0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Георгий Победоносец — биография, фото

Георгий Победоносец — биография, фото. Георгиевский крест. Чудесный змееборец


Имя: Георгий Победоносец (Saint George)

Дата рождения: между 275 и 281 г.

Дата смерти: 23 апреля 303 г

Возраст: 23 года

Место рождения: Лод, Сирия Палестинская, Римская империя

Место смерти: Никомедия, Вифиния, Римская империя

Деятельность: Христианский святой, великомученик

Семейное положение: не был женат

Георгий Победоносец — биография

Георгий Победоносец — любимый святой многих христианских церквей, включая русскую. При этом ничего достоверного о его жизни сказать нельзя, а главное чудо, единоборство со змеем, явно приписано ему позже. Почему же обычный римский воин из провинциального гарнизона удостоился такой славы?

Житие Георгия дошло до нас в нескольких вариантах, что не добавляет ясности биографии святого. Родился он то ли в Бейруте, то ли в палестинской Лидде (ныне Лод), то ли в Кесарии Каппадокийской в нынешней Турции. Есть и примиряющая версия: семья жила в Каппадокии, пока ее главу Геронтия не предали смерти за веру в Христа. Его вдова Полихрония с сыном бежала в Палестину, где ее родные владели обширным поместьем близ Вифлеема. Все близкие Георгия были христианами, а его двоюродная сестра Нина стала позже крестительницей Грузии.

К тому времени христианство завоевало в Римской империи прочные позиции, подрывая при этом ее идейную основу — веру в богоподобие императора. Новый правитель Диоклетиан, твердой рукой восстановивший единство державы, так же решительно взялся за религиозные дела. Сначала он изгнал христиан из сената и с офицерских должностей; удивительно, что именно в это время Георгий, не скрывавший своей веры, пошел служить в армию и сделал неимоверно быструю карьеру. Житие утверждает, что в 20 с небольшим лет он стал «тысяченачальником» (комитом) и начальником охраны императора.

Жил он при дворе Диоклетиана в Никомидии (ныне Измит), был богат, красив, храбр. Будущее казалось безоблачным. Но в 303 году Диоклетиан и трое его соратников, с которыми он разделил власть, начали открытые гонения на христиан. Их храмы закрывали, кресты и священные книги сжигали, священников отправляли в ссылку. Всех христиан, занимавших государственные должности, заставляли приносить жертвы языческим богам, отказавшихся ждали жестокие пытки и казни. Власти надеялись, что кроткие последователи Христа проявят покорность, но сильно ошиблись. Многие верующие стремились стать мучениками, чтобы поскорее попасть в рай.

Как только в Никомидии был вывешен эдикт против христиан, некий Евсевий сорвал его со стены, вовсю ругая императора, за что и был сожжен на костре. Вскоре его примеру последовал Георгий — на дворцовом празднике он обратился к самому Диоклетиану, убеждая его прекратить гонения и уверовать в Христа. Конечно, его тут же бросили в темницу и стали пытать. Сначала ему придавили грудь тяжелым камнем, но ангел небесный спас юношу.

Узнав на другой день, что Георгий выжил, император приказал привязать его к колесу, утыканному острыми гвоздями. Когда колесо стали вращать, истекающий кровью мученик молился, пока не потерял сознание. Решив, что он вот-вот умрет, Диоклетиан велел отвязать его и унести в камеру, но там ангел чудесным образом исцелил его. Увидев наутро невредимого узника, император пришел в ярость, а его жена Александра (на самом деле императрицу звали Приской) уверовала в Христа.

Тогда палачи бросили свою жертву в каменный колодец и засыпали негашеной известью. Но ангел был начеку. Когда Диоклетиан приказал принести ему из колодца кости мученика, к нему привели живого Георгия, который громко возносил хвалы Господу. На Георгия надели раскаленные докрасна железные сапоги, били кувалдами, истязали плетьми из воловьих жил — все бесполезно. Император решил, что Георгия спасает колдовская сила, и приказал своему чародею Афанасию напоить мученика водой, снимающей все чары.

Не помогло и это — более того, мученик на спор воскресил покойника, чего чародей-язычник сделать не смог, отчего с позором удалился. Не зная, что делать с Георгием, его посадили в тюрьму, где он продолжал проповедовать Христову веру и творить чудеса — например, оживил павшего вола какого-то крестьянина.

Когда лучшие люди города, включая императрицу Александру, пришли к императору просить освободить Георгия, Диоклетиан в ярости приказал «усечь мечом» не только мученика, но и свою жену. Перед казнью он в последний раз предложил бывшему любимцу отречься, и тот попросил отвести его в храм Аполлона. Император с радостью согласился, надеясь, что Георгий принесет-таки жертву солнечному богу. Но тот, встав перед статуей Аполлона, осенил ее крестным знамением, и из нее вылетел демон, громко вопивший от боли. Тут же все изваяния в храме упали наземь и разбились.

Потеряв терпение, Диоклетиан велел немедленно вести осужденных на казнь. По пути измученная Александра скончалась, а Георгий, улыбаясь, последний раз помолился Христу и сам лег на плаху. Когда палач отсек Георгию голову, вокруг распространилось дивное благоухание, и многие в собравшейся толпе тут же пали на колени и исповедовали истинную веру. Верный слуга казненного Пасикрат отвез его тело в Лидду и похоронил там в родовой гробнице. Тело Георгия осталось нетленным, а вскоре на его могиле стали совершаться исцеления.

Эта история напоминает многие жития мучеников той эпохи. Создается впечатление, что Диоклетиан только и делал, что придумывал самые изощренные пытки для христиан. На самом деле император непрерывно воевал, строил, посещал разные провинции и в столице почти не бывал. К тому же он не был кровожадным: в гонениях гораздо больше усердствовал его зять и соправитель Галерий. Да и продолжались они всего несколько лет, после чего христианство опять вошло в силу и скоро стало государственной религией.

Диоклетиан еще застал эти времена — он отрекся от власти, жил в своем имении и разводил капусту. Некоторые легенды называют мучителем Георгия не его, а персидского царя Дациана, или Дамиана, добавляя, что после казни святого он был тут же испепелен молнией. Те же легенды проявляют большую изобретательность в описании пыток, которым подвергся мученик. Например, Яков Ворагинский в «Золотой легенде» пишет, что Георгия рвали железными крючьями, «пока не вылезли кишки», травили ядом, бросали в котел с расплавленным свинцом. В другом предании говорилось, что Георгия посадили на раскаленного железного быка, но тот по молитве святого не только мгновенно остыл, но и начал провозглашать хвалу Господу.

Культ Георгия, возникший уже в IV веке вокруг его гробницы в Лидде, породил множество новых легенд. Одна объявила его покровителем сельского труда — только потому, что его имя означает «земледелец» и было в древности эпитетом Зевса. Христиане постарались заменить им популярного бога плодородия Диониса, святилища которого повсеместно превращались в храмы святого Георгия.

Праздники Диониса — великие и малые Дионисии, отмечавшиеся в апреле и ноябре, — превратились в дни памяти Георгия (сегодня русская церковь отмечает их 6 мая и 9 декабря). Как и Диониса, святого считали хозяином диких зверей, «волчьим пастырем». Он стал также покровителем воинов, как и его коллеги Феодор Тирон и Феодор Стратилат, тоже пострадавшие во время гонений Диоклетиана.

Но самая популярная легенда сделала его змееборцем. В ней говорилось, что близ города Ласия где-то на Востоке в озере жил змей; чтобы он не губил людей и скот, горожане каждый год выдавали ему на съедение красивейшую из девиц. Однажды жребий пал на царскую дочь, которую «нарядили в пурпур и виссон», украсили золотом и отвели на берег озера. В это время мимо проезжал верхом святой Георгий, который, узнав от девы о ее страшной участи, пообещал спасти ее.

Читать еще:  Христианство против ведической культуры. Плен многоликой индии

Когда чудовище появилось, святой «ударил змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами». На большинстве икон и картин змей выглядит совсем не страшным, а Георгий поражает его не слишком активно; это объясняется тем, что по его молитве рептилия оцепенела и стала совершенно беспомощной. Змей изображается по-разному — обычно это крылатый и огнедышащий дракон, но иногда червеобразная тварь с пастью крокодила.

Как бы то ни было, святой обездвижил змея, велел царевне связать его своим пояском и отвел в город. Там он объявил, что победил чудовище именем Христа и обратил всех жителей -то ли 25 тысяч, то ли целых 240, — в новую веру. После чего убил змея, разрубил его на части и сжег их. Эта история ставит Георгия в один ряд с такими мифическими змееборцами, как Мардук, Индра, Сигурд, Зевс и особенно Персей, который точно так же спас отданную на съедение змею эфиопскую царевну Андромеду.

Напоминает он и Христа, который тоже победил «древнего змия», под которым понимается дьявол. Большинство комментаторов считают, что и змееборство Георгия — аллегорическое описание победы над дьяволом, которая достигается не оружием, а молитвой. Кстати, православная традиция считает, что свое «чудо о змие» святой совершил посмертно, что делает аллегорией не только змея, но и его победителя.

Все это не мешало христианам искренне верить в реальность Георгия и совершенных им чудес. По числу реликвий и мощей он опережает, пожалуй, всех других святых. Одних только голов Георгия известно не меньше десятка; самая известная находится в римской базилике Сан-Джорджо-ин-Велабро вместе с мечом, которым был убит дракон. Хранители гробницы святого в Лоде уверяют, что подлинные мощи находятся у них, но их никто не видел уже несколько веков, с тех пор как церковь, где находится гробница, была разорена турками.

Правая рука Георгия хранится в монастыре Ксенофонта на горе Афон, еще одна рука (и тоже правая) — в венецианской базилике Сан-Джорджо-Маджоре. В одном из коптских монастырей Каира паломникам показывают вещи, будто бы принадлежавшие святому — сапоги и серебряную чашу.

Часть его мощей помещена в Париже, в часовне Сент-Шапель, куда их привез из крестовых походов король Людовик Святой. Именно эти походы, когда европейцы впервые оказались в родных местах Георгия, сделали его покровителем рыцарства и воинского искусства. Знаменитый крестоносец, король Ричард Львиное Сердце, поручил свою армию покровительству святого и поднял над ней белый стяг с красным Георгиевским крестом. С тех пор это знамя считается флагом Англии, а Георгий — ее покровителем. Покровительством святого пользуются также Португалия, Греция, Литва, Генуя, Милан, Барселона. И, конечно, Грузия — первый храм в его честь построен там еще в IV веке по завещанию его родственницы, святой Нины.

При царице Тамаре на знамени Грузии появился Георгиевский крест, а на гербе — «Белый Георгий» (Тетри Гиорги), напоминающий языческого лунного бога. В соседней Осетии его связь с язычеством оказалась еще сильнее: святой Георгий, или Уастырджи, считается здесь главным божеством, покровителем муж-чин-воинов. В Греции день Георгия, отмечаемый 23 апреля, превратился в веселый праздник плодородия. Почитание святого перешагнуло границы христианского мира: мусульмане знают его как Джирджиса (Гиргиса), или Эль-Худи, знаменитого мудреца и друга пророка Мухаммеда. Посланный в Мосул с проповедью ислама, он был трижды казнен злым правителем города, но каждый раз воскресал. Иногда его считают бессмертным и рисуют старцем с длинной белой бородой.

В славянских странах Георгий (Юрий, Иржи, Ежи) любим с давних пор. В XI веке его имя получил в крещении великий князь Ярослав Мудрый, воздвигнувший в Киеве и Новгороде монастыри в честь святого Георгия и назвавший его именем два города — это нынешние Тарту (Юрьев) и Белая Церковь (Юрьев Русский). «Осенний» и «весенний» Георгий в русской традиции мало похожи друг на друга. Первый, Егорий Храбрый, он же Победоносец, — герой-воин, устоявший перед пытками «царища Демьянища» и поразивший «люту змию, люту огненну». Второй — защитник скота, даритель урожая, открывающий полевые работы. К нему в «юрьевых песнях» обращались русские крестьяне:

Если тут Георгий похож на языческого бога Велеса, хозяина скота, то в «военном» облике он больше напоминает другое божество — грозного Перуна, который тоже сражался со змеем. Болгары считали его хозяином вод, освободившим их от власти дракона, а македонцы — повелителем весеннего дождя и грома. На Его-рия Вешнего поле обрызгивали кровью ягненка, чтобы обеспечить богатый урожай. С той же целью крестьяне устраивали на своем участке трапезу и закапывали объедки в землю, а вечером катались голышом по засеянной земле и даже занимались там сексом.

Весенний Юрьев день (Эдерлези) — главный праздник балканских цыган, день чудес и гаданий. С Егорием Осенним связаны свои обычаи, но на Руси он был известен прежде всего как день, когда крепостной может уйти к другому хозяину. Отмена этого обычая при Борисе Годунове отразилась в горькой поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

О популярности святого Георгия напоминает русская геральдика: со времен Дмитрия Донского он помещается на гербе Москвы. Долгое время изображение «ездеца», всадника, с копьем, поражающего змея, присутствовало на русских медных монетах, отчего они и получили название «копейка». До сих пор Георгий изображен не только на московском гербе, но и на государственном — в щите на груди двуглавого орла. Правда, там он в отличие от старинных икон едет в левую сторону и не имеет нимба. Попытки лишить Георгия святости, представив его безымянным «всадником», предпринимают не только наши геральдисты.

Католическая церковь еще в 1969 году решила, что свидетельств реального существования Георгия как-то маловато. Поэтому его перевели в разряд святых «второго сорта», верить в которых христианин не обязан. Однако в Англии национальный святой по-прежнему популярен.

Георгиевский крест

В России орден Святого Георгия был одной из высших боевых наград, которую могли получать только офицеры. Для нижних чинов в 1807 году был учрежден Георгиевский крест, на котором изображался тот же «ездец» с копьем. Обладатель этой награды пользовался всеобщим уважением, не говоря уже о полном кавалере четырех Георгиев, — таким был, например, унтер-офицер Буденный, будущий красный маршал. Два Георгия успел заслужить на фронтах Первой мировой и другой советский маршал, Георгий Жуков, -символично, что именно он на белом коне возглавлял Парад Победы, почти совпадающий по дате с днем Егория Вешнего.

Вся многовековая история святого змееборца полна символов, насыщена древней мистикой и современной идеологией. Поэтому не так уж важно, жил ли на самом деле в Никомедии воин по имени Георгий и совершал ли он приписанные ему чудеса. Важно то, что его образ идеально соответствовал мечтам и чаяниям множества людей разных народов, что и сделало Георгия героем без границ.

Описание награды Крест Георгия Победоносца

С 1807 по 1917 год выдавался орден Георгиевский крест, имевший название, отличное от Святого Георгия.

Это название до указанной даты не было зарегистрировано официально. После его официально утвердили в статуте. Солдатам и унтер-офицерам давали такое звание. Также им награждали иноверцев. Для таких людей сделали особенный значок с гербом Российской империи в центре. Их выдали 1368-ми солдатам.

На реверсе Георгиевского креста царской России чеканили порядковый номер. На фронтальной части ордена были пустые перекладины. Офицерский Георгиевский крест дворяне носили с удовольствием вместе с наградами, которыми их награждали за службу Отечеству. Носить орден принято на ленте черного и оранжевого цвета.

Читать еще:  Василий Уткин о футболе, благотворительности и журналистике

Георгиевский крест (фото)

Четыре классификации ордена сделали в 1856-ом году:

  • первые две — золотые;
  • третья и четвертая (солдатский Георгий) — серебряная.

Всего у награды существовало 4 степени. Степень указывали на реверсе.

История Георгиевского креста

Орден Святого Георгия существовал в России с еще XVIII века, но этот орден не следует путать с солдатским Георгиевским крестом – это разные награды.

В 1807 году российскому императору Александру I представили записку с предложением учредить награду для нижних чинов, отличившихся на поле боя. Император посчитал предложение вполне разумным. Буквально накануне произошла кровопролитная битва при Прейсиш-Эйлау, где русские солдаты продемонстрировали недюжинную храбрость.

Однако была одна проблема: награждать нижних чинов орденами было нельзя. В то время их давали только представителям знати, орден был не просто «железкой» на груди, а еще и символом социального статуса, он подчеркивал «рыцарское» положение его обладателя.

Поэтому Александр I пошел на хитрость: он повелел награждать нижних чинов не орденом, а «знаком отличия ордена». Так и появилась награда, которая впоследствии стала Георгиевским крестом. Согласно манифесту императора, Георгиевский крест могли получить только нижние чины, проявившие на поле боя «неустрашимую храбрость». По статусу награду можно было получить, например, за захват вражеского знамени, за пленение офицера неприятеля или за умелые действия во время боя. Контузия или ранение не давало право на награду, если оно не было связано с подвигом.

Крест нужно было носить на Георгиевской ленте, продев ее в петлицу.

Первым кавалером солдатского Георгия стал унтер-офицер Митрохин, который отличился в битве под Фридландом в том же 1807 году.

Первоначально Георгиевский крест не имел степеней и мог выдаваться неограниченное количество раз. Правда, сам знак повторно не выдавался, но жалованье военнослужащего увеличивалось на треть. К кавалерам Георгиевского креста нельзя было применять телесные наказания.

В 1833 году знак отличия Военного ордена был внесен в статут ордена Святого Георгия. Появились и еще некоторые нововведения: награждать крестами теперь могли командующие армиями и корпусами. Это значительно упростило процесс и уменьшило бюрократическую волокиту.

В 1844 году был разработан Георгиевский крест для мусульман, в котором святой Георгий был заменен двуглавым орлом.

В 1856 году Георгиевский крест был разделен на четыре степени. На реверсе знака указывалась степень награды. Для каждой степени существовала собственная нумерация.

За всю историю Георгиевского креста с четырьмя степенями полными его кавалерами стали более двух тысяч человек.

Очередное значительное изменение статута Знака отличия военного ордена произошло в канун Первой мировой войны, в 1913 году. Награда получила официальное название «Георгиевский крест», была также учреждена Георгиевская медаль (номерная медаль за храбрость). Георгиевская медаль тоже имела четыре степени и выдавалась нижним чинам, военнослужащим иррегулярных войск и пограничной стражи. Этой медалью (в отличие от Георгиевского креста) могли быть награждены гражданские лица, а также военнослужащие в мирное время.

Согласно новому статуту знака отличия, теперь Георгиевский крест мог служить посмертной наградой, которая передавалась родственникам героя. Нумерация награды с 1913 года опять начиналась заново.
В 1914 году началась Первая мировая война, в армию были призваны миллионы российских граждан. За три года войны было вручено более 1,5 млн Георгиевских крестов различных степеней.

Первым георгиевским кавалером этой войны стал донской казак Козьма Крючков, который (согласно официальной версии) в неравном бою уничтожил более десяти немецких кавалеристов. Крючков был награжден «Георгием» четвертой степени. За время войны Крючков стал полным георгиевским кавалером.

В годы Первой мировой войны Георгиевским крестом неоднократно награждались женщины, его кавалерами становились иностранцы, воюющие в российской армии.

Изменился и внешний вид награды: в тяжелое военное время высшие степени креста (первая и вторая) начали делать из золота пониженной пробы, а третья и четвертая степень награды значительно потеряли в весе.

Статут 1913 года значительно расширил список деяний, за которые жаловали Георгиевский крест. Это в значительной степени нивелировало ценность этого знака отличия. За время Первой мировой войны кавалерами «Егория» стали более 1,2 млн человек. Если судить по количеству награжденных, то в российской армии наблюдался просто массовый героизм. Тогда непонятно, почему эти миллионы героев вскоре позорно разбежались по домам.

Согласно статуту, крест должны были выдавать только за подвиги на поле сражения, но подобный принцип выдерживался не всегда. Георгий Жуков получил один из своих Георгиевский крестов за контузию. Видимо, будущий советский маршал уже в те годы умел находить общий язык со своим начальством.

После Февральской революции статус Георгиевского креста был опять изменен, теперь им можно было награждать и офицеров после соответствующего решения солдатских собраний. Кроме того, этот боевой знак отличия стали жаловать по чисто политическим соображениям. Например, крестом был награжден Тимофей Кирпичников, который убил офицера и возглавил мятеж в своем полку. Кавалером сразу двух степеней креста стал премьер-министр Керенский, за то что «сорвал знамя царизма» в России.

Известны случаи, когда Георгиевским крестом награждались целые воинские подразделения или боевые корабли. Среди прочих этот знак был пожалован экипажам крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец».

В период Гражданской войны в подразделениях Белой армии солдат и унтер-офицеров продолжали награждать Георгиевскими крестами. Правда, отношение к наградам среди Белого движения было неоднозначным: многие считали позорным получать награды за участие в братоубийственной войне.

На территории войска Донского Георгий Победоносец на кресте превратился в казака: на нем был казачий мундир, шапка с башлыком, из-под которой торчал чуб.

Большевики отменили все награды российской империи, в том числе и Георгиевский крест. Однако после начала Великой Отечественной войны отношение к награде изменилось. «Георгий» не был разрешен, как утверждают многие историки, однако начальство смотрело «сквозь пальцы» на ношение этого знака.

Среди советских наград схожую на солдатский Георгий идеологию имел орден Славы.

Георгиевскими крестами награждали и коллаборационистов, служивших в Русском корпусе. Последнее награждение состоялось в 1941 году.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейруте (в древности — Берит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, святой Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя то, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильными и убедительными возражениями против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец ушел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, также посвященном ему.

Читать еще:  Как назвать девочку стрельца. Женские имена стрельца

На иконах великомученик Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные жители той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Святой великомученик Георгий Победоносец — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над дьяволом — «древним змием» (Откр. 12:3, 20:2), это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Празднование 6 мая и 16 нояб. (23 апр. и 3 нояб. по церк.кал.)

Боевые награды Российской Федерации. Георгиевский крест

Знак отличия «Георгиевский крест» всегда был одной из наиболее почитаемых отечественных боевых наград. Первоначально существовал с 1807 по 1917 годы, использовался как наградной знак к ордену Святого Георгия для нижних чинов. Награда выдавалась солдатам и унтер-офицерам за выдающуюся храбрость, проявленную в боях с неприятелем. Георгиевскими кавалерами были многие советские военачальники. Например, Г. К. Жуков был кавалером Георгиевских крестов третьей и четвертой степеней. В 1992 году было принято решение о восстановлении данного знака отличия в российской наградной системе.

На основании Указа Президиума ВС РФ от 2 марта 1992 года приписывалось восстановить российский военный орден Святого Георгия и знак «Георгиевский крест». Однако работы по составлению положения и статута наград затянулись до 2000 года. Положение о данных наградах и их описание было принято только 8 августа 2000 года на основании указа президента РФ.

Изначально планировалось, что данная награда будет выдаваться только за ратные подвиги, проявленные в сражениях с внешним врагом при защите Отечества. Однако после событий начала августа 2008 года в статут и положение награды были оперативно внесены изменения. В частности, с тех пор награда могла вручаться за подвиги во время боевых действий на территории других стран при поддержании или восстановлении международного мира и безопасности. В настоящее время Георгиевскими крестами может награждаться рядовой состав (солдаты и матросы), сержантский и старшинский состав, мичманы, прапорщики и младшие офицеры Российской Армии. Основанием для награждения являются проявленные при выполнении воинского долга мужество, храбрость и самоотверженность.

У современного Георгиевского креста, как и его предшественника, существует 4 степени, из которых высшей является первая степень. Награждение производится лишь последовательно: от низшей степени к высшей.

Знак «Георгиевский крест» изготовлен в форме прямого равноконечного креста, имеющего расширяющиеся к концам лучи. Его лучи, слегка выпуклые на лицевой стороне, по краям окаймлены узким кантом. В центре награды располагается круглый медальон, на котором содержится рельефное изображение Святого Георгия, который поражает копьем змея. С обратной стороны на концах креста наносится номер награды, а в центре медальона расположен рельефный вензель в виде переплетенных между собой букв «С» и «Г». При этом на нижнем луче креста, в зависимости от степени, делается соответствующая надпись. На конце верхнего луча креста расположено ушко, предназначенное для крепления знака через кольцо к стандартной пятиугольной колодке. Она обтягивается муаровой шелковой лентой оранжевого цвета, на которой расположены 3 продольных полосы черного цвета — хорошо всем знакомая георгиевская лента.

Награда производится из чистого серебра, при этом знаки второй и первой степени являются позолоченными. Размер награды определяется строго по расстоянию между концами лучей и составляет 34 мм для всех четырех степеней Георгиевского креста. Колодки всех степеней также обладают одинаковыми размерами, ширина лент на них равняется 24 мм. Но есть и свои особенности, так колодки для знаков первой и третьей степеней Георгиевского креста имеют еще и бант с цветами ордена Святого Георгия.

Знак отличия Георгиевский крест носится с левой стороны груди. Он располагается после орденов, но перед всеми медалями. Если награжденный уже имеет знаки нескольких степеней, то они располагаются на его груди строго в порядке убывания. Для повседневного ношения знака были предусмотрены специальные миниатюрные копии награды. На форменной одежде награжденный может повседневно носить ленты знака отличия Святого Георгия. Такие ленты располагаются на планках шириной 24 мм и высотой 8 мм. В средней части на такие ленты нанесены изображения в виде золотистого цвета римских цифр от одного до четырех, высота цифр 7 мм. Римские цифры обозначают степень Георгиевского креста, которому соответствует планка.

Первые награждения Георгиевскими крестами в современной российской истории состоялись в августе 2008 года. Данным знаком отличия награждались военнослужащие младших чинов, которые проявили мужество и героизм во время событий августа 2008 года на территории Южной Осетии и Грузии. 15 августа на основании президентского указа Георгиевские кресты IV степени получили первые 11 солдат и сержантов российской армии. Всего за отличия, проявленные при проведении миротворческой операции по принуждению Грузии к миру, Георгиевскими крестами было награждено 263 российских военнослужащих.

По материалам открытых источников.

Георгиевский крест

Официальное название «солдатского Георгия» — знак отличия Военного ордена — сохранялось до 1913 года. Тогда был составлен новый статут награды, а она получила новое и более известное ныне название — Георгиевский крест. С этого момента награда стала одинаковой для всех конфессий — на ней был изображён святой Георгий.

В феврале 1807 года Александр I утвердил знак отличия Военного ордена для нижних чинов «За неустрашимую храбрость», который впоследствии получил неофициальное название «солдатский Георгий». Манифест повелевал носить знак отличия Военного ордена на ленте тех же цветов, что и орден Святого Георгия.

Эта награда вручалась гораздо чаще — только за время правления Александра I таких награждений было более 46 тысяч. Изначально «солдатский Георгий» степеней не имел. Введены они были императорским указом в 1856 году.

Интересный момент — в рядах русской армии сражалось много мусульман и представителей других конфессий. Поскольку святой Георгий — христианский святой, чтобы не обижать представителей другой веры, для этих случаев был изменён внешний вид награды — нехристианам она вручалась с изображением двуглавого орла, а не Георгия Победоносца.

Деликатность эту, однако, оценили, далеко не все. Храбрые горцы даже с некоторой обидой спрашивали: «А почему нам дают кресты с птичкой, а не с джигитом?»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector