0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где были пожарные? И другие вопросы о гибели людей в Шереметьево

Где были пожарные Шереметьево во время крушения?

Отмечается, что сигнал бедствия экипаж подал еще в воздухе, но руководство Шереметьево распорядилось тушить пожар своими силами.

Несмотря на сигнал бедствия, который авиалайнер подал еще в воздухе, на момент посадки на земле не было гражданских пожарных МЧС. Выжившие пассажиры рассказывают, что им помогали эвакуироваться члены экипажа.

«Где газ, где было темно, где была самая высокая температура. Они оттуда вытаскивали людей, помогали спуститься на трап», – рассказал журналистам один из пассажиров.

Mash со ссылкой на спасателей передает, что на место не пускали гражданских пожарных МЧС и, по решению руководства Шереметьево, аэропорт тушил пожар только своими силами.

«Спасатели говорят, что это частая проблема – аэропорт плохо идет на контакт. Поэтому ликвидация огня заняла больше времени», – сообщает издание.

Помимо 40 пассажиров, в трагедии погиб также бортпроводник Максим Моисеев, который до последнего помогал пассажирам спастись из охваченного огнем салона, пока не упал без сознания, надышавшись угарным газом. В СК эту информацию подтвердили. Ранее сообщалось, что в списке числились двое детей.

По обновленной к утру информации, на борту авиалайнера находились 78 человек, включая членов экипажа. По уточненным данным, которыми располагает следствие к настоящему моменту, из них выжили только 37 человек, сообщает официальный сайт СК РФ.

По кадрам, сделанным в терминале, видно, что первые спасшиеся пассажиры успели забрать вещи.

Владимир Путин принес соболезнования семьям погибших и поручил максимально тщательно расследовать происшествие и оказать необходимую помощь пострадавшим.

В Мурманской области объявлен трехдневный траур. Об этом журналистам сообщил врио губернатора Андрей Чибис.

Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц».

Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Мурманск, экстренно вернулся в воскресенье вечером, 5 мая, в аэропорт Шереметьево и совершил жесткую посадку после 28 мин. полета. Самолету удалось сесть только со второй попытки из-за сложных метеоусловий. Один из пассажиров сказал, что вернуть билет ему так и не удалось.

По предварительной версии причиной стала неисправность электрооборудования. Есть версия, что возгорание произошло уже при попытке экстренной посадки. Некоторые Telegram-каналы каналы сообщают, что самолет загорелся уже на ВПП, когда поломанные стойки шасси пробили баки с топливом. Обстоятельства выясняются.

Для спасения пассажиров пожарные Шереметьево должны были действовать по-другому

«К моменту посадки сбоку от полосы должны уже стоять аварийные машины, пожарные и медики. Помните, как в фильме «Экипаж»? Это, конечно, всего лишь фильм, но в реальности примерно так все и должно выглядеть», – заявил газете «Взгляд» экс-замначальника одного из управлений министерства гражданской авиации СССР Виктор Горбачев. Он оценил действия спасателей во время катастрофы в Шереметьево.

В понедельник была предварительно названа непосредственная причина смерти большинства жертв крушения лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево, – они отравились продуктами горения. Об этом заявил Следственный комитет.

Что же касается причин гибели столь большого числа жертв, то СК перечислил несколько версий, в том числе недостаточную квалификацию наземных служб, в частности – пожарных расчетов. И здесь мнения специалистов расходятся.

Одни указывают на то, что пожарные службы после приземления самолета прибыли на место в пределах норматива, в течение трех минут. Однако тогда возникает вопрос: почему они не встречали самолет еще до посадки и вовремя ли они в таком случае получили приказ?

Другие специалисты, напротив, отмечают успешную работу пожарных. То, что носовая часть самолета не сгорела, на их взгляд, – результатом работы пожарных, они потушили все, что смогли.

О том, насколько убедительно такое мнение, в интервью газете «Взгляд» рассказал бывший замначальника управления развития аэропортов министерства гражданской авиации СССР, а ныне гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

— Виктор Иванович, правильно ли мы понимаем, что при аварийной посадке самолета пожарные расчеты уже должны стоять вдоль взлетно-посадочной полосы и быть готовы к возможному возгоранию лайнера?

— Однозначно. Если это аварийная посадка – то и пожарные, и аварийно-спасательные службы, и кареты скорой помощи, и пассажирские автобусы для эвакуации людей в безопасное место должны быть у ВПП.

— Некоторые летчики говорят, что службы спасения не должны стоять возле ВПП, чтобы их не снесло во время аварийной посадки, ведь самолет может садиться в неуправляемом режиме. Насколько они правы?

— Это заблуждение. Почему им не стоять в начале, на торце – возле зоны безопасности, длина которой составляет 300 метров? Ведь воздушное судно садится не прямо в торец, у него же есть зона снижения и приземления.

— Как бы вы, в таком случае, оценили действия пожарной команды?

— Трудно судить по записям, которые сделаны на смартфоны, ничего толком не определишь. Но мы видим, как жестко садилось и подпрыгивало воздушное судно, как оно уже без шасси опустилось на брюхо и начало чертить по полосе двигателями, из-за чего произошло возгорание.

Машины пожарной безопасности в этот момент уже должны были двигаться в эту сторону, потому что допускать такое горение категорически нельзя. Во-первых, его придется тушить дольше. Во-вторых, люди задохнутся и сгорят. Момент был явно упущен.

Читать еще:  Сретение — лицом к лицу с Богом. Три истории о встрече

— В течение какого срока после аварийного сигнала от экипажа они должны прибыть к полосе? И кто в подобных случаях в аэропорте отвечает за организацию работы службы?

— За это отвечает начальник аварийно-спасательной службы, в которую входят и сами спасатели вместе со специальными средствами, и пожарная часть. Также за это отвечают заместители гендиректора по безопасности и аэродромному обеспечению, и, конечно, сам генеральный директор.

Люди, которые работают в пожарной службе, даже если нет катастрофической ситуации, все равно должны прибыть в любой конец аэродрома в течение трех минут и оказаться около воздушного судна. Тушить, не тушить – не важно, но они должны оказаться в момент аварийной посадки там. Вместе с пожарными должна прибыть скорая помощь и спасательные средства, которые обеспечивают эвакуацию.

— Как меняется работа аэропорта в момент, когда воздушное судно подает сигнал бедствия?

— Командир воздушного судна сообщает, что ему нужно вернуться. Он сообщает об этом диспетчеру. Даже если радиообмен не идет, у пилота все равно есть кнопка SOS. Но самостоятельно он сесть не может, поскольку вокруг тоже летают самолеты – в Шереметьево высокая интенсивность полетов.

Далее диспетчер сообщает руководителю полетов об аварийной посадке борта, его направление. При этом у руководителя полетов в такой ситуации все регламентировано, расписано буквально по словам – кому и что говорить. Он моментально сообщает дежурному аварийно-спасательной службы по радиосвязи о возвращении борта, его номер, и просит об обеспечении аварийной посадки. В это время ни прилетов, ни отлетов нет – всех убирают.

К моменту посадки сбоку от полосы должны уже стоять аварийные машины, пожарные и медики. Помните, как в фильме «Экипаж»? Это, конечно, всего лишь фильм, но в реальности примерно так все и должно выглядеть.

— Но на любительских видеозаписях мы ничего подобного не видим. Самолет горит, люди спускаются по трапу и бегут в разные стороны по траве.

— Да. Мы видели, как самолет подпрыгнул и загорелся, видели, как по трапу спускаются люди.

Когда люди спустятся, их должны встречать и сопровождать сотрудники аэропорта. Ведь человек в панике не знает, куда бежать.

При этом возможен взрыв самолета, потому что у него полные баки топлива. Людей должны были моментально посадить на автобус и увезти. А если есть пассажиры с детьми, инвалиды, хромые? Они ползком должны спасаться?

Существуют федеральные авиационные правила, которые в точности регламентируют действия аварийно-спасательных и пожарных служб. Все расписано, только соблюдай.

Следствие должно назвать имена всех ответственных за случившееся. Кроме того, должны выйти приказы Министерства транспорта и Росавиации с подробными инструкциями, в которых должны проанализировать результаты расследования – для предотвращения подобных ситуаций. Кроме того, необходимы дополнительные учебные тренировки.

— Вы работали в министерстве в советское время. Что было бы по итогам такой катастрофы тогда?

— Такое происшествие не могло произойти во времена гражданской авиации СССР, иначе бы полетели с должностей все: от начальника смены до заместителя министра.

Где были пожарные? И другие вопросы о гибели людей в Шереметьево

«К моменту посадки сбоку от полосы должны уже стоять аварийные машины, пожарные и медики. Помните, как в фильме «Экипаж»? Это, конечно, всего лишь фильм, но в реальности примерно так все и должно выглядеть», – заявил газете ВЗГЛЯД экс-замначальника одного из управлений министерства гражданской авиации СССР Виктор Горбачев. Он оценил действия спасателей во время катастрофы в Шереметьево.

В понедельник была предварительно названа непосредственная причина смерти большинства жертв крушения лайнера Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Шереметьево – они отравились продуктами горения. Об этом заявил Следственный комитет.

Что же касается причин гибели столь большого числа жертв, то СК перечислил несколько версий, в том числе недостаточную квалификацию наземных служб, в частности – пожарных расчетов. И здесь мнения специалистов расходятся.

Одни указывают на то, что пожарные службы после приземления самолета прибыли на место в пределах норматива, в течение трех минут. Однако тогда возникает вопрос: почему они не встречали самолет еще до посадки и вовремя ли они в таком случае получили приказ?

Другие специалисты, напротив, отмечают успешную работу пожарных. То, что носовая часть самолета не сгорела, на их взгляд, – это результат работы пожарных: они потушили все, что смогли.

О том, насколько убедительно такое мнение, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал бывший замначальника управления развития аэропортов министерства гражданской авиации СССР, а ныне гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев.

Виктор Горбачев (фото: Мир24/YouTube)

ВЗГЛЯД: Виктор Иванович, правильно ли мы понимаем, что при аварийной посадке самолета пожарные расчеты уже должны стоять вдоль взлетно-посадочной полосы и быть готовы к возможному возгоранию лайнера?

Виктор Горбачев: Однозначно. Если это аварийная посадка – то и пожарные, и аварийно-спасательные службы, и кареты скорой помощи, и пассажирские автобусы для эвакуации людей в безопасное место должны быть у ВПП.

ВЗГЛЯД: Некоторые летчики говорят, что службы спасения не должны стоять возле ВПП, чтобы их не снесло во время аварийной посадки, ведь самолет может садиться в неуправляемом режиме. Насколько они правы?

В. Г.: Это заблуждение. Почему им не стоять в начале, на торце – возле зоны безопасности, длина которой составляет 300 метров? Ведь воздушное судно садится не прямо в торец, у него же есть зона снижения и приземления.

Читать еще:  Наша Церковь — Украинская не потому, что не русская

ВЗГЛЯД: Как бы вы в таком случае оценили действия пожарной команды?

В. Г.: Трудно судить по записям, которые сделаны на смартфоны, ничего толком не определишь. Но мы видим, как жестко садилось и подпрыгивало воздушное судно, как оно уже без шасси опустилось на брюхо и начало чертить по полосе двигателями, из-за чего произошло возгорание.

Машины пожарной безопасности в этот момент уже должны были двигаться в эту сторону, потому что допускать такое горение категорически нельзя. Во-первых, его придется тушить дольше. Во-вторых, люди задохнутся и сгорят. Момент был явно упущен.

ВЗГЛЯД: В течение какого срока после аварийного сигнала от экипажа они должны прибыть к полосе? И кто в подобных случаях в аэропорту отвечает за организацию работы службы?

В. Г: За это отвечает начальник аварийно-спасательной службы, в которую входят и сами спасатели вместе со специальными средствами, и пожарная часть. Также за это отвечают заместители гендиректора по безопасности и аэродромному обеспечению. И конечно, сам генеральный директор.

Люди, которые работают в пожарной службе, даже если нет катастрофической ситуации, все равно должны прибыть в любой конец аэродрома в течение трех минут и оказаться около воздушного судна. Тушить, не тушить – не важно, но они должны оказаться в момент аварийной посадки там. Вместе с пожарными должна прибыть скорая помощь и спасательные средства, которые обеспечивают эвакуацию.

ВЗГЛЯД: Как меняется работа аэропорта в момент, когда воздушное судно подает сигнал бедствия?

В. Г.: Командир воздушного судна сообщает, что ему нужно вернуться. Он сообщает об этом диспетчеру. Даже если радиообмен не идет, у пилота все равно есть кнопка SOS. Но самостоятельно он сесть не может, поскольку вокруг тоже летают самолеты – в Шереметьево высокая интенсивность полетов.

Далее диспетчер сообщает руководителю полетов об аварийной посадке борта, его направление. При этом у руководителя полетов в такой ситуации все регламентировано, расписано буквально по словам – кому и что говорить. Он моментально сообщает дежурному аварийно-спасательной службы по радиосвязи о возвращении борта, его номер и просит об обеспечении аварийной посадки. В это время ни прилетов, ни отлетов нет – всех убирают.

К моменту посадки сбоку от полосы должны уже стоять аварийные машины, пожарные и медики. Помните, как в фильме «Экипаж»? Это, конечно, всего лишь фильм, но в реальности примерно так все и должно выглядеть.

Пять главных вопросов о катастрофе в Шереметьево

Почему самолет не встречали пожарные

06.05.2019 в 18:44, просмотров: 18289

Одной из версий гибели людей, которая рассматривается сейчас Следственным комитетом, названа недостаточная квалификация наземных служб. Почему пожарные службы не встретили подлетающий самолет, терпящий бедствие, прямо на полосе и не начали тушить его моментально? Может, пожарные — тоже ведь люди — боялись, что самолет вот-вот взорвется? Почему не додумались заранее пролить посадочную полосу пеной? Почему людей, эвакуирующихся из горящего самолета, никто не принимал на земле? Вопросов к тушению и спасению в этой авиакатастрофе — уйма. Попробуем разобраться.

1. Почему самолет «пошел на грозу»

— Нынешнее состояние всех современных самолетов в авиационном парке позволяет совершать полеты во время гроз, — говорит начальник Ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин. — Молния не должна приводить к непредвиденным ситуациям. Опасным может стать вход в грозовые облака, который сопровождается попаданием в воздушные ямы и обледенением. Бывает и сдвиг ветра при такой метеорологической обстановке, когда самолет может вылететь за пределы полосы, но, опять же, это не наш случай. Все остальное — не страшно. Скажу больше, молнии попадают в самолеты постоянно. Бывает, плавится стекло, фонари, но у аппаратов есть грозозащита. Например, в Сочи постоянные грозы: летние, зимние, и ничего, аэропорт работает в штатном режиме. Пилоту аэронавигация дала разрешение на взлет, значит, ситуация была не критической. Он был предупрежден о кучево-дождевой облачности, должен был быть готов. Помимо этого вчера гроза была не сильной, и более чем за час до взлета грозовой фронт уже сместился из «Шереметьево».

2. Почему самолет не встречали пожарные

— «Шереметьево», как и любой аэропорт, имеет категорию, — говорит независимый пожарно-технический эксперт Сергей Назаров. — И есть международная организация гражданской авиации (ICAO), которая определяет требования к конкретному аэропорту, в том числе к обеспечению его пожарной безопасности в аварийных ситуациях.

Смотрим документы ICAO, которая разделяет все аэропорты на 10 категорий по параметрам самолетов, которые аэропорт способен принять. Размеры самолетов определяют и технику, которая должна находиться в аэропорту, чтобы устранить возникший пожар. «Шереметьево» относится к 9-й категории. Согласно требованиям ICAO в штате аэропорта должно быть не менее трех пожарных машин с установленной турелью (установка для крепления пожарных шлангов. — «МК»). Пожарная техника должна обладать общей пропускной способностью 9000 литров воды в минуту, также в аэропорту должно храниться минимум 24 300 литров воды и не менее 450 кг химических средств пожаротушения.

— Пожарная охрана аэропорта — подчеркну, не МЧС, а внутренняя — должна обеспечить одномоментную подачу определенного количества воды и пенообразователя. Если это не обеспечивается, аэропорту не подтверждается категория и тяжелые самолеты не могут туда садиться. И все типичные аварийные ситуации для аэропорта прописаны, как и действия спасательных служб, — объясняет Назаров.

Читать еще:  Вход Господень во Иерусалим: Грустный праздник

Смотрим далее. Решение о выдвижении спасательной техники на взлетно-посадочную полосу принимает ответственный за безопасность аэропорта сразу же после получения сигнала тревоги с самолета. Вот что говорится в руководстве по аэропортовым службам ICAO от 2015 года: «Тактическое принятие решения начинается в тот момент, когда звучит предупредительный сигнал и продолжается при дальнейшем выполнении полета по маршруту… план размещения специальной техники, с учетом различных типов воздушных судов, использующих конкретных аэродром, должен быть задокументирован и известен сотрудникам спасательных служб».

Теперь пробуем рассуждать по ситуации. Самолет какое-то время находится без связи, диспетчеры толком не знают, что там происходит. Когда самолет пошел на второй круг, как минимум могло быть понятно, что пожара на борту нет и что шасси работают. Поэтому пеной полосу не проливали — это делается в случаях, когда предполагается, что самолет будет садиться на брюхо.

Пожарные тем временем получают автоматический сигнал, который обязывает их в течение трех минут надеть огнезащиту и вывести технику из гаражей. После этого они ждут от диспетчера сообщения о том, какой именно самолет будет садиться, на какую полосу и в каком направлении. Они направляются к месту приземления — пока лишь предполагаемому — и встают так, чтобы не стать помехой самолету, не ближе 120 метров от взлетно-посадочной полосы.

Как только самолет приземляется, машины срываются с места и несутся следом. Скорость самолета при этом может быть до 300 км/ч. А пожарные машины, конечно же, такую скорость развить не могут, как бы ни старались водители.

— Современные пожарные машины могут развивать скорость до 120 км/ч, — говорит эксперт.

Поэтому-то пожарные и появляются у самолета спустя несколько секунд после его остановки. Они разворачивают пожарные стволы и начинают тушение, а тем временем люди уже эвакуируются.

3. Почему пожарные «плохо тушили»

Сергей Назаров отметает предположения, дескать, пожарные могли «не спешить» к самолету из-за страха его взрыва.

— Топливные баки взорваться не могут, нет как таковой угрозы взрыва, — говорит эксперт. — Для того чтобы был взрыв, должна быть смесь паров топлива и воздуха. А здесь паров топлива больше, оно всегда будет гореть, взрывоопасный концентрат не образуется. То, что мы видим в кино, — это все пиротехнические эффекты. Например, бензобак движущейся машины взорваться не может. Для этого нужны определенные условия. И здесь то же самое.

Как особо отметил эксперт, пожарные службы аэропорта никакого отношения к МЧС не имеют.

И тем не менее, могли они помочь в экстренной ситуации?

— Все дело во времени их прибытия, — говорит эксперт. — Пожарные машины по закону, по техническим регламентам о пожарной безопасности в городе должны прибывать к месту тушения не больше чем через 10 минут, а в сельской местности — не больше чем через 20. Аэропорт — не город. Что там будет делать пожарная машина через 20 минут, если ее вызвать, когда счет шел на минуты, а может, и секунды. Поэтому и есть требования ICAO к пожарной безопасности самих аэропортов. Чтобы соответствовать своей категории, у них должна быть достаточно сильная пожарная охрана.

4. Почему так много погибших

Некоторые из экспертов считают, что с момента, когда прогорела обшивка самолета, у тех, кто еще оставался в салоне, шансов на выживание не было.

— Снаружи может гореть только топливо. А раз оно горело, то люди не могли выйти через заднюю часть самолета, им нужно было пройти в переднюю часть, но там была очень высокая температура — когда полопались иллюминаторы, пламя уже начало бушевать в салоне, люди наверняка сразу получали ожоги верхних дыхательных путей. О спасении уже не могло быть речи.

5. Почему не пускали «скорую»

Есть вопросы и к оперативности прибытия «скорой помощи». Бригады врачей жаловались на трудности с допуском на территорию аэропорта.

Здесь тоже нашлось объяснение. В аэропорту есть аварийно-спасательный расчет, в который входит не только пожарная служба, но и врачи. Но достаточного количества машин для эвакуации многих пострадавших в аэропорту нет. Поскольку аэропорт — это режимный объект, где все въезжающие на его территорию машины подвергаются обязательной проверке, какое-то время было потеряно из-за этого. На глазах репортера «МК» сотрудников «скорой» заставили вскрывать опечатанные ящички с сильнодействующими лекарствами. На все это уходило время.

А кроме того, есть еще одна проблема — большинство водителей не аэропортовских служб спасения, в том числе и машин «скорой помощи», не обучены перемещаться по аэродрому.

А это означает, что каждую такую машину необходимо сопровождать.

Многому, как обычно, нашлось объяснение. Но все это объяснения, укладывающиеся в логику всевозможных регламентов. И от этого, как говорится, не легче — погибли люди, много людей. А значит, обязательно нужно сделать правильные выводы.

ОФИЦИАЛЬНО

Правительство Московской области выплатит по 2 млн рублей семьям жителей Подмосковья, погибших в авиакатастрофе в аэропорту «Шереметьево». Об этом сообщил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. Семьи из других регионов получат по 1 млн рублей.

В НИИ хирургии им. Вишневского, где находятся несколько пострадавших, корреспонденту «МК» сообщили, что состояние одной из пациенток тяжелое, остальные же в состоянии средней тяжести. «Они в сознании, но посещения и разговоры им пока противопоказаны, — рассказал сотрудник медцентра. — Причина — прежде всего ожоги органов дыхания. Перевод в палату из реанимации ожидается, при благоприятном прогнозе, в ближайшие дни».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector