0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители

Периоды античной философии, их особенности, школы и представители

Античная философия представляет собой более чем тысячелетний период развития древнегреческих, а затем и древнеримских философских учений в период с конца VII -начала VI веков до н.э. по VI век н.э.

Большинство исследователей выделяют в античной философии четыре этапа:

  1. Доклассический (натурфилософский, досократовский) этап: VII – 1-я пол. V вв. до н.э.
  2. Классический этап: середина V – конец IV вв. до н.э.
  3. Эллинистический этап: конец IV – конец I вв. до н.э.
  4. Римский этап (философия эпохи Империи): конец I века до н.э. – VI век н.э.

Основные периоды развития античной философии

  1. Ранний (VII – V до н.э.). Для этого периода характерен поиск первоначала всего сущего. К нему относятся Милетская, Пифагорейская, и Элейская школы, а также Гераклит Эфесский и атомисты Демокрит и Левкип. Именно из этого периода пришёл термин “натурфилософия”.
  2. Средний период (VI – V в. до н.э.). К этому периоду относятся софисты и Сократ, а также школы стоиков и киников. Большое внимание уделяется проблемам человека и человеческого места в мире. Софисты были первыми из философов, получившими материальное вознаграждение за обучение красноречию. Софисты ставили чувственное над материальным, в то же время они отрицали возможности достигнуть объективного знания. Сократ возник из школы софистов и в последствие стал критиковать их идеи.
  3. Классический (V-IV до н.э.). К третьему периоду античной философии относят учения Платона и затем Аристотеля. Платон развивал и критиковал некоторые идеи Сократа По данной теме мы уже выполнили реферат Аксиология Сократа подробнее , также для него характерны размышления о чувственном мире и мире идей. Его учеником был Аристотель, который также отчасти подверг критике своего учителя, и известен тем, что ввёл силлогистику.
  4. Эллинистический период (IV – I вв. до н.э.) В этот период происходило развитие некоторых уже существующих философских школ, но в целом он знаменуется упадком античной философии древнегреческой культуры в связи с победой Македонии над Древней Грецией. Иногда этот период называют эллинизмом.
  5. Римский период развития античной философии (I в. до н.э. — V н. э.). Чертой этого периода является неоплатонизм. В это время продолжают развиваться некоторые направления классического периода. Ближе к концу периода начинают появляться идеи зарождающегося христианства.

Античная философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)

Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика — основатели и представители, основные высказывания и идеи.

Античная философия досократический период, школы и представители

Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

— Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании.

— Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все.

— Части изменяются, целое же неизменно.

— Знания увеличивают незнание.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

— Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

— Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

— Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана.

— . мыслить и быть — не одно ли и то же?

— Из ничего ничто не возникает.

— Все свое я ношу с собой.

— Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии».

Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

— Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё.

Высказывания Демокрита Абдерского:

— Богат тот, кто беден желаниями.

— Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

— Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

— Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты.

Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Античная философия сократический период, школы и представители

К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

— Кто ясно мыслит — ясно излагает.

— Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

— Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

— Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

— В каждом человеке солнце — только дайте ему светить.

— Высшая мудрость — различать добро и зло.

Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Читать еще:  «Пью, но редко». Правда ли, что существует безопасная доза алкоголя?

Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

— Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Время — движущееся подобие вечности.

— Бог в нас самих.

— Из демократии рождается тирания.

Платон изложил свою идею в диалоге «Тимей»: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения.»

— В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

— Все льстецы — прихвостни.

Философское учениеАристотеля является Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя — «то, из чего».

2. Форма — «то, что».

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда».

4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10предикатов.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапаВремяПредставителиОписание кратко
Натурфилософский (доклассический)VII—V веков до н. э.Фалес, Пифагор, Диоген АполлонийскийИзучение устройства мира и проблемы первоначал
КлассическийV—IV века до н. э.Сократ, Платон, АристотельПереход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
ЭллинистическийIV—I века до н. э.Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, ГорацийСоперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизмI—V века н. э.Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк АврелийЦентр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Хронологическая таблица развития античной философии. Античная философия, ее особенности, периодизация

Периодизация античной философии.

Попытка дать периодизацию и систематизировать — одна из первых, предпринимаемых человеческим разумом при встрече с незнакомым материалом: чем приблизительнее его знание, тем легче он укладывается в схему. Вместе с тем, обозримая и легко схватываемая схема безусловно нужна излагателю любого осмысленного материала. При написании истории — в том числе истории философии, не говоря уже об изложении философии как таковой, — меньше всего можно достичь абсолютной объективности; более того, неразумно даже задаваться такой целью. Определенный схематизм при общем изложении неизбежен. Поэтому важно сразу указать существо предлагаемой схемы, а также искать такую схему, которая по возможности не чужда излагаемому материалу, а в идеальном случае заимствуется из него. И нужно сказать, что античность опять-таки прекрасно соответствует исполнению данного разумного требования.

В философии позднего платонизма для описания любого процесса развертывания, раскрытия, эволюции некоего начала была продумана и разработана триада пребывание-выступление-возвращение. Прекрасные образцы этой тончайшей разработки мы находим у схолархов Платоновской Академии в V и VI вв. Прокла и Дамаския. Для того чтобы нечто могло проявляться и развиваться, оно должно устойчиво пребывать. Именно полнота бытия-пребывания (μονη) всякой реальности, которая является ее благом, провоцирует исхождение, выступление, продвижение вперед (προοδος), сопровождающееся раскрытием возможностей и дробным воспроизведением пребывающего; но чтобы это продвижение не ушло невозвратно в дурную бесконечность и не рассталось навсегда со своим благом, необходимо обращение к нему, возвращение к исходной полноте (επιστροφη), стремление обрести ее если не во всей ее жизненной проявленности или безусловности ее неточного бытия, то по крайней мере в полноте ее познания. Так и античная мысль, её специфическое качество и направленность, названные философией, обретя однажды собственную полноту и раскрыв все богатство своих отдельных возможностей, неизбежно вновь устремилась к себе самой — к своим истокам и к своей полноте: завершив тем самым свой путь и таким образом вновь представ в виде полноты своего бытия-пребывания, она дала возможность развиться этой новой полноте уже в пределах средневековой мысли и вновь вернулась к себе в эпоху Возрождения. Такого рода выступления и возвращения мысли неизбежно происходят и в каждом ее более частном движении, обеспечивая до наших дней единство европейской философии и культуры в целом.

Первый этап античной философии был завершен Платоном; философия эллинистического периода знаменовала продвижение вперед, а поздняя философия — начиная с I в. до н.э. — устремилась в едином, хотя и разнообразном, возвратном порыве обрести первоначальную полноту и собрать все то, что было ею до сих пор сделано, чем она до сих пор была. Поскольку Платон символизирует полноту пребывания и тем самым завершает первый период, вполне естественно, что последней философской школой, достигшей полноты возвращения, был поздний платонизм. Все прочие школы помещаются в промежуточной области — между Платоном и поздним платонизмом. Так — от Платона и к Платону — развивалась античная философия начиная с Аристотеля.

Обратим внимание на то, что, когда речь идет об античности, мы очень редко говорим об анонимных направлениях: мы всегда сталкиваемся с личностями и именами. «Направления» появляются, когда мельчают личности и портятся имена. Античная философия — это двенадцать веков крупных личностей и славных имен.

Пифагор, учреждая первую философскую школу, очерчивает принципиальный характер и круг возможностей философии. Эти возможности по видимости слишком велики и кажутся на деле нереализуемыми. В поле зрения школы Пифагора — все предшествующие и новые авторитеты, тексты и идеи, которые собираются и продуцируются в великом множестве; а также новые дисциплины: грамматика и риторика; учение о числе, геометрия и музыка; учение о человеческом теле — медицина, а также о человеческом социуме — политика, которой пифагорейцы энергично занимаются и в практическом плане; и кроме того — начало и цель всего — языческое богословие. Мы с трудом и неполно восстанавливаем историю раннего пифагореизма, но даже если бы в сознании живших после него греков Пифагор остался только как изобретатель философии и создатель первой философской школы, — ив таком случае он совершил бы самое важное, поскольку таковым оказывается само открытие этой сферы совершенно нового применения человеческого ума и новой организации жизни, сферы, которая мгновенно начинает разрабатываться и наполняться конкретным содержанием.

Читать еще:  Темные боги: легенды, мифы, имена богов и покровительство. Боги первого поколения Богиня ночи Никс

Первый дошедший до нас представительный корпус философских текстов — корпус сочинений Платона. Мы можем вместе с Платоном проявлять подлинно философское недоверие к человеческому записанному слову, но, изучая философию и ее историю, никогда не пренебрежем им. То, что у Пифагора и пифагорейцев только обозначено, уже сформулировано у Платона. Философия явственно опознана как любовь к мудрости, к богу и к самому себе. Задача философа — бежать из этого мира, но, поскольку он находится в нем, — культивировать добродетели и выполнять законы. Для этого необходимо правильное воспитание — физическое и мусическое; изучение определенного круга наук: по овладении грамотой — арифметики, геометрии, астрономии и музыки, а также диалектики. Кроме того, необходимо правильное государственное устройство, а за неимением такового — создание в себе его совершенного образа, поскольку справедливость столь же хранит государство, сколь и отдельную человеческую душу. Все науки уже названы, они явственно используются Платоном и дают результаты. Но по текстам Платона мы не можем их восстановить и учить им, хотя и можем воспитать свою душу так, чтобы — оттолкнувшись от текстов Платона — обратиться к названным им наукам и учениям и с их помощью снова вернуться к текстам Платона.

Другой наиболее представительный корпус философских текстов, дошедший до нас от античности, — корпус сочинений Аристотеля. Здесь впервые не только рассуждения о науках, их необходимости, пользе, последовательности их изучения, но и пособия, по которым можно учиться тому, о чем идет речь: риторике, поэтике, диалектике, или топике, аналитике; физике, науке о небе, первой философии; этике, психологии, биологии; наконец политике. Философия представляет собой конкретный набор конкретных дисциплин, большая часть которых изложена самим Аристотелем. Правда, логика так и осталась аристотелевской логикой, физика — аристотелевской физикой; но ведь и геометрия платоника Евклида осталась Евклидовой геометрией и, несмотря на то что появились неевклидовы, не перестала быть наукой.

Нельзя сказать, что какая-то из этих наук не была предположена Платоном. Но в полноте платоновского представления об универсуме еще не было места для такой дробности, какую мы находим у Аристотеля. Именно поэтому мы и говорим о том, что Аристотель — начало исхождения, отступления, отхода от изначальной целостности, обнаружение большей дробности и свидетельство определенного ущерба этого целого, ущерба, который как раз и компенсируется великолепным развитием философии, которое Аристотель демонстрирует.

Едва ли случайно, что философия III-I вв. до н.э. представлена преимущественно — почти исключительно — фрагментами: именно таким и должно быть наиболее адекватное представление об эпохе исхождения, дробления, частичного воспроизведения образца, сохраненного в своей безущербной полноте (Платоновский корпус), тогда как уже его первое совершенное подобие (Аристотелевский корпус), сохранив существо своей внутришкольной определенности, утеряло полноту и внешнюю представительность.

Значительно превосходят по объему оба эти корпуса текстов тексты комментаторов того и другого, созданные в последние пять веков, отпущенные античной философии. Все остальное — за редкими исключениями — либо вторично, либо дошло до нас во фрагментах. Задумаемся над этим очевидным фактом: самый большой корпус текстов, дошедший до нас от античности, — комментарии к двум наиболее представительным текстам предшествующего периода.

Таким образом, десять веков античной философии распределяются примерно так.

Первые двести лет, или эпоха пребывания (μονη), — формирование того устойчивого целого, в котором европейская мысль уверенно опознает свое начало и начало своей философии; завершается этот период организацией первой постоянной философской школы — платоновской.

Следующие триста лет, или эпоха исхождения (προοδος), — дробление и развитие этого начала, разработка отдельных философских дисциплин и одновременное существование нескольких философских школ; завершается этот период стремлением обнаружить общий исток у разных философских школ, обретением и изданием потерянных текстов Аристотеля и новым изданием текстов Платона.

Третий период, или эпоха возвращения (επιστροφη), длившийся в общей сложности пятьсот лет, отмечен стремлением философии — как и античной культуры в целом — вернуться к своим истокам, максимально осознать специфику своей школы и развить школьную организацию путем освоения и интерпретации текстов ее основателей.

Первыми исчерпывают свои возможности эпикурейцы: ко второму веку нашей эры мы решительно теряем их из поля зрения. Между тем, эпикурейская школа в Афинах продолжала существовать, стоявшие во главе ее осознавали себя преемниками Эпикура — диадохами — и получали поддержку от римских императоров.

Во втором веке пришел черед стоиков: после Марка Аврелия мы не знаем ни одного представителя этой школы и самих стоических школ, хотя стоическое влияние заметно и в неоплатонизме, и в христианстве.

К концу III в. окончательно угасают перипатетики. Вместив все эти традиции, пифагорейски окрашенный платонизм оказывается единственным репрезентантом античной философии, которая некогда была им открыта и развита в своей полноте. Вдобавок платонизм вмещает все достижения античной общеобразовательной школы и потому оказывается для средневековья — а значит, и для всей последующей европейской философии (но также и для мусульманской культуры) — репрезентантом всей античности.

Замечательно, что в середине 50-х годов III в. н.э. сходная схема истории предшествующей философии была предложена Плотином. Начиная свой пятый по хронологии трактат «Об уме, идеях и сущем» (V 9), Плотин приводит знаменитое сравнение:

„Получается так, что все люди сначала опираются на чувства, а не на ум, и, прилежа в первую очередь к чувственному, одни, постоянно пребывая в нем, живут в уверенности, что оно — начало и конец, и что ежели понять, что огорчающее и доставляющее удовольствие в этом мире суть соответственно зло и добро, — так того и довольно, почему они и проводят жизнь, к удовольствию стремясь, а огорчения избегая. Те из них, кто притязает на собственное учение , даже объявили такое воззрение мудростью, — поистине, грузные птицы, которые, будучи обильно нагружены тем, чем снабжает земля, не могут взлететь, хотя от природы они и снабжены крыльями.

Другие же к дольнему почти не привязаны, поскольку лучшая часть души подвигает их от удовольствия к прекраснейшему; однако же, будучи неспособны увидеть горнее и не имеющие потому возможности утвердиться в чем-нибудь ином, они, провозглашая «добродетель», свергаются к практической деятельности и к «предпочтительному» в том самом дольнем мире, от которого они поначалу попытались подняться.

Однако третий род божественных людей благодаря большей мощи и зоркости взора увидели — как раз в силу своей зоркоглазости — горнее сияние, и вознеслись туда, так сказать, сквозь тучи и здешнюю мглу, и стали обретаться там, презрев все здешнее, — ради того, что там — подлинное их обиталище, — совсем как тот, кто возвратился в милую землю отца из долгого странствия» (V 9, 1, 1-21 Henry-Schwyzer).

Читать еще:  Возвращение блудного сына: картины и иконы

Таким образом, три основные философские школы античности рассматриваются Плотином и другими поздними платониками на фоне иерархии бытия и знания а также типов жизни, причем в данную последовательность включаются и прочие философские школы: Аристотель как ученик Платона и воспитанник Академии явно располагается ниже Платона, так сказать, в преддверии, но несомненно выше стоиков и, разумеется, эпикурейцев; а Пифагор, Орфей и прочие божественные теологи, древнейшие основатели таинств и священнодейств, соотносятся с высшей ступенью иерархии. Ниже об этой иерархии пойдет речь специально, а сейчас рассмотрим каждый из периодов подробнее.

Литература:
Шичалин Ю.А. Периодизация античной философии./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.24-28

Периодизация античной философии

В соответствии с хронологической последовательностью, в эволюци античной философии выделяют 4 периода:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • натурфилософский (доклассический) этап (VII-V вв. до н. э.);
  • классический этап (V-IV вв. до н. э.);
  • эллинистическо-римский этап (IV в. до н. э. — III век н. э.);
  • завершающий этап (III-VI вв. н. э.).

Натурфилософский этап

Другие расхожие названия этого периода — досократический и космологический. Греческая натурфилософия изучала устройство мира, его происхождение и природу человека, как части космоса. В это время был заложен фундамент для развития точных наук.
К школам доклассической философии относятся:
1. Милетская. Это первая философская школа, которая была образована в городе Ионии мудрейшим философом того времени Фалесом. Древнегреческий мудрец первым предсказал затмение солнца и ввел календарь из 365 дней. Натурфилософы считали, что все в мире имеет душу, и сам мир полон богов. Фалес определял общим началом бытия воду, которая разумна и божественна.
Также к этому периоду относят философов Анаксимандра, Анаксимена.
2. Эфесская. Создателем школы был античный мудрец Гераклит, который заложил основы диалектики. Первоначалом бытия он считал огонь, который вечен и никому не подчиняется. Эфесской школе характерно учение о том, что мир не стоит на месте и постоянно развивается, а основой его является борьба противоположностей.
3. Пифагореизм. Изначально течение было сформировано Пифагором, затем его развивал Пифагорейский союз. Учение этой школы просуществовало до конца античного мира. Пифагор заложил теоретические основы математики, которая раньше воспринималась только как эмпирическая наука, а также внес существенный вклад в астрономию. Первоначалом сущего пифагорейцы считали числа, они верили в переселение душ и стремились к победе над низкими человеческими страстями и слабостями.
4. Элейская. Основные представители школы — философы Ксенофан, Парменид и Зенон. Элеаты впервые попытались рационально обосновать происхождение и устройство мира. Они считали, что только разум может дать истинные ответы, а чувства часто оказываются ошибочными. Это течение оказало большое влияние на всю европейскую философию.

Классический этап

Классического периода античной философии связан с возникновением софизма и деятельностью трех крупнейших философов — Сократа, Платона и Аристотеля.

Софизм — это течение философии, которое основывается на поверхностном и умышленно двусмысленном построение умозаключений, кажущихся правильными.

Софисты занимались платной преподавательской деятельностью, они учили тому, как побеждать в спорах и убедительно доказывать свою точку зрения. Их не столько интересовала истина, сколько стремление одержать победу над оппонентом. Софисты оказали большое влияние на развитие риторики, философской дискуссии и науки о языке. Представителями течения были Протагор, Гиппий, Продик, Ликофрон и другие.

Сократ

Мудрейший философ из Афин впервые выдвинул проблему человека и души в центр философского учения. С Сократа начинается антропологический поворот в античной мысли. Он выступал против софистов, называя их «ложными мудрецами», и воспитывал в своих учениях стремление к самопознанию. В отличие от софистов, Сократ никогда не брал плату. Он считал, что высшими понятиями являются добро, справедливость и истина. В 70 лет его обвинили в развращении юношества опасными и еретическими идеями и приговорили к смертной казни. За всю свою жизни Сократ не написал ни одного произведения.

Платон

Ученик Сократа из один и величайший представитель античной философии, основал концепцию объективного идеализма. В центре его учения лежит теория идей. Платон считал, что только мир идей является истинным и вечным миром, который противоположен чувственному миру. Наивысшей идеей, по Платону, является Благо, которое не может быть грязным или преступным.
Развивая концепцию познания, он полагал, что его возможно постигнуть, прежде всего, разумной частью души. То есть человек, познавая мир, может вспомнить все, за чем наблюдала душа в мире идей до того, как предстала на земле в человеческом воплощении. Также он рассматривал теорию «идеального государства» и считал, что править им должны аристократы или философы.

Аристотель

Наследие Платона развивал его ученик античный философ-энциклопедист Аристотель. Круг интересов Аристотеля был настолько широк, что его работы не оставили без внимания ни одну из известных тогда областей науки и культуры. Он первым предложил классификацию наук, а также считается основоположником логики, психологии, политологии, истории. Именно он впервые употребил и сформулировал понятие философии, в котором разделял философии первого и второго порядка — метафизику и физику. Аристотель основал свою школу «перипатетиков», которая оказала значительное влияние на становление философии и культуры Европы.

Эллинистическо-римский этап

В эту эпоху одновременно с развитием течений предшествующих периодов, стали появляться новые концепции. Во II в. до н. э. Рим завоевал Грецию, и греки оказали огромное влияние на римскую культуру, искусство, науку. Учения римских и греческих мыслителей легли в основу эллинско-римского этапа античной философии. Основными течениями этого времени являются стоицизм и эпикуреизм.

Стоицизм

Стоики получили свое название от знаменитого портика в Афинах, где собирались последователи течения вместе с его основателем Зеноном из Китиона. Приверженцы стоицизма считали, что развитие мира происходит циклично, и с концом каждого цикла все воспламеняется и превращается в огонь. Философскую науку они разделяли на логику, физику и этику, считая, что познание происходит через ощущение. Представителями стоицизма являются Панетий, Посидоний, Марк Аврелий, Сенека.

Эпикуреизм

Ядром философии Эпикура является стремление человека к счастью, для познания которого необходимы физика и логика. В постижении истинного мира, он высказывал сенсуалистские идеи, считая чувства и ощущения единственными безошибочными инструментами. В то время как разум может давать неполную картину. Центральной идеей своего учения Эпикур делает наслаждение и получение удовольствия. Лучший способ избежать страданий — это отстраниться от общественных и государственных вопросов и отказаться от желаний, без которых можно обойтись. К закату эллинизма, эпикуреизм окончательно был вытеснен стоицизмом.

Завершающий этап

Завершение античной философии совпадает с деятельностью последнего яркого философа Плотина и течения неоплатонизма, которое возникло в противопоставление христианской религии. Учение Плотина возвращает мифологическое мировоззрение и языческие верования, противостоящие новой религии. Однако в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам занимать публичные здания и иметь школы под страхом ссылки и лишения собственности. И только в эпоху Возрождения возникла новая волна интереса к неоплатонизму и другим античным течениям философии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector