0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя

В. Поленов Христос и грешница

Василий Поленов.Христос и грешница (Кто из вас без греха?). 1888г.Холст, масло. 325 ; 611 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Картина «Христос и грешница» — это одна из самых известных работ Поленова и, пожалуй, самое мощное произведение из его евангельского цикла с точки зрения психологических портретов персонажей.

Ко времени начала работы над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге , «Христос в пустыне» Ивана Крамского,Явление Христа народу Иванова.

Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.

«У Поленова есть очень много рассуждений о том, как стоит изображать Христа. И он приходит к выводу, что Христос на его картинах должен быть внешне здоровым и привлекательным — потому что человек, который создал такое учение не может быть в чем-то ущербным, он должен быть гармоничной, красивой личностью.»

РАБОТА НАД КАРТИНОЙ

Над этой картиной художник работал почти 20 лет. В 1868 году он делает первый графический эскиз, а затем на долгое время оставляет свою задумку. Затем следует десятилетний перерыв, а в 1881-1882 гг. Поленов совершил путешествие в Палестину, где исследовал земной путь Христа, знакомился с реалиями восточной жизни, делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы, изучал особенности архитектуры, быта, природы — потому что ему хотелось подойти к своей работе над картиной с наибольшей исторической точностью, до самых мелких деталей.

Все, что он увидел там, произвело на него сильнейшее впечатление, и в результате художник показывает нам собственную реконструкцию Иерусалимского храма, которая, как многим кажется, получилось достаточно убедительной.

Он изобразил храм, камни которого накалены от палящего восточного солнца, столь роскошным и, видимо, так увлекся, что прежде всего при взгляде на картину в глаза нам бросаются солнце, оливы и тополя, уходящие вдаль и, конечно, этот великолепный храм царя Соломона. И только потом мы спускаемся ниже и видим Спасителя.

Из воспоминаний К. А. Коровина: «В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других. — Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока. Это все было так непохоже на нашу бедность…»

Летом 1885 года художник работал в усадьбе Меньшово, расположенной под Подольском, где он создал полноформатный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углём на холсте.

Окончательную версию картины Поленов писал в 1886—1887 годах в кабинете Саввы Мамонтова в его доме на Садовой-Спасской улице в Москве. Среди тех, с кем он советовался во время написания полотна, помимо родных и Саввы Мамонтова, были художники Константин Коровин и Виктор Васнецов, а также физиолог Пётр Спиро.

Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого уступами спускается вниз. Слева, освещая каменную стену храма, падают косые лучи заходящего солнца. На лестнице видны фигуры идущих людей, на уступах в равнодушных позах сидят нищие.

С одной стороны, исходя из соображений исторической достоверности, Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма, так как во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались под страхом смерти. Поэтому пёстрая толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков, примыкающих к стенам храма.
События происходят на фоне обычной городской жизни: люди ходят по ступеням храма, общаются друг с другом, человек верхом на осле едет прямо на зрителя. В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками, женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния, и спросили его: «Что же делать с ней?» — ведь Моисей учил таких грешников бить камнями. Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» — после чего молча продолжил писать на земле. Все стали постепенно расходиться, а женщине Христос сказал, что если ее грех никто не осудил, то и он не осудит; велел ей идти домой и более не грешить.

По словам искусствоведа Тамары Юровой, «полотно наполнено изображением очень живых и конкретных по типажу людей, однако все они взяты в одно краткое мгновение и потому выглядят внезапно застывшими в своей реакции на происходящее, в своей экспрессии», при этом изображённые Поленовым персонажи «больше отличаются друг от друга своим внешним обликом, чем внутренними переживаниями»

Со слов Поленова, и не без помощи его жены Натальи Васильевны, подробное описание картины было составлено художественным критиком Александром Соболевым, который в 1887 году опубликовал статью в «Русских ведомостях», а также выпустил отдельную брошюру.

Из этого описания, в частности, следует, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр.

В том же ряду, что и Пётр, находятся Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.

Читать еще:  Сочинение: Как я встретил Пасху в 1984 году

Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, — фарисей Никодим, один из тайных последователей Христа.

На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода.

Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — фарисей Гамалиил, учёный раввин, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за его учеников-апостолов.

Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит».

Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — это Симон Киринеянин, которому в будущем суждено нести крест для распятия Христа на Голгофу

В композиции картины наиболее выразителен образ Иисуса Христа, олицетворяющий собой «более высокую ступень человеческого сознания, торжество разума и человечности». С внутренней сущностью Христа хорошо ассоциируется его белый хитон, который оттеняет бледность печального и утомлённого лица.

В целом созданный Поленовым образ создаёт впечатление усталости и погружённости в грустные мысли, чувствуется его мягкость, благородная осанка, «свобода жеста и позы», а также сложная душевная жизнь — всё это отличает Христа от его учеников, более скованных в своих мыслях, чувствах и движениях.

При этом художник старался подчеркнуть человеческую сущность Христа, сделать его облик похожим на окружающих его обычных людей. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника»

Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.

Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года. На выставке полотно приобрел император Александр III. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.

Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя

Художник Василий Дмитриевич Поленов обращался к евангельским темам на протяжении всего своего творческого пути. В этом своем интересе к личности Иисуса Христа он был не одинок как в западном, так и в русском искусстве. Мастер видел в личности Христа своего рода идеал человека, отражающий гуманистическое понимание бытия.

«Мой Евангельский круг», как называл цикл картин «Из жизни Христа» сам Поленов, — явление достаточно уникальное. Художник пристально вглядывался в евангельские события и старался отобразить их в максимальном, как он это себе представлял, правдоподобии. Всего было создано 72 картины, отражающих художественное кредо мастера: «. чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».

Главный объединяющий стержень серии картин «Из жизни Христа» определил сам Поленов: «Меня с давних пор интересует все, что относится до личности еврейского равви (учителя) Иисуса. По-арамейски Иешуа. Все, что дала нам о нем история, легенда, поэзия, — все это было мне всегда в высшей степени дорого». К каждой картине цикла Поленов делал ссылку на главы Евангелия и старался воспроизвести все происходившее с максимальной географической и этнографической точностью.

Стремление достичь художественной правды через соединение абсолютной достоверности места действия с убедительностью «живого образа» Христа, «каким он был в действительности», привело В.Д. Поленова к необходимости увидеть и запечатлеть воочию «землю обетованную», чтобы в ее современном состоянии увидеть и разглядеть эту достоверность. Поленов дважды совершил путешествие на Восток: в период работы над замыслом картины «Христос и грешница» — 1881–1882 годы, в 1899 году — в связи с замыслом серии картин «Из жизни Христа».

В первом путешествии 1881–1882 года спутниками Поленова были профессор Санкт-Петербургского университета А.В. Прахов и князь С.С. Абамелек-Лазарев. В одном из писем художник писал: «Я уже так давно мечтал об нем (путешествии на Восток), что теперь, когда мечта многих лет начинала осуществляться, я не верил такой удаче, смотрел на себя как на постороннего человека и завидовал ему». Поленов побывал в Египте: поднялся по Нилу до Асуана, объездил Сирию и Палестину, сделав по пути множество этюдов.

Из Иерусалима Поленов и его спутники отправились верхом через Иерихон к Мертвому морю, а оттуда повернули на север, в сторону Дамаска. В столице Сирии разделились на две группы: Прахов и Абамелек-Лазарев решили сначала посмотреть Пальмиру, а потом уже ехать в Ливан, в Баальбек. Поленов остался в Палестине: побывал в Назарете, Тивериаде, Иорданской долине, Самарии… Далее путь лежал в Ливан: пять дней провели в Бейруте, затем морем отправились в Грецию, потом вновь — Турция.

В начале апреля 1882 года Поленов вернулся в Россию.

Зиму 1884–1885 годов художник вместе с женой Натальей Васильевной провел в Риме: работал над этюдами для будущей картины, изучал эпоху, в которой происходили события, описанные в Евангелии. Сочинения Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и французских археологов Ф. Де Солси «Иерусалим» и де Вогюэ «Иерусалимский храм» стали для мастера источниками многих открытий. Помимо большого количества этюдов, результатом этого первого погружения в мир Востока стали картины «Христос и грешница» (1887), «На Генисаретском (Тивериадском) озере» (1888), «Мечты» и «Среди учителей».

Новый период работы Поленова над евангельской темой начинается в 1896–1897 годах, когда он приступает к циклу картин «Из жизни Христа». Для создания задуманной серии картин необходимо было собрать дополнительный материал. Весной 1889 года Поленов осуществляет вторую поездку в Египет, Палестину и Сирию с целью повторить путь Христа. В дальнейшем большой пейзажный материал», привезенный из этого путешествия, он называл «Путь Христа в пейзажах». План путешествия был составлен самим художником: из Иерусалима в Сихем, далее — Назарет, Тивериада, Бейрут, затем — в Смирну и Афины.

В одном из писем 1897 года художник четко формулирует свою задачу: «В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие. Поэтому, дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».

Читать еще:  День Святого Духа. Духов день в 2019 году — 17 июня

Эту задачу — «в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» — Поленов с его очень тонким чувством «времени», «течения времени» хорошо понимает — можно решить только в большом цикле картин, вслед за Евангелием последовательно рассказывая о жизни Христа от рождения до смерти. Параллельно Поленов работает над рукописью «Иисус из Галилеи» и сводом евангелий, объединяя их по событийному принципу. Он очень внимательно «вглядывается» в евангельское повествование, изображая сюжеты, на которых, как правило, не останавливалось внимание художников. Художественное значение произведений Поленова — в историчности и ощущении глубокой реальности тех событий, которые он изображает. Его Христос — человек, живший, страдавший, учивший людей благу. А пейзаж, не изменившийся за много столетий, становится достоверным фоном поленовских картин. Художник трактует евангельский сюжет в жанровой плоскости, воссоздает особенности жизни и быта Востока, национальные типы. Картины Поленова приближают к нам события, лаконично изложенные евангелистами, делают их исполненными поэзии, понятными и близкими сердцу, восхищают своей правдивостью.

Стоит отметить, что в процессе работы Поленов часто использовал фотографию, причем в разных целях: для проверки правильности композиционного построения картины, а также в качестве документа, объективно передающего характер местности, детали архитектурных сооружений, неповторимый облик жителей, жанровые сцены. Кроме любительских снимков, художнику помогали замечательного качества фотографии профессионалов того времени.

Из последнего путешествия 1899 года художник привез не только множество этюдов, но и целую коллекцию фотографий, сделанных спутником В.Д. Поленова — Леонидом Кандауровым, впоследствии известным российским астрономом. На этих фотографиях — мало изменившиеся с евангельских времен Назарет, Кана Галилейская, Капернаум, Иерусалим, Галилейское озеро и его окрестности.

Сюита евангельских произведений Поленова, к сожалению, не сохранилась во всей своей полноте. Но и то, что уцелело, навсегда остается живым памятником гуманистического понимания христианства.

***
Подробнее о фестивале можно прочитать здесь.

Цикл картин В. Поленова «Из жизни Христа»

Автор — Лелеева. Это цитата этого сообщения
Цикл картин В. Поленова «Из жизни Христа».

С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ.

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1889
Позднее повторение одноименной картины
Холст, масло. 91 x 137 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Мечты. 1894
Холст, масло. 180 x 165 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» — можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь.

Христос и грешница (Кто без греха?). 1888
Холст, масло. 325 x 611 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

«В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело», — писал художник в том же письме.

Серию «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни».

Был в пустыне. 1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 50 x 70 см
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров

Палестина. Нагорная проповедь. 1890-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 69 x 87 см
Челябинский государственный музей изобразительных искусств

Марфа приняла Его в дом свой. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 43 x 30 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Выполняя это предназначение искусства — «давать счастье и радость людям», Поленов создавал в картинах цикла «Из жизни Христа» повествование о «патриархальном золотом веке» Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.

За кого Меня почитают люди. 1890-1900-е
Картина из серии «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 45 x 72 см
Вологодская областная картинная галерея

Иоанн и Иаков. 1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Бумага на картоне, акварель. 21 x 27 см

Христос и грешница. 1888
Уменьшенное повторение одноименной картины, хранящейся в ГРМ.
Холст, масло. 150 x 266 см
Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Серию его полотен дерзновенно называют «Евангелием от Поленова», но на самом деле он открывал миру того самого Христа, которого мы знаем благодаря Священной Истории. Однако делал он это языком живописи.

Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 17 x 29 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Привели детей. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 32 x 56 см
Самарский областной художественный музей

И был там. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 26 x 31 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Поленов исследовал весь земной путь Христа – посетил Святую Землю, Сирию, Палестину, Египет. Он делал этюды, снимал фотографии, собирал костюмы.

Василий Поленов написал множество прекрасных полотен, которые сделали его знаменитым на весь мир. Однако главной работой всей жизни Поленова стал цикл картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над картиной «Иисус и грешница», Василий Дмитриевич понял, что Иисус Христос – это настолько великая фигура, столь сильная личность, что писать картину о нем нужно непременно после знакомства с тем миром, в котором Он проводил свою земную жизнь.

И возвратился в Галилею в силе духа. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 131 x 75 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Иаков и Иоанн. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 54 x 28 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

Читать еще:  «Воскресни, Боже, суди земли» Литургия Великой Субботы

Мечты (На горе). 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 151 x 142 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург

За кого меня почитают люди. 1890-1900-е
Эскиз картины из серии «Из жизни Христа»
Картон, масло. 35 x 21 см
Вологодская областная картинная галерея

Исполнялся премудрости. 1890-1900-е
Из цикла картин «Из жизни Христа». Вариант-повторение
Холст на картоне, масло. 25 x 31 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Холст, масло. 79 x 158 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Пределы Тирские. 1911
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 42 x 80 см
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова, Тульская обл.

Среди учителей. 1896
Холст, масло. 150 x 272 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник девы Марии в Назарете. 1882
Холст, масло. 22 x 32 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наталья Громолина: «Когда он решал сделать какую-то работу, он соотносился в этих сводах Евангелия, все четыре лежали перед ним, с определенной строкой, он как бы входил в то состояние, в котором был как художник там в этих местах, и писал свою работу».
«На горе», «Тайная вечеря», «Стерегли», «Предал дух», – все эти работы, – это своеобразное «Евангелие от Поленова».

Пошла в Нагорную страну. 1894
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст на картоне, масло. 110 x 70 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Решили идти в Иерусалим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 83 x 106 см
Самарский областной художественный музей

Тайная вечеря
Холст, масло. 37 x 54 см
Тюменский областной музей изобразительных искусств

Наталья Громолина: «Он рассказывает о жизни Христа, но только живописью. Он говорит об этом, о гармонии человека и природы, о желании человека познать самого себя. О желании объяснить всем другим, как надо жить, что надо в этой жизни делать для того, чтобы жизнь была прекрасна».

К тысяча девятьсот двенадцатому году Василий Дмитриевич Поленов полностью завершил работу над циклом «Из жизни Христа».
Всего было создано 62 работы.

Возвестила радость плачущим. 1899-1909
Из цикла картин «Из жизни Христа»
Холст, масло. 80 x 141 см
Самарский областной художественный музей

Ими сразу же заинтересовалась общественность. Картины были восприняты как новое слово в живописи. Поленову поступало множество предложений о показе работ, как в России, так и за рубежом. В итоге одна из самых первых выставок Евангельского цикла прошла в Праге. Показ имел колоссальный успех. Многие работы сразу же нашли своих покупателей и таким образом разлетелись по всему миру.
Однако в канун пражской выставки в 1912 году был выпущен специальный альбом, в котором опубликовали все репродукции цикла.

В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка Василия Поленова

Московский дворик. Тот самый, что Василий Поленов писал из окна своей квартиры, предположительно на втором этаже. Того дома давно уже нет, на его месте стоит другой, а сам дворик – выглядит так. До сих пор стоит храм, что изображен на картине. Спас на Песках. А вот на этом перекрестке было перекрестье тропинок.

Москва, какой теперь ее и не сразу узнаешь. Неспешная. Почти деревенская. Сам Поленов называл эту картину «Арбатский уголок». Но таким он случился не сразу. Вот первый вариант. Только через год здесь появились дети, развешенное на ветру белье, гуляющие куры. Современники восхищались, он сам критиковал: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».

Спустя время этот пейзаж стал хрестоматийным. С него начинается экспозиция в Третьяковской галерее.

– У этой картины совершенно особенное место. Это прорыв. Потому что, да, свет, день, цвет вдруг врываются в живопись. Ощущения абсолютного счастья, разлитого по всему полотну, – рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

Так и хотел Поленов. Он говорил: искусство должно давать счастье и радость. И они у него повсюду. И в «Бабушкином саду», это тоже Москва XIX века, и в осенних абрамцевских пейзажах.

В соседнем зале библейский цикл. Правнучка Поленова, конечно, не впервые видит эти работы. Но каждый раз останавливается.

– Здесь собраны очень важные его произведения. И в них прослеживается желание Василия Поленова увидеть, отразить земной путь Спасителя через пейзаж. Написать свое евангелие от русского реализма, – говорит Наталья Поленова, правнучка Василия Поленова.

Сердце экспозиции – вот это полотно. «Христос и грешница». Оно хранится в Русском музее Петербурга, стены которого покидало лишь однажды, во время Великой Отечественной. Этот шедевр Поленов задумал еще мальчишкой. Воплотил почти через 20 лет.

Он стал первым русским живописцем, так отразившим земной путь Христа.

– Он хотел дать образ человека, наделенного высотой этической, чтобы воспроизвести обстановку во времена Христа он совершил путешествие в Палестину, Египет. Ему стало там понятно, что в принципе мало что изменилось, – комментирует Элеонора Пастон, куратор выставки.

Поленов на выставке не только художник. Здесь и его эскизы театральных декораций и архитектурные проекты.

– Он занимался архитектурой, писал музыку, занимался педагогической деятельностью. Архитектуру называют его страстью. Здесь представлен проект аббатства, так Поленов называл свою мастерскую в усадьбе, которая была построена по его проекту, – говорит Дарья Манучарова, помощник куратора выставки.

Всего в Третьяковской галерее 150 работ Поленова из музеев и частных коллекций. Есть и те, что выставляются впервые. И в каждой неповторимая поленовская гармония.

– Это вид дневной на Тарусу. А здесь, посмотрите, тот же вид на Тарусу, когда Поленов сюда едет вечером. Вид Тарусы в такой атмосфере любви к этому городку, – показывает Элеонора Пастон.

В сумерках огонек. И так в картинах Поленова всегда. Даже в самых мрачных красках – светло.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector