0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам. Вербное воскресенье

Содержание

Если бы Господь прошел сегодня по нашим улицам

Так было 20 веков назад. Сейчас — торжественная служба и вот мы с ветвями. Это внешняя сторона. Внутренняя, за Всенощной скрывается внутренняя. Христос знает, что близок Его час, когда эти восторженные люди, так прославляющие Его, в скором времени закричат: распни, распни, и как восторг трудно удержать, так и ярость. Но пока всё торжественно, земное дело окончено, достигло своего апогея, осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне. Величаем Тя, Живодавче Христе. Христос грядет. Предстоит самое трудное и ответственное — Страстная Седмица. Страдание на кресте, распятие….

Посмотрите вот на свои ветви в руках, что они для нас значат. Христос идёт. Для современных людей, привыкших разъезжать на всяких удобных машинах, въезд на осле может показаться даже смешным, мы гордимся своим удобством, из-за этого удобства портим братские отношения меж собой. Осёл для нас — это карикатура. И смешно, и печально, и горько, и больно, и обидно.

Вон там так свободно и несколько развязно стоящий, что ты думаешь об этом? Вот тот, вчера обидевший другого человек, обманувший, что ты думаешь об этом? Не есть ли в твоем обмане предательство Иуды?

А вон та женщина, горько плачущая о своих детях, мы на неё, может, и не обратили внимания, не думаем ли, что её слезы — миро на ноги Христа? А вон там стоящие, о чём замыслили? Если и удадутся ваши замыслы, они не в вашу пользу будут.

А где же Лазарь, которого воскресил Христос, который вопреки всей мертвящей обстановке вышел из гроба? Мир стар во всех своих делах, как было когда-то, так есть и сейчас. Господь входит в Иерусалим, топот осла должен послышаться в наших ушах. На какие чувства нас всех всё это наводит.

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в каждый наш дом. Вот представьте, как бы вы отреагировали на то, чтоб в нашем доме появился Господь?

Вход Господень в Иерусалим — это вход Господа и в нашу душу. Представим себе Господа, что Он зашёл в нашу душу. Что значит Его вход в нашу душу?

Сегодня вот мы торжественно служим, а завтра скажем: Грядущий на вольную страсть ради нашего спасения. а как последуем за Ним завтра, последуем ли мы за Ним?

Вход Господень в Иерусалим, Страстная неделя — это для нас дни, когда не то что жизнь становится другой, но все планки подняты очень высоко. Поэтому мы с вами должны постараться прожить эти дни по максимально возможному для нас пределу, имея в виду и максимально ответственное и сознательное участие в богослужении.

Невозможно будет остаться вне всего того, что в эти дни будет в Церкви воспоминаться и совершаться. И по отношению к мере участия в богослужении, и к тому, чтобы Евангелие было нашим чтением, и день за днём мы шли вслед за Христом, потому что если на каких-то службах мы не сможем быть, то книги-то есть, и можно не остаться вне того, что будет петься и читаться в Церкви. Это время, когда мы максимально требовательны должны быть к себе. Все устали к концу поста. Наряду с некой натянутостью струны, которая предполагает резонанс души на то, что будет совершаться в Церкви, эта натянутость есть и угроза срывов в отношениях с людьми, в том, что лукавый может попытаться всё это обратить на взаимную немирность и обиды. Мы не можем позволить себе обижаться друг на друга и допускать мелочное своё ниспадение перед тем великим, что будет в эти дни совершаться. Дай нам Бог достигнуть всем Светлого Христова Воскресенья.

И мы, держа в руках наших северные пальмы, вербу, внимаем привету, который в величании повторяет крики еврейских детей: «Осанна Сыну Давидову. Осанна в вышних!» Тихо тают свечи в наших руках…

Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Жители иерусалимские встречают Спасителя Христа с торжеством и ликованием, потому что ожидают, что Он освободит Свой народ от политического гнета; и когда окажется, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, тогда от Него отвернутся с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратятся во врагов. И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света…

Отрывки из проповедей: Епископ Василий (Родзянко),
протоиерей Димитрий Дудко

Источник: Православие и Мир

ЕПИСКОП ВАСИЛИЙ (РОДЗЯНКО) ДОЛГИЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

У нас праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем. Так как пальмы в наших краях не растут, вместо их ветвей люди приносят в храмы и освящают веточки вербы. Она самой первой распускается в наших широтах.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим существовал такой обряд: после праздничной службы в Покровском соборе (его еще называют храмом Василия Блаженного) Патриарх верхом на лошади, наряженной осликом (потому что ослы у нас тоже не водятся), следовал во главе процессии с Красной площади до Соборной площади Московского Кремля. Лошадь вел под уздцы идущий пешком царь.

Это снимок Масличной горы, с которой сошел Спаситель в день торжественного Входа в Иерусалим

Переведем взгляд на Иерусалим. Он прямо перед нами, на горе, которая называется Сион. На переднем плане – иудейские гробницы.

Вид на Иерусалим. Золотой купол — мечеть Омара. А Храм Гроба Господня — едва заметный с левой стороны серый купол.

Спустившись в лобину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Спуск с Елеонской горы

Его ослик шел по крутой тропинке, люди же бежали рядом, а многие пользовались вот этой каменной лестницей.

Остатки древней лестницы, ведущей на Масличную гору. Эта лестница старше Иисуса Христа. Ею пользовались все взбиравшиеся на Масличную гору. По ней Христос вход в Иереусалим. Об этом и свидетельствует мозаика, изображающая Вход Господень в Иерусалим.

Только представьте себе, что по этим ступеням на самом деле ступали ноги Спасителя и Апостолов.

«Ты стоишь, как некогда стоял гонитель христиан Савл, ослепленный и оглушенный, ставший другим человеком с другим именем и другой судьбой. Стоишь и думаешь: надо же! Ведь здесь Господь шел в свой Город. В Городе уже знали, шептались, что идет долгожданный Мессия, сейчас Он спустится с горы, подойдет к Золотым Воротам, войдет в Храм и все в мире изменится. Они ждали Его, бросали пальмовые ветви на дорогу, по которой Он ехал. А впереди был арест, суд, распятие. Потом Воскресение, увидеть которое дано было уже не всем.

Отсюда хорошо просматриваются Золотые Врата.

Золотые Врата. Эти Врата могут быть открыты только для Мессии, для всех остальных они замурованы.
Через Золотые Врата вошел в город Спаситель. Это привело к взрыву восторга у людей и к окончательному озлоблению иудейской религиозной верхушки. Теперь задача схватить Иисуса для них становится задачей номер один!

Здесь Иисус, даровав некогда зрение слепому от рождения (Ин 9), получил (по преданиям) первое поругание от ведших его стражей, и тут же было его первое падение; колена и руки нашего Искупителя запечатлелись на береговом камне, и мы доныне можем лобызать этот мученический след Его.

Церковь «Слеза Господня». С этого места Спаситель смотрел на Иерусалим и плакал о его трагичной участи.
Иерусалим погибнет, потому что не принял Мессию.

Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Читать еще:  В Детройт с любовью: обеспеченная женщина помогает 85 семьям

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий или Вербным Воскресением.

Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

ИСТОРИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника — Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле — царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

ИКОНОГРАФИЯ ПРАЗДНИКА

На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами — Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие — ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим — это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь — вход в Новый Иерусалим.

ДОЛГИЙ ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

«Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели»

На улицах Иерусалима ребячий смех
И кажется почти что мнимым прошедший грех.
Шумят торговцы и проклятья дымят вокруг,
Как будто не было распятья и Божьих мук.
Гремят груженые коляски, мешают пыль,
И кажется вчерашней сказкой святая быль.
И лишь паломники, как тени, с десятком глав
Целуют землю, на колени смиренно пав.
Для них почти что ощутимы, и неспроста,
На улицах Иерусалима шаги Христа.

Это вход довольно долгий. Потому что Христос Спаситель идет через всю Святую Землю. Это Его Крестный Ход начинается.

Постепенно поднимаясь на гору Елеонскую среди деревьев и зеленых полей, дорога круто поворачивает на север, и тут открывается внезапно Иерусалим, раньше скрытый отрогом горы. В прозрачном воздухе, залитом солнцем, блестели мраморные вершины храмовых зданий. Вид отсюда был так прекрасен, что часто путешественник перед ним столбенел. И к этой красоте присоединился еще ликующий народ…

Он идет с учениками, Он останавливается на этом самом месте, где виден Иерусалим, и начинает плакать над Иерусалимом. Оплакивает его, оплакивает и говорит: «Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели».

Плачет над всеми этими людьми.

И вот, Господь входит в Иерусалим. Весь город пришёл в движение и говорил: кто это?

Казалось бы, что здесь необычного: Иисус входит в ворота города, в котором Он и до этого бывал много раз. Но жители Иерусалима встретили Его так, как никогда и никого не встречали: ликуя, они бросали Ему под ноги пальмовые ветви и восклицали: «Осанна!», что значит «Спаси!».

В Евангелии говорится о том осле, который был предназначен для Господа. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ восклицал: Осанна Сыну Давидову, благословен Грядущий во имя Господне.

Почему именно на ослике? Этому было несколько причин. Во-первых, таким образом исполнилось пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9,9). На это указывает и евангелист Матфей (Мф. 21,4-5). Кроме того, так Иисус показал Свое смирение, и, наконец, на Востоке въехать в город на осле, а не на коне – означало, что человек пришел с миром.

И только Он один знал, зачем на самом деле Он пришел в Иерусалим. Ведь с этого события начался отсчет Его последних земных дней.

Почему жители Иерусалима именнно сегодня так восторженно встречали Иисуса? Они были уверены, что пришел освободитель еврейского народа от римского владычества. В то время Иудея находилась в составе Римской империи, и евреи ожидали, что придет кто-то, кто выгонит римлян из их страны и станет царем независимого Израиля. То есть, грубо говоря, они просто ошиблись, приняли Христа за другого. Они не знали, что Царство Его – «не от мира сего».

К тому же иудеи ожидали, согласно пророчествам, что Мессия и Спаситель Израиля должен явиться именно на Пасху. Многие так Его и встречали – как Мессию и Спасителя.

Поскольку происходило все накануне Пасхи и в Иерусалиме собралось много народа на ее празднование, иудейские первосвященники были крайне недовольны. Они и раньше не пылали любовью к Христу, но теперь твердо решили с Ним расправиться.

Господь входит в храм.

Входит в храм, и что же первое, что Он видит, и что Он делает? Он видит, до чего опустилось все в храме духовно. До чего дошли люди, стали вместо того, чтобы быть проповедниками Царства Божия и Спасения, торгашами земными. Использовали храм в основном как самоцель для того чтобы как можно больше прибыли земной получить.

Читать еще:  Клан Фалиных – семья с бесконечным расширением

И тогда Христос Спаситель оказывается впервые грозным судьей. Тем, которым он станет в конце веков, когда уже придет на страшный Суд, когда все мы будем разделены. Вот Он уже сейчас начинает быть таким судьей и изгоняет этих торгующих из храма.

И тогда к нему приступают книжники-фарисеи, первосвященники, и говорят : «Какой властью Ты это делаешь?». А Он говорит: «Если бы вы знали какой властью Я это делаю, вы бы не делали то, что вы делаете сейчас». И вот это был момент полного расхождения между ветхим и новым заветом. Между старым, уже уходящим миром и новым — приходящим, который несет с собой свет Евангелия и Евангельского нового светлого благодатного закона и новой благодатной жизни, которая ведет ко спасению.

Потом Иисус исцелил больных. Народ с восхищением слушал Его проповеди и наблюдал за Его поступками.

Иудейских первосвященников это привело в еще большее негодование. Иисус Христос знал, что в этот день пошел отсчет Его последних дней на этой земле…

Потом Евангелие рассказывает нам о вечери, которую приготовили Христу, там были и Лазарь, которого Христос воскресил из мертвых. Мы видим Марфу служащую, Марию, драгоценным миром отирающую своими волосами ноги Христа, восторженных людей и озлобленных первосвященников, и Иуду, уже замышляющих коварное убийство.

А на следующий день началось то, что мы называем Страстной неделей…

Да, Вход Господень в Иерусалим, такой торжественный, исполненный такой славы, одновременно весь построен на страшном недоразумении. Когда вдруг оказалось, что Спаситель пришел освободить людей и весь мир не от политического гнёта, а от греха, от неправды, от отсутствия любви, от ненависти, и от Него отвернулись с горечью, разочарованностью, и те, кто так торжественно Его встречали, обратились во врагов.

И через шесть дней в Великую пятницу вместо слов «Благословен Грядый во имя Господне» они будут кричать: «Распни, распни его!».

Но там не будет кое-кого, кто с радостью бежал и встречал Христа Спасителя в этот день входа Господня в Иерусалим.

Детей не будет в великую пятницу.

Дети не участвуют в распинании Христа. Дети только радостно приветствуют Христа.

И это тоже не случайно. Будьте как дети, — сказал Христос всем, — без этого вы не войдете в Царство Небесное.

И в течение всей недели, все время тьма, сумрак чередуются с проблесками света…

И мы должны вступить в этот сумрак. Мы должны не только со Христом, но вместе со всеми теми, кто тогда Его окружал, войти в эти дни и найти свое подлинное место в этой тьме и в этом сумраке…

Шаг за шагом мы можем следить за тем, что совершается со Спасителем Христом; но одновременно мы должны себе ставить вопрос: где мы стоим, где стою я?

Тропарь, глас 1
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Ин тропарь, глас 4:
Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й:
На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Задостойник
Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.

ЕСЛИ БЫ ГОСПОДЬ ПРОШЕЛ СЕГОДНЯ ПО НАШИМ УЛИЦАМ

Так было 20 веков назад. Сейчас — торжественная служба и вот мы с ветвями. Это внешняя сторона. Внутренняя, за Всенощной скрывается внутренняя. Христос знает, что близок Его час, когда эти восторженные люди, так прославляющие Его, в скором времени закричат: распни, распни, и как восторг трудно удержать, так и ярость. Но пока всё торжественно, земное дело окончено, достигло своего апогея, осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне. Величаем Тя, Живодавче Христе. Христос грядет. Предстоит самое трудное и ответственное — Страстная Седмица. Страдание на кресте, распятие…. Продолжить чтение

Вербное воскресенье: а праздник-то совсем не про вербу

В прессе заранее появляются статьи, указывающие «что можно, а что нельзя делать в Вербное воскресенье», или даже интригующие заголовками: «Почему в Вербное воскресенье вербу нельзя покупать в магазинах» и «Что обязательно сделать с веточками вербы в Вербное воскресенье». Ну, а соцсети наводняют картинки с поздравлениями на фоне тоненьких прутиков, украшенных пушистыми комочками… Словом, верба — царица дня. Хотя праздник вовсе не про деревце семейства ивовых. Праздник про предательство, про переменчивость толпы, про одиночество, и про то, что подвиг любви не бывает напрасным. Приступим.

Вербное воскресенье — народное название дня, в Церкви его называют «Вход Господень в Иерусалим» — в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въехал в столицу Иудеи.

Странные, необычные события предшествовали этому возвышенному шествию. 30 г. нашей эры, окрестности Иерусалима гудят от слухов: «Появился Мессия — Спаситель, он исцеляет больных. Слепые по его слову прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, умершие оживают! Разве вы не слышали, как он в прошлом месяце воскресил своего друга Лазаря , брата Марфы и Марии, уже четыре дня как похороненного в гробнице? Крикнул: «Лазарь, выходи!», и Лазарь вышел из склепа — обвитый погребальными пеленами! Покойника развязали, и он пошел! Кто мог бы сотворить подобное! Иисус — Мессия! Спаситель! Он творит чудеса, за ним теперь идут толпы учеников и последователей! Он наконец-то принесёт Иудее, порабощенной римлянами, свободу! Воздвигнет новое царство!» — ликовали в окрестностях Иерусалима.

Но то, что питало надежды простых людей, не могло не пугать власти. Тревожились и церковные иерархи: Иисус был для них смутьяном, ниспровергателем основ. Но слава о чудесах, творимых по слову Иисуса, разносилась по городам и селениям, и ничего поделать с этим было нельзя.

Упоение от того, что победа над всей тьмой и несправедливостью мира уже недалеко, захватило и учеников Христа, они будто и не слышат горечи в словах Спасителя. Они пропускают Его исполненные скорби предупреждения мимо ушей. Такие чуткие и внимательные, они на этот раз будто не замечают Его горькой сосредоточенности — к чему скорбь, всем хочется быть победителями! Все жаждут, чтобы вокруг воцарилось царство справедливости, любви и радости. Особенно если тебе в этом царстве уготовлено не самое последнее место, и это правильно, и это заслуженно — ведь ты был у истоков его создания, ты сидел рядом, буквально за одним столом с грядущим царём.

Такая атмосфера сопровождала событие входа Господа в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи. Удивительное дело, обычно Иисус путешествовал пешком. Но в этот раз — единственный! — Иисус решается въехать в столицу Иудеи верхом, через главные ворота. Наверное, для учеников это служит дополнительным сигналом о том, что «Царь грядёт». Но, понимая это, Иисус выбирает для Своего въезда не коня — символ царской власти, символ воина-победителя.

Спаситель просит Своих учеников пойти в ближайшее селение, найти там привязанного молодого осла, на которого никто из людей ещё не садился, отвязать его и привести к нему. «А если кто скажет вам: что вы делаете, — продолжает Иисус, — отвечайте, что он надобен Господу». Действительно, после таких слов хозяева животного безоговорочно отдают того ученикам Христа, те приводят ослёнка к Учителю, и после того, как на него, вместо седла, постилают одежды Иисуса, Спаситель въезжает в Иерусалим. Въезжает «на осляти» — символе мира на востоке.

Это был торжественный въезд. Единственный случай в земной жизни Христа, когда люди явно, не таясь, громко, с радостью прославляли Христа. С восторгом выкрикивая: «Осанна!», что в переводе с древнееврейского означает: «Спаси! Даруй спасение!». Аналогом этого возвышенного приветствия можно считать наше: «Да здравствует!»

Осанну выкрикивали не отдельные группки последователей, нет, в радостном упоении ликовала вся толпа: в Иерусалим накануне Пасхи стекалось огромное количество народа со всей Иудеи. «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа!» Высшие слова прославления толпа выкрикивала искренно. Дорогу, по которой ступали копытца молодого ослёнка, несущего на себе Спасителя, жители Иерусалима устилали своими одеждами и финиковыми побегами, дети и женщины бежали вслед за Христом, размахивая пальмовыми ветвями — знак высочайших почестей на востоке. Народ был искренен в своём поклонении и ликовании. Пройдёт всего четыре дня, и та же толпа, что сегодня восторженно приветствует Иисуса криками «Осанна!», будет требовать от Пилата: «Распни Его!»

Почему? Чтобы разобраться в этом, надо понять, что именно люди ждали от Христа. Одни видели в нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений.

Но в тот день почти две тысячи лет назад, в день Входа Господа в Иерусалим происходит не торжественные въезд на царство, нет, иное: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку — пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие — шествие Христа на Голгофу.

Читать еще:  «Сейчас мы пожинаем плоды». Мама, папа, семеро детей и дом мечты

И именно это — вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь Крестных страданий вспоминают сегодня в православных храмах.

У нас нет пальмовых ветвей, чтобы приветствовать грядущего навстречу нам Христа, поэтому на утреннюю службу люди приходят с ветками вербы, которую освятили накануне, на всенощном бдении. Эти освященные ветки вербы потом целый год хранят дома, украшают ими иконы, приносят их на могилы родственников. Впереди страстная неделя, и сегодня, принося в храм тоненькие, упрямые прутики расцветающей вербы, вслушиваясь в слова богослужения, мы вырываемся из круговорота сиюминутного, и вечность вторгается в нашу жизнь:

«И тех же верб сквозные прутья,

И тех же белых почек вздутья

И на окне, и на распутье,

На улице и в мастерской. «,

(Леонид Пастернак, 1947 год).

Впереди Страстная неделя — 22 -27 апреля, а дальше — Воскресение Христово, Пасха!

Вербное воскресенье: обычаи праздника, церковные обряды и народные поверья

Ежегодно Вербное воскресенье выпадает на различные числа. Оно полностью зависит от времени проведения Пасхи: ровно за неделю до Светлого праздника православные христиане собирают веточки вербы и идут в церковь на богослужение. Традиционно предпоследняя неделя поста называется Вербной. Она имеет свои обычаи и традиции на каждый день.

В этом году Вербное воскресенье выпадает на 21 апреля. «Комсомольская правда» напоминает об устоявшихся традициях и рассказывает, как правильно отметить праздник.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Вербное воскресенье в древних писаниях имеет другие названия — Вход Господень в Иерусалим или неделя Ваий. Он напоминает о тех евангельских событиях, которые предшествуют крестному страданию Иисуса Христа и его воскрешению.

В этот день Христос спускался с Елисейской горы к стенам Иерусалима, а богомольцы встречали его, как победителя, пальмовыми ветвями. Иисус проходит по праздничным улицам Иерусалима, неся за собой Благую весть — Бог воскресил Лазаря. Народ прославлял его, пел в его честь гимны. Но иудейским священникам это не понравилось — они решили отдать судьбу Иисуса Христа в руки римского прокурора, обрекая сына божьего на смерть. С этого дня Иисусу осталось жить на земле пять дней.

Однако входу Христа в Иерусалим, то есть Вербному воскресенью, предшествует шестая неделя Великого поста.

ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ

Главным атрибутом этой недели у православных славян считается верба. По обычаям веточки с пушистыми почками должны стоять в каждом доме. Однако если на улице мороз , то люди собирают ее заранее, чтобы дома в тепле она распустилась. После из вербы делают семейные обереги, венки или вплетают в косы. Но три дня Вербной недели имеют особое значение и свои традиции.

ПОНЕДЕЛЬНИК

В этот день тещи ходят в гости к своим зятьям и приносят им подарки. Считалось, что преподнесенный в этот день подарок сулит мирную, спокойную жизнь семьи, где муж не будет обижать жену.

ЛАЗАРЕВСКАЯ СУББОТА

В этот день, как гласит Евангелие, Иисус после того, как узнал, что его друг и сподвижник Лазарь умирает, отправляется к нему. Прибыв в Вифанию спустя четыре дня после смерти Лазаря, Иисус начинает усердно молиться у пещеры, где захоронили его товарища. И на просьбы к Богу совершить чудо, так и случилось: Лазарь воскрес.

В Лазаревскую субботу в церквях и храмах проходят богослужения с песнопениями, которые указывают на важный символ, укрепляющий веру. А после заката в этот день священнослужители начинают освящать ветки вербы, которые приносят прихожане. Это и считается началом празднования Вербного воскресенья.

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

С утра люди могут продолжить освящать веточки вербы в церквях. Некоторые прихожане остаются на службу, вместе со священниками читают молитвы и участвуют в песнопениях.

Возвращаясь из церкви домой, люди издавна легонько стегают домочадцев вербой, чтобы жизнь была благодатной и здоровой. Прошлогоднюю вербу необходимо сжечь.

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

Так как Вербное воскресенье — это один из значимых праздников христиан, то этот день лучше посвятить службе в церкви, а не домашним хлопотам.

В старину в этот день, как и на Благовещение, женщинам запрещалось расчесывать волосы.

Кроме того, под категорическим запретом стояло чревоугодие — конец шестой недели Великого поста не должен заканчиваться обильным застольем. Постящимся христианам можно позволить себе немного вина, постные блюда, приготовленные с растительным маслом, и немного рыбы.

ГДЕ ПРИГОДИТСЯ ОСВЯЩЕННАЯ ВЕРБОВАЯ ВЕТВЬ

Из церквей в дом в Вербное воскресенье люди не просто так приносили веточки вербы: они несли их, чтобы обезопасить себя и своих близких от болезней, ведь считалось, что у этого освященного растения есть огромная лечебная сила.

Поэтому, следуя медицинским приметам, люди заваривали вербу и принимали отвар от головной боли, лихорадки, температуры и даже бессонницы. Втирание отвара помогало от ревматических болей. А настойка на водке избавляла от кишечных инфекций и расстройств.

А вот листья ивы могли посоревноваться с подорожником в живительных соках для ран.

Также раньше женщины, страдающие бесплодием, глотали освященные распустившиеся почки. А младенцев купали в воде, настоянной на ивовых ветках, чтобы те спали спокойнее.

НАРОДНЫЕ ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ

Издревле и этот церковный праздник не обошли народные приметы и обычаи. Многие переросли в настоящие ритуалы, которые переходят из поколения в поколение.

Если вербная веточка, опущенная в реку, отплывет от человека, то его ждет обогащение. А вот ветки, закрепленные на крыше, оберегали дом от болезней и душевных терзаний. От молний и пожара дом можно защитить, сохранив пепел от сожженной вербной веточки.

По приметам, если в Вербное воскресенье на улице тепло и сухо, то летом и осенью люди соберут большой урожай. Если сильный ветер разыгрался в этот день, то лето будет холодным. Мороз сулил богатый на пшеницу год. Если Вербная неделя ясная, но морозная, то осенью будет хороший урожай яровых .

Кроме того, девицы со стародавних времен в Вербное воскресенье призывали к себе любимого, и они обязательно встречались в этот день.

Об урожае говорили и сами распустившиеся на деревьях сережки: если их много, то и урожай будет хорош. Если почек мало, то и сборы будут скудны.

А самими веточками вербы в старину на Руси люди лечили больных и немощных людей. Знахарки и ведуньи хлестали хворого человека веточками с пушистыми почками по спине, приговаривая:

«Верба, верба, вербочка,

А я вербой похлещу

И скажу присловье:

Верба, дай здоровья!»

Читайте также

Карантин срывает крышу: Пригожин обещает избить Шнура, Михалков разносит Познера, а Уткин зовет Соловьева на баттл

Как развивались главные скандалы последних недель

«Не плачь, девочка»: сибирячка, которую выбросили младенцем в мусоропровод, сделала тест ДНК

Она была уверена, что наконец-то нашла свою семью. Но правда оказалась неожиданной и породила еще больше загадок в этой истории

«От него разом забеременели две девушки. Одна из них — моя мама»: сибиряк ищет отца, которого видел лишь однажды

Мужчина верит, что папа жив, и хочет сам спросить, почему тот выбрал другую семью

Дети нашли награду в сугробе: Орден Красной Звезды спустя четверть века вернулся к семье героя

Каким образом награда ветерана Великой Отечественной войны оказалась в снегу на другом конце Самары – до сих пор неизвестно

Лучшие каркасные бассейны 2020

Узнали про лучшие каркасные бассейны в 2020 году, с помощью которых можно будет хорошо отдохнуть на даче

Писатель-фантаст Сергей Лукьяненко: Мы уйдем в цифровое Средневековье. На каждого заведут электронную папку с компроматом

Автор «Ночного Дозора» поразмышлял, как изменится мир после пандемии

Не простила отцу, что сдал ее в секту: За что дочь Успенского назвала отца домашним тираном

В открытом письме Татьяна раскрыла нелицеприятные подробности семейных отношений «папы Чебурашки»

Доктор Мясников – Собчак: «За оскорбления можно убить. У меня друг отсидел за двойное убийство»

Известный врач рассказал о дружбе с Соловьевым и скандале с Навальным

Лучшие аэраторы 2020

Выбираем лучшие аэраторы 2020 года: популярные модели и советы от эксперта в материале «Комсомольской правды»

«Затягивать нельзя!» В Совфеде требуют принять закон о такси

По мнению сенатора, это облегчит жизнь извозчиков

В городе Саянске, отказавшемся вводить карантин, коронавирусом не заболел никто! В чем секрет?

Месяц назад мэра, решившего не закрывать парикмахерские и детсады, сочли рисковым «ковидодиссидентом». Обозреватель «КП» Владимир Ворсобин приехал в этот город — посмотреть, не случилась ли тут эпидемия [фото]

В Сочи переименовали реку Хероту

Неблагозвучное название заменили исторически верным

Сохранить стратегическую перспективу

Исторически Россия являлась и до сих пор является одним из мировых научно-технологических центров. Образование, фундаментальная наука и промышленная система составляют совокупность производительных сил

Окончен школьный роман: учительница из Астрахани, соблазнившая ученика, потеряла работу и смысл жизни

Учительнице биологии Екатерине Савиновой дали условный срок за роман с 15-летним Самвелом и запретили заниматься любимым делом

Открытие магазинов в Москве после самоизоляции с 1 июня 2020: какие заработают

Мэр города рассказал, какие магазины откроют в столице

В Москве разрешат прогулки: пока по графику

С 1 июня в столице заработают непродовольственные магазины, химчистки, мастерские

День мотоциклиста 2020: история и традиции всемирного праздника

Ежегодно он отмечается в июне

Как поссорились Иван Иванович и Иван Никифорович

Наш колумнист — о последних скандалах между звездами

Возрастная категория сайта 18+

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector