0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О святой воде

О святой воде. Вопросы и ответы.

В канун и в сам праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды. Соприкоснувшись с пречистым Телом Христа Спасителя и очищенная от всякой нечистоты водная стихия получила способность быть вместилищем Божественной энергии. В Церкви это освящение продолжается во времени.

Каждый верующий имеет дома Крещенскую (или как ее еще называют, Богоявленскую) святую воду. На протяжении года и более она не портится, свежа, чиста и приятна, и это — чудо благодати Божией, в котором может убедиться каждый. Крещенская святая вода обладает огромной целительной силой, но действие ее зависит от веры человека.

Святую воду употребляют в небольшом количестве, утром, строго натощак, с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для освящения души и тела. В случае болезни можно принимать крещенскую воду по мере необходимости. Крещенская вода отгоняет нечистых духов, и поэтому ей окропляют жилище, вещи и пищу с той же молитвой.

Существует легенда, которую часто рассказывают люди, которые не любят ходить в храм. Что, якобы в ночь на Крещение, ровно в 00.00 часов по местному времени, освящается вся вода, в том числе и в водопроводном кране.

Сила церковного освящения настолько велика, а энергия благодати распространяется так далеко, что, действительно, даже обычная водопроводная вода, набранная в крещенскую ночь, не портится в течение года. Однако это не та святыня, которую мы получаем в церкви. Сама собой вода не освящается. Вообще в жизни само собой ничего не делается. Господь освящает воду руками священника в ответ на общую молитву священника и верующих. Верующие же собираются в храме. Более того, собираются на службу, а не после того, как она прошла.

Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезны для нас.

Великое водоосвящение начинается с таких слов: «Придите, примите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа». Освящая воду, Церковь напоминает нам и следующие слова Священного Писания: «Ищите Господа сейчас, когда можно найти Его. Призывайте Его, когда Он близко» (Ис.55,6).

Вслушайтесь в слова молитв и песнопений, всмотритесь в обряды, и вы почувствуете, что здесь не один только древний чин, а нечто, говорящее и теперь, как тысячи лет назад, о нашей жизни, о нашей вечной и неизбывной тоске по очищению, возрождению, обновлению. Ибо не умерла и не может умереть в человеке жажда неба, добра, совершенства, красоты, жажда, которая одна по-настоящему и делает его человеком.

Праздник Крещения Господня это вовсе не день массового набора святой воды. Этот праздник дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить, обновить, возродить с помощью Божией. Были бы только желание и вера. И брызги освященной воды, обжигающие наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, будят и оживляют наши чувства, отзываются ощущением радости и новизны жизни, соприкоснувшейся со святыней.

Агиасма

В переводе с греческого агиасма — святыня.

Так называют воду, освященную по особому чину. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое — только в праздник Крещения Господня.

Ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление — не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, — это вода богоявленская , а та, что освящена 19 числа, — крещенская.

Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это — бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием, и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово . Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго, сподобились освящения. Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода в этот день содержит залог благодати.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить — в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно окроплять жилище.

О святой воде. Ответы священника

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале С воего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския , державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш. ».

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое — только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием «хода на Иордан».

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Т вой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Хотя и желательно — из благоговения к святыне — принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– В чем отличие? Абсолютно ни в чем!

Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

с вященник Михаил Михайлов

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) — это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор , просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему» .Ч тобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости . а рхимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае? София

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, — скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление . п ротоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится … Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

с вященник Михаил Михайлов

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине.

Читать еще:  Как научиться гадать по картам обычным. Как научиться гадать на картах, игральных и таро

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться , чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святыни церковные.

Святая вода. Вопросы и ответы

Выберите раздел серии

Святая вода
Вопросы и ответы

Самые популярные вопросы и простые, лаконичные ответы о святой воде. Приди, виждь и пей от источника благодати Божией.

Что такое святая вода?
Святая вода является по своему составу обычной водой. Слухи, что в воде после освящения на молекулярном или каком-то ином уровне происходят изменения, лишь околонаучные байки; к учению Церкви они не имеют отношения.
По учению Церкви святая вода отличается от обычной тем, что над ней молились и на нее призывали благодать Божию.
Бог, как известно, слышит наши молитвы. Более того, Он нам завещал жить активной церковной жизнью, подходить к духовной жизни творчески. Помните: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 18-20).
В этих словах есть все. И утверждение, что наши земные церковные мероприятия будут благословлены на Небесах; и то, что Господь слышит молитву даже двух христиан, собравшихся вместе, и, если она не противоречит Его воле, Бог исполнит эту молитву…

Освящение воды, появившееся в древнехристианские времена, – традиция, неизвестная во времена Христа. Но традиция эта появилась из любви к Богу. И она не только не противоречит учению Христову, но идет в русле Евангелия.
Вспомните, что Христос, исцеляя слепого, плюнул на землю и, растерев пальцами пыль, этой грязью (такое слово стоит в оригинале) помазал глаза слепому (см.: Ин. 9, 6). Здесь мы видим, что для совершения чуда, для проявления Своей силы Христос использует земное вещество. Не грязь исцелила слепца, но благодать Божия. Но благодать эта была подана посредством внешнего, материального действия.
И в истории о жизни Апостолов мы читаем о том, как на «больных возлагали платки и опоясания с тела (Ап. Павла), и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19, 12).
Естественно, что и тут помогали не элементы одежды, а благодать Божия. Но подавалась она через материальные вещи, по искренней вере людей.

Вот так и святая вода. Мы усердно молимся над нею. Призываем силу Божию, осеняем воду священническим благословением, погружаем в воду Крест Господень. Можем мы надеяться, что Господь услышит моления не двух-трех, а сотен тысяч, миллионов людей.
Можем! Господь слышит нас. И подает воде благодать. И мы употребляем эту воду с верою, что через нее, через это обычное земное вещество, нам подается благодать от Престола Божия, прямо с Небес.

Как объяснить людям, что святая вода не является панацеей от всех болезней?
Святая вода может помочь в исцелении от болезней. Как помазание елеем, соединенное с молитвой об исцелении, практиковалось еще в Апостольское время (см.: https://azbyka.ru/forum/blog.php?b=806 ), так и помазание святой водой, употребление ее в качестве пития может помочь нам в исцелении от недугов. И сам я многократно убеждался в целительных свойствах воды, испивая ее, помазываясь ею и получая от Бога исцеления.
Только важные моменты:

1. Наше потребление святой воды должно соединяться с нравственной жизнью. Во всяком случае, странно надеяться на помощь Божию, если мы живем грешно, игнорируем Божию волю о нас. Как тогда имеем совесть просить о милости?
2. Даже прося Бога о исполнении нашей просьбы, мы должны доверять Ему, верить, что Он лучше нас знает, исполнить наше прошение или нет. И мы не только не можем роптать о неисполнении нашей воли, но даже не должны подвергать сомнению Его благость и мудрость.

У меня есть баночка святой воды, которая стоит уже больше 10 лет, не протухла, но пить ее опасаюсь. Что с ней делать? Или, другими словами, куда девать остатки святой воды? Не выливать же в раковину.
Выливать в чистое место: в цветочный горшок, в водоем, в яму.

Почему Святой водой на Руси освящали стяг боевой и ратное оружие Воинства Благословенного? Ведь оружие несёт страдание.
Воинский подвиг, который только и может благословлять Церковь, – это подвиг защиты невинных, мирных людей от агрессоров.
Защищать рубежи Родины, спасать мирных граждан от террористов, поддерживать закон и порядок от преступных и хулиганствующих элементов – вот то, на что Церковь благословляла людей с древнейших времен. Благословляя воинов, мы окропляем святой водой и их оружие, чтобы оно служило делу мира и порядка.

Правда ли, что благодать Крещенской воды больше, чем у воды, освященной за водосвятным молебном?
Это мнение бабушек, а не священников.
Чины освящения действительно различаются. В дни Крещения совершается чин Великой Агиасмы (с греч. Великой Святой воды). В дни водосвятных молебнов – обычное освящение. Но и в тех, и в других богослужебных чинах читаются похожие молитвы, испрашивается одна и та же милость от Бога – милость благословения и освящения воды.
Поэтому священник никогда не скажет, что где-то благодать больше, а где-то меньше. А вот бабушки, не знающие текста освятительных молитв, думают, что где-то мы просим большей благодати, а где-то обычной.
Чем чин Великой Агиасмы отличается от обычного водосвятного молебна, так это особой торжественностью.

Насколько мне известно, когда заканчивается крещенская вода, миряне могут в обычную воду добавить несколько капель крещенской – и вся вода освящается, то есть становится крещенской.
Можно, но все же не думаю, что стоит злоупотреблять этой возможностью. А то получится, что воду можно десятилетиями не набирать новую, а доливать и доливать…
Но ведь святая вода отличается от несвятой не тем, что она имеет какую-то иную структуру, энергетику и проч. Она отличается от обычной тем, что над ней молились, ее благословляли, она прошла через чин посвящения Богу.
Поэтому возможностью доливать воду нужно пользоваться в тех случаях, когда объективно нам нужна святая вода, а ее под рукой нет, есть только чуть-чуть старой. Но вообще стремиться периодически брать в храме (например, в дни праздника Крещения) новоосвященную воду.

Можно ли так делать с водой, освященной на водосвятных молебнах, или нет?
Можно разбавлять обычной водой как Богоявленскую воду, так и освященную на обычном водосвятном молебне.

Крещенская Святая вода – это вода, взятая 18 января после водоосвящения, или всё-таки 19-го?
Крещенская вода – это вода, освященная во весь период праздника Богоявления, начиная с утра 18 января (накануне праздника Крещения Господня) и до самого отдания.

Я слышала. что на Крещение любая вода считается святой. даже в кране дома. Это правда?
Есть такое благочестивое древнее поверье. Верующие заключенные в советских лагерях рассказывали, как брали из рек и озер воду 19 января, воспринимая ее святой, и она действительно имела свойства святой (например, не портилась).
Думаю, что здесь вопрос в отношении к этому человека. В принципе вода святой по всему миру не становится. Если вода освящена в реке, то именно в этой реке вода будет святой. В колодце освящена – будет святой именно в этом колодце. Но странно было бы объяснять освящение вод всего мира эффектом диффузии.
Можно поставить вопрос иначе. Можно сказать, что Христос сошел в этот день в воду, сокрушил в ней главы гнездящихся змиев, и мы можем считать, что по милости Божией благословляется вода во всех водоемах Земли. Более того, во всей Вселенной. Что ж, считать так можно. Если мы находимся далеко от храма (в путешествии, в заключении и проч.), то мы можем зачерпнуть этой воды и благоговейно испить ее. Благодать и милость Божия будут нам дарованы. Более того, космонавт, находящийся в этот день на Марсе и забывший запастись святой водой, может взять кусочек льда, растопить его и с благоговением окропиться – в этот день Богом благословлена вся вода во Вселенной (пить марсианскую воду даже в этот день я бы поостерегся).
Но если воду зачерпнет в этот день человек, равнодушный к вере или атеист, то не думаю, что Бог благословит для него эту воду.

Окунаться в проруби надо ровно в двенадцать ночи или после того, когда священник опустит крест в воду? Просто наш батюшка всегда опаздывает и приходит, чуть ли не к первому часу, когда все уже искупаются. Приходится по два раза окунаться.
Конечно же, смысл в том, чтобы окунуться в воду после ее освящения.
Как я понимаю, окунаетесь Вы не после полуночи, а утром? В таком случае, не ваш батюшка «опаздывает», он как раз до часу Литургию в храме служит, а вы бездельничаете с утра у реки, вместо того чтобы праздник встречать в храме.
Если же я ошибаюсь и вы именно окунаетесь после полуночи, то это совсем лишнее. Окунаемся мы днем, после того, как будет совершена литургия и отслужен молебен с великим водосвятием.

Почему случается, что даже святая вода пропадает? Было даже, что протухла в освященном колодце.
Именно потому, что при освящении не меняются свойства воды. Иногда, по милости, как чудо (причем достаточно распространенное) это бывает и вода сохраняется свежей многие годы. Но часто освященная вода так же портится, как и любая другая.

Дает ли практика окунания в крещенскую воду какой-либо духовный эффект наравне с Таинствами церкви?
Надо отличать окунание «во славу Божию» от закаливания и моржевания.
Если во славу Божию мы окунемся, то телесно и духовно взбодримся, испытаем воодушевление. Если из-за гордыни, в пьяном состоянии, с какими-нибудь недуховными целями окунемся в прорубь, нанесем себе вред.
С Таинствами окунание в прорубь сравнивать вообще нельзя. Таинства – это высшие моменты встречи с Богом.

Действительно ли воды Иордана на Крещение поворачивают вспять?
Нет, нечто подобное было только во времена Иисуса Навина. Об этом читаем в книге Иисуса Навина в 3-й главе:
Тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; а ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане. Иисус сказал сынам Израилевым: подойдите сюда и выслушайте слова Господа, Бога вашего. И сказал Иисус: из сего узнаете, что среди вас есть Бог живый… вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан; и возьмите себе двенадцать человек из колен Израилевых, по одному человеку из колена; и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет, текущая же сверху вода остановится стеною. Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом, то, лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море с равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.

Может ли мирянин в экстраординарных условиях, когда поблизости нет иерея, например, вдали от цивилизации, но когда у него есть нужда в святой воде, сам освятить воду, и будет ли такая вода считаться святой?
Не может и не будет.
Человек в сложных обстоятельствах может помолиться Богу и Бог откликнется, но совершать освящения не может ни мирянин, ни даже диакон. (Только Таинство Крещения может совершить в случае смертной нужды всякий христианин.)
Правом совершать освящения и Таинства (кроме посвящения в священный сан, освящение Св. Мира, освящения храма) обладает священник. Правом совершать абсолютно все священнодействия обладает епископ.

Дорогие! Это не выдуманные вопросы. Все они были заданы на службе знакомств АЗБУКА ВЕРЫ.
Спасибо Вам за вопросы и помоги Вам Бог во всех добрых делах! Ваш прот. К.

Почему вода святая

Традиция освящения воды довольно древняя, но она в полной мере дошла до наших дней.
Бытует мнение, что святость воде придает погруженный в нее серебряный крест, но это не совсем так. Чудодейственную силу она получает, благодаря особому благословению Божьему. Агиасма — хранительница небесного дара и неиссякаемый кладезь Божественной силы.
Чтение молитвы священником и погружение креста, наполняет обычную воду божьей милостью. После чего она сама становится святыней, которой окропляют людей и предметы.

Читать еще:  Московский буддийский центр ламы цонкапы. Геше джампа тинлей - советы по укрощению ума Геше тинлей скандал

Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней

19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение – одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно – болезни и грех, отдельно – сглаз. Сглаз, порча и тому подобное – это суеверие. И избавляться нужно только от одного – от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол – падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное – невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь – то есть сегодня, сейчас – вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

5. Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».

Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») – мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди – не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

Что можно и что нельзя?

Святой водой можно:

  • Запивать медикаменты. Многие христиане считают, что это усилит эффект от принимаемых препаратов. Прямого запрета на это нет, но и совета поступать именно так священнослужители не дают. Каждый христианин должен сам для себя решить: допустимо ли совмещать божий дар и достижение науки.
  • Прикладывать к больному месту смоченные святой водой компрессы. Это, наряду с питьем, позволяет ей проявить свои целебные свойства, поэтому даже рекомендуется.
  • Разбавить обычной водой. Это допускается, если святой воды осталось совсем мало и взять новую негде. Воду из родника, колодца, ключа (любого другого природного источника) и святую (достаточно нескольких капель) сливают в одну емкость, читая над ней молитву (например, «Отче наш»). После таких манипуляций она перенимает чудесные свойства.
  • Пить вместе с заговоренной. Можно, но, разумеется, заговор должен быть сделан с помощью христианских молитв. Единственное исключение – заговоры от любой зависимости (наркомания, алкоголизм). Такая вода все же несет негатив, значительно ослабляя целительное действие святой.

Чего делать со святыней нельзя:

    Добавлять в чай, еду при готовке. Отношение к святыне просто как к ингредиенту очередного блюда недопустимо.

По единому мнению священнослужителей, это минимум неуважение к христианству. Для некоторых из них такое поведение – грех, требующий покаяния на исповеди.

  • Кипятить. Такое действие просто бессмысленно. В процессе освящения вода кардинально меняет структуру, ее негативная энергетика исчезает. Соответственно, она хранится неограниченно долго, не теряя полезных свойств.
  • Использовать для рутинных гигиенических процедур. Каждый день умываться, принимать ванну с добавлением святой воды запрещено. Это объясняется тем, что она уходит в канализацию, а такое обращение с божьим даром категорически запрещено. Но можно, например, каждый день смачивать ладони и кропить лицо.
  • Ставить емкость с ней на пол. Христианство изначально считает человека сосудом греха, поэтому пол осквернен тем, что он по нему ходит. Самое место святой воде у иконостаса. Если это невозможно – хотя бы на столе или в шкафу.
  • Отдавать незнакомым людям. Никто не запрещает делиться с друзьями и родственниками, относительно которых есть уверенность, что они будут обращаться со святыней с подобающим уважением. Касательно чужих такой уверенности нет – святая вода может использоваться ими, например, для оккультных, кощунственных целей. Поделившийся в этом случае становится «соучастником» совершаемого греха.
  • Поить собак, кошек, иных питомцев, скот. Христианство отказывает животным в наличии души, поэтому им категорически запрещается прикасаться к святыням. Но тяжело больного домашнего питомца можно окропить.
  • Использовать для хозяйственно-бытовых нужд (мыть пол, посуду). Это явно идет вразрез с подобающим отношением к святыне. Кропить пол может священник в ходе ритуала освящения квартиры, дома либо сами жильцы, принеся на Крещение новую святую воду и читая особую молитву.
  • Пить из общей емкости. Необходимо отлить ее в стакан, ложку. Исключение – те случаи, когда подходящей емкости под рукой нет, но человек действительно нуждается в благотворном воздействии святыни.
  • Пить перед причастием. Таинство причастия включает евхаристический пост – воздержание от любой еды и питья с полуночи перед утренней литургией и в течение 6-8 часов перед вечерней. Святая вода исключением не является, если только человек вследствие состояния здоровья не может вообще не пить. Но на это должен благословить священник.
  • Где можно взять святую воду. Сколько и где можно взять Святой воды? Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры

    Что такое святая вода? Правда ли, что 19 января Господь освящает всю воду на земле? Верно ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи? На эти и другие вопросы отвечает клирик солигорского прихода храма великомученицы Варвары иерей Дмитрий Левчук.

    Что такое святая вода?

    Святой водой в христианстве называют воду, освященную в церкви во время обряда водоосвящения. Водоосвящение, или водосвятие, бывает малое, совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое, совершаемое дважды в году — в сам день Богоявления (19 января по новому стилю), а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

    Читать еще:  Роль религии в видеоиграх и как студенты-атеисты пишут слово «Бог»

    Что такое водоосвящение?

    По учению Церкви, водоосвящение совершается для предания воде Божьего освящения и благословения — благодати Святого Духа. Изначально святая вода использовалась в Таинстве Крещения, где является внешним знаком невидимой благодати, передаваемой крещаемому.

    Главный смысл

    Употребление освященной воды в христианстве восходит ко II веку. Традиция ее использования связана как с библейской историей о Крещении Христа в водах реки Иордан, так и с ветхозаветными богослужебными традициями (Чис. 5:17).

    «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17)», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

    Применение святой воды

    Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы помолиться во время ее освящения, поприсутствовать на молебне, ведь Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов именно по молитве.

    В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Через Крещение в воде люди освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек — останки его и последнее обиталище, гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения — кладбище. Отправляется кто в путешествие — благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения детей окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В Церкви всё имеющее священное употребление обязательно освящается через кропление святой водой, как и сам храм при основании, при завершении строительства и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

    Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря — престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы — иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

    Святая вода, по учению Церкви, обладает способностью исцеления больных. Например, преподобный Серафим Вырицкий приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

    Как пользоваться святой водой?

    Святую воду принято употреблять с молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:

    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».

    То есть Церковь не запрещает пить святую, даже крещенскую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить святую воду не натощак нельзя.

    Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский сочельник?

    Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Московского Никона — он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

    Святая вода абсолютно одинакова в оба дня — и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

    Правда ли, что 19 января Господь освящает всю воду на земле?

    Это предрассудок. Удел нецерковных СМИ и разных «кумушек». Он восходит к тому типу религиозности, который подразумевает нечто магически получаемое: действительно, зачем идти в церковь на службу, вдруг очередь придется за святой водой стоять? Зачем Богу молиться? Зачем стараться понять, в чем смысл праздника Крещения, зачем давать себе труд задуматься, какой смысл освящения святой воды, когда можно просто включить кран в ванной, и набрать ведро воды, и считать, что она святая?

    Церковь не устанавливает никаких ограничений на использование водопроводной воды в Крещение (Богоявление). Но использовать принесенную из храма освященную на чине великого освящения Крещенскую воду, конечно, следует не для мытья и стирки, и не для принятия в ней ванн.

    Верно ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

    «Настольная книга священнослужителя», 1913 год: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

    На Крещение после богослужения священнослужители часто освящают близлежащие источники — озера, реки, пруды. Есть и благочестивый обычай окунаться в иордань — водоем, на котором совершен чин освящения, или прорубь. Главное при этом — не отнестись к купанию как к «церковно-спортивному подвигу»: кто-то, благоговейно перекрестившись, хоть и боится мороза, спускается в воду, стесняя себя ради Христа; кто-то, смеясь и куражась, прыгает в прорубь, и хорошо еще, если не матерится от восторга… Вряд ли эти картины требуют комментариев, как и привычка некоторых людей после омовения согреваться не только не молитвой, но и не полотенцем, а алкоголем.

    Если православный человек имеет намерение последовать обычаю окунуться в иордань, не будет излишне взять на это благословение у священника. Но погружение в прорубь ни в коем случае не заменяет исповедь. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

    Бывает ли, что святая вода «не помогает»?

    Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

    Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. «Род лукавый и прелюбодейный, говорил Спаситель о своих неверующих современниках, ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12: 39).

    Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

    Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

    Может ли святая вода испортиться?

    Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Не нужно набирать святую воду в бутыли если, они не очень чистые или в них раньше хранили что-то (тем более пиво или другой алкоголь).

    Святитель Иоанн Златоуст писал, что святая вода имеет свойство сохранять свежесть в течение длительного времени. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Есть примеры, когда святая вода хранилась более тридцати лет.

    В силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннего употребления. В случае «зацветания» святой воды, по церковным канонам, она должна быть вылита в непопираемое место (в проточную реку или в лесу под дерево). Сосуд, в котором она хранилась, больше не следует пускать в бытовое употребление.

    Можно ли употреблять некрещеным святую воду?

    С одной стороны, можно, потому что какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно. Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере — к поклонению Богу в духе и истине. А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, то такого рода сознание провоцировать не нужно.

    Окропление святой водой жилья

    Существует крестная сила как нечто ограждающее от зла. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится всё лукавое, бесовское действо. Аминь!» Как и говорит Типикон, в этот день кропят крещенской водой весь дом «даже и под ноги» — там, где мы ходим, так что не смущайтесь, когда вода оказывается и на полу.

    Где хранить святую воду?

    Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом. Воду святую хранят в особом сосуде (можно наклеить соответствующую надпись), чтобы домашние случайно не использовали эту святыню не по назначению.

    Можно ли давать святую воду знакомым и родственникам, если они не смогли сходить за ней?

    Можно, но будем помнить, что великое освящение совершается два дня подряд (18 и 19 января).

    Можно ли давать святую воду животным?

    Святая вода предназначена для тех, кто пьет ее с верой во Христа. Из молитв на освящение воды: «. соделай, чтобы она [вода] силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней. ». В прежние времена было принято окроплять скотину от мора во время эпидемий.

    Святая вода против пьянства

    Из книги священника Константина Пархоменко: «Вспомнил курьезную историю про одного своего прихожанина — бывшего пьяницу. Встречаю его в храме с кучей пластиковых бутылок для воды. Улыбается: “Батюшка, я уже полгода не пью”. Я: “И как это вам удается?” — “Я выполняю, батюшка, ваш совет. Вы мне сказали, что если нет сил, как тянет выпить, надо помолиться и выпить святой воды. Вот я так и делаю. Захочется водки — я стаканчик святой воды. Еще захочется, я опять стаканчик или два. Так стаканов девять выпью — и у меня пропадает всякое желание пить водку”». В течение всего дня при желании употребить алкоголь, страждущему рекомендуется выпивать святой воды с молитвой.

    Разрушаем мифы!

    Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
    «Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, — деревянный?»

    Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector