0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианская община и гражданское общество

Гражданское общество

Амплитуда колебания этих «качелей» такова, что Бакунин с Кропоткиным и Пугачев с Разиным Сенькой внутрь легко помещаются. На кону вопрос о гражданском обществе. Оно призвано уравновесить авторитарность государства и отобрать «на местах» руководящую роль во многих областях жизни. Предлагаю вопрос о месте церковного прихода в создании гражданского общества.

Если люди борются с «мигалками» и ставят чиновников на место, это – гражданское общество, «пришедшее в силе». Если люди убирают парки от мусора, брошенного кем попало и где попало, это – реально доброе дело, для которого нет статьи в бюджете. И так повсюду. Время хочет и требует активного человека, но не взбудораженного плебея, а сознательного гражданина. Замечаете разницу?

Народ все еще довольно пассионарен (спасибо Гумилеву за термин), то есть – страстен, жив. Это удивительно, что после войн и революций, голода и коллективизаций, «философских пароходов» и обязательного атеизма, народ все еще активен и жив. Это чудо, господа! Предлагаю снять головные уборы и перекреститься!

За эту энергию все еще живых народных масс ведется возня-борьба между политиками. Кто волну оседлает? Кто на коне въедет в некий дом с колоннами? В дом, где рядком стоят все правительственные телефоны + чемоданчик с кнопкой. Господа, уверяю – большинство борцов за триумфальный въезд – негодяи! Клейма ни на ком нет, и разобраться трудно. Но давайте отойдем от вопроса выборов «хорошего царя». Все равно нам предложат кого-то завербованного американским Госдепом. Таковы теперь Пугачевы. Они крест кладут по-старообрядчески и широко, у них риторика народных освободителей, но в кармане у них – телефон с роумингом за океан. Оттуда и директивы. Плюньте на них, господа, братья и товарищи. Плюньте слюной, как плевали до эпохи исторического материализма.

Гляньте, православные, лучше на собственные приходы. Разве это не возможная платформа для гражданского общества? Если мы вокруг своих приходов территорию уберем, это разве не «оно»? А если мы своих одиноких стариков на частичное (хотя бы) довольствие поставим, разве это не «оно»? Ведь нас – миллионы! Было бы нас только два процента населения, то и тогда мы могли бы сказать: «Вокруг нас чисто. Вокруг нас – мир. Дети наши присмотрены, старики ухожены. Чем мы не гражданское общество или часть его?».

Любая социальная нагрузка на приход (дом престарелых, тюрьма, порядок в парке, etc,) есть гражданское общество, явившее себя не через секулярные механизмы, а через евхаристическую общину.

Таким образом, задача такова: простое хождение в храм «свечки лепить» нужно превратить в реальное евхаристическое, молитвенное братство. Появление очередного такого братства означает появление очередной дееспособной гражданско-общественной единицы. Это – община людей, способных к коллективному труду на общую пользу.

Прилегающая территория и ее чистота – наше дело. Полезный досуг нашей молодежи – наше дело. Братская взаимопомощь, поддержание многодетных – тоже наше дело. И так далее. Ждать «доброго царя» это занятие Ассоль, для которой аналог царя – алые паруса на морском горизонте. Хотите ждать – ждите. Но тогда не брюзжите. Хотите не брюзжать – действуйте, исходя из возможностей приходской жизни, если вы, конечно, прихожанин (- ка) и христианин.

Пробуждение народа бывает бунтарское и неистовое. Только такие пробуждения у нас до сих пор и случались. Но пробуждение может быть творческим и внимательным к мелочам. Не так, чтоб сразу весь мир перестроить, а так, чтобы забор для начала покрасить и научиться «здрасьте» говорить. Покрасить забор, это ведь тоже христианское воздействие на мир. Это воздействие с целью умножения красоты и порядка. А значит, рано или поздно – правды и истины.

Русские, сказали мы в начале, многим недовольны. Государством – в частности. «Как-то не так все. Косо, медленно, неправильно и брехливо». Правда? Но ведь собой самим я тоже не доволен. Брехливо живу, косо живу и неправильно. Надо меняться. Это – аскетический момент в нашем мировоззрении. Мы на него съезжаем всякий раз и им оканчиваем. Мол, займись собой. Читай – «заткнись».

Заниматься собою, не спорю, надо. Всю жизнь надо. Но если все, кто способен к благой активности, будут только заниматься собой, то внешние рубежи будут неизбежно отданы негодяям, не имеющим понятия о внутренних усилиях и о муках совести. Согласитесь – страна аскетов, «занимающихся собой», оккупированная при этом бандой бессовестных деятелей, устраивающих жизнь по своим безбожным чертежам – это наш портрет. Ладно – портрет прошлого. Это больно, но с этим можно жить. Но портрет будущего – увольте. Опять – бегом по кельям, а жизнью пусть правят Чичиков, Ноздрев и Собакевич? Я не согласен. Я за то, чтобы гражданское общество уравновешивало государственную тяжелую машину. Но это еще не все. Я за то еще, чтобы изрядную долю (лучше – львиную) гражданского общества составляла именно активность живых православных приходов; активность, от избытка выплеснувшаяся наружу.

Мечта это или конкретные наброски будущей реальности – жизнь покажет. Нужны творческие идеи и такие же творческие призывы. Например: «Перестань ныть! Сделай жизнь лучше (чуть-чуть). Ты можешь!»

Гражданское общество

Амплитуда колебания этих «качелей» такова, что Бакунин с Кропоткиным и Пугачев с Разиным Сенькой внутрь легко помещаются. На кону вопрос о гражданском обществе. Оно призвано уравновесить авторитарность государства и отобрать «на местах» руководящую роль во многих областях жизни. Предлагаю вопрос о месте церковного прихода в создании гражданского общества.

Если люди борются с «мигалками» и ставят чиновников на место, это – гражданское общество, «пришедшее в силе». Если люди убирают парки от мусора, брошенного кем попало и где попало, это – реально доброе дело, для которого нет статьи в бюджете. И так повсюду. Время хочет и требует активного человека, но не взбудораженного плебея, а сознательного гражданина. Замечаете разницу?

Народ все еще довольно пассионарен (спасибо Гумилеву за термин), то есть – страстен, жив. Это удивительно, что после войн и революций, голода и коллективизаций, «философских пароходов» и обязательного атеизма, народ все еще активен и жив. Это чудо, господа! Предлагаю снять головные уборы и перекреститься!

За эту энергию все еще живых народных масс ведется возня-борьба между политиками. Кто волну оседлает? Кто на коне въедет в некий дом с колоннами? В дом, где рядком стоят все правительственные телефоны + чемоданчик с кнопкой. Господа, уверяю – большинство борцов за триумфальный въезд – негодяи! Клейма ни на ком нет, и разобраться трудно. Но давайте отойдем от вопроса выборов «хорошего царя». Все равно нам предложат кого-то завербованного американским Госдепом. Таковы теперь Пугачевы. Они крест кладут по-старообрядчески и широко, у них риторика народных освободителей, но в кармане у них – телефон с роумингом за океан. Оттуда и директивы. Плюньте на них, господа, братья и товарищи. Плюньте слюной, как плевали до эпохи исторического материализма.

Читать еще:  «Бывшие люди», или Что мы сделали для преображения?

Гляньте, православные, лучше на собственные приходы. Разве это не возможная платформа для гражданского общества? Если мы вокруг своих приходов территорию уберем, это разве не «оно»? А если мы своих одиноких стариков на частичное (хотя бы) довольствие поставим, разве это не «оно»? Ведь нас – миллионы! Было бы нас только два процента населения, то и тогда мы могли бы сказать: «Вокруг нас чисто. Вокруг нас – мир. Дети наши присмотрены, старики ухожены. Чем мы не гражданское общество или часть его?».

Любая социальная нагрузка на приход (дом престарелых, тюрьма, порядок в парке, etc,) есть гражданское общество, явившее себя не через секулярные механизмы, а через евхаристическую общину.

Таким образом, задача такова: простое хождение в храм «свечки лепить» нужно превратить в реальное евхаристическое, молитвенное братство. Появление очередного такого братства означает появление очередной дееспособной гражданско-общественной единицы. Это – община людей, способных к коллективному труду на общую пользу.

Прилегающая территория и ее чистота – наше дело. Полезный досуг нашей молодежи – наше дело. Братская взаимопомощь, поддержание многодетных – тоже наше дело. И так далее. Ждать «доброго царя» это занятие Ассоль, для которой аналог царя – алые паруса на морском горизонте. Хотите ждать – ждите. Но тогда не брюзжите. Хотите не брюзжать – действуйте, исходя из возможностей приходской жизни, если вы, конечно, прихожанин (- ка) и христианин.

Пробуждение народа бывает бунтарское и неистовое. Только такие пробуждения у нас до сих пор и случались. Но пробуждение может быть творческим и внимательным к мелочам. Не так, чтоб сразу весь мир перестроить, а так, чтобы забор для начала покрасить и научиться «здрасьте» говорить. Покрасить забор, это ведь тоже христианское воздействие на мир. Это воздействие с целью умножения красоты и порядка. А значит, рано или поздно – правды и истины.

Русские, сказали мы в начале, многим недовольны. Государством – в частности. «Как-то не так все. Косо, медленно, неправильно и брехливо». Правда? Но ведь собой самим я тоже не доволен. Брехливо живу, косо живу и неправильно. Надо меняться. Это – аскетический момент в нашем мировоззрении. Мы на него съезжаем всякий раз и им оканчиваем. Мол, займись собой. Читай – «заткнись».

Заниматься собою, не спорю, надо. Всю жизнь надо. Но если все, кто способен к благой активности, будут только заниматься собой, то внешние рубежи будут неизбежно отданы негодяям, не имеющим понятия о внутренних усилиях и о муках совести. Согласитесь – страна аскетов, «занимающихся собой», оккупированная при этом бандой бессовестных деятелей, устраивающих жизнь по своим безбожным чертежам – это наш портрет. Ладно – портрет прошлого. Это больно, но с этим можно жить. Но портрет будущего – увольте. Опять – бегом по кельям, а жизнью пусть правят Чичиков, Ноздрев и Собакевич? Я не согласен. Я за то, чтобы гражданское общество уравновешивало государственную тяжелую машину. Но это еще не все. Я за то еще, чтобы изрядную долю (лучше – львиную) гражданского общества составляла именно активность живых православных приходов; активность, от избытка выплеснувшаяся наружу.

Мечта это или конкретные наброски будущей реальности – жизнь покажет. Нужны творческие идеи и такие же творческие призывы. Например: «Перестань ныть! Сделай жизнь лучше (чуть-чуть). Ты можешь!»

Семинар на тему «Христианская община и христианская семья. Что такое малая церковь» провели 30 сентября Свято-Троицкое, Свято-Алексеевское и Успенское малые православные братства. Гостями семинара были свящ. Иоанн Привалов, проф. МГУ Е.И.Волкова, доцент МГУ И.В. Карацуба, доцент РГГУ А.И. Шмаина-Великанова. Открывая встречу, один из ведущих – А.Еремеев – в своем вступительном слове отметил, что употребление понятия «малая церковь» очень многообразно. Например, кто-то говорит о малой церкви, зная церковную традицию, зная, как этот термин употреблялся в XX веке и раньше. Но часто, когда связываются понятия семья – малая церковь, семья – домашняя церковь, появляются неточности, которые могут становиться подменами.

Многих людей волнует то состояние жизни церкви, жизни христиан, которое в первую очередь видно на примере положения и жизни семьи верующих людей. О. Александр Шмеман писал: «Наше время есть страшное время распада семьи, все умножающихся разводов, все более частых уходов детей из семьи». Часто разговор о семье начинается с вопросов: что происходит, что делать, как жить? Но для нас важно обратить свой взгляд не только на христианскую семью, но и на христианскую общину, посмотреть, как христианская семья соотносится с христианской общиной, как эта жизнь может строиться, каковы основания, каково место семьи в общине, какое влияние община оказывает на христианскую семью.

С.Ф. Штадгауз, опираясь на тексты Деяний, апостольских посланий, святых отцов, напомнила о том, какие смыслы изначально вкладывались в понятия «малая церковь» и «домашняя церковь» и как это понимается сейчас. Так, Иоанн Златоуст в своей известной беседе на Послание к Ефесянам говорил о доме как о малой церкви: «Если мы так будем управлять своими домами, то будем способны к управлению церковью, потому что дом есть малая церковь. Таким образом, если хороши будут мужья и жены, то все будет превосходно. Помни об Аврааме, о Сарре, об Исааке, о 318 домочадцах, как благоустроен был весь дом их и как весь был полон благочестия». Однако в наше время малой церковью называют и поместную церковь, и приход, и монашеские общины, братство, и, конечно, семью. Малой церковью может называться сам человек, его душа. У С.И. Фуделя есть именно такое сравнение: «Жизнь малой церкви – это жизнь отдельной человеческой души. Вся Святая Вселенская Церковь созидается из церквей отдельных людей». Но все-таки в наше время самое распространенное значение понятия «малая церковь» – это христианская семья, отметила выступавшая.

О задачах христианской семьи размышлял в своем слове Н.В. Клюев. Он отметил, что семья – это феномен природный, хозяйственный, известный испокон веков. Однако, есть другой пример – Святое семейство, которое было больше духовной семьей, чем семьей по плоти. Задачей христианской семьи является преображение из семьи по плоти в духовную семью через служение большему – общине, братству, Церкви, Богу.

С.Н. Сонина рассказала об опыте созидания общинной жизни в XX веке, который стал временем настоящего откровения. В чем основание и сила общин, какие могут быть опасности и подмены? Как семья и ее жизнь может соотноситься с духовной жизнью? Светлана Николаевна примерами жизни и служения разных общин XX века проиллюстрировала то, как общинная жизнь дает семье место в церкви, в народе Божьем, дает основание не просто для существования, но и для освящения и преображения.

Жизнь в общине требует особой жертвенности от семьи. Многие считают, что альтернативы семье нет. Это видится многими, как единственный путь. Но не каждый человек призван Богом к браку. В выступлении был выражен опыт христианской жизни брачной и безбрачной. «Если человек будет совершать выбор как лучше послужить Богу, то у семьи будет больше возможностей стать семьей во Христе и не разрушаться». Современный мир таит новые опасности и для семьи и для общины, потому что индивидуализм захватывает всех. Это видно и среди тех людей, кто приходит в церковь сейчас. Жизнь как-то устроилась, и нет того стремления к жертвенности, которое бывает у людей в условиях гонений. Преодолевать свой индивидуализм нам помогает вера в Церковь и память о том, что единение христиан поможет нам в свою очередь преодолеть неверность в нас самих».

Читать еще:  5 часов в очереди, или зачем почитать святыни?

Е.И. Волкова говорила о том, что и семья и церковь в настоящее время больны, и они не должны копировать друг друга, можно лишь говорить о воцерковлении семьи и фамилизации церкви. Елена Ивановна отметила, что на сегодняшний день семье войти в жизнь церкви очень сложно, предложив со своей стороны разные формы: так, родные, отпевая близкого человека, могли бы читать какие-либо молитвы; ребенку, который был крещен и подрастает в одном храме, могли бы доверить чтение евангельского отрывка и т.д. Церковь не создавала нового типа семьи, не проповедовала новые взаимоотношения внутри семьи между мужчиной, женщиной и ребенком. «Это должно быть не иерархическое подчинение, а общение личностей, в центр семьи должна быть поставлена личность, которая находится в общении с Богом и через которую говорит Бог». По мнению докладчика, личность важнее и семьи, и общины, и только через нее можно строить и семью и общину.

И.В. Карацуба, размышляя о современной жизни, отметила, что жизнь из своих старых форм уходит в новые формы социальной организации. Она отметила, что есть общины и нехристианские, например, «Мемориал», который сейчас находится на переднем крае борьбы добра со злом. А есть другие братства и общины, и сюда тоже уходит жизнь. Как историк, Ирина Владимировна подчеркнула, что «мы живем не в новой России, а в старой, советской, разлагающейся России и все, что мы там накопили, вместе с нами переходит из старых форм в новые. Отсюда в наших общинах или в других организациях очень мало, во всяком случае, не столько, как хотелось бы, свободы и любви».

А.И. Шмаина-Великанова начала свое слово с цитаты из эссе Честертона: «Я вам не буду доказывать никаких преимуществ семьи. Я просто вам скажу – она есть. Куда ни кинь, она повсюду. Люди ее постоянно заводят. По-видимому, они не могут без нее обойтись». Но в то время как семья факт неустранимый, общины ни в природе, ни в культуре нет, и только в христианской церкви иногда возникают общины, срок жизни которых определяется сроком жизни ее основателя. Анна Ильинична, рассказывая о своем личном опыте общинной жизни в 60-70-е годы, особо подчеркнула, что причиной возникновения общины является гонение. «Люди, стремящиеся ко всему прекрасному и прежде всего к тому чтобы любить друг друга, обнаруживают, что власть им всячески в этом препятствует, порой даже натравливая их друг на друга. Тогда, преодолевая это, они объединяются в общину». Так было в I веке, так было в XIII веке с Франциском Ассизским, так было и в 60-е годы XX в.. «Инициатива маленькой группы, которая объединяется в общину, это противопоставление себя безбожному тоталитарному режиму». Жизнь общины, о которой рассказала Анна Ильинична, служит, по ее мнению, ярким доказательством этого. Под давлением властей, из любви к церкви было сделано несколько попыток объединиться. Советская власть препятствовала этому, но не разрушала. Разрушали общину сами люди: «Я верю, что община представляет собой образ действий, и есть то, что может сделать только община и никто кроме нее. Но это должно быть конкретное дело, которому община будет служить, отрешившись от своих центробежных тенденций».

Свящ. Иоанн Привалов, откликаясь на предыдущее выступление, отметил, что, по его мнению, рождение общины отличается от рождения семьи тем, что семью люди создают из каких-то своих побуждений: «Я действительно не знаю случаев, когда люди вступали в брак и создавали семью исключительно ради Христа. Такие слова звучат очень часто в нашей среде, но реально люди, конечно, вступают в брак, движимые совершенно другой силой. А община в этом смысле является перпендикуляром. Я думаю, что единственное оправдание общины в словах Христа: «Где двое или трое собраны ради Меня, там Я посреди них». Община для того и нужна в этом мире, чтобы выявить присутствие Христово. Там, где она есть, там появляется «фермент» Царства Небесного, происходит явление Духа… Мне кажется очень важным то, что Господь в Евангелии говорит: «не вы Меня избрали, это Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и плод приносили»… Если община создается из дружеского или семейного круга, мой опыт говорит о том, что это очень болевой и болезненный процесс, и далеко не сразу это может переродиться во что-то еще. 11 сентября 1998 г. у нас был важный разговор с дочерью о. Сергия (Савельева) – Катей, в ходе которого я сказал: «Вы знаете, меня поразило, что Ваши родители приняли монашество, а я вижу, что произошло преображение брака». Она ответила: «Да… Но это преображение происходило со сдиранием кожи для одного и другого». Поэтому преображение преображением, но оно без креста невозможно».

В заключение о. Иоанн напомнил о том, что есть большое количество примеров, когда срок жизни общины не определяется сроком жизни ее основателя. Н.Н. Неплюев умер в 1908 году, а братство существовала до 1929 г. Он смог подготовить ситуацию таким образом, что выросло достаточно людей, вникших в суть и сумевших в этом смысле быть продолжателями братского дела.

Отвечая на вопрос Ольги Манзура из Кишинева, полученный по скайпу: «Не каждый человек призван к семье. А каждый ли призван к общине?», А.Л. Еремеев сказал о важности того, чтобы человек, прежде чем он сделает какие-то шаги, сам почувствовал свое призвание. «Мы лишены старшего поколения верующих людей, веры наших отцов, дедов. Одна из ценностей этой жизни, чтобы человек твердо знал от кого и чему он может научиться. Человек должен какие-то вещи испытать. Он может не иметь семью, но быть в браке, потому что брак – это вещь духовная, даже больше мистическая, а семья – это земное устроение, и мы знаем, что «плоть и кровь Царства Божьего не наследуют». Есть что-то в общении, в отношениях людей, в том числе и в семье, в общении близких, что это Царство наследует. Речь идет о том, чтобы то, что «по плоти», обрело какое-то иное измерение. Если человек призван к иноческой жизни, это не значит, что он будет холостым, т.е. пустым. Человек не может быть пустым независимо от того, состоит он в браке или нет. Он призван плодоносить. И если человек чувствует, что он призван к семейной жизни, брачной, он должен это испытать и для себя какие-то вещи решить и на что-то решиться раз и навсегда. Если человек решился на этот путь, он должен быть верным этому пути, принося обет раз и навсегда преодолеть те сомнения, те колебания, те искушения, которые обязательно будут – и душевные, и по плоти».

Завершая встречу, А.Еремеев напомнил слова свящ. Георгия Кочеткова, прозвучавшие на одной из встреч «христианской семья может стать только тогда, когда она отвергается себя, берет свой крест и следует за Христом вплоть до полного самоотвержения», и сказал: «Эта наша встреча и наш разговор дает нам надежду, что мы найдем самое главное для общины, для семьи, для этой полноценной жизни, а Господь даст нам и сил, и время, и возможности принести плоды через этот дар».

Читать еще:  На обломках жизни: об использовании абортивного материала в науке

Гражданское общество — это. Гражданское общество и правовое государство

Что такое гражданское общество

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольных ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество — один из гарантов соблюдения прав человека. Развитое гражданское общество — важнейшая предпосылка построения правового государства, где все граждане, организации и власть подчиняются закону.

Простыми словами, гражданское общество — это все объединения и отношения, которые непосредственно не контролируются государством и бизнесом.

Например, к гражданскому обществу относятся независимые СМИ, политические партии, общественные движения, некоммерческие организации, церковь, семья etc. Их называют институтами гражданского общества.

Существуют и другие определения гражданского общества. Иногда так называют нерелигиозное, нецерковное общество; иногда гражданское общество противопоставляют анархии; иногда гражданское общество понимают как конкретный феномен современной западной цивилизации. Мы, однако, будем пользоваться определением, приведенным в начале статьи.

Структура гражданского общества. Гражданские институты

Гражданское общество состоит из социальных институтов, независимых от государства, отражающих различные общественные интересы в политической, экономической, духовной сферах, в семейной и личной жизни. Эти общественные организации независимы, они дистанцируются от государственных и коммерческих структур.

Гражданское общество включает в себя:

Общественно-политические организации и движения:экологические, антивоенные, правозащитные

Научные, культурные и спортивные организации

Органы самоуправления, ассоциации избирателей

Союзы предпринимателей, союзы потребителей

Отношения между компонентами гражданского общества: семейные, профессиональные, экономические, религиозные связи.

Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и иных внешних сил.

Гражданское общество реализует повседневные интересы людей. Изо дня в день оно создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их потребностей. Одновременно гражданское общество сдерживает стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

Гражданское общество выполняет следующие функции:

Защищает частные сферы жизни людей.

Защищает и продвигает общественные интересы.

Сдерживает стремление политической власти к абсолютному господству: контролирует соблюдение конституции, принципов правового государства и разделения властей.

Способствует формированию органов государства, демократическому развитию политической системы.

Обеспечивает баланс между государственной и коммерческой сферами общества.

Независимо от государства заставляет людей соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан.

Гражданское общество и правовое государство

В узком смысле гражданское общество — это общество на определенном этапе развития, когда оно становится основой для демократического правового государства.

Не случайно при тоталитарном режиме власть подавляет гражданское общество, стремится взять все стороны жизни людей под свой контроль, а при авторитарном режиме — не допускать гражданское общество в политическую сферу.

Институты гражданского общества не подчиняются государству напрямую, но активно взаимодействуют с ним. Гражданское общество — необходимый посредник, «прослойка» между отдельным человеком и властью. Оно не дает государству превращаться из слуги народа в повелителя.

Например, свободные СМИ следят за злоупотреблениями власть имущих и привлекают к ним внимания. Политические партии позволяют гражданам сменить власть на свободных выборах. А общественные движения помогают выразить свои пожелания и добиться от государства решения насущных проблем.

В правовом обществе государство выступает в роли гаранта правил игры: установленные законы обязательны для всех, в том числе для самого государства. Государство реализует интересы всего общества, устанавливает вертикальные связи — отношения господства и подчинения.

В то же время гражданское общество обеспечивает интересы индивидов и групп. В гражданском обществе преобладают горизонтальные связи — связи солидарности и конкуренции, а не подчинения. Таким образом, в правовом государстве власть и гражданское общество дополняют друг друга, а не противостоят друг другу.

Признаки гражданского общества

Если рассматривать гражданское общество как определенную ступень общественного развития (как общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства), то у него можно выделить следующие признаки:

Независимость индивида от государства.

Наличие частной собственности, многоукладная экономика.

Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы.

Свобода слова, отсутствие государственной монополии на СМИ, отсутствие обязательной государственной идеологии.

Реальное соблюдение и защита прав и свобод человека.

Развитая демократия, легитимность власти.

Высокий уровень культуры, образования, гражданского самосознания.

Предпосылки и развитие гражданского общества

Главная предпосылка гражданского общества — признание прав и свобод человека.

Это экономические права: частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок, конкуренция.

Политико-правовые предпосылки: юридическое равенство граждан, децентрализация власти, обеспечение прав и свобод граждан, политический плюрализм.

Культурные предпосылки: свобода слова, свобода информации, высокий образовательный уровень населения.

К социальным предпосылкам складывания гражданского общества обычно относят большой удельный вес среднего класса — именно средний класс отстаивает свои интересы с помощью институтов, не связанных напрямую с бизнесом и государством.

Из этого следует, что развитие гражданского общества происходит не в один момент, а постепенно. Его невозможно создать приказом сверху. Оно возникает по мере появления экономических, политических, культурных предпосылок.

Гражданское общество. Задания из ЕГЭ с правильными ответами

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать, что такое гражданское общество, какие институты к нему относятся, какие функции оно выполняет и как взаимодействует с государством. Разберем примеры заданий прошлых лет.

Задание 1
Найдите в приведенном ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ассоциация преподавателей университетов
2) региональное управление образования
3) объединение ветеранов правоохранительных органов
4) территориальное управление внутренних дел
5) союз защиты прав потребителей

Правильный ответ: 135
Управление образования и управление внутренних дел — это официальные государственные структуры, они не относятся к гражданскому обществу.

Задание 2
В стра­не Z идет фор­ми­ро­ва­ние граж­дан­ско­го общества. Какие из приведённых при­ме­ров под­твер­жда­ют дан­ный вывод?
1) Про­шла ре­фор­ма си­сте­мы ор­га­нов цен­траль­но­го управления.
2) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство не­за­ви­си­мых средств мас­со­вой информации.
3) При мно­гих шко­лах со­зда­ют­ся по­пе­чи­тель­ские советы.
4) Внед­ре­на элек­трон­ная си­сте­ма ока­за­ния го­су­дар­ствен­ных услуг.
5) Вы­рос­ло число граждан, при­ни­ма­ю­щих уча­стие в де­я­тель­но­сти по­ли­ти­че­ских партий.
6) Про­из­ве­де­ны за­куп­ки со­вре­мен­но­го обо­ру­до­ва­ния для дет­ских больниц.
Правильный ответ: 235
Независимые СМИ, политические партии, попечительские советы учебных заведений — это институты гражданского общества.

Задание 3
Выберите вер­ные суж­де­ния о функ­ци­ях граж­дан­ско­го об­ще­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Сти­му­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­но по­лез­ной де­я­тель­но­сти граждан.
2) За­щи­та гра­ниц и обес­пе­че­ние об­ще­ствен­но­го порядка.
3) Уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии ор­га­нов де­мо­кра­ти­че­ско­го пра­во­во­го со­ци­аль­но­го государства.
4) Ор­га­ни­за­ция об­ще­ствен­но­го кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем пра­вил доб­ро­со­вест­ной конкуренции.
5) Раз­ре­ше­ние эко­но­ми­че­ских спо­ров между хо­зяй­ству­ю­щи­ми субъектами.
Правильный ответ: 134
Гражданское общество действительно поощряет общественно полезную деятельность, участвует в формировании органов демократического государства и следит за соблюдением конкуренции.
А вот разрешением споров между хозяйствующими субъектами занимаются суды, а защитой границ и порядка — армия и полиция, подконтрольные государству.

Задание 4
Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.
1) Гражданское общество представляет собой совокупность самоуправляющихся организаций.
2) Деятельность институтов гражданского общества никак не регулируется государством.
3) Экономической основой гражданского общества является государственная собственность.
4) Гражданское общество включает в себя всех граждан государства.
5) Развитое гражданское общество не может существовать при тоталитарном политическом режиме .
Правильный ответ: 15

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми си­ту­а­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми институтами, чья де­я­тель­ность про­яв­ля­ет­ся в дан­ных ситуациях: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector