1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать»

Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать»

В чем специфика написания икон новомучеников, в отличие от икон известных святых?

Иконы известных святых писать проще: можно взять известный образец и скопировать. А новомучеников надо «рождать», и это трудно. Вот сейчас я писала икону новомучеников с расстрельных фотографий — это страшно. Они на тюремных фотографиях все обритые, после пытки и перед неминуемым расстрелом. И по лицам видно, что вместе с фотоаппаратом на них направлен пистолет. А надо создать образ святого, уже вне этой реальности.

Когда нет фотографии, даже легче, потому что есть какое-то описание, хоть возраст известен. Тогда берешь аналог и пишешь. Многих святых так и писали.

По каким канонам пишут новомучеников?

Все зависит от его статуса: был ли новомученик монахом, священником, архиереем или мирянином. У клириков с облачением все просто. А мирян отдельно, слава Богу, у нас не заказывают. Обычно они пишутся в составе группы новомучеников, потому что проходили по расстрельным делам вместе с епископом или священниками. Их вообще мало отдельно прославленных.

Это те, кто прославился до гибели какими-то чудесами или молитвенными подвигами, как, например, блаженная Матрона или еще несколько стариц того времени, но таких не много.

Как в иконографии приблизить образ святых-мирян к уже доступным и понятным образам святых?

Это проблема. Я когда пишу такие иконы, то стараюсь выразить это в лике: умиротворением, доброжелательностью взгляда и т.д. Для молитвы лик Божией Матери, например, должен быть приятным, милостивым. А кому-то хочется, чтобы на иконе Спаситель, например, был грозным.

Как вы отбираете поступающих учиться на ваш факультет?

У нас очень строгий отбор, потому что к нам идут, и идут достаточно уже обученные люди: после художественных училищ, и даже ВУЗов. То есть это профессионально рисующие люди, и многие из них уже состоялись как художники, как академические рисовальщики. Мы отбираем их очень тщательно, потому что они кроме наличия мастерства должны быть верующими людьми. Это обязательный критерий.

Мы не берем просто по результатам ЕГЭ. Не берем, потому что не знаем, кто к нам приходит. А когда человек сдает четыре экзамена (просмотр домашних работ, живопись, рисунок, копирование), мы с ним достаточно хорошо знакомимся. В качестве домашнего задания абитуриент не обязательно представляет иконы — это могут быть рисунки, пейзажи, портреты и т.д. В этом плане для поступающих будет худшим вариантом показывать свои иконы, потому что тогда у него меньше шансов поступить, поскольку сразу становится понятным его уровень. Хотя некоторых мы берем. Вот, например, у нас учились два человека из Иерусалима, прошедшие обучение иконописи в греческих монастырях.

Сейчас для людей становится важным не только наличие документа об образовании, но и системность знаний, обучение в проверенной школе, результаты. У нас уникальный, сложившийся за пятнадцать лет коллектив и отсутствие текучки кадров. Несмотря на невысокие зарплаты, никто из наших педагогов не уходит. Все, кто у нас работает, живут иконописью.

Икона Божией Матери «Знамение»

Этимология слова «знамение» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3] . Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение».

Рассмотрим символический и богословский смыслы иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах Которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4] . Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. Но все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

Итак, первый смысл иконы «Знамение» – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане со своей стороны узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуем о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к Божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7: 14; Мф. 1: 23). В XV веке этот текст Исаии приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [10] , но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [11] .

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное Божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ένθεος [12] – букв. «наполненный божеством». На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Божией Матери «Знамение». Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [13] , в люнетах над входом в храм [14] , в конхах апсид [15] . Есть основания для установления связи образа Божией Матери «Знамение» с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле: благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.Н. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Родословная иконографии «Знамения» восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще «Нерушимой стеной», потому что «считали заступницей “всех городов, предградий и весей” в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [16] . Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан.

Читать еще:  Вы полюбили человека с биполярным расстройством. Как быть рядом

С IX века Пречистую начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех пор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с “миром дольним” – у Нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, Который снисходит чрез Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [19] .

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма императриц Зои и Феодоры, 1042 г.) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина Х в 1059–1067 гг. и Романа IV в 1068–1071 гг.). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно и позже – уже в поствизантийское время.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова [20] .

В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: «Платитера» (от «Πλαντυτέρα τόν ουρανόν» – «Ширшая небес», из литургии Василия Великого), «Эпискепсис» («Επίσκεψις» – «Покровительница, Заступница»), «Мегали Панагия» («Μεγάλη Παναγία» – «Великая Всесвятая»)» [24] . Добавим сюда «Пантонассу» («παντο» – «все» + «νάσσα» от «ναίω» – «жить, обитать; находиться; населять»).

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

10 декабря 2007 г.

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1994. Т. 1. С. 687.

[3] Кстати, отсюда и греческие омонимы γέννησις (рождение) и γένεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. М., 1995. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избранные сочинения. М., 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292.

[7] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[8] Известнейший ученый из Петербурга Г.М. Прохоров находит время крестообразным. Этот крест составляют прошлое, настоящее (в средокрестии), будущее и вечность, которая обозначается верхней частью креста. Прохоров трактует Боговоплощение как вхождение вечности во время, ведь Сын Божий, будучи рожден «прежде всех век» и оставаясь пребывающим в вечности, стал Сыном Человеческим, родился во времени. Отсюда вытекает естественный вывод: Христос представлял «вечность-в-настоящем», а его противники — «прошлое-в-настоящем» (см.: Прохоров Г. Крестообразность времени, или Пушкинский дом и около. СПб., 2002; Прохоров Г. Напоминание о Христе – противоядие против либерально-коммунистических фантазий и источник нового христианского творческого воображения в новом тысячелетии // http://www.agnuz.info/book.php?id=193&url=page06.htm; Погосов Артем. Икона и образ // Церковный вестник. М., 2006. № 3.

[9] Валерий Лепахин считает время иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно «выпадает» при сотворении мира и которая полагает ему конец (см.: Откр. 10: 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин Валерий. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[10] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год: Исследование и реставрация. М., 1988. С. 320.

[11] На иконе пророка Софонии, ныне находящейся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз тя проповеда младу, из нея же страшно знамение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV–XVII веков. Л., 1988. Табл. 104).

[12] Любопытно, что от этого греческого термина произошло некогда очень популярное слово – «энтузиазм».

[13] См. печати Киевских митрополитов Никифора I (1104–1121) и Михаила (1131–1147), Новгородских епископов Нифонта (1131–1156) и Аркадия (1156–1158 годы), Смоленского епископа Мануила (1137–1167), Галичского епископа Космы (1157–1165).

[14] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105–1106); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI в.).

[15] См. фреску Богоматерь Влахернитисса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (начало XII в. – 1130-е гг.) и др.

[16] Логвин Г.Н. София Киевская. Киев, 1971. С. 26.

[17] Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 2006. С. 234.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[21] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, которые упоминались выше (примеч. 13, 14).

[22] «Название “Влахернитисса” встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа “Умиления”, по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами, могли называться “Влахернитисса”, в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы» (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение». С. 292).

[23] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс // http://www.rusk.ru/st.php?idar=103738).

Читать еще:  Борис Пастернак: настольная книга — Евангелие

[24] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение. С. 290.

[25] См.: Лазарев В.Н. Русская иконопись // Иконы XI–XIII вв. М., 2000. С. 42, 166; а также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Пг., 1915. Т. 2. С. 105–123.

МИРОТОЧИВАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «УМИЛЕНИЕ» ( ЛОКОТСКАЯ ) часть 1

— Великое значение имеет каждая святыня, тем более чудотворная икона Божией Матери, — сказал отец Сергий Гусельников. — Потому что Матерь Божия простирает над верующими Свой покров и защищает от всякого зла Своим омофором. Я давно слышал об этой удивительной мироточивой иконе, но и не думал, что эта святыня придет в наш собор. А Матерь Божия все устроила Своим Промыслом, и вот икона эта прибыла в наш храм.

Мы все помним посещение Самары великой святыней — Поясом Пресвятой Богородицы, который пребывал в Покровском кафедральном соборе, и многие тысячи людей приходили и приезжали туда, чтобы помолиться о помощи Царицы Небесной в их нуждах, скорбях и болезнях. И прибытие этой чудотворной иконы «Умиление» имеет очень большое значение, потому что Матерь Божия слышит наши молитвы, откликается на наши просьбы.

Конечно, Матерь Божия очень много дает для спасения нашей души, для исцеления как телесных недугов, так и душевных. И сопровождающие эту икону свидетельствуют о том, что за восемнадцать лет с начала мироточения иконы произошли тысячи случаев чудесных исцелений, помощи от Божией Матери по молитвам у этой иконы. Поэтому мы надеемся, что и здесь у нас в Самаре Матерь Божия поможет многим людям по молитвам пред чудотворной иконой «Умиление».

В тот день зубной врач Наталья Николаевна Мурашкина пришла в поселковый универмаг за покупками. Но в одном отделе магазина взгляд ее упал на небрежно брошенный календарь-плакат с изображением любимой иконы Божией Матери «Умиление».
— Да не обращайте внимания, он просроченный, все равно выбрасывать, — отмахнулась продавщица. И Наталья уже пошла дальше, но на сердце было неспокойно. Лик Матери Божией на Ее иконе — пусть это и простой лист бумаги, просроченный календарь, — валялся под ногами, на полу, как ненужный хлам.

Мироточивая икона Божией Матери «Умиление» прибыла в самарский Кирилло-Мефодиевский собор.
Она вернулась и купила этот календарь. Принесла домой, отрезала численник, а икону повесила на стену. Не подозревая, что этот поступок изменит всю ее — и не только ее! — жизнь.
2 ноября 1998 года икона вдруг заблагоухала и замироточила. Из тонкого бумажного листа проступало чудесное миро, текло по прекрасному лику Пресвятой Богородицы! И Наталья решила сообщить об этом Правящему Архиерею — тогда Брянской епархией управлял Архиепископ Мелхиседек (Лебедев).

— Ну не показывать же было Владыке такой вот листочек из календаря, — рассказывает сопровождающий икону Юрий Иванович Шишков, помощник Правящего Архиерея Железногорской и Льговской епархии Курской Митрополии Епископа Вениамина. — Решили сделать для нее рамочку. А когда сняли со стены, то увидели, что на обратной стороне иконы проявился образ Богородицы, только уже нерукотворный.

Владыка Мелхиседек приехал, взял икону — и миро заструилось по его рукам. «Сколько раз я был в Иерусалиме и на Афоне, но нигде не видел таких чудес! — воскликнул Владыка. — Наверное, на Небесах нам хотят что-то этим чудом сказать». И Архиепископ Мелхиседек благословил оставить икону в доме. Но сделать для нее часовню — не отдельное здание, а пристройку к дому. Часовня эта построена, и в ней икона и пребывает постоянно.

Впоследствии повезли икону в Снетогорский женский монастырь, и духовник Псковской епархии архимандрит Гермоген (Муртазов) молился перед ней и сказал: «Этой иконе Господь даровал особые и сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Безплодные женщины, помолившись пред этой иконой, будут рождать здоровых детей. Она будет способствовать исцелению рака. Она будет помогать отыскивать пропавших людей — не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верой к ней обращаться».
И вот уже восемнадцать лет к иконе едут люди со всего мира.

ЛЮБИМАЯ ИКОНА БАТЮШКИ СЕРАФИМА

— Образ Божией Матери «Умиление» — это любимая икона Преподобного Серафима Саровского, — продолжает Юрий Иванович Шишков. — Батюшка Серафим называл эту икону «Всех радостей Радость», молился перед ней на коленях и почил в коленопреклоненной молитве перед этим образом.
В 30-е годы прошлого века, после разгрома Дивеевского монастыря, монахи спасли эту икону, и долгие годы она передавалась от одного хранителя к другому.

После смерти последнего хранителя икона была передана Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Он оставил икону в домовом Патриаршем храме. И теперь эту икону выносят на поклонение только один день в году, Великим постом, на Похвалу Пресвятой Богородицы, в Елоховском соборе в Москве. Поэтому этот образ даже в России мало кто видел, ведь не каждый может себе позволить приехать в этот день в Москву. Для Дивеева же был написан список иконы, который теперь тоже почитается как чудотворный.

Икона, которую мы привезли, также является ее копией. Она была обретена в селении Локоть Брянской области — бывшем имении Великого Князя Михаила Александровича Романова, младшего брата Царя-Страстотерпца Николая II и последнего русского Царя. Хотя и правил он Россией всего один день, но все же это глубоко символично. Первый Царь из династии Романовых был Михаил, и последний правящий Россией Царь был Михаил. Сколько еще нужно ждать, пока исполнится предсказание о восшествии на престол Царя, мы не знаем. Нам это не открыто.

Великий Князь Михаил был убит большевиками первым среди Романовых, это случилось под Пермью в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Тело его, как сообщали большевики, сожгли в топке металлургического завода. Князь-мученик был прославлен в лике святых Русской Зарубежной Церковью, а сейчас, когда две ветви Русской Православной Церкви наконец-то воссоединились, начинается прославление его и у нас в России.
Каждый год в день его памяти 12 июня в поселке Локоть проходит Крестный ход, посвященный памяти Великого Князя, а Крестный ход возглавляет эта икона.

Юрий Иванович прервал свой рассказ, глянул с мягкой улыбкой:
— А вы знаете, что первой о чуде в поселке Локоть написала именно ваша газета? По благословению приснопоминаемого Митрополита Курского Ювеналия Евгений Муравлев написал об этом в Православную газету «Благовест», с которой сотрудничал несколько лет как собственный корреспондент по Курской области. И тогда о мироточивой иконе Божией Матери «Умиление» прочитали многие читатели «Благовеста». Ну а всероссийскую известность она получила в 2003 году, когда отмечали 100-летие прославления Преподобного Серафима Саровского.

«СРЕДИ ЛЕТА ЗАПОЮТ ПАСХУ. »

Где же и быть журналисту «Благовеста» 1 августа 2003 года, — конечно, в Дивееве, на торжествах, посвященных столетию прославления Батюшки Серафима! Томиться в ожидании у Цыгановки — с металлической галереи поста ГАИ, с небольшой высоты можно сделать хорошие снимки. Услышать от стоящих рядом старушек рассказ о последних монахинях Дивеевской обители, живших в ближних селах после разгрома монастыря.

Увидеться с иереем Олегом Ступичкиным — знать бы, что в последний раз, что недалек день, когда буду молиться о нем как о убиенном. И ждать, ждать, всматриваясь до рези в глазах: когда же из-за поворота появится Крестный ход! И вот — зашумело, заволновалось людское море: идут! И величественный Крестный ход вышел с закрытой территории, куда без специального пропуска не попасть.

Читать еще:  Анатолий Данилов: Россия глазами создателя «Правмира»

И все мы, толпившиеся у дороги, ринулись в огромную колонну с хоругвями, иконами, с серебряной ракой, в которой несли из Сарова в Дивеево святые мощи Батюшки Серафима. И в неизъяснимом волнении шли за Батюшкой, «радуяся вкупе и трепеща». И когда Крестный ход под звон колоколов вошел в Дивеево, кто-то громко ахнул, указывая на небо. Солнце играло, переливаясь разными цветами. Было первое августа — и на душе была Пасха!


Юрий Иванович Шишков

Юрий Иванович Шишков сопровождает мироточивую икону Божией Матери «Умиление» во всех поездках.
А когда рака с мощами заняла свое место в Троицком соборе, когда закончилось Богослужение, люди понемногу, неохотно стали расходиться. И небольшая группа людей встала у собора — помнится, Преображенского. «Сейчас принесут икону. » — нехотя пояснил кто-то. «Мироточивую, из поселка Локоть», — так же скупо добавил другой. И я встала рядом с ними, чтобы вслед за иконой пройти через Дивеево к тому палаточному лагерю, где остановились крестоходцы, пришедшие на торжества в Дивеево из Курска, с родины Преподобного Серафима Саровского.

На небе зажглись первые звезды, когда мы пришли в лагерь. И для тех, кто, как и я, впервые видел эту чудотворную икону, кто-то из крестоходцев рассказал тогда еще не столь длинную историю ее явления.

— Знаете, Юрий Иванович, мне тогда непонятно было, почему украшена металлической ризой обратная, а не лицевая сторона иконы, — говорю сегодня, через тринадцать лет, уже не безымянному «кому-то», а помощнику Архиерея Железногорской и Льговской епархии, сопровождающему чудотворную икону в поездке в Самару — как и во всех других поездках. И он отвечает:
— А в Крестном ходе от Курска в Дивеево икона и вовсе шла в простом дорожном киоте, без ризы. Сама история изготовления ризы удивительна — и заслуживает отдельного рассказа.

Конечно, сейчас, глядя на эту дивно украшенную икону, если не знать, то и не подумаешь, что это раньше был всего лишь обыкновенный настенный календарь. Сейчас она одета в красивые дорогие ризы.

Накануне Крестного хода Наталья решила изготовить для иконы ризы. Но не штампованные, а особые, достойные этой святыни. Собрав, сколько смогли, денег, приехали в Софрино. Но когда вышел мастер и увидел эту литографию, он лишь снисходительно улыбнулся и сказал: «А вы понимаете, куда вы вообще приехали? Мы ведь делаем ризы на старинные ценные иконы! Мы выполняем заказы самого Патриарха. А вы что привезли? Ну подумаешь, мироточит! Знаете ли, у нас, бывает, софринские иконы мироточат, и нас трудно удивить мироточением. Рекомендуем вам обратиться в мастерскую рангом пониже. Ну, впрочем, если вы так уж хотите, чтобы именно мы изготовили ризу, то это будет стоить. » И была названа такая сумма, что если бы даже Наталья продала свой дом, то и этих денег вместе с собранными раньше средствами вряд ли хватило бы.

Но когда была озвучена эта цифра, икона вдруг засияла изнутри дивным светом. Она переливалась всеми цветами радуги. И Матерь Божия на иконе открыла очи. Посмотреть на это чудо сбежались все работники комбината «Софрино» — а это огромное производство. И работа в комбинате остановилась. Прибежал заместитель директора комбината и распорядился: немедленно унесите эту икону ко мне в кабинет, вы срываете заказ Патриарха! Это же был канун празднования 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия II. Икону унесли в кабинет, но люди все равно стали туда по одному просачиваться, чтобы хоть глянуть на это чудо.

Сретение Господне: в картинах и иконах

14 февраля, 2012

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

Ян ван Скорел. Сретение Господне. 1524-26 гг.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Сретение Господне. Джироламо Романино. 1529 г.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет.

Сретение. Джованни Беллини. 1459 г.

И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Сретение. Филипп де Шампень

Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

Сретение. Питер Кук ван Альст

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).

Сретение. Джотто ди Бондоне. 1320-25 гг.

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

Сретение. Пальма Джовани. 16-17вв.

Сретение. Андреа Селести. 1710 г.

Сретение. Симон Вуэ

Сретение. Франц Ленхарт

Сретение Господне. Италия. 17 век

Сретение Господне. Тинторетто

Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг.

Сретение Господне. Джеймс Тиссо

Сретение. Дуччо ди Буонинсенья

Сретение. Себастьян Бурдон

Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут

ИКОНЫ

Икона Софийского собора в Царском Селе работы Богдановых.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector