0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христос словом воскресил Лазаря, и тем же словом воскреснут все

Воскресение Лазаря

Думаю не стоит писать о сути воскрешения святого праведного Лазаря, много написано и сказано об этом. Но этот сюжет заставляет задуматься: «А что есть воскресение?» Воскрес из мертвых… Конечно, когда слышишь «воскрес, востал», то сразу рисуется картина в воображении именно воскресение Лазаря, вот так, как Лазарь по слову Господа: «Лазарь, выйди вон» выходит в пеленах из своего гроба.

Воскресение Лазаря — страх и радость

Эффектно, живописно, красиво и свидетели его воскрешения, ужасаются и радуются. Да, два чувства сопровождает воскресение — страх и радость. Но, какая сила в слове Господа Иисуса Христа! В воскресении Лазаря наиболее видна Божественная природа Господа, что в Богочеловеке две личности: человеческая и Божественная. Какой властью обладает слово Господа Бога! Ничто и никто не может противоречить Его власти. Только слово: «Встань и иди! Выйди вон! Тебе говорю встань!» и тотчас все покоряется Его слову, Его желанию.

Не так ли и на Страшный суд восстанет человек и все стихии отдадут вещественную оболочку в которой обитала душа — ее тело? Раструбят трубы, будет слово о воскресении и восстанут все: и праведные и грешные. Все облекутся в каждое свое тело: душевные (земные) в нетление, а духовные (небесные) в бессмертие (1 Кор. 15:53).

Страшный суд неизбежен

«Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе», — говорит Марфа, пытаясь остановить Господа открыть гроб брата своего, Лазаря (Ин. 11:45). В лице Марфы, хорошо показывается вера в Воскресение, Страшный суд. Не такая ли вера и у меня, я верю в Воскресение, но как и у нее вырывается протест «уже смердит», сомнение, что это возможно.

Воскрешение Святого Лазаря

Но общее воскресение будет, Страшный суд неизбежен! И сомнение, неверие человека не предотвратят его, не изменят. То, что уже по закону природы, по слову Божию подлежит разложению, гниению, по тому же Его слову не просто останавливает процесс тления, но оборачивает его вспять. Восстанавливает то, что уже распадается, и оживает не просто в первоначальном его состоянии до смерти, но делая его здоровым избавляя от причины смерти — болезнь.

Примеры воскресения людей Христом

Как воскресил юношу, как воскресил двенадцатилетнюю откровицу дочь Иаирову, как воскресил Лазаря. Лазарь вышел из гроба сам, без посторонней помощи, перевязанный пеленами, а это значит его глаза не видели, куда наступает нога его. Какой силой обладает слово Божие, что все подчиняется Его слову, само слово и сила влечет Его творение исполнить Его волю, не повреждая себе. И в этом — Бог!

«Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6) — говорит Господь, — «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). И на примере воскресения Лазаря, Господь показывает, каким будет воскресение. И на примере собственного Воскресения, Господь, показывает каким будет воскресший человек верующий в Него, когда плотской человек (нераскаянный грешник) облечется в тело нетленное, а человек праведный (смиренный) облечется в тело бессмертное.

Плоть и кровь не наследуют Царствие Божие

«Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.» (1Кор. 15:47-56).

Воскрес ли Лазарь? Или не умирал? А Христос?

== По преданиям, которые культивирует христианство, воскресший друг Иисуса Лазарь стал епископом на острове Кипр. Рассмотрим варианты его дальнейшего существования. Если он воскрес, избавившись от смерти, то ему надо или вознестись приобщившись святому миру, либо вечно жить на земле. Первая возможность исключена. Следовательно Лазарь и сегодня живет среди нас. Если епископ Лазарь благополучно умер, то возможно источником диагноза первой смерти был клинический случай каталепсии или летаргии. Это вполне вероятно. Сам Иисус в трех евангелиях не утверждает что он воскресил после смерти дочь начальника синагоги. Он убеждает собравшихся на похороны: « Девочка не умерла, она спит». Лука (8:52) Марк (5:39) Матфей ( 9:24). Событие Воскресения самого Иисуса вполне может быть сходным с героями, которых по мнению верующих он воскресил. Неверующий Фома убедился, что тело воскресшего Иисуса имеет обычную бренную основу. === Р.У.

1. Некоторые люди, сталкиваясь с трудными, сверхъестественными для их понимания фактами, либо их вовсе отвергают, вопреки очевидности, либо пытаются объяснить примитивными, бытовыми причинами. К сожалению, это — самообман, путь от реальности в никуда, к потаканию своей бездуховности, лености ума и души.
Есть другой путь — научиться понимать духовное, жить духовной жизнью, потому что человек именно духовностью (сознательным личностным общением с Творцом) кардинально отличается от животного. Всё остальное есть и у животных, но в меньшей степени. Только человек создан для вечной жизни в Божественном мире.

2. В городе Ларнака (Республика Кипр) есть Церковь Святого Лазаря — православный храм IX века. Церковь названа в честь праведного Лазаря из Вифании, которого, согласно Евангелию, воскресил Иисус Христос. После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году, где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его первым епископом Китиона (старое название города Ларнаки). После воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.

Воскрешение Лазаря, как бы кому-то ни хотелось это опровергнуть, исторический факт. Я был в этом храме, там бережно хранят документальные подтверждения долгого (18 лет) епископства Лазаря, там же находятся его святые мощи.

3. Как происходило воскрешение Лазаря описано в Евангелии от Иоанна, гл.11. Приведу несколько фрагментов.

Иисус сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;» (Ин.11,11-14)

Читать еще:  «Дедушка, никто не соглашается быть лошадкой, приезжай»

Кстати, эти слова Христа, опровергают предположение, что девица, про которую точно так же говорил Иисус, что она спит, якобы, не умерла. Она была мертва, и Христос её также воскресил (1), как и юношу – сына вдовы (2).

«И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.И разнесся слух о сем по всей земле той.» ( Мф. 9,23-26)

Смеялись над ним, потому что по всем признакам и по единодушному мнению — девочка была мертва.
Иудейский народ существовал к тому времени уже более 2 тыс. лет, у них были обширные знания по медицине, тем более, что во времена Христа иудеи жили под протекторатом просвещённого Рима, и вполне могли отличить смерть от состояния каталепсии или летаргии.

Иисус, очевидную и подтверждённую многими, смерть девочки и явную смерть Лазаря назвал сном, сном смерти. В Православии также принято называть умерших – усопшими (уснувшими).

4. То, что Лазарь был мёртв, не подлежит сомнению, ибо на четвёртый день смерти, а учитывая жаркий климат Востока, еще раньше, труп начинает разлагаться. Свидетельство тому, слова Марфы, сестры Лазаря.

Дело в том, что женщины, после смерти близкого человека и захоронения в пещере (во гробе), приходили с благовониями, чтобы пропитать ими пелены, в которых было завёрнуто тело умершего, и Марфа, конечно же, знала о том, что труп уже смердел, то есть разлагался. Понятно, что ни о каком летаргическом сне и тем более, каталепсии речи быть не могло.

«Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин, 11,39-40)

5. Воскрешение произошло по молитве Иисуса ХРИСТА с помощью БОЖИЕЙ. Ибо, для БОГА нет ничего невозможного. (3)

«Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. … Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». (Ин, 11,41-44)

6. Воскрешение людей Христом, а затем и апостолами — было временным излечением от смерти как от болезни. Оно было временно потому, что природа людей оставалась повреждённой, испорченной, греховной. А грех неизбежно вызывал смерть. Ибо ещё не Воскрес Иисус ХРИСТОС, который откроет Путь к Воскресению в Вечную Жизнь. (4)

7. Иисус Христос был Богочеловек, он был Истинный Бог и Истинный Человек, и две природы существовали в нём не слитно и не раздельно. Как Бог Он был безгрешен по определению, как Человек — безгрешен по рождению и по жизни. Поэтому, не имея греха, Он не был подвластен смерти.

Христос всегда оставался БОГОМ, но этой Божественной «половинкой» своего существа он не умирал и не Воскресал. БОГ умереть не может.

Чтобы умереть как Человеку (Его человеческой природе) и спасти людей, Христос добровольно принял на себя грехи всего мира, и за это претерпел страдания и умер мучительной смертью на Кресте.

Но в смерти Его святая, оБОженная человеческая природа продолжала бороться, уничтожила все грехи и победила в себе смерть. Христос Воскрес!
Он умирал как святой, оБОженный Человек, а Воскрес как Человек, ставший Богом, над которым не властна смерть.
Иисус Христос показал Путь — как человек может Воскреснуть. Он Сам есть Путь, Истина и Жизнь. (5)

Церковь есть Тело Христа (6), кто в Ней, тот – в Нём, и вместе с Ним очищается от греха, побеждает смерть и обретает Вечную Жизнь

8. То, что ученикам и Фоме Христос явился в материальном теле, в этом ничего удивительного нет. Ангелы также являлись людям в материальных телах. Дух творит себе формы (7), тем более Бог.

Тело Христа было уже не бренным, не тленным, оно было иным. Оно исчезало, становилось невидимым, проходило сквозь закрытые двери, Возносилось в Небеса.
БОГ может явить себя в любом теле – в образе человека, в кусте терновника, в огне, в голубе, в хлебе и вине (Евхаристия).
Ибо всё возможно БОГУ.

Примечания
(1) В Евангелии описано воскрешение дочери одного из начальников капернаумской синагоги Иаира. Заметьте, опять указано конкретное лицо, а не просто «некто» .
(2) Воскрешение сына Наинской вдовы — эпизод Евангелия от Луки, история чудесного воскрешения в городе Наине умершего юноши, «единственного сына у матери, а она была вдова» (Лук. 7:11—18).
(3) Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. (Библия, Мар.10:27).
(4) Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим.6:23.
(5) «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (От Иоанна 14:6).
(6) Церковь создана Иисусом Христом, и Он является «Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.» (Еф.1:22-23)
(7) Св. Лука Войно-Ясенецкий

gp_okorokova

Галина Павловна Окорокова

Ректор ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»

В Евангелии от Иоанна читаю: Когда Иисус воскресил Лазаря, то многие из Иудеи, видевшие, что сотворил Он, уверовали в Него. А некоторые пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.

«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
Один же из них, некто Канафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что
лучше нам , чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб. Сие он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божих собрать воедино.
С этого дня положили убить Его».
Приближалась Пасха Иудейская.

Дальнейшую историю мученической смерти и воскресения Иисуса вы тоже хорошо знаете.

Однако, рефреном звучат ежегодно одни и те же вопросы:
1. Почему кроткому, смиренному, честному человеку, несущему Слово Божье людям, уготована была такая судьба?
2. Почему человеку, исцелившему огромное количество слепых, парализованных. психически больных людей, было отказано в милосердии теми же согражданами?
3. Почему заповеди Иисуса, простые и понятные, оказались так трудны в исполнении?

Читать еще:  38 кадров в память о Чернобыльской катастрофе

И ещё. Смерть Иисуса была ведь предопределена?

Давний знакомый написал мне накануне, что Иисус был готов «пожертвовать собой, чтобы в данный миг спасти общину, зародыш будущей всемирной церкви, а в вечности — человечество в целом».

Нам же, живущим сегодня, оставлены главные заповеди.

В Евангелии от Матфея сказано (и у всех других евангелистов тоже): «Один из фарисеев, законник, искушая Его, спросил, говоря: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему:
возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Что нам остается?
Настраивать души и сердца свои на их выполнение в мире, в котором, как говорил Иисус «горе миру от соблазнов».

А вчера, на Пасхальной встрече, Митрополит Курский и Рыльский Герман говорил, что Господь радуется за добрые дела людей.
Но, отметил Владыка, Господь также целует и добрые намерения.
Потому, пожелаем друг другу, дорогие, милые друзья мои, добрых дел и добрых намерений.

Воскрешение смердящего Лазаря: зачем устроили праздник «Лазарева суббота»

Что есть смерть? Прекращение функционирования тела? А реанимация что, даёт эту жизнь возвращает? И что есть жизнь? Неужели жизнь прерывается умиранием тела? Что такое «воскресение из мертвых»? Есть ли разница между воскрешением умершего и его воскресением? И в чем она, в одной букве?

На все эти принципиально важные вопросы отвечает Лазарева суббота, а вот Вербное воскресенье напоминает нам о мимолётности и бренности всего земного: величия, славы. Но про Вербное воскресенье и про то, как легко человек меняет своё мнение, в завтрашней статье.

Сегодня про воскрешение мертвого, про Лазареву субботу. Итак, кто такой Лазарь, чье имя дало название празднику Лазарева суббота? История Лазаря из Вифании — селения километрах в трех от Иерусалима, рассказана в Евангелии от Иоанна, причем рассказана с такой психологической точностью, все детали показаны так зримо и ярко, что понимаешь: евангелист Иоанн был внутри событий, был свидетелем произошедшего чуда. Чуда воскрешения Лазаря. Обычно уточняют: «четырехдневного Лазаря», что означает — Лазаря, умершего четыре дня назад. Да-да, событие, положившее начало празднику под названием «Лазарева суббота» — это воскрешение Лазаря, умершего за четыре дня до того, и, как честно конкретизирует Евангелие, «уже смердящего». То есть речь идет о воскрешении мертвого — именно воскрешении, а не воскресении, в чем тут разница, мы увидим позже.

Но кем был этот Лазарь, которому на четвертый день после его смерти Иисус Христос вернул жизнь, обычную жизнь в его физическом, правда, уже здоровом, теле? Замечу в скобках, что согласно церковному преданию, Лазарь по воскрешении прожил еще 30 лет, а потом, как и все люди, умер — в сане епископа Китиона, ныне остров Кипр. Ну а на момент смерти Лазарь был, скорее всего, небедным и совершенно точно почитаемым иудеем из Вифании. Другом Иисуса Христа — известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками. Были у Лазаря две сестры — Марфа и Мария, тоже хорошо знавших Христа.

А теперь обратимся к Евангелию от Иоанна и прочитаем его вместе со святыми отцами — первоисточник интересней любого пересказа. Напомню только, что местоимение «Он» и все его производные, пишущиеся с заглавной буквы, употребляется по отношению к Сыну Божьему, Богочеловеку, Господу Иисусу Христу.

«[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Услышав это, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий». Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился».

Прервём чтение и задумаемся: почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни его друга, друга, которого Он любил? Такой же вопрос задавали себе и все свидетели этой истории две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека святые отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего — чудо ни до, ни после человечеству неизвестное и неповторенное. «Для того медлит Иисус, чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: уже смердит», — объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Читаем дальше: «После этого Он говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею». Ученики сказали Ему: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус отвечал: «Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». Сказав это, говорит им потом: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему». Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним»».

Мы словно видим учеников Иисуса, предостерегающих Сына Божьего: «Не ходи в Иудею! Тебя хотели там побить камнями, а Ты опять идешь туда? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днем — опасно!». Но Иисус отвечает им фразой, имеющей не только буквальный смысл, но и глубокий богословский: «Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем». И вот уже один из Его учеников — Фома поражает нас готовностью безоговорочно, невзирая на опасности, следовать за Христом, куда бы Он ни пошел. Кстати, это тот самый неверующий Фома, о котором мы будем говорить через неделю после Пасхи, поэтому запомним сегодня его решимость!

Но вернёмся к евангельскому тексту: «Иисус, придя, нашел, что он (Лазарь) уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог». Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой». Говорит Ему Марфа: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Иисус сказал ей: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» Она говорит Ему: «Да, Господи! Я верую, что Ты — Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий». Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: «Учитель здесь и зовет тебя». Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице — плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат».

Читать еще:  История человечества, или какой иконостас правильный?

Эти диалоги между сестрами умершего Лазаря и Иисусом Христом крайне важны. С одной стороны это своего рода проверка Господом, способны ли Марфа и Мария поверить в чудо воскрешения, а, значит, поверить в то, что стоящий перед ними Иисус — Сын Божий. Сестры вроде бы и верят, они сами говорят: «Если бы Ты, Иисус, так любящий нашего брата, был тут, когда он только болел, или только умер, Ты бы не дал ему умереть, Ты бы его воскресил!»

Но сейчас-то уже поздно, считают они, тление, смерть, разрушила нашего брата, смерть уже победила. Да, как верующие иудеи, они знают, что когда-нибудь их брат воскреснет из мертвых, но сейчас в нем уже нет жизни, а только тление и смерть.

И тут Иисус опять произносит слова не совсем понятные двум убитым горем женщинам, слова, имеющие глубочайший смысл: «Я — воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?» И, стоит ли говорить, что эти слова обращены не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?

А дальше происходит нечто удивительное. «Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: «Где вы положили его?» Говорят Ему: «Господи! Иди и посмотри». Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: «Смотри, как Он любил его». А некоторые из них сказали: «Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»

Почему плакал Иисус? Зная, что Лазарь будет воскрешен? Бог и плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви.

Но ототрем слезы. Если мы будем точны, то увидим: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: «Прослезился Иисус». И это тоже важно. Святитель Василий Великий объясняет: Христос «заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно».

Опять вернемся к Евангелию от Иоанна. «Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже». Иисус говорит ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?» Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Сказав это, Он воззвал громким голосом: «Лазарь, выходи!»

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Вот этот властный призыв Христа: «Лазарь, выходи!», звучащий сегодня в храмах, обращен не только к Лазарю. Лазарь, четырехдневный обитатель мрачной страны мертвых, — образ души, погребенной под спудом грехов, как выразился один святой, души, «от наших грехов смердящей». Этот призыв, услышанный даже и в царстве мертвых, не должен стать для нас, еще живых, просто словами.

«Лазарь, выходи!», — летит сквозь тысячелетия к нам, и сегодня. «Лазарь, выходи!», и пуст склеп — темница нашей смерти. И валяются бессильными тряпками погребальные пелены — узы нашего греха. «Развяжите его, пусть идет…» Вот эту сцену и изображают на иконе праздника Лазаревой субботы.

Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых. Воскрешение Лазаря — это возвращение умершего, который «уже смердил», к жизни земной. А Воскресение мертвых, именно об этом вспоминала Марфа, — это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока». Залогом этого грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа в Пасху. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям.

Иисус Христос победил смерть, и вот, как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь и установила праздник, называемый «Лазарева суббота», установила его перед Страстной неделей. В день Лазаревой субботы даже отменяется пост, наши предки в этот день обязательно ставили на стол рыбную икру — продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались, почему? Сколько в этом глубины и смысла, ведь икринка — зародыш новой жизни, ее зачаток. Обратите внимание, как сложнейшее богословие проникало в бытовую жизнь верующих, освещало ее.

И еще. По просторам Интернета бродит шутка, точно объясняющая, почему смерть тела, воспринимаемая на бытовом уровне сознания как смерть вообще, не есть финал жизни — жизни личности, жизни души. Это вообще не финал. Ведь если ваш друг по какой-то причине угробил свой телефон и потому не выходит с вами на связь, это же вовсе не значит, что он, ваш друг, уже не существует?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector