0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если ребенок не читает, надо ли его заставлять?

Не нужно заставлять ребенка читать, если он не хочет

Главное, чтобы у ребенка был интерес к жизни!

Стоит ли расстраиваться, если Ваш ребенок не любит читать? Давайте разберемся..

Большинство детей заявляют, что не любят читать только потому, что книжки толстые, еще они не интересные и занудные. Действительно, по данным некоторых исследований, школьники мало читают художественную литературу. Детей больше интересуют комиксы и журналы, реже – научно-популярные энциклопедии. Но ведь это тоже чтение.

Вот и получается, что совершенно неверно говорить, что дети стали меньше читать. Просто они читают другую литературу. Современного ребенка не привлекают серьезные книги, но его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии. Просто его интересует другое.

Отсутствие интереса к чтению – не проблема, если ребенку интересна жизнь вообще. Беспокоиться необходимо, когда его вообще ничего не интересует.

Многие родители считают своим долгом научить читать своих чад как можно раньше. Совершенно не задумываясь, что для овладения чтением должны созреть необходимые и достаточные условия. Следует помнить, что чтение – это не только способ получения знаний, но и величайшее удовольствие и наслаждение.

Но скажите, как Ваш ребенок будет наслаждаться, если Вы его ЗАСТАВЛЯЕТЕ читать!? Или Вы думаете, что все образуется по принципу «стерпится-слюбится»? Ничего подобного! В лучшем случае Ваш ребенок будет читать, не особо вникая в суть прочитанного, лишь бы Вы отвязались. Ну, а в худшем, может возникнуть психосоматика и устойчивая ненависть к процессу обучения вообще.

11 СОВЕТОВ, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ЧТЕНИЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ

1. Начинайте читать малышу, когда он ещё не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди – к взаимному удовольствию.
2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен(а) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!
3. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Он должен видеть, что Вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.
4. Смиритесь с тем, что ребенок будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Просто предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.
5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт – что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у друзей Вашего ребенка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Пробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.
8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.
9. Запишите ребенка в библиотеку. Библиотекари помогут сделать выбор.
10.Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим её, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.
11.Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой ребенок скучает.

Новое видео:

Новое видео:

Ребёнок не хочет читать: Эффективные советы отчаявшимся родителям

«Мой ребёнок не хочет читать!» — часто говорят отчаявшиеся родители, которым так и не удаётся усадить малыша за книгу. Почему же так происходит? Может быть, он ленивый? Вовсе нет!

Взрослым кажется, что читать — это само собой разумеющееся. Что это легко. Но для малыша чтение — это трудный процесс, и дети легко утомляются. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, держать в голове сюжет.

Как приучить ребенка к чтению

Чтение, как и любой навык, требует тренировки. Для того, чтобы процесс чтения стал лёгким и приятным, нужно время.

«А как заставить читать?» — в корне неправильный вопрос! Ни в коем случае ребёнка нельзя «заставлять». Принуждение навсегда вызывает негативное отношение к любому делу. И чтение здесь не исключение. Если родители будут превращать чтение в унылую «обязаловку», то от этого у малыша сформируется убеждение, что чтение – это ужасно, плохо и трудно.

Как правило, с травмой от чтения живут сами родители. Они вспоминают, как в детстве заставляли читать их – и передают привычку к мучительному чтению-наказанию своим детям. Как же разорвать этот замкнутый круг?
Как сделать так, чтобы ребёнок читал сам, регулярно и с удовольствием?

Обратимся с этим вопросом к нейропсихологу, руководителю школы «Супермозг» Гюзель Абдуловой.

— Очень важно научить ребёнка читать правильно, заложить прочный фундамент эффективного чтения и скорости мышления. Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, пересказать текст и ответить на вопросы не может. Что делать?

В первую очередь важно понять, что на каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения.

Переход на следующий этап возможен только тогда, когда автоматизированы все умения предыдущего этапа!

При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Часто ребёнку просто не хватает времени для достижения уверенного уровня. Материал усложняется, ребёнок начинает отставать от других и попадает в группу неуспевающих. Неудачи множатся и перерастают в неразрешимый конфликт. Конечно, такая ситуация отбивает всякое желание читать.

Проблемы возникают не потому, что ребёнок не может понять и научиться, а потому что не успевает развиваться в некомфортном для себя темпе.

Что делать?

Несколько простых советов вернут вам и ребёнку желание общаться с книгой.

  • Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден и хорошо себя чувствует.
  • Обязательно покажите ребёнку, что совместные занятия для вас удовольствие, щедро хвалите за успехи.
  • Поддерживайте игровую форму занятий. В игре дети усваивают любой навык непроизвольно, без усилий.
  • Занимайтесь не более 30 минут или даже меньше, если замечаете, что ребенок устал. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности и упражнения.
  • Ведите дневник успеха, в котором отмечайте достижения ребенка — даже самые маленькие победы.

Предлагаю несколько интересных игр, чтобы чтение быстрее из скучного занятия превратилось в удовольствие!

Вращающиеся буквы.

Слоги за «шторкой».

Система игр и тренировочных упражнений вы найдёте в моей книге-тренажёре «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение». Всего за 10 недель регулярных занятий вы ликвидируете все трудности в чтении у вашего ребёнка. Программа подробно расписана по шагам: дыхание, артикуляция, игры на отработку навыков чтения и подробные методические рекомендации помогут создать атмосферу увлекательного, занимательного и полезного общения.

Превратить чтение в удовольствие – легко!опубликовано econet.ru.

По книге Гюзель Абдуловой «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Не заставляйте их читать!

Когда ребенок не любит читать, это приводит родителей в ужас. Насколько оправданны наши переживания? Мы провели небольшое расследование — с тем чтобы позволить детям дышать свободнее… с книгой или без нее.

Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» — это журнал с фотографиями разных стран, — говорит он. — А вот книжки толстые — все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось».

Читать еще:  Загадки и секреты жития Сергия Радонежского

Тысячи детей в России, как и Костя, не хотят читать «занудные книжки», подтверждает Юлия Юзбашева, директор исследовательского агентства Validata Kids: «По данным наших исследований, школьники мало читают художественную литературу (исключением являются, пожалуй, лишь книги о Гарри Поттере), их интересуют прежде всего комиксы: «Человек- паук», «Великолепная чет верка», «Халк», «Скуби Ду» — и журналы.

Девочки-подростки увлекаются модными изданиями, мальчики читают о компьютерных играх и мобильных телефонах, реже — научно-популярные энциклопедии и книги в стиле «Самые ядовитые животные в мире», «Сто самых известных пиратов» и т. д. Информация о жизни знаменитостей, тенденциях моды и компьютерных новинках помогает им поддерживать разговор с друзьями». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, — считает школьный психолог Наталья Евсикова, — просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии — просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, — уверена психолог Елена Смирнова. — Тревога действительно оправданна, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

Никиту учили читать с трех лет, сейчас ему девять, и он наотрез отказывается это делать. Каждая книга начинается со слезами, уговорами: еще абзац, еще страницу. А в результате он толком не может ни рассказать, о чем она, ни вспомнить имен героев, а сам вид книги у него ассоциируется только с родительскими угрозами: пока не прочитаешь три главы, гулять не пойдешь! Никита стал жаловаться на головную боль и в результате из жизнерадостного ребенка превратился в болезненного плаксу. Родители привели его к психологу почти в панике: «Он не любит читать! Как объяснить ему, что без чтения он ничего не добьется в жизни?»

Нередко интерес к чтению приходит после того, как его перестают навязывать

Многие родители уверены: если ребенок полюбит чтение, ему будет легче учиться, он станет целеустремленнее и вообще многого сможет добиться. «Но жизненный успех от любви к чтению напрямую не зависит, — утверждает Наталья Евсикова. — Наоборот, принуждая ребенка, мы провоцируем поведение, которое не свойственно ему: он начинает придумывать, как приспособиться к старшим, как избежать крика или даже наказания за то, что он мало читает. Непроизвольно он учится зависимому стилю поведения».

Никита, например, «придумал» себе болезнь, а в результате действительно стал болеть, так как отношение родителей к этой проблеме не изменилось.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», — продолжает Наталья Евсикова. — Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него — и оставили наконец в покое.

Чтение — один из путей познания мира. Желание читать придет, если тема интересна ребенку. В ситуации принуждения он непроизвольно учится зависимому стилю поведения. Развитие ребенка и его успехи (в чтении) зависят от разнообразия его жизненных интересов.

Приказ или интерес

«Я не представляю своей жизни без книг. Своим ученикам я задаю очень много чтения — в обязательном порядке, а в походах стараюсь сама читать им вслух, — рассказывает Тамара Эйдельман, заслуженный учитель школы России, преподаватель истории московской гимназии №1567. — Но мой сын за 20 лет своей жизни прочел, наверное, книг 20, среди которых нет ни «Войны и мира», ни «Преступления и наказания». При этом он интересный и добрый человек — прекрасный фотограф, заядлый байдарочник, увлекается музыкой, интересуется политикой, много путешествует. Я начинаю сомневаться, так ли необходимо любить чтение, чтобы жить полной жизнью».

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения, как и некоторые другие глаголы: «любить», «мечтать». — уточняет французский писатель Даниэль Пеннак (Daniel Pennac). — Конечно, всегда можно попытаться. Попробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, черт возьми, кому сказано — читай!» И что в результате? Ничего. По указке, по приказу удовольствия не получается. Получается совсем наоборот».

Беда многих заботливых родителей в том, что они настаивают на чтении тех книг, которые находят правильными, часто не считаясь с мнением маленьких (и не очень) читателей. «Когда мне было лет десять-двенадцать, летом мама заставляла меня читать по 10 страниц в день, — вспоминает 27-летний Дмитрий. — Я мусолил текст, мямлил что-то, прятался от мамы и получал нагоняй. В результате только годам к 25 я научился читать «для удовольствия». По-хорошему, если бы тогда мне вместо «Детства» Толстого дали справочник юного радиолюбителя, то я бы проникся».

«Попытайтесь разобраться, что ему нравится больше всего, — советует Наталья Евсикова. — Это поможет не только лучше понимать, что чувствует ребенок, но и изменить стиль вашего общения. В результате вам будет легче предложить ему книгу, которая действительно совпадет с его интересами».

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, — говорит Наталья Евсикова. — Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Отсутствие интереса к чтению не проблема, если ему интересна жизнь вообще

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, — рассказывает 35-летняя Ольга. — Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала — убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Отнеситесь к детскому чтению без предубеждения, это облегчит жизнь и вам, и детям. «Если ребенок с интересом изучает серийные сборники о пиратах или ограблениях, это вовсе не означает, что он вырастет пиратом или вором, — говорит Елена Смирнова. — Может выйти ровно наоборот. Точно так же не стоит считать аксиомой утверждение, что любой преступник непременно станет на путь исправления, если будет читать «высокую прозу».

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать.

«Я по своему складу технарь, русский язык и литература всегда давались мне с трудом, — рассказывает 24-летняя Екатерина. — На этих уроках я скучала и, если была возможность, старалась их пропускать. Поступив в Технологический университет, я вдруг обнаружила… что с удовольствием читаю художественную литературу! Мне хочется это делать — и трудно представить, что может быть по-другому».

«Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, — рассказывает 25-летняя Ирина. — Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался».

Читать еще:  ПНИ – это как если бы тебя стерли ластиком с листа бумаги

Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, — комментирует Елена Смирнова, — в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Глаголы «читать», «мечтать» или «любить» не терпят повелительного наклонения

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, — говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. — Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение — не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать — самому, без учителей, без родителей. Чтение — это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино. Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга — это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

Григорий Остер: «Чтением необходимо соблазнять»

«Заставлять детей читать нельзя. Просто потому, что детей вообще нельзя заставлять делать что-либо. Они начинают сопротивляться, и им мгновенно опротивеет даже то, что еще вчера очень нравилось. Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, когда чтение покажется им увлекательным делом. Читайте детям вслух начиная с самого мелкого возраста. И тогда есть надежда, что, когда придет время, ваши дети начнут читать сами. С таким интересом и азартом, которые не сможет убить никакая школа. Сегодня это особенно актуально, ведь у чтения есть серьезные конкуренты — телевизор и компьютер. Но своего значения чтение не потеряет. Ребенок читает, и в этот момент он сам себе режиссер, создает в голове картинки-иллюстрации. Книжка дает пищу его воображению, а что может быть важнее?»

Детское чтение: 10 лучших книг

Принято считать, что родители должны привить детям любовь к чтению. Зачем? Мы задали этот вопрос детскому писателю, директору фестиваля детской книги Юрию Нечипоренко и заодно попросили назвать список лучших детских книг.

6 признаков глупого человека

Глупость похожа на заразную болезнь, предупреждал еще Шекспир, поэтому важно аккуратнее выбирать окружение. Но как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле? Вот что говорит психолог Мария Тихонова.

Как заставить ребенка читать?

Интервью с детским нейропсихологом Марией Чибисовой

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад. Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета. Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником. ». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше. Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным. И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо —это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация. Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной. Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка. Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают. И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации. Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку». Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Читать еще:  Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном — 29 апреля в 2018 году

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать. Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности. Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению. Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному. От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально. Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками. А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, — это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители. Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный. Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется. То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно. Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться. Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок». Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы. Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг —это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием. Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка. Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать. Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению. Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту, потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector