0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если у вас не было духовного кризиса, это плохая новость

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

О единственной причине духовного кризиса и всех земных бед – епископ Иов (Смакоуз)

О предпосылках и признаках духовного кризиса, а также о путях выхода из него наш разговор с епископом Каширским Иовом (Смакоузом), Управляющим патриаршими приходами в Канаде.

– Владыко, что такое духовный кризис? И почему все чаще можно слышать об этом «диагнозе» в православной среде?

– Духовный кризис наблюдается, как правило, у малоприобщенных к Православию, у тех, кто пришел в Церковь недавно и еще не стойкий в вере. Обычно у людей из верующих семей его не бывает или же он проявляется значительно реже.

Надо отметить, что духовный кризис (так называемое выгорание) исходит из древности. Например, апостол Павел призывает христиан своего времени: «Духа не угашайте!» (1 Фес. 5:19). Древние подвижники называли это явление «богооставленностью», «унынием», «томлением духа». Известный сербский духовный писатель ХХ века свт. Николай (Велимирович) указывает, что ранее «духовный кризис» верующие люди именовали «судом Божиим».

Я не могу припомнить, чтобы за несколько лет моего пребывания в монастыре послушником кто-то называл свои духовные проблемы духовным кризисом. Тогда все насельники, духовники-старцы, если постигало их какое-то несчастье, или кто-то из неопытных и своевольных молодых послушников, духовно падающих в «ров» какой-либо духовной страсти, обычно использовали евангельский термин «искушение».

Для одного человека такой кризис может быть ударом, который его сокрушает; для другого – полезным уроком или испытанием, укрепляющим дух. Известно, что «стакан разбивается не потому, что его толкнули, а оттого, что он был стеклянным, а не железным».

Неудивительно, что о таких кризисах часто говорят в церковной среде, там, где сильна невидимая брань внутри духовного сердца. Cтарец Паисий Афонский наставлял, что Всевышний наказывает потому, что любит: «Есть люди с неким эгоизмом, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились пониже. У других людей эгоизма чуть побольше, и Бог дает им по затылку, чтобы они спустились еще пониже. Однако тех, у кого есть сатанинская гордость, Бог не трогает. Может казаться, что эти люди процветают, но это черное процветание. И потом они падают не просто вниз, но прямо в бездну».

– Что является предпосылками, причинами такого кризиса?

– В наши дни бездуховности и вседуховности существует много духовных проблем. В какой-то мере все человечество пребывает в духовном кризисе и бросается с одной крайности в другую: «то в огонь, то в воду» (Мф. 17:15), как сказал Христос.

Духовный кризис (то есть мысли против Бога и Его Церкви, «разочарование» в вере), как правило, ярко проявляется, если неофит сталкивается с какой-то несправедливостью или явным вопиющим безобразием, которые, к сожалению, встречаются в церковной среде.

В результате происходит своеобразная подмена понятий: отдельно взятых людей (которые все несовершенны) человек отождествляет с целым институтом Церкви и мыслит примерно следующим образом: если такое в Церкви происходит, то это «неправильная» Церковь и я туда ходить не буду.

Причина суда Божьего, духовного кризиса, как и всех земных бед, всегда одна и та же: богоотступничество. Отступающего от Бога Отца, Матери-Церкви Всевышний оставляет на время, чтобы тот, испытав горечь духовного одиночества, как блудный сын из известной евангельской притчи, в слезах покаяния снова вернулся к Нему, в Отчий дом. Надо отметить, что нарушение духовных и нравственных законов всегда разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как неспособна принимать дождевую влагу утоптанная, необработанная земля. Господь попускает кризис в душе для того, чтобы пробудить, отрезвить, вразумить нас, чтобы мы, часто надменные гордецы, вспомнили Бога и вернулись к Нему, чтобы мы, утвердившиеся в «гавани» материального благополучия, вспомнили о душе, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему и Живому. Помню, когда я в свое время доложил Блаженнейшему Митрополиту Владимиру о гонениях в своей епархии, творимых раскольниками, о вынужденной защите в судах, он тихо сказал только два слова: «По грехам нашим!»

Мне известно несколько случаев. Однажды мой кандидат убежал из семинарии. Причины я не знаю, но он потом смиренно сказал, что «людей и их грехи перепутал с Церковью, которая есть Тело Христово». Запомнилась также история одного активного прихожанина, который пытался в соседней епархии помогать с периодическим изданием духовно-катехизического направления. Спустя время он поведал, что «в один вечер пришел домой, снял все иконы со стен и сложил их в ящик» с аргументацией: «Зачем мне такой Бог, если вся семья моя плачет». У него тоже что-то случилось – и обида или жизненные испытания внесли сомнения относительно Высшей справедливости. Думаю, это произошло из-за неофитства.

– Может ли человек сам с этим справиться?

– Надо помнить, что каждый наш грех – рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным обращением. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Вспомним первоверховного апостола Петра. Духовный кризис обычно длится до тех пор, пока надменный человек с покаянным вздохом не воскликнет: «Господи, помилуй!»

Один оптинский старец часто в своих поучениях сравнивал скорби со «сверлом» Божьим. Оно отверзает в человеке источник молитвы. Это правда. В страданиях человек усердно молится и постоянно, потому что иначе не выжить. Молитва и покаяние, обращение к Богу за благодатной помощью в Таинствах – это необходимое условие выхода из кризиса.

— Какие, на Ваш взгляд, пути выхода из кризиса?

— Можно предложить такие пути выхода из кризиса: хорошо, чтобы с поникшими людьми вовремя кто-нибудь поговорил – тот, кто является для них определенным духовным авторитетом, кого они уважают. Обычно в этих случаях помогают следующие доводы: а) я хожу в церковь к Богу, а не к конкретному батюшке, если проблема в священнике; б) этот конкретный храм – не единственный: наша Церковь распространяется в ширину (по всему миру) и в глубину (на 2000 лет назад в прошлое и на неизвестно какое время в будущее – до Второго Пришествия Христова). Нам надо осознавать себя членом той Церкви, Глава Которой – Сам Христос, в Которой были и апостолы, и священномученики. Если конкретный батюшка, к сожалению, оказался замешан в чем-то бесчестном, я говорю так: «Но ведь это не только его Церковь. Это Церковь Христова, а Христос ни у кого ничего не крал, никого не обманывал, не нарушал правил дорожного движения» и т. д. Если это для некоторых слишком абстрактный аргумент, я привожу пример ныне живущих подвижников-архиереев или батюшек, которые всем известны праведным житием своим. Всегда уверяю людей, что это их Церковь, а не тех, кто творит несправедливости, что тем более надо в Церкви оставаться, чтобы изменить ситуацию к лучшему, чтобы по возможности повлиять на других, перевоспитать их, ведь Христос незримо нас всех меняет через приобщение к Святым Дарам, а вне Церкви нет спасения. Христианство – это вовсе не великолепные одеяния священников или прекрасное хоровое пение, хотя они важны. Христианство – это когда Христос в тебе, когда ты не можешь пройти мимо боли другого человека, это самопожертвование и самоотречение (ухаживание за больными), это исповедание Веры до самой смерти (пример мучеников-исповедников; правда, надо со смирением признать, что такое не каждому по плечу!) Это умение забыть себя и свои выгоды и проблемы во имя другого человека, своей паствы! Не надо смотреть по сторонам (кто какой плохой и как себя неправильно ведет), главное заглядывать только вовнутрь себя: а я хорош? а что хорошего-то сделал для людей? Не судите других! Ведь всех нас можно за что-то осудить. А заниматься самоосуждением спасительно – ругая себя, себе же и пользу приносишь: стараешься стать лучше! А это процесс бесконечный. Поэтому с самоосуждением никакой духовный кризис не страшен. Осуди себя – и увидишь, как все другие покажутся тебе прекраснейшими людьми! Какое уж там «разочарование в вере»? Да кто мы такие, чтобы разочаровываться в вере, в Церкви, за которую многие жизнь свою отдавали?

Дай Бог нам так прожить, чтобы Христос, долготерпеливый и послушный Своему Отцу даже до смерти Крестной, не «разочаровался» бы в нас, чтобы мы не увлекли себя в ад после смерти, чтобы времени на разочарование в других или на их осуждение у нас не имелось – свою бы душу как-нибудь спасти, успеть бы покаяться и добрыми делами загладить свои грехи! А час смерти неизвестен никому. Memento mori! («Помни о смерти!») – самое лучшее лекарство от любого внутреннего кризиса!

– На что важно обращать внимание в духовной жизни?

– Известный профессор МДА Алексий Осипов часто в своих духовных беседах говорит, что первым в рай вошел благоразумный разбойник, негодяй, бандит. Ему открылись врата рая потому, что он смирился перед Божьим и человеческим судом и сердечно покаялся. Увидев свое состояние, он почувствовал, что без милости Божией, помощи Христовой ему не спастись. А праведники по закону – фарисеи – осудили Христа на смерть. Самое главное в духовной жизни – смириться, увидеть себя тем, кем человек является на самом деле.

Надо радоваться всему, что у нас есть, и одновременно избегать земной славы – чем её меньше, тем лучше для нашей души. Нужно все время творить добро, но потихоньку, чтобы оно не бросалось в глаза, было незаметным. Важно уметь за за содеянное добро получать пощечины! Таковы духовные законы спасения, и их не изменить: чем лучше кто-то становится в духовном плане, тем больше на него ополчаются враги рода человеческого и нападают посредством людей. Тут главное не утратить веру, не упасть духом. А награда нам уготована на Небесах: если ее в этой жизни получим, то после смерти не воздастся нам. Поэтому настоящие подвижники предпочитали отдавать, а не брать, помогать, а не просить о помощи (ну, у Бога, конечно, надо всегда просить помощи!) и не скорбеть о том, чего у нас нет (это, наверное, самое трудное). И ещё надо научиться прощать людей – тогда так легко становится! Искушения будут везде, но главное то, как вы сами к ним относитесь… Помоги, Господи, нам не забывать, что с Твоей помощью «все пройдет, и это (духовный кризис) тоже пройдет», как было написано на кольце царя Соломона!

Читать еще:  К закрытию выставки, или Кого выбирают шедевры

Духовный кризис

С православной точки зрения самый счастливый на свете человек тот, кто живет с Богом в сердце. Мы знаем множество примеров христианских подвижников, которые претерпевали ужасные мучения за свою веру, но при этом свидетельствовали, что не знают большего счастья, чем оставаться со Христом.

Такая сила веры — настоящий пример для подражания. Но что делать, если верующий человек вдруг осознает, что уже не настолько наполняется Христом? Православие может начать тяготить и даже отталкивать. Пугаться не стоит, просто человек столкнулся с кризисом веры. Что это, так ли это плохо и как выйти из кризиса обсудим в этой статье.

Что такое кризис веры

Человек, который рано или поздно пришел к православию и выстраивает свои личные отношения со Христом, проходит несколько этапов в своем духовном развитии. Большинство современных христиан открыли для себя Бога уже в зрелом возрасте, не будучи воспитанными в православной традиции с раннего детства.

Людей, которые только начали делать свои первые шаги в христианстве, принято называть неофитами (от греческого «новый», «новообращенный»). Очень часто приход неофита к вере яркий, пламенный. Человек как будто с головой окунается в Божью благодать, которая в изобилии изливается на нового члена Христовой Церкви.

Это блаженное состояние можно сравнить с первой влюбленностью — мир наполняется красками, в людях видится все только самое лучшее, человек ощущает счастье и духовный подъем.

Важно! Многие святые отцы пишут, что такое состояние дается человеку для того, чтобы в моменты уныния и сомнений можно было вспомнить то счастье пребывания с Богом, и постараться в него вернуться.

Но рано или поздно такое состояние проходит, и человек вступает на следующий этап духовной жизни. Благодать, дарованная новообращенному, никуда не пропадает, но теперь уже нужно прикладывать усилия и работать над собственной душой. Именно на этом этапе, чаще всего, человек и сталкивается с первым духовным кризисом.

Чаще всего он проявляет себя сомнениями в истинности веры, существовании Бога, правильности выбранного пути. Кризис глубже у людей впечатлительных, эмоциональных, чересчур чувствительных. И очень часто такие сомнения вызывают страх у человека, который вдруг засомневался в самом важном — в Боге.

Поспешим сразу утешить тех, кто сейчас находится в подобном состоянии. Этап сомнений и смущений — совершенно нормальная и естественная часть духовного взросления любого христианина. В разной степени, но такие колебания знакомы практически каждому христианину.

Более того, полное отсутствие даже малейших сомнений может говорить о формальном отношении к вере, о фанатизме и внешнем понимании сути христианства. Нужно понимать, что в духовной жизни важно не отсутствие сомнений и кризисов, а правильный выход из них.

В чем польза духовного кризиса

Православный христианин знает, что в его жизни ничего не происходит случайно, просто так. И из каждой ситуации можно вынести духовную пользу, если правильно к ней отнестись. То же самое касается и сомнений в отношении веры, как бы странно это не звучало.

Любой кризис — это конец какого-то определенного этапа, за которым следует переход на новый. Отмирает что-то лишнее, изжившее себя, наносное. Освобождается место новому, более глубокому, важному. Человек очень сложно идет на какие-то перемены в жизни, меняет привычный уклад.

В кризисе просто невозможно не принять решение, невозможно что-либо не изменить. Просто придется задуматься о смысле и сути, переоценить взгляды. Это очень полезная и важная духовная работа, на которую в спокойной обстановке у нас просто не остается времени, сил и внимания.

Нужно понимать, что кризис не возникает в одну секунду, из ниоткуда. Ему предшествует длительный период, когда у человека накапливаются сомнения, неудовлетворенность, вопросы без ответов. Это все может быть неосознаваемо, может быть даже страшно признаться самому себе в таких сомнениях. Но рано или поздно они накапливаются, и становится очевидно, что без переосмысления дальше двигаться невозможно.

Важно! Отличие именно духовного кризиса от любого другого в том, что человек теряет основополагающую базу, привычное мировоззрение.

Сомнению подвергается самое главное, что есть у человека в жизни — смысл, суть, цель. Конечно, это сильно выбивает из равновесия. Но если это произошло — значит, предыдущая система смыслов и целей утратила жизнеспособность, потеряла ценность. И пора выстраивать новую, более крепкую и правильную

В чем выражается кризис веры

На практике такой период в жизни христианина характеризуется, прежде всего, утратой интереса ко всему, что связано с верой. Еще вчера был пылкий неофит, повествующий всем и каждому о важности Причастия и утренних молитв, а уже сегодня — безразличный ко всему духовному человек. Очень часто в это время на людей нападает уныние и тоска.

Это закономерное следствие утраты Божьей благодати, которая вначале изобильно даровалась новому члену Христовой Церкви, а теперь оказалось, что необходимо потрудиться, чтобы ее вернуть. Человек начинает тяготиться походами в храм, богослужения кажутся ему длинными и скучными.

Пропадает рвение к молитве, правило вычитывается механически, без сердечного тепла, а то и вовсе молитва сходит на нет. Человек вдруг начинает замечать множество недочетов и негативных явлений в церкви: и бабушки тут замечания делают, и свечки дорого стоят, и автомобиль у настоятеля нескромный, и вообще — кругом не духовность, а сплошная нажива да гордыня.

При этом ни бабушки, ни машина у священника не менялись много лет, просто фокус внимания у человека изменился. Если христианин совсем неопытный и не понимает, что с ним происходит, можно дойти даже до полного отрицания веры и Бога. Поэтому важно понимать, что кризис — временный этап духовной жизни, и нужно постараться правильно из него выйти, дабы не потерять веру.

Причины сомнений

Очевидно, что такие глубокие переосмысления не могут возникать просто так. Этому предшествует длительный путь накопления определенного опыта. Этот опыт не всегда правдивый и жизнеспособный. И когда его накапливается чересчур много, случается кризис. Чаще всего, такой кризис связан с разрушением накопленных иллюзий. Их можно разбить на такие группы:

  1. Иллюзии о себе. Человек склонен полагать, что он существо особое, уникальное, выдающееся. Мы имеем о себе некое мнение, и очень часто оно искажено. И все накопленные иллюзии о самом себе, все неправильное восприятие рушится в моменты кризисов. Это тяжелый и неприятный процесс, однако он позволяет глубже познать себя, что необходимо для полноценной духовной жизни.
  2. Иллюзии о Боге. В начале своего пути христианин воспринимает Бога по-детски примитивно, как кого-то доброго на Небесах. Со временем, когда схлынет первый неофитский восторг, появляется неудовлетворенность. Может казаться, что Бог меня не слышит, не отвечает на молитвы. Следом за этим появляется осознание, что Бог — это не тот добрый дедушка на Небе, которого рисует наше воображение. И может появится разочарование, сомнение в Его существовании.
  3. Иллюзии о Церкви. Очень хорошо, если хотя бы в самом начале своего христианского пути человек сможет попасть в настоящую церковную общину. К сожалению, во многих современных храмах общинной жизни практически нет.
    Чаще всего это проблема больших городов, где прихожане забегают на службу, а после нее срочно торопятся по своим делам. Они не знают, чем живет и дышит их храм, они не общаются в неформальной обстановке со священниками, они не заводят друзей в христианском окружении. Такое положение дел приводит к тому, что христианство становится «религией выходного дня», а не проростает в повседневную и ежеминутную жизнь человека.

За неимением крепкой связи с храмом, прихожанин рано или поздно начинает замечать множество негативных процессов в церкви. Ведь в храмах есть самые разные люди, и они приходят туда со своими грехами. Мы ожидаем, что, придя в храм, обретем уже готовый рай на земле, а сталкиваемся с реалиями греховной жизни других людей. И от этого тоже может наступить серьезное разочарование.

  • Личностный кризис. Очень часто духовные проблемы появляются вслед за серьезными жизненными потрясениями. Пожалуй, на первое место нужно поставить смерть близких нам людей. На наш сайт часто приходят письма, примерное содержание которых сводится к такой мысли: «Я верил в Бога, молился, просил, а Господь взял и забрал моего близкого человека. Почему Бог так жесток? Я больше Ему не верю, не хочу Ему молиться, мне очень больно». Человек верил, а случилось такое большое горе. Это действительно очень сложно принять, очень сложно пережить.
  • Предательство близких. Если человек сталкивается с очень большой нанесенной обидой, особенно незаслуженной — это подрывает его веру вообще во все. К примеру, известие об измене супруга может привести к полному краху всего мировоззрения. Может казаться, что раз любимые люди способны на такое, то в мире нет никакой справедливости, нет любви. А раз нет любви — то нет и Бога, и тогда все бессмысленно.
  • Пути выхода из духовного кризиса

    Как уже было сказано выше, сам факт того, что происходит некое разочарование в собственной вере, не нужно воспринимать как вселенскую катастрофу. Нужно постараться понять, что мы до этого сделали не так и какую пользу нам несет случившееся.

    Что же может сделать сам человек, чтобы вывести себя на новый уровень духовности? Первое, что крайне необходимо — надо перестать себе врать. Очень часто люди настолько пугаются, что засомневались в Боге и православии, что просто отказываются сами себе в этом признаваться.

    Они заталкивают свои сомнения как можно глубже, всеми силами пытаясь внешне соблюдать все предписания своего вероучения. Это провальный путь, который приведет только к усугублению внутреннего конфликта и, рано или поздно, полному отказу от веры.

    1. Если в вашу душу закрались сомнения, не бойтесь их озвучить и осознать. Гораздо проще победить врага, которого мы видим в лицо. Надо подумать, что именно привело к кризису, что именно перестало устраивать в предыдущей модели мировоззрения. Возможно, проблема не такая и сложная.
    2. Очень хороший совет — поговорить о своих проблемах… с Богом. Если мы еще не дошли до полного отвержения веры, если находимся на этапе размышлений и сомнений, если все же предполагаем, что Господь есть и Он нас может слышать — надо бежать к Нему.
      Бежать и говорить о том, что мы где-то ошиблись в нашем духовном опыте, что-то поняли не так и теперь нам это мешает. Можно и нужно просить Господа разрешить наши терзания, укрепить в вере, открыть глаза на истину.
      Для этого не обязательно читать длинные и сложные молитвы, которые в подобном состоянии души будут скучными и бесплодными. Гораздо лучше искренне, со слезами сердечными поведать Богу, как любящему Отцу, что нас волнует и беспокоит.
    3. Нужно приложить усилия и постараться не забрасывать полностью церковную жизнь. Да, в кризисный период походы в храм могут начать тяготить, но нужно постараться хотя бы иногда приходить на службы. Сильно ломать себя не надо, но и полностью уходить из Церкви нельзя. Тут нужно найти такую грань, когда вы сможете с какой-то периодичностью бывать на богослужениях.
    4. Очень важную роль играет положительный духовный пример других людей. Гораздо тяжелее пережить кризис веры, если вы с ним остались один на один и в окружении нет достойных примеров настоящих христиан. Поэтому, если есть такая возможность, старайтесь как можно чаще общаться с братьями по вере, с хорошими опытными священниками. При многих храмах действуют воскресные школы для взрослых, организовываются встречи. Самое время начать их активно посещать.

    Самое главное, что надо помнить — никогда нельзя отчаиваться. Даже если кажется, что мир рухнул, все поменялось и никогда не будет так как прежде — не нужно верить таким негативным мыслям и поддаваться унынию.

    Чего не нужно делать и советы близким

    Для того, чтобы с минимальными потерями для собственной души выйти из духовного кризиса, полезно будет следовать таким советам:

    1. Не нужно себя насиловать. Если у вас не получается с былой пылкостью молиться — не нужно себя заставлять и пытаться выдавать из себя какие-то чувства. Старайтесь просто не оставить полностью молитву, молитесь меньше, но молитесь.
    2. Нельзя полностью идти на поводу у своих сомнений, но и пытаться делать вид, что ничего не происходит — неверно. Признайтесь себе и своим близким, которым доверяете, что у вас сложный духовный этап. Да, необходимо себя понуждать к духовному деланию, преодолевать внутреннюю лень. Но при этом нельзя полностью игнорировать свои внутренние процессы. Возьмите паузу, разберитесь в себе.
    3. Если вы видите, что в подобном состоянии находится ваш близкий человек — просто будьте рядом. Дайте возможность ему выговариваться, изливать душу, рассказывать о своих сомнениях. Самое худшее, что можно сделать в подобной ситуации — стыдить человека.

    Фразы из серии «Как ты можешь так думать», «Грешно сомневаться в Боге», «Ты что, не говори ересь», «Это тебе за твои грехи», «Да ты вероотступник» не только не помогут человеку выйти из кризиса, но только утвердят его в своем неприятии веры. Хотите помочь — слушайте, поддерживайте и молитесь за того, кому сейчас плохо.

  • Кроме пристыжения, очень негативно действует и отстранение. К сожалению, иногда бывает, что сомневающегося человека как бы извергают из верующей общины. Мол, «Когда разберешься, веришь ты или нет, тогда и приходи. А пока тебе тут не место». Такая позиция никак не перекликается с проявлением милосердия и любви к ближнему, к которым призваны все христиане.
  • Очень важно не казнить себя, не ругать последними словами за сомнения. Свое внимание нужно концентрировать не на плохом, а на той пользе, которую можно вынести.
  • Духовный кризис — этап перехода на новый уровень духовной жизни. Этого не нужно бояться, нужно просто правильно его пережить. И самое главное на этом этапе — не забыть о существовании Бога. Даже если сейчас кажется, что Он далек и не слышит, это совершенно не так. И нужно постараться вернуть себя в общение с Ним.

    Русский мир: Духовный кризис — что за этим скрывается?

    Пути преодоления духовного кризиса в России

    Духовный кризис — что за этим скрывается?

    ДУХОВНЫЙ КРИЗИС — кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры и придающих культурной системе качество органичной целостности, аутентичности. Кризис сопровождается усилением этносоциальных процессов развала и распада, моральным, экономическим и интеллектуальным хаосом, потерей нравственных приоритетов, резкой поляризацией общества, разрушением социальных институтов. Духовный кризис общества и реальная опасность утраты культурной идентичности резко активизируют процессы консолидации национального самосознания, в сфере которого происходит интенсивный поиск ценностей культурной интеграции и национальной консолидации.

    Мировоззренческой предпосылкой преодоления духовного кризиса является: воссоздание тех ценностей, которые составляют ядро национальной культуры и определяют ее уникальность; возрождение национальных идеалов; актуализация в общественном самосознании людей духовных референтов нации.

    «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике». 2013 г.

    Простой русский человек, прочитав такое пояснение определению Духовного кризиса в современном «энциклопедическом словаре по психологии и педагогике», может впасть в ступор от такого набора непонятных иностранных слов и фраз, которые не только ничего толком не разъясняют, а еще больше запутывают сознание человека и создают еще большее количество вопросов, но так и не дают ответа на вопрос, что же такое Духовный кризис и с чем связано его появление в Русском мире.

    Почему-то никому в голову не приходит, что для любого человека, живущего в Русском мире, гораздо понятнее будет если пояснения будут даны на простом, родном языке, а не в виде набора из непонятных иностранных слов и терминов. Разве трудно было написать пояснение в таком ключе:

    ДУХОВНЫЙ КРИЗИС — это разрушительное, беспорядочное, запутанное состояние общества, при котором предлагаемые низменные средства и методы достижения целей идут в разрез с изначальными, древними устоями общества, с его духовной культурой и многовековой народной традицией. Для преодоления духовного кризиса обществу необходимо вернуться к своим древним корням и изначальному порядку, к своей уникальной народной культуре, которая сохраняет духовную силу народа.

    Такое пояснение, я думаю, будет наиболее понятным для любого простого человека, вне зависимости от его национальности, его религии или вероисповедания, живущего не только в Русском мире, но и в любой стране на нашей Земле.

    В современном обществе, где духовные ценности заменяются или специально подменяются материальными ценностями, всегда, рано или поздно, появляется духовный кризис. Это еще больше становится заметно в современных, так называемых «цивилизованных странах», где духовные ценности замалчиваются, либо высмеиваются, как дикость и пережитки прошлого, либо вообще игнорируются. Духовный кризис проявляется даже в странах с большой религиозной активностью. Таким образом, наличие большого количества религиозных людей в стране и наличие в ней большого количества культовых строений (храмов, кирх (костелов), мечетей, синагог или дацанов) ещё не свидетельствует, что данная страна защищена от духовного кризиса.

    Духовный кризис общества никогда не появляется внезапно, как снег на голову, он не существует сам по себе, как независимое явление. Свою разрушительную силу духовный кризис общества набирает постепенно, долгими годами, многими десятилетиями и веками, и набирает он эту силу от бездуховных личностей, которые своей бездуховностью заражают окружающих их людей, лишая их духовной силы, приводя тем самым людей к личному духовному кризису.
    Так откуда же берет своё начало духовный кризис в нашем мире? Где его корни и источники его питающие? Для того, чтобы хоть как-то разобраться в этих вопросах, нужно заглянуть в наше далёкое прошлое.

    Что отличало Русский мир от окружающего его внешнего мира? Русский мир отличало наличие громадной духовной силы в людях его населяющих. Насыщенность духовной силы была столь велика, что воспринималась, людьми за пределами Русского мира, даже органами обоняния.
    Вспомните старые славянские сказы, легенды и предания, в которых об этом говориться: «Чую русский дух», «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» и т.д., а ведь это были не просто красивые обороты речи, когда употреблялись данные выражения в переносном смысле, это были образы отражающие объективный мир во всем его многообразии.
    Многие учёные мужи от академической науки и скептики могут не согласиться с таким утверждением, недоверчиво придумывая различные толкования данным фразам, но чем они тогда смогут объяснить такое проявление громадной духовной силы русского народа, как духовное единство. Ведь на протяжении всей известной мировой истории, любые войны против Русского мира закончились поражением захватчиков, которые не только почувствовали русский дух своим носом, но и воспринимали духовное единство русских людей всеми фибрами своих душ.

    Недоброжелателей и врагов у Русского мира хватало во все времена на протяжении всей мировой истории. Что же такое было в Русском мире, что мешало этим враждебным силам спокойно жить в своих странах? Основной причиной было наличие в Русском мире громадной духовной силы. Это связано с тем, что на землях проживания славянских родов и племён находилось множество источников духовной силы.
    Славяне облагораживали места выхода из земли потоков духовной силы, устраивали на этих местах капища и святилища, строили над источниками храмы своим древним Богам, и селились рядом с ними. Проживание в городах и поселениях возле таких источников, наполняло людей огромной духовной силой. Эта сила укрепляла не только дух человека, но и всесторонне развивала его душу, а тело наполняло живой природной силой. Вот такие люди Русского мира и становились преградой враждебным силам на их пути к мировому господству.

    Понимая, что Русский мир невозможно захватить и разрушить из-вне, враждебные силы решили ослабить его изнутри, используя против славян их же основные качества, такие как: любознательность, порядочность, правдивость, веротерпимость, доверчивость и добродушие. Ведь славяне никогда не возвышали себя над другими народами, не указывали другим, как надо правильно жить и во что верить, считали всех людей на Земле равными и подобными себе.

    Сначала, совместно с торговыми караванами, из разных стран, на славянские земли отправились представители различных культов и религий. Своё появление на славянских торжищах они объясняли тем, что торговцам и купцам из других стран необходимо приносить требы и дары своим Богам, после удачной торговли или обмена. Славяне к этим объяснениям относились спокойно, необходимо значит необходимо, ведь они тоже приносили требы и дары своим древним Богам после окончания торговых дел. Кроме того, славяне даже помогали жрецам-чужестранцам строить культовые строения иным Богам рядом с торжищем, чтобы в следующие разы еще больше торговых караванов могло прибыть для торговли и обмена.

    Но вот дальше происходило нечто странное, торговцы с караванами отправлялись в свои родные страны, а чужестранцы жрецы различных культов, и религий иных Богов, оставались рядом с торжищем в построенных для них культовых строениях. Сначала звучали объяснения, что им нужно ещё много чего сделать в своих храмах и навести там красоту к следующему приходу торгового каравана, потом придумывались еще какие-либо причины, а через некоторое время славяне привыкали, что в храмах иных Богов, рядом с торжищами, постоянно проживают жрецы различных культов и религий.

    Заказывая у ремесленников необходимую для храмов утварь, покупая у торговцев вещи и продукты питания, жрец заводил знакомства с нужными ему людьми. Войдя в доверие к людям, жрец начинал ненавязчиво рассказывать им о странах, которые он посетил, о дивных чудесах, которые в мире творятся, и постепенно, исподволь переходил к рассказу о своём вероисповедании, о всех прелестях, чудесах и благодатях, которые даёт человеку его культ или религия. Особое впечатление эти рассказы производили на подрастающее поколение. Через некоторое время, впечатлённые рассказами дети, а иногда и их родители, сами приходили к жрецу, чтобы послушать его интересные истории о дивных чудесах творящихся в мире и о необычной вере дарующей ее последователям различные благодати.

    Людям Русского мира свойственно общаться между собой, делиться новостями, особенно это касается последних месяцев осени, когда собран урожай в поле и заполнены все закрома, а также продолжительной зимой, когда они не заняты полевыми работами и впала в зимнюю спячку крупная торговля. В это время люди собирались на посиделки, где обсуждали новости и различные слухи. Вот на таких посиделках и прозвучали необычные истории о дивных чудесах в заморских странах, о необычных культах и религиях иных Богов, которые поведали торговцы и ремесленники, которые сами их слышали от жрецов живущих в чужих храмах рядом с торжищем. Кому эти истории были интересны, после таких посиделок, сами стали приходить к чужим жрецам, чтобы узнать, как можно больше о том, что происходит в далёких странах, как там живут люди и каких Богов они почитают. Людская любознательность ведь не порок, а всего лишь средство расширения кругозора.

    Придя в чужой храм, помимо жреца, их встречала необычная обстановка. Расписанное яркими красками внутреннее убранство, иногда изображения или изваяния чужих Богов, а также необычные запахи, от сгораемых в специальных чашах определённых трав и масел. Думаю, что не нужно объяснять в какое состояние приводило людей, повествование жрецов наложенное на сочетание ярких цветовых росписей и особых запахов. Это состояние давало ощущение неземной благодати. Люди всё чаще и чаще начинали посещать чужие храмы, чтобы ощутить необычное состояние. Постепенно они забывали посещать храмы, капища и святилища своих древних Богов. Таким образом, они больше не получали подпитки от древних источников духовной силы.

    По прошествии времени, людей приходящих в храмы и культовые строения чужих Богов становилось всё больше и больше, а это значит, что количество таких храмов и культовых мест увеличивалось. Результаты очень радовали недругов Русского мира, ибо всё меньше и меньше славян получали духовную силу из своих древних источников. Через несколько поколений, западные славянские рода и племена, проживавшие на территориях восточной и западной Европы, лишились своих древних источников духовной силы, так как о многих из них забыли, а многие древние славянские капища и святилища, стоящие над источниками, были разрушены, а жрецы, их сохраняющие, были уничтожены.

    В дальнейшем, такая же картина наблюдалась на территориях проживания восточных славянских родов и племён. Эти действия, зарубежных недоброжелателей и врагов Русского мира, продолжались до начала 20-х годов ХХ века, пока к власти в постимперской России не пришли большевики. Они вообще не стали разбираться в духовных вопросах, просто объявили все религии, культы и вероисповедания — «опиумом для народа», запретили все конфессии, священнослужителей различных религий и вероисповеданий, либо расстреляли, либо отправили в тюрьмы или концлагеря, а храмы и древние культовые святилища, стали разрушать или использовать для своих нужд.
    Продолжение следует.

    Данная статья публиковалась в газете «Власть, общество, народ!» за номером 44-45 стр. 21 смотрите абзац 4.3 — http://www.sovet-naroda.ru/images/gazeta/VON27.pdf#page=21&zoom=auto,-14,966

    Кто и зачем скрывает ведическое прошлое

    Духовные проблемы и кризис

    В последнее время общество заинтересовалось личностным ростом и духовным развитием. Стали модными эзотерика, йога и прочие духовные системы. Для кого-то это способ спрятаться от серой реальности, забыться или справиться с тяжелой травмой. Кому-то такой образ жизни помогает пережить духовный кризис — явление нередкое и часто критическое. Разберемся, что это такое, как он возникает и какими бывают последствия нерешенных духовных проблем.

    Общее понятие

    • связан с понятием внутреннего развития человека;
    • является неотъемлемой составляющей человеческой жизни, критическим и переходным этапом психологического состояния личности, который приводит к внутренним метаморфозам и духовному развитию;
    • часто сопряжен со страхом, одиночеством, депрессией, унынием и отчаянием, появляющимися вследствие пережитого стресса.

    Общепринятого и окончательного определения этого явления нет. Но оно давно изучается, и каждый исследователь внес свой вклад в понимание сути этого состояния и поиски способов борьбы с ним.

    Определение термина в различных направлениях психологии

    Известные психологи, попытавшиеся сформулировать определение духовного кризиса, или кризиса человеческой духовности, и изучавшие его, — Кристина и Станислав Гроф. Они одними из первых употребили это словосочетание, описывая специфичное состояние сознания, носящее сверхъестественный характер. В трансперсональной психологии нравственный кризис обозначают как трансперсональный духовный кризис. Это относительно новое направление психологии уже сыграло важную роль в изучении индивидуальных состояний человеческого сознания.

    Владимир Козлов — сторонник деления целого на несколько частей — помимо духовного выделил другие виды личностного кризиса:

    Он считал, что духовные переломы проявляются во влечении человека к глобальным переменам, его набожности, осознании высшего замысла существования. Козлов не был согласен с теорией Грофов и называл духовный кризис психодуховным.

    Депрессивные настроения: сильный стресс, панические атаки и страх, незащищенность (и свобода), ощущение покинутости, разобщенности, чувство вины — в экзистенциальной психологии это не сопровождающие состояния с нравственными проблемами, а этапы жизни и ее самая суть. От того, насколько они управляемы индивидом, зависит вероятность возникновения духовного перелома.

    Близко к определению кризиса, данному Грофами, определение из трансперсональной психологии, принадлежащее А. Дж. Дейкману. Он придумал свое название — мистический психоз, имея в виду все психотические настроения мистического характера.

    Карл Юнг придерживался мнения, что перечисленные измененные состояния — необязательно следствие болезни (телесной или психической). Необычные эмоции, телесные ощущения, вызывающие дискомфорт, незаурядный ум и прочее ведут к изменению сознания, нравственному развитию.

    Западная психиатрия, оказавшая огромное влияние на отечественную науку, не считает очевидные проявления кризиса патологией. Эти скрытые переживания под действием медицинских препаратов и процедур не позволяют развить особый потенциал, извлечь уроки и стать гармоничной личностью. Неоправданное потребление сильнодействующих препаратов подавляет реальное «Я» и несет мнимое ощущение стабильности и удовлетворенности.

    Формы и различные состояния нравственного кризиса

    Станислав Гроф акцентировал внимание на отдельных состояниях, считающихся наиболее трудно переживаемыми и давящими:

    Речь идет о беспричинном, неосознанном чувстве беспокойства, способном негативно влиять и на физическое состояние человека. Самый понятный нам страх, испытываемый в этом состоянии, — страх умереть или увидеть смерть. Человек становится одержим мыслью о приближающейся смерти, у него появляются депрессивные настроения и пустота во взгляде, зябкость, дрожь и другие симптомы.

    Его изводит чувство одиночества и брошенности. Ощущение ненужности знакомо многим, но во время духовного кризиса человек, даже регулярно находящийся среди других людей, не чувствует… себя у себя! Он теряет связь с Высшим разумом, с божественным началом, ему кажется, что никто и никогда не признает его своим. В таком состоянии люди нередко становятся самоубийцами.

    Помешательство, одержимость, безрассудство — злую шутку с людьми играет богатое воображение. Бегство от реального мира позволяет создать им свой собственный идеальный мир. У них начинаются видения, появляется боязнь лишиться разума. Они догадываются, что чувствуют и видят по-особенному, в то время, как в целом здоровы.

    Обособленное поведение является следствием одиночества Например, человек отождествляет себя с индиго, намеренно (или нет) отгораживаясь от социума. Если однажды он оказался непринятым или непонятым группой, это может наложить отпечаток на всю его жизнь и ему будет трудно уживаться в коллективе.

    Причины возникновения проблем и их последствия

    Есть мнение, что переживание кризиса духовности — неизбежная часть человеческой жизни. Любые, даже самые тяжелые, моменты в нашей жизни способны перевернуть все с ног на голову и изменить привычный уклад. Смысл душевных терзаний заключается еще и в том, чтобы стать счастливее, очистить голову от ненужного хлама, перестать суетиться и беспокоиться по любому поводу, стать выше тяжелых обстоятельств. Какие конкретно причины приводят человека к духовным проблемам?

    К ним относятся:

    • серьезная болезнь и беспомощность, беременность и появление детей, наличие зависимости и невозможность от нее избавиться;
    • проживание в бедности либо феномен «денег некуда девать», резкие перемены (потеря состояния, семьи, работы, переезд);
    • излишняя энергичность, страх не успеть сделать что-то или сделать это неидеально (перфекционизм), хроническая усталость, выгорание.

    По Владимиру Козлову, эти причины относятся к категориям: искаженное эго, нереализация личности, ощущение неполноты существования.

    Для примера приведем несколько ситуаций, когда велика вероятность возникновения кризиса.

    Ситуация 1. Живет человек в своем «болоте». Все здесь так знакомо, хоть и неидеально. И вроде бы чувствует внутренний потенциал к свершению чего-то стоящего, но страшно… Страшно потерять и это, не вынести такой груз на хрупких плечах. Установка: «Я на многое способен, но большинство думает обо мне, что я инфантильный, слабый и нудный. Я не справлюсь!». Если однажды такой «смельчак» решается выйти из зоны комфорта, это первый шаг к самоизлечению.

    Ситуация 2. Человек принимает вызов. Он разрабатывает план своего дальнейшего существования, безжалостно выкидывая лишних людей, бросая нелюбимую и малооплачиваемую работу, и многое другое. Эта решимость и способность действовать определяет взрослого индивида.

    Ситуация 3. Умереть, чтобы возродиться снова. Желательно в лучшем амплуа. Непростой переломный момент случается, и тогда человек будто просыпается после многолетнего сна, происходит полная перезагрузка. Владимир Козлов считал, что такой резкий скачок, отказ от всего, что дорого, можно и не пережить. Иногда наступает настоящая смерть или сумасшествие.

    Ситуация 4. Нас учат, что из любых ситуаций мы непременно должны выносить уроки. Развитый, целостный индивид справляется с острыми изменениями без паники и пытается все уладить и привыкнуть к новым обстоятельствам. В такие периоды эго больше не вырывается наружу, социальные взаимоотношения становятся ценнее.

    Кого называют духовно развитой и просветленной личностью? Человека, который из всех вышеупомянутых ситуаций вынес для себя что-то важное и научился этим пользоваться. Он станет делиться своими знаниями и опытом с другими. Тогда все не напрасно!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector