1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем армянское христианство отличается от русского православного и других ветвей христианства

Чем армянское христианство отличается от русского православного и других ветвей христианства. Объясняю на пальцах

Армяне, как известно, первый в мире народ, что официально принял христианскую веру как официальную. Произошло это еще в начале IV века н.э при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем большинство армян исповедуют собственный толк христианства — армянское апостольское христианство. Разумеется, есть армяне и других ветвей учения Христа — католики, протестанты, православные (халкидониты).

Есть и хемшилы — перешедшие под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, часто их даже не относят к армянам.

Но большинство верующих армян ныне, повторимся, следует учению Армянской Апостольской Церкви (ААЦ). Также эту ветвь христианства именуют григорианской — по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворича).

Апостольской же Армянскую церковь называют, так как идет она от апостолов — семена христианства в армянской земле посадили еще в I-м веке н.э апостолы (ученики) Христа Фаддей и Варфоломей.

Армянская Апостольская Церковь также относится к древневосточным христианским Церквям. То есть, самым первым, самым исконным. Так же как примеру, коптская, сирийская ассирийская.

Что же это за толк христианства такой и чем отличается?

Объясняем просто и на пальцах.

Сразу нужно уточнить — армяне ААЦ НЕ монофизиты, как многие ошибочно думают . То есть, не верят, что Иисус был лишь Богом. Армяне ААЦ скорее миафизиты — то есть, верят в гармоничное сочетание в Христе божественного и человеческого начала. В то время, как православные, к примеру, диофизиты, то есть считают, что в Иисусе существовали два начала — человеческое и божественное, и они не смешивались.

ААЦ — особая церковь, не подчиняющаяся никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века н.э находится в Эчмиадзине (Вагаршапат) — древнем армянском городе близ Еревана. У армян существует в силу исторических причин еще и Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в Армянской Апостольской Церкви ведутся на грабаре — древнеармянском языке, зафиксированном еще в форме IV столетия от рождества Христова.

У армян апостольской веры имеется особый вид христианского креста — обычно без изображения распятого Христа, увитый растительным орнаментом как символ жизни, со знаменитыми «ласточкиными хвостами» по краям.

Другие особенности ААЦ — особая строгая архитектура скромных храмов, ведущая свои истоки еще от древнего армянского зодчества. Малое число икон в церквях. А также наличие некоторых особых церковных обрядов, не существующих у других христиан. Например, матах — жертвоприношение.

ААЦ также следуют в плане церковных праздников собственному календарю. Потому армянские христианские Праздники (Пасха/Сурб Затик, Рождество) могут совпадать то с католическими, то с православными, то вовсе на особые даты выпадать.

В ААЦ довольно развит институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет. Ибо еще царь Пап в IV веке н.э постановил: монашество, конечно, дело Богоугодное, но в силу особого окружения Армении, армянки должны детей рожать, а не томиться в кельях.

Интересный момент. Обычно Армянская Апостольская Церковь воспринимается как чисто армянский толк христианства.

Но в прошлые века ей следовали и другие народы. Например, лезгиноязычные кавказские албаны, некоторые тюркские племена, жившие по соседству с армянами в Крыму. Немалое влияние ААЦ оказала и на Грузинскую Православную Церковь.

Сегодня Русская Православная Церковь поддерживает дружеские отношения с ААЦ, хотя и не имеет с нею так называемого евхаристического общения. То есть, верующие двух толков не могут принимать участия в совместной евхаристии (церковном молении, литургии). Однако, верующий ААЦ может перейти в РПЦ без нового крещения — достаточно лишь обращения к православному священнику.

Излишне говорить, что армяне весьма любят и почитают свою Церковь, не раз спасавшую народ в самые трудные времена вражеских нашествий, дававшую армянам силы для духовного возрождения и сохранения своей древней культуры.

Читать еще:  Увидеть в доисторических бизонах «заговор попов»

А вот случаи обращения в ААЦ христиан других религий ныне довольно редки. Самый известный пример — легендарный бард Владимир Семенович Высоцкий , принявший крещение в армянском монастыре Севанаванк еще в начале 1970-х годов.

Православие в Армении

По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей. Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией. Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.

Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:

  • Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
  • Армянской евангелистской церкви – 1%,
  • Армянской католической церкви – 0,5%,
  • Свидетелям Иеговы – 0,3%,
  • Православные – 0,25%,
  • Молокане – 0,1%,
  • Другие верования – 0,26%.

Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха 1 , но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в. появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е. учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения). Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом. Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией. В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

filaretuos

Друзья и враги

Почему Армянскую Церковь именуют Апостольской и Григорианской?

Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.

Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г. ) государственной религией.

Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.

Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

Читать еще:  Обязательно ли ходить на Всенощное бдение?

Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку . Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.

Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.

Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.

Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь .

Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный«, то есть Иисус Христос .

На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.

Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса — главы Армянской церкви . Для армян Эчмиадзин — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: » Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям «.

Впечатление паломника: —
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу — там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей — реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана

Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно . Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви.

Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди — так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.

Католикос Всех Армян, Гарегин II: » С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей «.

При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха . Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: » Сей раб Божий , пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа… » У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски «дрошм», «печать». Для каждой части тела — своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: » Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную «. В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.

Читать еще:  Современные протестантские церкви в россии. Никольская - русский протестантизм Служение Лютеранского Часа

В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения , матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок — обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.

Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома ..

Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18 .

Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями . В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.

Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения . Миро — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении .

В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина . Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега — коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя .

В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром , а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.

Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: « Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас », в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «. Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас «.

Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют . Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся .

Епархии Армянской Апостольской Церкви

Армянская диаспора в мире считается многочисленной. В местах постоянного проживания верующие стремятся основать храм, чтобы собираться там для молитвы и во время праздников.

Епархии Армянской Апостольской Церкви располагаются на всех континентах, их количество в других странах зависит от числа верующих. Так, на территории Африки Апостольская Церковь представлена всего одной епархией, а в Европе их больше 10. В России располагаются Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России.

Наиболее многочисленными епархиями считаются:

  • Араратская;
  • Армавирская;
  • Грузинская;
  • Украинская;
  • Греческая;
  • Гугаркская;
  • Шведская.

Источники:

  1. Армянская Святая Апостольская церковь. — Сайт «Виртуальнык музей армянской диаспоры».
  2. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Словари”.
  3. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Открытая православная энциклопедия Древо”.
  4. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Словари”.
  5. Армянская церковь сегодня. Структура. — Официальный сайт Престола св. Эчмиадзина.
  6. Армянская Апостольская Церковь. — Сайт “Православная энциклопедия”.

Автор: Кавказский Узел

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector