0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли у православных «папа» и как выбрать между браком и монастырем

Не жить завтрашним браком

Мнение священника

Современное общество предлагает много способов устроения личной жизни: не понравилось жить вместе – можно разойтись, надоело жить в одиночестве – можно снова вступить в брак. Так ли легко решение этой проблемы? Почему надежды не всегда сбываются? Какие трудности ждут тех, кто решился на повторный брак? Предлагаем вашему вниманию мнение священника Павла Гумерова, автора книг о семье и браке «Он и Она», «Малая церковь» и других, которым он поделился в интервью журналу для родителей «Виноград».

– По церковным канонам и Священному Писанию христианину разрешается вступать в повторный брак в двух случаях: когда человек теряет свою «половинку», то есть становится вдовицей или вдовцом, и в случае супружеской измены – тогда потерпевшей стороне разрешается найти себе нового супруга, а на виновника накладывается епитимья (определенное духовное средство для исправления), и ему запрещается какое-то время вступать в новый брак. До революции такая епитимья длилась долго, и часто супруг, совершивший прелюбодеяние, в итоге до конца своих дней в новый брак вступить не мог.

То, как относится Церковь ко второму браку сейчас, – очень большое снисхождение к немощи человеческой. Почему Церковь делает это снисхождение? Большинство людей приходят к сознательной вере, к церковной жизни, наделав огромное количество ошибок. В том числе и в семейной жизни. Народ наш оторван не только от духовных корней, но и от нормальных, правильных семейных традиций. В России в течение 70 лет ставился жестокий эксперимент по превращению людей в «Иванов, не помнящих родства», «хомо советикус» без корней, без рода и племени: лучшие представители нации уничтожались, после революции истребили целые сословия: дворянство, купечество, царское офицерство, духовенства почти не осталось. Основа тогдашнего общества – крестьянская община – тоже была уничтожена. Вытравливалась вера, велась антицерковная пропаганда, в итоге мы оказались в обществе, не знающем Божьих законов. Сейчас у нас начался какой-то возврат к традициям, но и сегодня у нас немногие молодые люди имеют представление о православном воспитании. Неудивительно, что и до брака, и в первом браке они совершают множество ошибок, грехов. Я бы никому не советовал вступать во второй брак, если есть хоть малейшая возможность сохранить первый. Но если человек уже развелся и создал новую семью, то нужно принять это как данность, – не разводиться же снова.

– Но ведь известно, что, по статистике, второй брак считается более устойчивым?

– На этот вопрос я отвечу также вопросом: а в чем заключается эта устойчивость? Как ее измерить? На чем основана такая статистика? Берется общее число разводов в стране, и дальше смотрят: сколько людей развелось после первого брака, сколько после второго, третьего и т. д. Естественно, что после первого брака люди разводятся чаще. Большой процент первых браков оказывается непрочным потому, что люди сейчас подходят к женитьбе или замужеству легкомысленно: кто-то женился по «безумной любви», даже толком не узнав, что собой представляет избранник или избранница. Часто распадаются и студенческие браки. Известно, что первые годы семейной жизни очень непростые, кризисные, люди в горячке совершают непоправимые ошибки. В этом смысле второй брак отличается тем, что люди вступают в него уже в более зрелом возрасте, поскольку человеку нужно, как правило, несколько лет, чтобы прийти в себя после развода. И они уже, «обжегшись на молоке, дуют на воду».

Среди знакомых мне семей самыми «устойчивыми», дружными и счастливыми являются как раз браки людей, создавших семью впервые.

Опять же об относительности статистики свидетельствует и то, что, если взять две группы одинаковых по возрасту церковных и нецерковных людей (в каждой группе по тысяче пар), то у них статистика разводов и повторных браков будет резко отличаться. Среди церковных людей количество разводов, супружеских измен, других семейных проблем в несколько раз ниже, чем у людей нецерковных. Некоторые проблемы, обычные для людей светских, например аборты, в церковных семьях просто отсутствуют. А ведь исследования показали, что в основе развода зачастую лежит сделанный аборт. Хотя тлетворный дух века сего проникает и в церковную среду, думаю, что первые браки у нас достаточно крепки. Среди знакомых мне семей самыми «устойчивыми», дружными и счастливыми являются как раз браки людей, создавших семью впервые. Вот почему говорить о том, что якобы повторный брак более удачный, взвешенный, настоящий, в отличие от «пробного» первого, – необъективно. Ясно, что создавать семью нужно один раз на всю жизнь. И те люди, которые сохранили свой союз, выстояли в кризисные периоды, знают, какое это счастье – пройти вместе с любимым через многие годы и сохранить верность и преданность друг другу. Ведь изначальный замысел Творца о семье, о браке: «да будут два одною плотью» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 5, 6). Ясно, что это лучше, чем создавать семью методом проб и ошибок. Что лучше: сразу построить крепкий, надежный дом или построить его с ошибками, дождаться, когда он развалится, и потом построить новый? Ответ, думаю, очевиден.

В повторном браке очень много своих проблем, об этом написаны целые работы по психологии повторных браков. Там очень часто отсутствуют глубокие чувства, настоящая любовь, очень много специфических проблем, касающихся прошлого негативного опыта.

– В чем состоят, на ваш взгляд, основные трудности, проблемы повторных браков?

– Первая проблема: печальный опыт развода, который бесследно не проходит. Развод – настолько тяжелая травма, что редко кому удается быстро от нее оправиться. Последствия первого брака и развода, как правило, остаются с человеком на всю жизнь: это и первый положительный либо отрицательный опыт семейной жизни, и отношения с родственниками, приобретенными в браке, и, естественно, с детьми. Последнее страшнее всего, ведь сколько бы у тебя детей ни родилось в новом браке, они не уменьшат твое чувство вины перед детьми от первого брака, которым приходится жить без отца. Это может отразиться и на их будущем: известно, что большинство детей, переживших развод родителей, и сами потом создают непрочные семьи.

Среди моих знакомых есть несколько людей, живущих во втором и даже в третьем браке. И всем им приходится нести груз своей прошлой жизни с первой семьей: все общаются со своими бывшими мужьями-женами, нередко только через них общаются и с детьми. В чем состоит тяжесть и сложность этого общения? Один мой знакомый, много лет живущий со второй женой, признавался мне, что каждый раз при встрече с первой женой его мучают страстные помыслы и желания. И хотя у него даже мысли нет к ней вернуться, у него крепкий второй брак, в то же время бывшая жена как-то постоянно незримо присутствует в его жизни. Люди нередко не могут до конца расстаться с прошлыми супругами. Обычное дело, когда прежние чувства вспыхивают с новой силой, и при встрече с прежними женами и мужьями у них возникает телесная близость. Всё это мне неоднократно приходилось выслушивать как священнику.

Недавно информационный центр «Колыбель» в Екатеринбурге снял очень хороший фильм «Игра в семью» – об ошибках добрачных отношений. Ваш покорный слуга также принял участие в этом проекте. Так вот, в этом фильме самое большое выступление было у известной рок-певицы Ольги Кормухиной. Она говорила там примерно так: «Я прошла через все виды брака, и мне есть с чем сравнивать. И я скажу: вы можете верить или не верить в бесов, но это такие трудяги, которые не оставят вас ни на минуту. Вас будут постоянно преследовать какие-то образы, влюбленности, все ваши прошлые связи вам постоянно будут мешать в новом браке».

Читать еще:  Великий канон Андрея Критского — чтение в Сретенском монастыре

Почему так происходит? К сожалению, люди редко задумываются о том, что вообще такое семья. По христианским канонам муж и жена – самые близкие родственники, и не только по христианским, но и по простым человеческим нормам. Они – две половинки единого целого. Они друг другу даже ближе, чем родители, дети. Разве можно развестись со своими родителями или детьми? Такое никому не приходит в голову. Как же можно разводиться мужу и жене? Господь снисходит к нашим немощам и врачует их. Но всё равно это хуже, чем сохраненный первый брак, поскольку брак совершается для вечности.

– И всё же, если первый брак уже в прошлом, а ты полон надежд на то, что в следующем всё будет по-другому, как не повторить своих ошибок?

– К сожалению, человек, вступающий во второй брак, очень редко анализирует свои ошибки. Как правило, человек думает, что в его разводе виноват кто угодно, но не он: теща, свекровь, жена, муж. Стоит только ему развестись, сменить обстановку, встретить другого человека – и все его проблемы уйдут. На самом деле это не так. Через некоторое время в новом браке у него начинается всё то же самое. То есть первые несколько лет, как правило, всё нормально, а потом – повторение прошлого. Известен такой феномен: человек часто находит себе новую жену, даже внешне похожую на бывшую. Это говорит о том, что отрицательный опыт ничему его не научил.

Сейчас нередки случаи, когда люди прожили в браке 15–25 лет, а потом вдруг расходятся, потому что кто-то из супругов решил, что этот брак себя исчерпал. Или мужчина вдруг решает, что он встретил «настоящую любовь» моложе его на 20–30 лет. В подобном повторном браке речь идет, конечно, не о любви, а о возрастной патологии: «седина в бороду – бес в ребро». Когда взрослый мужчина женится на молоденькой девочке, тут ни о какой крепкой семье говорить не приходится.

Если случился развод, для обоих супругов это серьезный повод крепко задуматься: почему распался наш союз, в чем моя вина, мой грех?

Но бывает и так, что люди, имевшие неудачный опыт ранних необдуманных браков, спустя несколько лет после развода создают новые семьи. И случается, правда нечасто, что им удается создать крепкую семью. Главное, чтобы человек был готов признать свою неправоту, свои ошибки и имел бы решимость покаяться. Все это открывается ему по мере его прихода к вере. Когда человек приходит на исповедь, то через покаяние ему открываются его ошибки, а когда он начинает видеть свои грехи, он получает возможность измениться, то есть больше их не совершать. Без плодов покаяния изменения не происходит. Но если человек начинает приносить плоды покаяния и строить свою жизнь так, как Бог ему велит, то у него есть шансы быть счастливым во втором браке. Известно, что в разводе виноваты чаще всего обе стороны. Если случился развод, для обоих супругов это серьезный повод крепко задуматься: почему распался наш союз, что было сделано неправильно и в чем моя вина, мой грех?

– Повторный брак – это всегда довольно сложное выстраивание отношений с бывшими и новыми родственниками. Редко этот процесс обходится без конфликтов. Можно ли этого избежать?

– Даже если конфликтов не избежать, нужно, в первую очередь, подумать о детях и оградить их от участия в этих конфликтах. В ситуации развода, повторного брака ребенок – всегда потерпевшая сторона, потому что он лишается своего права иметь обоих родителей. Нужно все свои сложные взаимоотношения с бывшими мужьями и женами выносить за рамки отношений с детьми. Сделать всё, чтобы ребенок мог общаться со своей матерью или отцом, даже если вам это неприятно. Нельзя лишать ребенка родительской любви. Насколько это возможно, нужно постараться сохранить нормальные человеческие отношения. Общаться нужно нейтрально, спокойно. Гнев, раздражение, вражда еще никому не принесли пользы ни в какой ситуации. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 18), – говорит апостол Павел.

Братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться.

– Нужно ли своих детей от первого брака знакомить со своей новой семьей?

– Мне кажется, что братья и сестры от первого и второго браков должны между собой общаться. К новой жене или к новому мужу, может быть, и не стоит приводить ребенка, ведь у него есть своя собственная мама или свой папа, а вот сводные братья и сестры должны знать друг друга.

– Часто приходится слышать о том, что людей, венчанных в первом браке, нужно развенчивать перед вступлением во второй. Так ли это? И как Церковь относится к третьему и последующим бракам?

– Действительно, многие люди приходят и просят их развенчать, мол, я венчанная или венчанный, а мы развелись. Таким людям приходится объяснять, что Церковь венчает брак, но не развенчивает. Просто до 1917 года Церковь выполняла еще и функцию загсов: она венчала браки и регистрировала их, а также занималась и разводами. Прежде чем человек мог получить развод, Церковью проводилось тщательное расследование всех обстоятельств его семейной жизни, и только потом брак объявлялся расторгнутым. Сейчас всего этого нет. Скорее всего, под «развенчанием» имеется в виду обращение в Епархиальное управление за разрешением на повторный брак. В Москве Епархиальное управление находится по адресу: Чистый пер., д. 5.

Что касается самого чина венчания, то людей венчают по-разному в зависимости от того, вступает ли человек во второй или первый брак. В венчаниях второбрачных присутствуют покаянные молитвы. Кроме того, на так называемых «второбрачных» раньше не возлагали венцов. В современном чине венцы есть. Но если хотя бы один из супругов вступает в первый брак, то их венчают по чину для новобрачных.

Третий брак дозволяется Церковью как очень большое снисхождение, а четвертый и последующие браки уже не признаются (50-е правило святителя Василия Великого «Томос единения»). И надо сказать, что вступать во второй и третий браки раньше дозволялось вовсе не тем людям, которые «не сошлись характерами» и развелись, а вдовцам, вдовицам и потерпевшим супругам после развода из-за прелюбодеяния.

Господь никого не лишает надежды на семейное счастье. А насколько последующий брак будет удачным, во многом зависит от того, какие плоды покаяния ты принесешь.

В заключение хотелось бы сказать, что если человеку по каким-либо причинам не удалось сохранить свой первый брак, Господь не лишает его надежды на семейное счастье. Насколько последующий брак будет удачным, во многом зависит от того, какие плоды покаяния он принесет. У некоторых моих знакомых, вступивших во второй брак, создание новой семьи совпало с их обращением к Богу. И это им очень помогло создать крепкую семью, поднять детей. Когда оба супруга ходят в храм, просят помощи у Бога, Господь помогает им. Но и отрицательный опыт никуда не уйдет, он будет всю жизнь с ними. И не сохранившим первый брак нужно быть особенно осторожными во втором браке, хранить и беречь семью, своих родных и близких.

Читать еще:  Рождество Пресвятой Богородицы в 2020 году — 21 сентября

Монашеский постриг: второе крещение, или брак души со Христом

Говоря о святых таинствах, я хочу сказать о таинстве пострига. Является ли монашеский постриг таинством? Конечно, это таинство! Как для юноши с девушкой, которые желают создать семью, Церковь совершает таинство брака, так же и для юноши или девушки, которые хотят посвятить себя Богу и жить в целомудрии, Церковь совершает другое таинство — монашеский постриг! А как прекрасно чинопоследование этого таинства! Если вы узнаете, что в монастыре постригается монах или монахиня, пойдите туда, чтобы полюбоваться не только тем, что увидите, но и тем, что услышите!

По существу, монашеский постриг — это повторение крещения. Мы с вами все крещены и дали обет, что будем принадлежать Богу. Мы сказали: «Отрекся от сатаны» и «Сочетаюсь Христу», мы посвятили себя Богу через пострижение волос, но все это забыли. В самом деле, нашим крещением мы связали себя обязательством принадлежать Богу. Словом «отрекаюсь», которое мы тогда произнесли (через уста нашего восприемника), мы изгнали сатану из нашей жизни, еще и плюнули на него три раза и потеряли с ним всякую связь. Словом же «сочетаюсь» мы в присутствии ангелов и людей подписали священный договор о том, что теперь мы полностью принадлежим Богу. «Кто хочет идти за Мною…» — призывал Господь некрещеных. Нам же, крещеным, надлежит произносить: «Говори, Господи, ибо раб Твой слушает». Это большое дело, братья мои, что мы крестились и стали христианами. Плохо то, что мы забываем крещальные обеты и из-за этого теперь теряем благодать святого крещения.

Но приходят избранные души — женщины и мужчины, юноши и девушки, которые желают обновить обеты святого крещения, сказать уже сознательно, что они отрекаются от дел сатаны и полностью принадлежат Богу, и вновь повторить пострижение волос, которое совершалось при крещении. Пострижение волос, во-первых, символизирует приношение от самой верхней части нашего тела Богу, а во-вторых, означает оставление плохих помыслов и посвящение нашего ума Богу.

Итак, монашеский постриг — это, прежде всего, повторение крещальных обетов. Но не только это. Монашеский постриг я теперь назову браком. Душа монаха или монахини вступает в брак со Христом, и ангелы присутствуют в этот момент и свидетельствуют о священности и нерасторжимости этого союза.

Во время венчания мужчины и женщины священник читает одну молитву, где обращается к Богу и называет Его «иже тайнаго и чистаго брака Священнодействителю, и телеснаго Законоположителю». Что такое «телесный» брак, который «законоположил» Господь, — мы знаем. Это брак наших родителей, из которого родились и мы. Но что это за другой брак, «тайный и чистый», который Бог «священнодействует», как говорится в вышеупомянутой молитве? Это брак монахов и Бога, монашеский постриг. Это очень красивый и сладкий брак души со Христом. Монахиня знает, что Небесный Жених Христос никогда ее не ударит и не разведется с ней. Христос был побит и распят за Свою невесту, и Он приготовляет ей дворец на небе, Свое Царство Небесное! На монашеском постриге обильно изливается любовь Божия. «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением!»

Еще хочу сказать, что этот «тайный и чистый» брак не является естественным состоянием человека. Естественным для человека после падения является брак, когда женщина выходит замуж, а мужчина женится. Девственность — не естественное состояние, но сверхъестественное. Я спрашиваю: как монаху или монахине, имея тело, удается побороть естественное и жить сверхъестественно? Очень просто! Они достигают сверхъестественного, потому что имеют постоянное общение с Богом, Который выше всякого естества. Преподобный Иоанн Лествичник говорит так: «Нам необходимо знать, что там, где мы увидим, что побеждено естественное, там явится сверхъестественный Бог».

У монахов и монахинь свой мир. Они все время живут «горе́ имеем сердца»! Примером того, что они отрезаны от мирского, является повязка на их глазах. Под повязкой на глазах я подразумеваю платок (в РПЦ — апостольник. — Прим пер.), который носят монахини, и клобук, который носят монахи и иеромонахи. Поэтому, мои дорогие христиане, будьте очень внимательны, когда вы встречаетесь с монахами и монахинями. Следите за тем, что говорите. Ваши беседы с ними должны быть не о мирском, но о божественном. Потому что, когда вы с ними говорите о мирских вещах, вы их извлекаете из их мира, из «их воды», как мы говорим. Вы им вредите. И, в конце концов, вред будет и вам самим. Ведь если монах прерывает свое общение со Христом, которое должно быть непрестанным, и болтает и занимается мирским, то, когда вы его попросите помолиться о ваших семейных проблемах, его молитва не будет иметь силы и не будет услышана. Когда ездите в монастыри, общайтесь с монахами и монахинями так, как будто вы сами являетесь монахами и монахинями. Так посещение монастыря будет приносить вам благодать от Бога и Богородицы.

И в заключение я хочу вам сказать самое главное: если ваш ребенок, мальчик или девочка, скажет вам: «Мама, папа, я хочу посвятить себя Богу и уйти в монастырь», — не препятствуйте ему и не идите против желания, которое вложил в него Бог. Вы совершите величайший грех, если ему помешаете, даже больший грех, чем если бы вы разрушили храм. И сказать вам, почему? Если вы разрушите храм, мы соберем деньги и построим новый. Но если вы воспрепятствуете ребенку в его священном призвании, тогда это зло невозможно исправить. Это великая честь и великое благословение для семьи отдать своего ребенка Богу, чтобы он стал монахом или монахиней.

Перевод с греческого языка Екатерины Полонейчик

Как сделать брак счастливым?(О христианском браке)

В чем состоит христианский брак? Может быть, многие ответят, что христианский брак — это брак, при заключении которого супруги прошли через таинство венчания. Это не совсем так, точнее этого недостаточно. Существуют принципы, на которых зиждется христианская семья, простые для понимания, исполняя которые, супруги будут жить в гармонии и избежат тех противоречий, которые разрушают больше половины всех семей и делают несчастными миллионы человек.

Брак, семья — это то, что отличает человека от животного. Ни одно животное не имеет брака. Точнее существует брачное поведение, у некоторых животных очень сложное, но брака в человеческом понимании у животных нет. Брак человека — это союз духовный и установленный, учрежденный, самим Богом для Адама и Евы в раю. Принципы, на которых строится брак, не являются частью народной традиции, они не были открыты или достигнуты человечеством в результате какой-то эволюции, а даны Божественным откровением.

Итак, Богом было установлено: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2-24). То естьмуж и жена после вступления в брак являются не родственниками, а одним целым, единым существом и ближе друг к другу, чем даже самые близкие родственники: родители, собственные дети. Поэтому «оставит человек отца своего и мать свою», другими словами, жена для мужа, муж для жены дороже родителей. При вступлении в брак папа и мама должны отойти на второй план.Если муж говорит: «Мать у меня одна-единственная, а жену можно заменить, найти другую», то мыслит такой человек не по-христиански, а по-язычески. Именно из-за такого подхода браки распадаются: муж предпочитает свою маму, жена слушает свою.(. ) Конечно, слова «оставит человек отца своего и мать свою» не следует понимать как отмену пятой заповеди «Почитай отца твоего и мать твою»(Исх. 20-12), но как указание на то, что важнее.

Читать еще:  Диета для мозга и совместное чтение. О подготовке детей к школе за лето

Второе, о чем часто забывается:«жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5-22). Другими словами, брак имеет иерархическую структуру: муж — глава семьи. Это тоже не было придумано людьми, а учреждено Богом с самого начала. Причем это установление не следует принимать в примитивном виде, как у некоторых азиатских народов. Это не означает, что муж может сидеть на диване и повелевать женой как прислугой. Быть главой семьи — значит любить, нести ответственность: кормить, обеспечивать всем необходимым и даже в крайнем случае — быть готовым умереть за жену и детей, вот что значит быть главой семьи. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф., 5-25).К сожалению, сегодня во многих семьях сам муж является виновником того ненормального положения, когда жена вынуждена брать на себя обязанность главы семьи и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, носить тяжелые сумки, и проч.

Итак, иерархическое устройство семьи является не просто благочестивой рекомендацией, а заповедью Божией, обязательной к исполнению как для мужа, так и для жены. Эта сторона семейной жизни имеет другую, не менее важную сторону. Дело в том, что дети, видя послушание матери по отношению к отцу, учатся у нее и наоборот, когда жена не слушает мужа, дети берут с нее пример, вырастая своевольными, неуправляемыми.

И третье, не менее важное условие счастливого брака: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь (Быт., 1-27). Одна из целей брака (далеко не единственная) — рождение и воспитание детей. Родители, которые искусственно с помощью различных ухищрений ограничивают число детей, безусловно, согрешают перед Богом. Может возникнуть вопрос: «Но ведь Земля едва может прокормить те миллиарды уже живущих людей, ресурсы нашей планеты ограничены!». Это, вне всякого сомнения, великая ложь ХХ-го века. Чтобы не быть голословным, давайте обратим внимание на один факт. Нидерланды — страна, в которой самая высокая в мире плотность населения. На один квадратный километр здесь приходится 369 человек (для сравнения в России — 8 человек на 1 кв. км). 2/5 территории ниже уровня моря, почва малопригодна для земледелия. При этом страна является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции. Даже мы, в нашей богатой всеми природными благами стране, едим голландские продукты. При такой высокой заселенности, там достаточно высокий уровень жизни. Если бы в Австралии была бы такая же плотность населения, как в Нидерландах, то на этом (самом маленьком) материке поместилось бы население в 2,8 миллиарда человек.

Подсчитано, что если в России число детей в среднем на одну семью будет оставаться меньше трех, то нас ждет судьба американских индейцев. Малодетность, этот бич сегодняшней России, привела к тому, что на сегодня один иждивенец в стране приходится на двух работающих. Проблема одиноких нищих пенсионеров выросла до масштабов государственного бедствия. Вы хотите в старости стоять в переходе и просить милостыню? Вы хотите оказаться в старости в одиночестве и без поддержки? Тогда не надейтесь на «пенсионные фонды» и вложите свои силы и здоровье в детей.

Семьи, где много детей, более прочны, дети в таких семьях вырастают более жизнеспособными и устойчивыми в дальнейшей жизни. Дети рано начинают помогать родителям, становятся их опорой и сторицей возвращают все, что родители вложили в них.

Четвертое — семья должна жить церковной жизнью, быть верующей. «Мы верующие» — скажут большинство читателей. «Верующий» по опросам общественного мнения, отмечают в анкетах от 70 до 90 процентов нашего населения. Но есть большая разница между тем, кем человек себя считает, и кто он есть на самом деле. Простого признания себя верующим недостаточно. Для того, чтобы действительно быть верующим, необходимо, чтобы вся жизнь семьи, была связана с верой, пропитана ею. Дети учатся молиться вместе с родителями, приучаются к церковной жизни по мере посещения богослужения, семья причащается вместе. Благодать Божия, получаемая семьей, которая живет духовной жизнью, помогает супругам воспитывать детей, жить в любви, мире и духовном благополучии.

Помня об этих четырех основаниях супружеской жизни, Вы сделаете свой брак действительно счастливым.

Свящ. Максим Обухов
Источник:orthomama

Папа открестился от однополых браков

Папа римский Франциск допустил разведенных христиан, а также повторно вступивших в законный брак к церковным таинствам. Об этом глава католической церкви написал в апостольском увещании Amoris Laetitia (Радость любви), которое обнародовано в пятницу, 8 апреля. В нем понтифик подвел итоги двух созванных по его инициативе епископских синодов по вопросам семьи и брака, пишет ТАСС.

Папа Римский Франциск. Фото: Silvia Lore/ Global Look

«Дорогой брат, рад направить тебе мое увещание «Amoris laetitia» на благо всех семей и всех людей, молодых и старых, доверенных твоему пастырскому служению», — обращается Папа римский во вступительном слове ко всем католическим епископам.

«Разведенные и вновь вступившие в брак должны чувствовать себя частью церкви и найти в ней место. Нельзя быть приговоренными навсегда», — написал Франциск.

Эксперты оценили подобный шаг как один из прогрессивных в доктрине семьи нынешнего главы Римско-католической церкви. До последнего времени разведенные христиане отлучались от церковной жизни.

Объемный документ должен утвердить католический идеал семьи во всем ее богатстве и сложности, он представляет собой попытку обратиться к наиболее острым проблемам, которые переживает в настоящее время институт семьи.

Франциск назвал «человеческую сексуальность — прекрасным даром божьим», выходящим за рамки репродуктивных функций.

«Сексуальность — прекрасный дар, которым Бог наделил свои создания, и в браке не может быть ограничена необходимостью репродукции. Никоим образом нельзя характеризовать эротизм в любви как позволительное зло или как груз для сохранения семьи, но как дар, которым Бог коронует супругов», — отметил понтифик.

Также поднимается болезненный для Римско-католической церкви вопрос о неформальных браках и гомосексуальных союзах. «Фактические союзы или союзы между людьми одного пола, в частности, не могут быть просто приравнены к браку. Ни один ненадежный или закрытый для передачи жизни союз не обеспечивает будущего общества», — говорится в увещании. Франциск особо отмечает, что «не существует никакой базы для уподобления или установления аналогий, даже отдаленных, между гомосексуальными союзами и предначертанием Бога относительно брака и семьи».

Однако, по его мнению, нужно с уважением относиться к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. «Необходимо уважать достоинство этих людей и не допускать дискриминации или, тем более, проявления насилия и агрессии по отношении к ним», — пишет Папа римский.

«Апостольское увещание» папы Франциска в кратком варианте (хирографе) собственноручно написано понтификом и будет разослано всем католическим епископам мира.

Увещание «Amoris laetitia» состоит из предисловия и 9 глав. Документ стал результатом длительной работы Синода епископов Римско-католической церкви по вопросам семьи, впервые в истории прошедшего в два этапа: его первая, чрезвычайная ассамблея состоялась в Ватикане в октябре 2014 года, вторая, ординарная ассамблея — год спустя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector