0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли современному молодому человеку место в Церкви?

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день отдания праздника Пасхи

Московская Патриархия окажет материальную помощь столичным клирикам

Святейший Патриарх Кирилл возглавил онлайн-совещание Рабочей группы по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, викариев Московской епархии, представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии

Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла

Президент России поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с днем тезоименитства

Архив

Современный молодой человек в Церкви. Место, возможности и пути

14 марта 2011 года в рамках общедоступного православного лектория в Центральном доме журналиста председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией «Современный молодой человек в Церкви. Место, возможности и пути».

Дорогие братья и сестры, я очень рад возможности встретиться с вами.

Сейчас очень много говорят о молодежных проблемах, о молодежной политике, о молодежной работе. Часто спрашивают: каково место молодежи в Церкви, почему и как Церковь должна заниматься молодежной проблематикой?

Если выделять молодых людей в отдельную группу, то, думаю, можно сказать, что молодежь — это основная «группа риска» среди прихожан нашей Церкви. У молодого человека внутренний духовный мир еще находится в стадии формирования. И чем человек становится старше, тем прочнее становится его внутренний стержень, и тем труднее внешним влияниям его поколебать. Внутренний же мир молодого человека подвержен этим колебаниям, именно поэтому молодой возраст — это возраст наибольшего риска.

Многие говорят, что Церковь сегодня живет в условиях жесткого противостояния со стороны внешней среды. На самом деле, Церковь всегда жила в таких условиях. Когда Христос создал Церковь, Он сразу дал понять Своим ученикам, что их пребывание в этом мире будет лишено комфорта, что то учение, которое Он принес на землю, будет разделять не только друзей или соседей, но даже семьи. Не случайны слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Здесь говорится о том, что та верность правде Божией, которая должна во все времена характеризовать верующего человека, оказывается подвигом. Так было и так будет всегда — внешняя среда в большей или меньшей степени противостоит человеку, хотящему жить по правде Божией.

Многие из нас еще помнят те времена, когда вера в нашей стране была гонимой. Быть верующим тогда означало — быть готовым на постоянное противостояние внешней среде. Христианин, особенно если он исповедовал веру открыто, должен был давать «ответ о своем уповании» (1 Пет. 3:15) и своим друзьям, и той среде (школьной, студенческой или рабочей), в которой он находился, и тем, с кем была связана его жизнь в семье. По сути дела человек призывался к непрестанному исповедничеству. Не менее трудным был подвиг христианина, который был вынужден скрывать свои убеждения, и таких христиан было очень и очень много, в том числе и среди молодежи.

Как раз в те времена появляется стереотип, согласно которому Церковь существует, прежде всего, для людей пожилых. В молодости человек живет свободно, ни о чем не задумывается, но к старости жизненные приоритеты постепенно меняются, развлечений становится меньше, времени становится больше, и тогда, на старости лет, человек идет в Церковь «замаливать свои грехи». Такой стереотип существует и сейчас. Обычно те, кто его разделяет, говорят: Церковь — это место, куда бабушки приходят.

Действительно, в Церкви есть бабушки, и благодаря им, нашим бабушкам, вера православная дошла до нас. Но ни тогда Церковь не была местом только для пожилых людей, ни сейчас она таковым не является. Напротив, мы видим в храмах много молодежи. И иногда мы спрашиваем себя: а что их привлекает в храмы? Ведь здесь нет развлечений, а богослужение внешне может показаться достаточно однообразным, тем более что по сути своей оно на девяносто процентов неизменяемо.

Что же притягивает молодого человека в Церковь? Я для себя никогда не мог дать ответ на этот вопрос. Когда я был молодым человеком, меня не тянуло на дискотеки или какие-то другие традиционные молодежные развлечения. Меня тянуло в храм. Почему это происходило, я не знаю. Как не знаю до сих пор, почему одни люди тянутся к Церкви, а другие — обходят ее стороной, одних она привлекает, а других — отталкивает.

Мне кажется, что здесь очень важен момент Божественного призвания: Бог прикасается к сердцу того или иного человека, и человек слышит зов Божий, у него начинается какое-то внутреннее тяготение к Церкви, к тому, чем она живет. Но совершенно неправильно думать, что если человек не приходит в Церковь, значит, Бог его не привел.

Дело в том, что Господь хочет, чтобы мы были Его соработниками, то есть перед каждым из нас стоит задача быть апостолами Христовыми в этом мире. И если вы молоды, то не надо ждать зрелости для того, чтобы начать проповедовать Христа. Наш внутренний рост должен проходить параллельно с решением той миссионерской задачи, которая возложена на каждого христианина, в том числе и молодого. А каким образом можно миссионерствовать? В первую очередь, делиться нашим опытом и с нашими друзьями, и с теми, кого мы встречаем в школе или в университете, в семье или на работе. Каждому человеку, с которым нас сталкивает судьба или, лучше сказать, с которым мы встречаемся по промыслу Божию, мы должны, прежде всего, свидетельствовать о Христе своим образом жизни.

Сегодняшняя молодежная субкультура по всему своему строю разительно отличается от того, чем на протяжении веков жила Церковь. И это одна из проблем для современного воцерковленного молодого человека, который постоянно находится в ситуации некой раздвоенности. С одной стороны, он живет тем, чему учит Церковь, ведя жизнь собранную, строгую, ориентированную на христианское нравственное учение, но, с другой стороны, весь окружающий мир настраивает его на совершенно иные ценности. И эти ценностные ориентиры, которые существуют в молодежной среде, часто прямо противоположны тому, чему учит Церковь. Как молодому человеку сохранить себя, свои еще неокрепшие убеждения в этой среде? Прежде всего, я думаю, каждый молодой человек должен воспитывать в себе эту внутреннюю укорененность в церковной жизни, понимая, что Церковь учит вечным и незыблемым ценностям, а те ценности, которые есть в сегодняшнем мире, скоропреходящие.

Для молодого человека, думаю, очень важно взгревать в себе доверие к Церкви. Он может не совсем понимать то, чему учит его Церковь. Он может даже не соглашаться с чем-то, что услышал в храме. Но у молодого христианина должно быть очень глубокое внутреннее доверие к Церкви. Мы должны себе говорить, что если мы что-то не поняли, мы это поймем потом, если мы чему-то еще неспособны верить, мы в это сможем поверить позже. Но уже сейчас, здесь и теперь мы должны жить по-христиански. А жить по-христиански, особенно для молодого человека, значит плыть против течения, значит ориентироваться на забытые сегодня добродетели и отторгнутые ценности.

Меня попросили в этой беседе затронуть такой аспект жизни молодого человека, как сфера половой жизни. Церковь учит, что половые отношения возможны только в одном случае — в случае заключения брака между юношей и девушкой. И отношения эти должны начинаться не до создания семьи, а только после того, как юноша и девушка стали мужем и женой. Эти нормы дают возможность каждому юноше или девушке сохранить свое целомудрие для того, с кем они потом соединят свою жизнь в брачном союзе. Именно это добрачное целомудрие является тем прочным фундаментом, на котором можно и нужно строить здание полноценной семьи. Очень многим современным молодым людям кажется, что эти слишком строгие (как они считают) нормы устарели, что современная молодежь не может жить по таким правилам и т.п. Современная молодежная культура настраивает молодого человека на половую распущенность, причем наибольшей ценностью в этой сфере считается так называемая свободная любовь. В мире, где на первое место поставлено получение удовольствий и достижение комфорта любой ценой, естественно, что взаимоотношения между юношей и девушкой рассматриваются прежде всего как средство получения удовольствия. Именно ради этого современный молодой человек, не задумываясь о последствиях, легко идет на нарушение тех нравственных норм, которые на протяжении веков закладывались в основание каждой новой семьи, на которых строилась вся семейная этика.

Сегодня налицо глубочайший кризис семьи. Это не просто демографический кризис. Демографический кризис — лишь одно из следствий того фундаментального кризиса, который поразил современное человечество, — кризиса семьи. Согласно статистике в России на тысячу браков приходится более шестисот разводов, то есть шесть из десяти семей распадаются. В результате этого образуется огромное количество неполных семей, в которых дети воспитываются без одного из родителей. Вместе с тем, очень много (по разным подсчетам, от 15 до 20 процентов) супружеских пар, которые не могут иметь ребенка по физиологическим причинам, и, как правило, такой причиной являются совершенные ранее аборты. Человек ответственен не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, окружающих его, а также и за свое потомство, в том числе то потомство, которое могло от него произойти и не произошло.

Читать еще:  Как я справилась с травлей в классе моего сына

Вся эта проблематика имеет не только и не столько медицинский, сколько нравственный характер. Если бы сохранялся тот жизненный уклад, который на протяжении веков проповедовался Церковью, этого кризиса у нас бы не было. Что говорить о неверующих, если порой молодые христиане не считают этот аспект жизненно важным и отступают от того, чему учит их Церковь.

Вместе с тем, все по той же статистике, в тех регионах России, где преобладает мусульманское население (таких, как Чечня, Дагестан) соотношение разводов к бракам не 6 к 10, а 1-2 к 10, т.е. около 100-200 разводов на тысячу браков. Это говорит о том, что мусульмане в большей степени хранят традиционный семейный уклад, чем православные христиане.

Мы знаем, чему учит Церковь, но не хотим это исполнять. Мы знаем, что является нормой или требованием Церкви, но каждый говорит себе: я не могу полностью этому следовать или буду следовать позже, а сейчас у меня другие приоритеты. И вот из-за того, что многие люди делают такой выбор, в итоге мы имеем ту катастрофическую ситуацию, которая существует сегодня.

Ключевой вопрос, который каждый человек задает себе в молодости, можно сформулировать очень просто — в чем смысл жизни? Жизненный вектор определяется именно в юности, именно тогда человек для себя определяет, что является приоритетом, как он хотел бы прожить жизнь и для чего. Впрочем, можно и совсем не задумываться над этим вопросом, а прожить жизнь как все, плывя по течению, участвуя в том общем потоке, который несет молодежь неизвестно куда. Но тогда можно в конце жизни остаться у разбитого корыта. Если же молодой человек, несмотря ни на что, все же хочет для себя расставить жизненные приоритеты, определить свою жизненную стратегию и потом ей следовать, думаю, что именно в этом ему очень поможет Церковь. Например, трудно самостоятельно разобраться, что относится к абсолютным и незыблемым жизненным ценностям, а что — к ценностям временным и скоропреходящим. В таком важном вопросе Церковь — надежный помощник.

Церковь может во многом помочь человеку, но прежде всего она помогает сформулировать свои жизненные позиции, жизненное кредо. Когда это кредо сформулировано, дальше уже начинается работа самого человека. Он должен работать над собой, воспитывать себя, и опять же здесь Церковь является первой и незаменимой помощницей. Церковь ведет человека по жизни, переводит его из одного возраста в другой, сопровождает во всех его делах, но особенно важной она оказывается в кризисных ситуациях, которых в жизни молодого человека бывает очень много.

При этом Церковь не заставляет молодого человека уходить от мира, порывать с миром, не призывает всех молодых людей становиться монахами. Церковь призывает молодого человека жить в этом мире, быть частью этого мира, но в то же время, как говорит Христос, быть солью земли и светом миру (см. Мф. 5:13-14), то есть, находясь в миру, жить теми высокими ценностными ориентирами, которые проистекают из Евангелия и из учения Церкви. Это нелегкая задача, требующая смелости, мужества, решимости, но самое главное — целеустремленности. Если целеустремленность есть, все остальное приложится.

«Лучше молодежь оставить в покое, молиться о них и окружить любовью без многословия»

Многие нас, священников, спрашивают: «Каково ваше мнение о молодежи?» Около 20 лет я преподавал в старших классах, и мне тоже задавали этот вопрос. Большинство хочет услышать – молодежь должна измениться, исправиться или сделать то или другое. Не могу сказать, что современные молодые люди – плохие; обычно плохие становятся лучшими.

Некоторые разбивают, ломают, разрушают, ругаются. Подобные внешние проявления, замеченные нами, не выражают их души. Это лишь болезнь. Если всмотреться, обнаружим, что человек в полной мере не смог ощутить, что значить любить, быть добрым. В своих родителях, наставниках, преподавателях ребенок не увидел живого образа Христа, ведь если бы это произошло, он обязательно умилился бы и извлек пользу. Ведь сейчас дети очень искренние. Мы можем обвинять в чем-то сегодняшнее сложное время, но дети более искренние сейчас, чем раньше. Чтобы ребенка в чем-то убедить, нужно представить доказательства не только на словах, но и на деле.

Также сегодня молодежь не нуждается в авторитете. Отец не может сказать сыну: «Делай только так, и все. Я сказал!» Нет. Сегодня дети хотят диалога, обсуждения, желают понять, почему именно так они должны поступать, а не иначе, когда им что-то повелевают. Когда я, например, говорю: «Приходи в храм. Там обретешь радость», – ребенок будет искать, действительно ли там есть радость. И если придет, а я начну ему делать только замечания, он скажет мне: «Батюшка, зачем Вы меня позвали сюда?»

Когда я преподавал в школе, дети были лучшими моими учителями, заставляли меня задуматься над многими вещами. Дети хотят смотреть на вещи объективно: батюшка говорит о смирении, а есть ли оно у меня? Рассказываю, что возле Христа обретете радость, но разве я ее ощутил? Возникают тревога, гнев, ярость, а далее требую от них учиться молитве. Рассказываю о том, что Христос приносит душе мир и спокойствие, но есть ли во мне это спокойствие?

Мне кажется, лучше молодежь оставить в покое, то есть молиться о них и окружить любовью без многословия. Наши слова часто приносят противоположный ожидаемому результат. Говорим им что-то, они делают обратное. Обычно родители много раз повторяют одно и то же, не задумываясь о последствиях. Оставьте ребенка в покое. Лучше покажите ему, что вы счастливая семья, что Господь делает вас радостными – это будет лучшей проповедью.

Говорит мне один юноша: «Не хожу в церковь, так как знаю, что мне там скажут». «Что?» – спрашиваю. «Все запрещено», – отвечает. «Что имеешь в виду?» – «Веселиться запрещается. Проводить время в разных компаниях запрещается. Курение запрещается. Место запретов». Однако все это не отображает реалий Церкви. Но такой образ мы, к сожалению, создаем. Вместо того чтобы показать, как можно радоваться во Христе, учим, чего делать нельзя. Святой Порфирий говорил: «Тьма не уходит от паники, стресса или беспокойства. Нажимаешь на включатель – зажигается свет. Открываешь окна – светит солнце. Тьма автоматически исчезает». Мы должны приблизить к себе молодежь своей любовью, симпатией, снисходительностью, полным пониманием. Полное понимание не значит оправдание того или иного греховного поступка, а осознание того, почему именно так, а не иначе поступают наши дети. И они обязательно это поймут и почувствуют.

Знаете, почему святой Паисий и другие обычные старцы привлекали к себе столько народа? Потому что они располагали тем, что понудило одного анархиста из Фессалоник написать преподобному Паисию письмо. Он начал со слов «Любимый мой папулечка». Не зная, как официально обращаться к монаху, написал так, как подсказало ему сердце, почувствовав любовь геронды к себе.

Однажды я спросил собеседника: «Кто твой самый великий учитель?» Надеялся услышать имя какого-нибудь святого, но ответ был иным: «Мой самый великий учитель – это мои грехи, неудачи и ошибки». Святой Паисий говорил: «Трудности и невзгоды – как летающие коврики, которые смогут нас доставить в рай». Молодежь, усердствуя в исправлении своих ошибок, должна быть настроена оптимистично и знать, что идет по правильному пути и вскоре встретится со Христом, который есть Свет и Любовь.

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Церковь и молодежь: зачем они друг другу?

Церковь и молодежь — тема, вызывающая живой интерес в самых разных кругах. Может ли современная Церковь что-то предложить молодежи, чем-то ее по-настоящему заинтересовать? Православная молодежь — что это? Миф, придуманный церковной пропагандой, узкая группа маргиналов, или, напротив, мощное движение, что-то вроде нового комсомола? Попробуем вместе в этом разобраться.

Первый вопрос, который невольно возникает, когда обращаешься к этой теме: «А был ли мальчик?» Есть ли предмет обсуждения? Понятно, что периодически какие-то лица подросткового возраста и чуть старше забредают в храмы. Понятно, что перед экзаменами школьники и студенты бегают ставить свечки — наравне с соблюдением великого множества других ритуалов, как то: спанье на учебниках и вызывание «халявы» с помощью форточки и зачетки. Очевидно, что у священников и церковных работников тоже бывают дети, и притом в немалом количестве, и для них, наверное, организуются свои лагеря, воскресные школы и т.п.

Но все-же этого как-то маловато, чтобы можно было говорить о наличии конструктивного диалога Церкви как института с российской молодежью и даже о существовании такого явления, как православная молодежь.

Тем не менее, православная молодежь действительно существует, это не миф и не фикция. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто узнать в интернете адреса православных молодежных организаций, наведаться туда и пообщаться бы с парой-тройкой завсегдатаев. Тогда станут понятны некоторые вещи.

Читать еще:  В наше время “загибаться” от диабета как-то неудобно

В частности, то, что это отнюдь не новый комсомол, куда ходят стройными рядами, распевая хвалебные песни горячо любимому Патриарху и Синоду. Возможно, некоторые церковные, а также светские чиновники и лелеют в глубине души такую мечту — но до этого пока не дошло и едва ли дойдет. Не дойдет по той простой причине, что самой молодежи такой «правсомол» будет не интересен. Как правило, православные молодежные организации, насчитывающие от нескольких до нескольких тысяч участников, создаются не «сверху», а «снизу». То есть сама молодежь ищет пути и возможности объединиться и найти близких по духу людей.

Что же это за люди? Как ни странно, среди них не так уж и много «дэвээров», т. е. детей верующих родителей. Это ироничное словцо, невесть когда и как появившееся в современном церковном (и отнюдь не только православном) лексиконе, говорит само за себя. Существует заметное отличие между внутренней культурой кружков, созданных православными родителями для своих детей с целью удержания последних «в лоне Церкви», и сообществ, как правило, неформальных, сложившихся вокруг молодых людей, ищущих истину и ответы на вечные вопросы.

Было бы любопытно и весьма поучительно составить схему, отражающую ожидания разных групп, по примеру картинок: как себя вижу я, как меня видят мои друзья, как меня видит правительство, как на самом деле и т.п.

Светская и не стремящаяся к религии молодежь ждет от Церкви, что она будет критиковать действующую власть, при этом загадочным образом не лезть ни в свои дела, все разрешать, поощрять и никого не осуждать (конечно, же власть можно). В общем, от Церкви ждут оправдания любого греха, если его совершил я, и осуждения любого действия тех, кто по какой-то причине мне неприятен.

Церковные политики ожидают от светской молодежи, что она перестанет быть таковой (то есть светской) и начнет активно ходить в храмы, активно включится в церковную жизнь, в том числе экономическую, и будет активно поддерживать церковную власть.

Не верующие, но положительно относящиеся к религии родители ждут от Церкви, что она за них сделает их работу. То есть воспитает их высоконравственными честными людьми, не увлекающимися наркотиками алкоголем и исповедующими семейные ценности. Церковные проповедники часто именно такой сценарий и обещают, при этом нередко веря, что у них все получится.

Ожидания властей от Церкви в плане молодежной политики удивительно совпадают с ожиданиями светских родителей. То есть Церковь должна делать работу государства: развивать патриотизм, укреплять семью и, конечно, всемерно поддерживать авторитет самой власти.

Верующие родители ждут от Церкви в итоге одного: что она спасет души их детей. При этом нередко забывая, что спасение человека уже совершено Богом раз и навсегда, а принятие этого спасения зависит только от самого человека. И вообще, что невольник — не богомольник. Об этом родителям часто вынуждены напоминать сами дети.

Дети верующих родителей, положительно относящиеся к вере отцов, ищут в Церкви общество сверстников. То есть в первую очередь — среду, к которой они привыкли и которая поможет им сохранить свою идентичность перед лицом «мира сего». Но многие из них все-таки не прочь проникнуться влиянием «мира», а в церковь ходят больше по привычке и ради общения. Это если родители не отбили им всякое желание иметь с Церковью хоть что-то общее.

Патриотически настроенная молодежь ждет от Церкви, что она станет силой, способной сплотить народ, отучить его пить и повести за собой в светлое будущее. Церковь в лице своих руководителей теоретически очень даже и не против, но только кто ж ей даст? Руководители как Церкви, так и государства это очень хорошо понимают. Так что люди, желающие видеть в Церкви политическую «светлую силу», нередко уходят разочарованными.

Тем не менее, в соответствии с ожиданиями различных групп внутри Церкви и на ее периферии возникают самые разнообразные организации. Особенно популярным является патриотическое направление, разного рода военно-спортивные лагеря и прочие мероприятия, на которых молодежь получает возможность активного отдыха, общения, закаляет тело и дух. Всё это приправлено православной риторикой и часто происходит непосредственно по инициативе Церкви.

Однако существует и еще одна группа молодежи. Эти молодые люди ищут в Церкви то, что она действительно может дать, и что в ней умудрялись находить на протяжении всех веков ее существования. Они не пытаются увидеть в Церкви то, чем она по природе своей не является и являться не должна: ни идеологический придаток государства, ни клуб знакомств, ни форму организации досуга. Наверное, благодаря этим людям, которые приходят в Церковь и становятся ее частью, а по сути — становятся ей самой, Церковь и существует как уникальное и самобытное явление.

Даже если смотреть с чисто светской точки зрения, христианская Церковь (а в России это в первую очередь Православие), как и любая мировая духовная традиция, накопила огромный потенциал ответов на главные вопросы человека. Почему все так, а не иначе, зачем это все? Что такое наш мир? Зачем живет человек? Что такое хорошо и что такое плохо? Есть ли у всего это смысл и цель, и если есть, то какие они? Кто такой человек? Кто такой Бог?

Не секрет, что у молодых, в пору переоценки ценностей, в пору бунта против стереотипов эти вопросы встают особенно остро. И одной из самых древних и глубоких мировых духовных традиций действительно есть что рассказать. Есть что ответить на возражения, есть над чем предложить подумать. Глубину этих ответов не всегда просто увидеть за ширмой привычных идеологических клише, возведенных совместными усилиями светских и церковных политиков. Но молодежь умеет искать. Многие успокаиваются, находят для себя простые ответы. Но люди неспокойные, «желающие странного» никогда не переводились.

Приходя в Церковь, они не только берут из ее сокровищницы, но и привносят туда свой личный опыт поиска, ошибок и открытий. Именно благодаря им происходит чудо: древняя традиция остается вечно молодой.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

«Потерянное» поколение: как привлечь молодежь к Церкви и осмысленной молитве

Жизнь проходит. Мы изо всех сил спешим жить и не всегда успеваем заскочить в вагон поезда-времени. Пожилые люди с сожалением и восторгом рассказывают про свое послевоенное детство и трудную, но также романтическую «колхозную» юность. Махая рукой на будущие поколения, рассказывают, что они видели настоящую жизнь. Старшие учителя утверждают, что с каждым годом дети все хуже и хуже. А в чем же дело? Почему в век прогресса и технических инноваций дети имеют тенденцию «портиться» и с каждым поколением становятся хуже?

Сегодняшняя молодежь умеет подключаться к Wi-Fi, но не умеет просить прощения; знает, как зайти в Интернет, но не знает, как зайти в храм; знает, что такое боди-арт и пилинг, но совсем не знает, что такое верность и честь; умеет читать Facebook и Instagram на английском, но не может прочитать «Господи, помилуй» на славянском.

Молодежь живет сейчас и сегодня, в ее жизни в целом роль Церкви вряд ли большая, потому что современное поколение является дезориентированным, в отличие от тех, кто жил 50-60 лет назад. Тогда существовали определенные идеалы, хотя они были во многом ошибочными, ведь основывались на «подменных» атеистически-идеологических схемах. Следует заметить, что многие советские лозунги были взяты из Евангелия и «подкрашены» на коммунистический лад, даже известный всем призыв: «Кто не работает, тот не ест», – слова апостола Павла (хотя мало кто об этом знает) (Фес. 3:10).

Молодежи немедленно нужно задуматься над своей жизнью, ведь она – это плоды дерева (старшего поколения), то есть наше будущее. А это будущее «прожигает» свою жизнь в соцсетях и клубах, для них важнее «лайк» под фото в Facebook, чем поговорить с родителями или помириться с соседом. Настоящей дилеммой в наше время является выбор стирального порошка или зубной пасты, а не оживление усыпленной совести. Мы пренебрегаем своей духовностью ради некачественных жизненных впечатлений и дешевых спецэффектов. Из себя делаем полуфабрикат современного человека – легче пойти к психологу и глотать таблетки, чем пойти в храм к Причастию и Исповеди.

Современная молодежная культура делает вызовы, и юноши и девушки реагируют и отвечают на них. Мы готовы тяжело работать и зарабатывать больше денег, но при первой же возможности «спустить» весь кэш на подозрительные интересы и сомнительные развлечения. Мы можем идти по головам ради власти, влияния и денег. А что? Главное, удовлетворить потребительские нужды. Нет преград ради достижения личной цели. Девушке легче выйти замуж за богатого «папика» и, живя в достатке, всю жизнь воротить от него лицо, чем жить в мире и любви в старенькой «хрущевке». Любовь побеждается материальностью. Даже появилась современная молодежная поговорка: «Бабло побеждает зло». Ведь молодой человек убежден, что деньги управляют всем. А это противоречит тем идеалам, которые проповедует Церковь.

Читать еще:  Милосердие Рождества. Как чудо Божие откликается на скорбь

Современный «сверхчеловек» забыл, что, купив пианино, он еще не стал музыкантом и, главное, за деньги никогда не купить семейного уюта. Испанская пословица подтверждает сказанное выше: «Бедные ищут достатка, а богатые – счастья».

Стоит подметить еще одну закономерность – детей воспитывают новыми европейскими программами развития этики и морали, а в это же время увеличиваются дома престарелых. Не хочется верить, что поколение людей, которые воспитывались «особенно-нравственно», презирают пятую заповедь и традиции нашего народа и сдают своих родителей в гериатрические пансионаты.

К сожалению, в наше время бытует мнение, что необязательно приходить в церковь, чтобы вести праведную жизнь. Но если не обращаться к Богу, то можно попасть под влияние силы дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Нельзя сохранять нейтралитет, как на войне нельзя установить «персональный мир». Не следует также думать: «я приду в церковь лишь тогда, когда мне это будет необходимо, и это будет считаться верой». Нужно помнить, что такое отношение к вере является меркантильным.

Если, например, парень хочет вернуть девушку, с которой поссорился, то он считает, что можно просто поставить свечку – и все образуется. Мотивирует положительный результат тем, что «ну я же свечку поставил Тебе, Господи». И еще удивляется: «Неужели Богу трудно мне помочь, Он же всесильный!» Но Господь нам ничем не обязан, даже наоборот. И сколько бы свечей тот не ставил, это не поможет, если нет истинной веры, надежды и любви. Актер Петр Мамонов верно подметил: «Хоть ты весь обставься свечками и обвешайся крестами, но если любви не имеешь, то ничего не поможет».

Неправильно вспоминать Бога только в кризисных ситуациях: «Мне сейчас больно, но я помолюсь – и на душе станет легче и теплее». Мы думаем, что Господь – это «свет в комнате», когда нам надо, то мы его включаем. А когда все в порядке – выключаем. Но молитва должна быть душевной потребностью и духовной пищей ежедневно.

А как же привлечь молодежь к Церкви и осмысленной молитве? Вот епископ Волынский и Луцкий Палладий (Каминский) (на кафедре 1952-56), по словам духовных чад, делал это по-своему. В будние вечера он выходил и подметал подворье возле собора. Однажды он увидел двух молодых людей, которые выходили с вечерней, и попросил ему помочь подмести осенние листья. На следующий вечер, когда владыка вышел на привычную работу, его уже ожидали шесть молодых людей с метлами.

Христианские ценности и голос Божественной морали восстанавливают разрушенную грехом жизнь юноши или девушки и помогают «отстроить» систему координат правильной жизни. Именно в Церкви молодой человек встречает ровесников, которые своим поведением показывают реальность жизни в чистоте и здравом смысле. Здесь можно познать, что праздник и хорошее настроение не зависят от спиртного, взрослеть можно без сигареты в зубах, а получать новые впечатления – не от наркотиков.

Церковь – это собрание верующих людей. Людей с разными темпераментами, характерами, предпочтениями, но людей, объединенных одной целью и общим интересом. Здесь молодой человек растет в умении любить и принимать других, прощать, быть терпеливым, заботливым, учится ответственности: держать слово, служить другим, осознавать свою роль в жизни других людей.

Конечно, Церковь сегодня всячески пытается привлечь молодежь к Евхаристической жизни. Предлагая ей участвовать в благотворительных проектах, акциях, храмовых службах, Церковь тем самым помогает юношам и девушкам расти в желании жить жизнью полезной для других. Они шаг за шагом приобретают опыт в реализации своих талантов, способностей не ради собственного эгоистического удовольствия, а ради ближних.

Юноши и девушки, которые не познали Бога, плывут по течению бурной жизни с наименьшим сопротивлением, выбирая лозунг: «Необязательно ходить в церковь, главное – верить в сердце». Юные души с готовностью подхватывают эту мысль: ведь это освобождает их от ответственности подчиняться определенным критериям и правилам. А вот в храме молодежь учится видеть истинную сущность красоты.

С телевидения, глянцев и рекламных щитов мир предлагает свои эталоны красивых и успешных людей. Глядя на них, девушки и парни пытаются подражать им, чтобы стать хоть немного похожими на эти модели. И если это не удается, наступает кризис, депрессия, неудовлетворенность собой. Церковь убеждает, что каждый человек без исключения имеет свою «индивидуально-собственную» красоту, ведь носит на себе образ Божий. Красив человек тогда, когда он красив внутри. Внешняя привлекательность не является критерием красоты. Следует помнить, что это только оболочка. В противовес улыбчивым лицам из журналов, которые часто далеки от Бога и потому духовно выглядят уродливо, Церковь обращает внимание молодежи на святых и Самого Христа. Именно в храме человек познает истинную красоту, красоту покоя и радости. Человек, который находится на молитве перед иконой, сам впитывает в себя черты иконичности – становится и телесно, и духовно красивым.

Стоит подчеркнуть, что именно Церковь может дать молодым людям раскрытие себя как личности уникальной. Сегодня молодой человек затрудняется с выбором своей профессии, избранием спутницы для семейной жизни и т.д. Апостол Павел говорит: «Есть разница между дарами милости», однако «Дух один и тот же» (1Кор.12:4). Итак, каждый человек свои особые дары-таланты открывает в Церкви через Духа Святого. И если мир ежедневно уверенно убеждает молодых людей быть такими, как все, следовать за модой и т.д., то в Церкви Христовой формируются индивиды, которые готовы выступить против закоренелых норм греховности. Эти люди действительно будут готовы стать «белыми воронами» среди серой массы зла и материальности, когда свидетельство Христа потребует уверенных действий воинов света.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что роль Церкви для украинской молодежи без преувеличения является чрезвычайно большой. Поэтому нам, как истинным христианам, нужно стремиться помочь созреть другим молодым лицам в Церкви и помнить, что Иисус Христос, который основал сообщество верующих в Него людей, остается в нем до конца веков и оживляет все наши добрые начинания.

Церковь и молодежь

Любовь Лысенко, матушка

Церковь – это то, что основал Бог, но обустроили люди. Обустроили с присущими им талантами и творчеством. Насколько Она Божественная, настолько и человеческая. Богочеловечна, как и Сам Иисус Христос. Это материальное место, где происходит синергия двух нематериальных начал. В Церкви теряется разрыв между имманенцией и трансценденцией. В ней время танцует с вечностью, а тление причащается нетления.

Ее искусство – прекрасная симфония fine arts;

Ее догматика – прочный фундамент мировоззрения;

Ее Декалог – точный аксиологический ориентир;

Ее аскетика – звучный духовный камертон;

Ее Таинства – кратчайший путь к Богообщению;

Ее патристика – мерило сверхчеловеческих возможностей человека.

Виктория Шелабокова, музыкальный педагог

У каждого человека свой путь к Господу, к Вере и к Церкви. Мою семью, как и многих людей, привела беда (у каждого она своя). И благодаря искренней молитве и Господней воле беды отступают.

Такой простой и одновременно сложный вопрос: «Что есть для меня Церковь?» Если говорить о храме, в который мы с семьей ходим, то это как родной дом, где есть дорогие твоему сердцу и душе люди, в первую очередь это батюшка, который помогает и наставляет в духовном развитии, это духовно родные люди, которые с радостью встречают тебя. И где бы мы не были, в разных святых местах, но, когда ты возвращаешься в родной храм, то это как вернуться домой!

Думая над этим вопросом, прихожу к мысли, что для меня Церковь – это и есть жизнь, ведь без веры, без молитвы, без упования на Господа ничего в нашей жизни не получится хорошего. Мы с мужем и вся наша семья 17 лет молились и просили у Господа деток, мы искренне верили, что Господь нас услышит и смилуется, и на сегодняшний день я уже на 37-й неделе беременности, ждем доченьку! Слава Богу за все! За эти годы ожидания было все – и слезы, и отчаяние, но благодаря вере и Церкви (во всех ее проявлениях) мы сохранили любовь и надежду на счастье, и Господь смилостивился!

Ольга Дубас, хористка верхнего хора

Я хожу в церковь потому, что я христианка. Это для меня второй дом. Когда у меня на душе смятение, то именно в храме я нахожу душевное спокойствие. Уже десять лет пою в хоре, а это очень важно, потому что хористы уподобляются ангелам, которые воспевают Божественную славу. Каждый раз люблю помолиться у образа святой княгини Ольги и попросить здоровья своим родным и близким.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Борислав является посольством Рая на земле, там происходит встреча души с Богом. Тогда сердце не имеет ни проблем, ни лишних мыслей.

Кристина Рудяк, активистка храма

Каждый христианин идет в храм с определенной целью, и для каждого Церковь в жизни значит другое. Для меня Церковь – это место уединения и душевного покоя:

— Место, где можно поблагодарить Бога за прожитый день, за каждую драгоценную минуту жизни.

— Место, где я могу получить духовное удовлетворение и вдохновение.

— Место, где тебя всегда поддержат и услышат.

Посещение храма дает мне силы на духовное развитие, обучение и дальнейшую будущую жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector