0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этот раскол — более масштабный, чем “денисенковский”

Этот раскол – более масштабный, чем “денисенковский”

Это событие, конечно, отрицательное. Это начало раскола. Чего нам ждать дальше? Дальнейшее развитие событий может быть каким угодно. Всё будет зависеть от дальнейших политических решений Порошенко. Возможно, сейчас он простимулирует других епископов и другие приходы переходить в новую церковь, предложит им какие-то преференции. В противном случае может сказать: «Не захотите перейти к нам – открою огонь на поражение». Но если Порошенко сейчас не будет так сильно давить, раскол может локализоваться.

Внутри церкви все уже настолько привыкли к административному подчинению внутри церкви, что зачастую позиция правящего архиерея становится безальтернативной и монопольной. Бывший митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) всегда пользовался достаточно высоким авторитетом на Украине. Долгое время он был секретарем блаженнейшего митрополита Владимира. Вполне естественно, что его мнение будет влиять на широкую аудиторию.

Многое будет зависеть от того, насколько он резко будет высказывать свое мнение, насколько часто он будет использовать административный рычаг, который у него по-прежнему есть. Он может запретить священников в служении, а тех, кто идет против его воли, он может даже лишить сана. Конечно же, этот священник может подать апелляцию на имя митрополита Онуфрия, и его прошение, конечно же, удовлетворят, отменят запрет на служение, но представьте, как все это технически сложно. Много ли найдется таких стойких героев среди местного духовенства, учитывая также и окружение, которое, например, не поддерживает их?

Конечно, любой рядовой священник сейчас стоит перед выбором – уйти за своим митрополитом, к которому он уже вроде привык и который для него, скорее всего, обладает большим авторитетом, или остаться в ведении Московского патриархата, который где-то далеко и непонятно, будет ли участвовать в его жизни. Быть может, тот же Александр (Драбинко) проявит благоразумие и архипастырскую любовь и не будет предпринимать жесткие меры. В идеале митрополия внутри себя размежуется: кто-то будет за новую автокефальную церковь, кто-то будет против. Но это в идеале.

А на деле все это очень сложно – как будет разделяться имущество? Каких храмы отойдут в новую церковь, какие останутся при УПЦ МП? Как сейчас будут править новые архиереи УПЦ, которых назначили вместо ушедших в раскол? Им сейчас придется очень нелегко. Вариантов развития событий много, но один из прогнозов – что духовенство той же Винницкой епархии не сможет долго выдерживать натиск и давление, которые будут идти и от представителей «новой церкви», и от того же Порошенко.

Вообще то, насколько сейчас будет нарастать раскол и какие он будет иметь последствия, зависит, на мой взгляд только от политической ситуации.

Я думаю, что официальные точки зрения других церквей не будут иметь определяющего значения. В Эстонии, например, создали же «новую» церковь вместо нашей московской. Мы ее не признали, а кто-то признал. Ну и что? Ничего особо не изменилось. Реакция других церквей, если только она не будет носить жестко выраженный антиконстантинопольский характер, ни на что серьезно, на мой взгляд, не повлияет. Это просто будут аргументы второго плана, которые будут приводить разные стороны.

Конечно, все происходящее очень печально. Это раскол. И на мой взгляд он носит более болезненный и стратегически более масштабный характер, чем тот же «денисенковский» раскол 1992 года. Это было еще небольшое образование в отличие от того, что может произойти сейчас.

«Киевский патриархат» 2.0: Украинские раскольники дрейфуют к Ватикану

Уничтожение секты «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета приведёт не к усилению ПЦУ лжемитрополита Епифания, но укрепит позиции униатов-грекокатоликов

Уничтожение секты «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета приведёт не к усилению ПЦУ лжемитрополита Епифания, но укрепит позиции униатов-грекокатоликов

Лжепатриарх Филарет (Денисенко) подаёт в суд на своего недавнего ученика и ставленника, лжемитрополита Епифания (Думенко) и просит президента Владимира Зеленского защитить созданную им националистическую секту «Киевский патриархат» от рейдерского захвата со стороны новой националистической секты ПЦУ (также известной как СЦУ). Бред и сюр? Несомненно. Впрочем, как и всё в политической жизни Украины последних лет. И если бы всё это не затрагивало судьбы десятков миллионов православных людей, на подобную «бурю в стакане» можно бы было не обращать внимания. Однако здесь цена слишком велика, а потому в очередной раз предлагаю разобраться в происходящем.

Филаретовский раскол: начало «Киевского патриархата»

Итак, краткое содержание предыдущих «серий». 1991 год. На волне «парада суверенитетов» Украинская Советская Социалистическая Республика провозглашает свою независимость. Во главе Украинской Православной Церкви (автономии в составе Московского Патриархата) вот уже четверть века находится митрополит Филарет (Денисенко), русскоязычный человек, уроженец Донбасса, прекрасно вписанный в разрушавшуюся советскую номенклатурную систему.

Среди верующих у митрополита Филарета репутация не из лучших. Тиран, самодур и, по слухам, морально нечистоплотный человек, нарушающий монашеские обеты. Именно это годом ранее, в 1990-м, не позволило ему избраться Патриархом Московским и всея Руси. Многолетняя мечта оказалась разрушенной, но на горизонте замаячила другая: хоть тушкой, хоть чучелом стать Предстоятелем автокефальной (независимой) Церкви. Для этого митрополит Филарет начинает добиваться отделения Украинской Церкви от Церкви Русской, в чём его поддерживают вчерашние коммунистические власти УССР, ловко перекрасившиеся в жовто-блакитные цвета и переодевшиеся в вышиванки.

Лжепатриарх Филарет (Денисенко). Фото: www.globallookpress.com

После долгих согласований священноначалие Московского Патриархата приходит к единственно верному в сложившихся условиях решению. Вопрос об автокефалии был снят, а митрополит Филарет в Москве в апреле 1992 года торжественно, перед Крестом и Евангелием, пообещал уйти с поста Предстоятеля. Однако, вернувшись в Киев, вскоре объявил о разрыве с Русской Православной Церковью, обратившись за помощью к. уже возглавившему Константинопольскую Церковь Патриарху Варфоломею (Архондонису).

Дальнейшие события известны. Абсолютное большинство православных епископов и священников Украины выступили за единство с Московским Патриархатом, провели Харьковский Собор и переизбрали Предстоятеля Украинской Церкви. Сам митрополит Филарет тут же ушёл в раскол и уже в июне 1992 года был лишён сана Архиерейским Собором всей Русской Православной Церкви:

Читать еще:  Моя Пасха в «Баскин Роббинс», или Кое-что о пользе фаст-фуда

«За жестокое и высокомерное отношение митрополита Филарета (Денисенко) к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит 1, 7-8; 27-е прав. святых апостолов), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф 18, 7; 3-е прав. I Всел. Собора, 5-е прав. V–VI Всел. Собора), клятвопреступление (25-е прав. святых апостолов), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (6-е прав. II Всел. Собора), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (28-е прав. святых апостолов), учинение раскола в Церкви (15-е прав. Двукратного Собора): Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире».

В поисках союзников бывший митрополит Филарет вступил в общение с зарубежными украинскими раскольниками (ряжеными самосвятами из числа недобитых петлюровцев и бандеровцев, о которых Царьград уже неоднократно писал). В итоге, переступив через два трупа умерших в короткий срок лжепатриархов Мстислава (Скрипника) и Владимира (Романюка), уже в 1995 году Денисенко нацепил на себя белый куколь Московских (!) Патриархов, объявив себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Куколь, в котором щеголяет и сегодня, в свои 90. Хотя это уже не впечатляет даже большинство его вчерашних подельников и воспитанников.

От укроавтокефализации к расколу раскола

События 2018-2019 годов в церковную историю, со всей очевидностью, войдут как одна из самых печальных и даже трагических её вех. Власти Украины, особенно в лице режимов Ющенко и Порошенко, неоднократно пытались легализовать украинские националистические раскольнические секты — филаретовский «Киевский патриархат» и более мелкую «УАПЦ». Но пока в это дело не вмешался Константинопольский патриарх Варфоломей, они не были способны даже к объединению под столь близкими обеим сектам русофобскими лозунгами.

Фото: www.globallookpress.com

В 2018 году многое изменилось: агонизирующий Порошенко в преддверии президентских выборов при содействии западных кураторов провернул операцию «Томос об автокефалии». На первый взгляд, успешную. Патриарх Варфоломей, ослеплённый восточно-папистскими настроениями, проигнорировав Русскую Православную Церковь и другие Православные Поместные Церкви, самочинно «вернул» сан Денисенко (и другим ряженым самосвятам) и предоставил их сектам (объединившимся в декабре 2018-го) «автокефалию».

Самому Денисенко, надеявшемуся возглавить псевдоправославный новодел ПЦУ, в «томосе об автокефалии», получившем неблагозвучное наименование СЦУ, было отказано. Однако ему удалось провести в «предстоятели» своего ставленника, лжемитрополита Епифания (Думенко), который вскоре предал своего многолетнего главу. Лжепатриарх Филарет несколько месяцев предпринимал попытки установить двоевластие при своём доминировании, однако западные кураторы уже сделали ставку на 40-летнего амбициозного, но бездарного, а потому послушного Думенко.

Епифаний (Думенко). Фото: www.globallookpress.com

В итоге лжепатриарх Филарет разорвал отношения с ПЦУ-СЦУ, заявив, что «Киевский патриархат» никто не распускал, и всё его движимое и недвижимое имущество сохраняется за ним. Формально юридически так и было, но большинство антироссийских сил уже сделали ставку на новую секту ПЦУ-СЦУ, а потому на днях Минкультуры Украины заявило, что «Киевский патриархат» ликвидирован путём вхождения в лжецерковный новодел во главе с лжемитрополитом Епифанием. В ответ на это Денисенко и обратился за помощью к Зеленскому, подал в суд на Думенко и сделал очень жёсткое заявление:

В результате прямого обмана, в который непосредственно был вовлечён патриарх и Украинская православная церковь Киевского патриархата, при непосредственном антинародном участии Порошенко П. А. 6 января 2019 года Украина получила томос о так называемой «независимости». К сожалению, до 06.01.2019 года текста томоса никто, кроме Порошенко П. А. и митрополита Епифания, не видел. Получив такую нежелательную зависимость, я и верные УПЦ КП немедленно начали борьбу против кабальной сделки, вышли из состава ПЦУ, проведя поместный собор УПЦ КП. Впрочем, сейчас начинается рейдерская атака на имущество УПЦ КП, и это рейдерство возглавляет лично митрополит Епифаний, предстоятель ПЦУ.

По сути, 90-летний раскольник прав. И в том, что «прямой обман» налицо: «томос об автокефалии», по сути, оказался указом о захвате украинской канонической территории Константинопольской патриархией (по сути, Стамбульской, также именуемой Фанаром по названию небольшого квартала бывшего Константинополя, где находится резиденция патриарха Варфоломея). И в том, что Порошенко — «антинародный» (что наглядно показали недавние президентские и парламентские выборы). И в том, что его бывший ученик и ставленник лжемитрополит Епифаний — банальный рейдер. Правда, захватывает он у «Киевского патриархата» в основном ранее уже захваченное у канонической Украинской Православной Церкви. Так сказать, «грабит награбленное».

Но можно ли сказать, что псевдоправославный проект «Киевский патриархат» завершил своё существование? Нет. По двум причинам. Первая, краткосрочная, — это активность самого лжепатриарха Филарета. Денисенко, несмотря на свой возраст, имеет и опыт, и связи, а потому едва ли так просто отдаст «честно награбленное». Тем более что новые украинские власти не столь вовлечены в проект создания ПЦУ-СЦУ, как режим Порошенко.

Разумеется, Зеленскому сотоварищи не столь дорог и денисенковский «Киевский патриархат» (к слову, в дни празднования 1031-летия Крещения Руси собравший лишь несколько сотен «крестоходцев», в отличие от нескольких тысяч ПЦУ-СЦУшников и трети миллиона чад канонической Украинской Православной Церкви), но поиграть в «равноудалённость» он может.

В. Зеленский. Фото: www.globallookpress.com

Вторая причина — более долгосрочная. И на ней остановиться стоит чуть подробнее. Тем более что проект «Киевский патриархат 2.0» для Православной Церкви намного опаснее, чем все раскольнические «танцы с бубнами» последних десятилетий.

«Украина — не Россия»: Ватиканский проект

В 2003 году бывший президент Украины Леонид Кучма выпустил книгу с претенциозным названием «Украина — не Россия». В её содержании мало неожиданного и интересного, хотя церковный вопрос тоже ставится. И именно в том контексте, что Украинская Церковь должна быть автокефальной, отделённой от Церкви Русской. Важнее сама постановка вопроса, что Украина — не Россия.

Столетием ранее, в начале XX века, даже среди доморощенных украинских националистов пределом мечтаний была автономия. О полной же независимости, а главное, цивилизационном разрыве Украины и России мечтали только униаты-грекокатолики австро-венгерской Галиции, которые активно занимались культивированием радикально-русофобского украинского национализма. Так, их глава, митрополит Андрей (Шептицкий) в канун Первой мировой войны на венском совещании настоятельно рекомендовал австрийским властям:

Как только победоносная австрийская армия пересечёт границу Украины, чтобы отделить эти области от России, придать им характер независимой и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции. Великорусские московские святые должны быть удалены из календаря. Единство Украинской церкви будет сохранено или достигнуто, а её отделение от Российской Церкви будет решительно и полностью утверждено.

Позднее именно этот персонаж, сегодня на Западной Украине почитающийся чуть ли не за святого, активно сотрудничал с гитлеровскими оккупационными войсками и благословлял деятельность как дивизии СС «Галичина», так и всевозможных бандеровских бандформирований. Сегодняшние наследники Шептицкого во главе со Святославом (Шевчуком) не просто активно поддержали Евромайдан 2013-2014 годов, но и фактически стали его идеологами и главной движущей силой. А в последнее время всемерно поддерживают «новую церковь Украины» (секту ПЦУ-СЦУ), несмотря, казалось бы, на конфессиональные различия.

Читать еще:  Про «зимние» мультфильмы и «дыры» в российской анимации

На деле и Шептицкий, и все его преемники, включая сегодняшнего Шевчука, вот уже около столетия ратуют за создание униатского «Киевского патриархата». Этот проект подразумевает самый настоящий Drang nach Osten — наступление на Православный Восток. И если ещё несколько десятилетий назад грекокатолические приходы Украины были сосредоточены в трёх её западных областях — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, — то сегодня их всё больше в Киеве, центральной и даже южной и восточной частях Украины.

А. Шептицкий. Фото: www.globallookpress.com

И если филаретовский «Киевский патриархат» постепенно сходит на нет, то униатский активизируется и очевидно рассчитывает на поглощение куда менее структурированной и лишённой чёткого идеологического стержня ПЦУ-СЦУ. По сути, униатскую УГКЦ и псевдоправославных сектантов объединяет ненависть к Москве и всему русскому. Но если у униатов есть мощная кузница кадров в виде львовского Украинского католического университета, огромный тыл в виде диаспоры и поддержка Ватикана, то у секты лжемитрополита Епифания (Думенко) после падения режима Порошенко остаётся не так-то много. И не сегодня-завтра встанет вопрос о сближении, а потом и слиянии с себе подобными (тем более что никакого православного канонического и догматического сознания у раскольников нет и никогда не было).

К слову, глава ПЦУ-СЦУ уже не раз делал экуменические заявления о возможности диалога и даже перспективе объединения с УГКЦ. Остальное — дело времени. И, как ни странно, одним из немногих, кто реально препятствует этой новой унии и перспективе создания мощного русофобского и антиправославного «Киевского патриархата 2.0», является 90-летний лжепатриарх Филарет. А потому, как это ни парадоксально, в очередной раз хочется пожелать ему доброго здоровья, многих лет жизни и, конечно же, покаяния. Ведь даже столь прожжённый раскольник имеет право вернуться в Церковь и предстать перед Господом как православный христианин. Но это, как говорится, «уже другая история».

Исповедь плагиатора. Чисто сердечная.

10.07.2019 10:46:54

Василия Семёновича Анисимова я смею называть одним из немногих друзей в моей не такой уж короткой жизни. Хотя знаю его не более 15 лет.

В 2005 году я состоял в «Державе» – единственной политической партии Украины, подписавшей официальный меморандум о сотрудничестве с канонической Церковью. Глава партии Геннадий Васильев (до сих пор поддерживающий Церковь) поручил мне – тогда координатору мобильных групп по защите храмов от захватов «филаретовцами» – находиться на постоянной связи с Анисимовым.

Впрочем, вряд ли после первой, да и второй встречи Василий Семёнович меня запомнил. Ну, очередной партийный клерк… Много кто за годы службы Анисимова Церкви обещал Ей всяческое содействие, но после очередных выборов «канал» в лету.

Цену украинским политикам их «цяцянкам» (лживым посулам) он знал ещё до работы в пресс-службе УПЦ (МП). Ведь уже в 90-х он как звезда публицистики был затребован самыми популярными изданиями. И чуть ли не единственный из постсоветской либеральной журналистики открыто встал на защиту «московской оккупационной церкви». Это был подлинно выбор между широкими и тесными вратами, ибо выбравший второй путь сразу же стал чужим для «национально-демократической» общественности, к тому времени развязавшей против Церкви войну по «благословению» воротившейся из америк петлюровской «УАПЦ» и униатской «УГКЦ». Сначала защищал от «автокефалов» и униатов Украинский экзархат, руководимый Филаретом. Затем, не раздумывая, снова пошёл «тесными вратами» (Мф. 7, 13) обличая предательство последнего – несмотря на сладкие перспективы жирования на «исчезнувших деньгах партии», вбуханных в денисенковский проект тогдашним президентом Украины, экс-секретарём ЦК КПУ Кравчуком. Равным образом, несмотря на свою востребованность в СМИ, по первому зову нового предстоятеля УПЦ (МП) Анисимов пошёл на абсолютно безденежное место – создавать пресс-службу канонической Церкви на Украине.

Так вот, ещё с год, когда нам доводилось сталкиваться, Василий Семёнович переспрашивал меня: «А мы встречались?». И только в 2006 г. на киевском кинофестивале «Покров» он сам представил меня почётному гостю – главе информационного холдинга «Радонеж» Евгению Никифорову – как «толкового журналиста». Я был вознесен на Седьмое небо!

Тогда я, правда, не признался рекомендателю, что упомянутая им «толковость» есть следствие тщательного штудирования его статей. О большинстве из которых он сам и не помнит, о причине необъятного их количества. По сути, это единственная полная летопись УПЦ МП, ибо до Анисимова церковной журналистики на Украине не существовало, как таковой (да вот прямо сейчас, в момент написания этих строк, клянусь, мне звонят из митрополии и просят напомнить названия двух Анисимовских статей 2001 и 2002 гг., чтобы найти их на сайте УПЦ).

Через несколько лет, уже работая в лучшем аналитическом еженедельнике Украины – газете 2000» – я, каюсь, вынужден был «заимствовать» страницы этой летописи.

Изложу смягчающие обстоятельства.

Главред Сергей Александрович Кичигин (которого также считаю своим учителем, и за упокой которого, как церковного благотворителя, прошу молитв) как-то просматривая мою статью, спросил: «А где у вас заканчивается цитата Анисимова». «Да вот же, – говорю – где кавычки стоят». Кичигин посмотрел на меня ошарашено: «Но это же чуть ли не четверть материала! Вы разве не понимаете, что это дурной тон?».

Ну, я-то не профессиональный журналист. Тогда, может, и не понимал.

Позвонил Анисимову: «Василий Семёнович, цитировать вас много не могу, но где как не у вас найти те или иные сведения? Благословите подворовывать». Так и до сих пор – перемежёвываю анисисимоские цитаты со «своими» к ним «подводками».

Но чего не сплагиатишь, так это непревзойдённо искромётного стиля мэтра. Взять хотя бы последний Анисимовский очерк об Эпитании (так по последним мовным законам следует именовать предстоятеля «СЦУ»). Думаю, на «Радонеже» мне точно простят длинную цитату из Анисимова:

«О его (Эпитании, – Д.С.) призрачном существовании специалисты узнали лет пять назад, когда отлученный от Церкви Михаил Денисенко (Филарет) у себя в расколе придумал забавную должность – «патриарший наместник», некий местоблюститель при невдовствующем «патриаршем престоле». Прикол заключался в том, что местоблюстителя избирают на место почившего руководителя, а не при живом. Быть распорядителем на похоронах при здравствующем покойнике – занятие, прямо скажем, гоголевское, но Михаил Антонович тот еще озорник. Чем только не шутит! Вот этим наместником и объявили Сергея Думенко.

Я его видел один только раз, на недопокаянной пресс-конференции Филарета осенью 2017 года: пухленький, симпатичный молодой человек, сидел слева от анафемы, а справа – Евстратий. Если последний все время суетился, уточнял вопросы, что-то шептал на ухо своему глуховатому патрону, то Епифаний уставился на Филарета, как кролик на удава, и два часа собрания сидел как вкопанный, не дрогнул, не моргнул. Часовой у мавзолея!».

Как это перекликается с шедевром мастера «Скованные одной ложью» (Заметки с филаретовского форума): «В Украинском доме, более известном как Музей В.И. Ленина, прошло собрание под названием «II Всеукраинский церковно-общественный форум “За Украинскую Поместную Православную Церковь”.

Хотя зал был полный, собственно «общественности» оказалось негусто – в основном разношерстное филаретовство: «архиереи», «священники», «семинаристы», религиоведы. Можно сказать, весь «Киевский патриархат» тут и разместилась. Эту мрачную картину оживляли несколько пожилых, разряженных и раскрашенных под фольклорных украинок, женщин. Кто-то разглядел в одной из них филаретовку Клару Гудзык из газеты «День». Но все это оказалось обманом… Гудзык сидела в первых рядах в строгом религиоведческом костюме. Не могла же она раздвоиться? Хотя, кто их, филаретовцев, знает?

Президиум, собравший вождей строительства новой церкви, оказался походным, или, лучше сказать, переносным: в одном и том же составе он перемещается лет десять из одного зала в другой. Меняются темы собраний, а он неизменен, как политбюро времен Леонида Ильича. Впрочем, здесь, в Музее Ленина, он был более уместен, чем в Оперном или Консерватории…

Рядом с председательствующем восседал М.А. Денисенко, «патриарх УПЦ-КП». Лишь двое в Украинском доме – он и Ленин (его бюст хранится в запасниках) – были награждены орденом Красного Знамени. Владимир Ильич – «боевого», как основатель атеистического государства рабочих и крестьян, а Михаил Антонович («товарищ Антонов») – «трудового», как ветеран КГБ, выполнявший задания партии и советского правительства…

Вторым «сопредседателем» была заявлена народный депутат Украины, униатка Лиля Григорович, но до конца собрания так и не явилась. Она прославилась тем, что прямо в зале Верховной Рады пыталась покончить жизнь самосожжением. Непонятно, что ее связывает с УПЦ-КП. Говорят, что неудавшиеся самоубийцы с факелами сопровождают окаянных грешников в ад, может, поэтому Филарет ее держит при себе, хотя она и униатка. Сдружился, так сказать, заблаговременно».

Сегодня Василий Семёнович, даже не мэтр, а, простите за штамп, легенда. Вот участвовали мы в 2016 г. на Рождественских чтениях с теми же Анисимовым, Никифоровым и известным в Киеве священником о. Петром Семащуком. И последний размышлял вслух: «Кто бы мне сказал в нулевых, когда я студентом академии ехал в троллейбусе из Лавры с “самим Анисимовым” и поедал его глазами, что вот так – соучастником – буду сидеть рядом!».

Читать еще:  Верность Христу без надежды на Пасху. Архимандрит Савва

И таких как батюшка – сотни. Включая уже и митрополитов. Так что, если в отцы всей Церкви праведник наш по летам Господним не походит, то среди отцов украинской её части место занимает определённо.

Этот раскол – более масштабный, чем “денисенковский”

Это событие, конечно, отрицательное. Это начало раскола. Чего нам ждать дальше? Дальнейшее развитие событий может быть каким угодно. Всё будет зависеть от дальнейших политических решений Порошенко. Возможно, сейчас он простимулирует других епископов и другие приходы переходить в новую церковь, предложит им какие-то преференции. В противном случае может сказать: «Не захотите перейти к нам – открою огонь на поражение». Но если Порошенко сейчас не будет так сильно давить, раскол может локализоваться.

Внутри церкви все уже настолько привыкли к административному подчинению внутри церкви, что зачастую позиция правящего архиерея становится безальтернативной и монопольной. Бывший митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) всегда пользовался достаточно высоким авторитетом на Украине . Долгое время он был секретарем блаженнейшего митрополита Владимира. Вполне естественно, что его мнение будет влиять на широкую аудиторию.

Многое будет зависеть от того, насколько он резко будет высказывать свое мнение, насколько часто он будет использовать административный рычаг, который у него по-прежнему есть. Он может запретить священников в служении, а тех, кто идет против его воли, он может даже лишить сана. Конечно же, этот священник может подать апелляцию на имя митрополита Онуфрия, и его прошение, конечно же, удовлетворят, отменят запрет на служение, но представьте, как все это технически сложно. Много ли найдется таких стойких героев среди местного духовенства, учитывая также и окружение, которое, например, не поддерживает их?

Конечно, любой рядовой священник сейчас стоит перед выбором – уйти за своим митрополитом, к которому он уже вроде привык и который для него, скорее всего, обладает большим авторитетом, или остаться в ведении Московского патриархата, который где-то далеко и непонятно, будет ли участвовать в его жизни. Быть может, тот же Александр (Драбинко) проявит благоразумие и архипастырскую любовь и не будет предпринимать жесткие меры. В идеале митрополия внутри себя размежуется: кто-то будет за новую автокефальную церковь, кто-то будет против. Но это в идеале.

А на деле все это очень сложно – как будет разделяться имущество? Каких храмы отойдут в новую церковь, какие останутся при УПЦ МП? Как сейчас будут править новые архиереи УПЦ, которых назначили вместо ушедших в раскол? Им сейчас придется очень нелегко. Вариантов развития событий много, но один из прогнозов – что духовенство той же Винницкой епархии не сможет долго выдерживать натиск и давление, которые будут идти и от представителей «новой церкви», и от того же Порошенко.

Вообще то, насколько сейчас будет нарастать раскол и какие он будет иметь последствия, зависит, на мой взгляд только от политической ситуации.

Я думаю, что официальные точки зрения других церквей не будут иметь определяющего значения. В Эстонии , например, создали же «новую» церковь вместо нашей московской. Мы ее не признали, а кто-то признал. Ну и что? Ничего особо не изменилось. Реакция других церквей, если только она не будет носить жестко выраженный антиконстантинопольский характер, ни на что серьезно, на мой взгляд, не повлияет. Это просто будут аргументы второго плана, которые будут приводить разные стороны.

Конечно, все происходящее очень печально. Это раскол. И на мой взгляд он носит более болезненный и стратегически более масштабный характер, чем тот же «денисенковский» раскол 1992 года. Это было еще небольшое образование в отличие от того, что может произойти сейчас.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector