0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эллинистическая цивилизация

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Эллинистическая цивилизация»

B результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.

Впервые в истории такая огромная территория оказалась в рамках одной политической системы.

Самостоятельное развитие отдельных частей этой державы стало завершающей фазой эпохи древности в Азии.

За небольшой исторический период с конца IV до начала III века до н. э. мир Восточного Средиземноморья очень изменился. Эллинская цивилизация распространилась на Восток.

И хотя термин «эллинизм» придумал немецкий историк Дройзен в середине XIX века, для греков и македонцев того времени было очевидно, что они живут в изменившемся мире, в котором Греция и Восток сливаются воедино.

Сегодня эллинизмом обозначают эпоху, которая началась в 323 году до н. э., когда на месте империи Александра Македонского стали появляться отдельные государства, и длилась до 30 года до н. э., когда римляне завоевали Египет, который дольше других эллинистических государств сохранял свою независимость.

Давайте подробнее узнаем об эллинистической цивилизации.

Вопросы занятия. Общая характеристика эллинистической цивилизации. Эллинистические государства. Эллинистическая культура

В организации администрации Александр Македонский проявил немалую государственную мудрость. Он сделал акцент на местные традиции. Александр хотел создать такую систему управления государством, которая бы гармонично сочетала в себе античную и восточную формы правления.

B процессе завоеваний были основаны новые города, которые заселялись эллинами (греками и македонянами), проложены новые пути сообщений и торговли между отдалёнными областями.

Такая политика привела к тому, что вся ближневосточная история с момента завоеваний Александра шла уже под знаком принципиально иного исторического периода — эпохи эллинизма, суть которой сводилась как раз к эллинизации Ближнего Востока, осуществление которой ставил своей целью македонский завоеватель.

Ранняя смерть Александра способствовала распаду его огромной империи. Однако процесс её распада объяснялся не только личными, но и социально-экономическими причинами: столь огромными территориями невозможно было управлять из одного центра.

В борьбу за власть включились военачальники Александра (диадохи), а затем их наследники (эпигоны). На короткое время фактическим правителем державы стал так называемый «регент» Пердикка, которому Александр на смертном одре передал управление империей.

Но уже в 321 году до н. э. Пердикка пал жертвой заговора своих приближённых. После этого самые могущественные македонские военные лидеры собрались в Трипарадисе в Сирии и поделили сатрапии: Антипатр получил Македонию, Птолемей — Египет, Лисимах — Фракию, Антигон Одноглазый — Малую Азию, Селевк — Вавилонию.

Формально единство державы Александра ещё сохранялось, но после убийства его жены и малолетнего сына оно стало призрачным.

Переломным моментом стало поражение и смерть Антигона в битве при Ипсе в 301 году до н. э. После этого уже никто не пытался восстановить единство державы Александра.

Этот полувековой период борьбы диадохов стал временем становления нового, эллинистического общества со сложной социальной структурой и новым типом государства.

Происходят изменения и в политическом сознании. Для греков монархия была чем-то чуждым или древним, для македонцев царь был не более чем самым знатным из аристократов. Но уже Александр стал требовать, чтобы к нему обращались как к божеству, и его преемники, эллинистические монархи, переняли эту практику.

На Востоке же это воспринималось совершенно естественно: население Египта, Ближнего Востока, Месопотамии, Персии, Малой Азии веками подчинялось обожествлённым правителям.

Могущество эллинистических царей было основано на налоговой системе, бюрократическом аппарате, но в основном на армии и флоте.

Монархия передавалась по наследству — старшему сыну. Значительная роль отводилась царице. Царь самолично устанавливал законы, публиковал указы, которые были воплощением его божественной воли, а не решением общего собрания граждан полиса, как раньше в Греции.

Но всё-таки полис проявил свою жизнеспособность — не как независимое государство, а как гражданский коллектив.

В эллинистических монархиях подданные делились на две категории — жители полисов и обитатели хоры (сельской местности). В полисах жили греки и македоняне, а также приобщившееся к греческой культуре местное население.

Жителями хоры были египтяне, сирийцы, вавилоняне и другие местные народы. Граждане полисов пользовались некоторыми привилегиями, имели внутреннее самоуправление, часто освобождались от налогов. Крестьяне же были обложены массой налогов и повинностей и находились под полным контролем царской администрации.

Читать еще:  Я хочу, чтобы человека не сажали за телефон

Таким образом закладывались противоречия между греками и местным населением.

Опасаясь восстаний, эллинистические монархи стремились найти поддержку у зажиточной части местного населения. Они проводили политику на их эллинизацию — т. е. приобщению их к греческой культуре.

Это значит, что местное население осваивало греческий язык и обычаи, а местные божества отождествлялись с греческими.

Многие полисы, особенно в царстве Селевкидов, не были основаны монархами путём набора греков-переселенцев, а просто изменили свой статус: сирийцы и вавилоняне по происхождению становились эллинами «по закону». Таким образом характерная для греков гражданская община начала продвижение на восток.

В то же время эллинистические правители значительную часть сил и средств тратили на войны между собой за передел Восточного Средиземноморья.

Однако эллинистический мир просуществовал сравнительно недолго. На его окраинах греко-македонцев постепенно стали теснить местные племена и государственные образования.

Сначала от государства Селевкидов отпали области Ирана и Средней Азии, а во II веке до н. э. Парфянское царство завоевало Месопотамию. С этого времени граница античного мира стала проходить по реке Евфрат.

С запада же нарастало давление со стороны Римской республики. Ещё во 2 веке до н э. Рим завоевал Македонию и Грецию. Важнейшим рубежом в этой борьбе считается разрушение Коринфа в 146 г. до н. э.

Затем Римская империя завоевала и другие эллинистические государства. Точка в этом процессе была поставлена Октавианом Августом, который в 30 года до н. э. покорил Египет.

Эллинистический мир состоял из большого числа государств. Одним из важнейших царств эллинистического мира явилось государство Селевкидов.

Селевк I Никатор смог захватить территорию, значительно превосходившую владения других диадохов. Его господство распространялось на Сирию, Месопотамию, значительную часть Малой Азии, Иран и Афганистан (Бактрию).

Однако центом государства стала Сирия, а столица около 300 года до н. э. была перенесена из Вавилона в Антиохию-на-Оронте. Поэтому государство Селевкидов также называют Сирийским царством.

Династии Селевкидов приходилось затрачивать огромные усилия, чтобы сохранить контроль над малоазийскими и восточными территориями, правители и население которых многократно предпринимали попытки к отделению.

В течение всей истории царства Селевкидов происходило постоянное сокращение его территории, в результате к середине I века до н. э. она была ограничена лишь Сирией.

Во внешней политике династии большую роль играла борьба с Птолемеями за южную часть Восточного Средиземноморья. Во внутренней политике Селевкидов важное место занимала градостроительная деятельность.

Египет, в котором воцарилась династия Птолемеев, являлся ещё одним из наиболее могущественных царств эллинистического мира.

Под властью македонской династии страна во многом сохранила традиции государственного управления, социальной организации, культуры эпохи фараонов.

Македония, во главе которой стала династия Антигонидов, представляла собой сильнейшее государство Балканского полуострова и одно из наиболее влиятельных царств эллинистического мира.

В III—II веках до н. э. Македония стремилась подчинить своему влиянию Грецию, захватить ряд островов Эгейского моря и территорий в Малой Азии, что вызывало войны со многими государствами, в том числе с Римской республикой.

В конечном счёте в середине II века до н. э. это привело к падению царства.

Наряду с наиболее крупными государствами в состав эллинистического мира входили такие государства Малой Азии, как Пергамское и Понтийское царства, Вифиния, Каппадокия, Коммагена, Галатия.

На восточных землях эллинистического мира, первоначально принадлежавших государству Селевкидов, сложились Греко-Бактрийское и Парфянское царства.

Небольшие греческие государства существовали даже в северо-западной Индии, но их история известна очень плохо.

Наука и искусство эллинистической эпохи интересны и многогранны: они продолжают греческие традиции, привнося в них новые, восточные элементы, обогатившие и разнообразившие греческую культуру.

Деятели культуры и учёные творили уже в новых социальных условиях — из свободных граждан полисов они превратились в подданных эллинистических монархов, и эта метаморфоза не прошла бесследно.

При поддержке просвещённых правителей основывались библиотеки и учебные заведения, где накапливались знания. Два первых египетских царя из династии Птолемеев под влиянием философа Деметрия Фалерского основали Александрийскую библиотеку и Мусейон.

Александрийская библиотека была крупнейшей в древности — в ней уже в середине 3 века до н. э. хранилось около 400 тысяч свитков. С ней могла соперничать только Пергамская библиотека в Малой Азии.

Александрийская библиотека была важнейшим центром учёности в античном мире. Здесь впервые была заложена система каталогизации книг.

К концу периода эллинизма она насчитывала уже около 700 тысяч свитков. Огромный ущерб нанёс библиотеке пожар, случившийся во время Александрийской войны Юлия Цезаря в середине I века до н. э., а окончательно она была уничтожена арабскими завоевателями.

Мусейон («храм муз», от него произошло слово «музей») был прообразом научно-исследовательских институтов.

Читать еще:  Как поминать усопших в родительский день после Пасхи? Православный календарь Поминовение усопших на радоницу в церкви.

Учёные находились на содержании царя и имели всё необходимое для работы — коллекции, инструменты, зоопарк, ботанический сад. Результаты не заставили себя ждать.

Математики Евклид и Аполлоний, астрономы Эратосфен Киренский и Аристарх Самосский внесли огромный вклад в развитие точных наук.

Так, Эратосфену удалось довольно точно вычислить длину земного меридиана, а Аристарх и Селевк из Вавилона обосновывали гелиоцентрическую теорию строения Солнечной системы.

Для архитектуры эллинизма свойственен гигантизм. Среди сооружений того времени можно выделить огромный Александрийский маяк, гигантскую статую бога Гелиоса на острове Родос, Пергамский алтарь, мавзолей в Галикарнасе.

Скульптура становится более реалистичной. Скульпторы стремятся изобразить не только «идеального человека», здорового и сильного гражданина полиса в расцвете лет, но и стариков и старух, детей, людей с физическими недостатками.

Искусство становится более психологичным и более близким к человеку. Человек отныне интересен художнику не только и не столько как гражданин, сколько как личность, индивидуальность.

Давайте поведём итоги. Эллинизм вывел на историческую сцену новые государства, образовавшиеся в результате распада империи Александра Македонского, в которых утвердилась монархическая власть. В эллинистических государствах сложилось пёстрое в этническом отношении население. В новых государствах большую роль играли города — как греческие полисы, так и поселения восточного происхождения.

Политическая история эллинистического мира наполнена войнами, борьбой царств за передел территорий. Эллинистическая культура свидетельствовала о том, что греческая культура в новых условиях смогла впитать некоторые восточные элементы и как бы «приблизиться» к каждому отдельному человеку.

Александр Македонский мечтал создать мировую империю, но после его смерти в 323 году до н. э. диадохи разделили завоеванные им территории и образовали независимые государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Диадохи – это полководцы, ставшие преемниками власти после смерти Александра Македонского. Среди них особую известность приобрели Птолемей, Селевк, Антигон Одноглазый.

Образованные диадохами государства формируются по принципу эллинистических монархий.

Эллинистическая монархия – это сочетание восточных деспотических традиций и ценностей греческих полисов.

Самостоятельность полисной организации общества сохранялась и в условиях монархической формы правления. Управлял эллинистическим государством обычно царь, которому принадлежала вся власть в стране. Он опирался на бюрократический аппарат, выполняющий функции исполнительной власти. Крупные города, такие как Александрия, обладали автономией. Граждане независимых городов были наделены особыми правами.

Если предыдущий период греческого мира характеризуется постоянными войнами между полисами, то эпоха эллинизма принесла стабильность. Несколько крупных эллинистических государств смогли создать прочную систему. Она определялась общими чертами в экономическом, политическом и культурном развитии. Доказательством этого служит единая денежная единица, беспрепятственность миграции между государствами.

Греческая культура и язык начали широко распространяться среди населения государств диадохов. На этих территориях возникает и развивается классическое рабство.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Эллинистическая эпоха
  • Эллинистические государства

Полезное

Смотреть что такое «Эллинистическая цивилизация» в других словарях:

Эллинистическая культура — термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое культура эпохи Эллинизма и типологическое культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению… … Большая советская энциклопедия

Эллинистическая эпоха — Эллинизм период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (334 323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно… … Википедия

Эллинистическая Греция — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Цивилизация — (от латинского слова civis, гражданин , прилаг. civilis, гражданский, общественный откуда Ц. = гражданственность ) состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом, и которое характеризуется удалением от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эгейская цивилизация — Эгейская цивилизация общее название цивилизаций бронзового века в 3000 1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Грец … Википедия

Элладская цивилизация — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия

Минойская цивилизация — Не следует путать с Минийцы. Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин) … Википедия

Микенская цивилизация — Данные в этой статье приведены по состоянию на 1907 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

Кикладская цивилизация — Кикладский идол … Википедия

История Средиземноморья — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Эпоха эллинизма в древней Греции — что это такое?

Что такое эллинизм?

Эллинизм является периодом в истории Средиземноморья, прежде всего восточного, начало которого датируется смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.), а окончание установлением римского господства на греческих территориях, после падения эллинистического Египта, которым руководили Птолемеи (30 г. до н.э.). Впервые термин был использован для обозначения правильного употребления греческого языка, в особенности не греками. Однако после того, как была опубликована работа «История эллинизма», автором которой был Иоганн Густав Дройзен, понятие появилось в исторической науке.

Особенность эллинистического периода в широком распространении греческого языка и культуры среди населения, вошедшего в государство диадохов, образовавшихся после смерти Македонского на территориях, которые были им завоеваны. Также эллинизм предусматривал взаимопроникновение греческой культуры с восточной – прежде всего персидской культуры, а также образование классического рабства.

Читать еще:  Самый мощный заговор чтоб позвонил. Сильный заговор «чтобы любимый позвонил» читаем правильно

В начале эллинистической эпохи полисную политическую организацию сменили наследственные эллинистические монархии, сместились центры культур и экономическая активность из Греции в Египет и Африку.

Из хронологии

Эллинистическая эпоха продолжалась на протяжении трех столетий. Но, отмечается, что вопрос периодизации до сих является предметом дискуссий. Некоторые историки считают, что она началась с 334 г., когда начался поход Александра Македонского.

В основном, выделяют три периода:

  • Ранний эллинизм – когда была создана империя Александра Македонского, она распалась и образовались эллинистические государства (336 (или 334) – 280 гг. до нашей эры);
  • «Классический эллинизм» — период политического равновесия в мире эллинизма (примерно 280-220 гг. до нашей эры);
  • Поздний эллинизм – когда установилась римская гегемония в мире эллинизма (примерно 220-30 гг. до нашей эры).

Период, предшествующий эллинизму, иногда именуют – предэллинизмом.

Какова была жизнь в эллинистическую эпоху

По сути, под эллинистической культурой следует понимать греческую. Ее характеризует красота, разнообразие и комфорт, стремление к этому. Эллинистические дома демонстрируют это стремление к совершенной элегантности. Это более художественные здания, имеющие окна и балконы, выходящие наружу. Фресками украшены даже бедные дома. Город все более соответствовал современным идеям, где прямые улицы, канализационные системы, часть которых функционирует и по сей день.

Эллинистическая культура характеризуется просвещенностью, что было обязательным условием для становления поистине образованными эллинами. Пожертвования образовательным учреждениям были благородным делом, особой заслугой. Возводились храмы, наряду с каменными театрами, ипподромами, павильонами, бассейнами, виллами. Их элегантно вписывали в архитектурную обстановку города и наполняли бдительным обществом, ознаменовывающим величие каждого здания, имеющего административное или культурное назначение. Сами дома тоже приобретали более художественный вид, у них появлялись окна и балконы. Для расписания комнат использовались фрески, декор становился богаче, комнаты дополняли колоннами коринфского стиля.

Стремящиеся к комфорту гражданин тоже старался привносить природу в среду города, для нивелирования сухого сияния города и создания сада, который после стал неотъемлемой частью всех эллинистических дворцов, например, Дворцового квартала в Александрии и парка Дафны в Антиохии. Более широкие тенденции проявлялись в том, что даже малоимущие граждане привносили сад для уюта в собственные дома, а если в нем не было достаточно места, его держали на крышах. В этот период в городских садах стали появляться скамейки, скульптуры и множество цветов. Греков впечатлило восточное богатство сортов растений, и они стали импортировать их в связи с повышением интереса к ботанике.

Для эллинизма была также важна изысканная красота внешности – еще до начала своего похода на Восток, Александр Македонский был первым госдеятелем, бреющим свое лицо. Именно он ввел в моду на так называемую «македонскую армию». С течением времени бритье получило широкое распространение среди эллинистического общества. Бородатые были философами. По их бородам можно было определить, к какой школе они относятся.

Стремление к элегантности оказало влияние на конструктивное мышление общества. Оно стало интересоваться ценностями и идеалами. Также это повлияло на характер войн, со временем потерявшийся в римской интерпретации ожесточенных сражений. Общество стало пробуждаться – людей стали больше заботить отношения и поведения. Это и способствовало появлению более гармоничного мира, в котором люди обменивались интересами. От повседневной скуки порождаются инновации, ломающие стереотипы.

Искусство в эллинистическую эпоху

Под искусством эллинизма следует понимать искусство государств, которые образовались после того, как распалась держава Александра Македонского. Это было явление, когда в рабовладельческом обществе основная роль от полисной формации перешла к деспотической монархии. Эллинистическое искусство специфично не только тем, что предусматривало исключительно интенсивное развитие каждой художественной формы, но и связями греческой и «варварской» культур. В раннем эллинизме большая роль отводилась грекам, задававшим тон и управляющими монархиями. Они оттесняли на вторичный план местную знать, которая стремилась завладеть властью. Это отразилось в характере множества памятников этого периода, в которых еще были сохранены традиции классического искусства.

Это был период, когда греко-македонская правящая верхушка испытывала усиленный нажим от местной знати. Велась бурная междоусобная война, которая в искусстве проявлялась в качестве появления образов патетического и драматического характера, сочетания трагических тем с идиллическими, гигантизма с камерностью, а также широкого развития садовой декоративной скульптуры.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector