0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Художник рисует фильм». Ярбусова и Норштейн

Юрий Норштейн: «Pixar давит на сердце, но сердца там нет»

Режиссер открыл выставку к своему 75-летию и рассказал КиноПоиску о необходимых условиях для мультипликатора и отсутствии в стране атмосферы для творчества.

Создатель «Сказки сказок» и «Ежика в тумане» открыл в московской Altmans Gallery выставку к своему 75-летию. КиноПоиск побывал в галерее и поговорил с Норштейном о необходимых условиях для мультипликатора и отсутствии в стране атмосферы для творчества.

Уже из названия экспозиции — «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн» — понятно, что собранные здесь эскизы к мультфильмам «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и «Шинель» — результат совместной работы творческого союза режиссера Юрия Норштейна и его жены, художника Франчески Ярбусовой, без которой не появились бы знаменитые анимационные герои. Сам Норштейн шутит перед журналистами и гостями вернисажа, что выставка вообще не его, а Франчески — верного друга, соратника и, как признается режиссер, любимого персонажа, которая всегда готова удивлять.

Фаня и «Сказка сказок»

«Вообще, конечно, Фаня совершенно поразительная. Она меня всегда потрясает. Мы с ней 49 лет живем, но я к ней приезжаю и каждый раз вижу нового человека. Я желаю вам всем, чтобы у вас были либо такая жена, либо такой муж, которые все время обновляются в своем умственном движении», — говорит Норштейн.

Они с Ярбусовой — люди одного поколения, чье детство пришлось на войну, а начало карьеры — на 1960-е с их мнимой свободой. Возможно, именно поэтому никто в мире не смог создать более лиричный, тонкий, свободный и проникновенный анимационный фильм, чем их «Сказка сказок», которая вышла ровно перед переходными 1980-ми. Главный герой мультфильма — серенький волчок из знаменитой колыбельной, не страшный, а наоборот, симпатичный. Он проводник по воспоминаниям — о падающих яблоках в счастливом детстве, о нарисованном добродушном быке, словно сошедшем с полотен Пикассо, и о тревожном предвоенном танго под музыку Ежи Петерсбурского.

«Если говорить, что фильм „Сказка сказок“ вобрал мои переживания, то в этом случае он да, мой главный фильм, — рассказывает художник. — Хотя на самом деле я могу по поводу каждого своего фильма сказать, что он вбирает мои личные переживания. Если этого не происходит, то, мне кажется, не происходит и акт творчества или сотворчества с тем, что происходит на экране. „Сказка сказок“ для меня — самый дорогой фильм, потому что он действительно связан в большей степени с моей личной жизнью, переживаниями, с моим домом, моим двором, моими близкими, моими соседями. Это, кажется, случай невероятный в мультипликации — сделать практически автобиографический фильм, хотя его таковым тоже нельзя назвать».

Компьютер против таланта

С начала 1980-х Норштейн с Ярбусовой работают над «Шинелью» по мотивам повести Гоголя. Первые отрывки из нее были показаны еще в начале перестройки, но работа над фильмом ведется и по сей день. Журналистские вопросы про «Шинель» обычно выводят Норштейна из себя, тем не менее иногда на фестивалях и мастер-классах он показывает отрывки из своего незавершенного фильма.

«Я показываю отрывки и рассказываю о внутренних принципах работы — творческих, технологических. Дело в том, что я не придерживаюсь компьютерных дел. Я считаю, что работа рукой носит более художественный характер, нежели технологии, хотя их никто не отменяет. Но для меня это так. И я поэтому стараюсь не то чтобы кому-то внушить, мол, старик, давай занимайся тем, чем занимаюсь я и еще несколько таких же придурков. Но я думаю, что рассказать об этом будет нелишним. Глядишь, кто-то посмотрит на свое компьютерное произведение другими глазами», — отмечает Норштейн.

Хотя режиссер признает, что дело вовсе не в компьютере и чрезмерном использовании графики, а в таланте.

«Главное, чтобы за компьютером сидел творческий человек, умеющий рисовать, знающий изобразительное искусство. Сегодня должно быть правило: тех, кто не знает изобразительное искусство, вообще не надо допускать даже к компьютеру, потому что ничего, кроме технологии и технологических возможностей, которые опережают творческую мысль, он не получит ни в изображении, ни в действии. Следствие этого — потеря человечности», — считает режиссер.

Он не испытывает иллюзий по отношению к современным тенденциям в сфере мультипликации. Норштейн, например, признает мастерство Pixar, но не признает эстетику студии («Они давят на сердце, но сердца там нет») и гораздо выше ставит творчество Федора Хитрука и Эдуарда Назарова.

«Мне нравится правда, причем правда может быть фантастическая. Фильм „Жил-был пес“ [Назарова] абсолютно великий. В нем встречаются два старых человека, каждый со своей судьбой. И неважно, что этот волк, а этот — пес. Эдик сделал кино о двух существах, которые одиноки в мире и никому не нужны. Нужны только друг другу».

Мы потеряли связь друг с другом

Гораздо больше компьютерных технологий Норштейна волнуют условия работы нынешних аниматоров. Они, по его мнению, отвратительные.

«Мне кажется, мы потеряли самое главное — связь друг с другом. Каждый работает в своей норе и думает, что он достигнет успеха и обгонит своего коллегу. Ничего подобного не будет. Может быть, где-нибудь обгонит на каком-то повороте, но этот обгон будет все равно носить характер временной победы над другим и неоправданных дум о том, что ты попал в обстоятельства искусства. На самом деле ничего похожего. Обстоятельства искусства возникают в какой-то среде, и для этого нужно создать атмосферу. Точно так же ты не можешь создать лес без атмосферы, без кислорода», — считает режиссер.

Читать еще:  Человек не удовлетворяется фактом собственной смерти

А этой атмосферы в сегодняшней анимации ему не хватает катастрофически. В том числе и за счет невнятной госполитики в финансировании производства мультфильмов и в целом экономической ситуации в стране. Норштейн известен своей гражданской позицией. Он оппозиционер, борец с нынешней системой, противник капитализма.

«Я категорический противник всех сегодняшних дел, которые происходят в стране. Они мешают подлинному развитию культуры, а без культуры народ дичает, происходит тот самый паллиатив, который потом публика, зритель, слушатель будут принимать за подлинное. И тогда полная катастрофа, потому что мы потеряем инстинкт искусства», — считает Норштейн.

Режиссер при этом прекрасно помнит советские времена и «условия тяжелой зависимости», в которых, однако, способен был прорасти настоящий талант. Конечно, при определенном желании.

«Талант никуда не исчезает. Есть некоторое понятие генетической устойчивости. Можно вообще перестать заниматься творчеством. Любым. Талант, конечно, все равно есть, он будет, и никуда он не денется. Талантливые люди всегда появляются. Но для них нужна поддержка, потому что иначе они сразу попадают в ситуацию агрессии или психологической подавленности. А сегодня ее [поддержки] нет, и это большая беда. Чиновники даже не понимают того, что творческую личность просто так не проявишь. Она должна проявиться в обстоятельствах. Просто так творец не возникает. Ему нужны для этого условия бытия, а этих условий нет», — говорит режиссер.

Поддержка только в цирке

Разговор о поддержке анимации со стороны государства Норштейн любит прерывать фразой «Поддержка может быть только в цирке». Он очень скептически настроен по отношению к нынешней политике министерства культуры.

«Должно быть государственное субсидирование с хорошо работающей студией. А у нас сегодня только поддержка. Это слово само по себе безграмотное. Поддержка должна быть, с одной стороны, в государственном масштабе, с государственной студией, со всеми теми делами, какие были [в советское время]. Именно они создают условия для работы. А с другой стороны, если создаются маленькие студии, если человек хочет открыть свой частный бизнес, если мы играем в капитализм, то я всегда говорю: „Идите в банк, берите ссуду (хотя еще не каждому дадут), делайте кино, прокатывайте, возвращайте деньги, берите новые и начинаете опять весь этот процесс закрученный“. Поверьте, мало кто сможет сыграть в эту игру. Это тяжелейший процесс, который выматывает все силы», — отмечает Норштейн.

Хотя режиссер понимает капиталистические принципы работы в Голливуде и ряде зарубежных стран, в качестве положительного примера он приводит Канаду, где были «в этом смысле социалистические принципы и сразу возникали имена».

«Это все понимают, но никто не желает сказать: в искусстве нельзя вводить капиталистические принципы. Они убивают человека. Это не книгу писать. Книгу писать может дворник. Он подмел метлой, а ночью сел писать книгу. Это допустимо, но кино — это очень дорогостоящее и тяжелое искусство. В особой степени мультипликация, потому что всем кажется, что мультипликация — это такое малое кино. Но это на самом деле кино, которое тяжелее сконструировать в производстве, нежели игровое, потому что в игровом кино, в конце концов, необязательно снимать в павильоне. Можно придумать сюжет и снять все на улице. Необязательно даже брать актеров, как часто делали режиссеры, причем выдающиеся. Так что, пока в министерстве культуры не будут входить в саму суть творческого процесса, ничего не будет», — заключает Норштейн.

«Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн»

«В моих картинах важен даже запах», — уверяет Юрий Норштейн. 15 сентября художнику-мультипликатору исполняется 75 лет. В преддверии юбилея автора культового «Ёжика в тумане» открылась выставка его работ.

Рисунки, эскизы и макеты к знаменитым мультфильмам, представленные здесь, выполнены как рукой самого мастера, так и его жены – Франчески Ярбусовой. Отсюда и название, которое для выставки придумал сам Норштейн, — «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн». Свою супругу – полноправного соавтора всех мультфильмов, художник называет «феей и волшебницей». Всегда подчёркивает её поддержку и художественный дар. На выставке можно увидеть их рабочие наброски к «Ёжику в тумане», «Сказке сказок», «Шинели»; понять, как художники покадрово создавали любимых всеми трогательных персонажей. Норштейн говорит, что Франческа Ярбусова «составляла изображение, как лекарственный сбор».

«Сегодня идёт некое пренебрежение к подробностям, а я, например, как режиссер, обожаю подробности. Подробности составляют суть жизни. Подробности – это Бог фильма. Об этом нам говорил Хитрук, которого я не забываю, об этом говорят мои коллеги, и об этом говорю я!» — отмечает художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.

К юбилею Юрия Норштейна телеканал «Культура» покажет сегодня, в 21.40, документальную ленту «Монолог», после нее – самые известные мультфильмы режиссера.

Юбилейная выставка Юрия Норштейна, приуроченная к 75-летию художника, пройдёт в галерее первых имен Altmans Gallery с 15 сентября по 9 октября 2016 года. С легкой руки художника выставка получила название «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн».

В экспозицию включены работы из цикла, посвященного мультипликационным фильмам «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Цапля и журавль», «Шинель». Посетители выставки узнают, как появились любимые герои: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. В ходе выставки можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам. На протяжении месяца в Altmans Gallery будут выставлены эскизы и макеты, которые воссоздают любимые и такие знакомые кадры фильма «Ежик в тумане». Кроме того, желающие смогут приобрести авторские жикле с подписью художника, а также книгу «Ежик в тумане» с эскизами Юрия Норштейна и, конечно, его знаменитую книгу «Снег на траве».

Фильмы Юрия Норшейна награждены многочисленными международными премиями. В 1984 году в Лос-Анджелесе (США) фильм «Сказка сказок» признан лучшим фильмом всех времен и народов. В 2003 году в Токио (Япония) фильм «Ежик в тумане» признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым назван мультфильм «Сказка сказок».

Читать еще:  «Духовный» туризм – чума монастырей, но многим обителям нравится

«Смог ли бы он достичь созданного, не будь рядом с ним Франчески Ярбусовой – художника его фильмов, его жены, его друга? Она – не только полноправный соавтор: Юра и Франческа просто неразделимы в творчестве, как и в жизни. Ярбусова знает и умеет то, что не дано даже щедро одаренному Норштейну. Ее художественный дар отмечен той чувственной целостностью мировосприятия, которой природа награждает только мудрых и добрых женщин. Юрий Борисович признается: ″Франя – фея, волшебница″. Там, где волшебство, критический анализ бесполезен: чудо надо просто признать. И убедиться по результатам, что волшебство Ярбусовой и Норштейна глубинно связано с одушевлением вовсе не только рисованного, но и реального мира», – отмечает киновед Наум Клейман.

Для детей «Цапля и журавль» – сказка про наказанных упрямцев, для взрослых – «чеховская» драма гордыни и одиночества. Дети воспринимают «Ежика в тумане» как историю спасения маленького и слабого существа кем-то, кого Ежик даже не видел. Наши искушенные зрители видят в Ежике идеальный портрет «шестидесятника» и пересматривают фильм как социально-психологическую притчу о советской интеллигенции с её страхами, иллюзиями и надеждами. Американские профессора говорили о нём как о классически ясном проявлении российского идеализма. А японские студенты спрашивали, каким образом московским аниматорам удалось найти кинематографическое воплощение философии даосизма.

В «Сказке сказок» – в самой ткани фильма, в его звукозрительной драматургии – неразрывны воспоминания о военном детстве в Марьиной Роще и сказочные чудеса, подлинные треугольники солдатских писем с фронта и Серенький Волчок из народной колыбельной, наивная чувственность довоенного патефонного танго и созерцательная мудрость камерного Баха, фотофазы настоящей

воды, слезой стекающей с древесного листа в поминальный граненый стакан с водкой, и воображаемая Вечность, в которой, в свою очередь, переплетены античные мифологические мотивы – с деталями из нашей современности, грудь микеланджеловской Ночи – с образами Пикассо, зарисовки бытового уклада семьи Рыбака – с ласково-ироничными вариациями образов Вдохновенного Поэта, Кроткого Быка, Меланхолично Своевольного Кота, Бессмертной Рыбы…

И при всем том – ни малейших примет эклектики! Все пронизано единым духом и переплавлено в целостный мир фильма-шара, который свободно вращается перед зрителем по прихотливым законам памяти и фантазии Автора…

Биография Юрия Норштейна

Режиссер мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области. В 1961–1989 годах работал на киностудии «Союзмультфильм». С 1961 по 1973 год был художником-мультипликатором на более чем 50 фильмах. В их числе «Левша» (режиссёр Иван Иванов Вано), «Каникулы Бонифация» (режиссёр Федор Хитрук), «Варежка», «Чебурашка» (режиссёр Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (режиссёр Андрей Хржановский).

С 1973 по 1989 год Юрий Норштейн работал на киностудии «Союзмультфильм» уже в качестве режиссёра мультипликационных фильмов. Здесь им были сняты такие мультфильмы, как «25-е – первый день», «Сеча при Керженце», «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), а также «Русский сахар» – четыре рекламных ролика, заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши» и эпизод «Безумные стихи» по хокку Басе в японском цикле «Зимние дни» (Япония).

В 1979–1996 годах Норштейн преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров (факультет кинорежиссёров анимационного кино). С 1990 по 2006 год работал в Фонде Ролана Быкова, где организовал анимационную студию «Артель». В 1993 году Юрий Норштейн (совместно с Андреем Хржановским, Федором Хитруком и Эдуардом Назаровым) организовал школу студию «ШАР», где преподавал до 1998 года. В 2000 году основал Фонд Юрия Норштейна, в который юридически была переведена студия «Артель». В разные годы читал лекции во ВГИКе. Он является почётным профессором ВГИКа, почётным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США (2005). Юрий Норштейн проводил мастер-классы во многих странах мира.

Выставки Норштейна проходили в Пермской галерее, Музее кино в Москве, в Мэрии Парижа (Отель-де-Вилль), в Музее Джибури в Токио, в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Юрий Норштейн – народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979), премии им. А. Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства» (1989), премии «Триумф» (1995), премии им. В. Старевича (1997), премии В. Высоцкого «Своя колея» (2000), премии «Мастер» за выставку в Музее изящных искусств им. А. С. Пушкина (2005), является кавалером Ордена искусств и литературы Франции (1991), японского Ордена восходящего солнца (2004), награжден медалью Международного союза журналистов «За вклад в развитие искусства мультипликации и фильмов для детей и юношества» (1989).

В 2010 году Норштейн стал одним из учредителей КиноСоюза.

Altmans Gallery открыла свои двери в ноябре 2015 года в Новинском пассаже. Несмотря на постоянно растущий спрос, галерея Altmans Gallery – это пока единственная в Москве коммерческая галерея, которая специализируется на тиражном искусстве первых имен. В частности, на одном из наиболее перспективных сегментов международного рынка искусства – тиражной графике, который по некоторым оценкам занимает уже более 21% в структуре продаж западного аукционного рынка. В галерее представлены подлинные произведения Марка Шагала, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Жоана Миро, Анри Матисса, Энди Уорхола, Такаши Мураками, Фернана Леже и других великих мастеров в непривычном для российского рынка ценовом диапазоне от 1 000 до 40 000 долларов США.

Сегодня в галерее экспонируются работы великих мастеров: Анри Матисса и Сальвадора Дали. Впервые в Altmans Gallery были выставлены эстампы Жоана Миро, а также керамика Пабло Пикассо. Обновленная экспозиция сохранила ряд работ Марка Шагала, представленных ранее в рамках выставки эстампов художника «Моя жизнь», – графику из знаменитой библейской серии, античные сюжеты, работы, посвященные Парижу, Витебску и детским воспоминаниям художника.

Читать еще:  Роль религии в видеоиграх и как студенты-атеисты пишут слово «Бог»

Как появился лучший мультфильм всех времен и народов «Ёжик в тумане»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Пензенской области, где его родители находились в эвакуации. После школы он окончил 2-годичные курсы мультипликаторов и в 1961 году начал работать на киностудии «Созюмультфильм». Его дебютной работой был мультфильм «25-е, первый день», который он снял совместно с Аркадием Тюриным.

В 1964 году Норштейн отрисовал танец блохи для мультфильма «Левша». Для него эта работа стала знаковой ещё и потому, что в это время он познакомился с Франческой Ярбусовой, которая стала его женой и настоящим соратником.

Ежик из слёз

Не всем известно, что сам Норштейн создавал композиции, наброски кадра и эскизы, а отрисовкой занималась его супруга — художник Франческа Ярбусова. У ёжика из знаменитого мультфильма особая история.

Писательница Людмила Петрушевская (автор сценария мультфильма «Сказка сказок») в своих мемуарах написала, что ежик – это слепок с её профиля. И действительно что-то общее есть — взъерошенные волосы и вздернутый нос писательницы действительно напоминают ёжика. Но сам Норштейн этот слух развеял: «Чепуха. Ежик очень трудно рисовался. Этих ежиков переходило на мультипликационном экране не одна сотня, и прорваться сквозь этот строй и найти своего было сложно. Франческа сделала множество эскизов, и однажды мы дошли до белого каления. Я кричал: «Он должен появиться на доли секунды — и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!» И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала».

Грустно-загадочный шедевр

Мультфильм «Ежик в тумане» вышел в прокат в 1975 году. В основу его сценария была положена сказка Сергея Козлова, а озвучивали мультфильм известные актёры: Вячеслав Невинный (Медвежонок), Алексей Баталов (рассказчик) и Мария Виноградова (Ежик).

Сегодня в это сложно поверить, но «Ежик в тумане» с трудом пробился в прокат. В него просто не верили и выпустили только на малый экран кинотеатра «Россия». Никто и подумать не мог, что мультфильм будет на протяжении 14 месяцев собирать аншлаги.

Мультфильм «Ежик в тумане», несмотря на этакую лёгкую грусть, стал абсолютным хитом у детей и взрослых. Малышей привлекали интересные герои и необычная анимация с таинственным сюжетом. Для них это была добрая сказка про друзей. А взрослые видели в мультфильме аллегоричную философию. В нём и космос, и мерцание природы, и множество символов. «Ежик в тумане» — этакий русский дзен, притча о пути познания мира через отказ от познания. Вспомните: говорящая рыба, откровение в виде лошади, дерево жизни. Надежда на чудо, которая не умирает даже в сумраке. Ведь всё это про всех нас.

Юбилейная выставка

В честь юбилея в московской галерее Altmans Gallery открылась выставка «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн», на которой представлены эскизы к мультфильмам режиссера, сделанные его женой, художником Франческой Ярбусовой.

На выставке представлено более 30 работ – большинство из них это эскизы к мультфильмам Норштейна «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Посетители узнают, как появились любимые герои: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. В ходе выставки можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам. На протяжении месяца в Altmans Gallery будут выставлены эскизы и макеты, которые воссоздают знакомые кадры любимых всеми фильмов.

Выставка проходит в галерее первых имен Altmans Gallery в ТДЦ «Новинский» с 15 сентября по 9 октября 2016 года.

Кстати, когда самого Норштейна спрашивают о мультфильме «Ежик в тумане», он говорит: «Лучше портвейн в стакане, чем «Ежик в тумане».

Сегодня мультипликаторы предпочитают компьютерную графику. Именно благодаря ей появился короткометражный мультфильм о злоключениях скульптуры Давида.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Полмиллиона за рисунок гуашью: Норштейн продаёт «Ёжика в тумане»

В престижном арт-бутике Altmans Gallery советский мультипликатор торгует новоделом.

В день 75-летия советского мультипликатора, автора «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна открылась галерея «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн». Выставлены совместные работы самого аниматора и его жены Франчески Ярбусовой, посвящённые культовому мультфильму. Это важнейшая и самая известная работа Норштейна, за которую он получил бессчётное количество премий и наград. Она стала предпоследним настоящим мультфильмом автора: с 1981 года Норштейн, как он сам говорит, работает над мультфильмом «Шинель» по Гоголю и нет никаких признаков, что процесс движется к завершению.

Одновременно на сайте галереи появились работы четы художников, сделанные, что важно, в 2012 году, которые можно купить. Внешне они почти никак не отличаются от кадров из культового мультфильма «Ёжик в тумане». За небольшими исключениями на бумагу перенесены всем известные персонажи: сам Ёжик, сова, собака с висящими ушами. Зато цены на такие работы выставлены вполне оригинальные.

«Филин идёт за Ёжиком, цвет». 545 000 рублей

Фото: © Altmans Gallery

Как рассказали в галерее Altmans Gallery, точный инструментарий доподлинно неизвестен. Специалист галереи заявила:

— Точно использовалась гуашь. Но остальное мы не знаем, это надо у автора спрашивать. Поэтому мы и написали: «смешанная техника».

За «смешанную технику» четы Норштейна — Ярбусовой запросили больше полумиллиона рублей.

«Встреча Ёжика с Филином». 160 000 рублей

Фото: © Altmans Gallery

«Ёжик у дерева». 120 000 рублей

Фото: © Altmans Gallery

Карандашный рисунок Норштейна, который при этом не использовался непосредственно в производстве мультфильма, а был сделан в 2012 году, обойдётся желающим в $1800.

На выбор также предлагаются ещё несколько карандашных рисунков за 120 тысяч. Один из них, «Ёжик на рыбе и мотыльки», уже продали.

Для малоимущих предлагаются также жикле. За красивым французским словом прячутся обычные распечатки фотографий, правда, высокого качества. Каждая из них, да ещё и подписанная Норштейном и Ярбусовой, обойдутся в 30 тысяч рублей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector