0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Беседа об ангельском мире

Беседа об ангельском мире

8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.

Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент

— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?

— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом. Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый. » [1] .

Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» [2] . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» [3] .

Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» [4] . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли» [5] . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» [6] .

Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?

— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.

«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.

Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).

В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).

Читать еще:  Проблемы в православных семьях бывают глубже и серьёзнее

— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.

— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».

Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески

Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела» [7] .

— а можно ли молиться за бесов?

— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.

Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».

Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»

— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?

— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».

— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?

— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.

— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?

Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» [8] . Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.

Отроки в пещи Вавилонской с ангелом.

— Откуда берется ангел-хранитель?

— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.

Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» [9] . «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему. » [10] . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви» [11] .

Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).

И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.

В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.

Архан­ге­лы

1Миха­илЕвр. «кто как Бог»; Архистра­тиг (вое­на­чаль­ник); на иконе попи­ра­ет нога­ми диа­во­ла, в левой руке дер­жит зеле­ную фини­ко­вую ветвь, в пра­вой – копье с белой хоруг­вью (ино­гда пла­мен­ный меч), на кото­рой начер­тан черв­ле­ный крест. Постав­лен Богом над все­ми девя­тью Ангель­ски­ми чинами.8/21 нояб­ряИуд.1:9 ; Дан. 3:92–95
2Гаври­ил«Сила Божия»; воз­ве­ща­ет людям вели­кие дела Божии; изо­бра­жа­ет­ся с рай­ской вет­вью, при­не­сен­ной им Пресвя­той Деве, или со све­тя­щим­ся фона­рем в пра­вой руке и зер­ка­лом из яспи­са – в левой.26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя.Лк.1:26 ; Дан. 8:16
3Рафа­ил«Исцеле­ние Божие»; цели­тель, врач Божий; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим сосуд с цели­тель­ны­ми сна­до­бья­ми и веду­щим пра­вою рукою Товию, несу­ще­го рыбу.8/21 нояб­ряТов. 3:16; 12:15
4Ури­ил«Свет, огнь Божий»; про­све­ща­ет людей и вос­пла­ме­ня­ет их серд­ца любо­вью к Богу; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в пра­вой руке обна­жён­ный меч на уровне гру­ди, а опу­щен­ной левой руке – пла­мень огненный.3Езд. 5:20
5Салафи­ил«Молит­вен­ник Божий»; изо­бра­жа­ет­ся с рука­ми, молит­вен­но сло­жен­ны­ми на груди.3Езд. 5:16
6Иегуди­ил«Славя­щий Бога»; покро­ви­тель мона­хов и тру­дя­щих­ся для сла­вы Божи­ей; изобр. дер­жа­щим в пра­вой руке золо­той венец, а в левой бич из трёх чёр­ных верё­вок с тре­мя кон­ца­ми (награ­да свя­тым и воз­да­я­ние грешникам).Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
7Варахи­ил«Благо­сло­ве­ние Божие»; пода­тель бла­го­сло­ве­ний и мило­сти Божи­ей; изобр. Несу­щим на гру­ди белые розы, как пред­ве­стие бла­жен­ства в Цар­ствии Небес­ном, либо розы на одежде.Упоми­на­ет­ся толь­ко в Св. Преда­нии
8Иереми­ил«Высо­та Божия»; изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим в руке весы.3Езд. 4:36
Читать еще:  Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество

Ноябрь избран для празд­ни­ка Анге­лам пото­му, что он есть девя­тый от мар­та, кото­рый был неко­гда нача­лом года, а чис­ло девять соот­вет­ству­ет девя­ти чинам ангельским.

Анге­лы на ико­нах — набор сим­во­лов, кото­рые пере­да­ют нам не внеш­ний вид, а идею анге­лов как послан­ни­ков Божи­их, т.к. Анге­лы не име­ют мате­ри­аль­ной плоти:

  • Кры­лья — сим­вол быст­ро­ты и все проникновенности;
  • Посох — сим­вол посланничества;
  • Зер­ца­ло (сфе­ра в руке с изоб­ра­же­ни­ем кре­ста или аббре­ви­а­ту­ры име­ни Спа­си­те­ля) — сим­вол дара пред­ви­де­ния, кото­рым наде­лил Анге­лов Бог;
  • Торо­ки (раз­ви­ва­ю­щи­е­ся золо­тые «лен­ты» в воло­сах) — сим­вол осо­бо­го слы­ша­ния Бога и послу­ша­ния воле Его;
  • «Око» во лбу – сим­вол всевидения;
  • Облик пре­крас­но­го юно­ши — сим­вол совер­шен­ства. В Свя­щен­ном Писа­нии Анге­лы послан­ные Богом, как пра­ви­ло, явля­лись избран­ным людям в обра­зе пре­крас­ных, све­то­зар­ных юно­шей в белом облачении.

Второй лик

Господства

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Девять ангельских чинов. Кому о чём молиться?

священник Владимир Панарин

В Православии принято считать, что чинов ангелов девять. Расскажу, кто за что отвечает, и к какому чину в каких случаях логично обратиться.

Серафимы

Имя с еврейского переводится «огненный», «пылающий». Правильней было бы назвать их «серафы», потому что «-им» — это окончание множественного числа. Но так уж русский язык заимствовал.

У них шесть крыльев , на двух они парят в воздухе, а остальными прикрывают себя, чтобы не обжечься. Настолько они находятся близко к Богу — ближе всех. Они пылают любовью к Творцу и непрестанно возносят хвалу Его святости. Также их назначение в том, чтобы воплощать на земле цели Господа . Есть мнение, что другие ангелы не могут смотреть на серафимов.

Херувимы

Также вернее их назвать «херувы». Есть несколько версий, как можно перевести это слово с еврейского. 1) «благослОвящий» 2) «множество разума, великое знание». Этот вариант наиболее популярен среди православных богословов. 3) «подобный цветущей юности». Возможно, поэтому, в эпоху Возрождения их изображали, как младенцев. Скорей всего, корни просто похожи по звучанию.

По словам Дионисия Ареопагита, они » сияют светом богопознания «. Поэтому их называют ещё «многоочитыми» (многоглазыми) и так рисуют.

Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око. Иоанн Златоуст

Ещё их называют «песнословящими духами». Именно херувим с мечом был поставлен у ворот Эдемского сада , чтобы охранять Древо вечной жизни и не впускать в рай людей. Именно херувимов Господь указал сделать Моисею с двух сторон от крышки Ковчега Завета. В Ветхом Завете минимум 5 раз упоминается, что Господь «восседает на херувимах».

В первой граве пророка Иезекииля есть подробное описание херувимов, как он их увидел:

У каждого четыре лица, и у каждого четыре крыла Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех

Престолы

Или «троны». Они вместе с серафимами и херувимами входят в первую степень (сферу) близости к Богу. Они сами являются живым троном, живым престолом для Творца. И исполнены Его величества. Их задача также в том, чтобы передавать величие Бога сердцам людей.

Вторая степень включает три чина — Господства, Силы и Власти.

Господства

Их задача восхищаться Промыслом Божиим, они следят за порядком во Вселенной, за её «хозяйством». Учат и подвигают людей заботиться о спасении своей души и господствовать над страстями .

Силам открыта высочайшая цель и глубина Чудес Божиих. Если господства следят за соблюдением физических законов вселенной, то силы восхищаются, как Бог «побеждает естества чин», то есть делает невозможное. «Ты есть Бог, творящий чудеса!» — поют они.

Власти

Постоянное ощущение всемогущества Божия и созерцание Его Божественной власти — вот удел этого ангельского чина. Они и сами преисполнены власти, поэтому обращает демонов в бегство, в ад. К ним лучше всего молиться о тех, кто страдает от власти дьявола, например, от уныния, примерно так:

О святые власти, данною вам от Бога властью отгоните от раба Божия (имя) беса, его мучающего!

Начала, архангелы и ангелы — чины, входящие в третью степень.

Начала

Христианский философов Афинагор (2 век) пишет:

Бог поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нём, и над их устройством

Ангелы-начала управляют стихиями и направляют их по воле Бога. Они дают разумное направление неразумной стихии. Например, богохульника может поразить молния.

Святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе описывает, как он видел ангела водного, ангела грома, ангела огня и четырёх ангелов, которые держали ветры, чтобы они не дули на Землю.

Ангелы-начала отвечают за целые народы и государства. Возможно, из начал выделяется ангел-хранитель при освящении жилища.

Архангелы

Архангелы – это небесные учителя. Они знаю волю Божию о человеке и помогают выбрать правильный жизненный путь. Нам даже известны имена восьми архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиила. Про них я напишу отдельную статью.

Ангелы

Продолжают дело архангелов. Они — самые близкие нам существа. Каждому человеку при крещении даётся ангел-хранитель. Никто на земле не любит нас так, как он. Он нас оберегает и наставляет. Приводит нам на память добрые воспоминания, кладёт в ум добрые мысли, а на сердце — благие чувства.

Выводы

Для серафимов Творец – пламенная Любовь, для херувимов – сияющая Премудрость, для престолов – Царь Славы, для Господств – Бог-Промыслитель, для сил Создатель прежде всего – Чудотворец, для властей Он — всемогущий, для начал Бог являет свою волю через стихии, для архангелов и ангелов — Он заботливый Отец, желающий каждому человеку благо и спасение.

К серафимам правильней будет обращаться с просьбой возжечь наше сердце любовью к Богу и людям. У херувимов можно просить премудрости, у престолов умения прославлять Творца, у господств — веры в Промысел Божий и победы над страстями, у сил – веры в то, что получим от Бога просимое, веры в Чудо, у властей можем просить отогнать от нас злые силы, у начал — помощи при стихийных бедствиях. У архангелов будем просить наставить нас на правильный жизненный путь, а у ангелов быть с нами всегда и помогать нам во всём.

Не забудьте поставить 👍 и подписаться! Поддержите проект репостом, 💸 и💬. Заходите на мои стримы в Инстаграм: @popbloger .

Иерархия ангелов и архангелов в православии

Но вернёмся к свету и рассмотрим подробно каждый из девяти ангельских рангов с их отличительными особенностями. А затем перейдём к чинам архангелов.

Читать еще:  7 проблем, которые мешают учителям и родителям договориться

Иерархия ангелов: обзор 9 чинов

В самом верху находятся 3 чина служителей Господа: Серафимы, Херувимы, Престолы. Они практически не являются людям (за исключением особых случаев), ведь их основная задача – помогать Творцу.

Интересно! Падший ангел Люцифер относился к категории Серафимов. Они совершенны, созданы по точному подобию Бога, что и вызвало у самолюбивого ангела сильнейшую гордыню.

  1. Серафимы (с иврита «подобны пламени») – выступают гигантских размеров богоподобными существами, которым позволено уничтожать целые города неправедных людей. Они выглядят одновременно страшно и красиво, владеют неограниченными способностями – например, им по силам исполнить абсолютно любую просьбу человека. Имеют по 6 крыльев. Хотя Серафимы наделены властью карателей, обычно они славят Бога, поют торжественные песни и мотивируют людей любить Создателя.
  2. Херувимы – находятся на втором месте по приближённости к Творцу. Они отличаются большей покладистостью и миролюбием. Их задача состоит в защите чертогов Господа и небесных райских врат при помощи огромных огненных мечей. У этих ангелов уже по 4 крыла. По размерам и привлекательности они не уступают Серафимам, но они не такие грозные, наделены абсолютной мудростью, посылают просвещение людям, направляя их в сторону света.
  3. Престолы – считаются наиболее загадочными Божьими помощниками. Их образ совсем не традиционный для ангельских существ – они выглядят как огненные колёса с тысячами глаз по ободьях, которые никогда не моргают. Функцией Престолов является перенесение Творца в разные места, а также неусыпный контроль за соблюдением задач, данных Создателем другим божественным сущностям.

В случае их нарушения совершают справедливый суд. Покровительствуют судьям на Земле.

Высший ранг Господних служителей имеет огромное количество, чтобы иметь возможность противостоять тёмным силам. Теперь обратимся к средним чинам – Господствиям, Силам и Властям. Все они призваны взаимодействовать с его созданиями земными – то есть людьми.

  1. Господствия – несут ответственность за принятие мудрых решений правителями человеческого мира, в чьей власти находятся судьбы многих людей. Господствия очищают их сердца и умы от порочных страстей, ложных искушений.
  2. Силы – это олицетворение Благодати Божией. Их задачей является поддержка праведников, выполнение чудесных исцелений, предупреждение об опасностях и пророчества грядущего. Ещё они даруют поддержку людям, когда те переживают не лучшие времена, дабы они помнили, что Творец не забыл о них.
  3. Власти – находятся на заключительном месте среднего ранга. Миссия их состоит в том, чтобы защищать человечество от бесовских сил, помогать справляться с искушениями, совершенствовать душу. Именно они не позволяют силам зла осуществлять все их коварные задумки, и их козни всегда слабее, чем задумывалось изначально.

Выше предлагается иерархия ангелов и архангелов в православии таблица. Согласной ей высший и средний чины обязаны демонстрировать волю и милость Господню людям. Сущности данного плана практически не являются людям, разве что очень духовным святым и то как исключение. Также у них почти нет имён.

Остаётся последняя, третья категория вестников Божьих, которые целиком и полностью занимаются человеческим миром, незримо присутствуя в жизни каждого из нас. Речь идёт о Началах, Архангелах и Ангелах.

И хотя они находятся на самой нижней ступени иерархической божественной лестницы, но на самом деле очень значимы. Задачей этого ранга является защита царства человеческого от нападок тёмных сил, служителей Сатаны.

  1. Начала – выступают воплотившимися высшими духами. Раньше они приходили на Землю в облике людей, но настолько продвинулись, что смогли покинуть земной план. В область их контроля входит вся наша Вселенная, природа, её различные явления. Начала также заведуют знаниями. О них есть информация, но её не слишком много.
  2. Архангелы – пожалуй, самая известная из всех ангельских категорий. Они несут людям откровение Всевышнего, уберегая созданий человеческих даже от разгневанного на них Отца. Всего Архангелов 8 и подробно мы рассмотрим их дальше.
  3. Ангелы – они находятся ближе всего к людям и призваны охранять их от любых бед, несчастий и влияния сил зла.

Иерархия Архангелов – вестников Божьих

Архангел Михаил (Кто как Бог, Кто равен Богу). Выполняет обязанности военачальника в небесном воинстве, значится Архистратигом. Изображается на иконах победителем Сатаны. Левой рукой прижимает к груди зелёную веточку финика, а правой – держит меч, сверху которого находится белая хоругвь с красным крестом (символически значит свержение Дьявола).

Архангел Гавриил (Крепость Божья или Сила Божья). Ещё один высший ангел, по сведениям из Библии, приносит людям хорошие известия. На образах его рисуют, держащим в руках свечу и зеркало из ясписа (как знак того, что план Господа не всегда понятен сразу, но раскрывается постепенно). Или может изображаться с веточкой из рая, которую Архангел принёс святой Марии.

Архангел Рафаил (Исцеление Божье или Врачевание Божье). Излечивает разные болезни человека, считается главным среди ангелов-хранителей. Рафаила изображают с сосудом, в который налиты медицинские снадобья в левой кисти, и рыбой или стручецом (остриженным пером птицы, использовалось раньше для обработки ран) в правой.

Архангел Салафиил (Ангел Молитвы, Молитва к Богу). Является главным молитвенником, который неустанно читает молебны Господу о человечестве. Мотивирует людей к тому, чтобы молиться. Рисуют Салафиила со сложенными в молитвенной позе руками, а его лицо и глаза обращены вниз.

Архангел Уриил (Огнь Бога или Свет Бога). Предстаёт ангелом света, выполняет функцию просветителя, несёт откровения. Кроме того, пробуждает в сердцах людей любовь к Господу, старается очистить их от недуховных материальных привязанностей к земному миру. Изображают Уриила с обнажённым мечом в правой кисти и огненным пламенем в правой.

Архангел Иегудиил (Хвала Бога, Славитель Божий). Считается покровителем монашества, а также всех тех людей, кто трудится во славу Всевышнего. На изображениях Архангел держит правой кистью венец из золота (полученный им от Господа за пользу и благочестие), а левой – бич, образуемый тремя чёрными верёвками с тремя концами (символ наказания плохих людей за их прегрешения).

Архангел Варахиил (Благословение Божье). Он раздаёт благословения Создателя и ходатайствует за людей, прося Творца проявить свою милость к ним. Изображают Варахиила с белыми розами, которые он прижимает к груди, символизирующими награду в Царстве Небесном для праведников.

Архангел Иеремиил («Вы­сота Бо­жья») – считается, что он возвышает человека, делая его ближе к Всевышнему. На иконах он держит руками весы.

Связь ангелов с человеческим миром

Православная Церковь учит нас, что при совершении Таинства Крещения каждому из нас посылается свой Ангел-Хранитель. В дальнейшем он который оберегает нас и помогает в деле спасения нашей души. Когда мы творим дела милосердия во имя Христово он искренно сорадуется нам. Когда же мы оступаемся, наш Ангел-Хранитель скорбит о нас и молится Богу о нашем спасении и вразумлении.

Каждому христианину необходимо проявлять стремление к познанию своего Ангела-Хранителя. Ангелы служат Богу и исполняют Его волю в отношении нас. Они слышат наши мысли, поэтому так важно обращаться в молитвах к Ангелу-Хранителю – своему заступнику перед Богом.

Соблюдая заповеди Блаженства, открытые нам Христом и переданные через Евангелия, мы можем достичь ангельского совершенства. Необходимо очистить свое сердце для того, чтобы впустить в него радость от общения с Отцом и вечную любовь к Нему и Его творениям, которой обладают все Ангелы.

Каждому православному христианину знакомо чувство неземной красоты и любви Херувимской песни, которая поется на каждой Литургии. А ведь это лишь слабый отголосок той Любви, которую ангелы обладают к Господу. Мы можем лишь догадываться о небесной красоте и величии тех хвалебных гимнов, которые Ангелы непрестанно возносят Господу.

Несмотря на всю таинственность и кажущуюся недосягаемость духовной реальности, в которой живут ангелы, граница между миром человеческим и ангельским не является непреодолимой. Согласно православному мировоззрению, ангелы и люди способны общаться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь ангелов, если следуем Божьей воле.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector