0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация на тему; Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Презентация на тему «Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики»

Код для вставки

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Слайды и текст этой презентации

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Храм Афины в Селинунте
Храм Зевса в Олимпии
Метопы и ионический фриз в Парфеноне

Высочайшего совершенства греческое искусство достигло в рельефе

Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.
Особенность греческого рельефа — не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю

Храм Афины в Селинунте

АРХАИКА Метопа храма Афины в Селинунте (VI в. до н.э.)

Архаика. Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.
На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.
Живописный эффект крупного теневого узора на метопе имел большое значение.
Сюжет:
Персею, сыну Зевса и Данаи, было приказано добыть голову горгоны Медузы.
На помощь герою явились посланник богов Гермес и Афина.
Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а Гермес острый меч и крылатые сандалии.
Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.

РАНЯЯ КЛАССИКА Храм Зевса в Олимпии (начало V века до н.э.)

Дух рационализма преодолевал сопротивление материи, храм приобретал более сухие, четкие очертания, Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше.
Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест.
Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.
Сюжет:
Дойдя до крайнего запада, где находился сад Гесперид и где титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, Геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада его дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, Геракл, сделав вид, что хочет подложить себе подушку на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ.
Особенно это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия
Фидий выбрал простые плавные линии, дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен грек, с усилием отталкивающий от себя кентавра во время схватки на свадьбе царя Пирифоя.

Напрягшиеся мускулы на ногах, с усилием упирающиеся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами, резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками по телу, — все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природы невежественной и необузданной звериной силы.

Фидий. Бой лапифа с кентавром
Метопа Парфенона.
438 г. до н.э.
Музей Акрополя. Афины

Лапифы — мифическое племя, жившее в горах Фессалии и известное борьбой с кентаврами на свадьбе царя лапифов Пирифоя, который женился на Гипподамии. Кентавры, опьяненные вином, хотели увести невесту и других женщин, но лапифы победили кентавров, вступив с ними в борьбу.

Битва лапифов с кентаврами Фрагмент росписи краснофигурного кратера. Около 460 до н. э. Флоренция. Археологический музей.

Презентация по МХК на тему » Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики» (10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ Храм Афины в Селинунте Храм Зевса в Олимпии Метопы и ионический фриз в Парфеноне

Высочайшего совершенства греческое искусство достигло в рельефе Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным. Особенность греческого рельефа — не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю Храм Афины в Селинунте

АРХАИКА Метопа храма Афины в Селинунте (VI в. до н.э.) Архаика. Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу. Живописный эффект крупного теневого узора на метопе имел большое значение. Сюжет: Персею, сыну Зевса и Данаи, было приказано добыть голову горгоны Медузы. На помощь герою явились посланник богов Гермес и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а Гермес острый меч и крылатые сандалии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.

Читать еще:  Поповцы и беспоповцы. «Беспоповцы» и другие cамые радикальные направления старообрядцев Православные беспоповцы

РАНЯЯ КЛАССИКА Храм Зевса в Олимпии (начало V века до н.э.) Дух рационализма преодолевал сопротивление материи, храм приобретал более сухие, четкие очертания, Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости. Сюжет: Дойдя до крайнего запада, где находился сад Гесперид и где титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, Геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада его дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, Геракл, сделав вид, что хочет подложить себе подушку на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н.э.) Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Особенно это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия Фидий выбрал простые плавные линии, дающие нужное впечатление. На метопе южного фриза, например, изображен грек, с усилием отталкивающий от себя кентавра во время схватки на свадьбе царя Пирифоя. Напрягшиеся мускулы на ногах, с усилием упирающиеся в землю, протестующий жест руки с вздувшимися жилами, резко обозначенные мышцы торса, драпировки, льнущие беспокойными складками по телу, — все это предельно точно выражает неприятие светлой и разумной человеческой природы невежественной и необузданной звериной силы.

Фидий. Бой лапифа с кентавром Метопа Парфенона. 438 г. до н.э. Музей Акрополя. Афины Лапифы — мифическое племя, жившее в горах Фессалии и известное борьбой с кентаврами на свадьбе царя лапифов Пирифоя, который женился на Гипподамии. Кентавры, опьяненные вином, хотели увести невесту и других женщин, но лапифы победили кентавров, вступив с ними в борьбу. Битва лапифов с кентаврами Фрагмент росписи краснофигурного кратера. Около 460 до н. э. Флоренция. Археологический музей.

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики

Отражение в конкретном содержании и этапность предъявления

ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОГО РЕЛЬЕФА ОТ АРХАИКИ ДО ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Храм Афины в Селинунте

Храм Зевса в Олимпии

Метопы и ионический фриз Парфенона

Рельеф как проявление высочайшего совершенства греческого искусства. Эволюция греческого рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики. Рельеф дорического храма в разные периоды развития греческой культуры: Храм Афины в Селинунте (архаика); Храм Зевса в Олимпии (период ранней классики); Метопы и ионический фриз Парфенона (высокая классика).

1. Профессиональная мобильность требует гуманитарных знаний.

2. Посмотреть современным взглядом на рельефы Древней Греции, с точки зрения эволюции греческой культуры.

3. Продолжить гармонический анализ мира чувственным способом, т. е. через искусство.

4. Продолжить поиски новых смыслов в хорошо знакомом.

— формулируем вопросы по теме урока, отвечаем на них;

— работаем с тестами;

— рисуем схемы в тетради;

— выполняем задания учебника и учителя;

— работаем с искусствоведческими текстами;

Технологическая карта урока № 12 — 10 класс

Дидактическая структура урока

Задания для учащихся

Дидактическая структура урока

Обсуждают новое направление деятельности

Привлекает внимание к новому поисковому направлению деятельности. На каждом уроке МХК (или заранее) ищем «Самый интересный факт, связанный с искусством и изучаемой темой».

Поисковая работа «Самый интересный факт, связанный с греческим рельефом!»

Личностные – мотивировать интерес к изучаемой теме

Изучение нового материала

Отвечают на вопрос, что они знают о рельефе и его видах.

1.Особенность греческого рельефа — не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении находить те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю.

2. Эволюция рельефа шла от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным.

АРХАИКА
Метопа храма Афины в Селинунте (VI в. до н. э.) Потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры.

На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.

РАНЯЯ КЛАССИКА
Храм Зевса в Олимпии (начало V века до н. э.)

Греки нашли более одухотворенные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше, т. к. дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением его является простое движение, жест. Метопа храма Зевса в Олимпии украшена сценой предпоследнего подвига Геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.

Читать еще:  Сергей володин родился. Любовь василисы володиной, высчитанная по звездам

Метопы Парфенона (? – ок. 431 г. до н. э.)

Уникальная способность греческого искусства найти точное движение и ритм линий, чтобы выявить внутреннюю закономерность сюжета и создать цельный образ. Это очевидно в рельефах метоп и ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия.

Предметные – знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы:

— закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Закрепление нового материала

Обсуждают выполнение задания 2

Проводит мини-тестирование после выполнения заданий 1 и 2:

Участвуют в мини-тестировании

Контролирует ход мини-тестирования

Формулируют два вопроса по теме и записывают их в тетрадь

— знать конкретный содержательный компонент изучаемой темы

— закрепление основных знаний и получение новых в рамках дисциплинарных образовательных программ

Обсуждают выполнения заданий и сам урок

Организует и направляет рефлексию, анализирует работу над заданиями

— осуществлять рефлексию школьных способов и умений действовать

— выбирать адекватные речевые конструкции в смысловом образовательном диалоге.

Рельеф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально, чем отличается от круглой скульптуры. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах). Виды рельефа:

    Барельеф (низкий рельеф) — вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма. Горельеф (высокий рельеф) — вид скульптуры, выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма. Контррельеф (против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий. Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, то есть вырезанный на плоскости контур. В основном применялся в архитектуре Древнего Египта.

Задание 1 «Виды рельефа»

Определите вид рельефа:

Прочтите текст. Найдите в тексте описание метоп фриза Парфенона. Запишите найденную информацию в тетрадь.

Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Друг Перикла. Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства. Фидий и возглавляемая им аттическая школа скульптуры (2-й пол. 5 в. до н. э.) занимали ведущее место в искусстве высокой классики. Это направление наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Так было создано искусство, «синтезирующее всё то прогрессивное, что несли в себе работы ионических, дорических и аттических мастеров ранней классики до Мирона и Пэония включительно». Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды, в котором он превосходит и Мирона, и Поликлета. Одежда его статуй не скрывает тело: не рабски ему подчинена и не служит его обнажению. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее, слава его была колоссальной:

    Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом. «Афина Промахос» — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась. «Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т. н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями. Скульптурное оформление Парфенона (фриз Парфенона, метопы, проч.) было выполнено под его руководством

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечает Плутарх велась под руководством великого мастера Фидия и при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части: метопы внешнего (дорического) фриза, сплошной ионический (внутренний) фриз, скульптуры в тимпанах фронтонов и известнейшая статуя Афины Парфенос. Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные горельефы. Они были соединены тематически по сторонам здания. На юге изображалась битва кентавров с лапифами, на западе — амазономахия, на севере — вероятно, сцены из Троянской войны, на востоке — гигантомахия.

Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее.

Цицерон писал о Фидии так:

«Когда он создавал Афину и Зевса, перед ним не было земного оригинала, которым он мог воспользоваться. Но в его душе жил тот прообраз красоты, который и воплощён им в материи. Недаром говорят о Фидии, что он творил в порыве вдохновения, который возносит дух надо всем земным, в котором непосредственно виден божественный дух — этот небесный гость, по выражению Платона».

Читать еще:  Каким красивым именем назвать девочку? Красивые и необычные имена для девочек, рожденных в год петуха И меня для девочек.

«Фидий, показывающий фриз Парфенона друзьям»,

картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1868 Перикл – афинский стратег (ок. 494 г. до н. э – 429 г до н. э.) Фидий – древнегреческий скульптор, архитектор

Как пишет Плутарх в своей «Жизни Перикла», Фидий был главным советником и помощником Перикла в осуществлении масштабной реконструкции Акрополя в Афинах и придании ему нынешнего облика в стиле высокой классики. Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности (ок. 432-431 до н. э.). Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено. Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль (подробнее об изображении см. Афина Парфенос). Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Плутарх пишет: «Так как он был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений… При разборе его дела в Народном собрании улик в воровстве не оказалось. Но Фидий был отправлен в тюрьму и там умер от болезни».

МХК Учебник 10 класс Емохонова

i^.r?l!L! a fc*’ I — Г ’ ^se^i0^- ’ ^ j 70 К УРОКАМ 29-31 АРС НОВА 68 Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу«. Центральная часть в открытом виде. Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 69 Ян Ван Эйк. Поющие ангелы (фрагмент). Алтарь «Поклонение Агнцу-. Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 70 Ян Ван Эйк. Музицирующие ангелы (фрагмент). Алтарь «Поклонение Ai нцу«. Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 71 Ян Ван Эйк. Справедливые судьи (фрагмент). Алтарь «Поклонение Агнцу». Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 72 Ян Ван Эйк. Воины Христовы (фрагмент). Алтарь «Поклонение Агнцу». Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 73 Ян Ван Эйк. Пилигримы, ведомые святым Христофором (фрагмент). Алтарь •Поклонение Агнцу». Ок. 1422-1432. Церковь Св. Бавона. Гент 74 Купол. Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV—XVI вв. Пекин 75 Дракон, играющий с жемчужиной (фраг мент), Стена Девяти Драконов. XVIII в. Парк Бэйхай. Пекин Зал Молений об Урожае. Храм Неба. XV—XVI ве. Пекин к УРОКУ ad ЯПОНИЯ 77 Райский сад. Павильон Феникса. 1053. Монастырь Бёдоин. Удзи 78 Сад камней Рёандзи. XV в. Киото БЛИЖНИИ ВОСТОК ^,; .ч -vv 79 Аркада перед михрабом. VIII в. Мечеть Омейядов. Кордова 80 Молитвенный зал (фрагмент). VIII в. Мечеть Омейядов. Кордова 81 Купол Зала двух сестер. XIII—XIV вв. Альгамбра. Гранада 82 Львиный двор. XIII—XIV вв. Альгамбра. Гранада 83 Майоликовый декор (фрагмент). 1606-1616. Голубая мечеть. Стамбул. Майоликовый декор (фрагмент). 1606-1616. Голубая мечетк Стамбул 85 Майоликовый декор (фрагмент). XIII—XIV вв. Альгамбра. Гранада 86 Майоликовый декор (фрагмент). XV в. Медресе Улугбека. Самарканд Первый ярус горизонтального членения roTTHfecKoro храма составляют порталы. Они объединяются так называемой галереей королей — вторым ярусом (<)аса-да, где помещены изображения библейских ца1)ей. Третий ярус занимают окна с цветными витрансами: над центральным порталом — готическая роза (круглое окно), над боковыми — окна в форме стре.льчато11 арки. Витражам в готике придавалось первостепенное значение. Они выполняли ту же функцию, что и каменный декор на порталах. Позаимствованная у арабов розетка-витраж лепесток за лепестком повествовала о судьбах человечества: северная — до прихода Спасителя, западная — о повседневной жизни, освященной присутствием Бога, южная — о видении Бога в вечности. Примерами могут служить витражи собора Нотр-Дам в Париже (ХШ в.). Витражи северного окна-розы отражают события, происшедшие в ожидании Спасителя. Сердцевину розы занимает образ Мадонны с Младенцем, сидящей на троне. Ее в три ряда окружают медальоны с пророками, праотцами и патриархами Израиля, образы которых указывают па свя.зь Ветхого и Нового Завета. Западное окно-роза посвящено будничной жизни людей. Здесь помещен так называемый «календарь готики», в котором каждому из двенадцати знаков зодиака соответствуют характерные сезонные работ’ы и занятия. Скажем, в октябре Дева Мария с Младенцем на ЧХ)не. Западное окно-роза. 1220. Собор Нотр-Дам. Париж Октябрь; знак зодиака — Весы, занятие — изготовление вина. Западное окно-роза. 1220. Собор Нотр-Дам. Париж —ей rf* .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector