0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Католический костел в Самаре

Католический костел в Самаре

Одной из визитных карточек Самары является его прекрасный Католический Польский костел, находящийся в центре города. Правильно он называется Храмом Пресвятого Сердца Иисуса и относится к епархии Святого Климента. Это сооружение очень неожиданно переносит туристов в атмосферу европейского средневекового города 16 века.

Интересно, что в Самаре к концу 19 века проживало около полутора тысяч поляков, которые, образовав свою национально-религиозную диаспору, с момента создания своей общины мечтали о религиозном католическом храме. Но история появления этого уникального псевдоготического здания в Самаре имеет свою непростую и, в чем-то драматическую историю, с которой связано появление другого городского храма — немецкой Лютеранской церкви. Но обо всем по порядку.

История храма

Издавна на берегах Волги селились колониями немцы, поляки, латыши, литовцы. Еще в 1762 году своим указом Екатерина II позволила колонистам-католикам строить храмы, обещала государственную поддержку.

Возведение и основание

В 1901 году губернским правлением Самары был рассмотрен проект католического храма, отведено место для строительства, а в 1902 году оно было освящено. Долгое время люди собирали пожертвования, наконец, строительство началось.

В 1906 году церковь построили и освятили. При храме имелась гостиница, приют, школа. 12 февраля было совершено первое богослужение И.И.Лапшисом. Он служил здесь почти 20 лет.

Церковь занималась большой благотворительной и культурно-просветительной работой:

  1. Люди, попавшие в трудное положение, получали материальную помощь, одежду, деньги.
  2. Многие нуждающиеся получили здесь крышу над головой.
  3. При церкви проводились развлекательные вечера, на которых звучала хорошая музыка, организовывалась лотерея, танцы.
  4. Много прекрасных органных и других концертов было проведено, ведь отличный австрийский орган позволял приглашать лучших исполнителей.
  5. Действовала библиотека, читальня.

Историческая судьба

Во время войны Самару наводнили беженцы. При храме создали комитет помощи, открыли несколько приютов для осиротевших детей. Оказывалась помощь военнопленным католикам.

В 1918 году между приходом и советскими властями был заключен договор, который позволял прихожанам пользоваться зданием и имуществом костела. Однако через 4 года ценные вещи, золотая утварь всех церквей России изъяли в помощь голодающим. Не обошла эта участь и самарский костел. Церковь и приходские помещения разграбили. В 1930 году костел закрылся, так как власти вели активную борьбу с религией.

Во времена Советского Союза здание переходило от одной организации к другой.

  • театр для детей;
  • кинотеатр;
  • дом культуры строителей;
  • театральный техникум;
  • антирелигиозный музей;
  • краеведческий музей.

Возрождение и реставрация

Здание церкви очень красиво, оно всегда считалось достопримечательностью города. В советские годы костел ремонтировался и содержался в порядке, вот только с башен были сняты кресты, исчез орган.

Так продолжалось до 1991 года, пока польский культурный центр не начал работу по возрождению католической церкви в Самаре. Еще во время работы музея с властями была согласована и отслужена месса священником Йозефом Гунчагой. С ноября костел стал собственностью католической общины, а 24 декабря отец Тадеуш Пикус служил Рождественскую мессу. В 2000 году были восстановлены кресты на башнях храма, костел отремонтировали и обустроили жилье для священнослужителей.

Читать еще:  Приснилось что все зубы выпали разом. К чему могут сниться зубы: толкуем выпадение без крови, зубную боль и другие проблемы по сонникам

Современное положение

В настоящее время здесь помимо служб проводится большая работа по катехизации желающих присоединиться к церкви.

Священнослужители храма активно работают в плане:

  • развития мировоззрения христианина;
  • формирования основ веры;
  • адаптации новых членов общины;
  • оказания различной помощи всем нуждающимся.

Служители регулярно проводят экуменические встречи, направленные на восстановление единства, достижение понимания между разными конфессиями. Здесь есть библейский кружок, вновь открыта библиотека, издается приходская газета. Снова проводятся всевозможные концерты, которые очень популярны среди жителей и гостей города. Сюда можно прийти с экскурсией всем желающим.

Я уже дважды порывался написать нечто, хоть как-то отдаленно напоминающее непутевые заметки о нашем городе (кому интересно, часть первая — о Самарской площади , часть вторая — о Театральной площади ). Сегодня — часть третья — о Храме Пресвятого Сердца Иисуса. Большая часть самарцев зовет его коротко — костел.

Лично для меня именно этот храм, вместе с домом Курлиной является символом Самары. Ещё с детства, когда, если кто помнит, там был краеведческий музей, именно он для меня ассоциировался с чем-то необъяснимо возвышенным, торжественным и родным. На минуту представить, что нет в Самаре этого храма, и для меня это будет уже другой город, который утратил последнюю связующую нить между прошлым и настоящим.

Давно задавался вопросом, откуда у нас католический Костел, лютеранская Кирха. Откуда в городе мечеть, я ещё могу понять: все-таки близость Казани, волжской Булгарии, но католики-то здесь, на Волге, откуда? Оказалось, что с католики появились на Самарских землях раньше, чем я мог себе представить. Ещё в XVII веке, когда Русь заключила перемирие с Польшей, несколько отрядов польских войнов приняло решение поступить на службу русскому царю. Земли решено было дать им на границе между Россией и «Диким полем» (вообще в основном это сейчас украинские земли, но в дикое поле включают также территории Ростовской, Воолгоградской и др. областей), чтобы и границы защищали, и вроде как землей их наделить. Кстати, есть мнение, что основой Поволжского дворянства стали именно это шляхтичи. Дальше — больше. После разгрома восстаний в Польше, Литве и Раздела Речи Посполитой ссыльных селили как раз в этим, не слишком роскошных землях. Надо сказать, что за такую политику надо поклониться нам с вами в ноги Екатерине II, потому что умная была женщина. Среди переселенцев бОльшую часть составляла интеллигенция и интеллектуальная элита: врачи, преподаватели, инженеры. * вот бы сейчас такая политика проводилась*

Словом, католическая диаспора у нас стала не то, чтобы очень сильна, но влиятельна. А дикий русский народ, глядя на более степенных и привыкших к порядку поляков, немцев, литовцев также перенял у них европейский образ жизни и мыслей. Поэтому, совершенно естественно, что католическая община решила возвести с разрешения властей храм на самарской земле. Разрешение это было получено, и к строительству приступили в 1862 году. Самое замечательное, что этот храм стоит и по сей день. Только он не католический. Это Кирха (на пересечении КуйбышевскойНекрасовской). Именно она задумывалась изначально как католический храм, однако в какой-то момент власти, усомнившись в миролюбивости поляков, которые в 1863 году устроили восстание, постановили, что в Самаре нет 100 семей, необходимых для открытия прихода, и отдали храм лютеранам.

Читать еще:  Матушка Ольга Юревич: Сейчас нам лучше, чем в 18 лет

Надо отдать должное прихожанам. Они не стали устраивать каких-то акции, взывать к правосудию, а смиренно приняли решение и продолжили думать, как жить дальше. И решение было найдено: в мае 1887 года католической общине позволили купить землю на пустыре и приступить к возведению молитвенного дома. На минуточку, то, что в 1887 году было заброшенным дики пустырем сейчас, пересечение Фрунзе и Красноармейской! Молитвенный дом, кстати, стоит и сейчас. И каждый проходил мимо него раз 600, но думаю, никто на него внимания не обратил. А стоит он прямо за каменным, привычным всем нам костелом. Вот он.

Более удачно мне заснять его не удалось. Технические возможности не позволяют. Сейчас трудно представить, что когда-то этот дом был едва ли не единственным и центральным местом сбора католической общины и богослужений, но это действительно так. Раньше на окнах второго этажа были стрельчатые наличники, да и вообще, по свидетельствам современников, домик смотрелся очень скромно, но симпатично. Сейчас же сами видите. Позже, после того, как построили костел, в этом доме стал проживать священник церкви.

Но все мытарства самарских католиков были искуплены, когда в 1902 году они добились разрешения на строительство каменного Храма, силуэт которого помнит каждый, кто хотя бы проплывал по Волге мимо Самары. От момента получения разрешения до первой службы в храме прошло, между прочим, всего 4 года. В 1906 строительство было закончено. В Самаре не было мастеров готической кладки — их пригласили из Нижнего Новгорода. Всего на постройку храма община собрала и потратила 80 тыс. рублей- это были колоссальные деньги по тем временам, более того в Австрии за 5 тыс. руб. был заказан орган, который должен был стать главной жемчужиной храма, потому что в те времена органом в своих стенах могли похвастаться лишь считанные храмы. Костел быстро стал символом города, даже православные жители не могли не признать красоту и величие нового собора. Из соседних городов приезжали люди чтобы посмотреть на это творение, и кстати, даже в петербургских газетах о нашем костеле говорили в исключительно положительных тонах.

А самарские газеты писали вот что:

В построенном на Саратовской улице костёле в настоящее время устилается плитками пол и доканчивается внутреннее устройство. Великолепный орган, выписанный из Австрии и обошедшийся в около 5000 рублей, уже установлен. В начале февраля костел будет совершенно окончен и 12 февраля предполагается его освящение

«Голос Самары» от 25 января 1906 года

Я нашел лишь одну фотографию того времени.

Храм освятили 12 февраля 1906 года, так что на след. неделе можно заглянуть, кинуть денежку в лоток для пожертвований.

Читать еще:  «Это очень взрослая книга, не для тебя» – сказала мама

А дальше, после революции, настал настоящий ад для этого богоугодного места. В 1930 году храм закрыли, чтобы трудящийся народ не смущал. У нас же в Самаре действовал «Союз безбожников» , так что представляете, что может сделать быдло, нежданно негаданно получившее в свои руки власть и карт-бланш на бесчинства. Эти ублюдки не нашли ничего умнее, как разграбить храм, уничтожить фрески и разрушить тот уникальный орган. Как говорили современники, детали органа ещё долго валялись на улице а детвора с удовольствием играла с органными трубками. Так мы лишились жемчужины. Храм превратили в увеселительное заведение, потом в антирелигиозный музей (ну не идиоты ли размещать антирелигиозный музей в здании, форма которого — крест?!), а потом уже краеведческий музей, который многие из нас ещё застали. И снова и храм, и община все стойко перенесли. Храм выжил, выстоял, все перенес и сейчас спокойно и с достоинством взирает на происходящее. Ему уже ничего не страшно. Он — легенда.

Возрождение храма и общины в целом началось в 1991. Когда первый польский священник, приехавший в Самару отслужил в тогда ещё помещении музея краеведения мессу. Служба проходила прямо среди экспонатов, и на ней присутсвовало считанное число прихожан. В конце 1991 храм решено было вернуть церкви. В 1999 году, после многочисленных судебных тяжб храм освятили повторно и его злоключения, можно надеяться, закончились.

Сейчас храм полноценно работает. Мессы, традиционные концерты, которые проводятся совместно с Самарской Филармонией, очень теплая и трогательная встреча Рождества в декабре, и удивительное, просто магическое чувство спокойствия внутри храма. Туда можно прийти, сесть на лавочку и просто посидеть, подумать о своем, посмотреть, как скорое весеннее солнце отражается в неброских витражах. Даже если вы будете один, никто вам не скажет ни слова, удивительно дружелюбные люди там. Над алтарем фреска- копия картины Дали «Христос на Кресте». Не могу назвать сюрреализм моим любимым жанром, но очень гармонично смотрится.

Интересные факты о Польском костеле

На данный момент храм доступен для посещения прихожан практически каждый день недели. Помимо служб, храм осуществляет обучение основам христианской веры для людей, которые хотят принять крещение и стать полноценными членами церкви.

У этого храма есть собственная библиотека, а также выпускается своя приходская газета. Кроме того, особый интерес для туристов и местных жителей представляют концерты классической, а также духовной музыки, которые проводятся здесь достаточно часто.

Главная святыня храма – мощи Мартина де Порреса, который был священнослужителем и врачом. Он был самым первым темнокожим американцем, которого канонизировала католическая церковь. Также он был признан лютеранской церковью. Мартин де Поррес является своеобразным покровителем мира во всем мире.

Кроме того, в храме можно увидеть уникальную фреску, которая является копией произведения художника С. Дали — «Христос Святого Иоанна Креста». Она располагается в алтаре. В Польском костеле есть служители из разных стран мира, что еще раз доказывает одну из основ деятельности храма – обращение к мирному сосуществованию разных народов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector