0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Евангелие Вербного воскресенья: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев

Евангелие Вербного воскресенья: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике «Евангелия Великого поста». Евангелие шестой недели поста читала вместе с «Фомой» журналист Марина Борисова.

Евангелие от Иоанна, 7 глава

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

читать весь отрывок

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Когда тебе звонят и говорят: «А не могли бы вы эссе на евангельское чтение службы Входа Господня в Иерусалим?», первая мысль: «Да вы что? Кто я такая? Это дело святых отцов и ученых богословов». Поэтому никакого эссе я писать не буду. Я просто расскажу о том, что для меня Евангелие и этот конкретный отрывок — вдруг кому-то пригодится.

Нам, моему поколению, не повезло — нас некому было даже тайно водить в детстве в церковь. Мы не слышали молитв, нам читали вслух не жития святых, а «Голубую чашку» Гайдара — выше примера для воспитания наши родители и сами на знали. Когда я впервые, уже взрослой, попала на службу, была Пасха, и весь народ в храме пел пасхальные стихиры, а я слушала и удивлялась — как они умудрились запомнить такой длинный церковнославянский текст?

Когда я первый раз взяла в руки молитвослов, славянские слова молитв и псалмов «пробили» меня своей красотой. Но эмоции, даже самые сильные, недолговечны. А что дальше?

Вот все святые отцы учат: читайте Евангелие каждый день. Не то чтобы я была какая-то особенно тупая, но продиралась я к его пониманию, спотыкаясь на каждом шагу. Нет, в целом-то мне, вроде, все было понятно. Но там же сказано: «Что вы зовете меня: «Господи! Господи!» и не делаете того, что Я говорю?» (Лк 6:46). Значит, нужно делать. А для этого мало понять, даже с помощью святых отцов и богословов. Нужно как-то пропустить это все через себя, переварить, сделать своим, неотъемлемым. Помните? «И я пошел к Ангелу и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед» (Откр 10:9).

Как-то в записках Аделаиды Герцык «Подвальные очерки» наткнулась на слова приговоренного к расстрелу дворянина, сказанные им автору в подвале ЧК: «Мне кажутся дикими разговоры о Боге среди обыденной жизни. Евангелие — это сумасшедшая книга. И потому так трудно ее понять. Христос дает ответы вне времени, а спрашивают его люди, которые не могут перей­ти эту черту. И потому кажется, что они говорят о разных вещах и не понимают друг друга».

Но мне-то предлагается здесь, «во времени», жить по Евангелию. И начинается бесконечный внутренний диалог:

— Помнишь притчу о работниках одиннадцатого часа? Хозяин виноградника всем воздаст поровну — тем, кто с утра работал, и тем, кто пришел на закате.

— Но это же несправедливо!

— Это гораздо больше — это милосердно. Справедливость — это когда око за око, зуб за зуб. А в милосердии Божием все наше зло тонет.

— И добро. Поэтому мы ничего и не можем заработать, когда не приходи — с утра или к ночи. Все дается не в воздаяние, а даром. Как сама жизнь.

— А как же любовь к ближнему? Ведь христианство — это не только праздник с вербами и свечами. После входа в Иерусалим была Голгофа. А давалась бы эта любовь даром, кто бы не согласился стать христианином? Учи матчасть: слово Божие — меч обоюдоострый проникает до разделения души и духа, составов и мозгов. «И судит помышления и намерения сердечные»… До разделения души и духа — представляешь, как это страшно… и как больно?

Этот внутренний диалог идет у меня уже четвертый десяток лет и конца и края ему не видно. Единственное, что я, кажется, поняла — почему святые отцы велят читать Евангелие всю жизнь. Потому что оно не о том, что было две тысячи лет назад. И не о том, как из плохого стать хорошим. Оно вводит наше «сегодня» в область «вечного», той самой вечной жизни, которая не начинается когда-то после, а присутствует здесь и сейчас. Но вот это самое «сейчас» изо дня в день, из года в год у нас меняется, и мы меняемся вместе с ним. И снова и снова приходится продираться с этим грузом в «игольные уши».

Одно дело — объяснять, что воскресение Лазаря было прообразом грядущего общего воскресения, и совсем другое — на протяжении всей последней недели Великого поста день за днем постепенно приближаться к этой встрече жизни и смерти, видеть собственными глазами, чувствовать всем своим существом то, что передают слова апостола Иоанна: «Иисус. восскорбел духом и. прослезился» (Ин 11:33-35). Я не была в Вифании, у гроба, вместе с плачущими сестрами, но если я делаю усилие, это и для меня становится событием, частью моей жизни, моей памятью, моей радостью.

А дальше — Вход Господень в Иерусалим, сегодня почти новостное сообщение: о том, как истомленные «жаждой справедливости» люди «вышли на площадь», потому что поверили — вот он, тот вождь, который прямо сейчас эту справедливость установит. А как же? Он же за три года земной жизни совершил столько чудес, что, как говорит Иоанн Богослов, «если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Он только что воскресил мертвого, который уже начал разлагаться!

И вот уже «весь город пришел в движение», множество «народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Другие же «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»! Мало того: даже «из уст младенцев и грудных детей» раздавалась хвала. И тут дети — да, да, те самые, которые в первых рядах тех, кто за все хорошее против всего плохого… А с какой надеждой переживают ученики славу своего Учителя! Какие планы строят на будущее! Не пройдет и недели и они в страхе разбегутся, оставив Его одного и перед судом, и на кресте.

Читать еще:  День балтийского флота россии

Вход Господень в Иерусалим — один из самых трагических праздников церковного года. Казалось бы, Христос вступает в Святой Град, Его встречают ликующие толпы, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом — и все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит: «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. А потом продолжит свою «священную борьбу», пока не добьется, что римляне разнесут их Святой Град по кирпичику.

Народ искал земной свободы, земной победы, земной власти; его вожди хотели именно властвовать и побеждать. И что осталось от этого поколения? Что осталось от Римской империи? Что вообще осталось от всех тех, кто имели в руках власть и думали, что это навсегда? В лучшем случае — могилы, чаще — чистое поле.

«Се, оставляется дом ваш пуст». Все, пуст ваш храм, опустела душа.

Потому что единственное (в моем мироощущении), что может дать жизнь, сделать человеческое общество полноценным и помочь человеческой жизни устремиться к осмысленной цели, — это присутствие Живого Бога, дающего вечное содержание всему временному: Того Бога, Который настолько велик, что перед Ним нет ни великого, ни малого, и все — как в любви, когда так дороги и значительны сущие мелочи, а большие поступки иногда так ничтожны (в них, как утверждал Ремарк, «слишком много от мелодрамы, от искушения солгать»).

А всего-то и надо — понять, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное на земле, нет ничего. Что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Что нет ничтожных людей. Что страдание не может сломить человека, если только он умеет любить. Что от опустошенности жизни есть лекарство и Бог может заполнить Собой те глубины человеческие, которые ничем иным не заполнишь.

Так что мы, собственно, празднуем? То, что целый народ встречал Живого Бога, пришедшего с вестью о любви до конца — и отвернулся от Него, потому что не до любви было, потому что не любви искали, потому что страшно было так любить, как заповедал Христос, — до готовности жить для любви и умереть от любви? То что они предпочли, хотели, жаждали земного? И осталась пустыня, пустота, ничто?

Этот праздник — день страшного разлома: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни. А где же гармония?

Откуда же тогда эта «радость церковная», которая льется из служб Лазаревой субботы и Вербного воскресенья? Почему ликует воскресный Апостол: «Радуйтесь, и еще говорю вам — радуйтесь… мир, превосходящий всякое разумение»? О чем радоваться?

Да ни о чем! Просто радоваться Божьему присутствию и прикосновению к твоей душе — здесь и сейчас. Это радость преодоления страха смерти, рожденного суетой (ведь это когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она кажется невыносимым абсурдом, ужасом, а когда в душе тишина и счастье, она соприкасается с вечностью, а подобное познается подобным: «Во блаженном успении» — это слова счастливого человека).

Для того, собственно, и нужен Великий пост — чтобы отодвинуть на время всю эту суету, чтобы хоть раз в жизни реально ощутить, что с того момента, когда слышишь: «Веселися Вифания, дом Лазаря. » и «Заутра Христос приходит. », внешний мир становится как бы нереальным, и почти боль причиняет неизбежное соприкосновение с ним. Что реальность — там, в церкви, где с каждым днем все явственнее понимаешь, что означает ждать и почему христианская вера — прежде всего, ожидание и приготовление. «Праздник ожидания праздника».

Но на пути к этому Празднику, нужно еще пережить, пропустить через себя события Страстной седмицы. И — если по-настоящему, всерьез — это такое потрясение, что потом всю жизнь про себя усмехаешься, слыша досужие рассуждения о «строгом посте» Великой пятницы и Великой субботы: мне довелось это пережить лишь однажды, в самом начале моей церковной жизни, но я до сих пор помню, как после 12 евангелий ни пить, ни есть я просто не могла — кусок в горло не лез.

Вот только наша беда в том, что живем мы не в традиционном обществе, где Бог рядом и все, что касается Его, живо и напрямую касается и тебя. Современный человек готов признавать, что Он там где-то есть, что это важно, красиво, нравственно, но к его повседневной жизни это непосредственного отношения не имеет. У нас перед носом висит морковка (карьера, деньги, благополучие семьи, творчество, научные исследования, даже «светлое будущее человечества») которую непременно нужно заполучить любыми средствами. Вот только когда цель достигнута, оказывается, что это — всего лишь морковь.

А Евангелие, как сейчас говорят, буквально «взрывает мозг», выдергивает из этого привычного плоскостного быта в безмерность бытия. Это тот самый «разговор с Богом на ты». Не в том смысле, что «Бог у каждого свой». Или, что каждому Он говорит что-то свое. Нет, содержание этого разговора неизменно — оно вечно. Но с каждым — а мы все такие разные — Он говорит «в его меру», чтобы это вечное содержание дошло именно до него, вошло в его личную жизнь. Чтобы каждый имел возможность прочувствовать: вечность — это то, что было всегда и есть сейчас, вот в эту минуту. И к ней можно приобщиться прямо сейчас, не дожидаясь, когда умрешь.

Вам может быть интересно:

  1. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Беседа – преподобный Исаак Сирин Ниневийский
  2. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1Ин. 4:11–16) предлагается учение о любви Божией в связи с христианскою любовью к ближним. – епископ Виссарион (Нечаев)
  3. Для клира и народа – II. Указатель Евангельских и Апостольских чтений на все дни года – Иван Георгиевич Айвазов
  4. Собеседование о Псалмах – Собеседование 14 на псалом 81 – святитель Иоанн Златоуст
  5. Третья Пасха – 11-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ – Матвей Васильевич Барсов
  6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 148. Содержание 3-го и 4-го слова о богословии. – святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)
  7. Объяснения ежедневных домашних и некоторых повременных церковных молитв православного христианина, десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей о блаженстве – протоиерей Иоанн Бухарев
  8. Слова и речи. Том I – Слово в пятую неделю св. Великого поста – митрополит Никанор (Клементьевский)
  9. Sermons – On Blessing Of Holy Gifts – митрополит Антоний Су́рожский (Блум)
  10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Исаак I Комнин и Исаак II Ангел – профессор Александр Павлович Лопухин

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Евангелие в Вербное Воскресенье: Навстречу смерти твоей и моей. Вербное воскресенье: приметы и суеверия

Сообщение Fiolina » 07 фев 2018, 15:43

Вербное воскресенье – один из самых радостных и светлых православных праздников.
Каждый год, за неделю до Пасхи христиане отмечают один из самых радостных и светлых праздников – Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение) — двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от Пасхи. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страстей — Матфей (Мф. 21:7-11), Марк (Мк. 11:7-10), Лука (Лк. 19:36-38) и Иоанн (Ин. 12:12-15). Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для её празднования идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Читать еще:  «Предпразднуем, людие, Христово Рождество»

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий. У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни.

В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников», чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа. После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их. Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании. Вход Господень в Иерусалим был описан и другими четырьмя евангелистами, о нем повествуют и Марк (в 11-й главе своего Евангелия), и Лука (в 19-й главе), и Иоанн (в 12-й главе).

Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

Упоминание о празднике встречается ещё у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского, а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме. Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.

В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная Седмица. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

Когда освящать вербу

Итак, главным материальным символом праздника является букетик вербы, что касается символизма Вербного воскресенья, то о нем рассказывают во время проповеди после службы. Каждый священник к этому праздничному дню готовит свою проповедь, но в общем и целом они говорят о том, что встречать Господа и впускать его в свою жизнь нужно не только в дни больших церковных праздников, но и каждый день.

Веточки вербочки, окропленные святой водой в честь Вербного воскресенья на службе в храме, имеют целительную силу. Букетики принято хранить дома весь год, без воды они сохраняют свой первоначальный внешний вид. О том, какими целебными свойствами обладает верба, принесенная со службы в храме в Вербное воскресенье, написано в заключительной части этого материала, пока же хочется поговорить о том, когда вербу освящать.

На самом деле, уже вечером в Лазареву субботу в храмах проводится освящение вербы, но это можно будет сделать и после утренней службы непосредственно в Вербное воскресенье. Так что, тут каждый верующий решает, когда удобнее спокойно пойти в храм, чтобы отпраздновать эти прекрасные события праздничной субботы и воскресенья накануне Страстной недели Великого поста до наступления Пасхи Христовой.

Важно! Первое освящение вербы происходит именно после вечерней службы в Лазареву субботу. Считается, что когда служба ночью окончена и священник освятил вербочки, началось Вербное воскресенье. Всю службу нужно стоять с зажженными свечками.

Праздник Вербное воскресенье встречают тихо и мирно дома в семейном кругу. Все таки, идет Великий пост, когда развлечения и большие сборища еще под запретом. Кроме постных блюд на стол в этот праздник можно ставить рыбу.

Вербное воскресенье у католиков

У католиков перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим. Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Даты праздника Вербного воскресенья у православных христиан
2018 г — 1 апреля
2019 г — 21 апреля
2020 г — 12 апреля
2021 г — 25 апреля
2022 г — 17 апреля
2023 г — 9 апреля
2024 г — 28 апреля
2025 г — 13 апреля

Приметы на день Входа Господня в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Светлой Пасхи христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим, иначе говоря, Светлое Вербное Воскресенье. Четыре евангелиста в своих Евангелиях повествуют об этом событии. Они рассказывают, как Иисус Христос вступил в этот день на путь своих крестных страданий. Этот праздник издавна отмечается в христианском мире, поэтому приметы на Вербное Воскресение встречаются повсеместно. Вербным Воскресенье было названо, в связи с обычаем верующих украшать свой дом ветками ивовых растений, а также дарить друг другу вербовые букеты.

Ивовые растения были выбраны не случайно, поскольку они первыми зацветают в весенние месяцы и знаменуют собой те растения, ветвями которых иудеи встречали Иисуса Христа. Ежегодно дата праздника меняется и в 2021 году он выпадает на 24 апреля. Существует несколько названий данного праздника — Вход Господень в Иерусалим, Цветоносное Воскресенье и Неделя Ваий.

Прикладывая вербовые ветви к больному месту, следуя народным обычаям, даруешь человеку здоровье и скорейшее излечение. Нередко вербой легонько секут детей, придавая им здоровья и бодрости духа. На основе высушенных ветвей изготавливают лечебные снадобья и отвары, а также добавляют толченые почки в выпечку и кушания. В давние времена юношам надевались вербовые обереги и талисманы, которые придавали им мужества и отваги.

Дождливый праздник — хороший урожай!

Как и в другие Светлые праздники, народные приметы в этот день позволяют предсказать будущую погоду. Так, дождливое 5 апреля 2021 года будет предвещать хороший урожай. Верующим земледельцам следует молиться о таких благостях, ибо нет ничего лучше для них щедрых даров природы. Сухой погоды в праздник мало кто ждет, поскольку она предвещает скудость земли и отсутствие урожая.

Символ праздника — верба, нарывать веточки которой рекомендуется с молодых кустов у рек. Брать ветки с кустов на кладбище или с гнездами — грех. Приметы на Вербное Воскресенье накапливались в течение многих поколений и передавались из уст в уста. Так они из года в год проверялись сотнями лет. Способна порадовать земледельцев в 2021 году и пасмурная, но не дождливая погода на праздник. В таком случае урожай будет хороший, обильный, однако не превосходный.

Данная традиция существует и в 2021 году. Так, суеверия донесли до нас, что веточка вербы в доме исключала возможность попадания в него молнии. С помощью этого растения было проще потушить пожары и предотвратить дальнейшее возгорание. Если же бросить вербу в воду в период ледохода, она защитит от сильных паводков.

Читать еще:  Навигация древних скандинавов. Что такое «солнечный камень

Помимо прочего, верба наделяет верующих людей здоровьем, силой и мужеством, способностью пережить все невзгоды и несчастья. Она подарит в 2021 году удачу и успех своему обладателю, будет служить отличным оберегом и талисманом, а также прекрасным оздоравливающим средством.

Не работай — отдыхай!

5 апреля 2021 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, нельзя браться ни за какие дела и работы вне зависимости от погоды. Совершенно недопустимо проводить земельные работы, делать уборку и зарабатывать деньги. Народные приметы и суеверия передают, что нарушение таких правил является грехом и приведет к несчастьям. Нельзя в этот день и готовить кушания, делать шашлыки и прочие мясные блюда. В это время верующие соблюдают Великий Пост. Все приготовления к столу в честь Входа Господня в Иерусалим должны быть сделаны заранее, причем стол должен быть умеренным. Помимо постной пищи разрешается употреблять рыбу.

В этот праздник в 2021 году нельзя делать прически и ходить по магазинам. Ко всему прочему, как гласят народные предания, нельзя проводить никаких оздоравливающих ритуалов и даже запрещено причесываться. Все ритуалы, связанные со здоровьем, рекомендуется проводить за день до празднества. Накануне же праздника верующим рекомендуется произнести молитву «Отче наш», в этот момент держа в руках веточку вербы. В Светлое Вербное Воскресенье эту веточку следует освятить в церкви.

За день до Светлого Вербного Воскресенья рекомендуется заговаривать вербу. Таким образом, можно придать своему телу невероятного здоровья, очистить душу и привлечь себе удачу и финансовое благополучие. Посредством споласкивания волос в воде, с последующим ополаскиванием в ней вербы, легко придать им здорового блеска и красоты. Очень важно, чтобы волосы до этого момента долго причесывались. Совершать такой ритуал в Светлое Вербное Воскресенье запрещается.

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим

В последнее воскресенье перед Пасхой, которое в народе называют Вербным, вспоминается вход Господень в Иерусалим. В этом году Вербное воскресенье отмечается 21 апреля.
Этот день — наивысший момент земной, человеческой славы Христа: люди приветствовали Его, как царя, устилая Его путь одеждами и пальмовыми ветвями. Однако впереди было не земное торжество, а предательство ученика, страдания, смерть, и наконец — великая победа над смертью, во многом изменившая ход истории для всего человечества.

Что же происходило в тот день более двух тысяч лет назад?

Христос знал, что его ждет, но знал и то, что Он должен пострадать за грехи людские и искупить их. Поэтому Он пошел в Иерусалим. И его вход в город был не просто торжественным, но и глубоко символичным.

В Евангелии рассказывается, что апостолы, по велению Иисуса, взяли в Вифании молодого ослёнка и ослицу, и Иисус Христос въехал в Иерусалим верхом на осле.

Накануне этого произошло невиданное чудо — воскрешение из мертвых Лазаря, и народ, прослышавший об этом, встречал Его, как царя: на дорогу стелились одежды и бросались пальмовые ветви.

По иудейскому обычаю, пальмовая ветвь -это символ чистоты, праведности, пальмовыми ветвями чествовали победителей. Иисуса встречали ими, признавая Его Мессией.
Слышны были восклицания: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Так кричали дети, и это напомнило всем присутствовавшим пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испуганно попросили: «Скажи им – пусть замолчат», на что Иисус ответил: «Если они умолкнут, камни возопиют». Поэтому Вербное воскресенье считается отчасти детским праздником.

Ослик, кстати, был выбран не случайно: по восточным обычаям, въезд царя в город на осле — символ мира, а на коне — символ войны.

Христос тем самым показывает, что желает Иерусалиму мира. Именно на осле Иисус с родителями в младенчестве бежал от воинов Ирода в Египет.

Войдя затем в Иерусалимский храм, Иисус опрокинул столы торговцев, продававших сувениры, обереги и скот, прекратив их торговлю со словами: «Написано — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». В этот же день Христос исцелял слепых и хромых.

Однако триумф, как нам известно, был недолог. Его чествовали как Царя, но земного, а Он пришел Царем небесным. Даже ученики были уверены, что Иисус идет занять трон, ждали богатства и победы над земными врагами, а Он шел на Крест. Иисус действительно пришел сокрушить врага, но не земного: Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дав всем возможность спастись.

Иерусалим не был готов понять это, и крики «Осанна!» очень скоро, через несколько дней, сменились криками «Распни!».

И в наши дни христиане, чествуя в этот день Спасителя, в то же время находятся в ожидании наступления Страстной недели.

С IV века Вход Господень в Иерусалим отмечается как большой праздник христианами всех конфессий, называется он также Неделя ваий (пальм). Но в наших широтах не только не растут пальмы, но и любых зеленых ветвей в эту весеннюю пору еще обычно не встретить. Поэтому издавна в России и других «северных» странах заменяли пальмовые ветви веточками вербы – ее пушистые шарики как раз в эту пору покрываются золотистым цветом. А сам праздник в народе получил название Вербного воскресенья (в Болгарии и Белоруссии – Вербница).

Интересно, что в России в XVI-XVII вв существовал специальный, весьма пышный обряд «Шествие на осляти», посвященный этим Евангельским событям: Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы сам царь.

Позднее одной из традиций накануне Вербного воскресенья стали вербные базары. Особенно много на них было товаров для детей – игрушки, книги, сласти. И, конечно же, связанных в пучки веточек вербы. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка, называвшегося «вербный херувим».

В наши дни верующие просто освящают в храме веточки вербы — в память о тех далеких событиях.

Верба, заменяющая сегодня пальму – это символ встречи Спасителя. Во время всенощного бдения молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи. Как правило, в этот день даже погода бывает ясной!

На утрене читается особая молитва на благословение «ваий»: « Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани». После этого вербы окропляются святой водой. У православных христиан есть традиция хранить освящённые вербы в течение всего года, обычно рядом с иконами. Народные же приметы о том, что веточками вербы надо стукнуть друг друга «для здоровья» или «на счастье» — просто суеверия, их Церковь призывает не придерживаться.

Вербное воскресенье – преддверие трагических дней Страстной седмицы. Но в то же время это предчувствие близкой Пасхи, ожидание светлого Воскресения.

Их-то Господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведёт за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у тех-то Господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенён тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок, —
А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

А у этих Господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —
Но наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.

Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом. Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.

Митрополит Антоний Сурожский

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector