0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священный месяц Зульхиджа: благословенные дни и ночи

Священный месяц Зульхиджа: благословенные дни и ночи

В эти Дни Аллах принял просьбу Пророка Адама (мир ему) о прощении.

В эти Дни Пророк Ибраhим построил Священную Каабу.

В Эти Дни Пророк Муса (мир ему) удостоился Милости иметь возможность разговаривать с Аллахом.

В эти Дни Пророку Дауду (мир ему) была сниспослана милость Аллаха.

Ночь (Ляйлятуль-Мубахат) приходится на эти 10 Дней (Ночей).

В Эти Дни Пророку Мухаммаду (мир ему) были принесены клятвы (Баййяр-Ридваан) в День Аль-Худайбии (см. Коран 48:18).

Передан, что Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) однажды произнес:
«Из всех дней этого мира самые лучшие 10 дней месяца Зуль-Хиджа».
То же говорилось и про ночи, но в другом хадисе передано, что лучшие 10 ночей – последние 10 Ночей месяца Рамадан.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто держит пост в День Арафат, тот получит такое же вознаграждение, как если бы постился весь год, который был до этого, и весь год, который последует».

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) никогда не пропускал следующие виды Ибадата:
1) Пост в течение первых 9 дней месяца Зуль-Хиджа
2) Пост в День Ашуры (10 Мухаррам)
3) Пост в течение 3 дней ежемесячно
4) Выполнение 2 ракаатов дополнительного намаза до утреннего.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Изо всех дней Аллах более всего любит искреннее поклонение Ему верующих в 10 Дней месяца Зуль-Хиджа. И человек, посвятивший посту хотя бы один день в Эти 10 Дней, получит награду как за пост в течение целого года. А тот, кто в ночное время искренне совершает Ибадат (Поклонение Аллаху) хотя бы в одну из ночей в Эти 10 Ночей, подобен тому, кто совершает Ибадат в ночное время в течение всего года».

Саид ибн Джубейр (Рахматуллах алейх) говорил, обращаясь к верующим:
«Не гасите свет в эти 10 Ночей» — имеется в виду ночное бодрствование с единственной целью совершать Ибадат.

Посланник Аллаха Мухаммад (соллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Соблюдающему пост в эти 10 Дней за каждый день будет записана награда поста целого года».

В течение этих 10 Священных Дней – тот, —

— Кто дает милостыню (садака), равен дающему благотворительное пожертвование всем Пророкам и Посланникам Аллаха (алейхум-салям -мир им).

— Кто посещает больного, равен тому, кто нанес такой же визит всем Аулия (Особо Приближенным Аллаха).

— Кто принимает участие в совершении намаза-джаназа (погребальной молитвы) равен как если бы совершил намаз-джаназа по всем Шахидам (мученикам, погибшим за Ислам).

— Кто даст одежду истинно верующему (нуждающемуся), того Аллах удостоит прекраснейшей одежды.

— Кто проявит доброту по отношению к сироте, то Аллах проявит доброту к этому человеку в Еумуль-Кыяма (Судный День, День Воскрешения).

— Кто посетит религиозные уроки равен как если бы посетил религиозные уроки, проводимые всеми Пророками и Посланниками Аллаха (мир им).

«Тому, кто в День Арафат выполнит 4 ракаата намаза во время между намазами Зухр и Аср (2 и 3 молитвами), при этом читая в каждом намазе Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 (пятьдесят) раз, запишется 1 миллион добрых деяний. За каждый харф (букву) Корана этот человек продвинется на 1 уровень в Райский Сад (а расстояние между двумя уровнями равно путешествию длиною в 50 лет). Далее идет перечисление огромного количества благословений, которых, ин-ша-Аллах, удостоится читающий этот намаз».

Те, которые с полным должным почтением проводят эти 10 Дней и Ночей, будут удостоены следующих особых даров Аллаха:
1) Баракат (благословение) в этой земной жизни (дунье)
2) Увеличение богатства (необязательно только материального, но возможно и духовного)
3) Увеличение численности его добрых деяний
4) Облегчение страданий в момент смерти
5) Свет в могиле взамен мрака
6) Продвижение по лестнице в Рай
И другие.

Рекомендованный Посланником Аллаха Мухаммадом (соллаллаху алейхи ва саллям) намаз для выполнения в эти 10 Ночей:

Прочесть 4 Ракаата ночного намаза-тахаджуд в последнюю треть ночи. При этом в каждом из 4 ракаатов читать: Суру Аль-Фатиха 1 раз, Суры Аль-Фалякъ и Ан-Нас по 1 разу, Суру Аль-Ихлас 3 раза и Аятуль-Курси 3 раза.

А сразу после намаза прочесть в дуа:

Субхаана зиль*-‘Иззати валь-Джабаруут
Субхаана зиль*-Кудрати валь-Малякуут.
Субхааналь-Хаййи-Ллязи ляя ямуут.
Ля иляhа илля hува Юхьии ва Юмииту
Ва hува Хаййюн ляя ямуут.

Субхаана Ллаhи
Раббиль-‘ибаади валь-биляяд.

Аль-хамдулилляhи кяthииран** ва таййибан
Ва мубааракан ‘аля кулли хааль.

Аллаhу Акбару кябиираа
Раббанаа джалля Джаляялю hу
Ва Кудрату-hу би кулли макаан.


Внимание:

Некоторые арабские звуки не имеют аналогов в русском языке, поэтому просим вас при повторении Имен Аллаhа руководствоваться арабским написанием и произносить их в соответствии с фонетикой арабского языка. Например, последний звук в слове “Аллаh”, отражающее Имя нашего Создателя, — звук, напоминающий английское “h”, в слове “Аль-Халик” букву “х” следует читать с хрипотцой, а в “Аль-Бааис” буква “с” является межзубной, подобной английскому межзубному “th” в словах “thank you” и т.д. На следующей странице мы предоставляем более подробную информацию о транскрипции оригинальных арабских букв на основе кириллицы.

Помните, что мы должны правильно произносить Имена нашего Создателя!

Tранскрипция оригинальных арабских букв на основе кириллицы

h — звук, близкий к украинскому “г”
х — шипящий звук на выдохе (как в слове хе-хе)
з — межзубный звук, как в английском “th” – (за словом стоит звездочка*)
с — межзубный звук — (за словом поставлено 2 звездочки**)
в — как сочетание “уа”
‘а — звук “а”, изменяемый сильным сокращением гортани, перед буквой “а” стоит запятая (‘a)

И затем попросить желанное (как в обычном дуа, обращаясь к Аллаху с просьбой исполнить что-то), то читающий будет заслуживать такой же награды как совершивший хадж (паломничество в Священную Мекку), совершивший зиярат на (посетивший) могилу Посланника Аллаха Мухаммада (соллаллаху алейхи ва саллям) и сражающегося на Пути Аллаха. И дуа такого человека будет принято, ин-ша-Аллах.

А тот, кто (после полного покаяния) искренне совершает такой же намаз с дуа в каждую из этих 10 Ночей, будет удостоен Рая, и ему будут прощены грехи.

А тот, кто в День Арафат будет соблюдать пост днем и искренне читать вышеприведенный намаз и дуа ночью, тот удостоится чести быть прощенным Аллахом и быть равным совершающему хадж.

Ценность первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Бисмилляхир-рахманир-рахим. АльхамдулиЛлахи раббиль-‘аламин. Уа-с-салату уа-с-саламу ‘аля расулина Мухаммад уа ‘ала алихи уа сахбихи аджмаин! Амма бад.

Уважаемые братья и сестры! С дозволения Аллаха, 10 июля с заходом солнца, начинается благословенный месяц Зуль-Хиджа. Поэтому, давайте готовится держать нафиль (дополнительный) пост в 9 дней, с 11 по 19 июля, а 20 иншаАллах Ид аль-Адха (Курбан-Байрам).

Зуль-Хиджа считается одним из четырех запретных месяцев. Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ

«Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные». (Сура «Покаяние», аят 36)

Для того, чтобы указать на величие этих дней, Всевышний Аллах клянется в Священном Коране этими днями. Аллах Всевышний сказал:

«Клянусь десятью ночами!» (Сура «Заря», аят 2)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), говорил, что под десятью ночами имеется ввиду первые десять ночей месяца Зуль-Хиджа.

Как пишет шейх Мухаммад Ясир аль-Ханафи, многие улемы (учёные) считают, что эти дни более добродетельными, чем последние десять дней Рамадан и даже последние десять ночей Рамадана, за исключением Ночи Предопределения.

Этот месяц, также является месяцем жертвоприношения. Особенную ценность имеют поклонения совершенные в первые десять дней этого месяца.

Вот что сказано об этом в благородных хадисах:

«Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста, одна ночь поклонений – приравнивается к поклонениям совершенным в ночь предопределения». (Ибн Маджа)

«За каждое совершенные поклонения в первые 10 ночей Зуль-хиджы, сауабов дается в 700 раз больше». (Аль-Байхаки)

«Ценность первых 10 дней месяца Зуль-Хиджа, равна 1000 дням в другие дни, день Арафа, равен 10 000 дням». (Аль-Байхаки)

«Нет перед Аллахом более благого дела чем поклонения совершенные в первые 10 дней Зуль-хиджы. В эти дни повторяйте многократно тасбих «СубханаЛлах», тахмид «АльхамдулиЛлях», тахлиль «Ля иляха иляллах», и такбир «Аллаху акбар»». (Ат-Табарани)

Сподвижники обратились к пророку (мир ему и благословение Аллаха):

— О посланник Аллах! Поклонения, совершенные в первые десять дней этого месяца ценнее совершения джихада?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

— Да, лучше чем совершение джихада. Но джихад человека который пожертвовал для этого своей душой и своим имуществом, очень ценен. (Аль-Бухари)

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение), постился в день Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа, три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом». (Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхаки 285)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«В какие бы дни ни совершались праведные дела, больше всего Аллах любит (совершение их) в эти дни», — имея в виду (первые) десять дней месяца Зуль-Хиджа. (Аль-Бухари)

К праведным делам относятся как молитвы и милостыня, так и дополнительные посты. Поэтому, желательно соблюдать пост в первые девять дней месяца Зуль-Хиджа. Нельзя поститься в десятый день (т.е 20 июля), поскольку это праздничный день — Курбан. Держать пост в этот день запрещено.

Читать еще:  Как писать грехи на исповедь перед причастием. Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты

Аль-Бухари и Муслим передают, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал поститься два дня в году: в день разговения и в день жертвоприношения.

Особенно хотелось бы отметить пост в день Арафа — девятый день месяца Зуль-Хиджа (т.е 19 июля).

Передают со слов Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что (однажды) Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о соблюдении поста в день Арафа, и он сказал:

«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». (Муслим)

Таким образом, за один день поста в день Арафа, Аллах прощает грехи человека за два года. Так давайте же не будем упускать такой возможности заслужить прощения Аллаха и усердствовать в поклонении в эти благословенные дни.

Шейх Мухаммад Ясир аль-Ханафи рекомендует десять шагов, как провести эти десять дней с максимальной пользой. Мы с позволения Аллаха должны попытаться реализовать их на практике, чтобы получить максимальную выгоду от этого благословенного времени.

* Первый шаг

Чтение Священного Корана. Это можно сделать тремя способами:

1. Читать один джуз ежедневно.
2. Читать два джуза ежедневно.
3. Читать три джуза ежедневно. Это самый лучший вариант, так как это позволит завершить весь Коран в эти десять дней.

* Шаг второй

Приходить рано в мечеть перед намазом и проводить время в дуа, особенно много прося у Аллаха благополучия (‘аафийя) в этой жизни и в последней. Кроме того, совершать зикр до времени намаза.

* Шаг третий

Более тщательно совершать суннат-намазы до и после пяти ежедневных фардов и не упускать нафиль-намазы, такие как духа, тахаджуд и т.д.

* Шаг четвертый

Три периода в день нужно выделить для поминания Аллаха, салауата Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтению Корана и дуа:

1. Перед Фаджр, читать много дуа, особенно для прощения грехов (истигфар)
2. После Фаджра до восхода солнца
3. Между намазами Аср и Магриб.

* Шаг пятый

Напоминать семья, друзьям, коллегам, соседям, и всем кому возможно про важность совершения благих дел в эти дни. И вы также получите их полную награду, а их сауаб не уменьшится.

* Шаг шестой

Пост в эти дни с 1-го Зуль-Хиджа до 9-го Зуль-Хиджа, так как есть дополнительное вознаграждение за пост в эти дни. При этом пост 9-го Зуль-Хиджа, лучший день года по некоторым хадисам, послужит прощением малых грехов за предыдущий и будущий год. (Муслим)

* Шаг седьмой

Использовать свой язык только для благого: зикр, призыв к добру, запрет греховного, для примирения между людьми и общения с людьми в хорошей манере. Что еще более важно, необходимо удерживать язык от всего недопустимого: сплетни, ложь, ругань и оскорбление других. Сохранение языка является обязанностью во все дни, но ответственность увеличивается в эти благословенные дни.

Также Пророк (мир ему и благословение) призывал много читать следующие слова в эти десять дней:

سبحان الله والحمد لله ولا إله إلا الله والله أكبر

«СубханАллахи уаль хамду лиЛляхи уа ля иляха иль Аллаху уаллаху акбар»

* Шаг восьмой

Совершение ифтара для тех, кто постится в эти дни также является средством получения вознаграждения, как говорил об этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Так что это прекрасная возможность, чтобы получить награду, накормив тех, кто постится.

Помните, что эта награда достигается не только, если обеспечить полный ужин, но даже угостив глотком воды или фиником постящегося, достаточно для получения этой награды.

* Шаг девятый

Милостыня: даже дать один финик нуждающемуся человеку, это будет большой добродетелью. Любая садака на пути Всевышнего в эти благословенные дни приблизит человека к Аллаху.

Постарайтесь давать садака в каждый из этих благословенных десяти дней. Милостыня является одним из лучших средств для прощения грехов и отдаляет гнев Аллаха.

* Шаг десятый

Стараться в эти дни постоянно делать какие-либо благие дела, на которые вы способны: поклонение или наставление, посещение больных, помощь нуждающимся или даже улыбка для вашего брата мусульманина, никакое из благих не считайте малыми, особенно в эти благословенные дни.

Пусть Аллах Та’ала даст нам всем возможность понять ценность этих благословенных дней Зуль-Хиджа и использовать их в меру наших возможностей.

Нужно отметить, что является сунной постригать ногти и волосы каждую неделю, но как пишет муфтий Сухайл Тармахомед аль-Ханафи, человек который намерен совершить курбани, должен воздержаться от стрижки или бритья своих волос, и стрижки ногтей с 1-го дня месяца Зуль-Хиджа до 10-го числа, когда он делает свой Курбан. Это рекомендуемая практика и это было упомянуто в хадисе.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот, кто намерен совершить курбан, должен воздержаться от стрижки ногтей или волос в течение первых десяти дней Зуль-Хиджа». (Сунан ан-Насаи, Хадис №4362, передал Умм Салма).

Досточтимый Ибни Абидин аль-Ханафи (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«В первые 10 дней Зуль-хиджы, нужно отложить эту сунну. Хадис «Кто собирается резать Курбан, пусть по приходу месяца Зуль-хиджа не постригает волосы и ногти» — не является приказом. Является мустахабом (желательным) перенести их до совершения обряда жертвоприношения». (Радд аль-Мухтар)

Как видим, это не является уаджибом (обязательным), поэтому как говорят наши учёные, если человек и пострижется, то нет в этом греха и благости за Курбан не уменьшатся.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наши поклонения, и одарил нас Своей милостью. Аминь.

Хадисы про Зуль-хиджа и день ‘Арафа

Аудио версия настоящей статьи:

Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней)[1] месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]»[2].

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа)[3]. Можно поститься и все первые девять[4] дней месяца Зуль-хиджа[5], но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния — это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка»[7].

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий»[8], — сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда — большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня — на более высокие уровни в Раю)»[9]. Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно.

«Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате»[10].

Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух)[11].

«Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания»[12], — гласит хадис Пророка.

Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат — человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фактически имеются в виду девять дней. Девятый — день ‘Арафа, о важности поста в который есть достоверный хадис. Десятый — Курбан-байрам. Праздник Курбан-байрам, согласно канонам, длится четыре дня, и во все эти дни соблюдение поста запрещено.

[2] Хадис от ‘Аиши; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 144, хадис № 756, «сахих».

Хадис, в котором сказано, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) всегда постился первые десять дней месяца Зуль-хиджа, не является достоверным. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 261, хадис № 2416, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 254, хадис № 1700 и пояснение к нему.

[3] Далее будет приведен достоверный хадис, в котором сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности (макрух). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Читать еще:  Свеча — символ молитвы. Что такое сильная порча через свечу Можно ли брать свечи чужих людей

[4] Десятый день месяца Зуль-хиджа — Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

[5] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

[6] См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255, пояснение к теме № 496.

[7] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 144, хадис № 757, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 30, хадис № 324, «сахих».

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 188, хадисы № 1730 и 1731, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 316, хадис № 5118, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, хадис № 1/1251; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525 и пояснение к нему.

[9] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255.

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251.

[10] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 188, хадис № 1732, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но точно и достоверно известно из Сунны Пророка, что сам посланник Божий не соблюдал пост в день ‘Арафа во время совершения паломничества, причем демонстративно пил молоко. Во время соблюдения хаджа в день ‘Арафа не постились и праведные халифы — Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, пояснение к хадису № 526.

[11] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1641, 1642; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302.

[12] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 533, хадис № 436–(1348).

Хадисы о благословенном месяце Зульхиджа

Месяц Зульхиджа, особенно его первая декада, занимают особое место среди других благословенных дат (Фото: shutterstock.com).

Многие мусульмане благословенным считают лишь месяц Рамадан, в котором Аллах повелел нам держать пост. Однако помимо Рамадана, есть и другие месяцы в мусульманском календаре, относительно достоинства которых существуют достоверные хадисы Пророка (ﷺ).

Всевышний Аллах одарил нас особенными днями и месяцами, чтобы мы могли приблизиться к Нему посредством своего усердия в поклонении и добрых поступках, чтобы могли духовно подзарядиться и отвлечься от постоянных мирских забот. Месяц Зульхиджа, особенно его первая декада, занимают особое место среди других благословенных дат.

Относительно достоинства месяца Зульхиджа Всевышний Аллах сказал: «Клянусь зарею! Клянусь десятью ночами!» (аль-Фаджр, 1-2).

Большинство ученых-толкователей говорили о том, что здесь речь идет именно о первой декаде месяца Зульхиджа. Считается, что лучшей ночью является Ночь предопределения (Ляйляту-ль-кадр) месяца Рамадан, а лучшими десятью ночами – первые десять ночей Зульхиджа.

В другом хадисе сказано: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца» (аль-Баззар, Ибн Хиббан). Эти и другие хадисы показывают, что под десятью ночами подразумевается полная декада – 10 суток.

Причина же выделения именно этих дней в том, что в эти дни люди совершают очень важные в исламе виды поклонения: хадж, пост, жертвоприношение, мольба во время стояния на Арафате и многое другое.

В другом хадисе сказано: «Четыре деяния не оставлял посланник Аллаха (ﷺ) – пост в день Ашура, пост в первые десять дней месяца Зульхиджа, пост три дня в каждый месяц и два ракаата молитвы перед утренним намазом» (Ахмад, ан-Насаи).

«Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца» (Фото: shutterstock.com).

Пост в первые десять дней месяца Зульхиджа является добровольным, однако Пророк (ﷺ) старался не пропускать его, как становится понятным из этого хадиса.

Также относительно важности этого месяца пришло интересное сообщение, в котором рассказывается о диалоге между Умаром ибн аль-Хаттабом и одним иудеем. Передается, что этот иудей однажды подошел к Умару и сказал: «В Коране есть аят, который вы все читаете. Если бы он был ниспослан нам, мы бы сделали тот день, когда он был ниспослан, праздничным днем».

Умар спросил: «Что это за аят?» Иудей ответил:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (аль-Маида, 3).

Тогда Умар сказал: «Мы отлично знаем, когда и при каких обстоятельствах был ниспослан этот аят. Это было в пятницу, когда Пророк стоял на Арафате» (аль-Бухари и Муслим).

Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Всевышний Аллах избрал некоторые периоды времени – дни и месяцы – в которые благие деяния наиболее предпочтительны и любимы для Аллаха, чем в иное время. И каждому мусульманину следует придавать этому особенное значение.

К таким дням относятся первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, он является одним из четырёх месяцев, в течение которых Всевышний Аллах запретил войны.

Достоинства первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа

Всевышний Аллах сделал десять первых дней месяца Зуль-Хиджа объектом Своей клятвы, а клятва Всевышнего является указанием на величие и важность этих дней. Всевышний Аллах сказал:

وَالْفَجْرِ * وَلَيَالٍ عَشْرٍ

«Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!». (сура Аль-Фаджр, аяты 1-2)

Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр, Муджахид сказали: «Десять ночей – это десять первых дней месяца Зуль-Хиджа». («Тафсир Ибн Касир»)

Также Всевышний Аллах сказал:

وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ

«И они поминают Аллаха в установленные дни». (сура Аль-Хадж, аят 28)

Имам аль-Бухари в сборнике «Сахих» приводит слова Ибн Аббаса, что под этими днями имеются в виду десять дней месяца Зуль-Хиджа.

От Джабира сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أفضل أيام الدنيا أيام العشر

«Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хиджа!». (аль-Баззар)

Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) сказал в труде «Фатх уль-Бари» (2/534):

والذي يظهر أن السبب في امتياز عشر ذي الحجة لمكان اجتماع أمهات العبادة فيه، وهي الصلاة والصيام والصدقة والحج، ولا يتأتى ذلك في غيره

«Ясно, что причина выделения десяти дней месяца Зуль-Хиджа в том, что в этом промежутке времени сосредоточены все важнейшие виды поклонения: намаз, пост, милостыня и хадж. И всё это не сочетается разом друг с другом в иное время».

Какие виды поклонения желательно совершать в эти дни?

1. Хадж.

Одно из лучших деяний, которое совершаются в это время – хадж (паломничество в Мекку).

Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

العمرة إلى العمرة كفارة لما بينهما والحج المبرور ليس له جزاء إلا الجنة

«Умра, совершаемая после предыдущей умры, является искуплением тех грехов, которые были совершены между ними. И воздаянием за безупречный хадж является Рай». (аль-Бухари и Муслим)

2. Пост.

Мусульманину желательно поститься в эти дни, так как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал людей к совершению благих деяний в эти десять дней, а пост является одним из лучших видов поклонения.

Всевышний Аллах избрал пост для себя, как сообщается об этом в хадисе аль-кудси:

كل عمل بني آدم له إلا الصيام فإنه لي وأنا أجزي به

«Всевышний Аллах сказал: “Каждое из дел сынов Адама – для них самих, кроме поста: он для Меня, и Я награжу за него”». (аль-Бухари)

От Хунайды ибн Халида, а тому – от его жены передаётся, что некоторые жёны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказали:

كان النبي صلى الله عليه وسلم يصوم تسع ذي الحجة ويوم عاشوراء وثلاثة أيام من كل شهر. أول اثنين من الشهر وخميسين

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился девять дней месяца Зуль-Хиджа, в день ‘Ашура и три дня каждого месяца: первый понедельник месяца и два четверга». (Абу Дауд, ан-Насаи)

3. Пост в день Арафа.

Одним из первых десяти дней месяца Зуль-Хиджа является день Арафа – девятый. В этот день паломники исполняют главный столп хаджа – собираются в долине Арафа, в которой поминают Всевышнего Аллаха и обращаются к Нему с дуа.

Читать еще:  Кардинал римско католической церкви 16 века. Почему облачение кардинала католической церкви красного цвета

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о посте в день Арафа:

صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِي بَعْدَهُ

«Он служит искуплением (прегрешений) за прошедший год и будущий год». (Муслим)

Однако это всё желательно только для того, кто не совершает хадж. Что же касается того, кто совершает хадж, то ему нежелательно соблюдать пост в день Арафа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отказывался от поста в этот день.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:

فليس في صوم هذه التسعة كراهة، بل هي مستحبة استحباباً شديداً، لاسيما التاسع منها وهو يوم عرفة

«Нет нежелательности в соблюдении поста в течение этих девяти дней. Наоборот, это настоятельно желательно, особенно в девятый день, который является днём Арафа». («Шарх Сахих Муслим», 8/71)

4. Жертвоприношение.

Зуль-Хиджа – месяц жертвоприношения.

Сообщается со слов Анаса (да будет доволен им Аллах):

ضَحَّى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِكَبْشَيْنِ أَمْلَحَيْنِ أَقْرَنَيْنِ ذَبَحَهُمَا بِيَدِهِ وَسَمَّى وَكَبَّرَ وَوَضَعَ رِجْلَهُ عَلَى صِفَاحِهِمَا

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву двух рогатых баранов с белыми пятнами у глаз, он зарезал их собственноручно, сказав: “Бисмиллах. Аллаху акбар” и поставив ногу им на бок». (аль-Бухари)

Человеку, который намерен осуществить жертвоприношение, в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа нежелательно стричь ногти и волосы.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Маджму’» (8/391):

فقال أصحابنا من أراد التضحية فدخل عليه عشر ذي الحجة كره أن يقلم شيئا من أظفاره وأن يحلق شيئا من شعر رأسه ووجهه أو بدنه حتى يضحي لحديث أم سلمة هذا هو المذهب أنه مكروه كراهة تنزيه

«Наши учёные-шафииты сказали, что если кто-то желает осуществить жертвоприношение, и начались первые десять дней Зуль-Хиджа, то ему нежелательно (макрух) подстригать ногти или брить волосы на голове, лице и остальном теле, пока он не совершит жертвоприношение согласно хадису Умм Салямы. И это мнение является мазхабом, то есть так поступать – порицаемо в нежелательной степени (макрух-танзихан)».

5. Многократное чтение тахмида, тахлиля и такбира.

Одно из наилучших дел – совершение такбира и зикра.

Желательно громко произносить такбир в мечетях, домах, на улицах, во всех местах, где можно упомянуть имя Всевышнего Аллаха, возвеличивая Его; мужчины произносят его громко, а женщины – про себя.

От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فأكثروا فيهن من التهليل والتكبير والتحميد

«Чаще произносите в эти дни слова тахлиля (“Ля иляха илля-Ллах”), такбира (“Аллаху Акбар”) и тахмида (“Аль-хамду ли-Ллях”)». («Муснад» Ахмада)

Имам аль-Бухари приводит в сборнике «Сахих»:

وكان ابن عمر وأبو هريرة رضي اللّه عنهما يَخرجان إلى السوق في أيام العشر يُكَبِّران ويُكَبِّر الناسُ بتكبيرهما‏.‏

«Ибн Умар и Абу Хурайра (да будет доволен ими Аллах) выходили на рынок в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа и произносили такбир (“Аллаху акбар”), и люди повторяли за ними».

Под такбиром имеется в виду произнесение следующих фраз:

الله أكبر. الله أكبر. الله أكبر. لا إله إلا الله. والله أكبر. الله أكبر. ولله الحمد

«Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ля иляха илля-Ллаху ваЛлаху Акбар! Аллаху Акбар! ВалиЛляхи-ль-хамд!».

Остальные благодеяния

Также желательно частое совершение других видов благодеяний и дополнительных намазов, милостыня, чтение Священного Корана, поддерживание родственных связей и другие добрые дела.

Воспользуйтесь этими великими днями до их истечения. Многие люди лишаются тех благ, которые предоставлены Всевышним в эти дни, а время при этом безвозвратно уходит.

نسأل الله أن يديم علينا أيام النعم ويعيننا على ذكره وشكره وحسن عبادته

Месяц зуль-хиджа

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых по велению Всевышнего Аллаха запрещены войны, конфликты, кровная месть.

Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

В месяц зуль-хиджа наступает главный праздник мусульман – ‘Ид Аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на десятое число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама.

В этот же месяц наступает один из священных дней – день Арафа (9 число). В этот день паломники, совершающие хадж, находятся в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру Аль-Ихляс. В хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру Аль-Ихляс в этот день, будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَا العَمَلُ فِي أَيَّامٍ أَفْضَلَ مِنْهَا فِي هَذِهِ؟ قَالُوا: وَلَا الجِهَادُ؟ قَالَ: وَلَا الجِهَادُ، إِلَّا رَجُلٌ خَرَجَ يُخَاطِرُ بِنَفْسِهِ وَمَالِهِ، فَلَمْ يَرْجِعْ بِشَيْءٍ

«Дела, совершаемые в эти дни (первые десять дней месяца зуль-хиджа), Аллах любит больше, чем дела, совершаемые в любые другие дни». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, это касается и борьбы на пути Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Это касается и борьбы на пути Аллаха, если только речь не идёт о человеке, который вышел с жизнью и имуществом и лишился и того, и другого». (Бухари, 969; Абу Дапвуд, 2438; Тирмизи, 757; Ибн Маджах, 1727)

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи за два года – предыдущий и последующий.

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю, раздать нуждающимся милостыню. Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَالْفَجْرِ وَلَيَالٍ عَشْرٍ

(смысл): «Я (Аллах) клянусь зарёю и десятью ночами». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Фаджр: 1-2)

В этом аяте Всевышний Аллах подразумевает первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре Аль-Хадж Всевышний также говорит:

وَيَذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ فِي أَيَّامٍ مَعْلُومَاتٍ

(смысл): «И пусть поминают имя Аллаха в дни известные (когда режут хадью и курбан в день жертвоприношения в благодарность Всевышнему за Его милость и пропитание)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хадж: 28)

Здесь тоже имеются в виду дни месяца зуль-хиджа. В их числе и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, прощения грехов, защиты от огня.

К этим дням также относится день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) в хадисе, который передаётся от ‘Абдуллаха ибн Курта (да будет доволен им Аллах), сказал:

إِنَّ أَعْظَمَ الْأَيَّامِ عِنْدَ اللَّهِ تَبَارَكَ وَتَعَالَى يَوْمُ النَّحْرِ، ثُمَّ يَوْمُ الْقَرِّ

«Величайший из дней у Аллаха — день жертвоприношения». (Абу Давуд, 1765)

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Фатх Аль-Бари» пишет об этом следующее: «Причиной возвеличивания первых десяти дней зуль-хиджа является наличие всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества; ведь в другие дни всё это не сочетается».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить искренним покаянием в своих грехах, это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день. Берите как можно больше пользы от щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел.

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближают нас к Нему, так и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафаэто девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. От Абу Катады (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) спросили о соблюдении поста в день ‘Арафа, и он сказал:

يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ

«Пост в этот день служит искуплением грехов за прошлый и будущий годы». (Муслим, 1162).

От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала ему:

أَوَ مَا سَمِعْتَ ‌يَا ‌مَسْرُوقُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَعْدِلُهُ بِصَوْمِ أَلْفِ يَوْمٍ؟

«Не слышал ли ты, о Масрук, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней?» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 3487)

Авторитетный учёный шафиитского мазхаба имам Ар-Рамли поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи за два года. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел.

В этот день могут не поститься больной и путник при трудностях. Если они не испытывают трудностей, им тоже можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силы для мольбы и поклонения на горе Арафат.

Мухаммад Мухаммадов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector