0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Философская школа Аристотеля

Философская школа Аристотеля

Аристотель(384 — 322 гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название «первичная философия»);

практическую — о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи».

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики — протяженность, покой, движение и др. Носителем сознания по Аристотелю является душа
Философ выделяет три уровня души:

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­-
ми (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество — потребность жить в коллекти­ве — приводит к возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т. д.) является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• политая (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хоро­шие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:

• внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более» посылок за­ключения).

Философия Аристотеля

Цель лекции: познакомить студента с философским учением Аристотеля.

(384-322 гг. до н.э.)

Философия Аристотеля — это вершина развития античной философии. Отличительной чертой философии Аристотеля является высокая для своего времени культура мышления, структурированность и систематизация философской концепции, доказательность и аргументация (насколько это возможно для философии).

Аристотель был рожден в г. Стагире в 384 г. до н.э.. Его отец был придворный врач. В возрасте 17 лет Аристотель приехал в Афины, где на протяжении 20 лет посвятил себя знаниям. Он был учеником, а затем преподавателем платоновской Академии. Более того, его ранние философские идеи являются продолжением философии Платона. Однако, со временем Аристотель приобретает все большую свободу мышления и создает философскую концепцию, отличную от учения Платона. После смерти своего учителя Аристотель покинул Афины и много путешествовал по Греции, был в Египте, Италии. Аристотель на протяжении 3-х лет был учителем Александра Македонского, которому преподавал латынь, политические и общественные науки.

В 335 г. до н. э. Аристотель вновь прибыл в Афины, где прожил еще 12 лет. В Афинах Аристотель основал свою философскую школу — Ликей. За год до смерти в 323 г до н.э. Аристотель покинул Афины, так как имел сильные идеологические разногласия с правящей партией. В 322 г до н.э. Аристотель умер в г. Эвбеи.

Читать еще:  «Просила кесарево, а мне давили на живот». Дело 27-го роддома

Основные произведения Аристотеля.У Аристотеля было много трудов. Философская часть трудов Аристотеля называется «Метафизика«. Что в переводе с греческого означает » после физики «. Такое название дал историк и систематизатор учения Аристотеля Андронник Родосский, когда работал над рукописями Аристотеля. Сам Аристотель выделял «первую философию» — где сосредоточены философские идеи его произведений, и «вторая физика» — где содержатся физические и натурофилософские идеи.

К трудам Аристотеля относят произведения по формальной логике : » Первая аналитика «, » Вторая аналитика «, » Топика «, » Категории «, » Опровержение софизмов «. Труды по физике: » Физика «, » О небе «; по биологии — » История животных «, » О происхождении животных «, по экономике » Экономика » и политике » Политика «, по этике — » Никомахова этика «, » Эвдемова этика » и » Большая этика «.

Онтология.Главным предметом изучения философии, по мнению Аристотеля, должно быть изучение первоосновы бытия. Философия Аристотеля ближе к идеализму, чем материализму, однако ее уже нельзя назвать воинствующим объективным идеализмом, которой была философия Платона. Более того Аристотель подверг последовательной критике идеализм Платона. «Платон мне друг, но истина дороже» — так, немного перефразируя, можно выразить отношение Аристотеля к философии Платона.

Аристотель считал, что невозможно существование идеального бытия идей, оторванного от материального мира. Аристотель считал, что идеи (эйдосы) не могут предшествовать материальным чувственно воспринимаемым вещам. Идеи, по мнению Аристотеля, не могут существовать отдельно от вещей материального мира.

Основа бытия, по мнению Аристотеля, — это перво-материя. Это материя есть неопределенная субстанция. Эта материя еще не есть бытие, такую перво-материю еще даже нельзя назвать составляющей бытия. Перво-материя — это первая категория бытия. Перво-материя определяется через четыре основных элемента — воду, огонь, воздух, землю. Эти четыре элемента составляют первую ступень между перво-материей, которая чувственно не воспринимаема и реальным воспринимаемым бытием. Эти четыре элемента обладают свойствами, которые воспринимаются чувственно. Каждый из этих стихийных элементов обладают противоположными свойствами. Так, огонь есть сочетание теплого и сухого, воздух представляет собой сочетание теплого и влажного, вода есть сочетание холодного и влажного, а земля — это сочетание холодного и сухого.

Эти элементы, по мнению Аристотеля, представляют основу всех вещей. Но они могут заменять один другой, т.е. модифицироваться. Сами эти стихийные перво-элементы есть модификация перво-материи.

Любая вещь и реальное бытие, воплощенные через стихийные перво-элементы, обладают двумя сущностями:

  1. Первая сущность — это индивидуальное чувственно-познаваемое бытие
  2. Вторая сущность — это относится к родовому определению вещи. Аристотель их также называл видовые определения.

Первая сущность может быть постигнута чувствами и эмпирическим опытом. Таким образом, Аристотель в отличие от Платона признавал чувственное познание.

Вещи материального мира есть комбинация четырех стихийных перво-элементов.

Любая вещь это соединение материи и формы. Материя — это потенция существования вещей, вещество, из которых они создаются. Материя приводится в движение формой. Материя без формы пребывает в состоянии не-бытия, потенции. Действительность материи невозможна без формы. В вещах окружающего нас мира материя и форма соединены. Форма — это идеальное духовное начало в философии Аристотеля. Форма — это активное движущее начало.

Аристотель считал, что движение не существует отдельно от вещей. Движение не отделимо от самих вещей. Движение, присущее самим вещам, есть самодвижение. С другой стороны Аристотель выделял перводвигатель, которым является идеальная категория Бог. Бог служит внешней причиной всякого движения.

Всего Аристотель выделял 6 основных видов движения:

  • Возникновение
  • Гибель
  • Увеличение
  • Уменьшение
  • Перемена
  • Изменение

Внутреннее движение, присущее вещам, связано с изменением. Такое движение осуществляется благодаря наличию противоположностей в самом предмете. За счет движения осуществляется переход потенции в действительность.

Категории времени и пространства Аристотель также считал движением. Время — это движение по отношению к базовому моменту, пространство связано с перемещением тел друг относительно друга. Таким образом, пространство — это субъективная категория в философии Аристотеля.

Аристотель разработал концепцию причинности. Он считал, что существует четыре вида причин движения материи:

  • Материальная причина- связана с наличием самой материи
  • Формальная причина — связана с оформлением материи, перехода перво-материи в действительность
  • Активная причина- связана с движением, переходом возможности в действительность
  • Конечная (целевая) причина — это целенаправленное движение материи. Целевую, или конечную, причину можно понимать двояко. Либо это действие божественного сознания, того самого ума-перводвигателя, либо же это результат сознательной деятельности человека
Читать еще:  «Происхождение человека от обезьян» — предмет науки или веры?

Эта концепция Аристотеля есть первое в науке целенаправленное исследование причинно-следственных связей. Аристотель считал, что познание природы невозможно, если не известны причины движения, возникновения материи. Аристотель полагал, что для каждого явления или процесса характерен свой вид причинности. Каждая наука, следовательно, занимается определенным видом причинно-следственных связей.

Таким образом, для Аристотеля имеет значение не сама материя или форма (идея), но движение материи, возможное за счет формы. Таким образом, в философии Аристотеля мы видим текуче-сущностоное становление идеи. Идея несет оформляющую силу, за счет формы материя приобретает зрительно-ощутимый и смысловой образ. Основные онтологические принципы учения Аристотеля можно свести к следующим тезисам:

  • Каждая вещь есть материя
  • Каждая вещь есть форма
  • Каждая вещь имеет свое целевое назначение — энтилехию

Следовательно, каждая вещь рассматривается не сама по себе, а как то, что должно быть.

Космогония. Космос материальный, следовательно, также прибывает в движении. Внешней причиной движения космоса является Бог. Бог — это ум-перводвигатель, энергия космоса. Этот ум является самостоятельной категорией и не зависит от космоса. Этот ум охватывает решительно все в космосе. Для него не нужна внешняя причина существования, он сам себя мыслит и сам является причиной самого себя. Этот ум есть идеальное начало в философии Аристотеля, который трактуется как единое духовное целое, которое оформляет и осмысляет все материальное.

Следовательно, чувственно — материальный космос, приводимый в движение божественным умом — вечной идеей, все еще является главной категорией в философии Аристотеля. При этом активная движущая идея космоса есть творческое становящееся идеальное начало в учении Аристотеля.

Учение о душе.Аристотель считал, что душа не существует без материи. Душа, по мнению Аристотеля, есть основа движения для человека. Душа является и причиной существования тела. Аристотель, также как и Платон, осуществлял классификацию душ. Он выделял следующие виды души:

Список произведений философа

События биографии Аристотеля неотделимы от составления им множества научных трудов. Список его произведений огромен; есть и немало произведений, которые приписываются ему, но настоящее их авторство не установлено; или же они приписывались Аристотелю ранее, но сегодня учёные смогли определить подлинных авторов.

Вот некоторые из этих произведений:

  • «Категории»;
  • «Об истолковании»;
  • «Физика»;
  • «О небе»;
  • «Метеорологика»;
  • «История животных»;
  • «О душе»;
  • «Политика».

Философская система Аристотеля – государство

На основании учений Аристотеля есть возможность определить шесть основных видов государственной структуры. Ученый выделяет:

  • Политию – идеальную форму государственного устройства, в которой в умеренном количестве присутствует демократия и олигархия;
  • Охлократию – чрезмерный уровень демократии, державой руководит толпа;
  • Чрезмерную олигархию;
  • Аристократию;
  • Тиранию;
  • Монархию.

Учение Аристотеля было философской основой для разделения форм государства в древние времена.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философское учение Аристотеля

Аристотель дает следующую классификацию наук:

  1. Теоретические – основной тезис этой классификации: «знание ради знания»: физика, математика
  2. Практические — этика и политика
  3. Поэтические — творческие

Четыре причины:

  1. Материя – эта причина олицетворяет субстрат, то есть, исходный продукт, из которого впоследствии создается что либо. Материя не возникает и не исчезает, она вечна, неизменна, неделима. Примером первичной материи может служить воздух, огонь, вода, эфир, земля.
  2. Форма – цель, причина рождения каких-либо вещей из субстрата (какого либо материала)
  3. Действующая или производящая причина – причина, запечатляющая определенный момент времени, в который рождается вещь.
  4. Цель или конечная причина – целью каждой вещи должно быть благо.

Аристотель ввел в философский обиход понятие категории, значительно и упростив и усложнив в той же мере последующее обозначение концепций различного рода. Утверждая, что «человек мыслит категориями», Аристотель определял категории как наиболее общие понятия определения вещей либо явлений, но категории могут служить как общими, так и конкретными определениями. Например: Земля – общее (может иметься в виду любая земля, и планета, хотя не утверждается, что имеем в виду планету)→ Планета Земля – конкретное (конкретизируется). Далее, Планета Земля – общее → Страна Россия – конкретное. И так далее.

Категории Аристотелем и его последователями, так же и в средние века применялись для соотношения, отношения, для показания разницы между вещами, явлениями или какими бы то ни было теориями. Некоторые современные мыслители, научные деятели, философы сравнивают учение о категориях форм Аристотеля с теорией идей Платона, проводя меж ними параллель и с некоторых ракурсов отождествляя их.

Читать еще:  Охлобыстин церковь. Почему ивана охлобыстина отстранили от служения в церкви

Аристотель классифицировал систему категорий, назвав основной сущность или субстанцию. Остальные выведенные из субстанции категории являлись признаками последней.

Далее идет характеристика иерархии категорий и перечисление их в системе онтологичности знания. Рассмотрение с точки зрения бытия.

Итак, частей изначально было выделено девять:

  1. Количество
  2. Качество
  3. Отношение
  4. Место
  5. Обладание
  6. Положение
  7. Время
  8. Действие
  9. Страдание.

Позже, для простоты Аристотель оставил только три из них.

Первые понятия пространства и времени берут свое начало именно с философских взглядов Аристотеля:

  • Субстанциональная – пространство и время первоначала мира.
  • Реляционная — Согласно этой теории пространство и время не самостоятельные, а созданные из материи сущности.

Греческий философ Аристотель так же первый начал определять философию как систему научных знаний.

Бог как перводвигатель

По заключению Аристотеля движение мира – единый процесс. Но ничто не происходит само по себе. И первопричиной всего земного процесса движения служит Бог. Основной перводвигатель – Бог. Субстрат создающий все остальное и являющийся причиной и принципом всего, что есть на земле, другими словами. Но это вовсе не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство либо ислам, хотя человек недостаточно ознакомленный с данной теорией Аристотеля может понять все в ином свете). Этот принцип, скорее всего напоминающий четкий алгоритм движения всего и соотношения категориальных процессов, завершающихся и начинающихся вновь. Закономерность расписанная по дням и часам. Аналогом такой закономерности, может служить течение фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог являет в себе чистую форму и первую сущность. Божество – сверхчувствительная сущность, всеобъемлющая. В теории познания по Аристотелю Божество занимает первые места.

Идея души

Душа, по Аристотелю есть некая тесно связанная с физическим организмом субстанция, являющая и исполняющая регулятивный функционал. Тело и душа, по мнению философа, существуют нераздельно друг от друга. Душа, в свое время, также является источником (вероятно, аккумулирующим в телесной оболочке энергию). Душа похожа на форму, закономерно упорядоченную, гармоничную. Бытует мнение о том, что душу Аристотель соотносит и в некоторой степени отождествляет с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего закономерного человеческого организма, душа носит не только регулятивный характер, но и носит в себе аналитический функционал. Душа, это и центр, и вершина, и причина, и средство, и природный разум, данный человеку.

Теория познания и логика

Аристотель считал, что познание имеет своей целью бытие. В первичности познания чувственность и ощущения имеют значимый характер. Бытие, уподобляется воде замороженной в стакане. Если разбить стакан, вода будет держать форму. Так и бытие способно брать за основу предметы, копируя их в человеческом сознании, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе к реальному предмету либо явлению форма (бытие, копия) тем совершеннее знание и качественней познавательный характер.

Так же Аристотель знаменит как основоположник логики. И он же разрабатывая концепцию теории познания, углубляясь в нее создал так называемую классическую логику. Тут Аристотель вылепил формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение – классическая схема созданной Аристотелем основы логического мышления.

Законы логики Аристотеля:

  • Закон тождества
  • Закон противоречия
  • Закон исключенного третьего

На трех законах логики, выведенных Аристотелем, в наше время строятся множество философских, научных и даже теологических концепций и теорий.

Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях

Понятие «этика» (от греческого ethos) было тоже введено Аристотелем, для систематизации обозначения совокупности добродетелей, проявляющихся в характере индивида. С целью разграничения таких понятий, как добро и зло, хорошо и плохо и тд. Так же для разграничения более тонких духовных граней нравственности в жизни общества. Этика созданная Аристотелем обязана была подчеркивать характер добродетелей в человеке, направляя его таким образом, на «путь истинный». Этические добродетели играют роль свойства характера человека и его темперамента, их еще иногда называют качествами души.

Добродетели Аристотель классифицирует на:

  • Нравственные добродетели воплощают в себе состояние нормы. Утверждая: во всем нужно знать меру. Сам Аристотель говорит, что «…нравственные добродетели являют собой середину между избытком и недостатком». К нравственным добродетелям относятся: кротость, великодушие, величавость, умеренность, мужество, щедрость и тд.
  • Разумные добродетели появляются и получают свое развитие параллельно с интеллектуальным развитием.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector