Беседа об ангельском мире
Содержание
Беседа об ангельском мире
8 апреля (26 марта по ст. стилю), в отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь празднует собор Архангела Гавриила. Для нас это повод задуматься об ангельских силах и их значении в нашей жизни. Мы ведем беседу с кандидатом богословия, доцентом Сретенской духовной семинарии, доцентом СПбГУ диаконом Владимиром Василиком.
![]() |
Белый ангел. Фреска монастыря в Милешево, Сербия. XIII в. Фрагмент |
— Дорогой отец Владимир, поздравляем вас с праздником архангела Гавриила. В этот день хотелось бы услышать ответы на некоторые вопросы, связанные с ангельским миром. Когда, по мнению Церкви, были сотворены ангелы Божии?
— Благодарю за поздравление и, в свою очередь, поздравляю читателей портала Православие.Ru с этим праздником. Большинство святых Отцов считали, что ангельские силы сотворены до создания вещественного мира. Эту мысль они выводили из слов «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).
Блаженный Августин, в частности, считал, что под «небом» боговидец Моисей разумеет мир ангельский, а под «землей» — мир вещественный. Подобная точка зрения была естественной с точки зрения неоплатонической перспективы — представления о первичности идеального, невещественного и вторичности вещественного. Вот как святитель Григорий Богослов размышляет о Божественной благости, стремящейся к тому, «чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»: «Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. И мысль стала делом, которое наполнено Словом и совершено Духом. Поскольку же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир — вещественный и видимый. » [1] .
Конечно, в такой перспективе существовала опасность представления о том, что ангельские силы едва ли не собезначальны Богу, но святые Отцы властно пресекали ее возможность. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Ангелы, господства и власти, хотя и прияли некогда свое начало, однако же уже существовали, когда сотворен был сей мир» [2] . Святые отцы отрицали также какое-либо соучастие ангелов в творении. Именно поэтому некоторые из них допускали, что ангелы были сотворены в процессе создания мира. Такого мнения держался, в частности, блаженный Феодорит. Он считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, т. к., согласно его утверждению, они «ограничены местом», т. е. пространством. Последнее же возникло в то же время, что и вещественный мир. Однако блаженный Феодорит не настаивает на своем мнении. «Говорю же сие, — пишет он, — не утвердительно, ибо смелым признаю утверждать решительно, о чем не говорит в точных словах Божественное Писание» [3] .
![]() |
Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» [4] . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли» [5] . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» [6] .
Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.
— Тут как раз возникает вопрос: а кто такой сатана и откуда взялись бесы?
— Естественно, зло не имеет самостоятельного источника бытия. Собственно говоря, зла как самостоятельной сущности нет, а есть лишь искажение добра. Замечательно сказал один старец: «И бесы по существу своему не злы, а злы лишь в той мере, в какой они не суть». Соответственно, бесы это — «беглые» ангелы, точнее — ангелы-предатели, изменившие своему Творцу и Благодетелю Богу, своеобразные коллективные иуды.
«Коноводом» в их предательстве явился сатана. Слово «сатана» означает противник, супостат, противник на суде. Достаточно странными являются попытки некоторых ученых назвать его «противоречащим», так сказать, оппонентом Бога.
Кем был сатана до своего грехопадения? — Лучше всего об этом сказал святой пророк Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все,, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:13-15).
В чем же состояло беззаконие этого «помазанного херувима», который носил имя Люцифер (Светоносец), или Денница? — В зависти к Богу и властолюбии, желании поставить себя выше Его. Вот как об этом говорит святой пророк Исаия: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: “Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”». (Ис.14:12-13). Сатана смог увлечь за собой треть ангелов Божиих, именно так толкуются слова Откровения о том, что Дракон своим хвостом смел с неба третью часть звезд. И в этот решающий момент против Люцифера выступил верный Архангел, который воскликнул: Кто как Бог (Кто подобен Богу)? Поэтому он и получил имя «Михаил» (по еврейски Ми ка Эль — кто как Бог?). Он смог повести за собой верных ангелов на духовную войну против сатаны и его споспешников. Об этой битве повествует Откровение: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9). И об этом же говорит святой пророк Исаия: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: “Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой”» (Ис.14:15-16).
— В связи с низвержением демонов встает вопрос, могут ли они покаяться.
— Не могут. И не с точки зрения Божественной благости, а с точки зрения собственной развращенности. По учению святых Отцов, демоны настолько закоренели во грехе, что назад им возврата нет. В связи с этим можно напомнить один случай, происшедший до революции. Одного священника вызвали отчитывать бесноватого, и ему удалось вызвать беса на прямой разговор. Злой дух с похвалой рассказывал о битве между сатаной и архангелом Михаилом: «Сам господин дрался». Священник ему заметил: «Что пользы? Вы связаны в аду и будете мучимы на Суде». Бес ответил: «Это еще нескоро будет». Священник ему посоветовал: «Ты обратись ко Господу, покайся». Бес ответил: «Он меня не примет». Священник стал его убеждать, что Бог может простить всех. В ответ бес гордо ответил: «Ни за что. Мы еще поборемся с Ним».
![]() |
Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески |
Догматический ответ дает преподобный Иоанн Дамаскин в своем «Точном изложении Православной веры»: «Ангел неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела» [7] .
— а можно ли молиться за бесов?
— Лучше всего об этом говорит преподобный Варсонофий Оптинский: «Исаак Сирин — единственный святой, который молился о бесах. Но как молится? Можно молиться, чтобы Господь уменьшил их муки, ослабил по неизреченной Своей милости. Затем, что можно святому великому, того нельзя нам. Все птицы высоко летают, но выше всех орел; подобно орлу святой Исаак парит между святыми. Нам же молиться за бесов опасно.
Знаю одну начальницу общины. Она молилась за бесов. Я предостерегал ее. Она не послушалась и продолжала. Вскоре бесы стали являться ей и благодарить за молитвы о них. Последствием всего этого было то, что она пала с одной сестрой своей общины однополым грехом, стали заниматься спиритизмом с этой же сестрой. Конечно, обе они ушли из общины. Смотрите, как же плохо она кончила».
Иными словами, нельзя поддаваться ложной жалости к бесам и молиться за них, не имя для этого духовных сил. Добавим, что и за людей не всех можно молиться. Можно привести пример из сравнительно недавнего прошлого. В 1920-х годах один монах Новоафонского монастыря вздумал было молиться за В.И. Ленина. Он едва остался в живых и в здравом уме: ночью к нему явился Ленин (или бес в его обличье) и стал душить, приговаривая: «Я просил тебя за меня молиться? Ты зачем мучаешь меня?»
— А есть ли у бесов, как считают многие, власть над миром?
— Нет у них никакой власти над миром. В заклинательных молитвах при Святом Крещении говорится дьяволу: «Убойся. Изыди и познай свою силу, ниже на свиниях власть имущую».
— А почему тогда дьявол именуется князем мира сего?
— А что такое «мир» в евангельском и святоотеческом понимании? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Миром называю я страсти, рождающиеся от развлечения ума». Соответственно, дьявол есть князь над страстями. И над теми, кто рабствует этим страстям. Но опять-таки — лишь до поры до времени — сколько ему отпущено Господом для исправления и вразумления тех, кто еще способен исправиться и вразумиться. От противного.
— Вернемся к благим ангелам. Почему они не могут упасть?
Как учат святые Отцы, ангелы уже не могут упасть, потому что, в отличие от человека, они самоопределяются единожды и свой выбор сделали еще до появления человека. Неизменность их выбора засвидетельствована Священным Писанием, в котором нет ни одного примера того, чтобы ангелы изменили направление своей воли. Напротив, все Священное Писание говорит о неизменности их произволения. Например, в 102-м псалме: «Благословите Господа вси ангели Его, слуги Его, творящие волю Его услышати глас словес Его». Вот что говорит преподобный Иоанн Дамаскин: ангелы «неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, — не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» [8] . Иными словами, по благодати, данной им и по их привязанности к ней, Ангелы не могут пасть.
![]() |
Отроки в пещи Вавилонской с ангелом. |
— Откуда берется ангел-хранитель?
— Естественно, он не рождается с нами. Искони ангелам вверено служение охранять человека и помогать в борьбе со злом. Классический пример: ангел — спутник Товии, о котором рассказано в книге Товита.
Ангелы могут охранять целые народы, о чем сказано в книге Второзакония: «Всевышний поставил пределы народов по числу ангелов Божииих» (Втор.32:8. Текст дается по Септуагинте и Славянской Библии). Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, они «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом» [9] . «Сии умы, — пишет святитель Григорий Богослов, — прияли каждый одну какую-либо часть Вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему. » [10] . В Книге пророка Даниила такие ангелы названы «князьями» (т. е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств (Дан.10:13-21). В Откровении Иоанна Богослова говорится об Ангелах семи Малоазийских Церквей. На основании этого некоторые отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и др.) утверждали, что ангелов-хранителей имеет каждая христианская Церковь. «Вас печалит, — обращается святитель Василий к пресвитерам Никопольской Церкви, — что извергнуты вы из ограды стен; но вы водворитесь в крове Бога Небесного, и с вами ангел — блюститель Церкви» [11] .
Фактом ветхозаветного и новозаветного откровения является то, что ангела-хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой ангел, по свидетельству Псалмопевца, «ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их» (Пс.33:8) В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его крещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая нас быть «как дети» (Мф.18:3), указывал, что благодаря чистоте и непорочности детей их ангелы пребывают с ними и «на небесах всегда видят лицо Отца Небесного» (Мф.18:10).
И естественно, что ангел-хранитель переходит от человека к человеку после окончания первым его жизненного пути.
В силу нашей тесной связи с ангелом-хранителем мы должны постоянно молиться ему и призывать его помощь и содействие на нашем жизненном пути. И да поможет нам Бог быть чутким к его тихому увещающему гласу, наставляющему нас ко спасению.
Архангелы
1 | Михаил | Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми девятью Ангельскими чинами. | 8/21 ноября | Иуд.1:9 ; Дан. 3:92–95 |
2 | Гавриил | «Сила Божия»; возвещает людям великие дела Божии; изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. | 26 мар./8 апр.; 13/26 июл.; 8/21 ноя. | Лк.1:26 ; Дан. 8:16 |
3 | Рафаил | «Исцеление Божие»; целитель, врач Божий; изображается держащим сосуд с целительными снадобьями и ведущим правою рукою Товию, несущего рыбу. | 8/21 ноября | Тов. 3:16; 12:15 |
4 | Уриил | «Свет, огнь Божий»; просвещает людей и воспламеняет их сердца любовью к Богу; изображается держащим в правой руке обнажённый меч на уровне груди, а опущенной левой руке – пламень огненный. | 3Езд. 5:20 | |
5 | Салафиил | «Молитвенник Божий»; изображается с руками, молитвенно сложенными на груди. | 3Езд. 5:16 | |
6 | Иегудиил | «Славящий Бога»; покровитель монахов и трудящихся для славы Божией; изобр. держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трёх чёрных верёвок с тремя концами (награда святым и воздаяние грешникам). | Упоминается только в Св. Предании | |
7 | Варахиил | «Благословение Божие»; податель благословений и милости Божией; изобр. Несущим на груди белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, либо розы на одежде. | Упоминается только в Св. Предании | |
8 | Иеремиил | «Высота Божия»; изображается держащим в руке весы. | 3Езд. 4:36 |
Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.
Ангелы на иконах — набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:
- Крылья — символ быстроты и все проникновенности;
- Посох — символ посланничества;
- Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) — символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
- Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
- «Око» во лбу – символ всевидения;
- Облик прекрасного юноши — символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.
Второй лик
Господства
Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21
Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.
Упоминание: Рим 8:38; Еф 1:21
Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.
Власти
Упоминание: Кол 1:16; Еф 1:21
Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.
Девять ангельских чинов. Кому о чём молиться?
священник Владимир Панарин
В Православии принято считать, что чинов ангелов девять. Расскажу, кто за что отвечает, и к какому чину в каких случаях логично обратиться.
Серафимы
Имя с еврейского переводится «огненный», «пылающий». Правильней было бы назвать их «серафы», потому что «-им» — это окончание множественного числа. Но так уж русский язык заимствовал.
У них шесть крыльев , на двух они парят в воздухе, а остальными прикрывают себя, чтобы не обжечься. Настолько они находятся близко к Богу — ближе всех. Они пылают любовью к Творцу и непрестанно возносят хвалу Его святости. Также их назначение в том, чтобы воплощать на земле цели Господа . Есть мнение, что другие ангелы не могут смотреть на серафимов.
Херувимы
Также вернее их назвать «херувы». Есть несколько версий, как можно перевести это слово с еврейского. 1) «благослОвящий» 2) «множество разума, великое знание». Этот вариант наиболее популярен среди православных богословов. 3) «подобный цветущей юности». Возможно, поэтому, в эпоху Возрождения их изображали, как младенцев. Скорей всего, корни просто похожи по звучанию.
По словам Дионисия Ареопагита, они » сияют светом богопознания «. Поэтому их называют ещё «многоочитыми» (многоглазыми) и так рисуют.
Херувим означает не что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око. Иоанн Златоуст
Ещё их называют «песнословящими духами». Именно херувим с мечом был поставлен у ворот Эдемского сада , чтобы охранять Древо вечной жизни и не впускать в рай людей. Именно херувимов Господь указал сделать Моисею с двух сторон от крышки Ковчега Завета. В Ветхом Завете минимум 5 раз упоминается, что Господь «восседает на херувимах».
В первой граве пророка Иезекииля есть подробное описание херувимов, как он их увидел:
У каждого четыре лица, и у каждого четыре крыла Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех
Престолы
Или «троны». Они вместе с серафимами и херувимами входят в первую степень (сферу) близости к Богу. Они сами являются живым троном, живым престолом для Творца. И исполнены Его величества. Их задача также в том, чтобы передавать величие Бога сердцам людей.
Вторая степень включает три чина — Господства, Силы и Власти.
Господства
Их задача восхищаться Промыслом Божиим, они следят за порядком во Вселенной, за её «хозяйством». Учат и подвигают людей заботиться о спасении своей души и господствовать над страстями .
Силам открыта высочайшая цель и глубина Чудес Божиих. Если господства следят за соблюдением физических законов вселенной, то силы восхищаются, как Бог «побеждает естества чин», то есть делает невозможное. «Ты есть Бог, творящий чудеса!» — поют они.
Власти
Постоянное ощущение всемогущества Божия и созерцание Его Божественной власти — вот удел этого ангельского чина. Они и сами преисполнены власти, поэтому обращает демонов в бегство, в ад. К ним лучше всего молиться о тех, кто страдает от власти дьявола, например, от уныния, примерно так:
О святые власти, данною вам от Бога властью отгоните от раба Божия (имя) беса, его мучающего!
Начала, архангелы и ангелы — чины, входящие в третью степень.
Начала
Христианский философов Афинагор (2 век) пишет:
Бог поставил некоторых из ангелов над стихиями, и над небесами, и над миром, и над тем, что в нём, и над их устройством
Ангелы-начала управляют стихиями и направляют их по воле Бога. Они дают разумное направление неразумной стихии. Например, богохульника может поразить молния.
Святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе описывает, как он видел ангела водного, ангела грома, ангела огня и четырёх ангелов, которые держали ветры, чтобы они не дули на Землю.
Ангелы-начала отвечают за целые народы и государства. Возможно, из начал выделяется ангел-хранитель при освящении жилища.
Архангелы
Архангелы – это небесные учителя. Они знаю волю Божию о человеке и помогают выбрать правильный жизненный путь. Нам даже известны имена восьми архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиила. Про них я напишу отдельную статью.
Ангелы
Продолжают дело архангелов. Они — самые близкие нам существа. Каждому человеку при крещении даётся ангел-хранитель. Никто на земле не любит нас так, как он. Он нас оберегает и наставляет. Приводит нам на память добрые воспоминания, кладёт в ум добрые мысли, а на сердце — благие чувства.
Выводы
Для серафимов Творец – пламенная Любовь, для херувимов – сияющая Премудрость, для престолов – Царь Славы, для Господств – Бог-Промыслитель, для сил Создатель прежде всего – Чудотворец, для властей Он — всемогущий, для начал Бог являет свою волю через стихии, для архангелов и ангелов — Он заботливый Отец, желающий каждому человеку благо и спасение.
К серафимам правильней будет обращаться с просьбой возжечь наше сердце любовью к Богу и людям. У херувимов можно просить премудрости, у престолов умения прославлять Творца, у господств — веры в Промысел Божий и победы над страстями, у сил – веры в то, что получим от Бога просимое, веры в Чудо, у властей можем просить отогнать от нас злые силы, у начал — помощи при стихийных бедствиях. У архангелов будем просить наставить нас на правильный жизненный путь, а у ангелов быть с нами всегда и помогать нам во всём.
Не забудьте поставить 👍 и подписаться! Поддержите проект репостом, 💸 и💬. Заходите на мои стримы в Инстаграм: @popbloger .
Иерархия ангелов и архангелов в православии
Но вернёмся к свету и рассмотрим подробно каждый из девяти ангельских рангов с их отличительными особенностями. А затем перейдём к чинам архангелов.
Иерархия ангелов: обзор 9 чинов
В самом верху находятся 3 чина служителей Господа: Серафимы, Херувимы, Престолы. Они практически не являются людям (за исключением особых случаев), ведь их основная задача – помогать Творцу.
Интересно! Падший ангел Люцифер относился к категории Серафимов. Они совершенны, созданы по точному подобию Бога, что и вызвало у самолюбивого ангела сильнейшую гордыню.
- Серафимы (с иврита «подобны пламени») – выступают гигантских размеров богоподобными существами, которым позволено уничтожать целые города неправедных людей. Они выглядят одновременно страшно и красиво, владеют неограниченными способностями – например, им по силам исполнить абсолютно любую просьбу человека. Имеют по 6 крыльев. Хотя Серафимы наделены властью карателей, обычно они славят Бога, поют торжественные песни и мотивируют людей любить Создателя.
- Херувимы – находятся на втором месте по приближённости к Творцу. Они отличаются большей покладистостью и миролюбием. Их задача состоит в защите чертогов Господа и небесных райских врат при помощи огромных огненных мечей. У этих ангелов уже по 4 крыла. По размерам и привлекательности они не уступают Серафимам, но они не такие грозные, наделены абсолютной мудростью, посылают просвещение людям, направляя их в сторону света.
- Престолы – считаются наиболее загадочными Божьими помощниками. Их образ совсем не традиционный для ангельских существ – они выглядят как огненные колёса с тысячами глаз по ободьях, которые никогда не моргают. Функцией Престолов является перенесение Творца в разные места, а также неусыпный контроль за соблюдением задач, данных Создателем другим божественным сущностям.
В случае их нарушения совершают справедливый суд. Покровительствуют судьям на Земле.
Высший ранг Господних служителей имеет огромное количество, чтобы иметь возможность противостоять тёмным силам. Теперь обратимся к средним чинам – Господствиям, Силам и Властям. Все они призваны взаимодействовать с его созданиями земными – то есть людьми.
- Господствия – несут ответственность за принятие мудрых решений правителями человеческого мира, в чьей власти находятся судьбы многих людей. Господствия очищают их сердца и умы от порочных страстей, ложных искушений.
- Силы – это олицетворение Благодати Божией. Их задачей является поддержка праведников, выполнение чудесных исцелений, предупреждение об опасностях и пророчества грядущего. Ещё они даруют поддержку людям, когда те переживают не лучшие времена, дабы они помнили, что Творец не забыл о них.
- Власти – находятся на заключительном месте среднего ранга. Миссия их состоит в том, чтобы защищать человечество от бесовских сил, помогать справляться с искушениями, совершенствовать душу. Именно они не позволяют силам зла осуществлять все их коварные задумки, и их козни всегда слабее, чем задумывалось изначально.
Выше предлагается иерархия ангелов и архангелов в православии таблица. Согласной ей высший и средний чины обязаны демонстрировать волю и милость Господню людям. Сущности данного плана практически не являются людям, разве что очень духовным святым и то как исключение. Также у них почти нет имён.
Остаётся последняя, третья категория вестников Божьих, которые целиком и полностью занимаются человеческим миром, незримо присутствуя в жизни каждого из нас. Речь идёт о Началах, Архангелах и Ангелах.
И хотя они находятся на самой нижней ступени иерархической божественной лестницы, но на самом деле очень значимы. Задачей этого ранга является защита царства человеческого от нападок тёмных сил, служителей Сатаны.
- Начала – выступают воплотившимися высшими духами. Раньше они приходили на Землю в облике людей, но настолько продвинулись, что смогли покинуть земной план. В область их контроля входит вся наша Вселенная, природа, её различные явления. Начала также заведуют знаниями. О них есть информация, но её не слишком много.
- Архангелы – пожалуй, самая известная из всех ангельских категорий. Они несут людям откровение Всевышнего, уберегая созданий человеческих даже от разгневанного на них Отца. Всего Архангелов 8 и подробно мы рассмотрим их дальше.
- Ангелы – они находятся ближе всего к людям и призваны охранять их от любых бед, несчастий и влияния сил зла.
Иерархия Архангелов – вестников Божьих
Архангел Михаил (Кто как Бог, Кто равен Богу). Выполняет обязанности военачальника в небесном воинстве, значится Архистратигом. Изображается на иконах победителем Сатаны. Левой рукой прижимает к груди зелёную веточку финика, а правой – держит меч, сверху которого находится белая хоругвь с красным крестом (символически значит свержение Дьявола).
Архангел Гавриил (Крепость Божья или Сила Божья). Ещё один высший ангел, по сведениям из Библии, приносит людям хорошие известия. На образах его рисуют, держащим в руках свечу и зеркало из ясписа (как знак того, что план Господа не всегда понятен сразу, но раскрывается постепенно). Или может изображаться с веточкой из рая, которую Архангел принёс святой Марии.
Архангел Рафаил (Исцеление Божье или Врачевание Божье). Излечивает разные болезни человека, считается главным среди ангелов-хранителей. Рафаила изображают с сосудом, в который налиты медицинские снадобья в левой кисти, и рыбой или стручецом (остриженным пером птицы, использовалось раньше для обработки ран) в правой.
Архангел Салафиил (Ангел Молитвы, Молитва к Богу). Является главным молитвенником, который неустанно читает молебны Господу о человечестве. Мотивирует людей к тому, чтобы молиться. Рисуют Салафиила со сложенными в молитвенной позе руками, а его лицо и глаза обращены вниз.
Архангел Уриил (Огнь Бога или Свет Бога). Предстаёт ангелом света, выполняет функцию просветителя, несёт откровения. Кроме того, пробуждает в сердцах людей любовь к Господу, старается очистить их от недуховных материальных привязанностей к земному миру. Изображают Уриила с обнажённым мечом в правой кисти и огненным пламенем в правой.
Архангел Иегудиил (Хвала Бога, Славитель Божий). Считается покровителем монашества, а также всех тех людей, кто трудится во славу Всевышнего. На изображениях Архангел держит правой кистью венец из золота (полученный им от Господа за пользу и благочестие), а левой – бич, образуемый тремя чёрными верёвками с тремя концами (символ наказания плохих людей за их прегрешения).
Архангел Варахиил (Благословение Божье). Он раздаёт благословения Создателя и ходатайствует за людей, прося Творца проявить свою милость к ним. Изображают Варахиила с белыми розами, которые он прижимает к груди, символизирующими награду в Царстве Небесном для праведников.
Архангел Иеремиил («Высота Божья») – считается, что он возвышает человека, делая его ближе к Всевышнему. На иконах он держит руками весы.
Связь ангелов с человеческим миром
Православная Церковь учит нас, что при совершении Таинства Крещения каждому из нас посылается свой Ангел-Хранитель. В дальнейшем он который оберегает нас и помогает в деле спасения нашей души. Когда мы творим дела милосердия во имя Христово он искренно сорадуется нам. Когда же мы оступаемся, наш Ангел-Хранитель скорбит о нас и молится Богу о нашем спасении и вразумлении.
Каждому христианину необходимо проявлять стремление к познанию своего Ангела-Хранителя. Ангелы служат Богу и исполняют Его волю в отношении нас. Они слышат наши мысли, поэтому так важно обращаться в молитвах к Ангелу-Хранителю – своему заступнику перед Богом.
Соблюдая заповеди Блаженства, открытые нам Христом и переданные через Евангелия, мы можем достичь ангельского совершенства. Необходимо очистить свое сердце для того, чтобы впустить в него радость от общения с Отцом и вечную любовь к Нему и Его творениям, которой обладают все Ангелы.
Каждому православному христианину знакомо чувство неземной красоты и любви Херувимской песни, которая поется на каждой Литургии. А ведь это лишь слабый отголосок той Любви, которую ангелы обладают к Господу. Мы можем лишь догадываться о небесной красоте и величии тех хвалебных гимнов, которые Ангелы непрестанно возносят Господу.
Несмотря на всю таинственность и кажущуюся недосягаемость духовной реальности, в которой живут ангелы, граница между миром человеческим и ангельским не является непреодолимой. Согласно православному мировоззрению, ангелы и люди способны общаться. Мы всегда можем рассчитывать на помощь ангелов, если следуем Божьей воле.