1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Христианин и экология: Когда нельзя быть равнодушным

Равнодушие – следствие безверия (+ВИДЕО)

Беседа со старцем Илием (Ноздриным)

Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин чувствует какую-то омертвелость души? Как пастырю не уподобиться священнику из притчи о добром самаритянине? И как соединить отзывчивость души, ее способность сопереживать и сорадоваться с равнодушным отношением к благам мира и самому миру? За ответами на эти вопросы мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).

Отец Илий, здравствуйте! Огромное спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о равнодушии. Нас равнодушие просто захлестывает, и нет человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этим. Откуда равнодушие в людях?

– Таково наше время. Это переходный период: поменялся наш образ жизни, поменялась политическая платформа. От советского понятия жизни мы развернулись к нынешнему, когда Россия стала в какой-то мере ориентироваться на духовный план. А вот школа хотя и перестала быть советской, но не перестроилась, не перешла на тот уровень, который должна была занять. Мы повернулись к Богу, а школа.

Вопрос стоит в основном о молодежи. А люди более взрослые, более серьезные, те, кто обратился к вере, к Богу, у них, как правило, равнодушия нет. Они искренне к Богу повернулись, искренне поняли смысл жизни, суть жизни, как строить свою жизнь. И о них нельзя сказать, что это люди равнодушные, безразличные. А вот молодежь в нынешнее время, к сожалению, такова.

Наш преподавательский состав уже так крепко напитан прошлым, советским воспитанием. И если они не слишком и преподают по-советски, то все же абсолютно не дают того, что нужно было бы давать сегодня молодежи, когда мы повернулись к нашим духовным ценностям. Сегодня такой момент, когда очень большая ответственность лежит на преподавателях. А они не хотят повернуться к духовному поведению, к воспитанию, преподать ученикам духовные ценности. Они это совершенно игнорируют. Что в вузах, что в школах… И это, конечно страшно.

Батюшка, вы заговорили об образовании, и не могу не спросить вас вот о какой проблеме. Сегодня можно столкнуться с тем, что из школьной программы по литературе убираются какие-то произведения классиков и замещаются на современные – аргументируется это тем, что они посвящены одной и той же проблеме. Скажем, вместо Ф.М. Достоевского можно выбрать какого-нибудь современного автора…

– Мы в основном сегодня, к сожалению, делаем ответственными за многое наш преподавательский состав. А большинство из них если и преподают что-то новое, иное, чем в советский период, но совершенно не дают понятий молодежи, что человек должен выбрать для себя то, что для него ценно. К сожалению, нет этого. Советского уже не дают, но и другого тоже. Но преподаватели в большинстве своем в этом и не виноваты – они сами не знают этого, их самих надо на повышение образования отправлять и давать им правильные понятия. Они не знают, о чем другом говорить, кроме советского. А сейчас нет моды на советское. Поэтому получается, что сама молодежь выбирает – и выбирает то, что ей понравится. Вот такая ситуация, сейчас, к сожалению.

Надо преподавать Закон Божий, чтобы молодежь знала истинные духовные ценности

Я не знаю, какие сейчас программы, не могу судить о том, что преподают университеты, вузы. Конечно, они сейчас не заставляют расписываться в марксизме, но они не дают того, что действительно нужно. А нужен, конечно, Закон Божий. Потому что рано или поздно, но человек должен в этой жизни получить настоящие понятия, истинные духовные ценности, приобщиться к Церкви, приобщиться к Православию, настоящим знаниям духовным, а люди остаются как бы вне этого, за бортом настоящей духовности. Вот и получается равнодушие. К глубокому сожалению.

Хотелось бы вспомнить притчу о добром самарянине. Как современному духовенству не уподобиться тому левиту, который прошел мимо нуждающегося человека? Как не оставить кого-то не утешенным? О чем должно помнить современное духовенство?

– Добрый самарянин позаботился о человеке, впавшем в разбойники, попавшем в беду. Конечно, в притче обличается пастырь, который первым должен был позаботиться о несчастном. Но и священник, и левит прошли мимо больного. Тут обличаются фарисеи, саддукеи, которые знали Закон Божий. Господь такого священника обличает. Он думал, что он превыше, он идет на свои священнические обязанности и не обязательно заботиться об этом избитом разбойниками. И Господь не только здесь, но и в других местах обличает фарисеев, саддукеев. Вместе с тем, и священство. Но явился же отцу Иоанна Крестителя, тоже пастырю, архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении у него сына, что оценивается как то, что этот пастырь исполнял свое служение, хоть и ветхозаветное, как должно. Потому и явился ему архангел Гавриил возвестить о рождении Иоанна Крестителя.

А о чем сегодняшние пастыри должны помнить, чтобы не уподобиться тем ветхозаветным героям? Как им себя правильно поставить, как общаться со своей паствой?

– Конечно, должна быть ответственность. Это ясно. Всегда Евангелие обличает безразличие, косность. «Горе вам, книжники, фарисеи и саддукеи!» – обличает их Господь. Это касается и современных безразличных пастырей.

Батюшка, не очень ловко цитировать в вашем присутствии Священное Писание, но, чтобы задать вопрос, я приведу цитату. Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть, умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4: 11–12). Как воспитать в себе равнодушие к тем вещам, которые приносят удовольствие? Как отказаться от тех благ, которые приводят ко греху?

– Сейчас у нас в Церкви пост, воздержание. И в каждую среду и пятницу положена воздержанность от скоромного. А в нашей истории сколько мы имеем великих подвижников, святителей, мучеников! Всё это надо знать, понимать, об этом помнить. Помнить, как жили наши святые, предки. А как жили, можно судить по старообрядцам, которые очень строго держатся прежнего. Мы сейчас делаем по 16 поклонов сколько раз. Так вот у старообрядцев все поклоны – земные. Так раньше делали, а они и сейчас делают. А у нас сейчас только 4 земных, а остальные 12 – поясные поклоны. А как было строго прежде!

Батюшка, а можно ли назвать людей, которые не интересуются духовной и религиозной жизнью, равнодушными?

– Да, конечно. К глубокому сожалению. Потому что люди не хотят задуматься, в чем сущность нашей жизни, ее цель. И это равнодушие, безразличие, увлеченность чем-то.

А что нам говорить о вере, если столько свидетельств! Любой человек, если задумается, может понять, что есть Бог, есть душа в человеке, есть вечная жизнь. Он подходит к этому вплотную. Конечно, многое зависит от семьи, которая не дала к этому направления как в культурном, как в любознательном плане. Но можно задуматься и самому человеку. Есть ведь примеры ревности к истине духовной, к жизни церковной. А это ведь вечность. Сказано: «Идут в муку вечную». И объясняется, почему в муку вечную: потому что отказались, не захотели по доброй воле знать, что составляет суть жизни нашей. Не приняли любви истинной.

Читать еще:  Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому

Батюшка, к вам приходит очень много людей, вы знаете их судьбы. Среди них много равнодушных?

– Здесь, конечно, больше встречаются люди, которые тянутся к вере, люди с духовными настроениями. Но бывает, что встречаешь и тех, которые с насмешками над верой. Это в советский период много было таких, которые ничем не аргументировали свои убеждения, кроме насмешки над верой. Чтобы посмеяться над верой, сейчас таких людей нет или они просто молчат. Безразличны. Конечно, сейчас больше людей, которые приходят к вере, стараются.

Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.

А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.

Батюшка, а как победить равнодушие, как справиться с ним?

Как победить равнодушие в себе? Верой крепкой, жизнью духовной

– Как победить? Верой крепкой, жизнью духовной. Если человек имеет тягу к Богу, он всегда справится.

Вы сказали о благодати. А как не потерять благодать? Как сохранить в себе этот мирный настрой, придя домой со службы?

– У нас какая противоположность? Вера и неверие. Есть Бог. Есть Бог и всё святое. Бог дал нам жизнь. Но существуют темные силы, диавол существует. И некоторые богословы говорят, что существует разделение между добром и злом. Добро культивируется Богом, зло – диаволом. Он старается как можно больше людей увлечь от Бога и искушать, чтобы сделать ссору, сделать неприятность человеку. Поэтому человек зачастую отпадает от нормы, впадает в равнодушие, грех. Получается, допустим, раздражение, он теряет мирность души своей. И, конечно, теряет благодать. Поэтому душа его скорбит. Но человеку нужно понимать, откуда возникла в душе эта неприятность, скорбь. Почему у нас в Церкви и установлено покаяние, почему мы и причащаемся в Православной Церкви.

Вот возникла ссора или в семье с детьми, или с товарищами на работе, и человек чувствует, что он потерял эту мирность души. Душа его напоминает, что это грех, ненормальность. Для того у нас в Церкви и установлено покаяние, причащение. Человек говеет. А Великий пост хранить – обязательно.

18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни было совершено страшное убийство трех иноков. Оно потрясло многих. В связи с этим хотелось бы у вас спросить, батюшка, как, по учению Церкви, надо относиться к смерти? И как нам жить так, чтобы быть готовым в любой момент встретить смерть?

– Для человека смерть естественна. Ясно, что он здесь, в этом мире временно. Даже если это спокойная жизнь.

А некоторые просто с радостью, с улыбкой умирают. Другие умирают очень страшно, в агонии. Кто-то умирает насильственной смертью, от убийства и подобного. А у нас немало было войн, и много людей тогда погибло.

Очень безразличный, конечно, отход из этого мира в мир вечности.

Да, наши братия иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт… Трофим и Ферапонт звонили в колокола, а отец Василий шел в скит… Конечно, убийце было задание, это не такое стихийное убийство было. Задание, чтобы напугать тех, кто приходит. Чтобы ослабилась Оптина пустынь. Не хотели, чтобы Оптина возродилась. Наш комсомол… Надо было напугать людей, напугать малодушных…

Батюшка, благодарим вас от лица читателей, зрителей, редакции портала «Православие.ру» за то, что вы посвятили нам ваше драгоценное время.

Христиане и экология: можно ли оставаться равнодушными?

Прихожане Георгиевского храма г.Таганрога супруги Виталий и Юлия Шляга по приглашению руководителя молодежного клуба «Лоза» Алексея Ганжелы провели беседу с его членами на тему осознанного потребления. Представляем вашему вниманию рассказ Виталия об этой встрече.

Началось все несколько лет назад, когда мы с супругой стали с тревогой задумываться о том, как много отходов мы выбрасываем в мусорное ведро. В то же время молодые активисты Таганрога организовали группу “Экологический Таганрог” и стали регулярно принимать различные виды отходов: пластик, стекло, металлические банки, отработанные батарейки. Мы стали собирать дома пластиковые бутылки и пакеты из-под молока, жестяные банки, макулатуру. В первый раз это заняло непривычно много времени и после первого опыта сдачи мы немного остыли и не стали продолжать. Однако, спустя несколько лет, в туалете на заправке я заметил социальную рекламу, наклеенную на сушилку для рук. В рекламе говорилось о том, что более половины лесного покрова уже уничтожено человеком и что лучше лишний раз не использовать бумажное полотенце, а сушить руки с помощью электросушилки. Это зацепило меня, и с того времени я перестал пользоваться бумажными полотенцами, а на работе стал вытирать руки обычным полотенцем, которое принес из дома.

Постепенно мы стали вырабатывать и другие, полезные с точки зрения экологии, привычки. Вместо батареек по возможности использовать перезаряжаемые аккумуляторы, а отработанные батарейки собирать и сдавать в переработку (благо, что сейчас много мест где это можно сделать). Вместо обычных мешков для мусора стали покупать биоразлагаемые пакеты (хотя это еще большой вопрос, на что там пакет разлагается). На рынок и в магазин начали ходить с матерчатыми сумками и “эко-мешочками” и решили использовать полиэтиленовые пакеты по минимуму. Интересно, что выброшенный пакет или пластиковая бутылка будут лежать на свалке 200-300 лет. А подгузник может разлагаться даже до 500 лет!

Сравнительно недавно мы снова вернулись к сбору и сортировке перерабатываемых отходов. Но в этот раз мы решили делать это без фанатизма. Например, полиэтиленовые пакеты от мяса и творога мы не моем, это занимает слишком много времени, а сразу выбрасываем его. Прополоскать же пластиковую бутылку труда не составляет. Бутылка полощется, сминается и отправляется в картонную коробку для пластика, заранее подготовленную на балконе. Интересно, что больше всего накапливается бумаги и картона, а это весьма ценный ресурс.

Такой подход мы и называем осознанным потреблением. Мы стараемся обращать внимание на то, как мы обращаемся с вещами и по мере нашей готовности вводим те или иные привычки, способствующие более бережному отношению к окружающей нас среде.

Во время встречи у нас родилась интересная аналогия: небрежное и невнимательное отношение к вещам сродни греху. Когда мы в очередной раз берем пластиковый стаканчик рядом с кулером, используем его и тут же выбрасываем, мы не думаем, что это грех. Однако миллионы таких стаканчиков с другим мусором отправляются на свалку, чтобы лежать там сотни лет (это можно сравнить с совокупностью грехов человечества). Свалки иногда поджигаются, и вот уже отравленный едким дымом воздух начинает попадать в ближайшие дома, ухудшая здоровье его жителей. Страдают прежде всего самые незащищенные: дети, пожилые люди с ослабленным здоровьем. Так, незначительный грех, в котором, кажется, нет особого вреда, со временем никуда не девается, а присоединяется к другим таким же “незначительным” грехам и обрушивается потом на наши же головы.

Читать еще:  «Молодые учителя зря приплясывают перед детьми»

Встреча с молодежью прошла очень оживленно. Нас приятно удивило то, что многие ребята уже не только задумывались об этих проблемах, но и предпринимали активные действия в своей жизни по уменьшению своего негативного влияния на природу, а также сподвигали на это своих близких.

Вместе мы пришли к интересным выводам. Всякое бережное отношение к природе рождает и питает в сердце любовь и заботу. А еще мы заметили, что у каждого такого маленького дела любви есть приятные бонусы. Они проявляются по-разному, но всех их отличает то, что они умножают добро и любовь между людьми. Например, недавно я пришел на рынок за крупой с красивым тканевым мешочком, который с любовью сшила мама моей супруги (после пошива мешочков мама тоже стала стремиться сводить к минимуму использование полиэтиленовых пакетов). Продавца это очень обрадовало и подняло ей настроение, мы с ней хорошо побеседовали.

О бережном отношении к окружающей природе и вещам говорят и святые. Так в свое время меня поразило в житии схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и то, как он старался использовать всякий клочок бумаги с пользой. Авва Дорофей в своих “Душеполезных поучениях” также говорит о внимательном и благоговейном отношении ко всем вещам, с которыми мы имеем дело.

На встрече звучали и провокационные, но вполне резонные вопросы: «Что толку нам от того, что несколько человек в городе старается беречь природу, все равно экология будет ухудшаться и дальше? Большинство же ведь не поддержит!» На это мы заметили, что это прежде всего имеет значение для нас самих. Тут, как и с грехом, прежде всего нужно победить его в себе, а дальше по слову преподобного Серафима Саровского, смогут спастись и тысячи вокруг тебя. Бережно обращаясь с природой, мы подаем пример для окружающих, люди с радостью откликаются на это и присоединяются к делу добра.

Церковь и экология

Комментарий к документу «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии»

На прошедшем пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был принят проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Его комментируют член Межсоборного Присутствия Епископ Бобруйский и Быховский Серафим, а также руководитель проекта по энергоэффективности Гринпис России Игорь Подгорный.

Епископ Бобруйский и Быховский Серафим: Христианский образ жизни — огромный вклад в защиту окружающей среды

Дискуссия по этому документу шла более двух часов, и в итоге он был значительно переработан, богословски более насыщен, если сравнивать с первоначальными проектами. Документ получил название «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Он имеет богословское содержание и достаточно конкретные рекомендации для работы.

Русская Православная Церковь не в первый раз обращается к этому вопросу. Так, например, в Основах социальной концепции уже есть раздел «Церковь и проблемы экологии».

В целом, с начала девяностых годов Русская Православная Церковь активно участвует в дискуссии на экологические темы. Установлен день – 1(14) сентября – День молитвы о Божием творении. Это общеправославное решение всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

Сегодня масштабы техногенных катастроф таковы, что наша Церковь считает важным и необходимым вновь ясно и определенно заявить о своей позиции и более активно действовать в вопросах экологии. Церковь ведь не может игнорировать, что вокруг нас происходит.

На обсуждении документа было также обращено внимание, что в современной экологической дискуссии есть опасность политизации и идеологизации этой темы. А потому было заявлено, что Церковь не участвует в политической борьбе, в том числе в случаях, когда эксплуатируется экологическая тематика.

В итоге была выверена официальная церковная позиция по вопросам экологии, и был подготовлен проект документа, который затем будет уточнять и принимать уже Архиерейский Собор.

Так что теперь представителям Церкви будет проще ответственно объяснить людям, как Церковь видит столь острые и жгучие сегодня вопросы экологии.

Было отмечено, что христианская проповедь, христианский образ жизни сами по себе — это уже огромный вклад в защиту окружающей среды, реальная альтернатива потребительскому обществу. Ведь Церковь говорит о необходимости самоограничения, о необходимости аскетического отношения к природе, к миру, к себе.

А чем еще можно ответить на навязываемый сегодня дух потребительства и гедонизма?

Мы включаем экологическую озабоченность во все сферы жизни и работы Церкви. Она должна быть компонентом пастырской, миссионерской, молодежной деятельности приходов, монастырей, церковных учреждений образования.

Вообще, я защищал кандидатскую на близкую, хотя и более узкую, тему — «Учение святого апостола Павла об отношении человека к тварному миру». Этот круг вопросов мне более-менее знаком. Поэтому было особенно приятно, что Святейший Патриарх тонко понимает и чувствует эту тему. Вычитывая документ, он давал компетентные и очень точные, на мой взгляд, оценки…

Игорь Подгорный: «Общество потребления – одна их глобальных проблем»

Когда читаешь любую концепцию, любую стратегию, видишь там очень правильные вещи (как и в данном документе), всегда задаешься вопросом, а как это воплотиться в каких-то конкретных делах, как это будет работать?

Здесь некоторая необычность ситуации, что документ написан не каким-то государственным министерством или ведомством, по своему роду деятельности вроде как охраняющим природу.

Еще такой момент, что в последнее время Церковь не ругает только ленивый, в том числе по экологическим моментам, связанным с каким-то строительством, «захватом земель». В документе написано, что Церковь готова открыто все это обсуждать, в том числе с людьми, которые по роду деятельности заняты в природоохранной системе — с государственными структурами, с общественными организациями. И это даст возможность, в том числе, уменьшить спекуляции по этим вопросам.

Я не готов что-то советовать, но мне кажется, было бы эффективно сейчас собрать встречу, может быть, максимально широкого круга, чтобы были представители Церкви, общественных природоохранных организаций, государственных организаций. Тогда многие вопросы можно было бы просто снять. Потому что люди порой возмущаются тем или иным вопросом, поскольку они, как говорится, «не в теме». Когда начинаешь разбираться, оказывается, что за разговорами на самом деле нет повода для возмущения.

Не секрет, что наибольший вред природе наносят те государственные структуры, ведомства, которые поставлены природу защищать. Мы с этим, к сожалению, сталкиваемся очень часто. Как переломить эту ситуацию, я не знаю. И если со стороны Церкви в этой области будет какое-то воздействие, думаю, это станет продуктивным моментом.

Мне очень близко то, что в документе написано про общество потребления. Это одна из самых наших серьезных и самых глобальных проблем. Мне кажется, в этом кроется большая часть наших проблем, связанных с отношением к природе, с использованием природных ресурсов и так далее.

Для того, чтобы это понять, не нужно быть природоохранником. Достаточно зайти в любой магазин и посмотреть, что там продается и для чего. 90% вещей, которые там предлагаются в первый же месяц, если не раньше, окажутся на свалке.

Читать еще:  Мария Египетская. Рыба, вытащенная из воды

И если с помощью Церкви попытаться людям донести простую вещь: все, что мы имеем, сделано из ресурсов, которые не восполняются. Или восполняются, но крайне не быстро. Мы киваем на ту же Америку, что там высокий уровень потребления. Но ведь и мы не отстаем. Пусть у нас не по пять автомобилей на семью, но мы с легкостью покупаем, скажем, продукты в индивидуальной упаковке, потом выбрасываем этот пакетик на свалку и думаем, что ничего не происходит. А на самом деле достаточно хоть раз посмотреть на свалку со стороны, чтобы понять, какой объем отходов мы производим.

То есть вопрос уже даже не о бережном отношении к природе, а хотя бы – о разумном. То, что мы сейчас делаем – на грани разума.

Вера и экология

Глобальное загрязнение окружающей среды, истощение планетарных ресурсов и бытовое «свинство» могут превратить половину Земли в непригодную для жизни пустыню уже в 2049 году. Экология не является для христианина вопросом второстепенным, ведь наш мир – творение Божие. А значит, мы в ответе за то, что происходит с окружающей средой вокруг нас. О философии и этике экологизма с точки зрения православия.

На пути к экологической катастрофе

В конце 2017 в журнале BioSience было опубликовано «Второе предупреждение человечеству», подписанное 15 364 учёными из 184 стран. Первый подобный манифест, обращенный ко всем жителям Земли, появился 25 лет назад. В обоих случаях «предупреждение» предостерегает правительства стран, корпорации и граждан от потребительского и небрежного обращения с окружающей средой.

Ученые заявили, что за четверть века, прошедшие со времени публикации первого обращения никаких положительных изменений в глобальной экологии, за исключением стабилизации озонового слоя стратосферы, не произошло.

  • Количество выбросов углерода в атмосферу в 2017 увеличилось на 2%.
  • К началу XXI века человек уничтожил 50% лесов, существовавших на планете.
  • 250 из 500 крупных рек мира серьезно истощены или загрязнены.
  • За XX с лица земли в результате человеческой деятельности были стерты 100 видов животных. Десятки на сегодняшний день занесены в Красную книгу как вымирающие.

Научно-технический прогресс в купе с потребительским отношением ставит человечество перед весьма серьезной проблемой выживания. Ведь речь идет не о фондовых рынках и комфортной среде обитания, а о естественном пространстве жизни.

В экологическом рейтинге стран тенденциями развития позорное последнее место занимает Россия.

Это не означает, что сейчас в нашей стране все хуже всех, нет. Но и позитивных тенденций на изменение Йельским и Колумбийским университетами, составлявшими рейтинг, не отмечено. К промышленным объектам, «делающим» наш экологический день, примешивается устрашающее массовое бытовое загрязнение: от брошенной мимо урны бумажки до организации коллективных несанкционированных свалок рядом с местами проживания.

Экологизм – один из показателей духовного состояния общества.

Русская Церковь о сохранение природы

В 2012 году Русская Православная Церковь разработала проект «Основ экологической концепции». В разделе «Богословское осмысление вопросов экологии» емко выражена позиция авторов:

«Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25)», – говорится в документе.

Церковь сообщает в документе о своем намерении как вступления в публичный диалог с обществом, так и организацию работы, связанной с повышением экологической грамотности, минимум – своих прихожан. Уже в социальной концепции РПЦ озвучивается позиция, связанная с тревожной обстановкой в экологии планеты: увеличение количества промышленных отходов, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни.

Истоки нарушения правильных взаимоотношений между человеком и природой по мнению Церкви – в грехопадении человечества в доисторические времена.

Экологический кризис, как и все беды человечества, становится следствием духовной деградации.

Документ резюмируют слова Максима Исповедника о возможности превращения земли в рай только тогда, когда каждый человек будет носить рай в самом себе.

Одним из самых последовательных и активных «экологистов» Русской Церкви в наши дни можно назвать епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора. Архиерей не раз выступал в публичном поле с высказываниями о связи православного мировоззрения с защитой окружающей среды.

«Верующий человек должен быть ответственным не только во время посещения храма, но и в повседневной жизни. Заповедь Бога о том, что человек должен заботиться о земле, на которой живет относится к нам не гипотетически. Окружающий мир сегодня нуждается не столько в документах, не в теории, сколько в практической деятельности. Если каждый прихожанин Русской Православной Церкви выйдет весной на улицу и подберет пару пластиковых бутылок, страна станет заметно чище, природа будет здоровее», – отметил владыка Диодор в одном из своих интервью.

Возделывать сад земной

Беда современного человека – в потребительском отношении к миру.

«Бери от жизни все» – банально, но именно в этом слогане кроется ключевое «взять все». Не отдать, а именно взять.

Мировые корпорации и местечковые производства по этой сложившейся в постмодерне парадигмой уверенными темпами двигают человечество к катастрофе. Антиэкологическое безумие сродни слепому безбожию, пребывая в котором, люди убеждены, что будут жить вечно. Дары Бога для них – всего лишь очередная халява. Бери, сколько можешь унести, а после нас хоть трава не расти.

Помойки, прорастающие по всей стране в разных масштабах, лишь подтверждают множащийся в обществе духовный кризис. С одной стороны, потомки Хама, не видящие ничего святого в окружающей их реальности, на бытовом уровне позволяют себе мусорить. С другой, им никто не противостоит. Кроме, конечно, исключительных случаев, как в Волоколамске. Но подмосковный город взорвался отнюдь не из-за высокой экологической мотивации жителей, а прямой угрозе нормальной жизни горожан.

Интересно, что библейская «геенна огненная» (по-еврейски Гэй бе-Инном) – была в Иерусалиме времен Христа ничем иным, как помойкой, смердящей и тлеющей. Действительно, что может быть на земле омерзительнее помойки? Ад, состояния падшей души, в тварной метафоре потрясающе восходит именно к свалке, к мусорному полигону. В то время как рай, райский сад – это торжество девственной природы, чистоты, творчески возделываемой заботливым человеком.

Философия экологизма

Мир за нашими окнами – дар Божий. Помните заповедь о возделывании сада Эдемского? Бог наказывает Адаму, а в его лице всему человечеству бережное отношение к природе. Воздух, вода, леса, горы, недра, флора и фауна – доверительный капитал, который Творец отдает людям в управление. Земля, по которой мы идем, пусть даже она закатана в толстый слой асфальта и заставлена коробками многоэтажек, остается землей.

У казаков в дореволюционной России даже был обычай: не плевать на землю, по ней ходит Богородица.

Такому нравственному отношению к миру современнику, считающему себя намного умнее людей прошлых веков, еще бы поучиться. Экологизм – широкая тема, за которой скрывается целый образ жизни. Но в условиях катастрофы, которая висит над головой человечества, начинать надо с себя и с малого. Соблюдать личную общественную чистоту, выходить на субботник и стараться пресекать мусурное беззаконие наших сограждан. Решительно и с любовью. Возможно, выполняя эти простые правила лично и научив другого, мы уже через несколько лет получим совсем другой мир вокруг себя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector