2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое позитивизм

  • только наука (или разные науки вместе) может выделить подлинное знание. Получается, философия, которая, считается, занимается изучением реальности, правдивости знаний, и не нужна;
  • есть научная философия, но её идеи — это научные результаты и выводы;
  • метафизика, которая познаёт сущность вещей, их реальную природу, также не нужна. Наука не ищет первопричины и не задаётся вопросом «почему». Она лишь разбирается каким образом, как что-то произошло;
  • для познания вещей используется эмпиризм, то есть познание исключительно с помощью опыта, без теории и рассуждений.

Первый этап (классический позитивизм)

Этап классического позитивизма, зарождения течения в 30–40 годы 19 века.

Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт.

Однако первым, кто заговорил про науку как позитивную философию, был французский философ Анри Сен-Симон (1760–1825). Его труды внесли вклад в возникновение и развитие позитивизма.

Классический позитивизм критикует философию и метафизику, основное внимание уделяется наукам. Отрицается поиск первопричин, так как познание человечества, природы, общества должно происходить только научным путём, в частности с помощью физики.

По мнению Конта, наука может постоянно развиваться. Основной наукой же Конт считал социологию. Она изучает общество и при этом лишена критического подхода, который свойственен философии. Соответственно, выводы от изучения будут объективными и чисто научными.

Конт в своей работе «Дух позитивной философии» (опубликована в 1844 году) выделяет три стадии развития человечества:

  • религиозную: при решении вопросов, выяснении первопричин появления и существования мира предпочтение отдаётся религиозному обоснованию;
  • метафизическую: человек пытается познать сущность вещей и первопричины событий, но в своём мышлении не опирается на факты. А место Бога занимают разумные существа или сверхъестественные силы;
  • научную (позитивную): на смену метафизике приходит наука и научное познание с помощью опыта и наблюдения.

Второй этап (эмпириокритицизм)

Второй этап начался в 70-е годы 19 века. На данном этапе развития позитивизм также именуют эмпириокритицизмом или махизмом.

Австрийский философ и учёный Эрнст Мах был активным представителем данного этапа развития позитивизма. Поэтому позитивизм на данном этапе ещё называют махизмом.

Вторым ярким представителем был швейцарский философ Рихард Авенариус.

Оба философа подвергают критике научное познание и рассуждают о релятивизме. Это доктрина, согласно которой все знания относительны, а абсолютной истины нет, есть только идеи, в которые верит конкретный человек, поэтому они считаются истинными.

Происходит развитие психологии. Поэтому познание мира происходит больше с помощью ощущений и наблюдений.

Читайте подробнее про Релятивизм.

Третий этап (неопозитивизм)

Этап логического позитивизма сложился в 20-е годы 20 века.

Логический позитивизм основывается на логике, которая берётся из математики.

Представители неопозитивизма организовали Венский кружок во главе с немецко-австрийским философом Морицом Шликом. Это сообщество неопозитивистов, которые собирались в Вене с 20-х годов 19 века.

Среди других членов Венского кружка были: Рудольф Карнап, Курт Гёдель, Ханс Хан, Отто Нейрат и другие.

Неопозитивисты утверждали, что в каждом языке есть своя логика. Чтобы познать человека и мир в общем, нужно провести логический анализ языка.

Постпозитивизм

С 50-х годов 20 века и до настоящего времени принято говорить о постпозитивизме.

  • Карл Поппер;
  • Имре Лакатос;
  • Пол Карл Фейерабенд;
  • Томас Кун; и др.

Постпозитивисты по-прежнему опираются на науку.

Особое внимание уделяется научной методологии, т. е. каким образом осуществляется научная деятельность. Причём в широком понимании под наукой понимается любой процесс получения знаний. А выходит, что научное знание присутствует абсолютно во всех сферах жизни.

Постпозитивизм сосредоточен на разрешении существующих вопросов. Он не формулирует новые теории или концепции.

По мнению Поппера, научная теория — это та, которую можно опровергнуть, а не подтвердить. Потому как найти подтверждение можно даже ложным теориям, а опровергнуть необходимо лишь один раз.

Философия позитивизма: идеи и направления

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво­бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру­гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е – 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро­страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

3) неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

Классический позитивизм.

Основателем позитивизма считается ученик Сен-Симона французский философ Огюст Конт (1798 – 1857), а также Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903).

По мнению Огюста Конта (1798 – 1857), философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании.

Это значит, что:

— философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

— для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

— основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

— философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;

— философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

— философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции – интеллек­туальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся: теологическая (мировоззрение основано на религии), метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании) и позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся: традиционное, доиндустриальное и индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая – традиционному обществу, метафизическая – доиндустриальному, а позитивная (научная) – индустриальному. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в работе «Система дедуктивной и индуктив­ной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.

Герберт Спенсер (1820 – 1903)– еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентирован­ной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влияни­ем огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке.

Читать еще:  Вериги апостола и веселый ветер нашего Воскресения

Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер счи­тал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособ­лением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следова­тельно, и его постоянное усложнение.

Эмпириокритицизм (махизм).

«Второй формой позитивизма» часто называют эмпириокритицизм («критика опыта»). Его создателями считаются австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838 – 1916), немецкий фи­лософ Рихард Авенариус (1843 – 1896) и французский философ и математик Анри Пуанкаре (1854 – 1912). Основная идея эмпириокритицизма: в основе философии должен лежать критический опыт.

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представ­ляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное ис­следование человеческих ощущений.

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

— во-первых, интегративной, «всеобщей» наукой;

— во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

Неопозитивизм.

Наоборот, очень популярным и распространенным в первой поло­вине и середине XX века направлением философии был неопозитивизм.

Основными представителями неопозитивизма были:

— философы «Венского-кружка»: его основатель Мориц Шлик (1882 – 1936) и последователи – Рудольф Карнап (1891 – 1970), Отто Нейрат (1882 – 1945) и Ганц Рейхенбах (1891 – 1953));

— представители Львовско-Варшавской школы (Ян Лу­касевич (1978 – 1956) и Альфред Тарский (1902 – 1984));

— английский философ, логик и математик Бертран Рассел (1872 – 1970);

— австро-анлийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951).

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани­маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив­но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа­ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма – это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле­мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч­ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи­зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец XX в.).

В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле­ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 – 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма.

Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации – понятие из философской кон­цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

2. Принцип фальсификации – принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», не­науки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом.

Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от­носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо­жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ­ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео­позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание – знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма – принцип концепции Поппе­ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги­потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

4. Теория «трех миров» – теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира – мира объектов, второго мира – мира субъектов и третьего мира – мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис­следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив­ных теорий и т.п.

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза­висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи­ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач­кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на­правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Философия позитивизма

Цель лекции: ознакомить студента с особенностями позитивизма как философского течения рубежа 19-20вв.

Философия позитивизма возникает в период между 1830 и 1848г, который соответствует двум французским революциям. В середине 19в. в Германии и Франции была проведена реформа академических структур. Это привело к расширению предмета философского знания. Под пристальным вниманием философии оказались не отдельные аспекты научного знания, но вся наука. Направление философии, изучающее принципы и закономерности развития науки как отдельной отрасли человеческой деятельности называют п озитивизмом.

В философии позитивизма обычно выделяют следующие этапы:

  1. первый позитивизм
  2. второй позитивизм (махизм, или эмпириокритицизм)
  3. неопозитивизм
  4. постпозитивизм.

Главные представители этого философского направления Огюст Конт, Дж. Милль, Э.Мах, Гр. Спенсер. Р. Авенариус.

Огюст Конт (1798-1857).

Огюст Конт представитель французской линии позитивизма и один из основателей этого философского направления.

Основные труды: » Курс позитивной философии » в 6 томах, » Общий обзор позитивизма «, » Дух позитивной философии «, » Система позитивной политики «.

Огюст Конт был социологом и философом. Его главной заслугой в научной мысли является выделение социологии как отдельной науки и основание позитивизма как философского направления.

Конт был неординарным гениальным и в то же время провокационным мыслителем. Его идеи были настолько же популярны в обществе, насколько подвергались критике и насмешкам. О.Конт прожил интересную, сложную и во многом трагическую жизнь. Конт родился в католической семье в г. Монпелье. В возрасте 16 лет, имея большие способности к математике Конт, поступил в Политехническую школу. Однако, еще будучи студентом, О.Конт, вместе со своими товарищами, был недоволен одним преподавателем и отправил письмо, с просьбой выйти в отставку. После этого происшествия школу на время закрыли, а Конта выслали из Парижа. Через год Конт возвращается в Париж, где присоединяется к кружку известного мыслителя Сен-Семона, представителя религиозной идеалистической философии. В 1822г. Конт наталкивается на серьезные разногласия со своим наставником и покидает кружок. Весной 1826г Конт открыл свой первый курс по позитивной философии, однако не смог его дочитать так как заболел серьезным психиатрическим расстройством и сбежал в г. Монморанси из Парижа. Одной из причин его помешательства была неконтролируемая ревность к его жене, которую в припадке он чуть не утопил в озере по приезду в Монморанси. Вскоре после этого Конт попал в психиатрическую клинику с диагнозом маниакально-деперссивного расстройства. Вскоре он был взят на попечение жены и матери домой. Однако припадки депрессии и умопомешательства с тех пор не покидали его до конца жизни. В 1823г в одном из приступов умопомешательства в Париже Конт совершил попытку суицида и бросился в Сену. Однако был спасен и опять помещен в психиатрическую клинику. Только к 1828г Конт смог полностью восстановиться после своей долгой болезни и продолжил курс позитивной философии. В 1833г совместно основал Политехническую Ассоциацию, которая проводила занятия для рабочих. Конт преподавал курс астрономии и позитивной философии. Конт несколько раз обращался к министру просвещения Гюз с просьбой организовать для него кафедру общей истории естественных и математических наук. Однако ему было отказано. Так же безуспешно Конт пытался проникнуть в академию наук. К 1845г Конт создает и систематизирует свой основной труд «Система позитивной философии», с которой связана новая позитивная религия, разработанная Контом. В связи с этим Конт называет себя первосвященником этой религии. В роли первосвященника Конт обращается к различным политическим деятелям, в т.ч. Николаю I и великому визирю Решид-паше, а также к главе иезуитов с различными предложениями и советами. Данные попытки Конта не принесли ему положительных результатов. На последнем этапе философия Конта все больше обращается мистицизму, что отвернуло от нее многих учеников и последователей Конта. К концу жизни Конт остался практически без единомышленников и духовной поддержки. Конт умер в 1857г. Сейчас трудно дать однозначную оценку личности Конта — кто-то из исследователей считает его гением, оригинальным мыслителем и великим ученым, кто-то воспринимает его как помешанного, ограниченного невежественного сумасшедшего. Однако, Конт бесспорно внес огромный вклад в развитие философской мысли и стал основоположником позитивизма.

Читать еще:  Духовные упражнения. Выпуск 8. Как рождается взгляд?

Рассмотрим ближе его философские идеи.

Конт хотел создать новую философию, которая бы отличалась и превосходила все философские системы, придуманные до него. Такую философию Конт называл позитивной. Конт считал, что в основе философского метода познания должен лежать метод эмпирических наук. Формой философского знания Конт полагал должно быть описательное обобщение, по принципу обобщения в естественных науках. Главным недостатком, прежних философских систем является метафизический базис многих из них. Метафизика, которая начинается еще с трудов античных философов и достигает своей кульминации в трудах Канта и Гегеля, является непрактической областью знания, а значит, по мнению Конта, должна быть удалена из философии.

Задачей философии Конт считал не построение абстрактных метафизических систем, которые не подлежат экспериментальной проверке или теоретическому обоснованию, а вполне конкретные действия, такие как

  • Свод и упорядочивание знаний данных специальных наук
  • Систематизация этих данных
  • Систематизация понятий и категорий специальных наук
  • Кодификация выводов

Конт выделил три закона позитивной философии:

  1. закон трех стадий
  2. закон подчинения воображения наблюдению
  3. энциклопедический закон

Закон трех стадий. Похожая идея этого закона встречается у Тюрго и Кондорсе. Этот закон гласит, что научное развитие человечества прошло три этапа — теологический, метафизический, позитивный. Теологический этап соответствует господству религиозному и мифологическому мировоззрению, вере в сверхъестественные силы, богов, демонов, различных вымышленных персонофецированных героев, которые олицетворяли различные стихии и пр. Эта стадия интеллектуального развития человечества характеризуется гносеологическим оптимизмом.

Второй период развития интеллектуального потенциала человечества связан с созданием абстрактных часто идеалистических систем научного знания, с помощью которых делаются попытки объяснить все явления окружающего мира. Такие системы в основу бытия кладут какой- либо материальный или идеальный принцип, через который пытаются объяснить весь мир. Так, например, у Гегеля этим принципом была абсолютная идея, у Платона — идея, у Гераклита — огонь, у Аристотеля — форма, у Декарта — Бог и так далее. Однако эти первоначальные субстанции не даны в восприятие человеку, и следовательно, эти принципы положены в основе различных философских систем как аксиомы, и не могут быть доказаны теоретически или эмпирически. При этом ввиду введения таких абстрактных принципов, философия часто становится настолько отвлеченной, что уже не имеет никакого отношения к действительности. Примером такой отвлеченной философии является философия Гегеля, философия Платона и пр.

На стадии позитивного развития интеллектуальная деятельность человечества направлена на накопление положительного знания. Положительный (позитивный) период в развитии науки не связан с построением абстрактных теорий или отвлеченных понятий. На позитивной стадии происходит систематизация и обобщение результатов наблюдений, выведение закономерностей, формирование законов.

Исходя из этой периодизации, мы видим, что, по мнению Конта, наука не должна заниматься выяснением первопричин, т.е. отвечать на вопрос «почему?», но скорее отвечать на вопрос «как». Конт выделял следующие функции науки: описательную и предсказательную. Объяснительную роль науки Конт упразднил. Конт постулирует такой тезис: «Видеть, в смысле знать, чтобы предвидеть».

Главная критика этого закона заключается в том, что переход к новой стадии развития, не отменяет предыдущую стадию. Так, появление первых метафизических систем, например Аристотелевской метафизике, не привело к отмене религиозных верований.

Предметом философии с точки зрения Конта является именно систематизация данных других наук.

Закон подчинения воображения наблюдению.Формулировка второго закона Конта постулирует, что научная теория должна соотноситься с наблюдениями. Главным методом познания Конт считал эксперимент. Поэтому теория должна опираться и подтверждаться экспериментом. Также Конт относился и к научным гипотезам, считая что гипотезы должны быть проверены экспериментом.

При этом Конт правильно заметил, что научное знание представляет собой процесс, а не абсолютный монолит, поскольку эксперименты можно ставить до бесконечности, и каждый эксперимент может увеличивать знания.

Конт выделял эмпирические методы познания — эксперимент и наблюдение, а также рациональные — индукция и дедукция .

Энциклопедический закон. Этот закон соотносится с классификацией наук, приведенной Контом:

  • математика
  • астрономия
  • физика
  • химия
  • физиология (прежде всего, физиология мозга)
  • социология (социальная физика)
  • мораль

Классификация наук базируется на определенных принципах:

  1. восхождение от абстрактной дисциплины к более конкретной
  2. восхождение от простого к сложному (математика -простая наука, социология самая сложная)
  3. восхождение от более древней к более новой дисциплине (математика древнейшая наука, социология — новейшая)

В классификацию Конта не включено множество дисциплин, таких как история или филология, и даже философия. Философия имеет причастие к каждой из наук как система однородного знания, поэтому Конт не выделил ее обособленно. Такой характеристикой обладает позитивная философия. Для создания однородной системы наук философия должна исследовать законоположения специальных научных дисциплин и создавать на основе этого единую систему наук.

Читать еще:  София новгородская. Софийский собор в новгороде

Социология (социальная физика).Социология занимает последнее место в классификации Конта, а значит, социология является самой конкретной, самой сложной и новейшей наукой. Конт проводит аналогию между социологией и физикой (второе название дисциплины — социальная физика), указывая, таким образом, на то, что социология тоже должна опираться на эмпирические методы научного познания. Положения социологии должны быть описательными обобщениями. Общественную жизнь Конт сравнивал с жизнедеятельностью живого организма. Так же как и живые организмы, индивиды в обществе производят попытки либо приспособиться к среде, либо изменить эту среду. Таким средством приспособлением для человека является логика, однако логика, по мнению Конта, приводит к оцепенению духа. Развитие человеческой цивилизации Конт сравнивает с определенными стадиями оцепенения человеческого духа.

Социология Конта триадична, как разделы философии Гегеля. Конт выделял в социологии: социальную статику, динамику, политику.

  1. Социальная статика о писана в 6 томе » Позитивной философии «. Здесь Конт подвергает анализу различные социальные институты:

Семья. Семья — это ячейка общества. Семья выполняет несколько функций — воспитание детей, приучение их к морали, а также политическая активность.

Церковь выполняет функции духовного объединения в обществе. Конт был создателем позитивной религии, которую считал новым теологическим учением. При это сам себя назначил первосвященником этой религии.

Государство устанавливает законы для обеспечения солидарности между индивидами. Государство, как считал Конт — это дух народа.

Однако единая федерация Конта не имеет отношения к социализму. Конт, напротив, полагал, что частная собственность является и стимулом к труду, и гарантом ответственности человека.

Таким образом, к концу своего творчества философия Конта впадает в мистицизм и излишнюю религиозность. Последователи Конта чаще всего отвергали эти черты философии Конта, а развивали более ранние его идеи.

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ (Французское positivisme, от латинского positivus — по­ло­жи­тель­ный) — фи­лософское на­прав­ле­ние XIX-XX веков, под­чёр­ки­ваю­щее на­дёж­ность и цен­ность опи­раю­ще­го­ся на опыт на­учного по­зна­ния по срав­не­нию с ме­та­фи­зи­кой и ины­ми фор­ма­ми ду­хов­ной дея­тель­но­сти.

Тер­мин «Позитивизм» впер­вые ис­поль­зо­вал А. Сен-Си­мон для обо­зна­че­ния ме­то­да нау­ки, ко­то­рый дол­жен рас­про­стра­нить­ся и на фи­ло­со­фию. В сво­ём раз­ви­тии позитивизм про­шёл три эта­па, со­хра­няя при этом не­ко­то­рые основные ус­та­нов­ки, ко­то­рые при­да­ют ему чер­ты еди­но­го на­прав­ле­ния фи­лософской мыс­ли. Яд­ро позитивизма со­став­ля­ют сле­дую­щие по­ло­же­ния: сци­ен­тизм — под­лин­ное зна­ние да­ют толь­ко кон­крет­ные (по­зи­тив­ные) нау­ки; те­зис о един­ст­ве на­ук — все нау­ки, как ес­те­ст­вен­ные, так и со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ные, долж­ны ис­поль­зо­вать еди­ные на­учные ме­то­ды на­блю­де­ния и обоб­ще­ния дан­ных, вы­дви­же­ния ги­по­тез и их эм­пи­рической про­вер­ки; от­ри­ца­ние при­чин­но­сти, в при­ро­де её нет, есть лишь ре­гу­ляр­но­сти, с ко­то­ры­ми со­бы­тия од­но­го ро­да сле­ду­ют за со­бы­тия­ми дру­го­го ро­да; учё­ные в сво­их объ­яс­не­ни­ях не долж­ны стре­мить­ся от­ве­тить на во­про­сы «по­че­му», они долж­ны лишь ус­та­нав­ли­вать за­ко­ны то­го, «как» ве­дут се­бя яв­ле­ния и ве­щи; на­блю­де­ния и фак­ты как твёр­дое ос­но­ва­ние зна­ния об­ла­да­ют при­ори­те­том пе­ред тео­ре­тич. по­ло­же­ния­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся ги­по­те­ти­че­ски­ми; жё­ст­кая ан­ти­ме­та­фи­зическая ус­та­нов­ка: спе­ку­ля­тив­ные рас­су­ж­де­ния, объ­яс­не­ния че­рез «сущ­но­сти», «ко­неч­ные при­чи­ны» и тому подобное яв­ля­ют­ся ус­та­рев­шим и бес­плод­ным ти­пом мыш­ле­ния, от ко­то­ро­го нуж­но очи­стить как нау­ку, так и че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние в це­лом.

Ро­до­на­чаль­ни­ком позитивизма явил­ся О. Конт, ко­то­рый в сво­ём «Кур­се по­зи­тив­ной фи­ло­со­фии» (1830-1842) сфор­му­ли­ро­вал его основные по­ло­же­ния. С середины XIX века позитивизм стал мно­го­чис­лен­ным ин­тер­на­цио­наль­ным дви­же­ни­ем. В Анг­лии его сто­рон­ни­ка­ми бы­ли Дж.С. Милль и У. Дже­вонс, ло­ги­ко-ме­то­до­ло­гические ра­бо­ты ко­то­рых за­ло­жи­ли ос­но­вы фи­ло­со­фии нау­ки. Г. Спен­сер со­еди­нил по­зи­ти­ви­ст­ский под­ход с эво­лю­ци­он­ным уче­ни­ем Ч. Дар­ви­на, эта ли­ния раз­ви­ва­лась за­тем в ра­бо­тах Э. Гек­ке­ля, В. Вунд­та и других. Во Фран­ции пре­об­ла­дал со­ци­аль­ный позитивизм, свя­зан­ный с идея­ми Кон­та о со­ци­аль­ном про­грес­се и не­об­хо­ди­мо­сти раз­ра­бот­ки со­цио­ло­гии как по­зи­тив­ной нау­ки (Э. Ре­нан, И. Тэн, Э. Дюрк­гейм). Зна­чительное влия­ние позитивизм ока­зал на русскую фи­ло­со­фию и на­учную мысль. По­сле­до­ва­тель­ным при­вер­жен­цем позитивизма был русский учёный и фи­ло­соф Г.Н. Вы­ру­бов (1843-1913), став­ший в 1867 году со­из­да­те­лем (совместно с французским лек­си­ко­гра­фом и фи­ло­со­фом Э. Лит­тре, 1801-1881 годы) французский журнал «По­зи­тив­ная фи­ло­со­фия» («La philosophie positive»). В.В. Ле­се­вич раз­ра­ба­ты­вал тео­рию по­зна­ния, стре­мясь со­еди­нить позитивизм с не­ко­то­ры­ми идея­ми нео­кан­ти­ан­ст­ва. Наи­бо­лее силь­ным был вклад позитивизма в русскую со­цио­ло­гию, где его пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли Н.К. Ми­хай­лов­ский, Е. Де Ро­бер­ти, М.М. Ко­ва­лев­ский, Н.И. Ка­ре­ев и другие.

В конк XIX — начале XX веков воз­ник так называемый вто­рой позитивизм, ли­де­ром ко­то­ро­го был австрийский фи­зик и фи­ло­соф Э. Мах. В его уче­нии, по­лу­чив­шем название «эм­пи­ри­ок­ри­ти­цизм», был дан кри­тический ана­лиз ос­но­ваний клас­сической нау­ки. На­ря­ду с ним, вид­ны­ми фи­гу­ра­ми это­го эта­па позитивизма бы­ли Р. Аве­на­ри­ус, уче­ник Ма­ха немецкий фи­ло­соф И. Пет­цольд (1862-1929) и его английский по­сле­до­ва­тель К. Пир­сон.

Тре­тий этап позитивизма от­счи­ты­ва­ет­ся с середины 1920-х годов, ко­гда сфор­ми­ро­вал­ся и бы­ст­ро за­вое­вал ши­ро­кую по­пу­ляр­ность ло­гический позитивизм, или нео­по­зи­ти­визм Вен­ско­го круж­ка (смотреть Ана­ли­ти­че­ская фи­ло­со­фия). Его от­ли­чительная ха­рак­те­ри­сти­ка со­стоя­ла в том, что при со­хра­не­нии основных ус­та­но­вок по­зи­ти­ви­ст­ской фи­ло­со­фии он пе­ре­нёс ак­цент на ана­лиз язы­ка нау­ки и ис­поль­зо­ва­ние средств современной ло­ги­ки для фор­му­ли­ров­ки и ре­ше­ния фи­лософско-ме­то­до­ло­гических про­блем. В 1950-е годы сто­лет­нее раз­ви­тие за­вер­ши­лось, и он прак­ти­че­ски со­шёл с фи­лософской сце­ны, вы­тес­нен­ный различными кон­цеп­ция­ми пост­по­зи­ти­виз­ма. Од­на­ко раз­ра­бо­тан­ный в позитивизме язык и ме­то­ды ана­ли­за про­дол­жа­ют со­хра­нять из­вест­ное зна­че­ние в современной фи­ло­со­фии нау­ки и в ана­ли­тической фи­ло­со­фии.

Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания» [11] .

Постпозитивизм: будущее науки

Постпозитивизм – новейший вариант позитивизма. Его создатели: К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд. В основу постпозитивизма легли идеи Поппера, автора концепции критического рационализма, которую он противопоставил логическому позитивизму.

К ним относятся:

  1. Теория трех миров. Согласно Попперу, существует три мира: объектов, субъектов и объективного знания.
  2. Принцип фаллибилизма. Любое научное знание – гипотеза, которая может быть опровергнута.
  3. Принцип фальсификации. Научная теория не может быть согласована со всеми фактами и должна опровергать их.
  4. Проблема демаркации. Научное знание должно быть отделено от ненаучного путем критического рассмотрения каждой теории.

Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания, а не исследование его структуры. Постпозитивисты не считают необходимым исключить из науки метафизические проблемы, поскольку не все научные знания были получены благодаря практическому опыту.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector