года отец Даниил был возведен в иерейское достоинство. Примечательно, что его рукоположил сам Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Местом священнического служения отца Даниила стал храм в Ясенево, освященный во имя апостолов Петра и Павла.

В том же году в семье отца Даниила родилась ещё одна дочь: Дорофея.

В последний период своей земной жизни отец Даниил Сысоев вел активную миссионерскую, просветительскую и антисектантскую деятельность, был в числе ведущих сотрудников нескольких учреждений: «Центра. имени святого праведного Иоанна Кронштадтского», «Шестоднева», основанной им же «Школы уличных проповедников». Кроме того, он содействовал организации и развитию миссионерских школ в других городах Российской Федерации: в Ульяновске, Мурманске, Саратове.

Покушение на убийство, смерть и прощание

В связи с довольно жесткой полемикой с мусульманами отец Даниил не раз подвергался как критике с их стороны, так и угрозам. Угрозы были неоднократными. Но это не заставило его замолчать, сойти с им же выбранного крестного пути. По его собственному признанию, он даже смог привыкнуть к угрозам.

19 ноября 2009 года, вечером, в храме апостола Фомы, где тогда пребывал отец Даниил, разыгралась кровавая трагедия. В храм ворвался вооруженный убийца. Его лицо было скрыто под медицинской маской. Выстрелы из пистолета, один в область груди, а другой в голову Даниила Сысоева оказались смертельными: он умер около полуночи. Вместе с ним пострадал регент В. Стрельбицкий. Пуля попала ему в грудь. Убийца скрылся.

Отпевание и прощание с отцом Даниилом состоялось 23 ноября, в Ясенево, в церкви апостолов Петра и Павла. На отпевании присутствовало множество представителей духовенства и мирян. Святейший Патриарх Кирилл, прибывший в храм после отпевания, произнес архиерейское слово, а затем совершил возле гроба усопшего заупокойную литию. Тело отца Даниила было погребено на территории московского Кузнецовского кладбища.

Иерей Даниил Сысоев в воспоминаниях близких

19 ноября 2013 года, в четвёртую годовщину гибели иерея Даниила Сысоева в миссионерском центре его имени прошёл вечер памяти. На вечере выступили люди, знавшие о. Даниила: матушка Юлия Сысоева, протоиерей Олег Стеняев, игумен Сергий Рыбко, архимандрит Мелхиседек (Артюхин), протоиерей Константин Буфеев, диакон Георгий Максимов, священник Владимир Стасюк, религиовед Роман Силантьев.

Вели вечер Аркадий и Елена Малер, интеллектуальный клуб «Катехон».

Юлия Сысоева: Дело отца Даниила живет

Дело и задумки о. Даниила живут, они переданы другим людям и в самой этой передаче, совершившейся на наших глазах, проявилась воля Божия. Об о. Данииле невозможно говорить в прошедшем времени — настолько ярко он жил и настолько ярко умер. После гибели батюшки многие говорили, что его скоро забудут. Как видим, этого не произошло.

Книга «Неизвестный Даниил», которую мы составили, вышла ещё год назад, работа над ней была не простой. Владыка Арсений благословил нас собрать книгу воспоминаний, но выпустить не сразу, а «через годик». Сначала выпуск книги планировался ко второй годовщине убийства, однако работа затянулась. Как правило, официальные публикации обычно отражают успехи, праздничные даты, но из них совершенно ускользает то, как именно даются эти успехи. Этот пробел очень хотелось восполнить. В итоге мы не только собрали воспоминания разных людей. В книге есть три части, написанные мной и посвященные тому, каким был батюшка в повседневной жизни.

Читать еще:  От атомной бомбы до аватаров: Россия делает сама

А к двухлетию его кончины был создан миссионерский фонд имени иерея Даниила Сысоева, мысль о котором появилась еще при его жизни. Мы ведём работы в трёх направлениях: миссионерство, издательская деятельность и благотворительность.

Протоиерей Олег Стеняев: Продолжаю дело о. Даниила

Священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Когда о. Даниила не стало, образовался некий вакуум, ведь наши миссионеры иногда, к сожалению, плохо ладят друг с другом, а батюшка всегда выступал в роли миротворца.

Обычно проповеднику сложно продолжать дело другого проповедника, но мы с о. Даниилом были очень дружны. О.Даниила убили в четверг. В этот день он традиционно проводил беседы по Ветхому и Новому Завету. Пуля остановила его на 57 главе пророка Исайи. Но уже в первый месяц после его смерти мы довели беседы до конца на диске „Нерасстреляная проповедь». Там беседы о. Даниила соединены с теми немногими толкованиями на тексты Исайи, которые были сделаны после его смерти.

В Новом Завете о. Даниил остановился на одиннадцатой главе Второго Послания Коринфянам. Эти беседы также продолжены, сейчас есть записи толкований на Послания Колоссянам и Галатам. Я буду считать свой долг перед другом выполненным, когда мы дойдём до конца Апокалипсиса.

Если мне нужно было найти какую-нибудь цитату, я вспоминал ключевые слова, набирал телефонный номер и тут же получал ответ вроде: Блаженный Августин „Против академиков», где-то в начале, страница слева». Теперь рука иногда зависает — номер уже не набрать.

Когда у меня умер духовник, я позвонил о. Даниилу и спросил: «Можно я буду у тебя исповедоваться?» «При одном условии, — ответил он, — я буду исповедоваться у тебя».

И так продолжалось полгода, до самой его смерти.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Наша задача — вникнуть в слово отца Даниила

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево:

Одно время о. Даниил служил у нас по четвергам, но мы редко пересекались с ним, потому что я в этот день как раз служил в доме престарелых. Но всё же я заметил одну вещь: проповеди о. Даниил говорил всегда очень быстро, как будто от избытка сердца. Это напомнило мне одну притчу из жизни Иоанна Златоуста.

Однажды святитель пришёл в храм и, увидев там одинокого пастуха, спросил: «Говорить ли мне проповедь? На что пастух ответил: „Если овцы на пастбище, но одна зайдёт в стойло, я дам ей есть». После этого Иоанн Златоуст говорил проповедь целый час. На что пастух ответил: „Но я не дам одной овце пищу, заготовленную на целое стадо».

А о. Даниил давал. Его кончина кажется нам преждевременной, но, возможно, он сказал всё, что хотел. И это слово было настолько сильным, что дьявол пожелал его остановить. Теперь наша задача вникнуть в это слово. Златоуст в толковании на Послание к Колоссянам говорит много о бедах и потерях. Но, среди прочего, произносит и фразу, которая, на мой взгляд, чётко выражает отношение к таким „преждевременным» смертям: „У Бога польза больше, чем наказание».

Протоиерей Константин Буфеев: Отец Даниил мне дорог своей бескомпромиссностью

Настоятель Московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове,

глава Миссионерско- просветительского центра „Шестоднев»:

Наша последняя встреча с о. Даниилом произошла на конференции в Кольском ботаническом саду, за несколько дней до его гибели. Это собрание было отмечено занимательным случаем: о. Даниил проявил принципиальность и один геофизик, член-корреспондент Академии наук посчитал себя оскорблённым тем, что „какой-то священник» учил его определять возраст горных пород.

Учёный муж вышел, хлопнув дверью, а мне затем пришлось заниматься примирением и успокаивать расстроенного о. Даниила, заметив, что даже проповедь апостола Павла в Ареопаге не была слишком успешной.

Мне о. Даниил дорог своей бескомпромиссностью. Если его не устраивали какие-то постановления Соборов, он прямо об этом заявлял.

Кстати, в ту встречу на Кольском полуострове о. Даниил показал мне штук пятнадцать смс угрожающего содержания. „Конечно, страшно, — сказал он, — но я их не боюсь, со мной Христос».

Диакон Георгий Максимов: Отца Даниила почитают в Сербии и Болгарии

Преподаватель Московской духовной академии:

О.Даниил считал, что даже несмотря на разницу подходов и взглядов, христианам не следует ссориться между собой, что Церковь — это братство, где все любят друг друга. Сам он проявлял принципиальность в догматических спорах, но всегда с готовностью шёл на примирение, просил прощения, мирил других.

Мы познакомились с ним в 1999 году, многое пережили вместе. Что удивительно — за всё время ни разу не поссорились. О.Даниилу была свойственна такая любовь, что любой человек чувствовал: он не становится чужим, даже если выражает отличное мнение.

За неделю до его смерти мы с о. Даниилом ездили в Сербию, познакомиться с местными миссионерами, а если их не найдём, вложить идею миссии в умы верующих.

Как выяснилось, раньше о миссии в Сербии задумывались не особо, но после нашего визита в Белграде был создан миссионерский центр им. О. Даниила Сысоева, который за прошедшие годы стал активной и авторитетной организацией. Ныне стихийное почитание о. Даниила есть в Сербии, а также в Румынии, где пишут иконы. В Греции написан акафист батюшке и начат сбор подписей за его канонизацию. Видеть всё это тем более удивительно, что Россия каких-то особых усилий для популяризации имени о. Даниила в этих странах не предпринимает.

Некогда о. Даниил получил благословение в декабре 2009 года посетить Таиланд. Эта поездка не состоялась из-за его смерти, но теперь в эту страну поехали его ученики, двое из них остались там на постоянное жительство, один недавно принял сан.

С планов и задумок о. Даниила началась миссионерская работа на Гоа и в российской республике Тыва.

Я рад, что в последние годы появились книги, которые показывают то, каким о. Даниил был в повседневной жизни. В первый год после гибели впечатление о нём складывалось только из публичных выступлений, которые не передавали всего богатства его личности.

К сожалению, люди, которые ненавидели о. Даниила при жизни, попытались очернить его имя и после смерти. Глядя на почитание его в Греции, Сербии, хочется вспомнить: „Не бывает пророк без чести. Кроме как в Отечестве своем».

Религиовед Роман Силантьев: Убийцы отца Даниила сами давно мертвы

О. Даниилу не просто угрожали, его при жизни пытались засудить. Просто человек, занимающийся определённой деятельностью, сразу заносится ваххабитами в „чёрный список». Однако сегодня, впервые за пятнадцать лет, мы стали побеждать. Люди, которые убили о. Даниила, сами давно мертвы, поддерживавшая их община разогнана, её сайт закрыт. Егор Рябинин, который после смерти о. Даниила публично глумился над ним в СМИ, в этом году погиб от рук своих же соратников в Сирии.

Аркадий Малер: Отец Даниил — фигура крайне неудобная

По моему глубокому убеждению, о. Даниил для нашего времени — фигура крайне неудобная. Он задал такую высокую планку миссионерской деятельности, которую не все могут выдержать. В отличие от многих, он проповедовал не «христианство и что-то ещё» — свободу, Отечество, культуру, он проповедовал православное христианство. Ему говорили, что так резко нельзя, но сейчас я понимаю, что это — единственный метод.

Когда мы познакомились, я с ним много спорил, но всегда видел в его глазах любовь и радость. Возможно, кто-то видел его в другом состоянии, но при мне он всегда был таким, каким подобает быть христианину. И такой опыт в моей жизни вряд ли повторим.

По окончании встречи её участники проследовали в храм св. апостола Фомы на Кантемировской, где состоялась панихида по о. Даниилу Сысоеву.

Текст Дарьи Менделеевой, фото Евгения Глобенко

Иерей Даниил Сысоев в воспоминаниях близких

Дело и задумки о. Даниила живут, они переданы другим людям и в самой этой передаче, совершившейся на наших глазах, проявилась воля Божия. Об о. Данииле невозможно говорить в прошедшем времени — настолько ярко он жил и настолько ярко умер. После гибели батюшки многие говорили, что его скоро забудут. Как видим, этого не произошло.

Читать еще:  Стрельба в колледже в Благовещенске. Что известно на данный момент

Книга «Неизвестный Даниил», которую мы составили, вышла ещё год назад, работа над ней была не простой. Владыка Арсений благословил нас собрать книгу воспоминаний, но выпустить не сразу, а «через годик». Сначала выпуск книги планировался ко второй годовщине убийства, однако работа затянулась. Как правило, официальные публикации обычно отражают успехи, праздничные даты, но из них совершенно ускользает то, как именно даются эти успехи. Этот пробел очень хотелось восполнить. В итоге мы не только собрали воспоминания разных людей. В книге есть три части, написанные мной и посвященные тому, каким был батюшка в повседневной жизни.

А к двухлетию его кончины был создан миссионерский фонд имени иерея Даниила Сысоева, мысль о котором появилась еще при его жизни. Мы ведём работы в трёх направлениях: миссионерство, издательская деятельность и благотворительность.

Протоиерей Олег Стеняев: Продолжаю дело о. Даниила
Священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Когда о. Даниила не стало, образовался некий вакуум, ведь наши миссионеры иногда, к сожалению, плохо ладят друг с другом, а батюшка всегда выступал в роли миротворца.

Обычно проповеднику сложно продолжать дело другого проповедника, но мы с о. Даниилом были очень дружны. О.Даниила убили в четверг. В этот день он традиционно проводил беседы по Ветхому и Новому Завету. Пуля остановила его на 57 главе пророка Исайи. Но уже в первый месяц после его смерти мы довели беседы до конца на диске „Нерасстреляная проповедь“. Там беседы о. Даниила соединены с теми немногими толкованиями на тексты Исайи, которые были сделаны после его смерти.

В Новом Завете о. Даниил остановился на одиннадцатой главе Второго Послания Коринфянам. Эти беседы также продолжены, сейчас есть записи толкований на Послания Колоссянам и Галатам. Я буду считать свой долг перед другом выполненным, когда мы дойдём до конца Апокалипсиса.

Если мне нужно было найти какую-нибудь цитату, я вспоминал ключевые слова, набирал телефонный номер и тут же получал ответ вроде: Блаженный Августин „Против академиков“, где-то в начале, страница слева». Теперь рука иногда зависает — номер уже не набрать.

Когда у меня умер духовник, я позвонил о. Даниилу и спросил: «Можно я буду у тебя исповедоваться?» «При одном условии, — ответил он, — я буду исповедоваться у тебя».

И так продолжалось полгода, до самой его смерти.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Наша задача – вникнуть в слово отца Даниила

Настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево:

Одно время о. Даниил служил у нас по четвергам, но мы редко пересекались с ним, потому что я в этот день как раз служил в доме престарелых. Но всё же я заметил одну вещь: проповеди о. Даниил говорил всегда очень быстро, как будто от избытка сердца. Это напомнило мне одну притчу из жизни Иоанна Златоуста.

Однажды святитель пришёл в храм и, увидев там одинокого пастуха, спросил: «Говорить ли мне проповедь? На что пастух ответил: „Если овцы на пастбище, но одна зайдёт в стойло, я дам ей есть“. После этого Иоанн Златоуст говорил проповедь целый час. На что пастух ответил: „Но я не дам одной овце пищу, заготовленную на целое стадо“.

А о. Даниил давал. Его кончина кажется нам преждевременной, но, возможно, он сказал всё, что хотел. И это слово было настолько сильным, что дьявол пожелал его остановить. Теперь наша задача вникнуть в это слово. Златоуст в толковании на Послание к Колоссянам говорит много о бедах и потерях. Но, среди прочего, произносит и фразу, которая, на мой взгляд, чётко выражает отношение к таким „преждевременным“ смертям: „У Бога польза больше, чем наказание“.

Протоиерей Константин Буфеев: Отец Даниил мне дорог своей бескомпромиссностью
Настоятель Московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове, глава Миссионерско- просветительского центра „Шестоднев“:

Наша последняя встреча с о. Даниилом произошла на конференции в Кольском ботаническом саду, за несколько дней до его гибели. Это собрание было отмечено занимательным случаем: о. Даниил проявил принципиальность и один геофизик, член-корреспондент Академии наук посчитал себя оскорблённым тем, что „какой-то священник“ учил его определять возраст горных пород.

Учёный муж вышел, хлопнув дверью, а мне затем пришлось заниматься примирением и успокаивать расстроенного о. Даниила, заметив, что даже проповедь апостола Павла в Ареопаге не была слишком успешной.

Мне о. Даниил дорог своей бескомпромиссностью. Если его не устраивали какие-то постановления Соборов, он прямо об этом заявлял.

Кстати, в ту встречу на Кольском полуострове о. Даниил показал мне штук пятнадцать смс угрожающего содержания. „Конечно, страшно, — сказал он, — но я их не боюсь, со мной Христос“.

Диакон Георгий Максимов: Отца Даниила почитают в Сербии и Болгарии
Преподаватель Московской духовной академии:

О.Даниил считал, что даже несмотря на разницу подходов и взглядов, христианам не следует ссориться между собой, что Церковь — это братство, где все любят друг друга. Сам он проявлял принципиальность в догматических спорах, но всегда с готовностью шёл на примирение, просил прощения, мирил других.

Мы познакомились с ним в 1999 году, многое пережили вместе. Что удивительно — за всё время ни разу не поссорились. О.Даниилу была свойственна такая любовь, что любой человек чувствовал: он не становится чужим, даже если выражает отличное мнение.

За неделю до его смерти мы с о. Даниилом ездили в Сербию, познакомиться с местными миссионерами, а если их не найдём, вложить идею миссии в умы верующих.

Как выяснилось, раньше о миссии в Сербии задумывались не особо, но после нашего визита в Белграде был создан миссионерский центр им. О. Даниила Сысоева, который за прошедшие годы стал активной и авторитетной организацией. Ныне стихийное почитание о. Даниила есть в Сербии, а также в Румынии, где пишут иконы. В Греции написан акафист батюшке и начат сбор подписей за его канонизацию. Видеть всё это тем более удивительно, что Россия каких-то особых усилий для популяризации имени о. Даниила в этих странах не предпринимает.

Некогда о. Даниил получил благословение в декабре 2009 года посетить Таиланд. Эта поездка не состоялась из-за его смерти, но теперь в эту страну поехали его ученики, двое из них остались там на постоянное жительство, один недавно принял сан.

С планов и задумок о. Даниила началась миссионерская работа на Гоа и в российской республике Тыва.

Я рад, что в последние годы появились книги, которые показывают то, каким о. Даниил был в повседневной жизни. В первый год после гибели впечатление о нём складывалось только из публичных выступлений, которые не передавали всего богатства его личности.

К сожалению, люди, которые ненавидели о. Даниила при жизни, попытались очернить его имя и после смерти. Глядя на почитание его в Греции, Сербии, хочется вспомнить: „Не бывает пророк без чести. Кроме как в Отечестве своем“.

Религиовед Роман Силантьев: Убийцы отца Даниила сами давно мертвы

О. Даниилу не просто угрожали, его при жизни пытались засудить. Просто человек, занимающийся определённой деятельностью, сразу заносится ваххабитами в „чёрный список“. Однако сегодня, впервые за пятнадцать лет, мы стали побеждать. Люди, которые убили о. Даниила, сами давно мертвы, поддерживавшая их община разогнана, её сайт закрыт. Егор Рябинин, который после смерти о. Даниила публично глумился над ним в СМИ, в этом году погиб от рук своих же соратников в Сирии.

Аркадий Малер: Отец Даниил – фигура крайне неудобная

По моему глубокому убеждению, о. Даниил для нашего времени — фигура крайне неудобная. Он задал такую высокую планку миссионерской деятельности, которую не все могут выдержать. В отличие от многих, он проповедовал не «христианство и что-то ещё» — свободу, Отечество, культуру, он проповедовал православное христианство. Ему говорили, что так резко нельзя, но сейчас я понимаю, что это — единственный метод.

Когда мы познакомились, я с ним много спорил, но всегда видел в его глазах любовь и радость. Возможно, кто-то видел его в другом состоянии, но при мне он всегда был таким, каким подобает быть христианину. И такой опыт в моей жизни вряд ли повторим.

По окончании встречи её участники проследовали в храм св. апостола Фомы на Кантемировской, где состоялась панихида по о. Даниилу Сысоеву.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector